Рабочая программа по предметуЧеловек и обществоФГОС (5 класс)

Раздел Обществознание
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей № 21»




Методическое объединение

учителей истории


Принято решением

Педагогического совета

«УТВЕРЖДЕНО»

МБОУ «Лицей №21»

Протокол № ___от_________2015г. Приказ по МБОУ «Лицей № 21»

____ от _________ 2015г.

Директор МБОУ «Лицей № 21»

___________И.А. Первенкова



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по курсу «Человек и общество»



5 класс







Составитель программы:

учитель истории

Олейник И.А.















2015-2016 учебный год


Общее количество часов 35

Основания для разработки программы:

ФГОС ООО

Примерная образовательная программа по обществознанию, рекомендованная Министерством образования и науки

Устав МБОУ «Лицей № 21»

Учебный план МБОУ «Лицей № 21»

Авторская программа: Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Л.Н.Боголюбова. 5-9 классы., -М., Просвещение, 2011

Локальный акт «Единый речевой режим»

Учебник: Учебник: Обществознание. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф. Ивановой, - М., Просвещение, 2015


СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ


по курсу «Человек и общество» 5 класс



1. Пояснительная записка

  • Общая характеристика учебного предмета

  • Цели и задачи обучения курсу «Человек и общество»

  • Содержательные линии курса

2. Основное содержание

  • Содержание каждой темы

  • Календарно-тематическое планирование

3. Требования к уровню подготовки обучающихся (личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета)

4.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

  • Литература для обучающихся

  • Литература для учителя

  • Интернет ресурсы


1. Пояснительная записка


Общая характеристика курса

Программа предусматривает выделение двух относительно самостоятельных этапов изучения курса, связанных между собой, с учетом возрастных особенностей учащихся: 5-7 классы и 8-9 классы. Содержание первого этапа курса посвящено актуальным для растущей личности проблемам жизни человека в социуме. Даются элементарные научные представления об обществе, о социальном окружении, Родине. Эти вопросы должны быть раскрыты через противопоставление добра и зла, справедливости и несправедливости. Основой содержания являются моральные и правовые нормы. Это создает условия для единства обучения и воспитания, определяющего нравственные ориентиры, формирующего образцы достойного поведения. На втором этапе курса для старших подростков все его содержательные компоненты (социально-психологические, морально-этические, социологические, экономические, правовые и т.д.) раскрываются более обстоятельно, систематично, целостно.

В 5 классе содержание курса носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе.

Общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета:

Изучение курса «Человек и общество» в основной школе призвано создать условия для полноценного выполнения младшими подростками основных социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; первичного анализа и использования социальной информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения.

Ученик 5 класса должен получить общее представление о возможностях, которые существуют в современном российском обществе для получения образования и работы, для самореализации в разнообразных видах деятельности, а также об условиях достижения успеха в различных сферах жизни общества. Курс призван помочь предпрофильному самоопределению.

Основные задачи изучения курса «Человек и общество»:

-развитие личности в период социального взросления (11-12 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации и определения собственной позиции, нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

-воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности;

-приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;

-освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний; необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности;

-овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической

деятельности в основных, характерных для младшего подросткового возраста

социальных ролях;

-формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, межличностных отношений между людьми различных национальностей, самостоятельной познавательной деятельности, семейно-бытовых отношений.

Основу рабочей программы по курсу «Человек и общество» для 5 класса составляют следующие содержательные линии:

1.«Человек»

-рассматриваются важнейшие социальные свойства человека.

- знакомство с основными социальными институтами:

2.«Семья»

- самый близкий и эмоционально значимый;

3. «Школа»

- следующий круг значимых и близких социальных отношений;

4. «Труд»

- раскрытие важнейшей стороны человеческой жизни;

5. «Родина»

- самый общественно значимый институт.

Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними.

Описание места учебного курса в учебном плане

Предмет «Человек и общество» изучается в 5классе в общем объеме 34 ч; 1 час в неделю.

