Рабочая программа по обществознанию. 8-9 класс

Раздел Обществознание
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«РАССМОТРЕНО»

Протокол заседания МО

.№ _____ от ________

Руководитель МО:

__________ Н.П.Дементий

«ПРИНЯТО»

Протокол заседания педагогического совета

№ _____от ______2014

«УТВЕРЖДЕНО»

Приказ руководителя ОУ

№ _____ от ______2014

Директор школы :

__________ Ю.В.Соколова

бюджетное образовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа - интернат VIII вида»









Рабочая программа


по предмету «Обществознание»

8-9 классы

(В соответствии с Учебным планом с 2014/15 учебного года предмет «Обществоведение» переименован в предмет «Обществознание»)


Разработчик программы: Ершова А.А.




п. Шексна

1.Пояснительная записка.

Рабочая программа по « Обществоведению» разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:

Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 (далее - ФК ГОС).

Примерный региональный базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, утвержденный приказом Вологодской области от 02.06. 2004 г. № 846 «Об утверждении базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений, классов VIII видов»

Образовательная программа БОУ ШМР ««Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат VIII вида»

Учебный план БОУ ШМР «Специальная (коррекционная)общеобразовательная школа - интернат VIII вида», утвержденное педсоветом от 30.08.13 № 1 и приказом директора от 30.08.13г № 45

Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ БОУ ШМР «Специальная (коррекционная) школа - интернат VIII вида», утвержденное педсоветом от 30.08.13 г. № 1 и приказом директора от 30.08.13г № 46

Учебно-методический комплекс:

Рабочая программа по обществоведению составлена на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида : 5-9 кл. В 2 сб./ Под редакцией В.В. Воронковой.- М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2012. - Сб.1 (раздел «Обществоведение»).

Учебников по данному курсу нет.

2.Общая характеристика учебного предмета, курса.

Настоящий курс «Обществознание» предназначен для учащихся, изучающих предмет в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида в 8-9 классах. Дети с умственной отсталостью представляют собой одну из самых многочисленных групп детей с ограниченными возможностями здоровья. Понятием «умственная отсталость» объединены многочисленные и разнообразные формы патологии, проявляющиеся в наибольшей мере в нарушении развития умственной деятельности.

При изучении курса реализуется опора на уже имеющиеся знания учеников. Учитывается, что уровень возрастных и познавательных возможностей учащихся старшей школы позволяет шире реализовать интегративный подход к отношениям в обществе с тем, чтобы сформировать целостную картину развития нашей страны на современном этапе развития.

Данная программа направлена на всестороннее развитие личности воспитанников, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, эстетическое, нравственное воспитание. Содержание обучения имеет практическую направленность.

В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у воспитанников специфических нарушений, используя принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.

Основные типы учебных занятий:

  • Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала).

  • Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок).

  • Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок).

  • Урок проверки и оценки знаний, умений и навыков (контрольно-проверочный урок).

  • Комбинированный урок.

Методы работы:

  • Словесные - рассказ, объяснение, беседа.

  • Наглядные - наблюдение, демонстрация.

  • Практические - упражнения.

  • Методы изложения новых знаний.

  • Методы повторения, закрепления знаний.

  • Методы применения знаний.

  • Методы контроля.

Занятия проводятся в классно- урочной форме.

3 Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

Предмет «Обществознание »входит в образовательную область «Обществознание и естествознание» учебного плана БОУ ШМР «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат VIII вида».

Рабочая программа рассчитана:

8 класс - 1 час в неделю.

9 класс - 1 час в неделю

4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Обществознание в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение обществоведческого материала, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ребенка, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация в общество.

Данный курс обществознания способствует формированию нравственных черт личности учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Цели и задачи преподавания предмета « Обществознание».

Цель обучения: создание условий для социальной адаптации учащихся путём повышения их правовой и этической грамотности, создающей основу для безболезненной интеграции в современное общество ребёнка через знание своих гражданских обязанностей и умение пользоваться своими правами.

Основные задачи:

Образовательные:

  • Дать представление обучающимся об элементарных знаниях: о праве, Законодательстве РФ, правопорядке, мерах его укрепления и способах охраны.

