• Преподавателю
  • Обществознание
  • Открытый урок по теме Социальный статус и социальные роли личности для обучающихся первого курса по профессии Мастер по обработке цифровой информации

Открытый урок по теме Социальный статус и социальные роли личности для обучающихся первого курса по профессии Мастер по обработке цифровой информации

 Опорные конспекты имеют разноаспектные функции в учебном процессе. Опорный конспект как условно-графическая наглядность предполагает многообразие схем, таблиц, рисунков… Материал в учебнике, представленный в виде текста, усваивается с большими трудностями, чем тот же материал, но включающий в себя графики, рисунки, символы, схемы. На своих уроках я постоянно использую опорный конспект, так как он позволяет мне удачно сочетать в обучении новые подходы и методы традиционной системы, а структурно-...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок по теме Социальный статус и социальные роли личности для обучающихся первого курса по профессии Мастер по обработке цифровой информацииОткрытый урок по теме Социальный статус и социальные роли личности для обучающихся первого курса по профессии Мастер по обработке цифровой информацииОткрытый урок по теме Социальный статус и социальные роли личности для обучающихся первого курса по профессии Мастер по обработке цифровой информацииОткрытый урок по теме Социальный статус и социальные роли личности для обучающихся первого курса по профессии Мастер по обработке цифровой информацииОткрытый урок по теме Социальный статус и социальные роли личности для обучающихся первого курса по профессии Мастер по обработке цифровой информацииОткрытый урок по теме Социальный статус и социальные роли личности для обучающихся первого курса по профессии Мастер по обработке цифровой информацииОткрытый урок по теме Социальный статус и социальные роли личности для обучающихся первого курса по профессии Мастер по обработке цифровой информацииОткрытый урок по теме Социальный статус и социальные роли личности для обучающихся первого курса по профессии Мастер по обработке цифровой информацииОткрытый урок по теме Социальный статус и социальные роли личности для обучающихся первого курса по профессии Мастер по обработке цифровой информацииОткрытый урок по теме Социальный статус и социальные роли личности для обучающихся первого курса по профессии Мастер по обработке цифровой информацииОткрытый урок по теме Социальный статус и социальные роли личности для обучающихся первого курса по профессии Мастер по обработке цифровой информацииОткрытый урок по теме Социальный статус и социальные роли личности для обучающихся первого курса по профессии Мастер по обработке цифровой информацииОткрытый урок по теме Социальный статус и социальные роли личности для обучающихся первого курса по профессии Мастер по обработке цифровой информацииОткрытый урок по теме Социальный статус и социальные роли личности для обучающихся первого курса по профессии Мастер по обработке цифровой информацииОткрытый урок по теме Социальный статус и социальные роли личности для обучающихся первого курса по профессии Мастер по обработке цифровой информацииОткрытый урок по теме Социальный статус и социальные роли личности для обучающихся первого курса по профессии Мастер по обработке цифровой информацииОткрытый урок по теме Социальный статус и социальные роли личности для обучающихся первого курса по профессии Мастер по обработке цифровой информацииОткрытый урок по теме Социальный статус и социальные роли личности для обучающихся первого курса по профессии Мастер по обработке цифровой информацииОткрытый урок по теме Социальный статус и социальные роли личности для обучающихся первого курса по профессии Мастер по обработке цифровой информацииОткрытый урок по теме Социальный статус и социальные роли личности для обучающихся первого курса по профессии Мастер по обработке цифровой информацииОткрытый урок по теме Социальный статус и социальные роли личности для обучающихся первого курса по профессии Мастер по обработке цифровой информацииОткрытый урок по теме Социальный статус и социальные роли личности для обучающихся первого курса по профессии Мастер по обработке цифровой информацииОткрытый урок по теме Социальный статус и социальные роли личности для обучающихся первого курса по профессии Мастер по обработке цифровой информацииОткрытый урок по теме Социальный статус и социальные роли личности для обучающихся первого курса по профессии Мастер по обработке цифровой информацииОткрытый урок по теме Социальный статус и социальные роли личности для обучающихся первого курса по профессии Мастер по обработке цифровой информацииОткрытый урок по теме Социальный статус и социальные роли личности для обучающихся первого курса по профессии Мастер по обработке цифровой информацииОткрытый урок по теме Социальный статус и социальные роли личности для обучающихся первого курса по профессии Мастер по обработке цифровой информацииОткрытый урок по теме Социальный статус и социальные роли личности для обучающихся первого курса по профессии Мастер по обработке цифровой информацииОткрытый урок по теме Социальный статус и социальные роли личности для обучающихся первого курса по профессии Мастер по обработке цифровой информацииОткрытый урок по теме Социальный статус и социальные роли личности для обучающихся первого курса по профессии Мастер по обработке цифровой информацииОткрытый урок по теме Социальный статус и социальные роли личности для обучающихся первого курса по профессии Мастер по обработке цифровой информацииОткрытый урок по теме Социальный статус и социальные роли личности для обучающихся первого курса по профессии Мастер по обработке цифровой информацииОткрытый урок по теме Социальный статус и социальные роли личности для обучающихся первого курса по профессии Мастер по обработке цифровой информацииОткрытый урок по теме Социальный статус и социальные роли личности для обучающихся первого курса по профессии Мастер по обработке цифровой информацииОткрытый урок по теме Социальный статус и социальные роли личности для обучающихся первого курса по профессии Мастер по обработке цифровой информацииОткрытый урок по теме Социальный статус и социальные роли личности для обучающихся первого курса по профессии Мастер по обработке цифровой информацииОткрытый урок по теме Социальный статус и социальные роли личности для обучающихся первого курса по профессии Мастер по обработке цифровой информацииВведение.

