Урок-исследование на тему: Враги народа или Герои своего времени (11 класс)

Раздел Обществознание
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Дубенская средняя общеобразовательная школа» Дубенского района Республики Мордовия





«Враги народа» или Герои своего времени»

(урок - исследование)

Малясова Татьяна Ивановна, учитель обществознания



Дубенки 2016 г.

Конспект урока - исследования по теме:

«Враги народа» или Герои своего времени»

Цели урока:

1.Углубить знания учащихся по истории политических репрессий в СССР, используя национально - региональный компонент на основе краеведческого материала; 2.Совершенствовать умение выделять главное в изученном материале, способность самостоятельно анализировать, делать выводы. Развивать речь, мышление, внимание и память учащихся; формировать умения и навыки работы с историческими документами; 3.Формирование гражданского патриотизма; расширение познавательного интереса к истории своей Родины, своего родного края. Воспитание уважения к людям, ставшим жертвами политических репрессий.

Тип урока: Урок усвоения новой исторической информации и первичного ее закрепления, выработки умений по применению знаний, усвоения способов деятельности с исторической информацией.

Оборудование урока: Историческая карта Дубёнского района, фотоматериалы, исторические документы (письма, воспоминания), компьютер, мультимедийный проектор.

Методы обучения: - объяснения; - практический; - исследовательских и проблемных заданий; - оценка исторических процессов, явлений, событий; - самостоятельной работы с источниками исторической информации; - персонифицирующий (биографический).

План урока

1.Вводная беседа. 2.История политических репрессий на территории Мордовии и Дубёнского района. 3.Уроженцы района - подвергнувшиеся террору сталинского произвола. 4.Выводы урока

Ход урока:

1.Организационный момент. Приветствие. Организация учебного процесса. - Здравствуйте. Я рада вас приветствовать на нашем очередном уроке. Сегодняшнее наше занятие пройдёт в форме совместной беседы, посвящённой очень важной теме, потому что материалы к ней пока ещё очень слабо представлены в учебной литературе, а на местном уровне он почти не изучается. Кроме того часть исследовательской работы вы провели сами и ваши дополнения вызовут ещё больший интерес к изучаемой теме. Итак, приготовились к совместной плодотворной работе. Запишем число и тему нашего урока: «Враги народа» или Герои своего времени»

2.Новая тема. 2.1.Вводное слово учителя. - Итак, на сегодняшнем уроке мы с вами познакомимся с судьбами наших земляков подвергнувшихся политическим репрессиям сталинского режима. Для этого мы изучим их биографические данные, письма и воспоминания.

2.2.Политические репрессии в СССР в 30-ые-начале 50-х годов. Учитель.- Ребята, а что вы знаете о политических репрессиях в нашей стране? Ученик.- Политические репрессии осуществлялись против советских граждан в эпоху сталинизма. Они заключались в так называемой борьбе с «классовыми врагами» советской власти. А на самом деле их антисоветская деятельность заключалась в прямом и тайном несогласии со сталинским режимом. И огромная часть уголовно-политических дел была создана работниками ОГПУ-НКВД против невинных граждан нашей страны. Учитель.- Да, действительно теоретическим обоснованием политики репрессий стал выдвинутый И.В.Сталиным тезис о неизбежности обострения классовой борьбы в процессе социалистического строительства. Сложности и противоречия, выявившиеся в ходе реализации 1-го пятилетнего плана и коллективизации, возлагались на «буржуазных спецов», их обвинили во вредительстве и контрреволюционной деятельности…. Вскоре оказались репрессированы многие управленцы, кадровые партийные работники, учёные, военные и …простые рядовые труженики. Среди них: учёные Е.В.Тарле, С.Ф.Платонов, конструкторы А.Н.Туполев, С.П.Королёв, Маршал М.Н.Тухачевский и… многие, многие другие. По официальным данным, в 1930-1953-м годах по обвинению в контрреволюции, антигосударственной деятельности были вынесены осуждающие приговоры в отношении 3.778.234 человек, в том числе 786.098 смертных (запись на доске). Запишем эти цифры и постараемся их запомнить.

