- Преподавателю
- Обществознание
- Открытый урок по теме Социальный статус и социальные роли личности для обучающихся первого курса по профессии Мастер по обработке цифровой информации
Открытый урок по теме Социальный статус и социальные роли личности для обучающихся первого курса по профессии Мастер по обработке цифровой информации
Раздел | Обществознание |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Сафонова С.Е. |
Дата | 27.05.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Введение.
Обществознание как учебная дисциплина представляет основы знаний целого ряда общественных наук: философии, экономики, социологии, права, психологии. Обществоведческие понятия, суждения, теории и т.п. раскрываются, как правило, на основе абстрактных структурно-логических схем. В этой связи опорные конспекты имеют разноаспектные функции в учебном процессе. Опорный конспект как условно-графическая наглядность предполагает многообразие схем, таблиц, рисунков… Материал в учебнике, представленный в виде текста, усваивается с большими трудностями, чем тот же материал, но включающий в себя графики, рисунки, символы, схемы.
На своих уроках я постоянно использую опорный конспект, так как он позволяет мне удачно сочетать в обучении новые подходы и методы традиционной системы, а структурно-логическая конструкция опорного конспекта позволяет даже слабым учащимся понять суть изложенного материала. Причем, для достижения лучших результатов желательно проводить урок в форме эвристической беседы на основе опорных конспектов, что возможно при проблемно-поисковом методе обучения.
Ниже я привожу пример изучения одной из тем курса «Обществознание».
Тема урока: Социальный статус и социальные роли личности.
Цели:
1.обучающая:
- учащиеся смогут определить собственный социальный статус; указывать факторы, имеющие на него наибольшее влияние; называть социальные роли, которые им приходится играть ежедневно.
2. развивающая:
- создать условия для развития логического мышления у учащихся, самостоятельности суждений и выводов.
3. воспитательная:
- содействовать воспитанию ответственного отношения учащихся к выбору социальных ролей и статусов, определяющих общественные отношения.
Методическое обеспечение урока:
- учебное пособие - опорные конспекты, экран, мультимедийное оборудование.
Тип урока:
- усвоение новых знаний
Форма проведения:
- эвристическая беседа на основе опорных конспектов
Метод:
- проблемно-поисковый.
Ход урока:
1.Организационный момент
2. Мотивация и стимулирование деятельности учащихся
а) важность темы
б) знакомство со структурой темы
в) цель урока
3. Работа по плану урока
1) Социальный статус личности
2) Социальные роли личности
3) Социальные роли в юношеском возрасте
4. Итоги урока.
5. Закрепление изученного материала в ходе самостоятельной работы.
Ход урока:
АПЗ:
- Сегодня мы продолжаем изучать социальную сферу общественной жизни.
? - что представляет собой социальная структура общества?
? - различные социальные группы занимают одинаковое положение в обществе?
? - от чего оно зависит? ( прав, привилегий, ответственности, обязанностей, доходов…)
? - как это называется? (соц. дифференциация)
- Но ведь и отдельные индивиды занимают различное положение в обществе, а, значит, выполняют разные функции.
Мотивация:
- Представьте такую ситуацию:
Мастер дает вам производственное задание и отправляет на производство для прохождения практики. Но ваш наставник на производстве меняет это задание в силу производственной необходимости. Кому вы должны подчиняться, чье задание выполнять и почему?
Тема:
- Тема сегодняшнего урока «Социальный статус и социальные роли личности» поможет вам в этом разобраться.
Цель:
- В ходе урока вы сможете определить собственный социальный статус, указывать факторы, имеющие на него наибольшее влияние, называть социальные роли, которые вам приходится играть ежедневно.
- План урока - на доске.
1.
? - что мы имеем ввиду, говоря о человеке, что он личность? (особенные качества, способность самостоятельно мыслить и действовать, т.к. человек проявляет себя как личность в деятельности, в общении)
- Т.о., между людьми складываются различные социальные связи, в основе которых лежит выполнение определенных социальных функций - именно эти связи обозначают положение людей в социальной структуре.
На экране:
функция связи положение
(права и обязанности)
? - давайте попробуем определить ваше положение в социальной структуре, функции, которые вы выполняете, и связи, в которые вступаете.
На доске:
положение
функции
связи
учащийся
усваивать знания, способы деятельности, основы профессии, нормы поведения
учителя, мастера, учащиеся, работники библиотеки…
молодой человек
помогать тем, кто старше, заботиться о престарелых, немощных, младших
бабушки, дедушки, братья, сестры
мужчина
защищать и беречь женщин, выполнять воинский долг
мама, сестра, подруга, бабушка
оператор ЭВМ-практикант
обучаться профессиональному мастерству
мастер, наставник, учителя спец.дисциплин
сын, муж, отец
забота о семье
родители, жена, дети
- Мы попытались определить ваше положение в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей - это и есть социальный статус.
На доске:-«Статус» (лат.) - позиция, состояние, положение
- А теперь давайте посмотрим на определение социального статуса:
На экране:
Социальный статус - это положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с
-возрастом
- происхождением
- полом
- семейным положением
- профессией
связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей.
?- рассматривая ваш социальный статус, какие качества мы учитывали?
- Но при определении положения личности в обществе важное значение имеют такие понятия, как престиж и авторитет.
? - что это такое?
На экране 2 определения: какое из них относится к понятию «престиж», а какое - к понятию «авторитет»?
Престиж - оценка обществом общественной значимости тех или иных позиций, занимаемых человеком.
Авторитет - степень признания обществом личных и деловых качеств человека.
На экране определение соц. статуса.