В программе предусмотрены вводные и повторительно-обобщающие уроки, которые способствуют активизации учебной работы младших подростков; формированию у них общих обществоведческих представлений, установлению преемственности в изучении курса «Обществознание».

2.Основное содержание

Введение (1 час)

Понятие «общество» в широком и узком смысле. Что может включать в себя знание об обществе. Науки, изучающие общество.

ЧЕЛОВЕК (5 часов)

Загадка человека Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека. Человек - биологическое существо. Отличие человека от животных. Наследственность. Отрочество - особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем. Самостоятельность - показатель взрослости.

СЕМЬЯ (5 часов)

Семья и семейные отношения. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Виды семей. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы. Семейное хозяйство. Забота и воспитание в семье. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства. Свободное время (хобби). Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни.

ШКОЛА (6 часов)

Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Ступени школьного образования. Образование и самообразование. Формы самообразования. Учение вне стен школы. Умение учиться.

Одноклассники, сверстники, друзья. Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Дружный класс.

ТРУД (6 часов)

Труд - основа жизни. Содержание и сложность труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд - условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство. Труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве.

РОДИНА (10 часов)

Наша Родина - Россия. Россия - федеративное государство. Структура России как федерации, права субъектов России. Русский язык как государственный. Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История государственных символов. Москва -

столица России. Гражданин России. Гражданин - Отечества достойный сын. Права граждан России. Обязанности граждан РФ. Гражданственность. Мы - многонациональный народ. Россия - многонациональное государство. Национальность человека. Народы России - одна семья. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения.

Итоговый урок (2 часа)


Календарно-тематическое планирование

урока

Содержание

Кол-во часов

Дата

Дата фактически

Тип урока

УУД

1

Введение.

Как работать с учебником

1

Урок изучения

нового материала

Личностные УУД

Осознавать какое значение и смысл имеет для меня учение.

Познавательные УУД

Извлекать информацию из текста.

Коммуникативные УУД

Составлять целое из частей, работая в группах.

Регулятивные УУД

Составлять план своих действий.

Глава 1. Человек (5 часов)

2-3

Загадка человека

2

Комбинированный урок

Личностные УУД

Высказывать свои предположения о том, зачем человек рождается и каковы ценности человеческой жизни.

Познавательные УУД

Проверять правильность своих выводов об отличиях человека и животного, рассматривая схему. Раскрывать на конкретных примерах цели и ценность человеческой жизни. Характеризовать и конкретизировать конкретными примерами биологическое и социальное в природе человека.

Коммуникативные УУД

Готовить коллективный ответ на вопрос: «Как на поведение живого существа влияют инстинкты?».

Регулятивные УУД

Составлять свой план текста.

4-5

Отрочество - особая пора жизни

2

Комбинированный урок

Личностные УУД

Сравнивать свои чувства, настроения, черты характера с тем, что происходит с твоими сверстниками.

Познавательные УУД

Описывать отрочество как особую пору жизни. Самостоятельно составлять схему правил общения. Приводить примеры, когда мечты и целеустремленность человека помогли ему достичь в жизни значительных успехов, используя дополнительные источники или опираясь на жизненный опыт близких знакомых. Понимать смысл высказывания и приводить примеры из собственной жизни.

Коммуникативные УУД

Придумывать сценки из жизни: «Общение взрослого и подростка, разделившись на группы».

Регулятивные УУД

Оценивать результаты работы.

6

Практикум по теме «Человек»

1

Самостоятельная работа

Личностные УУД

Высказывать свое мнение. Почему очень часто дети хотят поскорее стать взрослыми, а многие взрослые не прочь вернуться в детство.

Познавательные УУД

Находить основную мысль прочитанного текста и записывать ее. Готовить сообщение об одном из мнений о происхождении человека, используя учебник истории, энциклопедию, Интернет.

Коммуникативные УУД

Инсценировать жизненные ситуации, работая в группах.

