- Преподавателю
- Обществознание
- Программа дополнительного образования Мои права
Программа дополнительного образования Мои права
Раздел | Обществознание |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Булгакова Л.А. |
Дата | 10.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Знания о правах и свободах человека являются одной из составляющих модернизации содержания образования. При изучении прав человека формируется система ценностей и установок человеческого поведения, приобретаются знания и умения, необходимые для самостоятельной жизни человека в обществе, воспитываются понимание человеческого достоинства, уважение к другим людям, толерантность, стремление к использованию ненасильственных средств разрешения конфликтов, развиваются чувства солидарности и стремление к сотрудничеству с другими людьми.
Изучение прав человека выполняет важные функции: философско-культурологическую,образовательно-правовую,психолого-развивающую, воспитательно-формирующую, коррекционную.
Новизна: Программа представляет собой гибкую систему модулей, легко учитывает возраст и уровень обученности детей, содержит учебный материал, актуальный и полезный не только для развития учебной мотивации и выбора профиля обучения, но и для повседневной жизни, расширения кругозора школьников.
Актуальность: Статистика утверждает, что в России нет ни одной семьи, которая так или иначе не пострадала бы от преступления. Однако самому осваивать лабиринты законов нелегко. Данный курс может служить самоучителем и позволяет в увлекательной и доступной форме рассказать подросткам об их правах и обязанностях.
Педагогическая целесообразность:
1. Мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни (данный курс поможет систематизировать знания и развить универсальные учебные навыки, необходимые
2. Дальнейшее развитие умений коммуникации, усвоение с целью дальнейшего применения умения вести полемику.
3. Ценностные ориентиры, основанные на толерантности, осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия.
4. Понимание необходимости развития внутреннего мира своей личности- члена формирующегося гражданского общества в РФ.
Цель программы: Повысить уровень правовой культуры у учащихся, создать условия для формирования и развития у них уважения к правам и свободам человека, чувства человеческого достоинства, стремления к взаимопониманию, терпимости, равенству и и дружбе между нациями; умения сомостоятельно приобретать и применять на практике знания по правам человека; развивать творческие способности, коммуникативные навыки.
Задачи:
Обучающие
-
сформировать у подростков теоретические знания и практические умения в области прав человека, а так же интерес к их изучению .
Развивающие
-
формирование научно-исследовательского мировоззрения;
-
способствовать развитию навыков поисковой, научно-исследовательской деятельности;
-
развивать умения и навыки публичных выступлений, творческие способности учащихся;
Воспитательные
-
воспитание учащихся в духе уважения к правам и свободам человека, чувствам человеческого достоинства;
-
воспитание стремления к взаимопониманию , терпимости, равенству и и дружбе между нациями национальными, этническими, религиозными и языковыми группами;
-
содействие социализации личности ребёнка.
Отличительные особенности программы от уже существующих:
-
данная программа призвана сформировать систему ценностей и установок человеческого поведения. Программа ориентирует на разумное сочетание разнообразных методов и приемов обучения.
-
знания, полученные учениками в ходе изучения курса, найдут практическое применение в повседневной жизни.
-
содержание курса направлено на актуализацию знаний и развитие необходимых умений, помогающих успешно применять их в повседневной социальной практике.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: 14-17 лет.
Сроки реализации: программа рассчитана на один год обучения -72 часа, продолжительность занятия - 2 часа, 1 раз в неделю.
Формы и режим занятий: В ходе реализации программы возможны самые различные формы проведения занятий: лекция, практическое занятие, семинар, видеопросмотр, ролевая игра, беседа творческое задание, эссе, проект. Успех работы кружка во многом будет зависеть от умелого сочетания указанных видов и форм занятий.
