Гражданская позиция молодежи в современной России

Современная ситуация в России, характеризующаяся экономическим кризисом, снижением уровня жизни, растущей бедностью населения требует тщательного анализа всех сторон жизни людей, в том числе молодежи. Молодое поколение, в возрасте до 30 лет, в сложившийся социально-экономической обстановке является наиболее незащищенной и подверженной различным радикальным и экстремистским идеям. Поэтому есть смысл говорить о необходимости воздействия на молодое поколение с целью формирования физически и моральн...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Промышленновская СОШ № 56».









Гражданская позиция молодежи в современной России

( учебно-методические материалы)

Номинация: обществознание (социализация детей и подростков)



Выполнила: Мальцева Лариса Дмитриевна, учитель истории и обществознания МБОУ «Промышленновская СОШ № 56».



п.г.т. Промышленная

2014

Оглавление



Введение …………………………………………………………………….... 3

Глава 1. Теоретические основы формирования молодёжной политики



  1. Понятие активной гражданской позиции………………………………5

  2. Проявление гражданской позиции через детские и молодёжные общественные объединения…………………………………………….9

Глава 2. Молодёжная политика в Кузбассе

2.1.Проявление гражданской позиции молодёжи в Кузбассе. «Молодёжный

форум Кузбасса 2009» ………………………………………………………17

2.2. Молодёжный парламент Кузбасса…………………………...…….......20

Заключение ………………………………………………………………..…22

Список литературы …………………………………..…………………….24

Приложения

Приложение 1.Методические рекомендации по проведению урока

«Выборы: моя гражданская позиция» 11 класс……………………………...26

Приложение 2.Методические рекомендации по проведению урока

«Моя гражданская позиция» 10 класс………………………………………..45

Введение

Россия традиционно находится в центре глобальных политических и экономических процессов. Задача ее поступательного, устойчивого развития и безопасности требует эффективной и адекватной реакции на современные вызовы, достижения национальной конкурентоспособности во всех сферах, в том числе и в молодежной политике.

Геополитическое положение любого государства накладывает некоторые особенности на социальные, политические и экономические процессы, развития территорий, и как следствие на молодежную политику. На молодежную политику российского государства и регионов в значительной мере влияет, в том числе и такие характеристики как плотность населения, среднее расстояние между населенными пунктами, развитостью инфраструктуры в местах проживания населения, возможности свободного передвижения по территории региона и государства, экономическое положение.

Современная ситуация в России, характеризующаяся экономическим кризисом, снижением уровня жизни, растущей бедностью населения требует тщательного анализа всех сторон жизни людей, в том числе молодежи. Очевидно, что успешное реформирование государства возможно только при активном участии молодежи. Это требует новых подходов к разработке и осуществлению молодежной политики. В связи с этим возникает необходимость периодического исследования молодежи, сбора достоверной информации об ее жизни, потребностях и интересах. Молодое поколение, в возрасте до 30 лет, в сложившийся социально-экономической обстановке является наиболее незащищенной и подверженной различным радикальным и экстремистским идеям. Поэтому есть смысл говорить о необходимости воздействия на молодое поколение с целью формирования физически и морально развитого индивида. Данное воздействие могло бы осуществляться с помощью создания определенных границ в рамках, которых и происходило бы становление молодого человека. Под этими границами понимается, с одной стороны необходимость ограждения молодежи от влияния уличной среды (наркомании, проституции и других социальных девиаций), с другой - создание первоначально равных условий для всего молодого поколения с целью получения ими необходимых знаний и других ресурсов государства для полноценного развития и возможности раскрытия своих потенциальных возможностей.

Сделать гражданскую позицию молодежи адекватной современным требованиям, учитывающей особенности современного государства, общества, наполнить ее новыми смыслами и содержанием - первоочередная задача органов по молодежной политике всех уровней власти и исполнительной и законодательной. При этом у нашего государства и у регионов есть реальная возможность занять в этой сфере лидирующее положение, обеспечив себе тем самым передовые позиции в развитии территорий.

В условиях модернизации общества и растущих требований к человеческому капиталу государственная молодежная политика должна стать инструментом развития и преобразования страны. Это требует от всех участников процесса социального становления молодежи и самой молодежи разработки и последовательной реализации подходов, ориентированных на прямое вовлечение молодых людей в решение собственных проблем и общенациональных задач.





Глава 1. Теоретические основы формирования молодёжной политики

1.1.Понятие активной гражданской позиции

Активная гражданская позиция - осознанное участие человека в жизни общества, отражающее его сознательные реальные действия (поступки) в отношении к окружающему в личном и общественном плане, которые направлены на реализацию общественных ценностей при разумном соотношении личностных и общественных интересов.

Развитие активной гражданской позиции личности - это непрерывный процесс сознательного, личностного и социально значимого, психологически детерминированного, граждански ориентированного укрепления и развития познавательной, мотивационно-нравственной и поведенческой сфер личности под влиянием внешних и внутренних воздействий, собственных усилий и специально сконструированных педагогических условий.

Компоненты активной гражданской позиции:

А) социальная активность- ее можно определить как сознательное, творческое отношение к трудовой и общественно-политической деятельности, в результате которой обеспечивается глубокая и полная самореализация личности. Активность рассматривается как гармоничное сочетание трудовой и общественно-политической деятельности. Активное отношение к жизни предполагает глубокие знания, всесторонне развитые способности и гражданскую сознательность. Под социальной активностью понимается сознательная активность, основанная на глубоком знании закономерностей общественного развития.

Б) гражданское самосознание личности - оно развивается с опорой на жизненную позицию личности: осознание, оценка человеком своего знания, нравственного облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя как деятеля, как чувствующего и мыслящего существа по мере осознания им себя в качестве члена общества, носителя общественно значимой позиции. Понимания воспитанником своего внутреннего мира зависит от сформированности у него социальных установок для себя.

В) гражданские качества- они формируются под влиянием социальной среды и собственных усилий личности в специально созданных условиях. Чувство любви к Родине, чувство ответственности за свои поступки и действия, инициативность, самостоятельность - важную роль в процессе воспитания этих качеств играет формирование и развитие у учащихся потребностей и положительных мотивов, связанных с этими качествами.

Социальная активность как деятельное отношение человека к социуму, определяющее его гражданское поведение, жизненная позиция (нестабильная в подростковом возрасте) оказывают влияние на формирование гражданского сознания и развитие гражданских качеств личности - патриотизма, чувства ответственности перед Родиной, чувство любви к ней.

Основным вектором в формировании и развитии гражданской позиции является развитие способности субъекта к рациональному постижению действительности, пониманию сущности социального явления, ситуаций, процессов, тенденций развития, формирования гражданского сознания, а в результате - самоопределение и самореализация самой личности.

Активная гражданская позиция рассматривается как совокупность устойчивых установок, оценок, отношений к государству, обществу, профессии, к другим людям, к себе, проявляющаяся в активной деятельности и определяющая действия и поступки человека в аспекте гражданских ценностей.

Потребность как движущая сила развития личности побуждает к творческой активности в том случае, если она опосредована общественными отношениями. Жизненная позиция реализуется в деятельности и требует от личности активности. Активность есть отражение определенных интегральных черт личности: убеждений, знаний, умений, склонностей, способностей, нравственных и волевых качеств.

Таким образом, гражданская позиция формируется под влиянием условий, в которых находится личность, и реализуется в общественной деятельности посредством социальной активности, действенности личности и проявлений её гражданских качеств.

Активная гражданская позиция предполагает наличие интереса к общественной работе, инициативу, исполнительность, осознание личной значимости, наличие организаторских умений. О социальной активности и гражданских качествах подростка (основополагающих компонентах активной гражданской позиции подростков) можно судить и по тому, какую позицию он занимает при обсуждении и оценке дел коллектива, как сам относится к критическим замечаниям и оценкам. Наличие способности к рефлексии и адекватной самооценки также показатель уровня гражданского самосознания подростков.

Говоря об активной гражданской позиции подростков, мы опираемся на то, что это жизненная установка, которая в подростковом периоде только начинает свое развитие, поэтому для обозначения этого процесса используем термин «становление» активной гражданской позиции подростков.

Задача становления активной гражданской позиции личности связана с формированием сложного комплекса взаимодействий человека с окружающим миром и обществом, определением своего положения в обществе в соответствии с гуманистическими идеалами и принципами.

Становление активной гражданской позиции подростков представляет собой сложный процесс развития интегративного качества личности, характеризующегося социальной активностью и инициативой, органичным сочетанием личностных и гражданских ценностей, предполагающее осознание себя гражданином и активным участником общественной жизни.

Результативность деятельности, направленной на развитие активной гражданской позиции молодежи в современном обществе можно отслеживать через этапы становления качеств личности, которые выделил Д.И. Фельдштейн.