  • Формировать навыки законопослушного поведения и активное неприятие нарушений правопорядка.

  • Формировать осознанное правомерное поведение, умелую реализацию прав и свобод, ответственное выполнение обязанностей гражданина.

  • Формировать правовую культуру.

Коррекционные:

  • Корригировать и дополнять представления правовой грамотности.

  • Активизировать поисково-познавательную активность, речевую деятельность, внимание учащихся.

  • Учить формулировать вопросы, составлять развернутые ответы.

  • Способствовать развитию речи, памяти, внимания, восприятия

  • Развивать элементарное логическое мышление.

  • Развивать умения анализировать и сравнивать, устанавливать последовательность событий.

  • Применять полученные знания в практической деятельности.

Воспитательные:

  • Прививать интерес к предмету, к изучению своих прав и обязанностей.

  • Воспитывать чувства гражданина России.

  • Воспитывать нравственную и правовую ответственность.

  • Побудить стремление вырабатывать в себе моральные качества.

  • Содействовать воспитанию правовой культуры и законопослушного поведения.

  • Побуждать к восприятию своих гражданских умений, действий, возможностей,

ценностей.

5. Результаты освоения учебного предмета


Программа обеспечивает достижение выпускниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные результаты:

  • мотивированность и направленность выпускника на активное и созидательное участие в общественной жизни;

  • заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей Родины;

  • наличие у выпускника ценностных ориентиров, основанных на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на

осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.

Метапредметные результаты:

  • выпускник должен уметь организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

  • выпускник должен обрести способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);

  • овладеть различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовать этическим нормам и правилам ведения диалога;

  • уметь выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности.

Предметными результатами освоения данного курса являются:

  • относительно целостное представление о человеке;

  • понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека;

  • знание ряда ключевых понятий, умения объяснять их с позиций явления социальной действительности;

  • умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, аргументировать собственную точку зрения.

8 класс.

Требования к знаниям и умениям учащихся.

Базовый уровень.

Учащиеся должны знать:

Что такое государство?

Что такое право?

Виды правовой ответственности,

Что собой представляет законодательная, исполнительная и судебная власти РФ.

Учащиеся должны уметь:

Написать просьбу, ходатайство, поручение, заявление, расписку.

Оформлять стандартные бланки.

Обращаться при необходимости в соответствующие правовые учреждения.

Минимально допустимый уровень (предполагает сокращение объема требований по сравне­нию с базовым уровнем)

Учащиеся должны иметь представления о:

государстве и праве;

видах правовой и уголовной ответственности;

том что такое проступок, правонарушение, преступление?

Учащиеся должны уметь с помощью взрослых:

оформлять стандартные бланки;

правильно оформить просьбу в органы исполнительной власти.

При ответах учащиеся могут опираться на план к рассказу, использовать образцы слов и выражений.

9 класс


Требования к знаниям и умениям учащихся.

Базовый уровень.

Учащиеся должны знать:

основные конституционные права и обязанности гражданина РФ;

названия кодексов РФ и их примерное содержание;

иметь представление о законах и правовых актах РФ;

виды правовой и уголовной ответственности;

что такое проступок, правонарушение, преступление?

Учащиеся должны уметь:

пользоваться своими правами;

обращаться при необходимости в соответствующие органы и ин­станции;

составить и написать письмо, заявление, доверенность, поручение, ходатайство, расписку;

оформлять стандартные бланки;

правильно оформить просьбу в органы исполнительной власти;

приводить примеры из собственного опыта;

уметь давать справедливую оценку своим действиям и действиям других людей;

уметь ориентироваться в законодательных актах, находить выход из жизненных ситуаций.

Минимально допустимый уровень (предполагает сокращение объема требований по сравне­нию с базовым уровнем)

Учащиеся должны иметь представления о:

основных конституционных правах и обязанностях гражданина РФ;

названии кодексов РФ и их примерном содержании;

законах и правовых актах РФ;

видах правовой и уголовной ответственности;

том что такое проступок, правонарушение, преступление?