Ожидаемые результаты:
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:
-
самостоятельно получать информацию из нормативно-правовых документов и анализировать её;
-
применять на практике знания по защите прав человека, находить пути разрешения конфликтов, связанных с нарушением прав, пользоваться основными механизмами для их защиты;
-
выявлять проблемы, осуществлять поиск путей их разрешения, обсуждать результаты, делать выводы;
-
создавать и защищать свой проект;
-
называть основные права, объяснять их основной смысл и характеризовать содержание, а также классифицировать их по различным основаниям;
-
определять свой правовой статус, определяя права и ответственность на разных этапах возрастного становления от рождения до достижения совершеннолетия;
-
рассматривать жизненные повседневные ситуации в контексте прав человека.
Способы проверки результатов.
-
Входная диагностика проводится в первые дни обучения в форме теста.
-
Текущая диагностика проводится в течение всего учебного года по мере изучения тем программы. В январе проводится контрольный срез, с целью определения степени освоения обучающимися учебного материала и уровень их подготовленности к дальнейшим занятиям. Формы проверки - выполнение практических работ, устный опрос и наблюдение.
-
Итоговая диагностик проводится в форме защиты рефератов по защите прав ребёнка.
Оценка знаний обучающихся проводится в процессе семинаров и практических занятий, игровых ситуаций, контрольных опросов и тестирования.
Критерии оценки знаний:
-
Высокий уровень - полностью владеет материалом и понимает его, умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала, умеет самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать выводы, самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, литературу.
-
Уровень Выше среднего - показывает знания изученного материала, дает полный и правильный ответ, допуская незначительные ошибки или неточности при использовании терминов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом может исправить неточности самостоятельно при требовании или при небольшой помощи педагога.
-
Средний уровень - усваивает основное содержание учебного материала, имеет пробелы в его усвоении, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает не систематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.
-
Уровень Ниже среднего имеет отдельные представления об изученном материале, слабо сформированные и неполные знания; не делает выводов и обобщений, не умеет применять их к решению конкретных задач по образцу, отвечает на вопросы только с помощью педагога.
-
Низкий уровень - не смог усвоить основное содержание материала, не знает и не понимает значительную или основную его часть, затрудняется при ответах на стандартные вопросы.
Основные виды деятельности обучающихся:
-
индивидуальная самостоятельная работа по систематизации теоретических сведений по теме занятия в процессе предварительной подготовки к занятию (прочтение и осмысление теоретического материала, составление плана конспекта, схемы, предварительный подбор ситуативных примеров социальной действительности в соответствии с темой);
-
парная работа
-
групповая работа
-
творческая работа (составление кроссвордов по терминам идр.)
-
дистанционное консультирование по возникающим вопросам посредством возможностей электронной почты или « Skype».
Область образования и уровни
-
Программа «Мои права» относится к области образования обществознание
-
Направленность деятельности - социально-педагогическая
-
Уровень освоения программы - общекультурный и уровень углубления
-
Уровень образованности - компетентность общекультурная
-
Уровень усвоения содержания образования - творческий
-
Уровень действий- продуктивно-творческий
-
Уровень освоения культурных ценностей - ориентация, адаптация, коммуникация, продуцирование (творчество).
Тематический план
Название разделов
Количество часов
Всего
Учебные
Резервн.
Контр
Раздел 1. Введение.
4
2
1
1
Раздел 2. История прав человека.
4
3
1
Раздел 3. Права человека
16
13
2
1
Раздел 4.Права человека в современном мире
16
13
2
1
Раздел 5.Ориентир в лабиринте закона
26
24
1
1
Раздел 6. Досуговая деятельность
4
4
Раздел 7. Итоговое занятие. Права и ответственность человека.
2
1
1
Всего
72
60
6
6
Учебно-тематический план
№ раздела
№ занятия
Наименование разделов и тем
Количество часов
всего
теория
практика
резер-вные
контр
1
Введение.
4
1
1
1
1
1
Понятие «право». Право, его роль в жизни общества и государства.
1
1
2
Нормы права. Нормативный правовой акт. Понятие правоотношений
3
1
1
1
2
История прав человека.