-Первый этап - осознание своего «Я».

-Второй этап становления качеств личности - готовность к выбору.

-Третий этап - готовность к проявлению «Я».

-Четвертый этап - использование возможностей среды для собственного развития. Этот этап нашел отражение в социальных проектах.

Таким образом, активная гражданская позиция - это приобретённое качество, которое развивается и совершенствуется на протяжении всей жизнедеятельности человека. Она не является раз и навсегда приобретенным качеством, а изменяется в зависимости от условий, в которые попадает личность.

Включение молодежи в разные виды общественно значимой деятельности существенно расширяет сферу их социального общения, возможности усвоения социальных ценностей, формирования нравственных качеств личности. Именно в коллективе формируются такие важнейшие мотивы поведения и деятельности молодого человека, как чувство долга, коллективизма, товарищества. Хотя учение остается для него первейшим видом деятельности, но основные новообразования в психике молодого человека связаны с общественно полезной деятельностью.

В процессе специально организованной деятельности молодежь овладевает культурными и материальными ценностями общества, приобретает навыки и умения общественно значимой деятельности. Разнообразная деятельность помогает им освоить жизненный опыт, необходимый для осуществления личных планов, становятся шире взгляды, суждения, развиваются творческие способности, формируется общественное мнение. Эта деятельность может способствовать формированию активного отношения молодого человека к тому, что он познает, видит и делает. В этом процессе молодежь овладевает самой деятельностью, становится творцом, а не пассивным исполнителем.

Таким образом, чем содержательнее и целесообразнее построена и организована деятельность, тем больше возможностей для реализации потребности в активной позиции, тем разумнее строится процесс межличностного общения, тем эффективнее будет осуществляться формирование личности в процессе развития.



  1. Проявление гражданской позиции через детские и молодежные общественные объединения.

Современные детские и молодёжные общественные объединения выступают как особый социальный институт, решающий специфические задачи самостоятельными приемами и методами. Общественные объединения - наиболее динамичные институты гражданского общества, его неотъемлемая часть, инновационный потенциал и роль которой необходимо учитывать во всех сферах жизнедеятельности общества и государства.

Сегодня в России действует более 427 тысяч молодежных и детских общественных объединений. Среди них общероссийские, международные, межрегиональные, региональные, местные. По данным социологов, более половины молодых людей поддерживают их существование, при этом войти в их состав хотели бы вдвое меньше. Реально же членами молодежных общественных объединений является 4% российской молодежи.

Российские реформы и преобразования вызвали к жизни много различных общественных движений. И хотя количественный их рост отнюдь не адекватен качественному составу, следует особо отметить значимость молодежных общественных организаций в процессе становления Российского государства. Объединяясь по мотивам удовлетворения общности интересов, детские и молодежные организации способствуют реализации основной стратегии молодежной политики - ориентированное решение проблем конкретного человека, группы, сообщества. Помимо обсуждения способов решения той или иной проблемы, молодежные организации предоставляют некие преимущества для развития конкретного человека как личности в контексте определенной общественной культуры. Несмотря на тенденцию роста численности организаций и их членов, они по-прежнему не являются массовыми. В органах власти и в средствах массовой информации звучат скептические реплики относительно бессилия даже самых крупных молодежных организаций, их искусственности, слабой связи с молодежью и неумения вести работу. Но это неточная позиция, поскольку молодежные и детские объединения являются необходимым звеном самореализации личности, социализации молодежи, приобретения ею организационной культуры, умения вести дело, руководить и подчиняться руководству, в конечном счете - становления правового государства и гражданского общества.

В последние два года все большая часть молодежи высказывается в пользу политических молодежных организаций (7-17%). Исследования свидетельствуют, что идеи социализма не утратили своей актуальности не только в сознании старших поколений, но в известной мере и молодежи, привлекательнее для юношества организации и объединения, наиболее приближенные к жизненным потребностям молодежи (юридические, правовые - 39%, экономические, финансовые фонды, поддерживающие молодежь - 45%, досуговые - 34%).

Молодежные организации, существующие в современной России можно классифицировать по различным основаниям. Для дальнейшей нашей цели - изучения взаимодействия государства с молодежными организациями в плане правового регулирования, государственной молодежной политики, а также надзора и контроля, целесообразно рассмотреть молодежные организации России в зависимости от их отношения к политике, спектра деятельности, регионального охвата и уровня взаимодействия с государством.

По отношению к политике и политическим структурам эти организации можно разделить на 4 группы:

1). Аполитичные - их деятельность политически индифферентна (творческие, спортивные организации, объединения по интересам).

2). Идеологические - руководители и лидеры, которых умалчивают о каком-либо отношении к политике, политическим структурам или отвергают саму возможность участия в политическом процессе. Однако при этом в программных документах фиксируются совершенно определенные идеологические положения, например, они создаются «в интересах защиты прав и реализации интересов юношества, развития личности, ее гражданского становления», чтобы обеспечить «развитие физического, интеллектуального и духовного потенциала молодых людей как ответственных граждан своей страны». К таким организациям, например, можно отнести гражданско-патриотические, поисковые объединения.

3). Политические - молодежные организации, создаваемые при тех или иных политических объединениях и действующие в строго заданных идеологических рамках. Политические партии, кровно заинтересованные в собственном воспроизводстве, стремятся рекрутировать будущих членов своих организаций из детской и молодежной среды и создавать для них определенные организации при партиях в качестве функциональной ниши. В качестве примера можно привести молодежный союз «Отечество», общероссийскую организацию «Молодежное единство» и другие молодежные крылья политических партий.

4). Политико-просветительские - общественные объединения, нацеленные на подготовку будущих представителей российской политической элиты. Характерными особенностями деятельности подобных формирования являются : во-первых, отсутствие ориентации на доктрину определенной политической партии; во-вторых, ориентация на политическое просвещение членов объединения; в-третьих, непрофессиональная политическая деятельность подростков и юношей, стажировка в государственных структурах, участие в работе общественных комиссий, комитетов, фондов, добровольная работа в качестве помощников депутатов, политических деятелей и др. Многие из подобных общественных формирований в 1990-1991 гг. объединились в Ассоциацию «Школа демократической культуры».

По спектру деятельности можно выделить:

1). Организации, выделяющие в своей деятельности приоритетные направления - творческие, поисковые, военно-патриотические, общественно-политические, спортивные, религиозные, культурно-досуговые, исторические, профессиональные (Молодежный союз юристов), социальной направленности. Подробнее мы остановимся на них, говоря о реализации государственной молодежной политике совместно с общественными организациями.

2). Организации, организующие деятельность в рамках свободного времени молодежи, не выделяя приоритетных направлений - штабы и союзы учащейся молодежи, студенческие организации.

3). Организации, реализующие широкий спектр направлений деятельности, обычно наиболее крупные. Наиболее крупными молодежными общественными объединениями в России на 2012 год являются:

  • общероссийская Ассоциация общественных объединений «Национальный совет молодежных и детских объединений России»;

  • общероссийская общественная организация «Национальная система развития научной, творческой и инновационной деятельности молодежи России «Интеграция»;

  • общероссийская общественная организация «Российский союз молодежи»,

  • общероссийская общественная организация «Детские и молодежные социальные инициативы» (ДИМСИ);

  • общероссийская общественная организация «Союз МЖК России»;

  • общероссийская общественная организация «Молодежный союз юристов Российской Федерации»,

  • общероссийская общественная организация «Национальная молодежная лига»,

  • общероссийская общественная организация «Молодежное единство».

К примеру, одной из крупнейших молодежных общероссийских организаций сегодня является Российский Союз Молодежи. Сегодня РСМ - крупнейшая молодежная общероссийская организация России. Территориальные организации РСМ работают в 76 субъектах Российской Федерации, в программах РСМ участвуют около 5 миллионов молодых людей. За эти годы полностью сформировалась новая модель организации и определилась система ценностей РСМ, которая строится на концепции воспитания жизнеспособного поколения, что предполагает его конкурентоспособность во всех сферах жизни и определяется следующим качествами: образованность, патриотизм, активная гражданская позиция, владение культурой общения, информационная культура, нравственность. Кроме того, в последнее время происходит осмысление исторического опыта комсомола как уникальной молодежной организации с богатым арсеналом форм работы с молодежью (конкурсы молодых талантов, фестивали и смотры художественной самодеятельности, спортивные соревнования «Кожаный мяч», «Золотая шайба», «Белая ладья», научно-техническое творчество молодежи, МЖК, ССО, шефская работа в армии и на флоте, военно-спортивные игры, поисковые отряды по местам боевой и трудовой славы, оборонно-спортивные лагеря, соревнования по прикладным военно-техническим видам спорта).

