Рабочая программа по обществознанию автор Боголюбов, учебник 2014 г. 10 класс

Раздел Обществознание
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по обществознанию автор Боголюбов, учебник 2014 г. 10 классРабочая программа по обществознанию автор Боголюбов, учебник 2014 г. 10 классРабочая программа по обществознанию автор Боголюбов, учебник 2014 г. 10 классРабочая программа по обществознанию автор Боголюбов, учебник 2014 г. 10 класс03-02

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Карасульская средняя общеобразовательная школа

п.Октябрьский, Ишимский район, Тюменская область





СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

________ Зуева О.Г.

_____________2015г.

ПРИНЯТО

Методическим Советом

Председатель______З.А.Изулина

31.08.2015г. Протокол №2

УТВЕРЖДАЮ

Директор МАОУ Карасульская СОШ____________ Т.В. Гинтер

31.08. 2015г. Приказ №65



Рабочая программа

по учебному предмету «Обществознание»10 класс

на 2015-2016 учебный год

Составитель: Ефремова И.Н.














п.Октябрьский

2015г.


Пояснительная записка


Рабочая программа по истории составлена в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов среднего общего образования по обществознанию (Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 года №1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования", рекомендательного письма Министерства образования РФ от 07.08.2014 "Об изучении основ бюджетной грамотности в системе общего образования" с учетом программы Л. Н. Боголюбова.

Общая характеристика учебного предмета

Содержание среднего общего образования на базовом уровне по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Знания об этих социальных объектах дают социология, экономическая теория, политология, социальная психология, правоведение, философия. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей. Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку. Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.

Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения обществознания на ступени среднегообщего образования. В соответствии с учебным планом МАОУ Карасульской СОШ на 2015-2016 учебный год изучение обществознания в 10 классе предусмотрено 2 часами в неделю (68 часов в год).

Изучение обществоведения (включая экономику и право) в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; развитие критического мышления, позволяющего объективно воспринимать разнородную социальную информацию (в том числе экономическую и правовую), интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

  • воспитание гражданской ответственности, правового самосознания, национальной идентичности, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

  • освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;

  • овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных (в том числе экономических) отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом, содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Задачи курса:

  • содействие самоопределению личности, созданию условий для ее реализации;

  • формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на ее совершенствование, ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства;

  • воспитание гражданственности и любви к Родине;

  • создание у учащихся целостных представлений о жизни общества и человека в нем, адекватных современному уровню научных знаний;

  • выработка основ нравственной, правовой, экономической, политической, экологической культуры;

  • интеграция личности в систему национальных и мировой культур;

  • содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами;

  • помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений с учетом многообразия мировоззренческих подходов;

  • ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности.

  • Основные цели курса определены, исходя из современных требований к гуманитарному образованию учащихся полной средней школы:

Учебно-методический комплектутвержден приказом директора МАОУ Карасульская СОШ № 38/4 от 29.05.2015 г.


  1. Боголюбов Л.НПрограмма по обществознанию. М., «Просвещение». 2008.

  2. Боголюбов Л.Н., Аверьянов Ю.И., Белявский А.В. и др.Учебник для учащихся 10 классов. М.: «Просвещение», 20014 г.;

  3. Боголюбов Л. Н.Дидактические материалы по курсу "Обществознание" 10-11 кл. - М., «Просвещение», 2008 г.;

  4. Боголюбов Л.Н.. Школьный словарь по обществознанию 10-11 кл. - М., «Просвещение», 2008 г.;

Тематический план 10 класс:

п/п

Название раздела

Количество часов

Контрольная работа

1

Человек как творец и творение культуры

20

1

2

Общество как сложная динамическая система

13

1

3

Человек в системе общественных отношений

5


4

Правовое регулирование общественных отношений

30

1

Итого

68

3

Содержание тем учебного курса

Человек как творец и творение культуры -20 час

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Деятельность и мышление. Понятие культуры. Многообразие культур1. Потребности и интересы. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Виды и уровни человеческих знаний. Мировоззрение. Философия. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, её критерии. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки. Религия. Искусство. Мораль и право.

Общество как сложная динамическаясистема - 13 часов

Системное строение общества: элементы и подсистемы. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Основные институты общества.

Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса. Процессы глобализации. Угрозы и вызовы XIX века.

Экономика и экономическая наука. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство.

Факторы производства и факторные доходы. Основные источники финансирования бизнеса. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Фондовый рынок.

Банковская система. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.

Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Налоги, уплачиваемые предприятиями.

Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы. Особенности современной экономики России. Экономическая политика Российской Федерации.

Семейная экономика. Кредитование (Рекомендательное письмо министерства образования РФ 07.08.14 «Об изучении основ бюджетной грамотности в системе общего образования» №08-1024).

Социальные отношения.

Религиозные объединения в Российской Федерации. Роль церкви в жизни современного общества.

Человек в системеобщественных отношений - 5 часов

Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида. Социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте. Духовная жизнь человека. Самосознание индивида и социальное поведение. Ценности и нормы. Мотивы и предпочтения. Свобода и ответственность. Девиантное поведение.

Знания и навыки. Общественная значимость и личностный смысл образования в условиях информационного общества.

Правовое регулированиеобщественных отношений - 30 часов

Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации.

Гражданство в Российской Федерации. Избирательная система и избирательный процесс. Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщиков.

Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения.

Субъекты гражданского права. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. Имущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.

Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов.

Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.

Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.

Споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности административной юрисдикции. Особенности уголовного процесса. Конституционное судопроизводство.

Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.

Опыт познавательной и практическойдеятельности

  • опыт работы с источниками социальной (в том числе экономической и правовой) информации, с использованием совре-менных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);

  • опыт критического осмысления социальной (в том числе экономической и правовой) информации, поступающей из разных источников, формулирования на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

  • опыт анализа общественных явлений и событий;

  • опыт решения познавательных задач, раскрывающих типичные социальные ситуации;

  • опыт освоения типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни, через самостоятельное формулирование правил и норм поведения (в школе, общественных местах и т.п.);

  • опыт применения полученных знаний для определения экономически рационального и соответствующего закону способа поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

  • опыт аргументированной защиты своей позиции (в том числе с опорой на правовые нормы), оппонирования иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах;

  • опыт написания творческих работ по социальным дисциплинам.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения обществоведения (включая экономику и право) на базовом уровне ученик 10 класса должен

знать

  • важнейшие философские, экономические, социологические, политологические, юридические теоретические положения и понятия, отражающие природу человека, его место в системе общественных отношений, функционирование и развитие общества как формы совместной жизнедеятельности людей, основные социальные институты, включая государство;

  • правовые нормы и механизмы, регулирующие общественные отношения;

  • особенности социально-гуманитарного познания;

уметь

  • раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

  • характеризовать (описывать) основные социальные, экономические и правовые объекты (факты, явления, институты, нормы, процессы), выделяя существенные их признаки; биосоциальную природу человека, сложный и противоречивый мир духовной культуры;

  • объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следствен-ные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, взаимосвязи сфер общественной жизни);

  • сравнивать сходные социальные объекты, выделяя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений; различать в социальной информации факты и мнения;

  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (философских, научных, научно-популярных, публицистических, художественных) знания по заданным темам; анализировать и обобщать социальную информацию;

  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные оценочные суждения и аргументы по определенным проблемам; готовить устные выступления, проводить микроисследования по социальной проблематике;

  • решать познавательные и практические задачи по актуальным социальным проблемам;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • в процессе выполнения типичных социальных ролей;

  • в процессе решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями,

  • для ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах, выработки личной гражданской позиции;

  • для совершенствования собственной познавательной деятельности;

  • в процессе реализации и защиты прав человека и гражданина;

  • для оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

  • для осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной (в том числе экономической и правовой) информации.

