Рабочая программа элективного курса «Административное законодательство»

Раздел Обществознание
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


























































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Административное законодательство - это свод правил и норм поведения в обществе, перечень того, что можно делать в общественных местах, а что нельзя, и какие наказания следуют за нарушениями. Причем касается это и граждан, и юридических лиц.

Юридические нормы нуждаются во внешних формах своего выражения, они должны быть оформлены так, чтобы с ними могли познакомиться люди, которым они адресованы. Нормы права включаются как статьи, пункты, параграфы и т. д. в акты государственных и муниципальных органов. Такие акты, если они содержат правовые нормы, становятся источниками права, внешними формами его выражения.

Административным законодательством являются акты государственных органов, в которых содержатся административно-правовые нормы. Важнейшей особенностью отрасли является разнообразие и множество источников юридических норм. Это детерминировано предметом отрасли: разнообразием и большим числом административных управленческих отношений, необходимостью своевременного юридического опосредования социальных процессов, объективной потребностью децентрализации исполнительной власти. Для правовой регламентации ее деятельности нужно большое число законов и еще большее количество конкретизирующих их подзаконных нормативных актов.

Целью дисциплины является изучение основных понятий, принципов, категорий и положений науки и отрасли административного права, современного состояния административного законодательства; ознакомление с системой государственного управления, формами и методами реализации исполнительной власти, с системой субъектов административного права, со способами обеспечения законности и дисциплины в управлении, с видами ответственности в административном праве, с основами организации государственного управления в экономической, социально-культурной и административно-политической

сферах.

Задачами изучения является приобретение теоретических знаний по дисциплине, а также практических навыков работы с нормативными актами и материалами юридической практики, развитие

научного мышления и способности к анализу явлений правовой действительности.

Рабочая программа элективного курса «Административное законодательство» (согласно учебному плану на 2015-2016 учебный год) рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год.


1. Нормативные документы,

обеспечивающие реализацию программы


1.

Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации" (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ).

2.

Федеральный закон от 01.12.2007 № 309 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»

3.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р.

4.

Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы (принята 11 октября 2012 года на заседании Правительства Российской Федерации).

5.

Приказ Минобразования России от 05.03. 2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

6.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

7.

Приказ Минобразования России от 09.03. 2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»

2. Цели изучения курса


Компетенции

Общеучебные


  • умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
    - поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.).

-отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
- участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
- владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Предметно-ориентированные

- определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;

- понимание основных понятий, принципов, категорий и положений

науки и отрасли административного права, современного состояния административного законодательства;

- ознакомление с системой государственного управления, формами и методами реализации исполнительной власти, с системой субъектов административного права, со способами обеспечения законности и дисциплины в управлении, с видами ответственности в административном праве, с основами организации

государственного управления в экономической, социально-культурной и административно-политической

сферах.

Региональные

Понимание административно-правовых отношений и их роль в механизме правового регулирования в РО.

Школьные

Формирование образовательной самостоятельности учащихся как средство повышения качества знаний



3. Структура курса


Модуль (глава)


Примерное

количество часов


Раздел I

Административное право как отрасль законодательства

14 ч.

Раздел II

Административно-правовые нормы и административно-

правовые отношения

20 ч.


4.Содержание учебного курса.

Модуль (глава)


Раздел I Административно-правовые нормы и административно-

правовые отношения

Административное право как отрасль законодательства, отрасль

правовой системы Российской Федерации, отрасль юридической

науки, учебная дисциплина. Понятие предмета регулирования ад-

министративного права. Классификация управленческих отношений в

административно-правовом аспекте. Понятие методов правового

регулирования общественных отношений. Суть методов

административно-правового регулирования управленческих

общественных отношений. Понятие и система субъектов

административного права. Индивидуальные и коллективные

субъекты. Место административного права в правовой системе Рос-

сийской Федерации. Система административного права Российской

Федерации.

Раздел II Административно-правовые нормы и административно-

правовые отношения

Понятие административно-правовой нормы. Структура и виды

административно-правовых норм. Реализация административно-

правовых норм. Формы реализации. Источники административного права. Кодификация административно-правовых норм. Понятие

административно-правовых отношений и их роль в механизме

правового регулирования. Основания классификации и виды

административно-правовых отношений.