По региональному охвату организации подразделяются на :

1). Региональные: городские, районные, областные, краевые и др. Важной характеристикой современного общественного движения является его неравномерное распределение по стране. Большая часть союзов детей и молодежи сосредоточена в крупных городах - Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, Волгограде, Кемерово, в некоторых других крупных экономических центрах, в столицах республик, входящих в состав Российской Федерации. Формируются реестры детских и молодежных общественных объединений на региональном уровне, как основа их государственной поддержки.

2). Межрегиональные. В последние годы в ряде субъектов РФ произошло организационное становление межрегиональных общественных объединений: межрегиональная общественная организация «Ассоциация работников молодежной сферы» (Тульская область), межрегиональная Ассоциация клубов международной дружбы учащейся молодежи «Дом мира» (Владимирская область), межрегиональная ассоциация служб трудоустройства молодежи (Пензенская область). Часто такие организации создаются на базе объединения нескольких молодежных организаций. Например, в конце октября 2001 года была проведена учредительная конференция Московской областной общественной организации «Молодежь Подмосковья ХХI», учредителями которой выступили Молодежная общественная организация «Подольский студенческий союз», Межрегиональная общественная организация развития культуры, образования и спорта «Содружество» Красногорского района, Московская областная молодежная общественная организация «Молодежная перспектива - Подмосковье ХХI век» Балашихинского района. Центр молодежных и детских программ «Отечество», Мытищинский районный союз молодежи, молодежные организации и движения г.Электросталь, Раменское, Егорьевск, Ивантеевка, Одинцовского, Дмитровского, Люберецкого, Солнечногорского, Пушкинского, Коломенского, Сергиево-Посадского района.

3). Международные. В настоящее время на территории Российской Федерации действуют отделения таких международных молодежных организаций, как Христианская Ассоциация Молодых Людей, организации скаутов в разных регионах, отделение Всемирного братства православной молодежи «Синдесмос» и другие.

По уровню взаимодействия с государством можно выделить:

1). Включенные в Реестры организаций, пользующихся поддержкой государства. Это означает возможность взаимодействия с государством на уровне частичного финансирования программ этих организаций. По состоянию на 31 декабря 1997 г. Федеральный реестр включал в себя 48 организаций, из них 32 молодежных. За четыре года проведения конкурса на соискание государственных грантов среди молодежных и детских общественных объединений было рассмотрено 350 проектов и программ, рекомендовано на предоставление государственной поддержки 120 проектов и программ на сумму около 4 млрд. руб. В 2002 году в Федеральном реестре 57 общественных организаций, из них 42 молодежных и 15детских.Формируются реестры детских и молодежных общественных объединений на региональном уровне как основа их государственной поддержки. Так, в Санкт-Петербурге составлен реестр молодежных и общественных объединений, в котором указаны 462 организации, в Вологодской области 16 организаций.

2). Не включенные в Реестры, но зарегистрированные в органах юстиции. Например, по данным Министерства юстиции РФ, на начало 2009 года в РФ зарегистрировано 79 общероссийских и международных молодежных и детских общественных объединений.

3). Не зарегистрированные в органах юстиции РФ, но осуществляющие свою деятельность на основании учредительных документов и не преследующие антигосударственных целей. К сожалению, таковыми остается большая часть молодежных организаций (73% против 27% зарегистрированных), так как процедура регистрации общественных объединений постоянно усложняется. На первоначальном этапе некоторые организации не могут даже уплатить регистрационный взнос в сумме 2000 рублей. Это крайне плохо, так как сужает круг общественных объединений, на которые распространяется действие федерального и регионального законодательства, направленного на поддержку молодежных общественных объединений, не позволяет отследить степень эффективности, реальности деятельности общественных объединений. В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О поддержке молодежных и детских общественных объединений», государственная поддержка оказывается зарегистрированным в установленном законом порядке и обратившимся за такой поддержкой к федеральным органам исполнительной власти молодежным объединениям граждан в возрасте до 30 лет, объединившихся на основе общности интересов для осуществления совместной деятельности, направленной на удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей, социальное становление и развитие членов объединения, а также в целях защиты своих прав и свобод. Таким образом, получается, что незарегистрированные в органах юстиции организации не признаются государством ни в качестве субъекта взаимоотношений, ни в качестве объекта поддержки. А ведь задачу государственной поддержки без того делает непростой разнообразие организаций по направлениям деятельности, недостаток опыта публичной деятельности их руководства и членов, крайне небольшая численность и ограниченные ресурсы большинства из них.

В настоящее время идет дискуссия о том, должны ли молодежные организации быть крупными и массовыми, или же им следует быть небольшими, но свободными от давления государства или каких-либо политических сил, чтобы не допустить возврата к всеобщности и всеохватности одного-единственного молодежного движения. Так, В.И. Скоробогатова, первый секретарь ЦК Российского Союза Молодежи, считает, что: «надо расстаться с идеями создания сверху общефедеральных организаций, объединяющих всю молодежь по типу комсомола, которая время от времени возникает в различных умах: чиновников, политиков, ученых, руководителей субъектов федерации. Это, неизбежно ведет к слиянию государственных и общественных структур и заранее программирует деградацию гражданского общества». А в материалах Министерства образования РФ говорится, что «прежний советский опыт и практика зарубежных государств говорят о целесообразности иметь сильные, высокоавторитетные молодежные организации, которые имели бы свои программы и проекты по решению молодежных проблем, являлись бы проводниками государственной молодежной политики».Так, в 2001 году в России создана Общероссийская ассоциация общественных объединений «Союза молодежных организаций Российской Федерации («СОЮЗМОЛ»), целями которой являются: объединение на региональном и федеральном уровнях различных общественных политических, государственных, профессиональных и других молодежных организаций, отстаивание приоритетов в решении молодежных проблем в государственной политике, привлечение молодежи к участию в выработке и принятии управленческих решений от муниципального до государственного уровня, активное участие в создании и совершенствовании законодательной базы, ориентированной на системное обеспечение правовых норм защиты и поддержки молодых россиян. Также создан Национальный совет молодежных и детских общественных объединений.

Глава 2. Молодёжная политика в Кузбассе

2.1. Проявление гражданской позиции молодёжи в Кузбассе. «Молодёжныйфорум Кузбасса 2009»

Первый молодежный форум в Кузбассе проходил 26-27 ноября 2009 г. в г. Кемерово. Он объединил около 700 молодых кузбассовцев - студентов, молодых предпринимателей, ученых, новаторов, творческих деятелей, журналистов, лидеров молодежных общественных объединений. Участники форума собрались, чтобы подвести итоги Года молодежи в России, объявленного Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым.

Для многих Год молодежи стал годом успеха, временем особых достижений во благо родного края и всей страны.

На Форуме работали многочисленные площадки, секции, круглые столы; состоялись мастер-классы именитых артистов, спортсменов, общественных деятелей.

Работа площадки «Научно-технические инновации и проектная деятельность молодежи» была одной из самых востребованных на Форуме. Молодым инноваторам была предоставлена возможность презентовать свои разработки представителям бизнес-структур, получить оценку экспертов, обменяться идеями и опытом коммерциализации проектов, найти коммерческих партнеров для собственных разработок.

На площадке молодых журналистов начинающие авторы дискутировали на тему «Слово журналиста: свобода и ответственность». В работе площадки принимала участие народная артистка России Ангелина Вовк, которая поделилась с участниками своим мнением о месте средств массовой информации в современном гражданском обществе, реформах русского языка и перспективах молодежной журналистики.

Во время работы Форума финалисты областного конкурса радио ди-джеев в течение дня в прямом эфире определяли лучшего. Молодые ди-джеи демонстрировали творческую индивидуальность, умение установить контакт с радиослушателями, соперничали в оригинальности выбора тем для обсуждения с аудиторией.

Секция «Молодежный парламентаризм» собрала молодые депутаты советов народных депутатов, члены молодежных парламентов городов и районов Кемеровской области, Молодежного парламента Кузбасса. Участники обсудили вопросы стратегического развития муниципальных образований и участия молодежи в нем, встретились с председателем комиссии по работе с молодежью Центрального совета сторонников партии "Единая Россия", бронзовым призером олимпийских игр в Афинах по дзюдо заслуженным мастером спорта Дмитрием Носовым.

Региональный фестиваль-конкурс молодежных web-ресурсов «Даёшь web-молодежь!» проводился с целью представления, оценки и продвижения ресурсов, отражающих информацию о Кемеровской области в глобальных информационных сетях - об ее природных, промышленных, человеческих ресурсах; инновационных достижениях в области культуры, образования, науки, спорта и туризма, популяризации возможностей современных информационных технологий среди различных профессиональных и социальных групп.

