- Преподавателю
- Обществознание
- Рабочие программы по обществознанию и экономике
Рабочие программы по обществознанию и экономике
Раздел | Обществознание |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Дюдькова А.В. |
Дата | 06.09.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
к рабочей программе по курсу обществознания 10 класс
Рабочая программа учебного курса «Обществознание » для 10 класса разработана на основе:
-
Авторской программы по обществознанию для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. А.И. Кравченко, М.: «ТИД Русское слово», 2006г.
-
Учебника «Обществознание» для 10 класса А.И.Кравченко. М.: «ТИД «Русское слово - РС», 2010г.
4. Учебного плана МОУ Шараповская СОШ на 2015-2016 учебный год.
Количество часов в год: 34, 1 час в неделю.
Программа представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человекf в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все компоненты взаимосвязаны. Содержание курса обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.
Данная рабочая программа рассчитана на детей со средней мотивацией и успеваемостью. Предполагается дифференцированное обучение на всех этапах курса. В частности для детей со слабой успеваемостью предполагается работа по обучению пересказа параграфа, усвоению элементарных исторических терминов и понятий. Для детей с повышенной мотивацией предполагается дополнительные задания в рабочих тетрадях, работа с дополнительной литературой.
В соответствии с указанными особенностями были поставлены следующие цели изучения обществознания в 10 классе:
Цели курса:
-
развитие личности в период ранней юности, её духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка;
-
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности;
-
освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах;
-
овладение умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;
-
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений.
Основной принцип отбора материала: актуальность и научность изучаемого материала.
В ходе учебного процесса используются следующие формы и методы обучения: лекции, беседа, самостоятельная работа, практикум, рассказ.
Предмет обществознание тесно связан с историей, географией, экологией, правом.
В рабочей программе в соответствии с требованиями запланированы следующие виды контроля: тесты, контрольные и самостоятельные работы.
Учебно-методический комплект.
-
Программа по обществознанию для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. А.И. Кравченко, М.: «ТИД Русское слово», 2006г.
-
Учебник «Обществознание» для 10 класса А.И.Кравченко. М.: «ТИД «Русское слово - РС», 2010г.
Содержание рабочей программы
Глава 1 «Научное познание общества» - (6 часов)
В первом разделе десятиклассникам предлагается познакомиться с основами научного познания, разобраться в отличительных чертах тех дисциплин, которые входят в структуру социальных и гуманитарных наук, а именно с философией, экономикой, социологией, психологией, антропологией и др.
Тема 1. Познание окружающего мира.
Цель познания, проблема истинности и ложности научных знаний. Понятие относительности истины. Практика как критерий истины. Инструменты познания. Чувственное и рациональное познание. Сенсуализм и рационализм.
Тема 2. История воззрений на общество.
Воззрения на общество и государство Платона и Аристотеля. Вклад английских, немецких и французских философов 16-18 веков в развитие обществознания. Вклад Н. Макиавелли в развитие политической мысли.
Тема 3. Строение общества.
Понятие о биологических сверхорганизмах. Общество как высокоорганизованная форма совместной деятельности людей. Общество как социальная иерархия и как совокупность различных сфер. Общество как совокупность социальных институтов. Четыре главных института общества.
Тема 4. Цивилизация и общество.
Цивилизация как интегральное понятие. Сходство и различие между культурой и цивилизацией. Взгляд на цивилизацию О. Шпенглера. Цивилизация как глобальная система ценностей. Роль религии как критерия выделения цивилизации. Важнейшие признаки цивилизации. Теория культурно-исторических типов Н.Я.Данилевского. культурное своеобразие России. Основные концепции цивилизации в современной науке. Понятие менталитета.
Глава 2 «Развитие общества» - (7 часов)
Тема 5. Современное общество.
Три стадии в истории человеческого общества: общество охотников и собирателей, аграрное и индустриальное общества. Хронологические рамки и зарождение современного общества. Переход к постиндустриальному обществу и его характерные признаки.
Тема 6. Модернизация.
Сущность теории модернизации. Понятие социального прогресса как стержня процесса модернизации. Роль технического прогресса в модернизации общества. Культурное своеобразие и универсальность в развитии различных стран. Специфика органической и неорганической модернизации. Понятие о «догоняющем» развитии. Особенности модернизации в России.
Тема 7. Глобализация человеческого общества.
Постиндустриальное общество как надмировое сообщество. Национальные органы управления и союзы. Процесс глобального разделения труда. Процесс приобщения к единому культурному опыту. Международная миграция. Роль компьютерных технологий в глобализации общества. Воздействие телевидения на современное общество.
Тема 8. Мировая система.
