Открытый урок по обществознанию

Здесь описан открытый урок по обществознанию на тему: «Существенные признакии основные компоненты политической системы. Особенности развития политической системы в России».  Цель данного урока: Ознакомить с понятием «политическая система», охарактеризовать её существенные признаки и основные компоненты; показать разнообразие политических систем, особенности их становления и развития; дать представление о факторах, влияющих на функции политической системы; раскрыть суть интегративных процессов в ...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока:


«Существенные признаки и основные компоненты политической системы. Особенности развития политической системы в России»

Цель урока:

Ознакомить с понятием «политическая система», охарактеризовать её существенные признаки и основные компоненты; показать разнообразие политических систем, особенности их становления и развития; дать представление о факторах, влияющих на функции политической системы; раскрыть суть интегративных процессов в политическом пространстве современного мира.

Урок проводится в форме эвристической беседы, которая предполагает проблемную постановку вопросов (постановку с неочевидными ответами). Проблемный акцентированный вопрос должен отвечать следующим требованиям:

- содержать компонент, порождающий у учащихся дискомфорт от отсутствия знаний;

- содержать раздражитель, побуждающий учащихся преодолеть этот дискомфорт;

- содержать ориентир, позволяющий учащимся определить направление поиска, либо указывающий на источник, в котором содержится ответ;

- побуждать учащихся к ответу или вызывать активную психологическую реакцию.

Для того, чтобы урок прошел увлекательно, на дом учащимся даются следующие задания: провести опрос о политической социализации среди разных возрастных групп: дети 3-4х лет, школьники начальных классов, школьники старших классов, взрослые до 30 лет, люди пенсионного возраста; по 5 человек (каждый определенную возрастную группу).

Вопросы для опрашиваемых:

  1. Интересуетесь ли вы политикой?

  2. Откуда вы узнаете о важнейших политических событиях.

  3. Что оказывает влияние на формирование важных политических взглядов.

В результате опроса учащихся приходят к следующим выводам:

Дети 3-4 лет приобретают первые известия о политике в семье, а также через СМИ, с помощью церкви и окружающих сверстников.

Школьники. Посредством школы ребенок приобщается к государственной системе политического воспитания, хотя продолжаю влиять и другие факторы.

После окончания школы и до 30 лет. Приоритетнее влияние на отношение молодежи к политике имеют формальные и неформальные молодежные объединения.

От 30 лет и до пенсионного возраста. Когда деловые и профессиональные интересы личности не связаны с политикой, а условия жизни полностью его удовлетворяют, то политическая активность снижается. При неудовлетворенности условиям жизни, индивид активирует собственную политическую деятельность в партиях и движениях.

Пожилые люди. У пенсионеров появляется много свободного времени, которое они обычно используют для участия в политической деятельности.

Возможно и видео интервью.

Приведем пример интервью, взятого учащимся 10-А класса Бондаруком Богданом у своего дедушки, участника партизанского движения Великой Отечественной войны.

Учитель делает вывод: агентами социализации являются: семья, школа, государство, малые социальные группы, политические партии, гражданские организации и т.д. С помощью них осуществляется механизм передачи культурных традиций и норм в определенной политической системе. В результате политической социализации формируется психологически нормальные социальные отношения, которые порождаю рациональное и уважительное отношение индивида к правопорядку государства и своим гражданским обязанностям, позитивное отношение к власти и формируется гармоничная политическая система, ее основной фундамент- чувство уважения и граждан к полит. Лидеру и чувство ответственности лидеров перед гражданами.

В качестве домашнего задания учащимся дается тема сочинения: «Отражение политической системы общества в искусстве»

Дома предлагается рассмотреть следующие памятники архитектуры:

Памятник «Тысячелетие России»

Монумент, воздвигнутый в Великом Новгороде в 1862 году в честь тысячелетнего юбилея легендарного призвания варягов на Русь.
Группа из двух фигур - ангела с крестом в руке (олицетворение православной церкви) и коленопреклонённой женщины (олицетворение России).

Открытый урок по обществознанию





Статуя Свободы - свобода, озаряющая мир.

Открытый урок по обществознанию


Это подарок французских граждан к столетию американской революции. (4 июля 1776 года была принята Декларация независимости США) Богиня свободы держит факел в правой руке и скрижаль в левой.

Вот пример сочинения, написанного учащимся 11 класса.

«Живопись в праве»

В последнее время художники часто стали отражать в своих картинах политические, правовые оттенки. Я считаю, что к таким художникам можно отнести Сергея Бочарова. К наиболее ярко отображающим это картинам можно отнести: «Урок Анатомии доктора Владимира Владимировича Путина» (1999-2000г) и «Явление народу. Русские патриоты, изгоняющие воров и негодяев»(1999-2000).