Обществознание как учебная дисциплина представляет основы знаний целого ряда общественных наук: философии, экономики, социологии, права, психологии. Обществоведческие понятия, суждения, теории и т.п. раскрываются, как правило, на основе абстрактных структурно-логических схем. В этой связи опорные конспекты имеют разноаспектные функции в учебном процессе. Опорный конспект как условно-графическая наглядность предполагает многообразие схем, таблиц, рисунков… Материал в учебнике, представленный в виде текста, усваивается с большими трудностями, чем тот же материал, но включающий в себя графики, рисунки, символы, схемы.

На своих уроках я постоянно использую опорный конспект, так как он позволяет мне удачно сочетать в обучении новые подходы и методы традиционной системы, а структурно-логическая конструкция опорного конспекта позволяет даже слабым учащимся понять суть изложенного материала. Причем, для достижения лучших результатов желательно проводить урок в форме эвристической беседы на основе опорных конспектов, что возможно при проблемно-поисковом методе обучения.

Ниже я привожу пример изучения одной из тем курса «Обществознание».






Тема урока: Социальный статус и социальные роли личности.

Цели:

1.обучающая:

- учащиеся смогут определить собственный социальный статус; указывать факторы, имеющие на него наибольшее влияние; называть социальные роли, которые им приходится играть ежедневно.

2. развивающая:

- создать условия для развития логического мышления у учащихся, самостоятельности суждений и выводов.

3. воспитательная:

- содействовать воспитанию ответственного отношения учащихся к выбору социальных ролей и статусов, определяющих общественные отношения.

Методическое обеспечение урока:

- учебное пособие - опорные конспекты, экран, мультимедийное оборудование.

Тип урока:

- усвоение новых знаний

Форма проведения:

- эвристическая беседа на основе опорных конспектов

Метод:

- проблемно-поисковый.

Ход урока:

1.Организационный момент

2. Мотивация и стимулирование деятельности учащихся

а) важность темы

б) знакомство со структурой темы

в) цель урока

3. Работа по плану урока

1) Социальный статус личности

2) Социальные роли личности

3) Социальные роли в юношеском возрасте

4. Итоги урока.

5. Закрепление изученного материала в ходе самостоятельной работы.

Ход урока:

АПЗ:

- Сегодня мы продолжаем изучать социальную сферу общественной жизни.

? - что представляет собой социальная структура общества?

? - различные социальные группы занимают одинаковое положение в обществе?

? - от чего оно зависит? ( прав, привилегий, ответственности, обязанностей, доходов…)

? - как это называется? (соц. дифференциация)

- Но ведь и отдельные индивиды занимают различное положение в обществе, а, значит, выполняют разные функции.

Мотивация:

- Представьте такую ситуацию:

Мастер дает вам производственное задание и отправляет на производство для прохождения практики. Но ваш наставник на производстве меняет это задание в силу производственной необходимости. Кому вы должны подчиняться, чье задание выполнять и почему?