Понятие о мировой системе и мировом сообществе. Мировое разделение труда. Государства полупериферии и периферии. Социально-экономические и политические особенности стран №третьего мира». Новый подход к объяснению структуры мирового сообщества. Понятие о «транснациональном мире». Постиндустриальный Север, высокоиндустриальный Запад, развивающийся новый Восток, сырьевой Юг. Геополитическая перестройка мира. характерные тенденции нового международного пространства.
Глава 3. «Рыночная экономика» - (6 часов)
Тема 9. Рыночное общество.
Влияние денег на потребности, желания и поведение потребителей. Плюсы и минусы рыночной экономики. обмен - начало рыночной экономики, его зарождении и эволюция. Конкуренция и дефицит. Экономические блага и их распределение. Труд как дефицитный ресурс. Общественное производство в рыночном обществе. Процесс и условия организации бизнеса. Закон убывающей доходности. Возрастание доходности и увеличение масштабов производства. Основные тенденции развития массового производства. Феномен массового потребителя и расширение потребностей.
Тема 10. Эволюция капитализма.
Зарождение рыночного общества и института торговли. Обмен и торговля. Развитие торгового капитализма. зарождение и развитие промышленного капитализма. Капитализм в сельском хозяйстве. Роль промышленности в накоплении капиталов. Особенности капитализма в современной России. Современный капитализм как тип смешанной экономики, ее структура и особенности. Современные формы капитализма. Понятие социально-ориентированной рыночной экономики. Интернационализация хозяйственной жизни и влияние международных экономических организаций на развитие российского общества.
Тема 11. Отношения между трудом и капиталом.
Сущность капиталистического производства. Различие между работой, занятием и трудом: определение понятий. Основные параметры работы: субъект, объект, средства, рабочее место, рабочее время, задание, процесс труда. наемные работники и наниматели. Труд как товар при капитализме. Вознаграждение и заработная плата. Рынок труда и контроль рыночного предложения. Определение квалификации и квалификационного разряда. квалифицированный и неквалифицированный труд. Простой и сложный труд, характер задания. Оценка профессионализма работника. Качество работы.
Глава 4. «Сфера производства» - (7 часов)
Тема 12. Производитель на рынке.
Материальное производство как процесс создания материальных благ и услуг. Отрасль промышленности, критерии ее выделения. Понятие валового национального продукта, его структура и роль в экономике. Добывающая и обрабатывающая отрасли. Производство средств производства и производство предметов потребления, их роль в экономике страны.Предприятие как исходная клеточка отрасли и юридическое лицо. Государственные, акционерные и частные предприятия. Специализация внутри предприятия и производственные цеха. Фирма как экономический и юридический агент.
Тема 13. Предпринимательство и бизнес
Производство как техническое и экономическое понятие. Появление и сущность предпринимательства. Разграничение между предпринимательством и бизнесом. Понятие о малом бизнесе и его отличительные черты. Роль малого бизнеса в решении проблем занятости и удовлетворении потребительского спроса. Малый бизнес как экономическая основа демократии. Преимущества малых предприятий над крупными . Проблемы малого бизнеса. Представление о семейном бизнесе. Организационные особенности большого (корпорации) и малого бизнеса (предпринимательство). Формы организации бизнеса. Организационные, экономические и юридические особенности корпорации. Роль акционеров в корпорации, их права и возможности.
Тема 14. Инфраструктура рыночной экономики
Рынок, биржа и банк как основа финансовой инфраструктуры. Биржа как экономический институт, история ее развития. Биржа как канал концентрации рыночной информации. Задачи и функции банков в рыночной экономике. Банки и роли финансовых посредников. Коммерческие кредиты и ссуды. История формирования банковских институтов. Понятие о финансовом капитале. Банковский процент и банковские резервы. Покупка и продажа акций банками. Законные и незаконные формы поведения банков в экономике. Слияние банков.
Тема 15. Роль государства в экономике
Задачи государства по руководству экономикой. Основные экономические функции государства в современном обществе. Налогообложение и бюджет. Особенности налогообложения в России. Государственные и личные бюджеты как финансовые планы. Понятие о дефиците бюджета. Внутренний и внешний государственный долг. Представление о государственном банкротстве. Российский государственный долг. Статьи государственных расходов. Повышение налогов как способ пополнения госбюджета. Субсидирование социальной сферы.
Глава 5. «Политическая система общества» - (3 часа)
Тема 16. Политическая власть
Типология видов власти М. Вебера. Происхождение и особенности харизматической власти. Характер традиционной власти, многообразие форм проявления. Легальная власть и ее юридическая основа. Легальная власть и демократическое государство.
Тема 17. Сущность и организация государства
Государство как важнейший элемент политической системы общества. Французские просветители и договорная теория государства. Территориальная организация государства. Государство как политическая организация общества. Автономии, местные власти, политическое пространство. Типология форм территориального устройства государства. Унитарная форма государства и однонациональная страна. Федеративное устройство и многонациональные страны. Нестабильность конфедерации, ее исторические формы.