Список дополнительной литературы:

  1. Алексеев С.С. Право, законы, правосудие, юриспруденция в жизни людей:начальные сведения. - М., 1998.

  2. Автономов В.С. Введение в экономику. - М., 1999.

  3. Венгеров А.Б. Теория государства и права. - М., 2002.

  4. Воскресенская Н.М., Давлетшина Н.В. Демократия: государство и общество. - М.,1999.

  5. Демидов А.И. Основы политологии. - М., 1995

  6. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. - М., 1999.

  7. Конституция Российской Федерации: Словарь-справочник школьника /Под ред.

  8. Кашанина Т.В. Право и экономика. 10-11. - М., 2000.

  9. Казаков Л.П., Минаева Н.В. Экономика: Курс лекций, упражнения, тесты итренинги. - М., 1996.

  10. Липсиц И.В. Экономика. - М., 1999.

  11. Мухаев Р.Т. Политология. - М., 1999.

  12. Никитин А.Ф. Основы государства и права.- М., 2001.

  13. Панарин А.С. Искушение глобализмом. - М., 2000.

  14. Шилобод М.И., Петрухин А.С., Кривошеев В.Ф. и др. Политика и право: Учебное пособие для школьников

  15. kremlin.ru/ - официальный веб-сайт Президента Российской Федерации

  16. mon.gov.ru - официальный сайт Министерства образования и науки РФ

  17. edu.ru- федеральный портал «Российское образование»

  18. school.edu.ru - российский общеобразовательный Портал

  19. еgе.edu.ru - портал информационной поддержки Единого государственного экзамена

  20. bse.studentport.su/ - Большая Советская энциклопедия.


Календарно - тематическое планирование

№ урока

Дата

Тема урока

Стандарты

Кодификатор (ЕГЭ)

Основные понятия


Домашнее задание

По плану

коррекция

1.09

Системное строение общества: элементы и подсистемы

Знать:общество и природа; общество и культура;науки об обществе

Уметь: объяснять внутренние и внешние связи взаимодействия общества и природы

1.8

Экономическая, политическая, духовная, социальная сферы жизни общества

§ 1 (стр. 11), вопросы устно, задание 1 или 2

4.09

Общество как сложная динамическая система.


Знать: социальное взаимодействие и общественные отношения, понятия темы, основные институты общества

Уметь: объяснять взаимосвязь всех сфер жизни общества на конкретных примерах. Решение проблемных вопросов: воздействие общества на природу; экологические проблемы и их гибельные последствия для человечества

1.9

Общество как социальная организация страны, движущие силы развития, суперсистема, основные элементы общества

§ 2 ( до стр. 22), з.1, термины

8.09

Социальные институты

Знать: понятия, значение индустриализации

Уметь: характеризовать главные социальные институты

1.9

Социальная система, социальные институты

§ 2 вопросы, эссе

11.09

Динамика общественного развития

Знать: эволюция и революция как формы социального изменения; целостность и противоречивость современного мира, процессы глобализации

Уметь: выделять и характеризовать многовариантность путей и форм общественного развития

1.17

Общественное развитие

§ 3 (до стр. 34), работа с документом

15.09

Проблема общественного прогресса

Знать: проблема общественного прогресса

Уметь: характеризовать точки зрения по вопросу о прогрессе высказывались философами в прошлом и наше время

1.16

Общественный прогресс

§ 3, вопросы, эссе

18.0

Природа человека

Знать: Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции; что подразумевается под понятием «природа» в узком и широком смысле слова;

Уметь:раскрывать примеры вредного воздействия человека на природу, последствия возникающей дисгармонии между природой и обществом; разработанные человеком способы защиты природы; организации, реализующие эти задачи, организующие некоторые мероприятия по борьбе с экологическими нарушениями и преступлениями

1.1

1.2

1.15

Личность, человек Мировоззрение,философия, мораль.

§ 4 з. 3, эссе

22.09

Самосознание и самореализация.

Знать:признаки самосознания личности, индивида,

Уметь: делать выводы о факторах формирования личности; формулировать собственные оценочные суждения

1.1

Самосознание, самореализация, свобода, ответственность

§ 4, работа с документом

25.09

Деятельность - способ существования людей


Знать: структуру деятельности,потребности и интересы, деятельность и мышление

Уметь: характеризовать черты деятельности, определять ее мотивы

1.7

Деятельность , потребности, интересы, сознание

§ 5 ( до стр. 52), работа с документом


29.09

Многообразие деятельности

Знать: характер деятельности, виды деятельности(творческая, трудовая, игра, учебная)

Уметь:раскрывать на примерах многообразие видов деятельности, определять взаимосвязь деятельности и сознания

1.6

Коллективная, массовая, индивидуальная, однообразная, шаблонная, монотонная, учение, труд

§ 5 ( до стр. 54), з.2, эссе

2.10

Сознание и деятельность


Знать:идеологические споры о сознании

Уметь:определять мотивы деятельности;раскрывать на примерах многообразие видов деятельности;определять взаимосвязь деятельности и сознания

1.5

Сознание

§ 5, задание 3-4

6.10

Науки о человеке


Знать: основные науки о человеке

Уметь: характеризовать человека как открытую систему

1.11

Антропогенные нагрузки

Работа с документом в конце параграфа

9.10

Человек в системе социальных связей.

Знать связь свободы и необходимости, что такое социализация.

Уметь:

- характеризовать основные точки зрения на соотношение биологического и социального вчеловеке.

1.1

1.7

3.13

Социализация индивида.Ценности и нормы. Мотивы и предпочтения. Свобода и ответственность.

Работа с документом

13.10

Познавательная деятельность человека

Знать:роль знаний в жизни человека, чувственное и рациональное познание,многообразие путей познания, формы познания.

Уметь: объяснять сущность чувственного и рационального познания.

1.4

Пессимисты, оптимисты, агностицизм, гносеология

§ 6 ( до стр. 61)

16.10

Истина и ее критерии


Знать:критерии истины,объективность истины, истина и заблуждение

Уметь:характеризовать особенности научного познания, истины и её критери; анализировать собственные и чужие взгляды на познание мира, объяснять противоречия реальной жизни и находить возможные варианты их разрешения

1.4

1.11

Абсолютные и относительные истины

§ 6 (стр. 58-63), эссе

20.10

Многообразие форм человеческих знаний

Знать: в чем отличаются знания социальные и гуманитарные

Уметь:осуществлять поиск информации, представленной в различных знаковых системах; анализировать и обобщать информацию

1.3

Практическое значение, здравый смысл, паранаука

§ 6 ( до стр. 68), работа с документом по заданиям

23.10

Познание и коммуникативная деятельность

Знать: коммуникативную деятельность и ее разнообразие

Уметь:осуществлять поиск информации, представленной в различных знаковых системах; анализировать и обобщать информацию

1.3

Коммуникация

§6,

термины, з. 4 или 5

3.11

Свобода и необходимость в человеческой деятельности

Знать: знать, как понятие «свобода» было связано с политической борьбой в
новое и новейшее время; какое общество можно считать свободным; в чем выражается общественная необходимость.