Конкурс молодых экскурсоводов «Край, в котором ты живешь…» проводился среди молодых экскурсоводов городских и районных краеведческих музеев, станций юных туристов, школьных и других музеев, ориентированных на историю Кузбасса.

Площадка «Моя гражданская позиция …..» объединила лидеров-организаторов национальных общественных, творческих, молодежных, студенческих объединений. На площадке состоялась презентация журнала «Кузбасс - регион согласия», выступление национальных исполнителей.

Волонтерская площадка форума стала одной из самых многочисленных. Добровольцы общественных объединений и учреждений Кемеровской области, волонтеры всероссийской общественной организации инвалидов дискутировали о роли социального служения; работали в группах по разработке проекта волонтерской акции, изготавливали сувениры для детей социальных учреждений.

В качестве экспертов на площадке работали неоднократный олимпийский чемпион по спортивной гимнастике заслуженный мастер спорта Алексей Немов и заслуженная артистка России Анита Цой.

В рамках форума состоялись и многочисленные творческие мероприятия и конкурсы: фестиваль видео-работ «В кадре!», Кубок команд КВН «СТАРТ 2009», выставка работ молодых авторов - фотографов, дизайнеров, художников. Для молодых актеров, режиссеров, студентов творческих специальностей дали мастер-классы народная артистка СССР Людмила Касаткина и заслуженная артистка России Светлана Тома; для начинающих фигуристов тренировку провела заслуженный мастер спорта первая российская чемпионка мира в женском одиночном катании Мария Бутырская.

Вечерняя программа Форума была не менее насыщенной. В крытом модуле Губернского центра спорта состоялась акция «Все - на лед!», организованная совместно Губернским телеканалом «СТС-Кузбасс». На катке прошли показательные выступления молодых фигуристов, игра молодежных команд по хоккею с мячом. В завершении на лед вышли финалистки областной акции «Девчонки тоже чемпионки!», чтобы определить победителя соревнований.

Кульминацией форума стал торжественный Губернаторский прием, на котором лучшие представители молодежи Кузбасса, добившиеся особых успехов в Год молодежи, были поощрены и награждены областными наградами.

Второй областной молодежный форум «СТАРТ-2010» призван поддержать талантливых, целеустремленных представителей молодого поколения области, которые инициативами и инновационным разработкам вносят вклад в развитие Кузбасса.

01.11.2012г.

2.2. Молодежный парламент Кузбасса

при Совете народных депутатов Кемеровской области провел расширенное селекторное заседание.

Гражданская позиция молодежи в современной России

На заседании парламента присутствовал В.М. Ходько - председатель комитета по вопросам туризма, спорта и молодежной политики Совета народных депутатов Кемеровской области, председатель молодежного парламента Кузбасса Крюкова Дарья, члены совета и приглашенные.

Перед советом и членами парламента выступила Крюкова Дарья, которая отчиталась о поездке в г.Москву, участии в заседании молодежного парламента при Государственной Думе и рассмотренных там вопросах. Также она рассказала, что членами совета были проведены встречи со студенческими активами ВУЗов и ССУЗов г.Кемерово.

Член совета молодежного парламента Кузбасса Чернова Любовь рассказала об опыте молодежного парламента Беловского городского округа по реализуемому проекту "Кадровый резерв - я парламентарий", как они готовят студентов ССУЗов и ВУЗов для работы в администрации и городском Совете народных депутатов.

Член совета молодежного парламента Кузбасса Супруненко Наталья выступила с докладом о подведении итогов областного конкурса "Самые известные люди Кузбасса", приуроченного к 70-летию Кемеровской области. По итогам голосования победителями в рейтинге известности стали Михайло Волков, Леонов Алексей и Волошина Вера.Член молодежного парламента Кузбасса, заместитель председателя молодежного парламента г.Кемерово при Кемеровском городском совете народных депутатов 5 созыва Жуков Алексей выступил с докладом о предстоящем областном турнире по стрит-болу среди учебных заведений среднего профессионального образования Кемеровской области. Он пояснил цели и задачи данного мероприятия. Также всем по селектору было озвучено, что сбор заявок на участие в турнире начался и продлится до 23 ноября, а сам турнир, ориентировочно, пройдет 15 декабря на базе ГОУ СПО "Кемеровский государственный профессионально-педагогический колледж".

Член молодежного парламента Кузбасса Барт Валерий выступил с докладом о проекте "Школа молодежного актива", инициированным молодежным парламентом и местным отделением "МГЕР" Анжеро-Судженского городского округа.

Заключение

В последнее время очень много говориться о том, что молодежная политика должна быть, что она должна эффективно реализовываться, и направлена на молодежь. Но для того, чтобы это реализовать, необходимо сначала определится с сущностью молодежной политики.

Молодежь несет особую функцию, а точнее не сама молодежь, а молодежная культура. Она понимается как «феномен, связанный с процессами, посредством которых современное индустриальное общество «изымает» детей из семей и подготавливает их для успешного функционирования в более широкой социальной системе».

Для обеспечения экономической самостоятельности молодых граждан разрабатываются меры по повышению конкурентоспособности молодежи на рынке труда, правовые основы деятельности студенческих трудовых отрядов, сезонной занятости молодежи.

В современном обществе нельзя ограничиться традиционными подходами к молодежи и детям как «социально затратным» группам. Именно через развитие социальной активности молодежи, ее гражданского самосознания, участие в школьном и студенческом самоуправлении, молодежных и детских общественных объединениях, молодежных парламентах и правительствах достижим рост политического участия и гражданского самосознания молодежи, ее социальной лояльности.

Необходимо учитывать, что для качественного образования ключевой является неразрывность процесса обучения и воспитания - это отражено в действующем законе об образовании. Вопросы воспитания молодого поколения, его участия в развитии институтов гражданского общества отражены в содержании программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на 2006-2010 годы.

Стоит добавить, что эффективность работы в сфере молодежной политики, должна быть измеряемой, выражаться в значении ряда социально значимых индикаторов по различным векторам социально-экономического развития страны и регионов. Это: снижение безработицы среди молодежи; увеличение доли молодых людей, идентифицирующих себя как граждане России; снижение численности молодежи, вовлеченной в неформальные социально опасные организации; увеличение доли молодежи в органах власти разного уровня; рост числа молодежи и детей - членов общественных объединений и др.

Результаты социологических исследований, проведённых в течение последних лет, показывают, что политическое поведение молодёжи Иркутской области в значительной степени фрагментировано и не имеет единых для всех представителей данной социально-демографической группы характеристик. Отдельные группы молодёжи отличаются друг от друга интересом к политике, уровнем включенности в политическую жизнь, ориентациями на различные идейно-политические течения Российской Федерации.









Список литературы:

1.Боголюбов Л.Н. «Методические рекомендации к курсу «Человек и общество», часть 2, М., «Просвещение», 2001 .

2.Боголюбов Н.В. «Обществознание», 10 кл., базовый уровень, М., «Просвещение», 2006.

3.Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12.12.1993 г.) // Российская газета. 25.12.1993 г., № 237. Ст.132.

4.Никитин А.Ф., «Правоведение. Избирательное право», рабочая тетрадь из серии «Шаг за шагом». М., 1996г.

5.Певцова Е.А. «Обществознание. 10-11 кл. Книга для учителя». М., «Русское слово», 2000.

6.Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 03.06.1993 г. № 5090-1 «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РФ, 24.06.1993 г., № 25. Ст. 903.

7.Федеральный закон от 14.04.1995 г. «Об общественных объединениях» //принят Государственной Думой (с изменениями на 17 мая 1997 года)

8.Федеральный Закон от 28.06.1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» // Собрание законодательства Российской Федерации. 03.07.1995 г., № 27. Ст. 2503.

9.Федеральный Закон от 29.04.1999 г. № 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 03.05.1999 г., № 18. Ст. 2206.

10.Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 03.06.1993 г. № 5090-1 «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РФ, 24.06.1993 г., № 25. Ст. 903.

11. Шилобод М.Н. «Политика и право», учебное пособие для 10-11 класса, М., «Дрофа», 1999г.

Приложение 1

Методические рекомендации по проведению урока

«Выборы: моя гражданская позиция» 11 класс.



«Только способность голосовать

составляет квалификацию гражданина»

Иммануил Кант (1724-1804)

Право избирать и быть избранным в органы государственной власти

и местного самоуправления является неотъемлемой частью цивилизованного

образа жизни. От осознания этой, казалось бы, очевидной истины зависят

настоящее и будущее каждого человека, страны в целом. Демократия пред-

полагает всеобщие, прямые и открытые выборы. Они - необходимый кон-

ституционно гарантированный минимум политической деятельности лич-

ности. Это, с одной стороны, - право, с другой - обязанность каждого

гражданина, выполнение которой позволяет проводить в жизнь демокра-

тические принципы. Но общим для многих стран является снижение избира-

тельной активности, особенно среди молодежи. Урок связан с социальной

проблемой - компетентного выбора избирателей.