2.3.Политические репрессии в Мордовском крае и районе. - Сталинский режим оставил свой кровавый след и в истории нашего родного края. Республика Мордовия только в 1937-ом году лишилась практически своего руководства, когда из 95 осужденных только по одному делу было расстреляно 70 человек советского партийного аппарата. В настоящее время прокуратура Мордовии изучала 9.380 архивных уголовных дел. Сталинская машина в первую очередь подвергала репрессиям крестьян. В горьком списке реабилитированных -5.625 человек (запись на доске). Запишем эти цифры и постараемся их запомнить Учитель. - Ребята, а что вы знаете о проявлении сталинского режима на территории нашего района? Ученик.- В нашем районе принудительно прошла коллективизация, крестьян «середняков» раскулачивали и отправляли на Север и Дальний Восток, недовольных и неподчинившихся арестовывали и записывали в разряд «врагов народа». Так, например мой прадед Азиков Фрол Петрович в 1930-ом году был раскулачен, у него была отобрана ветряная мельница и он, подчинившись, властям со своей семьёй вступил в местный колхоз имени Димитрова. Учитель.- Да, ребята, Дубёнский район, как и вся наша страна тяжело перенесла сталинскую эпоху. Среди репрессированных нашего района оказались: сельские кулаки, середняки, бедняки, священнослужители, учителя …. Из которых более 20-ти человек были расстреляны - это С.В.Зорькин, С.П.Чугунов, В.И.Аристов, И.А.Малкин и другие. Всего в годы сталинского произвола в нашем родном крае было репрессировано 980 человек, из которых на сегодняшний день реабилитировано 592 человека. Судьба 386 человек до сих пор остаётся под знаком большого вопроса (запись на доске). Запишем эти цифры и постараемся их запомнить. Поиск безвинно пострадавших от советских репрессий продолжается… - Сегодня мы с вами познакомимся с судьбами лишь некоторых наших земляков, которые пройдя унижения, тяжести, лишения и испытания сталинских репрессий остались непокорёнными и верными своему делу, долгу и служению обществу.

Вот их имена:

1.Чаткин Фёдор Егорович (село Дубёнки). 2.Мужиков Григорий Дмитриевич (село Пуркаево). 3.Аширов Исмаил Аттаулович (село Ломаты). 4.Косолапов Иван Васильевич (село Дубёнки). 5.Колузанов Егор Алексеевич (село Петровка).