Уметь: объяснять, какова связь понятий «свобода», «выбор», «ответственность»

3.10

Свобода

§7 (до стр. 75), з. 1-2



6.11

Свобода и ответственность

Знать: к чему может приводить неограниченная свобода выбора, как свобода трактуется в христианском вероучении

Уметь: объяснять, какова связь понятий «свобода», «выбор», «ответственность»

3.10

Свободное общество

§ 7, з. 4 или 5

10.11

Современное общество

Знать:процессы глобализации, общественную значимость и личностный смысл образования в условиях информационного общества, социально-политическое измерение информационного общества

Уметь: оценивать процессы глобализации в современном обществе; глобальной информационной экономики


Глобализация, информатизация, постиндустриальное (информационное общество)

§ 8, работа с документом, з.2, эссе

13.11

Глобальная угроза международного терроризма

Знать: противодействие международному террору

Уметь: оценивать угрозу международного терроризма; определять как связаны процессы глобализации и международного терроризма


Отношения «север-Юг», ркдикализм, фундаментализм

§ 9, работа с документом по заданиям, з.4

17.11

Контрольная работа по теме «Человек в обществе»

Знать: понятия раздела

Уметь: работать с документами



20.11

Духовная культура общества

Знать: понятие культуры, правила этикета и как они могут выражаться, культурные ценности и нормы

Уметь: разъяснять сущность понимания культуры у различных народов;анализировать особенности некоторых культурных ценностей и объяснять сущность культурного наследия

1.10

Духовная культура общества

§10 (стр. 104). З.1 или 2

24.11

Институты культуры

Знать: многообразие культур

Уметь: определять и выделять функции культуры

1.10

Институты культуры, народная, массовая, элитарная культура, контркультура

§10, эссе на выбор

27.11

Духовный мир личности

Знать:нравственная культура, искусство, художественная культура

Уметь:анализировать произведение искусства, определяя достоинства, которыми оно обладает пояснять, кто является субъектом художественной культуры; выработать умение аргументировать различные оценки перспектив духовного развития современной России

1.14

Духовность человека, категорический императив

§ 11( до стр. 114), работа с документом по заданиям

1.12

Массовая культура

Знать: характерные черты массовой культуры

Уметь:анализировать взаимосвязь СМИ и массовой культуры

1.14

Массовая культура, СМИ, таблоид

§ 15, работа по документу, з.5, эссе


4.12

Искусство

Знать:нравственная культура, искусство, художественная культура

Уметь:анализировать произведение искусства, определяя достоинства, которыми оно обладает пояснять, кто является субъектом художественной культуры; выработать умение аргументировать различные оценки перспектив духовного развития современной России

1.14

Искусство, художественная культура

§ 15,

Вопросы, з.1 или эссе

8.12

Мировоззрение и его роль в жизни человека

Знать: типы мировоззрения

Уметь: выделять сущность мировоззрения


§ 11, з 3 или 4, вопросы

11.12

Мораль

Знать:мораль, ее категории,становление нравственного в человеке

Уметь: объяснять роль морали в жизни человека и общества;

1.15

Мораль, нравственность, альтруизм

§ 12, Вопросы 1-4, з.3, эссе

15.12

Наука и основные особенности научного мышления

Знать:наука, ее роль в современном мире, естественные и социально-гуманитарные науки

Уметь: характеризовать основные задачи и исторические формы образования

1.11

универсальность

§ 13 ( до стр. 137), вопросы, з. 2


18.12

Образование

Знать:образование, его значение для личности и общества; этика ученого; правовые основы школьного образования

Уметь: осознанно выбирать высшую школу для продолжения обучения; разъяснять эволюцию системы образования с древнейших времен до наших дней;оценивать общественную значимость и личностный смысл образования в условиях информационного общества

1.12

Государственное и частное образование, школьное и дошкольное

§ 13, работа по документу

22.12

Религия, ее роль в жизни общества

Знать:особенности религии и религиозного мышления;

Уметь: определять становление нравственного вчеловеке; иметь представление о фетишизме, мифологии, анимизме и их проявлениях в истории человечества;

1.13

Церковь, эмоциональное переживание, светское сознание, теология, конфессия, мистерия, церковь

§ 14 (стр. 146). З.1

25.12

Многообразие религий


Знать: многообразие религий

Уметь:объяснять внутренние и внешние связи религии и человека

1.13

Мировые религии: буддизм, христианство, ислам., религиозное сознание

§ 14, з.2 или 3

12.01

Контрольная работа по теме «Общество как мир культуры»

Знать: культуру и общественные отношения, понятия темы, основные институты общества

Уметь: объяснять взаимосвязь всех сфер жизни общества на конкретных примерах. Решение проблемных вопросов



15.01

Роль экономики в жизни общества.



Знать:что такое экономика, какова ее структура и какую роль она играет в человеческом обществе;

Уметь: определять, каким должно быть поведение предпринимателя, менеджера, наемного работника в экономической сфере;

2.1

Экономика.

Составление схемы

19.01

Структура экономики



Знать: основные институты современной экономики, экономические системы

Уметь:характеризовать структуру экономики и основные экономические системы

2.1

Производство, потребление, распределение, фирмы, рынок

Работа по карточкам

22.01

Экономическая культура.

Знать:основные элементы экономической культуры.

Уметь:определять значение экономической направленности и социальных установок личности; - определять, от чего зависит выбор человеком эталона экономического поведения;

Экономика, культура.

Работа по документу

26.01

Семейная экономика. Кредитование.

Знать: основные положения кредитования; сущность ипотечного кредитования.

Уметь:анализировать социальную информацию; приводить примеры.

2.16

Кредит, ипотека.

Составление проектной работы

29.01

Современные подходы к пониманию права

Знать:в чем суть нормативного подхода к праву

Уметь: характеризовать основные особенности естественного права; оценивать взаимосвязь естественного и позитивного права

5.1

Санкция, позитивное право, естественное право, права человека, позитивное право, правопонимание

§ 17, в.1-4, з.1

2.02

Право в системе социальных норм

Знать: основные признаки права, система права, норма права

Уметь: сравнивать право и мораль

5.1

Отрасль права

§ 18, з.4, эссе

5.02

Источники права

Знать: источник права, виды нормативных актов

Уметь: характеризовать основные формы (источники) права)

5.2

Источник права, подзаконный акт, юридическая сила, правовой обычай, судебный прецедент, нормативно-правовой акт

§ 19 (до стр. 199), работа с документом

9.02

Законотворческий процесс в РФ

Знать: основные этапы (стадии) процесса создания закона

Уметь: аргументировать поэтапность законотворческого процесса

5.2

Законотворческий процесс

§ 19, з.2, эссе

12.02

Правонарушения и правоотношения

Знать: правоотношение, правонарушение

Уметь: характеризовать юридическую ответственность

5.3

Правоотношение, поступок

§ 20 , з. 3

16.02

Предпосылки правомерного поведения

Знать: правосознание, виды правомерного поведения

Уметь: характеризовать структуру правосознания и его уровни


Правомерное поведение

§ 21, работа с документом

19.02

Правовая культура общества

Знать: функции правовой культуры

Уметь:


Правовая культура, правовое воспитание

§ 21, з.3

26.02

Гражданин Российской Федерации

Знать: права гражданина, гражданство, принципы Российского гражданства и основания его приобретения, права гражданина РФ

Уметь: описывать условия упрощенной процедуры принятия гражданства; оценивать в чем отличаются права гражданина от прав человека