Открытый урок по обществознанию

В первой названной мною картине: На первом плане в ракурсе лежит посиневший труп экс-президента Б.Ельцина. Рядом его отрезанная на блюде голова, со знакомой для всех изрыгающей ненависть и злость к народу гримасой.

Доктор В.В. Путин проводит для своих учеников анатомический урок. Это узнаваемые одиозные лица олигархов, демократов и просто политиков, которые были при Ельцине и сейчас при Путине у власти.

Все изображения одеты в западно-европейские костюмы - символ того, что ничего русского в них нет и взоры их обращены только на Запад.

Во второй мною названной картине: Художник возвращает нас к величайшему шедевру Александра Иванова "Явление Христа народу". Как бы продолжая его тему из библейского сюжета, современное действие новой работы Сергея Бочарова переносится в Москву, на Софийскую набережную Москвы-реки, где роль Иоанна Крестителя выполняет митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн - до конца своих дней духовный пастырь православного патриотического движения России.

Это он сказал, что в России есть две партии: партия патриотов и партия воров. Партия воров и изгнанных: Горбачев, Ельцин, Гусинский, Боровой, Новодворская, Юшенков, Березовской и др.

Вот эти две партии и представлены на картине Сергея Бочарова. Свечение на Васильевском спуске символизирует народ. Картина посвящена патриотам России и написана художником с целью "собрать в кулак мужей Руси карающую силу " в борьбе с антинародным режимом. Среди них - генералы Салуянов, Макашов, Варенников, здесь же Питирим, атаманы Филин, Козицын, Чуреков, писатели Распутин, Белов, Проханов, Хатюшин и многие другие лидеры оппозиции. Группу народной дружины в древнерусских кольчугах ведет за собой Георгий Победоносец, в образе которого узнаются черты полководца Г.Жукова. Лошадь щедро украшена чудотворной упряжью - символ необъятных духовных и сырьевых богатств России.

Наиболее правдоподобную расшифровку картины предложил публицист Вадим Кожинов. Согласно его трактовке, С.Бочаров посвятил картину истории бесконечных распрей между всеми оппозиционными силами. Воплощая идею неоплатонизма - восхождение от примитивного либерального "Я" к творческому неистовству общественного патриотизма.

Итак, на примере этих двух картин нашего современника Сергея Бочарова мы убедились, что во многих картинах существую более или менее выраженные оттенки политики, государства и права. Живопись может обличать государство, как в приведенном мною примере, а также может восхвалять его.




План эвристической беседы

Открытый урок по обществознанию

Что такое политика? Понятие политика происходит от древнегреческого слова polis (город, государство) и производного от него прилагательного politicos (всё, что связано с городом-государством, управление, гражданин и т.д.). Это понятие было распространено под влиянием тракта Аристотеля «Политика» в котором он изучил свои размышления о государственном устройстве и проблемах государственного управления. До конца 19 века политику традиционно рассматривали как учение о государстве.

В современном понимании понятие «политика» охватывает всю сферу политической жизни общества, а при определенных расходов как системообразующее начало социальной системе.

Открытый урок по обществознанию

1.Можно ли считать, что современный мир в области политики является пусть сложным, противоречивым, но единым целым?

Да, потому что жизнь человечества глобализируется; человечество осознает себя единым сообществом.

- существуют ли сегодня изолированные регионы, хозяйство и население

- которых абсолютно не связанно с остальным человечеством.

Нет, даже такое закрытое государство как КНДР имеет диагностические отношения с другими странами и представлены в международных организациях, а за её деятельностью, например в области атомной энергетики следит мировое сообщество.

2.В какой мере глобализация политики определяется различными средством связи?

В решающей, именно бурное развитие средств связи и сообщение обеспечивает оперативное информирование и реагирование вне зависимости от расстояний.

-Международные организации давно стали реальностью, чем вызваны постоянно рост их числа?

Необходимостью специализации действий, международное сотрудничество растеряется, постоянно возникает его новые каналы, требующие профилированной деятельности.

-не содержит ли противоречия утверждение о том, что политические столкновения происходят, пожалуй чаще, чем политические объединения?
Не содержит, ибо политика- всегда борьба интересов, установок, а столкновения и объединения- лишь внешние ее формы. Современный мир находится в стадии становления, поэтому в полнее естественно, что борьба обостряется, несмотря на тенденции к единству и глобализации.

3. Можно ли утверждать, что политическая система и система государственной власти- это одно и тоже.

-а чем определяется тип, способ политического существования данного общества-политической системой или государственной властью?