2.4.Уроженцы района - подвергнувшиеся террору сталинского произвола. - А теперь давайте подробнее познакомимся с биографией Чаткина Федора Егоровича. Слово предоставляется Великанову Денису. Ученик. - Фёдор Егорович Чаткин родился в семье Дубёнских кустарей в ноябре 1887 года. Закончил две школы с отличием: Дубёнскую начальную и кустарную. В первой научился писать и читать, во второй у своего отца и деда - искусно делать кухонные принадлежности: деревянные ложки, чашки, скалки, а также пахать и сеять. Рос Федя сильным, смелым и открытым мальчиком. Имея хороший голос и замечательную память, с детских лет значился в церковном детском хоре .В 17 лет Фёдор женился .Невесту выбрал сам ,с ней дружил несколько лет, и она в будущем подарила ему 7 детей. Звали её Марией Ивановной, а для него она всю жизнь была Машенькой.... Фёдор много работал физически: пахал, сеял, с большим увлечением читал художественную и церковную литературу. Ему очень нравилось бывать в церковном хоре, беседовать со священнослужителями.... С октября 1917-го года отношение новых властей к церкви резко изменилось. Она была отлучена от государства , а священнослужители были объявлены «лишенцами»,то есть лишенными избирательных прав .Заметно менялось отношение к церкви и некоторой части населения ,а вот у Фёдора Егоровича оно наоборот укрепилось….В 1925-ом году Фёдор был принят священником в Никольскую церковь села Дубёнки, ещё через год он был рукоположен в сан диакона, но долго работать, не пришлось… 1 апреля 1930-го года диакон Чаткин был арестован. Внезапно нагрянувшая комиссия хотела конфисковать хозяйство богача и как кулака выселить его из села (в этот день из Дубёнок будет выселено 7 «кулацких» семей). Но в крохотной избе местного священнослужителя, где кроме него ютилось ещё 8 человек конфисковать, кроме токарного станка и 10-ти скалок, было нечего. Чаткины жили беднее любого бедняка….Фёдор Егорович отпахал 3 года на строительстве Беломорканала. Будучи честным работником, Чаткин исправно справлял религиозные ритуалы по умершим, в свободное время пел молитвы и грустные лирические песни…. Через три года он вернулся в Дубёнки и стал работать дорожным мастером. Отказавшись, однажды косить траву своему начальству Фёдор Егорович вновь, был арестован 18 октября 1937-го года…. И снова допросы, унижения, давление в создании антисоветского заговора. Отказавшись подписать такой бред, он тем самым подписал себе смертельный приговор. Как ярый священнослужитель и «враг народа» но был расстрелян 5 ноября 1937-го года. Сиротами осталось 7-ро детей…. Учитель. - В настоящее время во вновь действующей Никольской церкви села Дубёнки отец Фёдор является почитаемым христианином, прихожане спустя многие годы помнят и чтут его. - С судьбой следующего так называемого «врага народа» мы познакомимся из его личных воспоминаний, которые сегодня хранятся в районном краеведческом музее. Воспоминания Мужикова Григория Дмитриевича нам прочтёт Спиридонова Валентина. Ученик: «Родился я 1 марта 1909-го года в селе Налитово, в крестьянской трудовой семье. Закончил местную семилетку, а затем трудился в составе артели строителей в городе Челябинске и Магнитогорске….После возвращения домой в 1931-ом году я вступил в колхоз «Якстире Пиче» и комсомол. Был в избран председателем комиссии по выполнению хлебопоставок…. После учёбы в городе Саранске работал председателем колхоза имени Горького (село Паракино), когда тяжелое положение там было, исправлено я был назначен председателем Николаевского, а через год Кабаевского сельского совета. Окончив 5-ти месячные курсы районного актива, в апреле 1937-го года, возглавил Дубёнский районный совет. В июле, - продолжает далее Г.Д.Мужиков, - в районном клубе собралось внеочередное партийное собрание, на котором обсуждался вопрос борьбы с «врагами народа» и партии. В самом начале собрания был исключён из рядов партии редактор районной газеты И.Маркелов, директор Кабаевской средней школы М.Чиндяскина и другие… После перерыва, за связь с «врагами народа» исключили из партии меня и первого секретаря комсомола И.Буянова. Через три дня на бюро ВКП( б) нас сняли с занимаемых должностей. Я стал работать рядовым плотником в селе Налитове, но не мог смириться с такой несправедливостью и вскоре написал жалобу в обком, за что и поплатился…. Меня пригласили в Саранск, но уже по пути в Дубёнки я был арестован. 12 октября 1937-го года состоялся показательный суд. Меня обвинили как уголовного преступника в нарушении устава сельхозартели, умышленную неуплату зарплаты местному фельдшеру, незаконное изъятие лошади у единоличника И.Нуждаева, а также засев полей колхоза имени Чапаева плохими семенами. После жестоких пыток и издевательств я был отправлен на 5 лет в Сибирь. Примерно «сглаживая» свою вину трижды был на доске Почёта. Там я пробыл до весны 1942-го года. Выпросился на фронт. Воевал под Ленинградом, был представлен к медали «За отвагу», но её не получил. Мне сказали, что ей я смыл позорное пятно преступника, а вскоре после ранения мне…ампутировали руку. По возвращении домой я был назначен председателем колхоза в селе Ливадке, позже в селе Николаевке нашего района, но за годы работы никаких наград не получал, кроме окриков, оскорблений и упрёков за прошлое… В 1958-ом году ушёл на пенсию по инвалидности. Жил в Пуркаеве, затем в Саранске. В течение 12-ти лет возглавлял Комитет ветеранов войны и труда Ленинского района города Саранска. Награждён орденом Отечественной войны 2-ой степени…. Прошло много лет. За эти годы я пережил много трудностей. Был тяжело ранен, терпел боли при ампутации руки, но такой сложной болезненной «операции» при которой искусственно добивались сделать из меня уголовного преступника, «врага народа» и коммунистической партии, такой более страшной операции души и сердца мне пережить не приходилось…» Учитель.