Конспект по обществознанию на тему «Семейное хозяйство» (6 класс)

Раздел Обществознание
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по обществознанию 6 класса на тему «Семейное хозяйство»

Учитель истории и обществознания: Масалова Е.С.

Тип урока: Усвоение новых знаний

Формы: групповая, индивидуальная, беседа, комментированное чтение, работа с иллюстрациями, документами, групповая работа.

Методы: Активные, частично-поисковый.

Цель урока: сформировать представления об особенностях организации и ведения домашнего хозяйства

Задачи урока:

Обучающие:

  1. Научить применять в своем повествовании термины : «домашнее хозяйство», «доходы», «расходы», «семейный бюджет»; охарактеризовать семью как экономическую единицу;

  2. выяснить сущность семейного бюджета;

  3. определить, с какой целью он составляется;

  4. выяснить его роль в домашнем хозяйстве.

Развивающие:

1. Развить логическое мышление;

2. Развить чувство значимости истории;

3. Формировать логическое мышление, умения анализировать, обобщать, сравнивать знания, полученные га других предметах.

Воспитательные:

  1. Воспитать информационную культуру, внимательность, дисциплинированность;

  2. Воспитать чувства товарищества;

  3. Воспитать умения слушать, трудолюбия.

Структура урока в рамках деятельностного подхода:

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний

  3. Постановка учебной задачи

  4. Открытие нового знания

  5. Первичное закрепление

  6. Самоанализ и самоконтроль

  7. Включение нового знания

  8. Рефлексия






Ход урока


п/п

мин.

Цель этапа

УУД

Деятельность

ЭОР

Оценивание, формы контроля

Результат

учителя

обучающихся

1. Орг. Момент

(2 мин)

Включение учащихся в учебную деятельность на личностно-значимом уровне. «Хочу, потому что могу».

Личностные

Здравствуйте ребята!

Рубрика «Вспомни»

- Как был устроен дом человека в Древней Руси?

1. Учащиеся готовятся к уроку.

2. 1. Учащиеся отвечают, как был устроен дом человека в Древней Руси.

2.2. В рабочей тетради мальчики отмечают, какую работу выполняли женщины, а девочки какую мужчины.

2.3. Из предоставленного перечня предметов выбирают те, которые изготавливали сами домочадцы.

презентация

Не оценивается

Включение в учебный процесс

2. Актуализация знаний.

(5 мин)

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности учащихся.

-Познавательные

-Коммуникативные

-Личностные

«Мозговой штурм» - ученики делятся на три группы (3 ряда). Ученики, сидящие на первой парте предъявляют на листке свой вопрос сзади сидящей паре. Те, в свою очередь, записывают ответ и свой вопрос следующей паре. Первый ряд, который быстрее и правильно ответит на вопросы, ставит себе на оценочный лист плюсики.

Демонстрируют знания, умения по предыдущей главе. Критично относятся к вопросам-ответам.

Критерии оценивания: вопрос-ответ конкретный, точный (взаимооценка - свои баллы учащиеся фиксируют в оценочных листах).

Фиксация имеющихся предметных знаний (умений), известных способов деятельности.

3. Постановка учебной задачи

Создание проблемной ситуации, в результате которого обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез.

-коммуникативная;

- познавательные:

-общеучебные УД;

-постановка и решение проблемы.

Притча «Витязь на распутье»

Случилось это в Третьяковской галерее у картины русского живописца Виктора Михайловича Васнецова (1848 - 1926) «Витязь на распутье». «А ты как бы поступил?»- спросил седовласый дедушка у своего пятилетнего внука, когда они стояли перед этой знаменитой картиной.

«Повернул бы назад и помчался бы прямо домой!»- не задумываясь, ответил внук. Вряд ли стоит осуждать мальчика, за то, что он захотел вернуться домой.

Выдвигают варианты темы, участвуют в анализе, обсуждении. Учащиеся рассматривают картину Васнецова «Витязь на распутье.

(Заросло бурьяном древнее поле. Черный ворон зловеще летает. Вокруг тлеют кости. Перед витязем камень: «Направо пойдёшь - коня потеряешь, налево пойдёшь - сам пропадешь, прямо отправишься - вместе с конём погибнешь» Одинокой воин, сидя на коне и опустив копье, задумчиво читает надпись и решает, что делать, какой путь выбрать).