Безусловно, политической системой, одним из компонентов который является форма государственной власти. Кроме того, она включает политический режим, политические партии, политическую культуру и т. п.

4.-Каковы факторы, влияющие на политическую систему.

Экономика, историческая традиция, иностранные образцы, борьба различных политических сил, амбиции политических лидеров, новые политические феномены.

Приведем примеры влияния этих факторов, используя знания по курсу истории, сравнив западную Европу и Россию.

-что выступает как более важный компонент жизни общества - характер политической системы или уровень социально-экономического развития?

Факторы, оказывающие влияние на социально-экономическую

структуру государства

Индивидуальная оценка

Групповая

оценка

Правильная

оценка

Индивидуальная

ошибка

Групповая

ошибка

Уровень урбанизации

4

Географическое положение,

климат

1

Уровень развития производства

2

Половозрастная структура

населения

5

Наличие природных ресурсов

3

Научный и образовательный

потенциал

2

Государственно-политическое устройство

3


Эту учебную карту надо заполнить, проранжировав приведённые факторы по признаку степени влияния, наличия с самого значимого (наименьшая цифра) в направлении нарастания. Вначале эту работу в течение 3-5 минут выполняет каждый учащийся, индивидуально заполняя первую колонку. После этого начинается работа в малых группах. На этом этапе учащиеся должны в течение 10 минут заполнить вторую колонку («групповая оценка»), но с условием, что у каждого из группы в этой колонке будут поставлены одинаковые цифры, а так как индивидуальная оценка у них, как правило, не совпадает, предстоит обсуждение, в ходе которого учащиеся должны найти оптимальные решения (при этом они развивают навыки убеждения окружающих, достижение разумного компромисса, выражения и отстаивания своей позиции и т.п.). По завершении этого этапа работы учитель сообщает учащимся правильную оценку.

Учащиеся, имеющие индивидуальную ошибку от 0 до 7 баллов, получают «5», от 8 до 11-«4», от 12 до 15-«3».

Участники группы с наименьшей групповой ошибкой получают дополнительно по одному баллу к своей оценке.

Эти два показателя нельзя сравнивать в такой постановке, они носят взаимоопределяющий характер.

Работа в группах со схемой "Факторы, оказывающие влияние на социально-экономическую структуру государства"

-можно ли назвать точное число факторов, влияющих на политическую систему?

В единичном конкретном случае да, но это не будет универсальным показателем, т.к. у другой политической системы действенными могут быть другие факторы, большее или меньшее их число, иная ранжировка по значимости.

4. Справедливо ли утверждение: сколько государств, столько и политических систем?

- разве все монархии или все демократические республики не обладают общими признаками?

Безусловно, общие признаки, позволяющие отнести форму государственности к тому или иному типу, классифицировать ее, существуют, но нет абсолютно одинаковых государств, а тем более политических систем.





Учащиеся выполняют задания в таблицах.

Открытый урок по обществознанию






Сравните понятия, выделив общее и отличия.

Понятие

Общее

Отличия

Президентская республика

Парламентская республика

Проанализируйте понятия, выделив общее и отличия.

Понятие

Общее

Отличие

Тоталитарный политический

режим

Авторитарный политический

режим

Дополните схему

Открытый урок по обществознанию






-Определите характер политического режима по приведённому отрывку документа. Свой ответ обоснуйте.

Статья 6.

Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. КПСС существует для народа т служит народу.

-Вооруженная марксистско-ленинским учением, Коммунистическая партия определят генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политике СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придает планомерный, научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма.

-Все партийные организации действуют в рамках Конституции СССР.

-Если приведенное утверждение справедливо, значит нет смысла заимствовать иностранные образцы политических систем, как бы хороши они не были?

Заимствовать в значении слепо копировать, бессмысленно, есть смысл изучать опыт, использовать лучшие достижения, все равно абсолютного подобия не получится.

-обеспечивает ли возникновение многочисленных, несхожих политических систем их бесконфликтное существование?

Пожалуй нет, т.к. направленность и интересы, выраженные разными политическими системами, неодинаковы, однако гармоничное существование и бесконфликтное - это не одно и тоже, политический мир находиться в динамике, отсюда - неизбежность конфликтов.

Отличаются ли политические системы современности внутренней стабильности?

-каковы причины постоянной нестабильности внутри политических систем?

Борьба между различными ветвями власти за преобладание, столкновение интересов различных социальных слоев и выражающих их политических сил и т.п.

-какие факторы являются решающими во внутриполитической борьбе?

Чаще всего силовой - армия, спецслужбы и прочее, социальный - опора на широкие массы населения, представляющие те или иные социальные слои, личностный, национальный, религиозный, этнический, экологический и другие.


© 2010-2022