Рабочие программы по обществознанию и экономике

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

к рабочей программе по курсу обществознания 10 класс

Рабочая программа учебного курса «Обществознание » для 10 класса разработана на основе:

  1. Авторской программы по обществознанию для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. А.И. Кравченко, М.: «ТИД Русское слово», 2006г.

  2. Учебника «Обществознание» для 10 класса А.И.Кравченко. М.: «ТИД «Русское слово - РС», 2010г.

4. Учебного плана МОУ Шараповская СОШ на 2015-2016 учебный год.

Количество часов в год: 34, 1 час в неделю.

Программа представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человекf в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все компоненты взаимосвязаны. Содержание курса обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.

Данная рабочая программа рассчитана на детей со средней мотивацией и успеваемостью. Предполагается дифференцированное обучение на всех этапах курса. В частности для детей со слабой успеваемостью предполагается работа по обучению пересказа параграфа, усвоению элементарных исторических терминов и понятий. Для детей с повышенной мотивацией предполагается дополнительные задания в рабочих тетрадях, работа с дополнительной литературой.

В соответствии с указанными особенностями были поставлены следующие цели изучения обществознания в 10 классе:

Цели курса:

  1. развитие личности в период ранней юности, её духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка;

  2. воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности;

  3. освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах;

  4. овладение умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;

  5. формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений.

Основной принцип отбора материала: актуальность и научность изучаемого материала.

В ходе учебного процесса используются следующие формы и методы обучения: лекции, беседа, самостоятельная работа, практикум, рассказ.

Предмет обществознание тесно связан с историей, географией, экологией, правом.

В рабочей программе в соответствии с требованиями запланированы следующие виды контроля: тесты, контрольные и самостоятельные работы.

Учебно-методический комплект.

  1. Программа по обществознанию для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. А.И. Кравченко, М.: «ТИД Русское слово», 2006г.

  2. Учебник «Обществознание» для 10 класса А.И.Кравченко. М.: «ТИД «Русское слово - РС», 2010г.

Содержание рабочей программы

Глава 1 «Научное познание общества» - (6 часов)

В первом разделе десятиклассникам предлагается познакомиться с основами научного познания, разобраться в отличительных чертах тех дисциплин, которые входят в структуру социальных и гуманитарных наук, а именно с философией, экономикой, социологией, психологией, антропологией и др.

Тема 1. Познание окружающего мира.

Цель познания, проблема истинности и ложности научных знаний. Понятие относительности истины. Практика как критерий истины. Инструменты познания. Чувственное и рациональное познание. Сенсуализм и рационализм.

Тема 2. История воззрений на общество.

Воззрения на общество и государство Платона и Аристотеля. Вклад английских, немецких и французских философов 16-18 веков в развитие обществознания. Вклад Н. Макиавелли в развитие политической мысли.

Тема 3. Строение общества.

Понятие о биологических сверхорганизмах. Общество как высокоорганизованная форма совместной деятельности людей. Общество как социальная иерархия и как совокупность различных сфер. Общество как совокупность социальных институтов. Четыре главных института общества.

Тема 4. Цивилизация и общество.

Цивилизация как интегральное понятие. Сходство и различие между культурой и цивилизацией. Взгляд на цивилизацию О. Шпенглера. Цивилизация как глобальная система ценностей. Роль религии как критерия выделения цивилизации. Важнейшие признаки цивилизации. Теория культурно-исторических типов Н.Я.Данилевского. культурное своеобразие России. Основные концепции цивилизации в современной науке. Понятие менталитета.

Глава 2 «Развитие общества» - (7 часов)

Тема 5. Современное общество.

Три стадии в истории человеческого общества: общество охотников и собирателей, аграрное и индустриальное общества. Хронологические рамки и зарождение современного общества. Переход к постиндустриальному обществу и его характерные признаки.

Тема 6. Модернизация.

Сущность теории модернизации. Понятие социального прогресса как стержня процесса модернизации. Роль технического прогресса в модернизации общества. Культурное своеобразие и универсальность в развитии различных стран. Специфика органической и неорганической модернизации. Понятие о «догоняющем» развитии. Особенности модернизации в России.

Тема 7. Глобализация человеческого общества.

Постиндустриальное общество как надмировое сообщество. Национальные органы управления и союзы. Процесс глобального разделения труда. Процесс приобщения к единому культурному опыту. Международная миграция. Роль компьютерных технологий в глобализации общества. Воздействие телевидения на современное общество.

Тема 8. Мировая система.

Понятие о мировой системе и мировом сообществе. Мировое разделение труда. Государства полупериферии и периферии. Социально-экономические и политические особенности стран №третьего мира». Новый подход к объяснению структуры мирового сообщества. Понятие о «транснациональном мире». Постиндустриальный Север, высокоиндустриальный Запад, развивающийся новый Восток, сырьевой Юг. Геополитическая перестройка мира. характерные тенденции нового международного пространства.