5.17

Гражданин

§ 22 (до стр. 233), работа с документом

1.03

Воинская обязанность

Знать: воинская обязанность, альтернативная гражданская служба

Уметь: объяснять, кто имеет право на замену военной службы по призыву АГС

5.18

Воинская обязанность

§ 22 ,(до стр. 235), з. 2, 3

4.03

Права и обязанности налогоплательщика

Знать: основные права и обязанности налогоплательщика

Уметь: решать практические задачи

5.19

Налогоплательщик

§ 22, з.5

11.03

Гражданское право

Знать: элементы и содержание гражданских правоотношений

Уметь: выделять субъект, объект, основание возникновения и содержание гражданского правоотношения

5.6

Гражданские правоотношения, субъект гражданского права, гражданская правоспособность и дееспособность

§23 (до стр. 244), з.1, эссе

15.03

Имущественные и неимущественные права

Знать: имущественные права, личные неимущественные права, право на интеллектуальную собственность, наследование

Уметь: выделять в чем особенность права на интеллектуальную собственность среди других гражданских прав; характеризовать виды наследования

5.8

Авторское право, наследование

§23 (до стр. 249), работа с документом

18.03

Защита гражданских прав

Знать: способы защиты гражданских прав

Уметь: решать практические задачи

5.9

Признание права

§23, з.3

29.03

Семейное право

Знать: отношения регулируемые семейным правом; личные имущественные и неимущественные права супругов; принцип равенства супругов в браке; личные имущественные и неимущественные права ребенка в семье

Уметь: определять субъекты и объекты семейных правоотношений; условия заключения брака

5.10

Фактический брак, гражданский брак, семейное законодательство

§24 (до стр.261), работа с документом

1.04

Опека и попечительство

Знать: кем и как может осуществляться воспитание детей, оставшихся без попечения родителей

Уметь: решать практические задачи

5.10

Опека, попечительство

§24, з.1 - 3

5.04

Трудовые правоотношения

Знать: особенности трудовых правоотношений; документы необходимы работнику при приеме на работу; порядок зачисления, изменения и расторжения трудового договора

Уметь: приводить примеры трудовых правоотношений, выделив основные права и обязанности субъектов трудового права

5.9

Субъект трудового права, трудовая книжка, трудовое право

§25 (до стр. 270), работа с документом

8.04

Правовое регулирование занятости и трудоустройства

Знать: социальная защита и социальное обеспечение; профессиональное образование; чем отличаются понятия «занятый», «незанятый», «безработный»; правила приема в образовательные учреждения профессионального образования, порядок оказания платных образовательных услуг

Уметь: приводить примеры социальной защиты и социального обеспечения разных категорий граждан

5.9

Занятость, социальное обеспечение, образование

§25, з.1 - 3, эссе

12.04

Экологическое право

Знать: специфику экологических отношений, составные части окружающей среды, право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты

Уметь: характеризовать основные экологические права гражданина, закрепленные в Конституции РФ

5.12

Вред окружающей среде, окружающая среда

§26 (до стр. 282), работа с документом

15.04

Способы защиты экологических прав

Знать: основные способы защиты экологических прав граждан, экологические правонарушения; виды ответственности за экологические правонарушения

Уметь: оценивать, почему важно использовать различные способы экологической защиты

5.12

Экологические правонарушения

§ 26, з. 3-4

19.04

Процессуальное право: гражданский процесс

Знать: основные принципы гражданского процесса, участники гражданского процесса; доказательства и доказывания

Уметь:

5.15

5.14

Процессуальное право, правосудие, процессуальные сроки

§ 27 ( до стр. 293

22.04

Процессуальное право: арбитражный процесс

Знать: документ для письменного обращения в суд с просьбой о рассмотрении гражданско-правового спора и его содержание

Уметь: называть требования, которым должно отвечать решение суда

5.14

Арбитражный процесс, исполнительный лист

§ 27 (до стр. 294)

26.04

Процессуальное право: уголовный процесс

Знать: основные принципы и участников уголовного процесса; права задержанного

Уметь: классифицировать и характеризовать меры процессуального принуждения; группы следственного действия

5.16

Уголовное преследование, предварительное расследование, обвиняемый, уголовно-процессуальный кодекс

§ 27 (до стр. 296, в.2

29.04

Процессуальное право: судебное производство

Знать: приговор и требования к нему

Уметь: решать практические задачи

5.20

Судебное разбирательство, судебное следствие, суд присяжных заседателей, презумпция невиновности

§ 27 (до стр. 299), з.1

3.05

Процессуальное право: административная юрисдикция

Знать: административная юрисдикция и ее правила, виды административных наказаний

Уметь: решать практические задачи

5.11

Административное наказание

§27, в.3

6.05

Конституционное судопроизводство

Знать: основные принципы конституционного судопроизводства

Уметь: выделять и характеризовать основные стадии конституционного судопроизводства

5.20

Конституционность акта, конституционный суд РФ

§28, в.1-4

10.05

Международная защита прав человека

Знать: международные соглашения, которые включает в себя Билль о правах человека и его принципы

Уметь: называть и характеризовать обязательства стран, подписавших Конвенцию

5.13

ООН, генеральная Ассамблея ООК, ЭКОСОС, Комиссия по правам человека, Комитет по правам человека

§ 29 (до стр. 315), вопросы

13.05

Европейская система защиты прав человека

Знать: проблема отмены смертной казни; международные преступления и правонарушения

Уметь: характеризовать полномочия уголовного суда; характеризовать перспективы развития механизмов международной защиты прав и свобод человека

5.13

Совет Европы, Европейская комиссия по правам человека, Европейский суд по правам человека, ОБСЕ

§29

17.05

Правовые основы антитеррористической политики Российского государства

Знать: правовую базу противодействия терроризма в России

Уметь: характеризовать органы власти, проводящие политику противодействия терроризму

5.13

Террористический акт, контртеррористическая операция

§ 30, з.1

20.05

Роль СМИ и гражданского общества в противодействии терроризму

Знать: правовую базу противодействия терроризма в России

Уметь: характеризовать органы власти, проводящие политику противодействия терроризму

5.13

§ 30, работа с документом

24.05

Человек в 21 веке

Знать: человек и глобальные вызовы 21 века

Уметь: характеризовать человека в мире информации


технократизм

Заключение, работа с документом

27.05

Контрольная работа по теме «Правовое регулирование общественных отношений»

Знать: в чем суть нормативного подхода к праву

Уметь: характеризовать основные особенности естественного права; оценивать взаимосвязь естественного и позитивного права


Эссе


График контрольных работ в 10 классе:

№ урока

Тема

Дата

1

21

Контрольная работа по теме «Человек в обществе»

2

33

Контрольная работа по теме «Общество как мир культуры»

3

68

Контрольная работа по теме «Правовое регулирование общественных отношений»

Контрольная работа по теме «Человек в обществе»

Вариант 1.

Часть А.

А1. Общество, в отличие от природы

  1. развивается закономерно

  2. подвержено изменениям

  3. творит культуру

  4. является динамичной системой

А2. Под обществом понимается

  1. обособившаяся от природы часть мира

  2. весь окружающий человека мир в его многообразии

  3. совокупность созданных человечеством материальных и духовных благ

  4. природная среда, преобразованная под влиянием человека

А3. Сферу политики характеризует

  1. производство материальных благ

  2. создание произведений искусства

  3. организация управления обществом

  4. открытие новых научных направлений

А4. Что из нижеприведенного характеризует общество как систему

  1. обособление от природы 3) сохранение связи с природой

  2. постоянное развитие 4) наличие сфер и институтов

А5. Верны ли следующие суждения об отношениях общества и природы?

А) Культура возникает и развивается в результате социальной деятельности человек

Б) Возникновение и развитие культуры не связано с материально-производственной деятельностью человека.

