- Преподавателю
- Обществознание
- Методические рекомендации Подготовка обучающихся 9 классов к ОГЭ по обществознанию
Методические рекомендации Подготовка обучающихся 9 классов к ОГЭ по обществознанию
Раздел | Обществознание |
Класс | 9 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Чукова И.Г. |
Дата | 04.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Учитель истории и обществознания Чукова И.Г.
Подготовка учащихся к написанию сочинений-эссе
Признаки эссе
-
Речь идет о работе, которая определена конкретной темой или вопросом. При написании сочинения-эссе непродуктивно давать учащимся вопрос, охватывающий широкий круг проблем.
-
Требует личностного восприятия проблемы и ее осмысления.
-
Небольшой объем.
-
Свободная композиция. Эссе по своей природе устроено так, что не терпит никаких формальных рамок. Оно нередко строится вопреки законам логики, подчиняется произвольным ассоциациям, руководствуется принципом «Все наоборот!».
-
Характеризуется непринужденностью повествования.
-
Призвано удивить читателя. Отправной точкой для размышлений, воплощенных в эссе, нередко является афористическое, яркое высказывание или парадоксальное определение, буквально сталкивающее на первый взгляд бесспорные, но взаимно исключающие утверждения, характеристики, тезисы. Таким образом, эссе характеризует парадоксальность.
-
Смысловое единство, т.е. согласованность ключевых тезисов и утверждений, внутренняя гармония аргументов и ассоциаций, непротиворечивость тех суждений, в которых выражена личностная позиция автора.
-
Эссе остается принципиально незавершенным не потому, что автор останавливается на полуслове и намеренно не высказывает своего мнения до конца, а потому, что он не претендует на исчерпывающее раскрытие темы, на полный, законченный анализ.
Важнейшим этапом работы над сочинением- эссе является выбор темы. Выбирая проблему, ученик должен быть уверен в том, что он:
-
ясно понимает смысл высказывания, того, что именно утверждает автор;
-
может выразить свое отношение к высказыванию (согласиться полностью или частично, попытаться опровергнуть его);
-
владеет историческими терминами, которые необходимы для грамотного, основанного на теоретическом знании обсуждения темы (при этом термины и понятия, которые предстоит употребить, должны относиться непосредственно к теме эссе).
-
сумеет привести примеры из истории, общественной жизни, собственного жизненного опыта в поддержку своей позиции.
Принципиально важно при написании сочинения-эссе быть в контексте темы при всех возможных отступлениях от нее, вызванных свободой композиции и непринужденностью повествования. Это значит:
-
грамотно, с опорой на знания, полученные при изучении школьного курса, определять относительно узкий круг подлежащих рассмотрению вопросов;
-
ясно выражать и аргументировать собственное понимание проблемы и отношение к ней;
-
использовать термины, понятия, обобщения, факты, примеры, относящиеся к конкретной, ставшей предметом анализа проблеме.
К достоинствам эссе, своего рода дополнительным аргументам в пользу того, что ученик хорошо знает проблему и уверенно чувствует себя в ее контексте, нужно отнести включение в текст:
-
краткой информации об авторе высказывания;
-
имен его предшественников, последователей или научных противников;
-
описания различных точек зрения на проблему или различных подходов к ее решению;
-
указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе;
-
указания на альтернативные варианты решения проблемы.
Памятка ученику, готовящему сочинение-эссе
Сочинение-эссе (характеристика)
-
Наличие конкретной темы или вопроса.
-
Личностный характер восприятия проблемы и ее осмысление.
-
Небольшой объем.
-
Свободная композиция.
-
Непринужденность повествования.
-
Парадоксальность.
-
Внутреннее смысловое единство.
-
Открытость.
Выбор темы сочинения-эссе
Выбирая тему, надо быть уверенным в том, что вы:
-
имеете неплохие знания по данной теме;
-
ясно понимаете смысл высказывания (обратите внимание: не согласны с ним, а понимаете, что именно утверждает автор);
-
можете выразить свое отношение к нему (согласиться полностью или частично, попытаться опровергнуть его);
-
владеете терминами, которые понадобятся для грамотного, основанного на теоретическом знании обсуждения темы (при этом употребляемые термины и понятия должны относиться к теме эссе);
-
сумеете привести примеры из истории, общественной жизни, собственного жизненного опыта в поддержку своей позиции.
Алгоритм работы над сочинением-эссе
-
Ознакомление с предложенными темами.
-
Определение смысла предложенных высказываний.
-
Осмысление проблемы в контексте базовых наук. С какими основными проблемами исторического знания связана данная тема? Что я должен знать, чтобы раскрыть её?
-
Формулирование своего отношения к высказыванию.
-
Определение исторических терминов, понятий и обобщений, которые потребуются для выражения и обоснования позиции на теоретическом уровне.
-
Отбор фактов, примеров из общественной жизни и личного социального опыта, которые убедительно обосновывают собственную позицию.
Эссе по истории находится в контексте задания, если:
-
оно соответствует теме, к которой отнесена конкретная проблема;
-
автор грамотно, с опорой на знания, полученные при изучении исторического курса, определяет относительно узкий круг подлежащих рассмотрению вопросов;
-
ясно выражено и аргументировано собственное понимание проблемы и отношение к ней;
-
использованные термины, понятия, обобщения, факты, примеры корректны и относятся к конкретной, ставшей предметов анализа проблеме.
Дополнительные аргументы автора сочинения-эссе
-
краткая информация об авторе высказывания.
-
Имена его предшественников, последователей или научных противников.
-
Описание различных точек зрения на проблему или различных подходов к ее решению.
-
Указание на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе.
-
Ссылка на альтернативные варианты решения проблемы.