Разрешение этой проблемы влияет на становление демократического

правового государства, гражданского общества. Важно, чтобы подростки

смогли разобраться в противоречивости этой проблемы и понять её

сложность, актуальность, научиться принимать решения в ситуациях,

возникающих в связи с нею. Исследование указанной выше проблемы, её

проявлений и последствий, принятие решения о том, кто всё-таки

ответственен за результаты политических выборов, опыт социальных дей-

ствий по решению проблемы создают условия для формирования важных

интеллектуальных, коммуникативных умений и личностных качеств моло-

дых людей - будущих избирателей.

Цель урока:

• Получение учениками знаний о принципах и процедуре современных вы-

боров.

• Понимание важности и ответственности шага, связанного с участием в по-

литических выборах; понимание, что именно через выборы каждый граж-

данин может реализовать своё право участвовать в управлении делами

государства.

• Повышение гражданской ответственности.

Ожидаемые результаты:

В области знаний:

• Учащиеся актуализируют знания об основных принципах и этапах участия

граждан в выборах.

• Учащиеся познакомятся с основными понятиями, связанными с избира-

тельной системой России (в том числе принципами избирательного права,

видами избирательных систем, избирательным процессом и его стадиями).

• В ходе урока школьники смоделируют действия различных участников

избирательного процесса.

В области умений:

Учащиеся в ходе учебного занятия:

• Смогут обобщить высказывания исторических деятелей и сформулиро-

вать выводы об идеях, их объединяющих.

• Проанализируют информацию по основным этапам избирательного про-

цесса и обработают ее на основе заданных параметров.

• Выскажут свое мнение по поводу значения участия в выборах и послед-

ствиях неучастия в избирательной кампании.

• Проанализируют конкретные ситуации избирательной кампании и соот-

несут их с нормами избирательного права.

В области опыта:

• Учащиеся получат опыт участия в обсуждении, опыт встреч с членами из-

бирательной комиссии.

• Получат опыт применения правовых норм при анализе ситуаций избира-

тельной кампании.

В области отношений, ценностей, внутренних установок:

Учащиеся могут задуматься и высказать свое отношение к вопросам

значимости выборов как демократического института и важности активной

гражданской позиции в реализации избирательного права для успешной

модернизации страны.

Оборудование и материалы: демонстрационное оборудование, текст

Федерального закона

«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие

в референдуме граждан Российской Федерации» (в электронном варианте),

текст Конституции РФ (в электронном варианте),

презентация к уроку «Выборы: моя гражданская позиция», материалы для

учащихся, материалы

для учителя.

Интернет-ресурсы

cikrf.ru - официальный сайт Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

http-://wciom.ru - сайт Всероссийского центра изучения общественного мнения.

Ход урока:

Часть 1. Введение (10 минут)

Задание для учащихся: Прочитайте цитаты и определите, какие идеи

заложены в данных высказываниях.

Уточняющие вопросы:

• О какой форме государственной власти идет речь?

• Какой процесс и при каких условиях является основой реализации дан-

ной власти?

Цитаты:

• «Меньшинство нередко становится большинством, потому что встает

с постели и голосует» (Л. Питер).

• «Плохие власти выбираются хорошими гражданами, которые не голосуют»

(Д. Нейтан).

• «Часто человека подстерегает неудача не в случае ошибочного выбора,

а при отказе от возможности его сделать» (Э. Севрус).

• «Лучше регулярно ходить на выборы, чем однажды попасть на баррикады»

(Э. Севрус).

• «Избирательный бюллетень сильнее пули» (А. Линкольн).

• «Неучастие в политике не освободит вас от ее результатов» (О. Ф. Бисмарк).

• «Цель любых выборов… прежде всего в том, чтобы обрести правителей -

людей, обладающих наивысшей мудростью для того, чтобы выделять цели,

общие для всего общества, наивысшей добродетелью для того, чтобы

придерживаться их в своей деятельности» (Дж. Мэдисон).

Рефлексия: Школьники могут предложить следующие идеи, которые

заложены в высказываниях:

• В данных цитатах речь идет о выборах.

• К праву избирать не всегда относятся ответственно.

• Ответственность избирателя - основа демократии.

• Последствия отказа от выбора может привести к изменению политического режима.

• Выборы - это ответственный выбор представителей власти и т.д. и т.п.

Основная идея: Демократическое устройство государства определяет

наличие выборов и ответственного участия в них граждан.

После обсуждения учитель знакомит учащихся со значением публичных

выборов (слайд презентации).

Значение публичных выборов в том, что они:

во-первых, являются важным средством решения вопроса о власти,

систематического обновления властных структур.

Во-вторых, через выборы выявляются те предвыборные заявления

и программы кандидатов, политических партий, которые в наибольшей

степени отвечают интересам и потребностям народа.

Таким образом, определяется направление законодательной деятельности

и деятельности высших должностных лиц.

В-третьих, выборы способствуют приобщению рядовых граждан к политике,

их политическому просвещению и воспитанию.

В-четвертых, посредством выборов государственная и муниципальная власти

приобретают легитимность, т. е. законность.

Часть 2. Роли в избирательном процессе (25 минут)

Учащиеся делятся на группы. Может быть создано групп

от 3 до 6 в зависимости от количества учащихся (например, одна группа -

кандидаты в депутаты, одна группа - члены избирательной комиссии и две-

три группы избирателей).

Задание для учащихся: В избирательном процессе участвуют граждане,

занимая определенные позиции (роли): роль избирателя, роль кандидата

(избираемого), роль члена избирательной комиссии муниципального

образования с правом решающего голоса.

Используя информацию, представленную в таблице «Основные стадии

избирательного процесса», составьте план ваших действий на каждой стадии

избирательного процесса, если вы:

• Избиратель.

• Кандидат (избираемый).

• Член избирательной комиссии муниципального образования с правом решающего голоса.

Результат вашей работы занесите в таблицу:



Группа 1

Стадия избирательного процесса

Что я буду делать как ИЗБИРАТЕЛЬ

1. Назначение выборов

2. Образование избирательных округов и участков. Составление списков избирателей

3. Выдвижение кандидатов и их регистрация

4. Предвыборная агитация

5. Голосование, установление результатов выборов, их опубликование

Группа 2

Стадия избирательного процесса

Что я буду делать как КАНДИДАТ

(избираемый)

1. Назначение выборов

2. Образование избирательных округов и участков. Составление списков избирателей

3. Выдвижение кандидатов и их регистрация

4. Предвыборная агитация

5. Голосование, установление результатов выборов, их опубликование





Группа 3

Стадия избирательного процесса

Что я буду делать как ЧЛЕН ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ПРАВОМ РЕШАЮЩЕГО

ГОЛОСА

1. Назначение выборов

2. Образование избирательных округов и участков. Составление списков избирателей

3. Выдвижение кандидатов и их регистрация

4. Предвыборная агитация

5. Голосование, определение результатов выборов, их опубликование

Материалы для учащихся

Избирательный процесс и его основные стадии

Стадия избирательного процесса:

1. Назначение выборов.

Осуществляется:

1) Уполномоченным на то органом или должностным лицом (к примеру,

Президентом России на выборах в Государственную Думу Федерального

Собрания Российской Федерации, Советом Федерации Федерального

Собрания Российской Федерации на выборах Президента).

2) В отдельных случаях организующими выборы избирательными

комиссиями (к примеру, если отсутствуют уполномоченные на то органы

или должностные лица). Голосование на выборах проводится только в

воскресенье. Единые дни голосования на региональных и местных

выборах, как правило, - второе воскресенье марта, а в ряде случаев -

второе воскресеньеоктября года, в котором истекают сроки полномочий

избираемых органов.

В основу формирования избирательных комиссий всех уровней положено

обеспечение их независимого статуса. Все избирательные комиссии

являются коллегиальными органами. В Российской Федерации действуют

следующие избирательные комиссии: Центральная избирательная

комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов

Российской Федерации (например, Избирательная комиссия Красноярского

края), избирательные комиссии муниципальных образований, окружные

избирательные комиссии, территориальные избирательные

комиссии, участковые избирательные комиссии.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (ЦИК) состоит

из 15 членов, из которых: пять членов ЦИК - назначаются Государственной

Думой Федерального Собрания Российской Федерации из числа кандидатур,

предложенных фракциями, иными депутатскими объединениями в

Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, а также

депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской

Федерации; пять членов ЦИК - назначаются Советом Федерации

Федерального Собрания Российской Федерации из числа кандидатур,

предлагаемых законодательными (представительными) органами

государственной власти субъектов Российской Федерации и высшими

должностными лицами субъектов Российской Федерации; пять -

Президентом Российской Федерации. Срок полномочий Цен-

тральной избирательной комиссии Российской Федерации 5 лет.