  1. верно только А 3) верны оба суждения

  2. верно только Б 4) оба суждения неверны

А6. Качеством человека, отличающим его от животного, является

  1. способность к продолжению рода

  2. умение защищаться от врагов

  3. умение находить пропитание и обустраивать жилье

  4. обладание сознанием, отражающим окружающий мир

А7. Под личностью человека понимают

  1. в первую очередь своеобразие внешнего облика

  2. качества, которые складываются в процессе взаимодействия с обществом

  3. качества, присущие человеку от рождения

  4. уникальность и неповторимость отдельного человека

А8. Деятельность человека

  1. всегда предполагает создание нового продукта

  2. может иметь как позитивные, так и негативные последствия

  3. всегда направлена на совершенствование общественных отношений

  4. имеет, как правило, негативные последствия

А9. Общению, в отличие от труда, всегда необходимо

  1. творческое начало

  2. наличие партнера

  3. использование орудий труда

  4. следование определенным правилам и нормам

А10. Верны ли следующие суждения о свободе человека?

А) Свобода человека в обществе - это возможность поступать в соответствии со своими желаниями и стремлениями.

Б) Свобода человека в обществе ограничена интересами других людей, общества в целом.

  1. верно только А 3) верны оба суждения

  2. верно только Б 4) оба суждения неверны

А11. И чувственное, и рациональное познание

  1. формирует знания о предмете

  1. использует логические умозаключения

  2. начинается с ощущения

  3. дает наглядный образ предмета

А12. Знание о предмете можно считать истинным, если оно

  1. разделяется большинством людей

  2. поддерживается авторитетными людьми

  3. соответствует предмету познания

  4. воплощено в форму теории

А13. Обыденные (житейские) знания основаны на

  1. научном обобщении достоверных фактов

  2. здравом смысле

  3. эстетическом освоении действительности

  4. экспериментальных данных

А14. К чувственному познанию относится

  1. суждение 2) понятие 3) ощущение 4) мышление

А15. Верны ли следующие суждения о научном познании?

А) Теоретические научные знания фиксируются в виде законов.

Б) Теоретические научные знания помогают объяснять и предсказывать явления.

  1. верно только А 3) верны оба суждения

2 ) верно только Б 4) оба суждения неверны

А.16 Какое суждение является верным?

А.Консерватизм - это идеология, опирающаяся на идею традиции и преемственности в социальной и культурной жизни.

Б.Либерализм - это идеология, главной ценностью которой являются права и свободы личности

  1. верно только А 3) верны оба суждения

2 ) верно только Б 4) оба суждения неверны

А.17. Какое суждение о гуманизме является верным?

А.Гуманизм провозглашает достоинство и ценность человеческой личности.

Б,Гуманизм в образовании подразумевает усиление внимания к изучению гуманитарных дисциплин.

  1. верно только А 3) верны оба суждения

2 ) верно только Б 4) оба суждения неверны

А18. В постиндустриальную эпоху происходит возрастание:

1)престижности рабочих профессий

2)квалификации рабочего

3)количества рабочих мест в тяжелой промышленности

4)зависимости человека от природы

А.19. Иллюстрацией экстенсивного пути экономического развития является следующий факт:

1)в государстве Н. выросли объемы инвестиций в тяжелую промышленность

2)государство прекратило финансирование убыточных предприятий

3)повышение квалификации работников

4)внедрение передовых научных технологий

А.20.Быстрый скачкообразный переход от одного общественно-политического строя к другому называется:

1)контрреформой 2)прогрессом 3) революцией 4) регрессом

Часть В.

В1. Запишите слово , пропущенное в схеме..

……………………..



теоретический эмпирический

В2.Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к индустриальному обществу. Найдите и укажите термины, выпадающие из общего ряда.

  1. Массовая культура , 2) технология, 3) монополия, 4) община , 5)предпринимательство, 6) промышленное предприятие, 7)закон, 8)информация.

В3. Установите соответствие между подсистемами общества и социальными ситуациями.

СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ ПОДСИСТЕМА

А) организация предпраздничной 1) экономическая

торговли 2) политическая

Б) проведение референдума о 3) духовная

доверии президенту

В) принятие закона об общественных организациях

Г) написание приключенческого романа

Д) производство товаров массового спроса

Е) проведение научного исследования

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д

Е


В4. Найдите в предложенном списке функции морали в современном обществе. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1)устанавливает правила поведения людей

2)изучает явления действительности

3)утешает в горе и оказывает психологическую помощь верующим

4)является основой менталитета народа

5)через неё человек приобщается к культуре

В6.Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Человеческое общество отличается от всех природных образований специфической формой взаимодействия с окружающим миром. ……………….(А) - вид активности, направленный на такое изменение внешней среды, в результате которого создается нечто новое- продукт, результат.

В её структуре различаются ………..(Б) - действующее лицо или группа; ……….(В) - предмет; результат, фиксирующий новое качество, форму, состояние. Любая деятельность всегда имеет определенные ……….(Г), приводящие к принятию решения о действии с определенной целью и определенным образом. Обычно различают три вида деятельности: …………(Д), ценностно-ориентационнная и познавательная.

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано лишь один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1)духовность

2)деятельность

3)потребности

4)объект

5)субъект

6)мотивы

7)престижная

8)практическая

В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

ОТВЕТ:

А

Б

В

Г

Д


В8. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1)социальные группы

2) социальные связи

3)социальные институты

4)социальная сфера общества

5)социальные нормы

Часть С.

С5. Что понимают обществоведы под термином «мировые религии»? Привлекая знания из обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о мировых религиях.

Контрольная работа по теме: «Человек в обществе

Вариант 2

Часть А.

А1. Выделяя основные элементы общества, их взаимосвязь и взаимодействие, ученые характеризуют общество как

1)систему 3) материальный мир

2)часть природы 4) цивилизацию

А2. К общественным отношениям не относятся

1)отношения между большими группами людей

2)межнациональные взаимоотношения и взаимодействия

3)отношения между человеком и компьютером

4)межличностные отношения в малой группе

А3. Проявлением духовной культуры является

1)открытие в области фундаментальных наук

2)производство материальных благ

3)принятие нового избирательного закона

4)повышение урожайности зерновых культур

А4. Общество, в отличие от природы

1)развивается под влиянием деятельности людей

  1. является замкнутой системой

  2. направляется объективными законами развития

  3. подвержено изменениям

А5. Верны ли следующие суждения об обществе?

А) Общество в широком смысле включает в себя весь материальный мир.

Б) Общество представляет собой все формы взаимосвязи и взаимодействия людей.

  1. верно только А 3) верны оба суждения

  2. верно только Б 4) оба суждения неверны

А6. Как деятельность человека, так и поведение животного характеризуется

1)выдвижением целей

2)удовлетворением потребностей

3)осознанным выбором средств

4)механизмом самоконтроля

А7. Социальной сущностью человека обусловлена его потребность в

1)подходящем жилище 3) самопознании

2)физической активности 4) самосохранении

А8. Необходимым условием осуществления любой деятельности человека является

1)наличие мотива, обусловленного определенными потребностями

2)одобрение окружающими предполагаемых результатов деятельности

3)выдвижение позитивной социально значимой цели

4)наличие взаимопонимания в трудовом коллективе

А9. Закончите фразу: «Игре как виду человеческой деятельности всегда присуще…»

1)создание материальных благ

2)удовлетворение потребности в общении

3)творческое начало

4)следование определенным правилам и нормам

А10. Верны ли следующие суждения о жизни человека в обществе?

А) В человеке самой природой заложено умения жить в обществе, взаимодействовать с другими людьми.

Б) Социально значимые качества формируются у человека только под влиянием общества.