- Как было уже сказано в начале урока уголовные дела «врагов народа» вырастали буквально из пустоты. Следующим примером этого является биография Аширова Исмаила Аттауловича. О нём нам расскажет Коробкова Екатерина. Ученик.- В 1915-ом году в татарском селе Ломаты родился Аширов Исмаил Аттаулович. Он рос смелым, жизнерадостным и сильным мальчиком. Хорошо учился в местной школе, был активным комсомольцем на селе .В 1932-ом году Исмаил успешно поступил в Казанский институт советского права .Учился легко ,с большим увлечением и страстью .Летом 1934-го года, после окончания 2-го курса, он приехал в родное село на каникулы. Вечером 2-го дня студент услышал протяжный плач и крики с Облаевки (одной из улиц села). Исмаил со всех ног побежал туда. Зрелище было ужасное. Несколько человек из районного центра, в том числе два милиционера выгоняли из дворов коров, группируя их в стадо для перегона в заготскот. - Как- же так можно? - спросил подбежавший Исмаил у курящего мужчины в кожаной куртке. - За неуплату налогов, - ответил он. Перед самым закатом солнца большое стадо коров уже гналось из Ломат по Дубёнской дороге. Два часа, под диктовку селян, Исмаил пишет коллективную жалобу в Москву, а получив, под ней более трёх десятков подписей, уезжает в столицу... Письмо он вручил лично Марии Ильиничне Ульяновой, которая в это время занимала пост заведующей Объединённым Бюро жалоб Наркомата РКИ СССР и Наркомата РКИ РСФСР, а также входила в состав Комиссии советского контроля при Совете Народных Комиссаров СССР. Я с ней беседовал минут 30-ать,- вспоминал И.А.Аширов, - рассказал ей о своей учёбе, сельской жизни, а также о планах на будущее…. Спустя несколько дней после возвращения, в Ломаты из районного центра обратно пригнали стадо коров, а Исмаила увезли в Дубёнский отдел милиции. Через неделю состоялся показательный суд над сердобольным студентом. Земляки, которых защищал Исмаил, получив обратно свой скот, не только отказались от своих подписей, но и обвинили во всём молодого человека... Последующие три года Аширов провёл в исправительно-трудовой колонии города Углича, как «политически неграмотный элемент». После освобождения Исмаил не спрятался в деревне, не уехал в дальние края, а настойчиво продолжал учёбу. В 1941-ом году он окончил Самаркандский факультет советского права Узбекского государственного университета. Но работать по специальности не пришлось. Началась Великая отечественная война и «отверженный студент», а вскоре младший лейтенант, как и многие миллионы жителей нашей страны встаёт на защиту своей Родины. Он принимал участие в обороне Москвы, был дважды тяжело ранен, участвовал в освобождении Европы. За годы войны капитан Аширов был удостоен ордена Красной Звезды и Славы 3-ей степени, а также 6-ти медалей. С 1946-го года Исмаил Аттаулович работает научным сотрудником института философии при Академии наук города Москвы, в 1959-ом он был переведён преподавателем философии в Казанский университет. Кандидат философских наук (1963г.), доцент, заведующий кафедрой философии и научного коммунизма(1965г.) И.А.Аширов неоднократно был отмечен правительственными наградами. Он всегда был честен и правдив, защищал права советских граждан от беззакония и произвола властей. И, уже, будучи на пенсии, он писал: «Пока я не чувствую себя на обочине перестройки, как и многие ветераны выступаю перед молодёжью с разъяснением о прошлом и настоящем дне страны…». Учитель. - Рассказ о следующем нашем земляке, который, также прошёл, через муки сталинских лагерей, будет сопровождаться, не только биографическими данными, но и выдержками из уникального источника (письма) в адрес правительства СССР. Подробнее о нём нам расскажет Картаев Михаил. Ученик.- В ноябре 1905-го года в семье Дубёнского мастера-сапожника Василия Ивановича Косолапова родился четвертый ребёнок. Мальчика назвали Иваном. Имея природный, бас, Ваня, ещё, являясь учеником Дубёнской школы, состоял в церковном хоре. А после её окончания, за красивый почерк, был оставлен в конторе Дубёнско - Поводимовского волостного управления. Почти не имея подготовки и образования, он увлечённо выступает на сцене и комсомольских собраниях. С 1926-го года И.В.Косолапов член ВКП (б). Окончил рабочий факультет (1926 г.), Московский инженерно-экономический институт (1932 г.), аспирантуру Московского текстильного института (1936 г.). В 1937-ом молодой преподаватель Косолапов защищает кандидатскую диссертацию, а еще через год получает ученое звание доцента, в 1939-ом он заведующий кафедрой организации производства и одновременно декан факультета. Пишет книгу, в которой излагает курс преподавания по технологии льняного производства. К этому времени он женат, отец двух сыновей. Ежегодно, со своей семьёй, приезжает в родные Дубёнки, почти еженедельно встречает дубёнских жителей на своей квартире в Москве, ставшей своего рода «дубёнской гостиной».12 сентября 1940-го года И.В.Косолапов был неожиданно арестован…. Выдержки из письма (голос за кадром): «Председателю Совета Министров СССР Г.