- Вернемся еще раз к определению соц. статуса: некоторые черты, влияющие на социальное положение человека, имеют объективный характер, другие - субъективный.
? - определите их.
На экране полное определение соц. статуса:
Социальный статус - это положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с
-возрастом качества объективного характера
- полом (предписанный статус)
- происхождением
- профессией качества субъективного характера
- семейным положением, (достигнутый статус)
связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей.
? - Что же, на ваш взгляд, является главным в определении положения человека в обществе сегодня? (профессия, образование, другие личные социально значимые качества: трудолюбие, целеустремленность, решительность, упорство, способность идти на риск, коммуникабельность)
На экране: вывод №1:
- Главное, что определяет положение человека в обществе сегодня, - это образование, квалификация и другие личные социально значимые качества.
- Хочу обратить ваше внимание на то, что каждый человек имеет не один, а несколько социальных статусов - это называется «статусный набор»,- а, значит, можетреализовать себя в рамках любого социального статуса, если сумеет достичь гармонии способностей и склонностей со своей деятельностью. («Не место красит человека, а человек место»)
2.
- Понятие «соц. статус» тесно связано с понятием «соц. роль».
- представьте ситуацию: (мой пример неверного поведения учителя на рабочем месте)
? - вы ожидали от меня иного поведения?
? - потому, что я - учитель?
- Если соц. статус - это определенное место, занимаемое человеком в социальной структуре, то
На экране:
- Совокупность действий, которые должен выполнять человек в соответствии со своим статусом, называется социальная роль.
? - зная социальный статус человека, можно определить качества, которыми он обладает, и предсказать действия, которые он будет совершать?
- врач - образованный, внимательный, спокойный, чуткий, осмотрит больного, поставит диагноз, назначит лечение…
- оператор ЭВМ - ???
- Каждый человек обладает не одной, а целым набором социальных ролей, которые он играет в обществе.
? - назовите роли, которые играю я.
- Все соц. роли можно разделить на 5 групп и называются он основными (базовыми).
На экране:
Основные (базовые) социальные роли
труженика собственника потребителя гражданина члена семьи
крестьянин? врач? оператор? учитель…?
- чем они различаются между собой?
- Они различаются, прежде всего, совокупностью требований, предъявляемых обществом к лицам, занимающим определенные социальные позиции - т.е.
На экране:
- что нужно делать человеку в определенной роли?
- как он должен себя вести?
- чего от него ждут?
? - Согласно этому алгоритму, сформулируйте требования к соц. роли гражданина-избирателя (проголосовать прийти на выборы знать программы кандидатов разбираться в политической ситуации быть грамотным, образованным…)
- Таким образом, чтобы выполнять социальные роли, надо знать общественные требования к их выполнению.
На экране вывод №2:
- Любому человеку предстоит выступать во множестве социальных ролей, что предполагает знание общественных требований к выполнению каждой из них.
- Однако, человек имеет возможность выбирать из множества социальных статусов и ролей, предлагаемых ему обществом, те, которые позволяют ему лучше реализовать свои планы, максимально эффективно применить собственные способности.
На экране:
На принятие человеком той или иной социальной роли влияют
социальные условия биологические особенности личностные особенности
среда существования здоровье, пол, возраст… темперамент, характер,
способности...
? ? ?
3. ? - с чем связаны социальные роли ребенка и подростка?
На экране:
- с семьей сын, брат
- со школой учащийся
- с различными формами досуга участник спортивной секции, кружка…
В юношеском возрасте при сохранении прежних ролей появляются новые:
- работник, студент, семьянин, гражданин.
? - какие новые действия вы выполняете в этом возрасте?
? - чем они отличаются от предыдущих?
На экране вывод №3:
Социальная роль - один из важнейших аспектов взаимодействия человека и общества, так как совокупность выполняемых человеком социальных ролей показывает те общественные отношения и связи, в которые он включен в общественной системе.
4.
А теперь подведем итоги нашего урока:
? - с чем мы сегодня познакомились?
?-что такое социальный статус?
? - что определяет социальный статус?
? - что оказывает влияние на социальный статус?
? - какие из этих факторов являются наиболее важными?
? - что такое социальная роль?
? - от чего она зависит?
? - почему для человека очень важно правильно определить свой статус и совокупность ролей?
5. Чтобы проверить, насколько хорошо вы усвоили тему, выполните задания к ней.
1)- Чтобы выполнить первое задание, воспользуйтесь подсказкой на экране, где изображен статусный портрет человека:
- с правой стороны от человечка запишите качества, составляющие предписанный статус, с левой - достигнутый статус.
На экране:
Образовательный статус
(ученик, студент, аспирант…)
Территориальный статус возраст
(горожанин, мигрант, бомж…)
Религиозный статус пол
(верующий, атеист, иудей…)
Политический статус происхождение
(член партии, движения…)
Профессиональный статус национальность
(профессии и специальности)
Экономический статус
(собственник, наемный рабочий…)
2) - Чтобы выполнить второе задание, перечислите в тетради социальные роли, которые вы играете ежедневно.
Литература:
- Кравченко А.И. Обществознание. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.
- Методические рекомендации по курсу «Человек и общество». Ч. 2. 11 кл. / Под ред. Л. Н. Боголюбова. - М.: Просвещение, 2002.
- Обществознание. 10 кл.: базовый уровень; под ред. Л. Н. Боголюбова. - М.: Просвещение, 2008.
- Человек и общество. Обществознание. Ч.2.11 кл. / Л. Н. Боголюбов и др. - М.: Просвещение, 2003
11