- Преподавателю
- Обществознание
- Воспитывай в себе гражданина
Воспитывай в себе гражданина
Раздел | Обществознание |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Хабарова Л.А. |
Дата | 31.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Тема урока: Основные законы в жизни человека. Человек и гражданин - кто это?
Цели урока: Изучение понятий "гражданин"
Формирование у учащихся понимания роли ответственного гражданина, осознания своей причастности к судьбе страны. Воспитание у учащихся гражданских и социально значимых качеств, чувства патриотизма, любви к Родине.
Ход урока
1.Организационный момент.
Сегодня урок необычный у нас.
Готов к нему, вижу, каждый из вас:
Улыбка, уверенность. Что ж: «Так держать!»
За парты садитесь, пора начинать.
Дети рассаживаются по группам (по желанию) в классе. Учитель приветствует ребят, в руках у учителя красивая кукла. ( Кукла начинает с ребятами своё знакомство)
Игра "Знакомство"
Начиная с учителя, каждый ребёнок представляется: "Меня зовут …., я люблю …» Каждый последующий ученик повторяет информацию о предыдущих : Даша любит мороженое. Меня зовут Андрей. Я люблю играть и т.д.)
2. Целеполагание. Мотивация.
Учитель: Я рада приветствовать вас в такой уютной и прекрасной школе. Ведь школа - это наш второй дом. Вы со мной согласны?
Послушайте стихотворение Романа Сефа «Необычный пешеход».
Кто по улице идет?
Hеобычный пешеход.
У него пятьсот имен:
Hа заводе - слесарь он,
В яслях он - родитель,
В кинотеатре - зритель,
А пришел на стадион -
И уже болельщик он.
Он кому-то сын и внук,
Для кого-то близкий друг.
Он - мечтатель в дни весны,
Он - защитник в дни войны.
И всегда, везде и всюду -
Гражданин своей страны! -
Какие здесь ключевые слова?
"Мы, многонациональный народ, соединённые общей судьбой на своёй земле,
- Сегодня на уроке мы говорим о том, какие права имеет каждый из вас, какие права и обязанности имеют граждане нашей Родины.
-Давайте разграничим такие понятия как "права" и "обязанности". В чём их различия?
ПРАВО - это то, что государство гарантирует дать своим гражданам.
Гражданин - кто это?
В Словаре В.И. Даля слово « гражданин обозначает;
- человек как городской житель
- человек как член общины;
- каждое человек, составляющих народ.
В «Словаре русского языка» С.И. Ожёгова значения дополняются;
- лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующегося его защитой.
В «Словаре современного русского литературного языка» есть значения;
гражданин-человек, служащий родине, народу, заботящийся об общественном благе.
Гражданин - отечества достойный сын!
ОБЯЗАННОСТЬ - это то, что граждане гарантируют дать своему государству.
Права и обязанности граждан
Права.
-
Право на жизнь
-
Право на личную неприкосновенность
-
Право на жилище и его неприкосновенность
-
Право на труд
-
Право на отдых
-
Право на образование,
-
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь
-
Право на получение юридической помощи
-
И т.д.
Обязанности.
-
Обязанность защищать Родину
-
Обязанность соблюдать законы
-
Обязанность сохранять природу и окружающую среду
-
Обязанность платить налоги
3. Актуализация знаний учащихся.
- Мы рассмотрим только те права, которые наиболее понятны вам .
1 Творческое задание .
Каждая группа получила домашнее задание. Давайте посмотрим, как ваше домашнее задание связано с темой нашего урока?
1) Свое домашнее задание показывает I группа (ролевая игра).
1) Я шагаю в первый раз,
Ну, конечно, в первый класс.
И поверьте мне, друзья,
Это школа №________.
2) Ну, а я студент- дипломник,
Скоро буду я историк,
И поверьте мне, друзья -
Это школа №________
3) Ну, а я бабушка студента,
Ныне я пенсионерка.
И поверьте мне, друзья,
Я училась в школе №______
- О каком праве говорится в выступлении первой группы? (Право на образование)
2) Свое домашнее задание показывает 2 группа
(Инсценировка песни "На прививку!" - отрывок)
1 уч.- На прививку второй класс,
Вы слыхали, это нас.
2 уч. (Дрожит от страха)
Я уколов не боюсь,
Если надо - уколюсь.
У меня живот болит,
Может корь или дифтерит,
И краснуха, и ангина,
И поверьте, скарлатина.
3 уч. (Подходит ко 2 ученику, хлопает его по плечу. Всем видом показывает, что ничего не боится).
Это только трус боится,
На укол идти к врачу.
Лично я при виде шприца,
Улыбаюсь и шучу.
Все (хором)
На прививку второй класс!
Второй класс,
второй класс!
- Вы слыхали?
Это нас!
- Какое право реализуется в выступлении второй группы? (Право на охрану здоровья и оказание медицинской помощи)
3) - Свое домашнее задание показывает третья группа.
(Инсценировка стихотворения С.Михалкова "А что у вас?"- можно взять только отрывок)
-
Кто на лавочке сидел
Кто на лавочке сидел,
Кто на улицу глядел.
Толя пел,
Борис молчал,
Николай ногой качал.
-
Дело было вечером,
Делать было нечего.