4
2
1
1
3
Права человека в различные исторические эпохи
1
4
Права человека в трудах античных философов Аристотеля и Цицерона.
Великая хартия вольностей
1
1
1
3
5-12
Права человека
16
6
7
2
1
5
Основные принципы и стандарты прав человека
2
1
1
6.
Виды прав человека
2
1
1
7,
Всеобщая декларация прав человека История создания
2
1
1
8.
Классификация прав человека
2
2
9.
Конституция РФ о правах человека
2
1
1
10.
Конвенция о правах ребёнка
2
1
1
11.
Основные права ребенка
2
1
1
12.
Права человека: принципы, виды, стандарты
2
1
1
4
Права человека в современном мире
16
5
8
2
1
13.
Нарушения прав человека в современном мире.
2
1
1
14.
Проблемы беженцев, рабочих-мигрантов
2
1
1
15.
Соблюдение прав человека
2
-
-
2
16.
Лица, нуждающиеся в специальных правах
2
1
1
17.
Конвенция о статусе беженцев.
2
1
1
18.
Организация защиты прав человека
2
1
1
19.
Дискриминация и защита прав человека
2
1
1
20.
Спорные вопросы прав человека
2
2
5
Ориентир в лабиринте закона
26
10
14
1
1
21.
Виды правонарушений.Преступление
2
1
1
22.
УК и его структура
2
1
1
23.
Основные понятия уголовного права
2
1
1
24.
Стадии преступления
2
1
1
25.
Как не стать жертвой преступления
2
1
1
26.
Возбуждение уголовного дела
2
1
1
27.
Уголовный процесс
2
1
1
28.
Возмещение ущерба от преступления
2
1
1
29.
Правила возмещения ущерба от преступления
2
2
30.
Права и обязанности потерпевшего и свидетеля
2
1
1
31
Если вас задержали
2
1
1
32
Права и обязанности подозреваемого и обвиняемого
2
1
1
33.
Судебное разбирательство
2
1
1
6.
34.
Досуговая деятельность. Участие в конкурсах
2
2
35.
Досуговая деятельность. Участие в открытых мероприятиях
2
2
7.
36.
Итоговое занятие. Права и ответственность человека.
2
1
1
Всего
72
24
36
6
6
Содержание программы
Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ. (4 часа)
Занятие № 1-2
Цель: формирование интереса к овладению знаниями, создание комфортной обстановки в коллективе. Формирование понятий об охране труда, санитарии, гигиене и пожарной безопасности, пожарной безопасности труда; социальная адаптация в результате совместной деятельности. Формирование понятия «право», «нормативный правовой акт», «правоотношения».
Задачи:
-
ознакомить с системой дополнительного образования в городе. Сплочение коллектива. Научить правилам внутреннего распорядка;
-
дать знания по правилам техники безопасности и пожарной безопасности;
-
дать понятие «право», «нормы права», «нормативный правовой акт», понятие правоотношений.
Методическое обеспечение: сборники диагностических заданий по УМК
Теория: Понятие "право" Право, его роль в жизни общества и государства. Нормы права. Нормативный правовой акт. Понятие правоотношений. Охрана труда подростков.
Практика: Инструкция по безопасности труда в аудитории. Правила оказания первой медицинской помощи при травмах.
Методы и формы подачи материала: беседа, инструктаж, тест.
Диагностика: тест. Входная диагностика
Обучающие должны знать:
-цели и задачи обучения; перспективы использования знаний, правила внутреннего распорядка, расписание;
-
правила и нормы безопасности труда;
-
подручные средства тушения пожаров;
-
правила оказания первой медицинской помощи;
-
основные понятий: «право», «нормы права», «правоотношение».
Обучающиеся должны уметь:
-
соблюдать внутренний распорядок;
-
использовать подручные средства тушения пожара;
-
оказать первую медицинскую помощь;
-
отличать понятия «право», «нормы права», «правоотношения»
РАЗДЕЛ 2.ИСТОРИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА (4 часа)
Занятие № 3-4
Великая хартия вольностей
Цель: формирование интереса к историческому прошлому своей Родины в области права.
