Конспект урока по обществознанию на тему Труд и право

Раздел Обществознание
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по обществознанию на тему Труд и правоКонспект урока по обществознанию на тему Труд и правоКонспект урока по обществознанию на тему Труд и право Урок: «Труд и право».

Цели и задачи:

  • познакомить учащихся с юридическими основами труда

  • воспитывать уважение к труду

  • сориентировать учеников в выборе профессии

  • дать представление о сущности юридического аспекта трудовой деятельности

  • познакомить с терминами и понятиями: трудовое право, Трудовой кодекс РФ, трудовой договор, правовой статус несовершеннолетних.

Планируемые результаты:

  • учащиеся научатся выявлять характерные черты правового статуса труда

  • овладеют принципом работы с учебником, Конституцией РФ, статьями Трудового кодекса РФ

  • приобретут умения и навыки анализа проблемы, проведения дискуссий

  • научатся участвовать в эвристической беседе

  • научатся работать с документами

  • выполнять проблемные задания

Формируемые УУД:

метапредметные:

  • излагать своё мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии

  • развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли

  • отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии

  • определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической

  • планировать деятельность

  • определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности

  • анализировать результаты исследования, фиксировать их

личностные:

  • формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности

  • воспитание ответственности за свои решения

Оборудование: учебник, Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, презентация.

Тип урока: проблемный.

Ход урока

Сегодня урок мы начнём с ребуса. Перед вами столь необходимые и привычные школьные принадлежности:

тетрадь + ручка + указка + доска = ?

Первые буквы этих слов образуют слово, которое показывает:

  • существенное отличие человека от животных

  • является основополагающей причиной его развития

  • помогает человеку достичь материального благополучия

Назовите это слово. (можно прочитать притчу о труде.)

Труд.

- Давайте сформулируем тему урока.

- Какие основные понятия будут звучать на уроке по вашему мнению? (Ответы учеников).

Тема урока «Труд и право»

План урока:

1. Право на труд

2. Трудовые отношения

3. Правовой статус несовершеннолетних.

Цель урока: Продолжить формирование основ правовой культуры, воспитывать ответственность за свои решения.

-Вспомним пословицы и поговорки о труде.

-Что они выражают?

В одних народ выражает уважение к труду, в других осуждает праздность, лень.

Чтобы хорошо жить, нужно много работать. Каждое утро вы приходите в школу учиться - это ваш главный труд. Окончив, вы поступите в колледж, университеты, перед вами откроется мир профессий. Мир профессий огромен, их насчитывается более 50 тысяч. причем ежегодно появляется около 500 новых и столько же исчезает и видоизменяется. Легко ли разобраться в этом многообразии и правильно сделать свой выбор? Некоторые профессии меняют название на современные. Не сразу поймешь, что бармен - это буфетчик, а менеджер - управляющий.

Проблемный вопрос:

-Может ли человек в современном обществе прожить без труда?

-Право на труд - это право или обязанность?

Смотрим по презентации (Всеобщая декларация прав человека, статья 37 Конституции РФ, Трудовой кодекс РФ). Работаем с документами и делаем вывод в виде схемы по первому плану урока.

ТРУД

Право Свободный

Источники права

  • Конституция РФ

  • Всеобщая декларация прав человека

  • Трудовой кодекс РФ

Вывод по 1 пункту плана урока: Право на труд - одно из основных прав и свобод человека

Когда человек поступает на работу, он оказывается в сфере действия трудового права.

Трудовое право. (стр 106 учебник)

Работаем над определением (трудовое право), выделяем признаки

Нормы трудового права закреплены в

в Трудовом кодексе РФ

Мы с вами ищем работу. (Смотрим презентацию)

- Какие документы необходимы для заключения трудового договора? (Ответы по презентации)

Взяв все необходимые документы, мы пришли на фирму, предприятие и заключаем

Трудовой договор (стр 107 учебник)

-Что такое «Трудовой договор»? (Соглашение)

-Кто участник трудовых отношений? (Работник и работодатель)

- На какой срок заключается трудовой договор? (Учебник стр 107)

-Что указано в трудовом договоре? (Обязанности и права работодателя и работника.)

Записываем в тетради в виде схемы

Трудовой договор.

Работник Работодатель

Обязаннбоости Обязанности

Работа по учебнику (выписываем.)

Права Права

Работаем по учебнику стр. 109 ,презентация. ,заполняем права.