В установленных законом случаях решение о назначении соответствующих

выборов могут принимать Центральная избирательная комиссия Российской

Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации,

избирательные комиссии муниципальных образований.

2. Образование избирательных округов и участков. Составление списков из-

бирателей.

Образование избирательных округов и избирательных участков. При

проведении выборов образуются избирательные округа - территория,

от которой непосредственно гражданами Российской Федерации избирается

депутат (депутаты) или выборное должностное лицо. Избирательные округа

могут быть многомандатными (от каждого округа выбирается несколько

депутатов) и одномандатными (от каждого округа избирается только один

депутат). А выборы Президента России, равно как и выборы депутатов

Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации,

осуществляются по единому избирательному округу, которым являетсявся

территория страны (федеральный избирательный округ). Схема

одномандатных и (или) многомандатных избирательных округов

определяется организующей выборы избирательной комиссией и представляется на утверждение в соответствующий законодательный (представительный) орган государственной власти, представительный орган муниципального образования.

В отличие от избирательного округа избирательный участок - это территориальная единица, образуемая для проведения голосования и подсчета голосов. Участки образуются в пределах избирательного округа и не должны пересекать его границ. Они обычно располагаются в каком-либо общественном здании, чаще всего в здании школы. Избирательные участки образуются из расчета не более чем три тысячи избирателей на каждом участке. Каждому избирательному участку присваивается определенный номер. Избирательные участки образуются по согласованию с комиссиями главой местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения. Списки избирательных участков с указанием их границ, адресов, номеров и мест нахождения участковых комиссий и помещений для голосования публикуются в печати.

Составление списков избирателей. Все граждане Российской Федерации- избиратели -включаются в списки избирателей. Списки составляются избирательными комиссиями по каждому избирательному участку на основании данных, представляемых уполномоченным на то органом или должностным лицом. Основанием включения избирателя в список является:

а) факт нахождения его места жительства (в установленных законом случаях также факт

временного пребывания гражданина) на территории этого избирательного участка;

б) наличие у гражданина открепительного удостоверения (если законом предусмотрено голосование по открепительным удостоверениям).

Эти списки избирателей направляются в участковые избирательные комиссии, где уточняются и представляются для ознакомления избирателей. Каждый гражданин Российской Федерации

может быть включен только в один список избирателей. Гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, может прийти в участковую избирательную комиссию

и выяснить, не забыли ли его включить в список. При обнаружении неточностей, ошибок в сведениях о нем, включенных в список избирателей, гражданин вправе заявить об этом в участковую избирательную комиссию, которая в течение 24 часов с момента обращения (в день голосования - в течение двух часов), но не позднее момента окончания голосования должна принять решение об устранении неточностей, ошибок либо об отклонении заявления с указанием причин отклонения и дать ответ заявителю. Решение может быть обжаловано в вышестоящей избирательной комиссии или в суде. Суд рассматривает заявление в трехдневный срок, а в день голосования - немедленно.

3. Выдвижение кандидатов и их регистрация.

Возможны два варианта: 1. выдвижение кандидатов (списков кандидатов) избирательным объединением (например, на федеральных и региональных выборах таким избирательным объединением является политическая партия); 2. Самовыдвижение.Кандидат должен подать заявление о своем желании баллотироваться на выборах, в котором он также указывает необходимые данные о себе, и приложить сведения о размере и источниках доходов, об имуществе и вкладах в банках, ценных бумагах. Эти данные проверяются и доводятся до сведения избирателей. В случае самовыдвижения кандидат обязан собрать подписи в свою поддержку (так, для кандидата в Президенты РФ надо собрать не менее 2 млн. подписей избирателей). Если все требования закона выполнены, то соответствующая избирательная комиссия производит регистрацию кандидата и выдает ему удостоверение. Но кандидату могут и отказать в регистрации, если:

• представлен неполный набор документов;

• представлено недостаточное количество достоверных подписей;

• у кандидата отсутствует пассивное избирательное право;

• нарушены правила финансирования предвыборной кампании кандидата (например, не создан избирательный фонд);

• кандидат скрыл сведения о неснятой и непогашенной судимости и т.д.

4. Предвыборная агитация.

Это деятельность, цель которой побудить избирателей проголосовать за того или иного кандидата, список кандидатов. Кто может агитировать? В принципе, такое право дается гражданам Российской Федерации, достигшим 18 лет на день голосования, и общественным объединениям. Но, понятно, активно этим занимаются сами кандидаты и избирательные объединения.

Однако есть ограничения, касающиеся субъектов агитационной деятельности.

Так, запрещается проводить предвыборную агитацию:

• военнослужащим;

• государственным органам, органам местного самоуправления, государственным и муниципальным служащим;

• благотворительным и религиозным организациям;

• избирательным комиссиям, членам избирательных комиссий с правом решающего голоса;

• иностранным гражданам, за исключением случая, когда они в соответствии с международными соглашениями могут принимать участие в местных выборах, иностранным юридическим лицам;

• представителям СМИ при осуществлении ими профессиональной деятельности и др.

Для агитации подходят далеко не все средства. Понятно, что наиболее эффективно можно представить кандидата в нужном свете с помощью средств массовой информации (телевидение, радио, периодические печатные издания). Но СМИ могут использовать для агитации только сами кандидаты и избирательные объединения. Можно также проводить собрания и другие агитационные мероприятия (например, митинги, шествия, публичные дискуссии, лекции, беседы). Можно распространять печатные, аудиовизуальные и иные агитационные материалы. Расходы на проведение предвыборной агитации должны оплачиваться за счет средств избирательных фондов соответствующего кандидата, избирательного объединения.

Законом устанавливается срок агитации в СМИ: она начинается за 28 дней до дня голосования и заканчивается в ноль часов за сутки до дня голосования. В избирательном процессе от агитации зависит многое. Вот почему порой здесь допускаются злоупотребления. Наиболее часто встречается подкуп избирателей (вручение подарков, денежных средств, льготная распродажа товаров, предоставление каких-либо услуг бесплатно или на льготных условиях, а равно обещание сделать это).

5. Голосование, определение результатов выборов, их опубликование.

Это самая ответственная стадия. Именно на избирательном участке избиратель реализует свое право на участие в голосовании. В законе устанавливаются следующие правила проведения голосования:

1. Для голосования местной властью участковой комиссии предоставляется помещение, где есть зал, пригодный для установки кабинок и другого оборудования для голосования (в частности, столов для участковой избирательной комиссии, информационного стенда).

2. Изготавливаются избирательные бюллетени по форме, утвержденной соответствующей избирательной комиссией.

3. По продолжительности голосование не может быть менее 10 часов (обычно оно проводится с 8 до 20 часов).

4. Ящики для голосования опечатываются (опломбируются).

5. Избирательные бюллетени выдаются лично в руки избирателям при предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.

6. Если избиратель не обнаружил себя в списке избирателей, но он зарегистрирован на территории данного избирательного участка, он должен быть включен в список избирателей участковой избирательной комиссией и ему предоставлена возможность проголосовать.

7. Избиратель, который не может самостоятельно заполнить бюллетень, вправе воспользоваться помощью другого избирателя.

8. Голосование по доверенности не допускается.

9. Бюллетени заполняются в специально оборудованной кабинке, ином специально оборудованном месте, где не допускается присутствие других лиц.

10. Кандидатам запрещается принимать меры по доставке избирателей для участия в голосовании.

11. Тем избирателям, которые не могут по уважительным причинам (по состоянию здоровья, инвалидности) прибыть на избирательный участок, обеспечивается возможность проголосовать вне помещения для голосования на основании письменного либо устного заявления, в котором

должна быть указана причина, по которой избиратель не может прибыть в помещение для голосования.

12. Подсчет голосов после окончания голосования производится открыто и гласно в присутствии кандидатов или их доверенных лиц, наблюдателей от кандидатов и избирательных объединений, представителей СМИ.

13. Решение участковой избирательной комиссии об итогах голосования на избирательном участке оформляется протоколом, первый экземпляр которого направляется в вышестоящую избирательную комиссию для обработки итогов голосования.

14. Официальное опубликование результатов выборов, а также данных о числе голосов, полученных каждым из кандидатов (списков кандидатов), осуществляется не позднее чем через месяц со дня голосования.

Дополнительный материал для учителя по стадиям избирательного процесса.