1)верно только А 3) верны оба суждения

2)верно только Б 4) оба суждения неверны

А11. Под истиной понимается

1)обязательный результат познавательной деятельности человека

  1. объективное отражение действительности в сознании человека

  1. знание, разделяемое большинством людей

  2. знание, не противоречащее предыдущим знаниям

А12. Рациональное познание, в отличие от чувственного

1)отражает форму предмета

2)создает зрительный образ предмета

3)сравнивает существенные признаки предмета

4)определяет пространственное положение предметов

А13. «Прометей принес людям свет знаний». Данное утверждение является примером знания

1)житейского 3) научного

2)мифологического 4) паранаучного

А14. Что из названного является этапом рационального познания?

1)наблюдение 2) эксперимент 3) понятие 4) практика

А15. Верны ли следующие суждения об истине?

А) Путь к абсолютной истине идет через истины относительные.

Б) Относительная истина - это полное исчерпывающее знание о предмете или явлении.

1)верно только А 3) верны оба суждения

2 ) верно только Б 4) оба суждения неверны

16.Какое суждение является верным?

А.В процессе социализации человек усваивает достижения мировой и отечественной культуры.

Б.В процессе социализации человек усваивает ценности и образцы поведения своей социальной группы.

  1. верно только А 3) верны оба суждения

2 ) верно только Б 4) оба суждения неверны

17. Верны ли следующие суждения о нормах морали?

А.Нормы права, шире чем нормы морали.

Б.Нормы права поддерживаются силой общественного мнения.

  1. верно только А 3) верны оба суждения

2 ) верно только Б 4) оба суждения неверны

18.Какой из признаков свойственен индустриальному обществу?

1)влияние религиозных институтов на светскую власть

2)численное преобладание рабочего класса

3)основная доля производства приходится на аграрный сектор экономики

4)низкий уровень социальной мобильности

19.Относительная истина, в отличие от абсолютной, является знанием:

1)недостоверным

2)неподтвержденным научным экспериментом

3)неполным

4)всегда выраженным в устной форме

20.При составлении нового учебного плана для студентов 3 курса колледжа был введен факультатив «Право интеллектуальной собственности». Какое направление в развитии образования реализует данное нововведение?

1)гуманизация

2)гуманитаризация

3)интернационализация

4)политизация

Часть В.

В.1Запишите слово пропущенное в схеме.

…………….нормы

Направляют поведение людей, позволяют его контролировать, регулировать и оценивать.

Регулируют отношения в обществе: между людьми, группами людей, созданными ими организациями.

Ответ:………………………………………….

В2.Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «духовная сфера общества». Найдите и укажите термины, выпадающие из общего ряда.

1)искусство, 2)религия, 3)сенсуалисты, 4)философия, 5)наука, 6)конкуренция, 7)образование, 8)произведение, 9)культура

В3. Установите соответствие между элементами деятельности и их проявлениями.

ПРОЯВЛЕНИЯ ЭЛЕМЕНТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А) мотив 1) структура деятельности

Б) цель 2) виды деятельности

В) игра

Г) общение

Д) результат

Е) труд

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д

Е


В4.Найдите в предложенном списке характеристики творческой деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

1)Создание чего-либо нового, ранее не существовавшего

2)строгое следование инструкциям и устоявшимся мнениям авторитетных людей

3)использование нестандартных приемов и методов

4)стремление достичь цели несколькими способами

5) копирование уже существующего предмета

6)строгое следование имеющимся стандартам

В6.Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

В трудах Ч.Дарвина было обосновано учение о длительном процессе…………….(А) развития человечества. Решающую роль в нем Ч.Дарвин отвел …………….(Б), в результате которого выживали лучше приспосабливавшиеся к окружающей среде особи. Процесс развития человека получил название………(В). Вместе с ним происходил процесс становления общества, или как его называют…………..(Г). Эти процессы связаны друг с другом и длились более трех миллионов лет. Одной из решающих стадий этого процесса стал переход человечества в своих занятиях от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству. Это явление стали называть……….(Д).

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано лишь один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1)антропогенез

2)естественный отбор

3)неолитическая революция

4)социогенез

5)цивилизация

6)эволюционный путь

В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

ОТВЕТ:

А

Б

В

Г

Д


В.8 Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1)систематичность знаний

2)обоснованность применяемых методов

3)формализация

4)наличие эмпирического и теоретического уровней

5)научное познание

Часть С.

С5. Что понимают обществоведы под термином «социальный институт»? Привлекая знания из обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о социальном институте.



Ответы:

Вариант 1

Часть 1

№ задания

Ответ

№ задания

Ответ

А1

3

А9

2

А2

1

А10

3

А3

3

А11

1

А4

4

А12

3

А5

1

А13

2

А6

4

А14

3

А7

2

А15

3

А8

2

А16

3

А17

1

А18

2

А19

1

А20

3

Часть 2.

№ задания

Ответ

В1

Научное познание

В2

49

ВЗ

122313

В4

135

В5

-

В6

25468

В7

-

В8

4



Вариант 2

Часть 1

№ задания

Ответ

№ задания

Ответ

А1

1

А9

3

А2

3

А10

2

А3

1

А11

2

А4

1

А12

3

А5

2

А13

2

А6

2

А14

3

А7

3

А15

1

А8

1

А16

3

А17

4

А18

2

А19

3

А20

2

Часть 2.

№ задания

Ответ

Критерий оценивания

В1

Социальные нормы

В2

36

ВЗ

12212

2

В4

134

2

В5

-

В6

62143

2

В7

-

В8

5

2


Контрольная работа по теме: «Общество как мир культуры»

Вариант 1.

  1. Понятие «культура» в широком смысле слова - это:

  1. Все созданное обществом

  2. Произведения искусства и науки

  3. Соблюдение норм этикета в отношениях между людьми

  4. Результат образования и воспитания

  1. Какое из перечисленных ниже определений не относится к определению морали?

  1. Форма нормативно-оценочной ориентированности индивида

  2. Узаконенная справедливость

  3. Система норм и правил, регулирующих поведение людей

  4. Форма общественного сознания, в которой отражаются этические качества социальной действительности

  1. Верны ли следующие суждения о массовой культуре?

А) Коммерциализация массовой культуры позволяет ее творцам не учитывать в своей деятельности вкусы и запросы массовой аудитории.

Б) В массовой культуре произведения литературы, живописи кинематографа рассматриваются, прежде всего, как предметы потребления, приносящие при продаже прибыль.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба неверны

  1. Известно, что крестоносцы привезли в Европу с Востока ряд культурных норм, например, привычку мыть руки перед едой. О какой тенденции в развитии культуры свидетельствует этот факт?

  1. О сохранении самобытности

  2. О возрождении традиций

  3. О национальной изоляции

  4. О взаимном обогащении

  1. Совокупность религиозных доктрин и учений о сущности и действии Бога называется:

  1. Теологией

  2. Каноном

  3. Доктриной

  4. Писанием

  1. Какая черта отличает науку от других отраслей культуры?

  1. Вера в сверхъестественные силы

  2. Теоретическое обоснование законов развития природы и общества

  3. Выражение субъективного отношения к миру

  4. Предложение законченной мировоззренческой системы

  1. Установите соответствие между характерной чертой и сферой культуры:

Характерные черты

Сферы культуры

А) стремление к достоверности

Б) обоснованность предположений

В) субъективность

Г) чувственное отражение реальности

1) наука

2) искусство

  1. Закончите высказывание Н.Бердяева: «Ценности определяют наше _______________».