5. Планируемые результаты программы.


Название темы раздела

Планируемые результаты

Административное право как отрасль законодательства

должен знать: административно-правовые нормы и административно-правовые отношения

теоретические основы отрасли административного права, его место в правовой системе

РФ;

основные понятия принципов, категорий и положений

науки и отрасли административного права, современного состояния административного законодательства;

должен уметь: анализировать правовые нормы, регулирующие административно-правовыеотношения; применять административные нормы к конкретным общественным отношениям;

анализировать

судебную и административную практику по делам, вытекающим из административных правоотношений;

составлять юридические документы в сфере административных правоотношений; использовать полученные

знания в юридической практике и научной деятельности.

Административно-правовые нормы и административно-

правовые отношения



6. Контроль реализации программы

Контроль реализации программы осуществляется в виде проверка знаний обучающихся. Количество обязательных контрольных работ программой не предусмотрено. Но для максимального усвоения программного материала в календарно-тематическое планирование включена тестовая работа.

Виды контроля

Формы контроля

1.Текущий контроль

Опрос

2.Итоговый контроль по разделам курса

Контрольный тест


7.КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

урока


Тема раздела,

урока

кол-во

часов

Срок изучения

Виды контроля

Характеристика

Основных видов деятельности (по разделам)

дом.

задание



Административное право как отрасль законодательства


1-2

Административное право как

наука и учебная дисциплина

2

опрос

Общеклассные дискуссии. Лекция. Составление конспектов урока.

учить конспекты лекций

3-4

Административное право:

понятие, предмет, метод

2

опрос

Лекция. Составление конспекта урока. Общеклассные дискуссии.

учить конспекты лекций

4-5

Административное право как отрасль российской правовой системы.

2

опрос

Лекция. Составление конспекта урока. Общеклассные дискуссии.

учить конспекты лекций

6-7

Административное право как отрасль законодательства

2

опрос

Лекция. Составление конспекта урока. Общеклассные дискуссии.

учить конспекты лекций

8-9

Система административного права

2

опрос

Лекция. Составление конспекта урока. Общеклассные дискуссии.

учить конспекты лекций

10-11

Административно-правовые формы и методы

2

опрос

Семинар. Самостоятельная работа. Общеклассные дискуссии. Составление конспектов.

учить конспекты лекций

12-13

«Граждане как субъекты административного права»

2

опрос

Лекция. Составление конспекта урока. Общеклассные дискуссии.

учить конспекты лекций


Административно-правовые нормы и административно-

правовые отношения


13-14

Понятие административно-правовой нормы.

2

опрос

Лекция. Составление конспекта урока. Общеклассные дискуссии.

учить конспекты лекций

15-16

Структура и виды

административно-правовых норм.

2

опрос

Семинар. Общеклассные дискуссии. Составление конспектов.

учить конспекты лекций

17-18

Реализация административно-

правовых норм. Формы реализации.

2

опрос

Лекция. Составление конспекта урока. Общеклассные дискуссии.

учить конспекты лекций

19-21

Источники административного

права.

3

опрос

Лекция. Составление конспекта урока. Общеклассные дискуссии.

учить конспекты лекций

22-23

Федеральные источники права

2

опрос

Лекция. Составление конспекта урока. Общеклассные дискуссии.

учить конспекты лекций

24-25

Источники права субъектов РФ

2

Лекция. Составление конспекта урока. Общеклассные дискуссии.

учить конспекты лекций

26-27

Кодификация административно-правовых норм.

2

опрос

Семинар. Общеклассные дискуссии. Составление конспектов.

учить конспекты лекций

28-30

Понятие

административно-правовых отношений и их роль в механизме

правового регулирования.

2

опрос

Лекция. Составление конспекта урока. Общеклассные дискуссии.

учить конспекты лекций

31-32

Основания классификации и виды

административно-правовых отношений.

2

опрос

Лекция. Составление конспекта урока. Общеклассные дискуссии.

учить конспекты лекций

33-34

Административные правонарушения и административная ответственность

2

опрос

Лекция. Составление конспекта урока. Общеклассные дискуссии.

