Разработка урока обществознания в 8 классе «Безработица, её причины и последствия»

Конспект урока. Тип урока: урок изучения нового материала  и его первичного закрепления.Основные понятия: труд, заработная плата, безработица, рынок труда. Методы: объяснительно- иллюстративный, проблемный, творческий. Цели: 1.      Образовательная: -          дать представление  о рынке труда; -          дать представление о государственной политике в области занятости -          дать  представление о безработице, ее причинах и последствиях -          формировать понятия: рынок труда, безработица, заработная плата, прожиточный минимум. 2. Развивающая: -          развивать образное и логическое мышление через работу с документом и системой заданий; -          развивать навыки публичного выступления и устной речи; -          развивать информационную компетентность через работу с различными источниками информации; 3 Воспитательная: -          воспитывать правильное отношение к труду; -          формировать чувство толерантности к людям, оставшимся без работы -          оказать помощь в выборе будущей профессии и стать социально востребованной личностью в обществе.
Раздел Обществознание
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока:

Безработица, ее причины и последствия.

Тип урока: урок изучения нового материала и его первичного закрепления.

Цели:

  1. Образовательная:

  • дать представление о рынке труда;

  • дать представление о государственной политике в области занятости

  • дать представление о безработице, ее причинах и последствиях

  • формировать понятия: рынок труда, безработица, заработная плата, прожиточный минимум.

2. Развивающая:

  • развивать образное и логическое мышление через работу с документом и системой заданий;

  • развивать навыки публичного выступления и устной речи;

  • развивать информационную компетентность через работу с различными источниками информации;

3 Воспитательная:

  • воспитывать правильное отношение к труду;

  • формировать чувство толерантности к людям, оставшимся без работы

  • оказать помощь в выборе будущей профессии и стать социально востребованной личностью в обществе.

Основные понятия: труд, заработная плата, безработица, рынок труда.

Методы: объяснительно- иллюстративный, проблемный, творческий

Эпиграф урока: Работать, работать и постоянно работать надо. А то еще при жизни заплесневеешь.(Г. Гауптман)

Структура урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


1. Организационный

Проверяет готовность учащихся к уроку, организует внимание учащихся.

Поверяют свою готовность к уроку.


2. Актуализация знаний и умений


Выявляет готовность к усвоению блока новой информации через фронтальный опрос по ранее изученному материалу:

  1. Что такое рынок?

  2. Виды рынка?

  3. Какова роль государства в экономике?

Активизируют мыслительную деятельность через устные ответы на вопросы;



3. Целеполагание и мотивация

Организует познавательную готовность учащихся через эпиграф урока и постановку учебной проблемы: Что нужно учитывать выпускнику школы при выборе профессии, чтобы, получив профессиональное образование, не остаться безработным?

определяет алгоритм работы.



Совместно с учителем определяют алгоритм урока


  1. Изучение нового материала


Учитель предлагает вопросы Что такое труд?

Какова структура трудовой деятельности?

Какие требования предъявляются к современному работнику?

Что такое рынок труда?

Что такое заработная плата и от чего она зависит?

- Учитель совместно с учащимися разбирают термины безработица и выделяют ее причины.

? учителя: Всех ли неработающих людей можно назвать безработными и на основе работы с текстом параграфа учащиеся выделяют критерии беззаботных людей и виды безработицы

- Организуется парная работа учащихся с текстом документа стр. 165 и перед ними ставится проблема: как изменяется труд в рыночной экономике

  • Работают с источником информации, находят ответы на вопросы, формулируют понятия, предусмотренные Государственным стандартом образования и записывают их в тетрадь






Совместно с учителем выделяют и записывают причины безработицы

- Отвечают на вопрос учителя, работают с документом, выделяя критерии безработных людей.


- Во время парной работы с документом решают поставленную перед ними проблему.





5. Первичное закрепление и применение знаний в новой учебной ситуации

Организует этап урока через работу отвечая на вопросы учителя по тексту:

Стр.166


Устно работают с листом заданий, отвечая на вопросы 1 и 2;

?


6. Подведение итогов.

Учитель совместно с учащимися подводит итоги:

- какие термины разобрали

- какие вопросы рассматривались в ходе урока?

- Возвращается к поставленной вначале урока учебной проблемы и выслушивает варианты ответов учащихся

Совместно с учителем подводят итоги урока





- Решают поставленную вначале урока проблему, предлагают свои варианты


7. Домашнее задание.