  1. Прочитайте приведенный текст, каждое положение которого пронумеровано.

«(1) Элитарное или «высокое» искусство сегодня находится в упадке. (2) Упали тиражи литературной классики. (3) современные композиторы редко создают оперные произведения. (4) Все это самым губительным образом отражается на эстетических вкусах и пристрастиях публики».

Определите, какие положения текста носят:

А) фактический

Б) характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер

10.Прочитайте текст и выполните задание С1-С3.

«Образование получило широкое распространение в течение последних двух или трех веков. Почему это происходило так долго? ...

Первой из коренных перемен стала демократическая революция. Как видно на примере Французской революции конца 18 века, она была вызвана растущим стремлением неаристократических классов… участвовать в политических делах. В ответ на это требование были прежде всего расширены возможности получения образования: ведь новые актеры на политической сцене не должны представлять «невежественные народные массы». Поэтому в 30-е гг. 19 в. реформаторов образования в США волновала проблема повышения грамотности будущих избирателей, их осведомленность в социальных вопросах и способность принимать разумное решение при голосовании… Идеал общества равных возможностей представляет собой другой аспект демократической революции… Равные социальные возможности стали почти синонимом равных возможностей получения образования…

Важнейшим событием… стала промышленная революция… Развитие промышленности в широких масштабах потребовало расширения системы образования для подготовки квалифицированных работников, которые могли бы выполнять новые, более сложные виды деятельности... В странах, конкурирующих между собой в борьбе за мировой рынок, быстро осознали, что превосходство в промышленном развитии тесно связано с более высоким уровнем образования… Важная перемена… была связана с развитием самого института образования. Когда социальный институт укрепляет свое положение, его члены обычно образуют группу, объединенную общими законными интересами, и предъявляют требования к обществу - например, относительно поддержания своего престижа или материальной поддержки со стороны государства… (К тому же) американцы всегда были склонны верить: чем выше уровень их образования, тем больше вероятность добиться успеха в жизни» (Н. Смелзер) .

С1. С какими тремя изменениями в общественной жизни связывает автор становление современной системы образования?

С2. В тексте упомянуты или охарактеризованы три задачи, которые призваны решать образование в 19-20 вв. Назовите их.

С3. Автор характеризует систему образования как социальный институт. Опираясь на знание обществоведческого курса, назовите четыре любых социальных института (помимо образования). Какие две особенности социальных групп, складывающихся вокруг социальных институтов, он упоминает?

Контрольная работа по теме: «Общество как мир культуры»

Вариант 2


  1. Выберите определение, соответствующее понятию «мораль»:

  1. Совершенство, высшая цель человеческих стремлений

  2. Осознанная потребность личности действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями

  3. Форма нормативно-оценочной ориентированности индивида

  4. Узаконенная справедливость

  1. Развитие культуры невозможно, если:

  1. Государство не руководит культурой

  2. Отсутствует демократический политический режим

  3. Не обеспечивается государственное финансирование учреждений культуры

  4. Не существует преемственности культурных традиций

  1. Верны ли следующие суждения о современной культуре?

А) В современной культуре представлены многочисленные формы и разновидности культуры: массовая, элитарная, народная, экранная и др.

Б) Произведения современной культуры доступны только узкому кругу знатоков искусства, высокообразованных интеллектуалов.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба неверны

  1. Какая из черт отличает религию как феномен культуры?

  1. Описание и объяснение природных и социальных явлений

  2. Утверждение идеи сотворенности мира

  3. Достоверное долгосрочное прогнозирование развития

  4. Эстетическое освоение окружающего мира

  1. Верны ли следующие суждения о науке? Науку можно охарактеризовать как:

А) Особую систему знаний, позволяющую обоснованно предсказать процессы и явления действительности.

Б) Систему научных исследований, организаций, учреждений, институтов.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба неверны

  1. Какой из названных факторов делает в наши дни особенно актуальной проблему социальной ответственности ученых?

  1. сложился особый институт гражданского права - авторское право

  2. наука стремится к теоретическому осмыслению фундаментальных вопросов жизни

  3. научные открытия могут иметь непредсказуемые и опасные последствия для жизни людей

  4. быстрыми темпами развиваются социальные (общественные) науки

  1. Установите соответствие между социальными фактами и формами культуры:

Социальные факты

Формы культуры

А) премьера сериала

Б) конкурс фольклорных коллективов

В) празднование дня Ивана Купалы

Г) скандал с участием поп-звезды

Д) переиздание детектива-бестселлера

1) массовая

2) народная

  1. Вставьте пропущенное слово: «Духовное производство - это деятельность людей по созданию духовных ____________».

  1. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

«(1) Человек, сидящий на скудном «пайке» массовой культуры, существенно обедняет свою духовную жизнь. (2) Массовая культура зародилась почти столетие назад. (3) С тех пор были значительно усовершенствованы технические средства используемые при ее создании и тиражировании. (4) Однако ее продукты остались такими же примитивными, оскорбляющими вкус взыскательного читателя и зрителя». Определите, какие положения текста носят:

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер.

10.Прочитайте текст и выполните задание С1-С3.

«Образование получило широкое распространение в течение последних двух или трех веков. Почему это происходило так долго? ...

Первой из коренных перемен стала демократическая революция. Как видно на примере Французской революции конца 18 века, она была вызвана растущим стремлением неаристократических классов… участвовать в политических делах. В ответ на это требование были прежде всего расширены возможности получения образования: ведь новые актеры на политической сцене не должны представлять «невежественные народные массы». Поэтому в 30-е гг. 19 в. реформаторов образования в США волновала проблема повышения грамотности будущих избирателей, их осведомленность в социальных вопросах и способность принимать разумное решение при голосовании… Идеал общества равных возможностей представляет собой другой аспект демократической революции… Равные социальные возможности стали почти синонимом равных возможностей получения образования…

Важнейшим событием… стала промышленная революция… Развитие промышленности в широких масштабах потребовало расширения системы образования для подготовки квалифицированных работников, которые могли бы выполнять новые, более сложные виды деятельности... В странах, конкурирующих между собой в борьбе за мировой рынок, быстро осознали, что превосходство в промышленном развитии тесно связано с более высоким уровнем образования… Важная перемена… была связана с развитием самого института образования. Когда социальный институт укрепляет свое положение, его члены обычно образуют группу, объединенную общими законными интересами, и предъявляют требования к обществу - например, относительно поддержания своего престижа или материальной поддержки со стороны государства… (К тому же) американцы всегда были склонны верить: чем выше уровень их образования, тем больше вероятность добиться успеха в жизни» (Н. Смелзер) .

С1. С какими тремя изменениями в общественной жизни связывает автор становление современной системы образования?

С2. В тексте упомянуты или охарактеризованы три задачи, которые призваны решать образование в 19-20 вв. Назовите их.

С3. Автор характеризует систему образования как социальный институт. Опираясь на знание обществоведческого курса, назовите четыре любых социальных института (помимо образования). Какие две особенности социальных групп, складывающихся вокруг социальных институтов, он упоминает?