М.Маленкову…. Два раза за свою многострадальную жизнь в заключении я писал жалобы Генеральному прокурору СССР и оба раза последний даже не удостоил меня ответом. Обращаюсь к Вам с надеждой услышать решение. Я, Косолапов Иван Васильевич, 1905-го года рождения, до 1940-го года работал в Московском текстильном институте, а сентябре 1940-года был арестован органами НКВД , 9-го июля 1941-го года Военной коллегией Верховного суда СССР осуждён по статьям58-8,58-10 к лишению свободы сроком на 8-ем лет с поражением в правах на 5-ть лет. Отсидев первый срок заключения в Устьзымлаге, я в 1948-ом году был прямо из лагеря отправлен в ссылку без указания срока в Красноярский край, а 8-го ноября 1950-го года органами МГБ Красноярского края я вновь был арестован. Красноярским Верховным судом 13 января 1951-го года я был осуждён по статье 58-10 к лишению свободы сроком на 10 лет с поражением в правах на 5-ть лет…. Как же могло случиться, что я стал государственным преступником? В 1940-ом году я был арестован, по всей вероятности, на основании заранее рассчитанной клеветы. С первых же дней следствия был подвергнут таким жестоким избиениям и пыткам, что меня быстро покинули как физические, так и моральные силы. Я перестал думать о жизни, думал больше об избавлении от пыток. В таком состоянии я давал показания, часть которых я придумывал сам, а часть писал следователь по своему усмотрению…. Я признавал себя виновным в том, что будто бы я организовал контрреволюционную группу для борьбы с Советской властью…. Всё моё дело велось без единого свидетеля и без единой очной ставки. Да они и не могли быть, так как я ни в чём не виновен, а следствие не имело, никаких обвинительных материалов…. Конкретным обвинением в моём следственном деле имеется документ: показание Кузнецова, моего односельчанина. Этот Кузнецов показывает, что будто бы моя мать, возвратившись из Москвы, где она гостила у меня, имела разговор с матерью Кузнецова, а он, Кузнецов, этот разговор подслушал. В этом разговоре моя мать якобы касалась Сталина в каких-то невежественных и глупых выражениях, ссылаясь при этом на то, что будто бы всё это она слышала на моей московской квартире, где часто собирались для подобных разговоров мои товарищи. Трудно, конечно, установить, кому принадлежит выдумка всей этой чуши, но вот уже 14-ть лет я несу непосильный крест незаслуженного наказания и не вижу этому конца. Но я ведь хочу жить, хочу работать, хочу быть полезным обществу…. Знаю, что трудно попасть письму заключённого в руки Председателя Совета Министров. Оно пройдёт через много рук, а может быть попадёт в корзину для ненужных бумаг. Но я очень прошу, слёзно умоляю лиц, через руки которых оно пройдёт, войти в моё положение и дать письму надлежащий ход. Я в одном не сомневаюсь, это в своей невиновности, а отсюда и в надежде на отмену всех незаконных решений по моему делу…. Заключённый И.Косолапов. Отправлено 26 июня 1954-го года». Ученик.- … Спустя 15 лет Иван Васильевич был отпущён из мест заключения. Осенью 1955-го года он стал работать сменным мастером на московской текстильной фабрике «Природный ремень», а спустя год был восстановлен на научной работе в Московский текстильный институт. В 1965-ом году вышла в свет его книга-учебник для студентов «Организация и планирование льнопрядильного производства», но силы, подорванные заключением, были на исходе… и вскоре его не стало. Прах И.В.Косолапова, согласно завещанию, был захоронен в Дубёнках - малой Родине Ивана Васильевича, которую он очень любил и гордился. Учитель.- А ещё об одном нашем земляке, который подвергся унижениям эпохи сталинского террора, но остался верен своему слову и делу, расскажет Грико Анастасия. Ученик.- Егор Алексеевич Колузанов родился в 1900 году, в селе Петровка Дубёнского района. Окончил местную школу, рано познал крестьянский труд. Был участником гражданской войны, а после службы окончил школу механизации в городе Ардатове и стал работать там же инженером-механиком. Весной 1931-го года он был назначен директором Дубёнской МТС, которой едва исполнилось полгода. Обладая большим организаторским талантом и знаниями техники, чётко представляя роль Машинно-тракторной станции в сельской жизни Колузанов, выдвинул перед райисполкомом задачу: переселить МТС на восточную окраину села - построив там ремонтные мастерские, контору, столовую, общежитие, баню, а со временем и рабочий посёлок. Во время переселения и обоснования на новом месте несколько было снижено внимание состоянию техники, за что Колузанов получил предупреждение. Но это не остановило молодого директора. Вскоре работа была организована, и уже через пять лет в Дубёнском МТС было 67-мь тракторов, которые работали по всему району. И вдруг….30 сентября 1937-го года Е.Г.Колузанов был арестован. После жестоких пыток и издевательств он был обвинён во вредительстве…. За короткое время Егор Алексеевич превратился в худеющего старика, отчего не только друзья, но и родственники не узнают его. Но, не смотря на подорванное здоровье, он так и не подпишет, ни один документ. - Я ни в чём не виноват и работе отдал всего себя, - категорично заявлял Колузанов. И, вскоре, следователям пришлось выпустить больного человека на свободу. После выхода из тюрьмы, в декабре 1937-го года, Егор Алексеевич уже не мог заняться физическим трудом, а спустя полгода его не стало. Человек умер, но так и не покорился сталинскому произволу и беззаконию.