Регулятивные УУД

Составлять план текста.

Раздел 2. Семья (5 часов)

7

Семья и семейные отношения

1

Урок изучения нового материала

Личностные УУД

Составить свой кодекс семейных отношений.

Познавательные УУД

Объяснять значение слов, используя справочную литературу или материалы Интернета. Выражать собственную точку зрения на значение семьи.

Коммуникативные УУД

Готовить совместные ответы на вопросы, работая в парах.

Регулятивные УУД

Вносить коррективы в план.

8

Семейное хозяйство

1

Комбинированный урок

Личностные УУД

Формировать свою позицию.

Познавательные УУД

Готовить рассказ о роли техники в быту. Описывать собственные обязанности в ведении семейного хозяйства. Характеризовать совместный труд членов семьи.

Коммуникативные УУД

Сравнивать домашнее хозяйство городского и сельского жителя, работая в группах.

Регулятивные УУД

Оценивать результаты работы.

9

Свободное время

1

Комбинированный урок

Личностные УУД

Высказывать свое мнение.

Познавательные УУД

Определять основную мысль текста. Приводить примеры из своего опыта, когда время летит очень быстро и тянется очень медленно.

Коммуникативные УУД

Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проведением подростками свободного времени, работая в группах.

Регулятивные УУД

Составлять план своего рабочего дня и выполнять его. Вносить коррективы в план.

10-11

Практикум по теме

«Семья»

2

Контрольная работа

Личностные УУД

Высказывать свое мнение.

Познавательные УУД

Составлять вопросы к тексту, документу.

Коммуникативные УУД

Составлять коллективный портрет рачительного хозяина. Подготавливать рассказ по группам.

Регулятивные УУД

Планировать свой режим для будничного дня и свои занятия во время каникул. Проверять и оценивать результаты работы.

Раздел 3. Школа (6 часов)

12-13

Образование в жизни человека

2

Урок изучения нового материала

Личностные УУД

Высказывать свое мнение о том с каким настроением ходишь ты в школу.

Познавательные УУД

Исследовать несложные ситуации из жизни человека и общества, раскрывающие значимость образования в наше время и в прошлом. Описывать ступени школьного образования.

Коммуникативные УУД

Участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Регулятивные УУД

Соотносить то, что известно и неизвестно, применяя метод незаконченных предложений.

14-15

Образование и

самообразование

2

Комбинированный урок

Личностные УУД

Выявлять мотив деятельности: зачем я учусь.

Познавательные УУД

Характеризовать учебу как основной труд школьника. Выявлять позитивные результаты учения, опираясь на примеры из художественных произведений.

Коммуникативные УУД

Уметь слушать и вступать в диалог.

Регулятивные УУД

Осознавать качество и уровень подготовки.

16

Одноклассники, сверстники, друзья

1

Комбинированный урок

Личностные УУД

Высказывать свое мнение.

Познавательные УУД

Использовать элементы причинно - следственного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Иллюстрировать примерами значимость товарищеской поддержки сверстников для человека. Описывать случай из своей жизни, который говорил бы о настоящем товариществе.

Коммуникативные УУД

Проводить игру по командам, продекламировав куплет любой известной песни о дружбе.

Регулятивные УУД

Оценивать собственные умения общаться с одноклассниками и друзьями. Проверять и оценивать результаты работы.

17

Практикум по теме «Школа»

1

Контрольная работа

Личностные УУД

Высказывать свое мнение по жизненным ситуациям.

Познавательные УУД

Готовить рассказ на тему «как учились раньше», опираясь на жизненный опыт родных.

Коммуникативные УУД

Готовить презентацию «О нас и нашем классе», распределяя задания в группах.

Регулятивные УУД

Оценивать результаты работы.

Раздел 4. Труд (6 часов)

18-19

Труд - основа жизни

2

Урок изучения нового материала

Личностные УУД

Высказывать свое мнение.