-
Галка села на заборе,
Кот забрался на чердак,
Тут сказал ребятам Боря
Просто так:
4. А у нас на кухне газ.
А у вас?
5. А у нас водопровод.
Вот.
Мы гуляли по Неглинной,
Заходили на бульвар,
Мы купили синий-синий,
Презеленый, красный шар.
-
А у нас огонь погас -
Это раз.
Грузовик привез дрова -
Это два.
А в-четвертых, наша мама,
Отправляется в полет,
Потому что наша мама,
Называется пилот.
1). - Мама - летчик?
Что ж такого!
Вот у Коли, например,
Мама - милиционер.
А у Толи и у Веры,
Обе мамы - инженеры.
А у Левы мама - повар.
Мама - летчик?
Что ж такого!
2). - Мама - вагоновожатый,
Потому что до Зацепы,
Водит мама два прицепа.
3). Разве плохо быть портнихой?
Кто трусы ребятам шьет?
Ну, конечно, не пилот.
Летчик водит самолеты -
Это очень хорошо.
4). Повар делает компоты -
Это тоже хорошо.
Доктор лечит нас от кори,
Есть учительницы в школе.
Мамы разные нужны.
Мамы всякие важны.
5). Дело было вечером.
Спорить было нечего.
- Какое право, реализуется в выступлении третьей группы? (Право на труд)
- Всем спасибо за выступление.
-Все мы разные, у нас разные вкусы, неодинаковая внешность, у каждого человека есть что-то своё, что отличает его от остальных людей. Все мы понимаем, друг друга, у нас есть что-то общее, что нас объединяет. Это права и обязанности. Права человека есть у всех людей.
Вывод: Права человеку никто не даёт, человек получает права от рождения. Все мы люди, и мы все равны, а значит у нас всех одинаковые, равные права.
Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди, а вместе с ними появились Главные вопросы:
-
Что люди могут делать и чего не могут?
-
Что они обязаны делать и чего не обязаны?
-
На что они имеют право и на что не имеют?
).
5. Фикульминутка
Я иду, и ты идёшь - 1,2,3.
Я пою, и ты поёшь - 1,2,3.
Мы идём, и мы поём - 1,2,3.
Очень дружно мы живём - 1,2,3.
6. Систематизация полученных знаний учащихся.
- Закрепим полученные знания, выполнив практическую работу по карточкам в группах.
А) Практическая работа в группах (работа по карточкам тестового характера).
Каждая группа получает карточку с заданием, связанным с темой урока.
1. Группа.
2. Группа
3.Группа
- Ребята, справившиеся с заданием быстро и правильно, могут раскрасить картинку.
Отношение человека к родине выражено в пословицах.
?Восстанови пословицы
Родина - мать умей за неё постоять;
Для Родины своей жизни не жалей;
Жить - Родине служить;
На чужой стороне, Родина милей вдвойне.
- Что вы можете сделать для своей Родины как школьник, и как гражданин?
1. Прилежно учиться;
2. Выполнять требования учителя, дежурных;
3.Соблюдать технику безопасности;
-
Беречь школьное имущество;
-
Выполнять распорядок дня;
-
Придерживаться правил культурного поведения
-
Уважать права других.
Б). Творческая работа проводится в форме игры «Угадай героя по описанию».
-
В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижение по лесу, свободу слова и мысли, на её жизнь было совершено покушение, а её бабушка лишилась права на личную неприкосновенность жилища. (Красная шапочка)
-
Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушалась ведьма, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь.(Козлёночек из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»).
-
Эта героиня русских народных сказок очень хитра. Нарушая права других героев, она очень часто сама попадала в неприятные ситуации, подвергая себя опасности. (Лиса).
-
Ему очень не везло в жизни; сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали его право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом, а вот правом на образование он сам не воспользовался. (Буратино) слайд 13-16
- О каких правах вы услышали в этих описаниях?
8. Итог урока.
- Какие же права имеют граждане ?
- Какие права есть у детей нашей Родины? (ответы детей)
Заключительное слово учителя:
- Право на образование позволило вам ознакомиться с правами ребёнка. Читайте книги, в них вы найдёте полезные советы, в том числе о том, как защищать свои права. А для этого хорошо учитесь.
Наш разговор сегодня подошёл к концу. Я думаю, что он был полезен для вас. Великий русский поэт Н.А. Некрасов сказал: "Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!"
Чтобы стать достойным гражданином своей Родины, нужно многое знать и многое уметь. Постепенно вы выучитесь всему, узнаете обо всех законах, сможете обдумывать свои слова и контролировать свои поступки, научитесь ценить чужой труд, уважать не только себя, но и окружающих вас людей. Сможете по достоинству оценить ту страну, где вы родились. Вы - будущее нашей Родины. Вам строить новую, справедливую страну, преумножать её славу и беречь её богатства.
Без края, без преграды
Но школьникам сейчас
Пока учиться надо.
Учёба - очень интересный труд.
Нам силу, радость, знания несут.
И тот, кто учится отлично в школе,
Характер закаляет свой и волю.
8.Рефлексия:
- Вам понравился наш урок?
-Какие задания вам показались наиболее интересными?
- Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшей жизни?
- Дома обязательно расскажите о том, что вы узнали сегодня на уроке.