Расторгается

-В каких случаях трудовой договор расторгается по инициативе работника?

(Заполняем.)

-В каких случаях трудовой договор расторгается по инициативе работодателя?

(Заполняем схему.)

Вывод по 2 пункту плана урока: Знание правил ,законов ,позволяет вести себя в конкретных ситуация так ,чтобы не быть обманутым.

У вас находится оценочная карта. Пожалуйста ,напишите свою Ф.И.

Сейчас мы проведем «Блиц-опрос» ,проверив ваши знания поставите оценку в карточку.

«Блиц-опрос».

Укажите основные принципы использования труда в соответствии со статьей 37 конституции и трудового кодекса РФ:

а) Назовите источники трудового права :_____ .

б) Назовите участников трудовых отношений :_____ .

в) Основным документом о трудовой деятельности является :_____ .

г) Названия документов ,которые требуются при трудоустройстве :_____ .

д) Трудовой договор заключается в возрасте :_____ .

«Физкультминутка»

Игра. «Юридическая консультация»

К нам пришел юрист-консультант (персонаж-ученик). Мы можем задать ему вопросы по правовому статусу несовершеннолетних . Учащиеся задают вопросы ,юрист-ученик отвечает на них ,используя презентацию .Учащиеся в тетради делают краткие записи.

-С какого возраста заключается трудовой договор? (слайд ,статья 63 Трудового кодекса РФ)

-Где запрещается работать до 18 лет?

-Какова продолжительность рабочего дня для несовершеннолетних? (слайд ,статья 94 Трудового кодекса РФ)

-Гарантии работника до 18 лет?( слайд ,статья 96,269 Трудового кодекса РФ)

-Сколько дней отпуск для несовершеннолетних? ( слайд , статья 122,125,126,176,177,267 Трудового кодекса РФ)

-Кто может уволить несовершеннолетних? ( слайд ,Трудовой кодекса РФ)

- Устанавливается ли испытательный срок для несовершеннолетних? (слайд, статья 70, раздел 9 Трудового кодекса РФ)

(Юрист-консультант). Пожалуйста, обращайтесь в нашу консультацию, мы всегда к вашим услугам или можете найти нас на сайте «Юридическая консультация для несовершеннолетних».

Учащиеся вместе с учителем во время беседы делают краткие записи (к третьему пункту плана урока) и смотрят презентацию.

Труд несовершеннолетних.

  • с 16 лет заключается трудовой договор.

  • продолжительность ежедневной работы

от 14-16 лет = 2.5 часа

от 16-18 лет = 3.5 часа

  • не допускаются к сверхурочным работам и к работе в ночное время.

  • отпуск - по истечении 6 месяцев непрерывной работы = 31 календарному дню и в удобное для них время

  • уволить может комиссия по делам несовершеннолетних или государственная инспекция труда

  • испытательный срок не устанавливается

Разрешим ситуации:

Ситуация 1: Константину 16 лет. Он хочет устроиться на работу в магазин ночным сторожем. Тогда днём он может учиться. Будет ли Константин принят на работу ночным сторожем?(Ответы учащихся)

Ситуация 2: 17 летняя Катя попросила предоставить ей отпуск в августе. Заведующий отделом отказал ей и пояснил, что в отделе составлен график отпусков. Все будут отдыхать по очереди. Катя может уйти в отпуск только в ноябре. Прав ли заведующий отделом? (Ответы учащихся)

Вывод по третьему пункту плана урока:

Мы видим, что Российское законодательство защищает ребёнка. Трудовой кодекс содержит специальные нормы, призванные обеспечить трудовые права несовершеннолетних.

Пожалуйста, составляем «Синквейн» по теме урока.

Зачитывает каждый учащийся, оценки (ставит учитель) выставляются в оценочную карту.

Учащиеся решают тест (Труд и право.)

Тест проверяется на уроке, оценка ставится в карту, подводится итоговая оценка за три задания. Учащиеся выставляют оценки в дневник. Учитель задаёт домашнее задание (слайд:

В рабочем кабинете Нобеля висел лозунг: «Если сегодня не поработал, то и не ешь».

Какой лозунг вы бы выбрали для себя?

Я надеюсь, что полученные знания на уроке Вам помогут в жизни и пополнят основу вашей правовой культуры.

А теперь улыбнёмся - скоро Новый год.

Труд приносит радость - выстрижем новогодние украшения.

Спасибо за урок!



© 2010-2022