Познавательные УУД

Характеризовать особенности труда как одного из основных видов деятельности человека. Заполнять сравнительную таблицу «Труд свободного человека и труд рабов». Составлять синонимы со словом «Труд».

Коммуникативные УУД

Инсценировать труд раба, крепостного крестьянина и свободного человека. Готовить в группах ответ на вопрос: кого называют людьми творческих профессий и приводить примеры людей таких профессий.

Регулятивные УУД

Различать материальное изделие и услугу по рисункам, заполняя таблицу. Составлять свои правила труда.

20-21

Труд и творчество

2

Самостоятельная работа

Личностные УУД

Давать характеристику своей трудовой деятельности.

Познавательные УУД

Заполнять сравнительную таблицу «Труд» животных и труд человека. Объяснять смысл пословиц о труде.

Коммуникативные УУД

Оформлять выставку на тему «Труд и красота».

Регулятивные УУД

Различать творчество и ремесло, рассматривая рисунки. Проверять и оценивать результаты работы.

22-23

Практикум по теме «Труд»

2

Контрольная работа

Личностные УУД

Высказывать свое мнение, отвечая на вопросы.

Познавательные УУД

Извлекать информацию из текста. Осознавать какое значение и смысл для меня имеет труд.

Коммуникативные УУД

Готовить проект «Творчество в науке и искусстве».

Регулятивные УУД

Соотносить то, что известно и что неизвестно, применяя метод незаконченных предложений.

Проверять и оценивать результаты работы.

Раздел 5. Родина (10 часов)

24-25

Наша Родина - Россия

2

Урок изучения нового материала

Личностные УУД

Высказывать свое мнение, отвечая на вопросы.

Познавательные УУД

Объяснять смысл понятия субъект Российской Федерации. Знать и называть статус субъекта РФ, в котором находится школа. Характеризовать особенности России как многонационального государства. Объяснять значение русского языка как государственного. Отбирать информацию из источника. Подбирать синонимы к слову «Родина».

Коммуникативные УУД

Распределять задания по группам.

Регулятивные УУД

Осознавать качество и уровень усвоения.

26-27

Государственные символы России

2

Самостоятельная работа

Личностные УУД

Придумывать свой личный герб, нарисовав его и описав.

Познавательные УУД

Использовать дополнительные источники информации для создания коротких информационных материалов, посвященных государственным символам России. Составлять собственные информационные материалы о Москве - столице России. Извлекать информацию из текста.

Коммуникативные УУД

Уметь слушать и вступать в диалог.

Регулятивные УУД

Проверять и оценивать результаты работы.

28-29

Гражданин России

2

Комбинированный урок

Личностные УУД

Высказывать свое мнение по поводу участия в решении государственных дел в России таким же способом, как в Древних Афинах.

Познавательные УУД

Объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданин». Заполнять таблицу, используя словосочетания из приведенного ниже списка.

Коммуникативные УУД

Уметь слушать и вступать в диалог.

Регулятивные УУД

Оценивать результаты работы.

30-31

Мы - многонациональный народ

2

Комбинированный урок

Личностные УУД

Приведите конкретные примеры из своей жизни о том, люди каких национальностей находятся рядом с вами и как вы к ним относитесь.

Познавательные УУД

Составлять и записывать свои вопросы к кроссворду. Анализировать карту, о чем она тебе расскажет. Извлекать информацию из текста. Характеризовать и конкретизировать примерами этнические и национальные различия.

Коммуникативные УУД

Выполнять проект «русский язык - язык межнационального общения», используя высказывания из книг и материалы из Интернета, подготовив плакат или компьютерную презентацию.

Регулятивные УУД

Соотносить то, что известно и неизвестно, используя метод незаконченных предложений.

32-33

Практикум по теме «Родина»

2

Контрольная работа

Личностные УУД

Принимать личное участие в озеленении школьного двора, улиц села.

Познавательные УУД

Работать с учебником и дополнительной литературой.