Семинар. Общеклассные дискуссии.

учить конспекты лекций


8. Требования к уровню усвоения дисциплины

В результате изучения курса, учащиеся должны:

должен знать: теоретические основы отрасли административного права, его место в правовой системе

РФ; основные этапы развития отечественной и зарубежной науки административного права; сущность и

содержание административно-правовых институтов; основы административно-правового статуса

индивидуальных и коллективных субъектов административного права; формы и методы реализации

исполнительной власти; понятие и основные черты административной ответственности; виды и правила

назначения административных наказаний; сущность и виды административного процесса; способы

обеспечения законности и дисциплины в управлении; особенности административно-правовой организации

государственного управления в современных условиях; основы административно-правовой организации

государственного управления в современных условиях в РФ.

должен уметь: анализировать правовые нормы, регулирующие административно-правовые

отношения; применять административные нормы к конкретным общественным отношениям; анализировать

судебную и административную практику по делам, вытекающим из административных правоотношений;

составлять юридические документы в сфере административных правоотношений; использовать полученные

знания в юридической практике и научной деятельности.

должен иметь представление: об исторических этапах формирования отрасли и науки

административного права в России и зарубежных странах; об актуальных направлениях развития науки

административного права на современном этапе; об основных направлениях реформирования отдельных

институтов административного права; о направлениях развития системы административного законодательства

на современном этапе.

9.Материально-техническое обеспечение


Наименование объектов и средств материально - технического обеспечения

1

Технические средства обучения:

-интерактивная доска

- мультимедийный проектор)

- компьютер)

2

Экранно - звуковые пособия:

- видеофильмы, соответствующие содержанию обучения

- слайды , соответствующие содержанию обучения

- мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения



10.Учебно-методическое обеспечение

1.Административное законодательство: Сб. нормат. актов /Сост. Н.Ю. Хаманева и др. М.: Юристъ, 2006.

2.Агапов А.Б. Административное право: учебник. - 4- е изд. - М., 2006.

3.Административное право России: Учебник для вузов /Под ред. П.И. Кононова, В.Я. Кикотя, И.Ш.

Килясханова. - 3-е изд. - М., 2008.












Приложение

Тест

1. Из предложенных вариантов выберите наиболее точное определение предмета административного права:

1) общественные отношения, урегулированные Кодексом РФ об административных правонарушениях;

2) общественные отношения, формирующиеся в сфере государственного управления, организации и

деятельности исполнительной власти;

3) общественные отношения, одним из участников которых является исполнительный орган;

4) управленческие отношения.

2. Из предложенных вариантов выберите наиболее точное определение понятия «административно-правовое

отношение»:

1) отношение, урегулированное нормами административного права;

2) общественное отношение, складывающееся в сфере государственного управления;

3) общественное отношение, урегулированное административно-правовыми нормами;

4) общественное отношение, возникающее в сфере деятельности органов исполнительной власти.

3. Одной из особенностей административно-правового статуса иностранного гражданина (лица без

гражданства) является:

1) отсутствие обязанности платить налоги, предусмотренные законодательством РФ;

2) на них не распространяется законодательство РФ об административной ответственности;

3) только к этим субъектам может быть применено административное выдворение за пределы РФ;

4) перемещаются по территории РФ только под контролем правоохранительных органов.

4. Правительство РФ:

1) издает указы и распоряжения;

2) издает постановления и распоряжения и обеспечивает их исполнение;

3) издает инструкции и указания, обязательные для исполнения всеми органами исполнительной власти;

4) издает постановления и распоряжения, обязательные для исполнения нижестоящими органами

исполнительной власти.

5. К органам исполнительной власти субъекта РФ относятся:

1) администрации и правительства;

2) законодательные собрания и мэрии;

3) государственные комитеты и службы;

4) аппарат полномочного представителя Президента РФ в субъекте РФ.

6. Органом исполнительной власти специальной компетенции является:

1) федеральное министерство;

2) Генеральная прокуратура РФ;

3) Государственная Дума Федерального Собрания РФ;

4) Правительство РФ.