Задачи: ознакомить с отражением прав человека в различных исторических источниках;
Дать понятие о декларации прав человека и гражданина.
Методическое обеспечение: сборники диагностических заданий по УМК
Теория: Права человека в различные исторические эпохи. Права человека в трудах античных философов Аристотеля и Цицерона. Великая хартия вольностей. Декларация прав человека и гражданина.Пакт о правах.
Практика: Практическая работа «Великая хартия вольностей»
Методы и формы подачи материала: беседа, тест, практическая работа, видеопросмотр.
Диагностика: наблюдение
Обучающиеся должны знать:
-
отражение прав человека в различных исторических источниках;
-
права человека в трудах античных философов Аристотеля и Цицерона.
-
иметь понятие о Великой хартии вольностей.
Обучающиеся должны уметь:
-
анализировать исторические сведения о правах человека;
-
самостоятельно получать информацию
-
из нормативно-правовых документов.
РАЗДЕЛ 3. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА (16 ЧАСОВ)
Занятие № 5-12
Цель: формирование понятия прав человека.
Задачи:
-
ознакомить с ценностями прав человека;
-
научить классифицировать права человека;
-
рассказать о всеобщей декларации прав человека;
-
дать понятие о конвенции о правах ребенка;
-
воспитание чувства гражданской ответственности.
Методическое обеспечение: сборники диагностических заданий по УМК
Теория: Ценности прав человека: гуманизм, человеческое достоинство, свобода, равноправие, солидарность, справедливость, толерантность. Стандарты прав человека: международные универсальные, международные региональные, национальные документы. Классификация прав человека: по сферам жизнедеятельности, по происхождению, по политическому статусу личности, по времени формирования, по субъектам-носителям. История создания. Классификация прав человека, зафиксированных во Всеобщей декларации прав человека.
Практика:
Конституция РФ как основной закон государства. Российская конституционная концепция прав человека. Основные права и свободы, закрепленные в Конституции РФ. Декларация прав ребенка. История принятия Конвенции. Основные права ребенка. Обобщение и закрепление знаний по разделу.
Методы и формы подачи материала: беседа, тест, практическая работа, видеопросмотр.
Диагностика: опрос.
Обучающиеся должны знать:
-
-ценности прав человека;
-
-стандарты прав человека;
-
-классификацию прав человека;
-
- конституцию РФ;
-
- декларацию прав ребенка.
Обучающиеся должны уметь:
-
- классифицировать права человека;
-
- назвать основные права и обязанности человека;
-
- ориентироваться в положениях конвенции о правах ребенка.
РАЗДЕЛ 4. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ (16 ЧАСОВ)
Занятие № 13-20
Цель: сформировать понятия о правах человека в современном мире.
Задачи:
-
дать понятие об основных видах нарушений прав человека в современном мире;
-
рассказать о дискриминации и защите прав человека;
-
ознакомить с международными организациями защиты прав человека.
Методическое обеспечение: сборники диагностических заданий по УМК
Теория: Основные виды нарушений прав человека в современном мире. Дискриминация. Геноцид. Апартеид. Национальный экстремизм. Проблемы беженцев, рабочих-мигрантов. Условия и средства обеспечения прав человека в современном мире. Категории лиц, нуждающихся специальных правах и особой заботе государства: сироты, инвалиды, беженцы и др. Конвенция о статусе беженцев. Международные организации, осуществляющие защиту прав человека. Внутригосударственные правозащитные органы.Спорные вопросы прав человека: смертная казнь, аборт, эвтаназия и др.
Практика: Нарушение прав человека в современном мире - беседа.
Соблюдение прав человека - тест;
Лица, нуждающиеся в специальных правах- ролевая игра;
Организация защиты прав человека - самостоятельная работа с источниками;
Дискриминация и защита прав человека игра-тренинг.
