- Преподавателю
- Обществознание
- Формирование профессиональной компетентности учителя истории и обществознания
Формирование профессиональной компетентности учителя истории и обществознания
Раздел | Обществознание |
Класс | - |
Тип | Статьи |
Автор | Прилепина М.В. |
Дата | 30.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
«Формирование профессиональной компетентности учителя истории и обществознания»
В современных условиях развития образования, в связи с переходом к новым государственным стандартам, перед российскими преподавателями истории и обществознания стоит задача создать условия для становления и развития такой системы школьного исторического образования, которая в полной мере способствует социализации учащихся.
Целями современного образования являются те личные, гражданские и профессиональные компетенции, которыми должен обладать выпускник. Огромная роль в достижении этих целей принадлежит школьному историческому образованию.
Главная особенность исторического образования состоит в его влиянии на формирование мировоззрения, воспитания гражданско-патриотических качеств молодёжи. Исходя из этого, преподавание истории и обществознания в школе нацелено на то, чтобы помочь молодому человеку понять себя, свои корни, интегрироваться в гражданское, культурное и конфессиональное сообщество.
Результатом изучения истории должны стать не просто знание исторических фактов, а способность продуктивно использовать полученные знания в решении профессиональных задач и социальных проблем. Поэтому педагогам необходимо ориентироваться на формирование системы практико-ориентированных навыков и умений учащихся, которые одинаково востребованы как в школе, так и в вузе.
Какая роль в этом процессе отводится учителю? Учитель является главным субъектом или, точнее, инструментом педагогической деятельности, а любой инструмент нуждается в совершенствовании, поскольку, чем он лучше, тем эффективнее делаемая с его помощью деятельность. Главное в этом процессе - понимание и осознание того, что нужно сформировать новые основы педагогического менталитета. В целом же речь идёт о необходимости развития личности учителя, его ценностных ориентаций, разработки новых подходов к формированию профессиональной компетентности.
Профессиональная компетентность - это способность педагога быстро решать возникающие проблемы на основе своих знаний и опыта. Большая роль здесь отводится и личностным качествам учителя, его ценностным ориентациям.
Модель профессиональной компетентности учителя истории и обществознания можно условно разделить на три важнейших составляющих:
КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ ПАРАДИГМА
1. Владение комплексом психологических знаний о человеке и умение их применять на практике. Каждый учитель должен быть хорошим психологом. Ведь без знаний и учёта возрастных и психолого-педагогических особенностей учащихся трудно выстроить учебно-воспитательный процесс, сделать его эффективным. Действительно, школа является учреждением, в котором в результате коллективного труда педагогов формируется и развивается личность ученика, поэтому преподавание должно быть сориентировано на человека, носить гуманистический характер.
2. Личностная ориентация процесса преподавания. Она включает в себя учёт жизненных и познавательных проблем, потребностей, интересов конкретных учащихся, а также их социальный опыт. Учитель рассматривает ребёнка не только как ученика, через призму его успеваемости («двоечник», «троечник»), а как личность во всём многоцветии её качеств и проявлений. В ребёнке нас должно интересовать всё: его учёба, развитие, интересы, окружение.
Учитель - это не передатчик информации, а организатор процесса учения, он не к детям идёт с предметом, а вместе с ними двигается к нему, учитывая особенности развития каждого ребёнка, направление способностей и устремлений на основе сотрудничества с ним.
Мы осуществляем свою учебно-воспитательную работу не в безвоздушном пространстве, а во вполне конкретных и реальных взаимодействиях со своими подопечными, а это значит, что чем более качественными будут наши взаимоотношения и общение с учащимися, тем эффективней и результативней окажется и сам по себе педагогический процесс.
3.Системный взгляд, гуманитарный стиль мышления, характеризующиеся такими свойствами, как целостность, образность, диалоговость, критичность. Системный взгляд на мир предполагает и умение структурировать педагогические явления, деятельность. Учитель благодаря сформированности этого умения может разрабатывать авторские программы, а также наиболее полно и всесторонне оценивать результаты своей профессиональной деятельности. Он сам анализирует свою деятельность и на основе этого оптимизирует учебный процесс, создаёт все необходимые условия для повышения его эффективности.
4.Ориентация учителя в области своего предмета создаёт условия для наиболее оптимального отбора исторической информации. Учителю истории постоянно приходится сталкиваться с множеством подходов и точек зрения. Его главная задача - выбрать среди этого изобилия только те факты, те точки зрения и подходы к историческим событиям, которые наиболее полно раскрывают их сущность.
5. Владение педагогическими технологиями является важным показателем профессиональной компетентности учителя истории и обществознания. Учитель в современных условиях должен стремиться к освоению новых путей овладения информацией и способов её передачи учащимся.
6. Способность к творчеству и креативному мышлению. Если учитель относится к своей работе не творчески, у него постепенно вырабатывается « реакция на монотонность». Это очень опасное явление, делающее труд постылым и неинтересным. На фоне этого может возникнуть эффект «профессионального выгорания». Для того, чтобы избежать этого, нужно стремиться к использованию разнообразных методов и приёмов работы, освоению новых педагогических технологий. Для успешного практического претворения этих идей в жизнь учителю необходимо ориентироваться на принцип постоянного обновления, в основе которого лежат его способности к смелым, решительным, педагогически целесообразным переменам. Практика показывает, что успех редко приходит к тому, кто делает своё дело без удовольствия. Педагогическая работа всегда должна гармонично совмещаться с творческим поиском.
БЛОК №2. ЗНАНИЕВАЯ ПАРАДИГМА
Смысл своей профессиональной деятельности учитель истории и обществознания должен в первую очередь видеть в том, чему нужно научить ребят. Мы должны ориентироваться на формирование знаний, умений и навыков, которые будут востребованы на ЕГЭ.
Здесь на первый план выходит главная задача, стоящая перед системой российского образования, - дальнейшее совершенствование формы аттестации в виде ЕГЭ. Необходимо обратить внимание на изменение структуры и содержание ЕГЭ. Хотелось бы, чтобы задания ЕГЭ отличались многообразием, многоплановостью, а главное, чтобы они позволяли учащимся не только продемонстрировать свои знания по предмету, но и свой интеллектуальный уровень, умение самостоятельно работать.
БЛОК №3. ЦЕННОСТНАЯ ПАРАДИГМА
содержит в себе собственная система ценностей и гражданская позиция.
А)Ценности:
-представление об идеалах, духовных и нравственных ценностях;
-понимание цели деятельности по формированию и развитию личности ученика;
- подход к пониманию личности ученика как активного участника педагогического процесса;
-взгляд на роль учителя как организатора процесса учения;
-представление об отношениях с учеником как отношения сотрудничества;
-взгляд на урок как на инструмент формирования и развития личности ученика;
- взгляд на воспитание как на организацию деятельности учащихся, в которой проявляется их активное отношение к окружающей действительности.
Б)Гражданская позиция:
- формирование правового сознания;
- инициативность;
- умение разбираться в гражданско -правовой сфере;
- гражданская ответственность;
- толерантность
-информированность
В завершении необходимо отметить, что профессиональная компетентность складывается в процессе преподавательской деятельности и накопления социального опыта учителя истории и обществознания. Будучи категорией мобильной профессиональная компетентность должна постоянно корректироваться, наполняться новым содержанием.