3.Обобщение. Учитель. - Итак, сегодня у нас состоялся серьёзный разговор на очень важную тему. Мы убедились, что термин «политические репрессии» - это не отдалённые процессы в отечественной истории, а то, что происходило в нашей стране, республике, районе и селе. Эти мрачные события исторического прошлого затронули не только многих известных людей, но и простых тружеников города и села. Среди них оказались наши родственники и знакомые, которые, не смотря на выпавшую им долю и испытания остались непокорёнными, верными своему делу и призванию.

4.Закрепление. - А теперь ребята давайте подумаем над важным вопросом (запись проблемного вопроса на доске или мультимедийном экране).

Кто - же они: «Враги народа» или герои своего времени? - Для этого вспомним некоторые моменты касающиеся данного периода. Учитель.- 1.В каких, годах проходили политические репрессии в нашей стране? Ученик.- В 1930-ые-начале 50-ых годах прошлого века. Учитель.- 2.Назовите причины перехода к эпохе сталинского террора? Ученик.- В результате укрепления позиций генеральной линии партии обнаружились её конфликты с обществом, представители которого, независимо от ранга и званий, не только по - иному понимали настоящее и будущее своей страны, но и тайно и открыто выражали свой протест. Именно таких людей объявляли «классовыми врагами» советской власти и вели против них необъявленную войну. Учитель.- 3.Какие, категории населения подвергались репрессиям? Ученик.- Все, независимо от должности и званий. Начиная от простого колхозника и завершая министром высшего ранга. Учитель.- 4.Коснулись - ли репрессии нашего родного края? Можете подтвердить своё мнение цифрами. Ученик.- Конечно. Сталинские репрессии дали о себе знать во всех уголках нашей страны, в том числе и Мордовском крае, и нашем Дубёнском районе. Согласно имеющимся на сегодняшний день документам мы знаем, что в нашей стране было репрессировано 3.778.234 человек, нашей республике 9.380 человек, районе 980 человек, из которых почти каждый пятый был приговорён к высшей мере наказания. Учитель.- 5.На основании, каких документов можно выявить вышеназванные исторические факты? Ученик.- Письма и воспоминания бывших заключённых и их родственников, краеведческий материал, а также архивные документы. Учитель.- 6.Судя из воспоминаний репрессированных и конкретного письма И.В.Косолапова, давайте выясним при каких обстоятельствах эти люди становились «врагами народа»? Как они признавали свою вину? Был - ли у них другой выход? Ученик.- При самых различных. Это могли быть доносы, предательство, сфабрикованные дела и, конечно - же тайные и открытые выступления против сталинского произвола. Людей под воздействием силы и жестоких издевательств заставляли признать свою вину... И только многие годы спустя они были реабилитированы. Учитель. - Итак, ответим на основной вопрос нашего урока.