Ключ

Вариант 1. 1-2, 2-2, 3-2, 4-4, 5-1, 6-2, 7- а1, б1, в2, г2; 8-поведение, 9- 1б, 2а, 3а, 4б;

Вариант 2. 1-3, 2-4, 3-1, 4-2, 5-3, 6-3, 7- а1, б2, в2, г1, д1; 8-ценностей, 9- 1б, 2а, 3а, 4б;

С1- С3:

С1. В ответе должны быть указаны следующие изменения (правильно указаны три причины - 2 б., две причины - 1 б., одна причина - 0 б.):

  • Демократическая революция

  • Промышленная революция

  • Становление самого института образования

С2. В ответе должны быть указаны следующие задачи (правильно указаны три задачи - 2 б., две задачи - 1 б., одна - 0 б.):

  • Повысить грамотность будущих избирателей

  • Обеспечить равенство социальных возможностей

  • Подготовить квалифицированных работников

С3. Могут быть названы четыре любых социальных института, например:

  • Семья

  • Армия

  • Церковь

  • Право

  • Политическая партия

Должны быть названы две особенности, упомянутые автором:

  • Институт является определенной группой, члены которой объединены общими интересами

  • Институт в лице своих членов предъявляет определенные требования к обществу и государству

Названы четыре социальных института и две особенности, упомянутые автором - 3 б., два-три социальных института и две особенности - 2 б, два-три социальных института и одна особенность или четыре института без особенностей - 1 б, один институт и одна особенность или одна-две особенности без институтов - 0 б.).

Контрольная работа по теме: «Правовое регулирование общественных отношений»

Часть А. Предприятие Z, специализирующееся на оказании мелких бытовых услуг, объединяет 10 человек, каждый из которых лично трудится на этом предприятии и независимо от размера внесённого пая имеет один голос при решении вопросов, связанных с экономической деятельностью предприятия. Какова организационно-правовая форма этого предприятия?

1) унитарное предприятие
2) производственный кооператив
3) хозяйственное товарищество
4) хозяйственное общество


  1. В конце 80-х годов вышел закон, согласно которому администрация предприятий обязана была увольнять работников пенсионного возраста, имевших трудовой стаж, достаточный для получения полной пенсии. Несколько уволенных на этой основе пенсионеров за восстановлением своих прав обратились в

1) Европейский Суд по правам человека
2) Верховный Суд
3) Арбитражный Суд
4) Конституционный Суд


  1. Гражданка Т. решила завладеть квартирой душевнобольного гражданина Г., который после смерти матери оказался без опеки. Гражданка Т. вошла в доверие к больному и вскоре они заключили брак. Обеспокоенные возможной судьбой гражданина Г. соседи по дому подали в суд. Статьи какого кодекса станут основой для рассмотрения дела в суде?

1) Уголовного
2) Гражданского
3) Семейного
4) Административного


  1. На общем собранием производственного кооператива было принято постановление о преобразовании его в акционерное общество. Недовольный этим решением член кооператива гражданин Н. написал заявление о выходе из состава кооператива. При расчете гражданин Н. должен получить

1) стоимость части имущества, соответствующую его доле в уставном капитале кооператива
2) часть стоимости имущества кооператива, полученную в результате раздела всей его стоимости на количество его членов
3) гарантию на получение процентов по будущим прибылям акционерного общества
4) свой пай или часть имущества, соответствующую этому паю


  1. Магазин «Вкуснятина» продал гражданину Р. некачественные продукты. Какое правонарушение иллюстрирует данная ситуация?

1) дисциплинарное
2) уголовное
3) административное
4) гражданское


  1. Гражданин К. прочитал в газете статью, в которой были приведены неверные сведения, порочащие его достоинство. Какой нормативный документ станет основой для рассмотрения его дела в суде?

1) Закон о защите прав потребителя
2) Трудовой кодекс
3) Уголовный кодекс
4) Гражданский кодекс


  1. Согласно Конституции РФ, в нашей стране

1) государственные пособия и пенсии устанавливаются трудовым договором
2) членство в общественных объединениях обязательно
3) полная дееспособность приобретается с рождения
4) основное общее образование обязательно


  1. В РФ экономический спор между юридическими лицами по вопросу о признании права собственности подведомствен суду

1) арбитражному
2) мировому
3) присяжных
4) конституционному


  1. Одна из сторон в гражданском судопроизводстве

1) истец
2) потерпевший
3) свидетель
4) эксперт


  1. В какой из приведенных в задании ситуаций необходимо обратиться к нотариусу?

1) Гражданке К. необходимо составить жалобу на руководство учреждения, в котором она работает.
2) Гражданин М., будучи свидетелем правонарушения, решил получить консультацию о своих правах, если он решит дать показания в суде.
3) Гражданке Д. нужно заверить доверенность на право управлять принадлежащим ей автомобилем ее сыну.
4) Гражданка М. решила подать жалобу на действия сотрудников милиции, которые, по ее мнению, нарушили ее права.

Часть В.

  1. Ниже приведен ряд характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «правоотношение».
    1) Охраняемое государством; 2) урегулированное нормами права; 3) виновное; 4) общественноопасное; 5) общественное отношение; 6) содержит права и обязанности участников.

    2. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  2. Найдите в приведенном ниже списке юридические факты, которые являются событиями. Запишите цифры, под которыми они указаны.
    1) гражданка М. отравилась купленным в магазине кефиром
    2) по достижении четырнадцатилетия подросток получил паспорт
    3) в результате скоропостижной смерти господин X. не смог вернуть долг
    4) супруги К. купили загородный дом в кредит
    5) в результате урагана в офисе были разбиты все стекла

  3. Найдите в приведенном списке конституционные требования к судьям судов РФ. Запишите цифры, под которыми они указаны.
    1) гражданство Российской Федерации
    2) стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет
    3) постоянное проживание в стране не менее 10 лет
    4) достижение 25-летнего возраста
    5) высшее историческое образование

  4. Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
    1) налог на собственность
    2) прямой налог
    3) подоходный налог
    4) налог на прибыль фирм
    5) налог на землю

  5. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.
    (1) Правовое государство - величайшее за-воевание цивилизации. (2) Правда, идеальных правовых государств нет в мире и сегодня. (3) Уже несколько веков назад в ряде стран законодательная власть отделилась от исполнительной. (4) Обрела самостоятельность и судебная власть.
    Определите, какие положения текста носят
    А) фактический характер
    Б) характер оценочных суждений
    Запишите в таблицу под цифрой, обозначающей положение, букву, выражающую его характер.

1

2

3

4


Часть С.

  1. Назовите три признака президентской республики, отличающих ее от парламентской республики.

  2. Ученые-правоведы называют ее «молекулой права», живой клеткой, из которой формируется правовая материя. Она обладает всеми признаками права и является его исходным элементом. Назовите понятие, о котором идет речь. Укажите любые три признака, которые присущи и праву, и каждой его «молекуле».

  3. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Право в системе социальных норм». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.
    План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Ответы:

Часть А

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2

4

3

4

4

4

4

1

1

3

Часть В.

1

2

3

4

5

34

35

124

2

ббаа

Часть С

  1. В ответе могут быть названы следующие признаки:
    - строгое отделение законодательной власти от исполнительной;
    - исключается совмещение правительственной должности и места депутата парламента;
    - президент избирается на выборах, отдельных от парламентских;
    - исполнительная власть меньше зависит от воли депутатов парламента.

  2. В ответе:
    1) должно быть названо понятие - «правовая норма» или «норма права»;
    2) могут быть указаны любые два признака нормы права, например:
    - общеобязательность;
    - формальная определенность;
    - нормативность;
    - установление и защита государством.


  1. Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
    1) Понятие права.
    2) Признаки права: а) устанавливается государством; б) письменная форма; в) обеспечивается механизмом юридической ответственности.
    3) Отличия права от других видов социальных норм.
    4) Система права: а) отрасли права; б) институты права; в) нормативные правовые акты.
    5) Источники права: а) правовой обычай; б) юридический прецедент; в) нормативный правовой акт и др. Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов плана.
    Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме.

















1Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.

8


© 2010-2022