Тема 18. Местное самоуправление
Исторические культурные варианты самоуправления. История самоуправления в России. Круг прав местного самоуправления, состав и структура руководящих органов. Функции местного самоуправления в демократическом обществе. Отличие местного самоуправления от государственного управления. Самоуправление и территориальная община в современной России.)
Глава 6. «Политическая жизнь общества» - (4 часа)
Тема 19. Условия политической жизни
Представление о политической жизни общества, ее участники и субъекты действия. Факторы, влияющие на участие граждан в политической жизни общества. Понятие о политическом режиме. Черты авторитарного режима. Современные разновидности тоталитарного государства. Отличительные характеристики демократического режима. Политические права и свободы в демократическом обществе. Гражданство как обязательное условие участия в политической жизни общества. Всеобщая декларация прав человека. Политическая активность и пассивность.
Тема 20. Формы и механизмы политического участия
Понятие о механизмах политического участия и его формах. Политические партии и движения. Институт гражданства. Избирательное право и голосование. Процедура голосования. Альтернативная и безальтернативная формы выборов. Референдум как способ волеизъявления населения, механизм всенародного голосования. Политическая партия как механизм выражения и защиты интересов социальных групп. Формы и виды партийной деятельности. Внутренняя организация и структура партии. Функции и признаки политической партии. Содержание и роль политической программы. Основные типы политической философии: коммунизм, либерализм, консерватизм и фетишизм.
Тема 21. Субъекты политической жизни
Классификация субъектов политической жизни. Различие между группами давления и группами интересов. Функции группы интересов и способы их осуществления. Законные и незаконные формы деятельности групп интересов.
Прямые и непрямые формы давления на власть. Лобби как группы давления. Функции и формы деятельности лоббистских групп в России. Элементы лоббистской тактики. Элита и истеблишмент, их состав и функции. Различные виды элиты. Феномен «четвертой власти». Особенности российской элиты.
Требования к уровню подготовки
В результате изучения обществознания (включая экономику и политическую сферу) ученик должен
Знать/понимать
-
социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
-
сущность общества как формы совместной деятельности людей;
-
характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
-
историю воззрений на общество;
-
особенности развития современного общества;
-
особенности развития рыночной экономики4
-
особенности политической жизни и политической системы общества;
-
содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь
-
описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
-
сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
-
объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
-
приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
-
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
-
решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
-
осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
-
самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
-
выбора будущей профессиональной деятельности;
-
общей ориентации в актуальных общественных и политических событиях, процессах;
-
нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
-
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
-
первичного анализа и использования социальной информации;
-
сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Учебно-тематический план
№
Раздел (глава)
Количество часов
1
Введение
1
2
Научное познание общества
6
3
Развитие общества
7
4
Рыночная экономика
6
5
Сфера производства
7
6
Политическая система общества
3
7
Политическая жизнь общества
4
П Р И Л О Ж Е Н И Е
Календарно-тематическое планирование
№
№
Дата
Тема урока
По плану
Фактически
1
1
Введение в обществознание
Глава 1. Научное познание общества- 6 часов
2
1
Познание окружающего мира.
3
2
История воззрений на общество.
4
3
Строение общества.
5
4
Функции и структурные элементы основных институтов общества
6
5
Цивилизация и общество.
7
6
Научное познание - урок обобщения по теме
Глава 2. Развитие общества - 7 часов
8
1
Современное общество.
9
2
Индустриальное и постиндустриальное общества
10
3
Модернизация.
11
4
Модернизация в России.
12
5
Глобализация.
13
6
Мировая система.
14
7
Развитие общества. Контрольный урок по теме.
Глава 3. Рыночная экономика - 6 часов
15
1
Рыночное общество.
16
2
Развитие рыночной экономики.
17
3
Эволюция капитализма.
18
4
Современный капитализм
19
5
Отношения между трудом и капиталом.
20
6
Рыночная экономика. Урок обобщения по теме.
Глава 4. Сфера производства - 7 часов
21
1
Производитель на рынке.
22
2
Предпринимательство и бизнес.
23
3
Формы организации бизнеса
24
4
Инфраструктура рыночной экономики.
25
5
Банковская система.
26
6
Роль государства в экономике.
27
7
Сфера производства. Повторение и обобщение по теме
Глава 5. Политическая система общества - 3 часа
28
1
Политическая власть.
29
2
Сущность и организация государства.
30
3
Местное самоуправление.
Глава 6. Политическая жизнь общества - 4 часа
31
1
Условия политической жизни.
32
2
Формы управления политической жизнью и механизмы участия граждан.
33
3
Субъекты политической жизни.
34
4
Политическая сфера общества - итоговый урок по теме
9