Выучить термины, знать теоретический материал урока (параграф учебника № 21), в СМИ найти информацию о мерах правительства Кировской области

Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы.


8. Рефлексия.

Вопрос учителя: Помог ли вам урок, как будущим работникам, определится в выборе социально - значимой профессии?

Осознают пройденный материал и делают для себя выводы.


































Документ

Особенностью развития рынка труда является наличие безработицы. Она возникает тогда, когда не все люди, могущие и желающие работать, находят свое рабочее место. Впрочем, не каждый человек, не имеющий работы, является безработным. Наряду с безработными экономисты выделяют еще и незанятых. Это люди, не работающие и не желающие работать. Безработица - это социально-экономический процесс, определяющий долю трудоспособного населения, временно испытывающего сложности с трудоустройством.

Причины безработицы:

- колебания спроса и предложения рабочей силы на рынке труда;

- экономические циклы, например сезонный. Сезон сельскохозяйственных работ затрагивает летний период и начало осени. В это время наблюдается наибольший уровень занятости;

- технологические нововведения. Например, появление компьютеров привело к тому, что ряд людей остались без работы, их функции стали выполнять машины;

- несовершенная конкуренция на рынке труда, ограничение мобильности трудовых ресурсов;

- стремление предприятий, желающих минимизировать издержки производства, избавиться от лишней рабочей силы. Специалисты выделяют следующие виды безработицы:

1) фрикционная (естественная, добровольная) связана с поиском и сменой места работы;

2) структурная, как правило, связана с глубокими изменениями в структуре экономики: появлением новых отраслей и упадком прежних, преобразованиями в структуре спроса и предложения рабочей силы.

Зачастую люди, проработавшие довольно долго на одном месте, получившие огромный опыт и проявившие профессионализм в той или иной деятельности, оказываются без работы. Дело в том, что с внедрением новых технологий предприятие предъявляет спрос на новые специальности. И поскольку прежние кадры оказываются недостаточно подготовленными в этом плане, а переквалификация занимает много времени, то их просто увольняют. Поэтому эта безработица вынужденная;

3) скрытая безработица имеет место в том случае, если человек числится на предприятии в качестве рабочей силы, но не работает и, соответственно, заработную плату не получает;

4) циклическая безработица возникает вследствие кризиса экономики в целом. Это наиболее опасный тип безработицы, поскольку, помимо социальных противоречий, она ведет и к снижению величины реального ВВП.





Документ № 3

Конечно, безработица в современном мире существенно отличается от того, что было лет сто назад. Например, сегодня безработица может быть добровольной: человек не хочет устраиваться на ту работу, которая предлагается на рынке труда (она для него малооплачиваемая, слишком тяжелая, непрестижная, не соответствует его интересам, квалификации).

Структурная безработица, которая связана с миграциями людей, переселением их из одних регионов в другие, - норма современного общества. В мире разработаны механизмы ее регулирования: безработные, которые зарегистрированы в соответствующих службах, получают пособия, позволяющие им кормить себя и свою семью.

Нормальным уровнем безработицы, с которым без особых проблем может справиться экономика страны, считается незанятость 6-7% трудоспособного населения. В нашей стране официально зарегистрированных безработных не так много, но есть предприятия, которые отправляют своих работников в длительные неоплачиваемые отпуска или не обеспечивают их занятость в течение полного дня. Таким образом, фактический уровень безработицы у нас гораздо выше, чем официальный. Особенно много безработных в современной Российской Федерации среди женщин и молодежи, среди сельского населения. Руководители предприятия скорее наймут на работу человека, уже имеющего определенный опыт, чем молодого новичка, которого следует всему учить. Молодых женщин также берут неохотно, боятся, что они уйдут в отпуск по рождению ребенка. В городе Москве острых проблем с безработицей нет. Город ежегодно создает новые рабочие места, организует для выпускников школ, колледжей, вузов ярмарки вакансий, на которых молодой человек может найти себе работодателя и заключить трудовой договор. Созданы службы, позволяющие безработным повысить свою квалификацию, обучиться новой престижной профессии. Но о том, чтобы каждый человек, желающий работать, не сидел без дела, должно заботиться не только государство и городские власти. Многое зависит от позиции самого труженика. Городу даже не хватает своей рабочей силы. Не все работы, где есть вакансии, интересны москвичам. Например, тяжелый физический труд на строительстве. Поэтому целый ряд строительных фирм приглашает на работу так называемых «гастарбайтеров», или «гостевых рабочих», которые приезжают в столицу России из других стран или же из российских регионов. Эти люди возводят новые дома, строят дороги, помогают своим трудом стать краше и величественнее Москве.