Тема:

- Тема сегодняшнего урока «Социальный статус и социальные роли личности» поможет вам в этом разобраться.

Цель:

- В ходе урока вы сможете определить собственный социальный статус, указывать факторы, имеющие на него наибольшее влияние, называть социальные роли, которые вам приходится играть ежедневно.

- План урока - на доске.

1.

? - что мы имеем ввиду, говоря о человеке, что он личность? (особенные качества, способность самостоятельно мыслить и действовать, т.к. человек проявляет себя как личность в деятельности, в общении)

- Т.о., между людьми складываются различные социальные связи, в основе которых лежит выполнение определенных социальных функций - именно эти связи обозначают положение людей в социальной структуре.

На экране:

функция связи положение

(права и обязанности)

? - давайте попробуем определить ваше положение в социальной структуре, функции, которые вы выполняете, и связи, в которые вступаете.

На доске:

положение

функции

связи

учащийся

усваивать знания, способы деятельности, основы профессии, нормы поведения

учителя, мастера, учащиеся, работники библиотеки…

молодой человек

помогать тем, кто старше, заботиться о престарелых, немощных, младших

бабушки, дедушки, братья, сестры

мужчина

защищать и беречь женщин, выполнять воинский долг

мама, сестра, подруга, бабушка

оператор ЭВМ-практикант

обучаться профессиональному мастерству

мастер, наставник, учителя спец.дисциплин

сын, муж, отец

забота о семье

родители, жена, дети

- Мы попытались определить ваше положение в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей - это и есть социальный статус.

На доске:-«Статус» (лат.) - позиция, состояние, положение

- А теперь давайте посмотрим на определение социального статуса:

На экране:

Социальный статус - это положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с

-возрастом

- происхождением

- полом

- семейным положением

- профессией

связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей.

?- рассматривая ваш социальный статус, какие качества мы учитывали?

- Но при определении положения личности в обществе важное значение имеют такие понятия, как престиж и авторитет.

? - что это такое?

На экране 2 определения: какое из них относится к понятию «престиж», а какое - к понятию «авторитет»?

Престиж - оценка обществом общественной значимости тех или иных позиций, занимаемых человеком.

Авторитет - степень признания обществом личных и деловых качеств человека.

На экране определение соц. статуса.

- Вернемся еще раз к определению соц. статуса: некоторые черты, влияющие на социальное положение человека, имеют объективный характер, другие - субъективный.

? - определите их.

На экране полное определение соц. статуса:

Социальный статус - это положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с

-возрастом качества объективного характера

- полом (предписанный статус)

- происхождением

- профессией качества субъективного характера

- семейным положением, (достигнутый статус)

связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей.

? - Что же, на ваш взгляд, является главным в определении положения человека в обществе сегодня? (профессия, образование, другие личные социально значимые качества: трудолюбие, целеустремленность, решительность, упорство, способность идти на риск, коммуникабельность)

На экране: вывод №1:

- Главное, что определяет положение человека в обществе сегодня, - это образование, квалификация и другие личные социально значимые качества.

- Хочу обратить ваше внимание на то, что каждый человек имеет не один, а несколько социальных статусов - это называется «статусный набор»,- а, значит, можетреализовать себя в рамках любого социального статуса, если сумеет достичь гармонии способностей и склонностей со своей деятельностью. («Не место красит человека, а человек место»)

2.

- Понятие «соц. статус» тесно связано с понятием «соц. роль».

- представьте ситуацию: (мой пример неверного поведения учителя на рабочем месте)

? - вы ожидали от меня иного поведения?

? - потому, что я - учитель?

- Если соц. статус - это определенное место, занимаемое человеком в социальной структуре, то

На экране:

- Совокупность действий, которые должен выполнять человек в соответствии со своим статусом, называется социальная роль.

? - зная социальный статус человека, можно определить качества, которыми он обладает, и предсказать действия, которые он будет совершать?

- врач - образованный, внимательный, спокойный, чуткий, осмотрит больного, поставит диагноз, назначит лечение…

- оператор ЭВМ - ???

- Каждый человек обладает не одной, а целым набором социальных ролей, которые он играет в обществе.

? - назовите роли, которые играю я.

- Все соц. роли можно разделить на 5 групп и называются он основными (базовыми).

На экране:

Основные (базовые) социальные роли

труженика собственника потребителя гражданина члена семьи

крестьянин? врач? оператор? учитель…?