Методы и формы подачи материала: игра, тест, беседа игра-тренинг, самостоятельная работа с источниками.
Диагностика: тест, наблюдение. Конвенция о статусе беженцев.
Обучающиеся должны знать:
-
основные виды нарушений прав человека в современном мире;
-
условия и средства обеспечения прав человека в современном мире;
-
Конвенцию о статусе беженцев;
-
Международные организации, осуществляющие защиту прав человека;
-
внутригосударственные правозащитные органы;
-
спорные вопросы прав человека.
Обучающиеся должны уметь:
-
назвать все виды нарушений прав человека;
-
классифицировать категории лиц, нуждающихся в специальных правах
-
перечислить организации защиты прав человека.
РАЗДЕЛ 5. ОРИЕНТИР В ЛАБИРИНТЕ ЗАКОНА (30 часов)
Занятие № 21-33
Цель: формирование понятий уголовного права.
Задача: научить различать основные понятия уголовного права;
Ознакомить с правами и обязанностями подозреваемого и обвиняемого, потерпевшего и свидетеля. Развивать чувство ответственности.
Методическое обеспечение: сборники диагностических заданий по УМК
Теория: Правонарушение. Виды правонарушений и их отличия. Преступление и его признаки. Субъект преступления. УК и его структура. Юридическое определение вины. Виды соучастия. Стадии преступления. Виктимология. Программы личной и коллективной безопасности. Уголовный процесс. Уголовно-процессуальный кодекс. Стадии уголовного процесса. Первые действия потерпевшего или очевидца преступления. Правила заявления о преступлении.
Участники уголовного процесса. Потерпевший. Гражданский иск в уголовном процессе. Правила возмещения ущерба от преступления. Основные права и обязанности потерпевшего и свидетеля. Правила вызова на допрос. Правила поведения и этапы допроса. Порядок задержания подозреваемого. Подозреваемый, его права и обязанности. Порядок действий задержанного и реализация его прав. Правила приглашения защитника и работы с ним.Принципы судебного разбирательства. Этапы и правила ведения судебного заседания.
Практика:
Виды правонарушений. Преступление - Творческие упражнения.
Основные понятия уголовного права - тесты
Как не стать жертвой преступления - ролевые игры
Возбуждение уголовного дела - ситуационная игра.
Возмещение ущерба от преступления - тест, игра-тренинг.
Права и обязанности потерпевшего и свидетеля игра-тренинг
Если вас задержали. Права и обязанности подозреваемого и обвиняемого - игра-тренинг.
Судебное разбирательство - ситуационная игра.
Методы и формы подачи материала: игра, тест, беседа игра-тренинг, самостоятельная работа с источниками.
Диагностика: тест, наблюдение.
Обучающиеся должны знать:
-
основные положения и статьи УК РФ.
-
виды правонарушений;
-
порядок возмещения ущерба от преступления;
-
права и обязанности потерпевшего и свидетеля;
-
правила поведения при задержании
-
основные этапы судебного разбирательства.
Обучающиеся должны уметь:
-
ориентироваться в основных статьях уголовного кодекса;
-
классифицировать права и обязанности подозреваемого и обвиняемого; потерпевшего и свидетеля;
-
применить правила поведения при задержании.
-
Определять основные этапы судебного разбирательства.
Раздел 6. Досуговая деятельность ( 4 часа)
Занятие № 34-35 Досуговая деятельность
Цель: развитие творческих способностей обучающихся.
Задача: участие в городских и областных ведомственных мероприятиях.
РАЗДЕЛ 7. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ (2часа)
Занятие № 36.
Цель: Общее подведение итогов.
Задачи: Протестировать знания, умения, навыки, полученные в результате изучения курса.
Методическое обеспечение: сборники диагностических заданий по УМК.