Глава 3. «Рыночная экономика» - (6 часов)

Тема 9. Рыночное общество.

Влияние денег на потребности, желания и поведение потребителей. Плюсы и минусы рыночной экономики. обмен - начало рыночной экономики, его зарождении и эволюция. Конкуренция и дефицит. Экономические блага и их распределение. Труд как дефицитный ресурс. Общественное производство в рыночном обществе. Процесс и условия организации бизнеса. Закон убывающей доходности. Возрастание доходности и увеличение масштабов производства. Основные тенденции развития массового производства. Феномен массового потребителя и расширение потребностей.

Тема 10. Эволюция капитализма.

Зарождение рыночного общества и института торговли. Обмен и торговля. Развитие торгового капитализма. зарождение и развитие промышленного капитализма. Капитализм в сельском хозяйстве. Роль промышленности в накоплении капиталов. Особенности капитализма в современной России. Современный капитализм как тип смешанной экономики, ее структура и особенности. Современные формы капитализма. Понятие социально-ориентированной рыночной экономики. Интернационализация хозяйственной жизни и влияние международных экономических организаций на развитие российского общества.

Тема 11. Отношения между трудом и капиталом.

Сущность капиталистического производства. Различие между работой, занятием и трудом: определение понятий. Основные параметры работы: субъект, объект, средства, рабочее место, рабочее время, задание, процесс труда. наемные работники и наниматели. Труд как товар при капитализме. Вознаграждение и заработная плата. Рынок труда и контроль рыночного предложения. Определение квалификации и квалификационного разряда. квалифицированный и неквалифицированный труд. Простой и сложный труд, характер задания. Оценка профессионализма работника. Качество работы.

Глава 4. «Сфера производства» - (7 часов)

Тема 12. Производитель на рынке.

Материальное производство как процесс создания материальных благ и услуг. Отрасль промышленности, критерии ее выделения. Понятие валового национального продукта, его структура и роль в экономике. Добывающая и обрабатывающая отрасли. Производство средств производства и производство предметов потребления, их роль в экономике страны.Предприятие как исходная клеточка отрасли и юридическое лицо. Государственные, акционерные и частные предприятия. Специализация внутри предприятия и производственные цеха. Фирма как экономический и юридический агент.

Тема 13. Предпринимательство и бизнес

Производство как техническое и экономическое понятие. Появление и сущность предпринимательства. Разграничение между предпринимательством и бизнесом. Понятие о малом бизнесе и его отличительные черты. Роль малого бизнеса в решении проблем занятости и удовлетворении потребительского спроса. Малый бизнес как экономическая основа демократии. Преимущества малых предприятий над крупными . Проблемы малого бизнеса. Представление о семейном бизнесе. Организационные особенности большого (корпорации) и малого бизнеса (предпринимательство). Формы организации бизнеса. Организационные, экономические и юридические особенности корпорации. Роль акционеров в корпорации, их права и возможности.

Тема 14. Инфраструктура рыночной экономики

Рынок, биржа и банк как основа финансовой инфраструктуры. Биржа как экономический институт, история ее развития. Биржа как канал концентрации рыночной информации. Задачи и функции банков в рыночной экономике. Банки и роли финансовых посредников. Коммерческие кредиты и ссуды. История формирования банковских институтов. Понятие о финансовом капитале. Банковский процент и банковские резервы. Покупка и продажа акций банками. Законные и незаконные формы поведения банков в экономике. Слияние банков.

Тема 15. Роль государства в экономике

Задачи государства по руководству экономикой. Основные экономические функции государства в современном обществе. Налогообложение и бюджет. Особенности налогообложения в России. Государственные и личные бюджеты как финансовые планы. Понятие о дефиците бюджета. Внутренний и внешний государственный долг. Представление о государственном банкротстве. Российский государственный долг. Статьи государственных расходов. Повышение налогов как способ пополнения госбюджета. Субсидирование социальной сферы.

Глава 5. «Политическая система общества» - (3 часа)

Тема 16. Политическая власть

Типология видов власти М. Вебера. Происхождение и особенности харизматической власти. Характер традиционной власти, многообразие форм проявления. Легальная власть и ее юридическая основа. Легальная власть и демократическое государство.

Тема 17. Сущность и организация государства

Государство как важнейший элемент политической системы общества. Французские просветители и договорная теория государства. Территориальная организация государства. Государство как политическая организация общества. Автономии, местные власти, политическое пространство. Типология форм территориального устройства государства. Унитарная форма государства и однонациональная страна. Федеративное устройство и многонациональные страны. Нестабильность конфедерации, ее исторические формы.

