Статья на тему: Что является отличительной особенностью нового Стандарта?

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Что является отличительной особенностью нового Стандарта?

Прежде чем говорить об особенностях ФГОС основного общего образования, необходимо отметить, что он является частью федерального государственного образовательного стандарта общего образования, при разработке которого соблюдался принцип преемственности.

В то же время ФГОС основного общего образования предполагает серьезные изменения.

1)максимальный учет особенностей детей подросткового возраста

,2) ориентацию на обеспечение успешности.

3)Наряду с фундаментальной общеобразовательной подготовкой, обучающимся предполагается предоставить широкий спектр социальных и профессиональных проб и оптимальные условия для развития творческих способностей.

, определяет уклад школьной жизни.

Изменилась структура стандарта. ФГОС представляет собой совокупность требований:

1) к структуре основной образовательной программы;

2) к условиям реализации основной образовательной программы;

3) к результатам освоения основной образовательной программы.

Изменилась не только структура, но и методология стандарта.

Во ФГОС последовательно реализуется системно-деятельностный подход.

. Изменилось представление об образовательных результатах - стандарт ориентируется не только на предметные как это было раньше, но и на метапредметные и личностные результаты.

Изменились методологические основы системы оценки достижения требований стандарта к результатам образования - критериальной основой оценки становятся результаты деятельности по реализации и освоению основной образовательной программы не только на уровне обучающихся, но и на уровне педагогов и образовательных учреждений.

В требованиях к структуре основная образовательная программа общего образования впервые рассматривается как целостный документ, задаются её структурные компоненты и определяются требования к каждому из них. Специфика требований к структуре состоит в том, что в стандарте зафиксировано наличие обязательной и формируемой участниками частей . Впервые в структуре ФГОС задаются требования к условиям осуществления образования, дифференцированным по видам ресурсов (кадровых, финансовых, материально-технических, информационных, учебно-методических).

Соблюдение требований к условиям реализации основной образовательной программы общего образования должно обеспечивать создание комфортной для обучающихся и педагогических работников образовательной среды, гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья школьников; высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся.


деятельностный подход

«Формирование ИКТ компетентности обучающихся

Принципиальные отличия стандартов первого (2004 г.) и второго (2010 г.) поколений 2004 год Нормы и требования, определяющие обязательный минимум Сумма знаний Система универсальных ЗУНов Ключевые компетенции Развитие личности 2010 год Деятельностный подход Возрастная периодизация Конвенциональная норма Воспитание как ценностноориентирован- ный процесс Содержание образования и способы организации учебной деятельности Систематизация и дифференциация ключевых компетенций

Выводы1) опыт внедрения ФГОС показал, что в целом, концептуальные идеи и прописанные пути реализации новых образовательных стандартов актуальны и востребованы современной образовательной системой.
2)Введены часы на внеурочную деятельность обучающихся, которые увеличивают возможность школы и создают условия для организации индивидуальной проектно-исследовательской работы .
3)Изменился характер деятельности учащихся - исследовательский, творческий, продуктивный;

4)повысилась доля самостоятельной работы учащихся на уроке; появилась возможность применять знания при выполнении практико-ориентированных заданий

5); снизилась тревожность,

6)повысилась мотивация к учению.

7) Изменилась роль учителя на уроке, теперь учитель перестает быть единственным носителем знания, как было раньше и выполняет роль проводника

Перспективы изменений в профессиональной деятельности учителя в условиях введения ФГОС

Критериями практической готовности учителя к реализации требований ФГОС можно считать:

  • принятие целей нового образовательного стандарта, изменений, связанных с введением ФГОС;

  • овладение способами проектирования и достижения учебно-профессиональных задач в условиях перехода на ФГОС;

  • включение обучающихся в деятельность по организации открытия нового знания, организация учебного сотрудничества;

  • владение способами организации внеурочной образовательной деятельности при помощи форм и методов, отличных от урочных форм организации учебной деятельности школьников;

  • владение и использование средств и ресурсов информационно-образовательной среды школы;

  • отслеживание и оценка уровня сформированности предметных результатов, выделяя компетентностный уровень;

  • владение методами педагогической диагностики для выявления и оценки уровня сформированности метапредметных образовательных результатов;

  • отказ от авторитарной позиции во взаимодействии с обучающимися;

  • предоставление школьникам возможности проявления учебной инициативы;

  • выстраивание урока, исходя из учебной ситуации, поощрение учебной самостоятельности школьников.

Какие проблемные моменты видит учитель в своей подготовке (какие из них требуют исправления в первую очередь)?

  • психологическая, связанная с традиционным подходом к профессии

  • дидактическая - неготовность к переходу на новую систему оценивания результатов образовательных достижений обучающихся;

Для решения перечисленных проблем необходимо изменить деятельность и педагогов через системное сотрудничество на уровне всех структурных подразделений школы.

На какие элементы имеющегося опыта педагог может опереться при подготовке к занятиям в условиях ФГОС.

  • достаточный уровень теоретико-методологической подготовки в организации проектной и исследовательской деятельности в рамках как аудиторной, так и внеаудиторной занятости обучающихся;

  • владение информационными технологиями;

  • умение работать с нормативной документацией;

  • опыт разработки примерных и рабочих программ на основе требований ФГОС;

  • креативный тип мышления;

  • активная социальная позиция;

  • обеспеченность учебного заведения новейшим информационным оборудованием;

Настоящее внедрение новых стандартов возможно лишь в том случае, если большая часть учителей будет мотивирована на перелом в методах и приемах своей обучающей деятельности.

Мало быть готовым к реализации ФГОС, необходимо понять, что изменений в образовательной системе требует наша реальная действительность.

Результаты подобного анализа должны стать основой для целенаправленного развития профессиональных компетентностей учителя

Новые черты образовательного процесса в условиях ФГОС

  1. Понимание результатов образования как способности к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач

  1. Приоритет метапредметных результатов освоения основной образовательной программы

  1. Воспитание общероссийской гражданской идентичности в условиях поликульутрноо общества

  1. Повышенное внимание к духовно-нравственному воспитанию личности

  1. Уровневый подход к представлению и оценке образовательных достижений обучающихся (базовый и повышенный уровни)

  1. Выделение внеурочной деятельности как составной части образовательной программы и е ерегламентация стандартом

  1. Построение системы оценки образовательных достижений, отвечающей требованиям ФГОС

  1. Защита учебного проекта как обязательная часть итоговой аттестации 9-классников

  1. Обязательный экзамен по истории России в 9 классе

Если сравнить традиционную деятельность учителя и деятельность учителя на уроке, направленном на получение метапредметных и личностных результатов, то можно увидеть ряд отличий:

Предмет изменений

Традиционная деятельность учителя

Деятельность учителя, работающего по ФГОС

Подготовка к уроку

Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока

Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами

Основные этапы урока

Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя

Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока)

Главная цель учителя на уроке

Успеть выполнить все, что запланировано

Организовать деятельность детей:

  • по поиску и обработке информации;

  • обобщению способов действия;

  • постановке учебной задачи и т. д.

Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей)

Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.

Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.

Форма урока

Преимущественно фронтальная

Преимущественно групповая и/или индивидуальная

Нестандартное ведение уроков

-

Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся

Взаимодействие с родителями обучающихся

Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс

Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета

3


© 2010-2022