Документ № 4



Последствия безработицы серьезны и для человека, и для общества в целом. Невозможность найти работу в течение продолжительного периода времени порождает у человека чувство собственной неполноценности, приводит людей к отчаянию, болезням, к потере друзей, развалу семьи. Потеря стабильного источника дохода может толкнуть человека на преступление. Безработица означает рост социальной напряженности. Многие военные перевороты и революции связаны с высоким уровнем социальной и экономической нестабильности. Социальными последствиями безработицы являются также рост уровня заболеваемости и смертности в стране, а также уровня преступности.

Государственная политика занятости. Для разных типов безработицы, поскольку они обусловлены разными причинами, используются разные меры. Общими для всех типов безработицы мерами являются выплата пособий по безработице и создание служб занятости. Специфической мерой для борьбы с фрикционной безработицей выступает усовершенствование системы сбора и предоставления информации о наличии свободных рабочих мест. Для борьбы со структурной безработицей создаются государственные учреждений по переподготовке и переквалификации, оказывается помощь частным фирмам такого типа.

Основными средствами борьбы с циклической безработицей являются проведение стабилизационной политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, недопущение глубоких спадов производства и, следовательно, массовой безработицы, стимулирование создания дополнительных рабочих мест.

В большинстве экономически развитых стран, как только безработный становится клиентом биржи труда и начинает получать пособие (оно выплачивается, как правило, в размере 75% от последней заработной платы), к нему усиливается внимание со стороны государства. Налоговые службы и службы занятости внимательно следят за тем, чтобы тот, кто получает пособие по безработице, действительно на него бы и жил, не имея иных доходов. В ряде стран, например в Великобритании, даже открыты специальные телефоны, по которым любой желающий может анонимно сообщить о своих знакомых, обманывающих государство: получающих пособия по безработице и одновременно работающих, да еще и в нескольких местах.

В современном мире стала общепризнанной государственная поддержка занятости. Организация рынков труда неизбежно имеет национальную специфику. Россия набирает опыт работы в этой сфере, ориентируясь на лучшие образцы.











Лист заданий

1. Ответьте на вопросы:

1) Что понимается под безработицей?

2) Какая безработица называется фрикционной (добровольной)?

3) Что такое циклическая безработица и когда она достигает максимальных показателей?

2.К какому типу безработицы относятся приведенные примеры:

1) Женщины 40 лет, квалифицированный бухгалтер, два месяца ищет работу в фирме по специальности.

2) В связи с закрытием ряда шахт, шахтеры потеряли работу и ищут работу в других отраслях.

3) Тракторист-механизатор после уборки урожая, потерял работу на ферме до следующего года.

4) В связи с мировым экономическим кризисом, многие офисные работники и банковские служащие потеряли работу.

5) Работников крупного предприятия в связи с отсутствием заказов отправили в бессрочный неоплачиваемый отпуск.

Страна

Доля безработ­ных, %

Страна

Доля безработ­ных, %

1.

Науру

90,0

1.

Андорра

0

2.

Либерия

85,0

2.

Монако

0

3.

Зимбабве

80,0

3.

Катар

0,4

4.

Буркина-Фасо

77,0

4.

Азербайджан

0,9

5.

Туркмения

60,0

5.

Узбекистан

1,0

6.

Джибути

59,0

6.

Таиланд

1,4

7.

Замбия

50,0

7.

Лихтенштейн

1,5

8.

Сенегал

48,0

8.

Молдавия

1,5

9.

Непал

46,0

9.

Белоруссия

1,6

10.

Лесото

45,0

10.

Исландия

1,6

11.

Афганистан

40,0

11.

Куба

1,6

12.

Кения

40,0

12.

Вануату

1,7

13.

Свазиленд

40,0

13.

Дания

1,8

14.

Маршалловы острова

36,0

14.

Папуа-Новая Гвинея

1,9

15.

Йемен

35,0

15.

Кирибати

2,0

16.

Македония

33,8

16.

Сейшельские острова

2,0

17.

Камерун

30,0

17.

Кувейт

2,2

18.

Ливия

30,0

18.

Сингапур

2,2

19.

Мали

30,0

19.

Таджикистан

2,3

20.

Экваториальная Гвинея

30,0

20.

ОАЭ

2,4



© 2010-2022