Открытый урок-дискуссия на тему: Смотрю на мир как на чудо

Раздел Обществознание
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок-дискуссия на тему: Смотрю на мир как на чудоОткрытый урок-дискуссия на тему: Смотрю на мир как на чудоОткрытый урок-дискуссия на тему: Смотрю на мир как на чудоРазработка урока по самопознанию учителя СШ № 173 имени Алии Молдагуловой РК:

Журабаевой Бахыт С


Тема: «Смотрю на мир, как на чудо…»

Цели: расширить представления учащихся о богатстве, таинствах окружающего мира, дать возможность заглянуть в себя, изменить своё отношение к жизни, научить учащихся видеть хорошее во всём, везде и в любое время.

Задачи:


Раскрыть значимость красоты и гармонии для человека.


Формировать позитивное восприятие мира.


Развивать умение видеть прекрасное и ценить жизнь.


Воспитывать умение приносить радость себе и окружающим.

Ход урока:

I. Приветствие


- Добрый день, уважаемые гости, дорогие коллеги. Добрый день, мои любимые ученики. Добрый день, мир, в котором мы живём. Давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем всем удачи. А вас, ребята, я приглашаю в круг радости.

II. Круг радости

- Каждый из вас сейчас получит карточку, на которой написано начало фразы. Вы должны закончить предложения:


когда я прикасаюсь к чистой, прозрачной воде, я чувствую…


солнце сегодня весь день слепит глаза и напоминает мне…


облака сегодня такие пушистые и нежные, будто…


я иду по земле, и мне кажется…


я дотрагиваюсь до капелек росы и чувствую, как…


когда я дотрагиваюсь до шершавой коры дерева, я чувствую…


я смотрю на зелёный степной ковёр, и мне кажется…


когда я вижу ослепительные вершины гор, я чувствую…


тёплый весенний воздух напоминает мне…


этот цветок так благоухает, что…


это дерево такое огромное, что когда я смотрю на его вершину, мне кажется…


капли дождя на стекле, словно…


пушистый одуванчик напоминает мне…


этот весенний день так прекрасен…


бескрайнее голубое небо наполняет меня…


- Что объединяет все эти высказывания?

- Итак, тема нашего урока: «Смотрю на мир, как на чудо…».
^

III. Минутка тишины


- А сейчас сядьте удобно, закройте глаза и сделайте несколько глубоких вдохов: расслабьте тело. Представьте себе удивительный мир, мир, который открывает вам свою красоту. (Звучит музыка)...

- С тех пор, как человек появился на земле, он слышит капли дождя, жужжание пчелы, музыку ветра, шелест деревьев, чувствует прикосновения тёплых солнечных лучей. Это музыка природы, музыка жизни. И человеку надо научиться поступать так, чтобы не нарушать этой музыки. Окружающий мир преподносит нам каждый час, каждую минуту что-то новое, удивительное. Умей слушать музыку жизни, умей наслаждаться ею, умей видеть и слышать всё, что происходит вокруг.

Миг

Не привыкайте к чудесам -

Дивитесь им, дивитесь!

Не привыкайте к небесам -

Глазами к ним тянитесь!

Приглядывайтесь к облакам,

Прислушивайтесь к птицам,

Прикладывайтесь к родникам -

Нечто не повториться!

За мигом миг,

За шагом шаг

Впадайте в изумленье.

Всё будет так -

И всё не так

Через одно мгновенье!

(Р. Рождественский)

- Откройте глаза и скажите, что вы видели, слышали, ощущали?

IV. Разминка. Пантомима «Покажи мне мир природы»


- Круг радости сегодня подсказал нам, что звуки природы, её прикосновения, образы очень нежные, ласковые. Минутка тишины - что с природой можно разговаривать молча. А еще природу можно показывать, и тоже молча. Поиграем?!

Игра называется «Покажи мне мир природы». А играть будем так. Я буду называть слова и действия, а вы мне их показывать. Итак:


Высокие красивые деревья.


Сильный ветер качает деревья.


Бабочки полетели и присели.


Снег идет.


Листья желтые закружились.

V. Цитаты урока

Вкус жизни зависит от вкуса живущего. (Е. Гигаури)

Любить жизнь - это значит уметь забывать всё плохое… и удерживать всё хорошее. (М.М.Пришвин)

Лишите мир красоты - и вы лишите его половины нравственности, половины её правил. (Ж.Жубер)

- Как вы понимаете эти выражения?

VI. Беседа по теме урока

- Каким вам представляется окружающий мир?

- Говорят, что «Красота спасёт Мир, если эта красота - Любовь». Согласны ли вы с этим мнением? Возможно ли перестроить эту фразу? («Любовь спасёт мир».) Любовь к чему? Кому?

- В чём заключается красота окружающего нас мира?

- Что такое гармония? Легко ли добиться гармонии с самим собой и миром? Что этому мешает?


Красота - это всё то, что доставляет наслаждение, радует сердце.

Гармония - согласие человека и мира.

- Любой ли человек видит красоту?

Вывод: обретая гармонию, человек видит красоту.