Методы и формы подачи материала: игра, беседа, тестирование
Форма диагностики игра, тестирование
Обучающиеся должны знать, как:
-
самостоятельно получать информацию из нормативно-правовых документов и анализировать её;
-
применять на практике знания по защите прав человека, находить пути разрешения конфликтов, связанных с нарушением прав, пользоваться основными механизмами для их защиты ;
-
выявлять проблемы, осуществлять поиск путей их разрешения, обсуждать результаты, делать выводы; создавать и защищать свой проект;
-
развивать организационно-деятельностные, лидерские и ораторские умения и навыки;
-
называть основные права, объяснять их основной смысл и характеризовать содержание, а также классифицировать их по различным основаниям;
Обучающиеся должны уметь:
-
определять свой правовой статус, определяя права и ответственность на разных этапах возрастного становления от рождения до достижения совершеннолетия;
-
анализировать юридические ситуации с точки зрения правовых норм;
-
рассматривать жизненные повседневные ситуации в контексте прав человека.
Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ.
Дидактический и наглядный материал: сборники диагностических заданий по УМК
Методы и формы подачи материала: беседа, инструктаж, тест.
Диагностика: тест. Входная диагностика
Техническое оснащение: ПК, магнитная доска
РАЗДЕЛ 2.ИСТОРИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
Дидактический и наглядный материал: сборники диагностических заданий по УМК
Методы и формы подачи материала: беседа, тест, практическая работа, видеопросмотр.
Диагностика: наблюдение
Техническое оснащение: ПК, магнитная доска
РАЗДЕЛ 3. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
Дидактический и наглядный материал: сборники диагностических заданий по УМК
Методы и формы подачи материала: беседа, тест, практическая работа, видеопросмотр.
Диагностика: опрос.
Техническое оснащение: ПК, магнитная доска
РАЗДЕЛ 4. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ (
Дидактический и наглядный материал: сборники диагностических заданий по УМК
Методы и формы подачи материала: игра, тест, беседа игра-тренинг, самостоятельная работа с источниками.
Диагностика: тест, наблюдение. Конвенция о статусе беженцев.
Техническое оснащение: ПК, магнитная доска
РАЗДЕЛ 5. ОРИЕНТИР В ЛАБИРИНТЕ ЗАКОНА
Дидактический и наглядный материал: сборники диагностических заданий по УМК
Методы и формы подачи материала: игра, тест, беседа игра-тренинг, самостоятельная работа с источниками.
Диагностика: тест, наблюдение.
Техническое оснащение: ПК, магнитная доска
Раздел 6. Досуговая деятельность
Дидактический и наглядный материал: методические разработки
Методы и формы подачи материала: игра, конкурс
Диагностика: наблюдение.
Техническое оснащение: ПК, магнитная доска
РАЗДЕЛ 7. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ
Методическое обеспечение: сборники диагностических заданий по УМК.
Методы и формы подачи материала: игра, беседа, тестирование
Форма диагностики игра, тестирование
Рекомендованная литература для педагога
-
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
-
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
-
Письмо Министерства образования РФ от 18.06.2003 № 28-02-484/16 «О требованиях к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»,
-
Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 № 06-1844. «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
-
Всеобщая Декларация прав человека.
-
Женевская конвенция от 12 августа 1949гг. и Дополнительный протокол к ним.
-
Конвенция прав ребёнка.
-
Конституция Российской Федерации. Официальный текст.
-
Великородная В. А., Жиренко О. Е., Кумицкая Т. М. «Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию». 5 - 11 классы. Москва. «ВАКО». 2006.
-
Амиров К., Амирова Р. Хрестоматия по основам правоведения. Казань. «Магариф». 1999г.
Электронные ресурсы
-
lib.thewalls.ru/ - электронная библиотека политической литературы
-
vmoisto.narod.ru/index.html - Виртуальное методическое объединение преподавателей общественных дисциплин
Рекомендованная литература и электронные ресурсы для обучающихся
-
Конвенция прав ребёнка.
-
lib.thewalls.ru/ - электронная библиотека политической литературы
15