Коммуникативные УУД

Готовить плакаты на тему «с чего начинается Родина». «Участие гражданина в делах государства». «Главные обязанности гражданина».

Регулятивные УУД

Осознавать качество и уровень подготовки и оценивать результаты работы.

34-35

Итоговый урок

2

Повторительно-обобщающий урок (игра)

Личностные УУД

Формировать личностные качества, патриотизм, самоотверженность.

Регулятивные УУД

Оценивать результаты работы

3.Требования к уровню подготовки обучающихся (личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета)

Представленная программа обеспечивает формирование предметных, метапредметных и личностных результатов освоения курса обучающимися .

Личностные результаты:

- мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;

- заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;

- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культуры; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними грядущими поколениями.

Метапредметные результаты:

- умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

- умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

- способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);

- овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

- умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:

1. использование элементов причинно-следственного анализа;

2. исследование несложных реальных связей и зависимостей;

3. определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

4. поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

5. перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

6. объяснение изученных положений на конкретных примерах;

7. оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

8. определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

В целом метапредметным результатом учебной деятельности является развитие способности решать творческие задачи. Курс ориентирует учащихся на работу с информацией, находящейся за пределами учебной книги, в реальной социокультурной среде (художественная литература, музеи, памятники истории и культуры, средства массовой информации, компьютерные образовательные программы, Интернет и т.д.), что развивает метапредметные умения использовать различные виды внешкольных источников социальной информации.

Предметными результатами освоения содержания программы по курсу «Человек и общество» являются в сфере

Познавательной:

- относительно целостное представление об обществе и о человеке, об основных социальных институтах;

- знание ряда ключевых базовых понятий из наук: социологии, экономической теории, политологии, этики, социальной психологии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;

- знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения младшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

- умения находить нужную социальную информацию в различных источниках;

- адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия;

- преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций, одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

- ценностно-мотивационной понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

- знание основных нравственных понятий, норм и правил, понимание их роли как регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

- приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности.

Трудовой:

-знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека;

- основных требований трудовой этики в современном обществе;

- понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

коммуникативной знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

- знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

- понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

- понимание значения коммуникации в межличностном общении

умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

- знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.


4. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса


Литература для обучающихся:


1. Учебник: Обществознание. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф,Ивановой; -М.: Просвещение, 2015

2. Иванова Л.Ф. Обществознание. 5класс: Рабочая тетрадь.: пособие для учащихся. - М, «Просвещение», 2015

3. «Обществознание в вопросах и ответах», пособие-репетитор, под ред. О.С.Белокрыловой, Ростов, 2009.

Литература для учителя:

1. Жадаев Д.Н., Брехач Р.А. Обществознание. Компетентностно - ориентированные задания. Ростов - на - Дону: Легион, 2011.

2. Иванова Л.Ф. Обществознание. Поурочные разработки. 5 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ Л.Ф.Иванова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». -М.: Просвещение, 2014

3. Кравченко А.И. «Тесты по обществознанию». -М.: Русское слово, 2010 .

4. Кравченко А.И. Задачник по обществознанию-М.: Русское слово, 2009.

5.Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Л.Н.Боголюбова. 5-9 классы.: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. -М.: Просвещение, 2013

6. Поздеев А.В. Контрольно - измерительные материалы. Обществознание. ООО ВАКО, 2011.

Электронные ресурсы

HYPERLINK «edu.nsu.ru/noos/economy/m_metodmater.html» edu.nsu.ru/noos/economy/m_metodmater.html

HYPERLINK «socio.rin.ru/» socio.rin.ru/

HYPERLINK «teacher.syktsu.ru/05/index_pri» teacher.syktsu.ru/05/index_pri Статьи журнала «Преподавание истории и обществознания в школе», посвященные вопросам методики преподавания.

HYPERLINK «fcior.edu.ru/» fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

HYPERLINK «school-collection.edu.ru/» school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.


© 2010-2022