2 стадия. Образование избирательных округов и участков. Составление списков избирателей

Регистрация (учет) избирателей осуществляется:

1) главой местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения;

2) командиром воинской части в отношении военнослужащих, членов их семей, других избирателей, проживающих в пределах расположения воинской части.

Основаниями для регистрации (учета) являются:

а) факт нахождения места жительства (в отношении вынужденных переселенцев - факт временного пребывания) на соответствующей территории.

б) факт нахождения места жительства в пределах расположения соответствующей войсковой части.

4 стадия. Предвыборная агитация

В период предвыборной агитации проводятся массовые мероприятия: собрания, шествия, публичные дискуссии, пресс-конференции. Широко используется политическая реклама, показываются видеофильмы о кандидатах, распространяются листовки и другие агитационные мероприятия. Закон запрещает размещать печатные агитационные материалы на памятниках, зданиях, сооружениях и в помещениях, представляющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в зданиях, в которых размещены избирательные комиссии, помещения для голосования, и на расстоянии менее 50 метров от входа в них. Запрещается также распространять и анонимные материалы.

При составлении дополнительного материала «Стадии избирательного процесса» были использованы учебные пособия:

Конституционное право России: Учебник/М. Б. Смоленский, Л. Ю. Колюшкина. М.:

Издательство «КНОРУС», 2010 г. Право: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Базовый уровень/Кашанина Т. В., Кашанин А. В., М.: Издательство «Вита-Пресс», 2009 г.

В процессе работы над таблицей у школьников появляются свои заполненные таблицы

Решение практических ситуаций (10 минут)

Задание для учащихся: Проанализируйте практические ситуации, связанные с избирательным процессом. Ответьте на вопросы.

Ситуация 1

В городе К. в день голосования на избирательный участок номер 486, пришли граждане, зарегистрированные в новостройках, расположенных на территории избирательного участка, но их фамилии не были занесены в список избирателей на этом участке. Как такое могло произойти и как поступить членам избирательной комиссии, чтобы не нарушить права избирателей?

Ответ: Вероятно, граждане зарегистрировались по месту жительства после того, как был составлен список избирателей на данном избирательном участке. Председатель (секретарь, член) УИК объясняет гражданину И., что ситуацию можно разрешить следующим образом: гражданин И. предъявляет паспорт с регистрацией по месту жительства на территории данного избирательного участка и пишет заявление в УИК (участковую избирательную комиссию) с просьбой включить его в список избирателей данного избирательного участка. УИК принимает решение о включении гражданина И. в список избирателей, его включают и предоставляют возможность проголосовать.

Ситуация 2

У избирателя накануне дня голосования изменился адрес места жительства. Вправе ли он проголосовать на избирательном участке по новому месту жительства?

Ответ: Такой избиратель включается в список избирателей по новому месту жительства при предъявлении паспорта с отметкой о регистрации по месту жительства, если это место жительства находится на территории избирательного округа, где проводятся выборы, после чего он получит возможность проголосовать.

Ситуация 3

Наблюдатели от общественного экологического движения подали две жалобы на нарушения в участковые избирательные комиссии. Наблюдатели утверждают, что некоторые избиратели проголосовали сразу на нескольких избирательных участках. «Поскольку я передвигался с участка на участок, у меня была возможность заметить небольшие группы молодых людей и девушек возрастом около 18 лет, которые голосовали сразу на нескольких участках», - заметил кандидат в депутаты по избирательному округу. В одном из случаев по спискам удалось установить, что одна из увиденных девушек - Екатерина Д. 1990 года рождения - смогла проголосовать дважды на разных участках в 693 округе. В обоих случаях ее имя было внесено в список избирателей, при этом были указаны разные адреса проживания. Какой принцип избирательного права был нарушен? Кто ответственен за подобное нарушение закона?

Ответ: Нарушен принцип равного избирательного права. Ответственность должны понести члены участковой избирательной комиссии, которые нарушили закон: бюллетень выдается лично в руки избирателю при предъявлении паспорта с отметкой о регистрации по месту жительства избирателя. Гражданин может быть зарегистрирован только по одному месту жительства и, следовательно, может быть включен только в один список избирателей.

Ситуация 4

Кандидат N выпустил агитационные листовки и начал распространять их по городу. В своем округе кандидат расклеивал листовки на подъездах жилых домов, заборах, столбах, размещал в магазинах, агитаторы раскладывали их в почтовые ящики жителей, раздавали на улице. В некоторых домах избирательного округа листовки кандидата N появились в субботу, накануне дня голосования. Какие действия кандидата правомерны, а в каких случаях он допустил нарушение закона?

Ответ: Кандидат вправе самостоятельно выбирать формы и методы проведения предвыборной агитации, соблюдая при этом ограничения, установленные законодательством. Действия кандидата N по распространению листовок нарушают законодательство в следующих случаях: расклейка на зданиях и сооружениях (столбы, заборы) при отсутствии письменного согласия собственника, владельца указанных объектов на размещение агитационных материалов данного кандидата; распространение листовок в субботу, накануне дня голосования, когда любая агитация запрещена.

Ситуация 5

Избиратели Игорь и Анна - молодая семья. Голосовать на выборах они пришли вместе. Получив избирательные бюллетени, молодые люди прошли в одну кабину для голосования и стали заполнять бюллетени, обмениваясь мнениями о кандидатах. Член участковой избирательной комиссии сделал Игорю и Анне замечание, указав, что их действия нарушают тайну голосования, и предложил одному из избирателей покинуть кабину, пока второй не определится со своим выбором. Правильно ли действовал член комиссии?

Ответ: Действия члена комиссии правомерны, поскольку ни Игорю, ни Анне не требуется помощь при заполнении избирательного бюллетеня. Законом установлено, что избирательный бюллетень заполняется избирателем в специально оборудованной кабине, ином специально оборудованном месте для тайного голосования, где не допускается присутствие других лиц.

Ситуация 6

На избирательном участке № 86, председатель участковой комиссии не пустил на участок члена комиссии с совещательным голосом от партии «К». Там же был удален наблюдатель от партии «К». На избирательном участке № 176 наблюдателей некоторых кандидатов удалили из помещения для голосования, что лишило их возможности контролировать ход голосования. Наблюдателям не выдали копии протоколов по итогам голосования. Была ли нарушена процедура голосования? Правильно ли действовали члены комиссии?

Ответ: Избирательная комиссия нарушила закон, члены комиссии с совещательным голосом и наблюдатели, если у них имеются подтверждающие их полномочия документы, и они не нарушают положения избирательного законодательства, могут контролировать ход голосования и присутствовать при подсчёте голосов. После подведения итогов голосования и подписания протоколов, избирательная комиссия должна выдать копии протоколов наблюдателям и членам комиссии с правом совещательного голоса.

Ситуация 7

Командир одной из воинских частей, расположенных в труднодоступной и отдаленной местности, обратился в территориальную избирательную комиссию с вопросом можно ли на избирательном участке, образованном на территории расположения вверенной ему воинской части, объявить голосование законченным к 15-00 часам, а не к 20-00. Возможно ли в данном случае закончить голосование до 20-00 часов?

Ответ: Можно, если проголосовали все избиратели, включенные в список избирателей.

Домашнее задание. Написать эссе на тему: «Выборы: моя гражданская позиция»





Приложение 2

Методические рекомендации по проведению урока

«Моя гражданская позиция» 10 класс

Урок обществознания в 10 классе по теме «Моя гражданская позиция» разработан и проводится в период подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации. На урок приглашаются представители Территориальной избирательной комиссии, представители общественности.

По типу этот урок можно отнести к повторительно-обобщающим, который завершает изучение политико-правового блока. Учащиеся уже познакомились с основами Российской Конституции, ветвями власти, основными институтами и органами политической власти, правами и свободами граждан, формами участия граждан в политической жизни страны.

Активные методы обучения, применяемые на уроке, позволяют ученикам обобщить и конкретизировать свои знания и умения в индивидуальной и групповой работе, проявить коммуникативные навыки, сформировать и аргументировать свою точку зрения, почувствовать себя причастным к жизни своего государства, своего народа.

Цели урока:

  1. Воспитательные (ценностные компетенции)

а) Способствовать формированию активной гражданской позиции

б) Формировать чувство ответственности за будущее своей страны

в) Формирование стремления и готовности применять в своей жизни демократические ценности и нормы

  1. Познавательные (когнитивные компетенции)

а) определять и правильно употреблять в устной и письменной речи основные понятия и термины

б) обобщить и расширить знания о политическом статусе личности, политической культуре и демократии, формах участия граждан в политической жизни страны, особенностях президентских выборов и президентской власти

  1. Развивающие (операционные компетенции)

а) совершенствовать умения самостоятельно добывать знания (работа с документами)

б) систематизировать и творчески применять знания (заполнение анкеты, подготовка проектов, анализ и обобщение данных)

в) проявлять и развивать коммуникативные навыки (вести дискуссию, излагать и аргументировать свою позицию.

