- Преподавателю
- Обществознание
- Конспект урока по обществознанию на тему Семьи и семейные отношения (5 лкасс)
Конспект урока по обществознанию на тему Семьи и семейные отношения (5 лкасс)
Раздел | Обществознание |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Попова Ю.А. |
Дата | 21.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
У р о к и 5-6
Тема урока
СЕМЬЯ И СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Тип урока
Ознакомление с новым материалом
Цель урока
Способствовать формированию навыка составления своей родословной, представлений о семье
как о частичке общества, как о первом социальном институте, в котором проходит основная
часть жизни человека
Образовательные
ресурсы
Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию [Текст] / Е. В. Домашек. - Ростов н/Д. : Феникс, 2010. Презентации: «Семья» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: rusedu.ru/detail_1761.html; «Родословная Пушкиных» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ru.wikipedia.org>wiki/Пушкины; «Семья и семейные отношения»
План урока
1. Зачем люди создают семьи.
2. Если семья не выполняет своих обязанностей.
3. Какие бывают семьи
Личностно
значимая проблема
История семьи - страница многовековой истории Отечества
Методы и формы
обучения
Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.
Формы: индивидуальная, фронтальная
Основные понятия
Семья, поколение, авторитет; родители, дети; права, обязанности
Планируемые результаты
Предметные
Метапредметные УУД
Личностные УУД
Научатся: изучать историю своей семьи; определять ее функции; характеризовать семейно-правовые отношения.
Получат возможность научиться: составлять генеалогическое древо; работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план и последовательность действий
Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока
Время
Обучающие
и развивающие компоненты, задания и упражнения
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Формы организации взаимодействия
Универсальные
учебные действия
(УУД)
Формы
контроля
I.
Мотивация
к учеб-
ной
деятельности
2
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала
Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися
Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать
Фронтальная
работа
Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.
Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения
II.
Актуализация
знаний
7
Знакомство
учащихся с новым учебным предметом. (Презентация «Семья»)
Организует беседу по обсуждению
эпиграфа к уроку:
- Кого мы называем родными людьми?
- Кого в этом стихотворном отрывке автор называет «родные люди»? Что, в понимании автора, означает «душевно уважать»?
- Согласны ли вы с автором?
Аргументированно отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение
Фронтальная работа.
Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации.
Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания
Устные ответы
III.
Изучение
нового
материала
17
1. Презентация
«Семья».
2. Знакомство
с притчей «Тепло семейного
очага» (Приложение 2).
3. Беседа «Моя
семья».
4. Работа со схемой «Особенности семьи» (Приложение 3).
5. Работа с учебником, с. 26-29.
6. Работа с рубрикой «Картинная галерея» и «Путешествие в прошлое», с.
30-31.
7. Знакомство
с родословным древом семьи
Пушкиных (презентация)
1. Показывает слайды презентации, комментирует новую информацию.
2. Знакомит учащихся с притчей, организует дискуссионную беседу после ее прочтения:
- Что означают слова «тепло семейного
очага»?
- Кем создается семейный очаг?
- А что необходимо, чтобы семья была
счастлива?
3. Организует беседу с учащимися по вопросам: Кто хочет рассказать о своей семье, о том, кто хранит семейный очаг в вашем доме? Как в вашей семье проводят свободное время? Какие хозяйственные дела выполняют совместно? Какие прогулки совершают в выходные дни и какие любимые занятия (хобби) объединяют членов семьи?
4. Формулирует задание, организует работу учащихся над анализом схемы: Какие функции выполняет семья? Проанализируйте каждую функцию. Приведите примеры.
5. Формулирует задание, организует самостоятельное прочтение текста и его последующее обсуждение по вопросам: Какие особенности семейного объединения отмечены в тексте кодекса? Как вы понимаете слова «семья, материнство, отцовство, детство находятся под защитой государства»?
6. Предлагает учащимся рассмотреть картину З. И. Серебряковой «Автопортрет с дочерьми» (1921) и ответить на вопросы: Знакома ли вам такая семейная сценка? Какие чувства испытывает мать рядом со своими детьми? Какие чувства испытывают дети ксвоей матери? Прочитайте текст В. Белова, проанализируйте слова писателя и выскажите свое мнение. Сравните современный уклад семьи с тем, что описал В. Белов: Что входило в обязанности хозяйки
дома? За что в семье отвечал хозяин? Как распределяются обязанности в современной семье?