Кто - же они: «Враги народа» или Герои своего времени?

Вывод. Учитель.- Таким образом мы убедились, что 30-ые-начало 50-ых годов стали едва-ли не самой кровавой страницей в отечественной истории последних столетий . Адская репрессивная машина искорёжила судьбы миллионов людей за их политические , религиозные убеждении. А чаще всего за неосторожное слово и клевету завистника. Сегодня мы живём в другом измерении, строим новое свободное общество, общество в котором можно свободно выражать свои мысли, заниматься своим любимым делом и не боятся, что повторятся те страшные годы прошлого столетия. И нашу сегодняшнюю встречу мне - бы хотелось закончить словами поэта Виссариона Саянова: «…Что мы пережили, расскажет историк, Был сон наш тревожен, и хлеб был наш горек. Да что там! Сравнения в век не найти, Чтоб путь описать, где пришлось нам пройти! ...»

Домашнее задание. Выяснить, есть - ли среди ваших родственников, соседей, знакомых люди, подвергнувшиеся сталинским репрессиям. Какова их судьба? Проведите и прокомментируйте на следующем занятии своё историческое исследование.

Итоги: Спасибо вам за вашу плодотворную работу на уроке. Всем подготовившим выступления и активно участвовавшим в обсуждении я ставлю положительные оценки. (Комментарии оценок).

© 2010-2022