Отвечают на вопрос - От чего зависит, чтобы дом стал для каждого члена семьи местом, где всем тепло и уютно?

1, 2 слайд

Педагог уточняет тематические рамки урока, инициирует учащихся к дальнейшей деятельности.

Появление темы урока. Умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение. Умение ставить цели, планировать свою работу.

4 «Открытие нового знания»

Изучение новых знаний и способов действий. Построение проекта выхода из затруднения)

Личностные;

Познавательные(логические учебные действия - умение анализировать и синтезировать новые знания.)

Работа с презентацией.

1.1. Почему важной характеристикой семьи является совместный труд и ведение хозяйства.

1.2 Какие потребности вы знаете? Нужно обязательно помнить, что от труда всех членов семьи зависит её благополучие. Ведь за каждым человеком признается право без принуждения и без вмешательства посторонних создать такой порядок в собственном доме, который он считает наилучшим для себя и своей семьи.

Отвечают на вопросы учителя. Работают по слайдам презентации.

1. 1. Совместный труд помогает удовлетворять необходимые для жизни потребности.

1.2. Биологические, социальные и духовные.

4


Участие в диалоге, интерактивной беседе.

Формирование навыков устной коммуникации, высказывание своего мнения, участие в диалоге. Развитие учебно-познавательной мотивации.

Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем

5.Первичное закрепление

Проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

Личностные;

Общеучебные УД;

Коммуникативные;

«Мышка-норушка - толокно толчет,

Лягушка-квакушка - пироги печет,

А петух на подоконнике - играет на гармонике,

Серый ёжик свернулся в клубок -

Он сторожит теремок».

- Как вы думаете, почему я привела эти строчки и как их можно отнести к нашему уроку?

1.4. Учитель: Правильно - это распределение обязанностей в семье. Семьи бывают разные по своему составу, способностям, возможностям участия в совместных делах. Поэтому, дать один для всех совет, как лучше распределить обязанность - трудно. Главное желание и стремление каждого члена семьи вложить свои силы в создание домашнего уюта. Домашние дела найдутся для всех домочадцев.

Учащиеся отвечают на вопросы. С помощью учебника корректируют ответы.

7,

8

Работа с картой.

Умение ориентироваться на карте.

Умение читать легенду карты. Формирование навыков речевой деятельности

6.Самоанализ и самоконтроль

Этап применения знаний и способов действий. Каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

Познавательные:

Логические УД;

Коммуникативные

Запишите новые термины, объясните с помощью собственного опыта своими словами

Самостоятельно индивидуально работают, записывают в тетради.

7,

8

Ученики работают с картой, отвечают на вопрос.

Коммуникативное освоение способов совместной и индивидуальной учебной деятельности.

7.Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Применить рассуждения, имеющиеся знания, собственный опыт.

Познавательные:

Логические УД;

Коммуникативные

Групповая работа с документами.

1 группа «Поучение Владимира Мономаха своим детям» (XII век)

2 группа «Домострой» Сильвестр (XVI век)

Прочитайте документы и выберите, на ваш взгляд, 5 самых важных правил, которые нужны и сегодня в домашнем хозяйстве. Измените, если потребуется, эти правила на современный лад.

27

Оценивают свой ответ

Коммуникативное освоение способов индивидуальной учебной деятельности.

8.Рефлексия

Осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Коммуникативная: монологическая;

Познавательная: ОУД;

Личностно-смысловая.

Итак, давайте подведем итоги урока. Сегодня на уроке мы думали, анализировали, наблюдали, обобщали.

2.1. Скажите, получилось ли у вас быть исследователями. Что вам помогло в этом?

2.2. А что мешало?

Нам есть над чем работать на следующих уроках.

Ответы учащихся.

Оценивают свою работу и работу класса.

Соотносить цели урока с результатом работы. Реализация личностного потенциала.

Д.З.

Параграф 8, составить домашний семейный бюджет своей семья в тетради.

В ТЕТРАДЬ!

  1. семья:

основной субъект экономической деятельности;

совокупность лиц, проживающих в одном помещении;

показатель уровня жизни населения страны;


  1. Члены семьи выступают в роли:

  1. производителя;

  2. потребителя.

  1. Семейный бюджет - это денежный план семьи. Он состоит из доходов и расходов.


  1. Рачительный хозяин- старательный, усердный в исполнении дел, разумно бережливого.



  1. Экономия - рациональное использование бюджета.



© 2010-2022