7. Метод административного права:

1) императивный;

2) диспозитивный;

3) диспозитивный с элементами императивности;

4) императивный с элементами диспозитивности.

8. Юридическая сила административно-правовых актов зависит от:

1) иерархии органов государственной власти;

2) сроков принятия (утверждения) акта;

3) источника публикации;

4) целевого назначения.

9. Высшее должностное лицо субъекта может быть отрешено от должности:

1) Председателем Правительства РФ;

2) Президентом РФ;

3) полномочным представителем Президента РФ в данном федеральном округе;

4) законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ.

10. Высшее должностное лицо субъекта РФ избирается на должность на срок:

1) не более четырех лет;

2) не более четырех лет, не более двух сроков подряд;

3) не более пяти лет, не более двух сроков подряд;

4) не более пяти лет.

11. Правительство РФ вправе отменять акты:

1) федеральных органов исполнительной власти;

2) высших должностных лиц субъектов РФ;

3) высших исполнительных органов субъектов РФ;

4) органов исполнительной власти субъектов РФ.

12. Коллегиальными органами исполнительной власти являются:

1) Правительство РФ;

2) Администрация Президента РФ;

3) Федеральное министерство;

4) Государственный совет РФ.

13. В ведении субъектов РФ не находится:

1) гражданская и военная служба;

2) военная и правоохранительная служба;

3) военная и милитаризированная служба;

4) гражданская и правоохранительная служба.

14. Срочный служебный контракт с государственным гражданским служащим заключается на срок:

1) от одного года до трех лет, если иной срок не установлен федеральным законом;

2) от одного года до семи лет;

3) от трех лет до пяти лет;

4) от одного года до пяти лет, если иной срок не установлен федеральным законом.

15. В нормативно-установленную систему государственной службы РФ включаются:

1) гражданская и милитаризированная;

2) гражданская и военная;

3) гражданская и правоохранительная;

4) гражданская, военная и правоохранительная.

16. Аттестация государственных гражданских служащих проводится:

1) один раз в пять лет;

2) один раз в три года;

3) не реже одного раза в два года и не чаще одного раза в три года;

4) один раз в четыре года.

17. Государственный служащий не вправе:

1) осуществлять предпринимательскую деятельность;

2) прекращать исполнение должностных обязанностей с целью урегулирования служебного спора;

3) состоять в политической партии;

4) быть членом религиозного объединения.

18. Из предложенных вариантов выберите наиболее точное определение понятия «административная

ответственность»:

1) это разновидность дисциплинарной ответственности;

2) это вид юридической ответственности физических и юридических лиц за совершение административных

правонарушений;

3) это юридическая ответственность, установленная КоАП РФ;

4) это юридическая ответственность, влекущая административного наказание правонарушителя.

19. Дело должно быть рассмотрено с участием лица, привлекаемого к административной ответственности, в

случае, если административным наказанием, которое к нему должно быть применено, выступает:

- административный штраф;

- выдворение;

- дисквалификация;

- конфискация орудия или предмета совершения административного правонарушения.

20. Решение об учреждении федерального государственного предприятия принимается:

1) Правительством РФ или федеральными органами исполнительной власти;

2) Президентом РФ;

3) Председателем Правительства РФ;

4) Президиумом Правительства РФ.

21. Права собственника имущества унитарного предприятия не может осуществлять:

1) орган государственной власти РФ;

2) орган государственной власти субъекта РФ;

3) орган местного самоуправления;

4) руководитель данного унитарного предприятия.

22. Административно-правовые акты по юридическим свойствам классифицируются на:

1) письменные, устные и конклюдентные;

2) нормативные и ненормативные;

3) коллегиальные и единоначальные;

4) федеральные акты и акты субъектов Российской Федерации.

23. Из предложенных вариантов выберите наиболее точное определение понятия «административно-правой

метод»:

1) способ достижения целей субъекта публичной власти;

2) способ сознательного воздействия на объекты управления;

3) способ реализации воли субъекта власти;

4) способ практической реализации задач и целей исполнительной власти.

24. К административно-пресекательным мерам можно отнести:

1) проверку документов;

2) применение оружия;

3) административный штраф;

4) разъяснительную работу по применению правил дорожного движения.


© 2010-2022