Основные понятия и термины:

- политическая жизнь общества;

- демократия, непосредственная и представительная демократия;

- конституция - основной закон государства;

- Президент, функции и полномочия Президента;

- гражданин;

- гражданская ответственность, гражданская позиция*

- избирательное право (активное и пассивное)

- политический статус личности.

Оборудование, необходимое для проведения урока

1. «Конституция Российской Федерации 1993» - 13 шт.

2. Таблицы «Функции, компетенции Президента» -13 шт.

3. Бланки «Анкета избирателя №1 «10 качеств,

необходимых Президенту страны» - 24 шт.

4. Бланки «Анкета избирателя №2» - 24 шт.

5. Таблички на столы: «Школьник», «Студент», «Призывник»,

«Пенсионер», «Предприниматель», «Житель с. Заветное».

6. Плакаты с изображением государственной символики (герб, флаг,

портрет Президента).

7. Плакат с цитатой - эпиграфом урока. «Чем активнее будет каждая

личность, тем выше будут ее идеалы, тем быстрее мы будем

приближаться к Правде и тем чище и прекрасней будет Правда

человеческая!» П. Сорокин.

8. Стенгазета «Из истории выборов и демократии».

Использованная литература:

  1. Конституция РФ 1993г. Любое издание

  2. Боголюбов Н.В. «Обществознание», 10 кл., базовый уровень, М., «Просвещение», 2006.

  3. Боголюбов Л.Н. «Методические рекомендации к курсу «Человек и общество», часть 2, М., «Просвещение», 2001 .

  4. Никитин А.Ф., «Правоведение. Избирательное право», рабочая тетрадь из серии «Шаг за шагом». М., 1996г.

  5. Певцова Е.А. «Обществознание. 10-11 кл. Книга для учителя». М., «Русское слово», 2000.

  6. Шилобод М.Н. «Политика и право», учебное пособие для 10-11 класса, М., «Дрофа», 1999г.

Подготовительная работа к уроку

1. Класс делится на группы: «Школьник», «Студент», «Призывник», «Предприниматель», «Пенсионер», «Житель села Заветное». Каждая группа выполняет опережающее творческое задание: составить проект наказа для будущего Президента: «Что я жду от будущего Президента».

2. Индивидуальные задания: заполнить анкету «10 качеств, необходимых для Президента страны».

3. Группа Учащихся оформляет стенгазету «Из истории выборов и демократии»

Описание хода урока.

План урока.



  1. Организационный этап:

- приветствие

- представление гостей

- выступление одного из гостей (об акции «Голосует молодежь»)

- сообщение учителя о целях урока и порядке работы

  1. Основной этап:

1) Политический статус гражданина Российской Федерации

2) Формы участия граждан в политической жизни страны

3) Президентские выборы

4)Моя гражданская позиция

  1. Заключительный этап: «Круглый стол» с участием гостей (дискуссия об участии в выборах).

1. Сегодня у нас не совсем обычный и очень важный урок. На наш урок пришли, отложив свои серьезные дела, гости: (представление гостей). Одному из них мы предоставляем слово: (выступление об Акции «Голосует молодежь»)

Чем мы займемся на нашем уроке?

Во-первых, повторим, обобщим наши знания о политическом статусе граждан России, расширим наши представления о политической культуре, представительной власти;

во-вторых, дадим оценку имеющимся в нашем обществе формам участия граждан в политической жизни;

в-третьих, определим для себя индивидуальный подход к выборам и свою гражданскую ответственность.

Зачем Вам все это?

Чтобы Вы ощутили свою причастность к жизни своего государства, своего народа. Чтобы каждый для себя понял: от моей позиции зависит многое в этой стране. Именно поэтому тема нашего урока: «Моя гражданская позиция».

Итак, каждый из нас с гордостью может сказать: «Я - гражданин России». Для каждого из нас священны символы нашего государства: герб, флаг, гимн. (Звучит Гимн Российской Федерации).

1)Основным законом нашей страны является Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993г. Обратимся к тексту Конституции: ученик читает ст. 1(1) и ст. 3(1,2).

Демократия в нашей стране осуществляется в 2-х формах - представительная и непосредственная. Объясните, как Вы это понимаете? (учащиеся объясняют).

Какие же политические права имеют граждане России? (Обратимся к главе 2 Конституции, читаем ст. 32).

Избирательное право гражданина может быть активным и пассивным. Объясните, как Вы это понимаете. (Учащиеся объясняют).

Что такое политический статус гражданина? Политические права граждан в совокупности составляют политической статус жителя нашей страны.

2)Обладая политическими правами, граждане могут активно участвовать в политической жизни страны. Назовите основные формы участия (учащиеся перечисляют).

Каждый гражданин выбирает для себя конкретную роль: он может быть политическим лидером, государственным деятелем, активным участником политических митингов. Однако далеко не все граждане захотят сделать политику своей профессией. Но, существует необходимый, гарантированный Конституцией, минимум политической деятельности - это участие в демократических выборах. Наша страна готовится к важному событию в политической жизни - выборам Президента страны.

3) В марте 2012 года в России - выборы Президента, важный, ответственный момент в судьбе страны.

Поговорим о законодательной базе выборов президента. Учащиеся изучают документы: Конституции РФ, статья 81; Основные положения Федерального закона «О выборах Президента РФ от 10 января 2003г№19-ФЗ», пункты 1-6.

Какие функции и компетенции имеет Президент? (изучаем по таблицам)

4) В руках Президента во многом находится судьба страны. Каким же должен быть Президент? Какими качествами он должен обладать? Над этим вопросом Вы думали, когда заполняли анкету: «10 качеств, необходимых Президенту». Анализируем итоги анкеты. На доске ученик записывает качества Президента по степени важности, по мнению учащихся.

В марте 2012 года граждане России выберут Президента, который будет обладать такими качествами.

С предстоящими выборами граждане России связывают большие надежды. Что мы ожидаем от нового Президента?

Учащиеся, предварительно поделившись на группы и подготовившись, отвечают на вопрос от лица: «школьника», «студента», «призывника», «пенсионера», «предпринимателя», «жителя села Заветное» (на столах соответствующие таблички).

Учитель подводит итоги. Важно отметить, что в наказах Президенту учащиеся занимают не иждивенческую позицию, а готовы внести свой вклад в развитие страны.

4) Пройдут 1-2 года, вы станете полноправными гражданами и сможете реализовать свое избирательное право. Вы должны быть убеждены, что от Вашего голоса зависит судьба страны. Я обращаю Ваше внимание на слова нашего соотечественника (цитата П. Сорокина).

3. В заключение, приглашаем к нашему разговору гостей. Ведь это люди, за плечами которых большой жизненный опыт, ответственная работа.

Много полезного, интересного мы узнали на уроке. Все разложили по полочкам, все ясно и понятно. Но, к сожалению, в жизни бывает сложнее. Среди окружающих вас людей бытуют разные мнения об участии в выборах:

1. «На выборы ходить бесполезно, все равно будет так, как захотят власть имущие».

2. «Все равно от моего голоса ничего не зависит. Правильно писал Маяковский: «Голос единицы тоньше писка...»

3. «Ходить на выборы не модно! Туда ходят одни старики».

4. «Зачем такие деньги тратят на выборы, лучше бы людям отдали».

Проводится дискуссия по предложенным позициям.

В заключении все заполняют «Анкету избирателя №2» (приложения). Заключительное слово одному из гостей.

ПРИЛОЖЕНИЯ:

АНКЕТА ИЗБИРАТЕЛЯ №1

Подумайте и напишите 10 качеств, которые с вашей точки зрения обязательно должны быть у будущего президента

Самые важные

1.

2.

3.

Просто важные

4.

5.

6.

Менее важные

7-10.

Анкета избирателя №2

1. Если бы Вам исполнилось уже 18 лет, пошли бы Вы на выборы?

  1. да

  2. не знаю

  3. нет

2. Участвуют ли выборах члены Вашей семьи?

1)да

2) не знаю

3)нет

3. «Голос единицы тоньше писка...» - согласны ли Вы с мнением

В. Маяковского.

1)нет

2) да

3) не знаю

4. Интересно ли Вам знать об итогах Выборов?

1)да

2) мне все равно

3) не знаю

5. Считаете ли Вы, что выборы в нашей стране проводятся честно?

1)нет

2)да

3)мне все равно

Анализ анкеты: номер ответа соответствует количеству баллов.

5-6 баллов - Вы активный избиратель

7-10 баллов - Вы не отличаетесь активностью.

Более 10 баллов - Вы пассивный, равнодушный избиратель.



© 2010-2022