- Как проявляется любовь человека к жизни?

- В чём заключается смысл человеческой жизни?

VII. Работа над притчей

Притча «Кого зовёшь, тот и приходит»

Жил-был в одном ауле человек. Точнее не жил, а мучился. Всю жизнь его преследовали несчастья и болезни. Чем только его не лечили, каких только лекарей не звали. Ничто ему не помогало. Совсем плох стал.

Жена его, услышав, что в соседнем ауле живёт столетний старик, крепкий как карагач и стройный, как тополь, решила обратиться к нему за советом, как вылечить мужа.

- Скажи, отчего моего мужа преследуют недуги и несчастья? - спросила она седобородого. - Вроде и зла никому не желаем, и трудолюбивы, и гостеприимны, а жизнь - сплошное горе.

Старик плеснул себе чаю в пиалу, отхлебнул глоточек и сказал:

- Кого зовёшь в гости, тот и приходит.

Ничего не поняла из его слов женщина и в печали вернулась домой.

Утром проснулся муж. Не успев открыть глаза, уже сказал со вздохом:

- Ох, жизнь моя горькая, болезни одолели, несчастья замучили!...

Тут женщина вспомнила слова старика и возразила мужу:

- Нечего больше болезням и несчастьям делать в нашем доме! У нас дел нынче много. Мы не их звали, а бодрость и радость!

И что вы думаете? Вскоре её муж перестал болеть, а в доме поселились веселье и радость.

- Почему мужа этой женщины всю жизнь преследовали несчастья и болезни?

- Чему учит нас эта притча?

VIII. Просмотр видеофильма

- Я предлагаю вам посмотреть удивительный видеофильмы про 7 чудес света и про притчу называемое: один стакан молока (Просмотр фильма.)

- Что вы почувствовали, смотря эти кадры?

- Какое высказывание вам понравилось больше всего?

^ IX. Творческая деятельность

- Человек - интересное существо: вместо того, чтобы радоваться и быть благодарным за то, что у него есть, он воспринимает это как должное и грустит о том, чего у него пока нет. Получив желаемое, он сразу начинает грустить о следующем. Нам всегда кажется, что наша жизнь - там, где нас ещё нет, мы будем счастливыми лишь тогда, когда достигнем задуманного.

Но мы живём здесь и сейчас. И если задуматься, наша жизнь достойна благодарности!

Понаблюдайте за собой и окружающими вас людьми. Отмечается следующая закономерность: чем более мы неблагодарны, тем меньше Жизнь склонна давать нам подарки. А зачем? Ведь мы все равно недовольны! Если мы неблагодарны жизни сейчас, то вряд ли будем благодарны в будущем. Мы всегда найдем, о чем попереживать и что осудить! И наоборот. Чем более мы довольны и благодарны сегодня, тем добрее на нас смотрит Жизнь и охотней исполняет наши желания.

- Давайте напишем благодарственное письмо своей Жизни. Есть несколько поводов поблагодарить свою Жизнь:


за то, что вы родились


за тело, в котором вы живете


за место, в котором вы появились на свет


за детство


за родителей


за друзей детства


за учителей в школе


за юношеские приключения


за первую любовь


за незабываемые путешествия, поездки


за будущее


за то, что вы знаете, что такое жизнь.




- Выполняя это задание, вспомните каждый значимый эпизод, каждое событие своей судьбы, проникнитесь чувством искренней благодарности к жизни! Жизнь прекрасна в любой момент, только мы не всегда об этом помним.

Обобщение

- Давайте почитаем ваши письма. «Я люблю тебя, моя дорогая жизнь…». Если вы сделали это упражнение искренне, то вскоре отметите, что Жизнь меняет свое отношение к вам. Разумеются в лучшую сторону.

^ X. Круг «От сердца к сердцу» (учитель читает стихотворение)

Совершенство мира (Из записных книжек учителя)

Нет совершенней мира ничего,

И как бы нам не нравилась идея,

Он был и есть, и будет всё равно,

Хоть мы кричим или молчим немея.

Кусочек мира хапнуть мы хотим,

Топча соседа и ломая копья,

И внутрь себя мы больше не глядим,

Лишь боремся, разбрасывая комья.

Важней всего считаем блеск камней,

Всю жизнь за ними мы бежим глупея.

В попытках захватить их поскорей

Теряем важность жизни, что имеем…

А может, хватит бегать в суете,

Теряя смысл священного мгновенья?

Давай проснёмся в вечной красоте,

Стряхнув, как сон, остатки заблужденья!

- Я желаю вам, мои дорогие ребята, чтобы вы ценили каждый момент своей жизни, оглядываясь вокруг, замечали мельчайшие искорки красоты и помнили: мир прекрасен и удивителен. Спасибо за урок.

XI. Домашнее задание

Ответить на вопросы заданий № 1,2,3 по рабочей тетради и составить синквейн «Жизнь…» (возможно сопровождение синквейна презентацией или фильмом.)




Средняя школа № 173 имени Алии Молдагуловой





г.Кызылорда 2014-2015 учебный год.

© 2010-2022