Методика работы в ИК Реализация индивидуально-дифференцированного подхода

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Реализация индивидуально-дифференцированного подхода на уроках истории и обществознания, как средство формирования ценностных ориентаций в процессе обучения и воспитания осужденных.

Анисимова Н. Г., учитель истории и обществознания

МБОУ школа № 24 ( учебно-консультационный пункт)

г.Дзержинска, Нижегородской области

Современный этап развития образования предполагает использование разнообразных технологий обучения. Одной из наиболее эффективных технологий, я считаю, является индивидуально-дифференцированное обучение. С 2009 года я начала работать в учебно-консультационном пункте при ИК-9 и столкнулась с проблемой выбора методов при организации образовательного процесса в условиях исправительного учреждения.

Главной особенностью работы с осужденными является не просто освоение учащимися базовых знаний и компетенций, но и осуществление целенаправленного воспитательного воздействия в процессе обучения, формирование ценностных представлений осужденных, духовно-нравственное развитие учащихся. Задачей педагогов, работающих в исправительных учреждениях, является оказание помощи осужденным в познании себя, понимании своего внутреннего мира, сохранении человеческого достоинства, вселении уверенности в завтрашнем дне. В ходе образовательного процесса у осужденных формируется чувство ответственности, поскольку успехи в учебе повышают их престиж, укрепляют положение в коллективе, способствуют легитимному самоутверждению.

При организации учебного процесса в ИК необходимо учитывать ряд специфических черт, характерных для работы со спецконтингентом обучающихся:

  • частые пропуски занятий ( трудовая нагрузка на хоз. дворе, промзоне, болезнь)

  • разнородный по возрасту состав обучающихся

  • различный уровень подготовленности учащихся, пробелы в знаниях

  • отрицательный социальный опыт учащихся (детский дом, спецшкола, интернат, неблагополучные семьи)

  • низкая мотивация обучения

  • высокая мобильность учащихся (освобождение по УДО, концу срока, этапирование)

  • психологическая атмосфера в общении с учащимися (подавленная психика, комплексы, депрессивное состояние)

Становится очевидной актуальность использования индивидуально-дифференцированного подхода в процессе формирования ценностных ориентаций в процессе обучения и воспитания осужденных.

Индивидуально-дифференцированное обучение на уроках истории и обществознания предполагает разделение учащихся по каким - либо признакам, различное построение процесса в выделенных группах, предъявление различных требований к группам в овладении ими содержанием образования. (Приложение №1)

Следует отметить, что, несмотря на дифференциацию, только целенаправленный системный подход приведёт к результативности процесса.

Индивидуально-дифференцированный подход в воспитательной работе:

1. целенаправленное воздействие, разнообразные формы обучения, перевоспитание осужденных.

2. позитивный пример педагога, социально-психологические изменения через традиции, ритуалы, обычаи позитивного характера.

3. разработка долгосрочных программ индивидуально-дифференцированной и групповой психолого - педагогической коррекции осужденных и поэтапная их реализация

4. восстановление нарушенных у осужденных социальных связей, выработка социально-положительных ценностных ориентиров и норм поведения, социальных компетенций осужденных, психологической готовности к правопослушному поведению после освобождения.

Исправительное воздействие результата использования индивидуально-дифференцированного подхода в формировании ценностных ориентаций в процессе обучения и воспитания осужденных, проявляется в поведении осужденного, соблюдении правил внутреннего распорядка. Поступки регулируется нравственными и правовыми ценностями, осужденный ориентируется на стремление изменить себя.

В этом большую роль играет реализация воспитательного потенциала образовательных программ, целенаправленный отбор учебных пособий и дидактических материалов, предоставляемой обучающимся информации в процессе обучения, направленный не только на усвоение программного минимума знаний, но и на их духовно-

нравственное становление, осознание и принятие общечеловеческих ценностей.

Результат является элементом системы исправления осужденных ч1.ст.9 УИК РФ-формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам права, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование право-послушного поведения.

Под небесами счастья нет, и мир устроен так:

Один рождается на свет, другой летит во мрак.

Когда бы ведал человек о всех земных делах,

Не торопился б он сюда, коль сам себе не враг.

(четверостишье осужденного Николая Х.)











Приложение №1.


Индивидуально-дифференцированное обучение

Индивидуальные критерии

Индивидуально-дифференцированный подход

Ценностные ориентации

Пробелы в знаниях

(различный интервал в получении образования, низкая успеваемость).

Обучения предполагает задания, устраняющие пробелы в знаниях, использование модульной технологии

Знания, общение, оказание помощи и поддержки.

Особенности нервной системы, темперамента

(психологическая защита, апатия, отрешенность, повышенная раздражительность).

Специальные задания на развитие сосредоточенности, развитие памяти, логического мышления, определение причинно-следственных связей, развитие познавательных процессов.

Коммуникативные компетенции, формирование благоприятного психологического микроклимата, тактичного внимательного подхода.

Познавательные способности (интерес и склонности к гуманитарным, математическим, естественным наукам; низкий уровень обучения, слабые учащиеся).

Задания различного уровня сложности, повышенной сложности, задания творческого характера, дозированная помощь учащимся, усиленное закрепление, индивидуальные карточки, разноуровневые зачёты, повторное объяснение.

Метапредметные связи, познавательная активность, развитие творческого потенциала, самооценка.

Мотивация в получении образования (низкая мотивация, отсутствие ценности образования).

Мотивирование, убеждение, задания по заданным алгоритмам действий (схемы, таблицы).

Получение образования, формирование мировоззрения, самооценка.

Занятость на работе, самообразование.

Организация самостоятельной работы учащегося, стимулирование познавательной самостоятельности.

Уважительное отношение к труду, деятельностный подход, навыки самостоятельной работы с информацией, право выбора.


© 2010-2022