- чем они различаются между собой?

- Они различаются, прежде всего, совокупностью требований, предъявляемых обществом к лицам, занимающим определенные социальные позиции - т.е.

На экране:

- что нужно делать человеку в определенной роли?

- как он должен себя вести?

- чего от него ждут?

? - Согласно этому алгоритму, сформулируйте требования к соц. роли гражданина-избирателя (проголосоватьОткрытый урок по теме Социальный статус и социальные роли личности для обучающихся первого курса по профессии Мастер по обработке цифровой информации прийти на выборы Открытый урок по теме Социальный статус и социальные роли личности для обучающихся первого курса по профессии Мастер по обработке цифровой информации знать программы кандидатов Открытый урок по теме Социальный статус и социальные роли личности для обучающихся первого курса по профессии Мастер по обработке цифровой информации разбираться в политической ситуации Открытый урок по теме Социальный статус и социальные роли личности для обучающихся первого курса по профессии Мастер по обработке цифровой информации быть грамотным, образованным…)

- Таким образом, чтобы выполнять социальные роли, надо знать общественные требования к их выполнению.

На экране вывод №2:

- Любому человеку предстоит выступать во множестве социальных ролей, что предполагает знание общественных требований к выполнению каждой из них.

- Однако, человек имеет возможность выбирать из множества социальных статусов и ролей, предлагаемых ему обществом, те, которые позволяют ему лучше реализовать свои планы, максимально эффективно применить собственные способности.

На экране:

На принятие человеком той или иной социальной роли влияют

социальные условия биологические особенности личностные особенности

среда существования здоровье, пол, возраст… темперамент, характер,

способности...

? ? ?

3. ? - с чем связаны социальные роли ребенка и подростка?

На экране:

- с семьей Открытый урок по теме Социальный статус и социальные роли личности для обучающихся первого курса по профессии Мастер по обработке цифровой информации сын, брат

- со школой Открытый урок по теме Социальный статус и социальные роли личности для обучающихся первого курса по профессии Мастер по обработке цифровой информации учащийся

- с различными формами досуга Открытый урок по теме Социальный статус и социальные роли личности для обучающихся первого курса по профессии Мастер по обработке цифровой информации участник спортивной секции, кружка…

В юношеском возрасте при сохранении прежних ролей появляются новые:

- работник, студент, семьянин, гражданин.

? - какие новые действия вы выполняете в этом возрасте?

? - чем они отличаются от предыдущих?

На экране вывод №3:

Социальная роль - один из важнейших аспектов взаимодействия человека и общества, так как совокупность выполняемых человеком социальных ролей показывает те общественные отношения и связи, в которые он включен в общественной системе.

4.

А теперь подведем итоги нашего урока:

? - с чем мы сегодня познакомились?

?-что такое социальный статус?

? - что определяет социальный статус?

? - что оказывает влияние на социальный статус?

? - какие из этих факторов являются наиболее важными?

? - что такое социальная роль?

? - от чего она зависит?

? - почему для человека очень важно правильно определить свой статус и совокупность ролей?

5. Чтобы проверить, насколько хорошо вы усвоили тему, выполните задания к ней.

1)- Чтобы выполнить первое задание, воспользуйтесь подсказкой на экране, где изображен статусный портрет человека:

- с правой стороны от человечка запишите качества, составляющие предписанный статус, с левой - достигнутый статус.

На экране:

Образовательный статус

(ученик, студент, аспирант…)

Территориальный статус возраст

(горожанин, мигрант, бомж…)

Религиозный статус пол

(верующий, атеист, иудей…)

Политический статус происхождение

(член партии, движения…)

Профессиональный статус национальность

(профессии и специальности)

Экономический статус

(собственник, наемный рабочий…)

2) - Чтобы выполнить второе задание, перечислите в тетради социальные роли, которые вы играете ежедневно.

Литература:

- Кравченко А.И. Обществознание. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.

- Методические рекомендации по курсу «Человек и общество». Ч. 2. 11 кл. / Под ред. Л. Н. Боголюбова. - М.: Просвещение, 2002.

- Обществознание. 10 кл.: базовый уровень; под ред. Л. Н. Боголюбова. - М.: Просвещение, 2008.

- Человек и общество. Обществознание. Ч.2.11 кл. / Л. Н. Боголюбов и др. - М.: Просвещение, 2003







11


© 2010-2022