7. Показывает слайды презентации, комментирует новую информацию и объясняет, что такое родословное древо и поколенная роспись. На примере родословной Пушкиных учит составлять родословное древо
1. Знакомятся с новой инфор-
мацией, задают уточняющие
вопросы обсуждают новую информацию.
2. Знакомятся с притчей, рассуждают, отвечают на вопросы.
3. Рассказывают о своей семье, о традициях, привычках,
любимых совместных занятиях членов своей семьи.
4. Анализируют схему, высказывают свое мнение, приводят примеры.
5. Знакомятся с текстом, анализируют его, принимают участие в обсуждении вопросов, высказывают собственную точку зрения, выслушивают точку зрения одноклассников, приходят к единому выводу.
6. Рассматривают иллюстраци
ю в учебнике, читают текст, рассуждают, отвечают на вопросы, приводят собственные
примеры.
7. Знакомятся с родословной семьи Пушкиных, делают записи в тетради, отражая построение родословного древа
Индивидуальная работа.
Фронтальная
работа.
Личностные: оценивают жизненные ситуации; проявляют самостоятельность и личную ответственность за свои поступки; сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/
неуспешности учебной деятельности.
Регулятивные: принимают и
сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий.
Познавательные: распознают объекты и их понятия, выделяют существенные признаки; строят рассуждения и обобщают полученную информацию.
Коммуникативные: проявляют
активность во взаимодействии
для решения коммуникативных
и познавательных задач; ставят
вопросы, обращаются за помощью; формулируют свои затруднения; предлагают помощь
и сотрудничество
Устные
ответы.
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного
7
1. Задания в рабочей тетради, № 1, с. 13; №
6, с. 18.
1. Нацеливает учащихся на самостоятельную работу, поясняет задания, организует выборочный контроль.
1. Выполнение заданий в рабочей тетради.
1.Индивидуальная работа.
Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации
Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради
Проверка выполнения заданий в рабочей
тетради
Устные ответы
V. Итоги урока. Рефлексия
5
Обобщение полученных на уроке сведений
Проводит беседу по вопросам:
- Сколько поколений живет в вашей семье?
- Кто такие родственники?
- Кто является членом семьи?
Отвечают на вопросы. Определяют свое
эмоциональное состояние на уроке
Фронтальная работа
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала
Оценивание учащихся за работу на уроке
Домашнее задание
2
§ 3; задания рубрики «В классе и дома», с. 32
Конкретизирует домашнее задание
Записывают домашнее задание
Индивидуальная работа
Приложение 1
Эпиграф к уроку
…Родные люди вот какие: Или по почте
поздравлять,
Мы их обязаны ласкать, Чтоб остальное время
года
Любить, душевно уважать Не думали о нас они…
И, по обычаю народа, Итак, дай бог им долги
дни!
О рождестве их навещать А. С. Пушкин. Евгений Онегин. Гл. IV, строфа XX
Приложение 2
Притча «Тепло семейного очага»
Из одного дома решило уйти счастье. Трудно сказать почему, но решило. «Но прежде, - сказало счастье, - я исполню по одному желанию каждого члена той семьи, в которой жило долгие годы. «Чего ты хочешь?» - спросило счастье у хозяйки дома. А та ответила, что нет у нее шубы норковой, - и получила хозяйка шубу. Спросило счастье взрослую дочь хозяйки: «Чего ты хочешь?» - и та ответила, что замуж хочет за принца заморского, - и вышла замуж за принца заморского. Спросило счастье сына хозяйки: «А ты чего хочешь?» «Хочу, - говорит он, - велосипед, буду счастлив, если велосипед будет», - и получил мальчик велосипед. И уже на пороге дома счастье увидело хозяина и спросило: «А чего ты хочешь?» Хозяин подумал и сказал: «Хочу, чтобы из моего дома никогда не уходило тепло семейного очага». И счастье выполнило просьбу хозяина и не ушло из этого дома, потому что счастье живет только там, где горит семейный очаг!
Приложение 3
Схема «Особенности семьи»