Тема 18. Местное самоуправление

Исторические культурные варианты самоуправления. История самоуправления в России. Круг прав местного самоуправления, состав и структура руководящих органов. Функции местного самоуправления в демократическом обществе. Отличие местного самоуправления от государственного управления. Самоуправление и территориальная община в современной России.)

Глава 6. «Политическая жизнь общества» - (4 часа)

Тема 19. Условия политической жизни

Представление о политической жизни общества, ее участники и субъекты действия. Факторы, влияющие на участие граждан в политической жизни общества. Понятие о политическом режиме. Черты авторитарного режима. Современные разновидности тоталитарного государства. Отличительные характеристики демократического режима. Политические права и свободы в демократическом обществе. Гражданство как обязательное условие участия в политической жизни общества. Всеобщая декларация прав человека. Политическая активность и пассивность.

Тема 20. Формы и механизмы политического участия

Понятие о механизмах политического участия и его формах. Политические партии и движения. Институт гражданства. Избирательное право и голосование. Процедура голосования. Альтернативная и безальтернативная формы выборов. Референдум как способ волеизъявления населения, механизм всенародного голосования. Политическая партия как механизм выражения и защиты интересов социальных групп. Формы и виды партийной деятельности. Внутренняя организация и структура партии. Функции и признаки политической партии. Содержание и роль политической программы. Основные типы политической философии: коммунизм, либерализм, консерватизм и фетишизм.

Тема 21. Субъекты политической жизни

Классификация субъектов политической жизни. Различие между группами давления и группами интересов. Функции группы интересов и способы их осуществления. Законные и незаконные формы деятельности групп интересов.

Прямые и непрямые формы давления на власть. Лобби как группы давления. Функции и формы деятельности лоббистских групп в России. Элементы лоббистской тактики. Элита и истеблишмент, их состав и функции. Различные виды элиты. Феномен «четвертой власти». Особенности российской элиты.

Требования к уровню подготовки

В результате изучения обществознания (включая экономику и политическую сферу) ученик должен

Знать/понимать

  • социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

  • сущность общества как формы совместной деятельности людей;

  • характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

  • историю воззрений на общество;

  • особенности развития современного общества;

  • особенности развития рыночной экономики4

  • особенности политической жизни и политической системы общества;

  • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Уметь

  • описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

  • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

  • объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

  • приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

  • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

  • решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

  • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

  • самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

  • выбора будущей профессиональной деятельности;

  • общей ориентации в актуальных общественных и политических событиях, процессах;

  • нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей

  • первичного анализа и использования социальной информации;

  • сознательного неприятия антиобщественного поведения.


Учебно-тематический план


Раздел (глава)

Количество часов

1

Введение

1

2

Научное познание общества

6

3

Развитие общества

7

4

Рыночная экономика

6

5

Сфера производства

7

6

Политическая система общества

3

7

Политическая жизнь общества

4










































П Р И Л О Ж Е Н И Е

Календарно-тематическое планирование

Дата


Тема урока

По плану

Фактически

1

1

Введение в обществознание

Глава 1. Научное познание общества- 6 часов

2

1

Познание окружающего мира.

3

2

История воззрений на общество.

4

3

Строение общества.

5

4

Функции и структурные элементы основных институтов общества

6

5

Цивилизация и общество.

7

6

Научное познание - урок обобщения по теме

Глава 2. Развитие общества - 7 часов

8

1

Современное общество.

9

2

Индустриальное и постиндустриальное общества

10

3

Модернизация.

11

4

Модернизация в России.

12

5

Глобализация.

13

6

Мировая система.

14

7

Развитие общества. Контрольный урок по теме.

Глава 3. Рыночная экономика - 6 часов

15

1

Рыночное общество.

16

2

Развитие рыночной экономики.

17

3

Эволюция капитализма.

18

4

Современный капитализм

19

5

Отношения между трудом и капиталом.

20

6

Рыночная экономика. Урок обобщения по теме.

Глава 4. Сфера производства - 7 часов

21

1

Производитель на рынке.

22

2

Предпринимательство и бизнес.

23

3

Формы организации бизнеса

24

4

Инфраструктура рыночной экономики.

25

5

Банковская система.

26

6

Роль государства в экономике.

27

7

Сфера производства. Повторение и обобщение по теме

Глава 5. Политическая система общества - 3 часа

28

1

Политическая власть.

29

2

Сущность и организация государства.

30

3

Местное самоуправление.

Глава 6. Политическая жизнь общества - 4 часа

31

1

Условия политической жизни.

32

2

Формы управления политической жизнью и механизмы участия граждан.

33

3

Субъекты политической жизни.

34

4

Политическая сфера общества - итоговый урок по теме




9



© 2010-2022