Учащиеся должны уметь с помощью взрослых:

пользоваться своими правами;

обращаться при необходимости в соответствующие органы и ин­станции;

составить и написать письмо, заявление, доверенность, поручение, ходатайство, расписку;

оформлять стандартные бланки;

правильно оформить просьбу в органы исполнительной власти.


  1. Изменения, внесенные в авторскую программу.

При составлении данной рабочей программы по «Обществознанию» в авторскую программу В.В. Воронковой внесены следующие изменения:

- включение в каждую изучаемую тему региональных компонентов.

8 класс.

Темы программы

Количество часов НРК

1.Введение

1

2. Государство, право, мораль

1

3. Конституция Российской Федерации.

3

ИТОГО

5

Формами включения НРК в урок являются:

-элементы уроков №:2,5,22,24,25.

9 класс.

Темы программы

Количество часов НРК

1.Введение

1

2. Права и обязанности гражданина России.

11

3. Основы уголовного права.

3

ИТОГО

15

Формами включения НРК в урок являются:

-элементы уроков №: 1,3,4,5,14,16,17,18,19,20,21,22,30,31,32.

7. Содержание учебного предмета.

Введение.

Раздел I «Государство, право, мораль»

Предполагает общее знакомство учащихся с морально этичес­кой проблематикой и взаимосвязью нравственности и права, дает самые общие представления о праве и государстве.

Введение в тематику государства и права связывается с этичес­кими проблемами, что позволяет заложить целостную основу курса и избежать сухой непедагогической подачи материала. Содержание темы поможет ученику освоиться с мыслью, что ему предстоит са­мостоятельная жизнь, что ему необходимо регулировать свое пове­дение и нести за свои поступки нравственную и правовую ответ­ственность.

Что такое государство? Основные принципы правового государ­ства: верховенство права; незыблемость прав и свобод личности; разделение властей. Законодательная власть. Исполнительная власть. Судебная власть.

Что такое право? Роль права в жизни человека, общества и государства. Право и закон. Правовая ответственность (админист­ративная и уголовная). Правонарушение. Преступление как вид правонарушения, его признаки. Презумпция невиновности. Отрасли права.

Что такое мораль? Основные нормы морали. «Золотое прави­ло» нравственности. Функции морали в жизни человека и общества. Моральная ответственность. Общечеловеческие ценности. Нравственные основы жизни человека в личной и общественной жизни. Нравственная основа права. Правовая культура. Естественные и неотчуждаемые права человека.

Раздел II «Конституция Российской Федерации»

Знакомит с основами конституционного устройства Российской Федерации. Эта тема дает представление о российском государстве как о целостной политико-правовой системе, готовит учеников к следующей теме, являющейся основной для всего курса.

Конституция Российской Федерации - Основной Закон госу­дарства. Основы конституционного строя Российской Федерации. Законодательная власть Российской Федерации. Исполнительная власть Российской Федерации. Судебная власть Российской Феде­рации. Местное самоуправление. Правоохранительные органы Рос­сийской Федерации. Институт президентства. Избирательная си­стема. Гражданство Российской Федерации.

Раздел III «Права и обязанности граждан России»

Посвящён основным правам и обязанностям гражданина Рос­сии в областях, которые являются базисными в процессе социаль­ной адаптации и общественной жизни. Данная тема носит практи­ческий характер и должна быть адаптирована к социальным и пси­хологическим потребностям учащегося коррекционной школы.

Ответственность государства перед гражданами. Конституционные обязанности граждан.
Основные конституционные права человека в Российской Федерации: экономические, социальные, гражданские, политические, культурные.
Труд и т рудовые отношения. Трудолюбие как моральная категория. Право на труд. Дисциплина труда. Трудовой договор. Трудовые права несовершеннолетних.
Собственность и имущественные отношения. Что значит быть собственником? Имущественные права и ответственность несовершеннолетних.
Роль семьи в жизни человека и общества. Правовые основы семейно-брачных отношений. Этика семейных отношений. Домашнее хозяйство. Права ребенка. Декларация прав ребенка. Социальные права человека. Жилищные права. Несовершеннолетние как участники жилищно-правовых отношений. Право на медицинское обслуживание. Право на социальное обеспечение. Политические права и свободы.
Право человека на духовную свободу. Право на свободу убеждений. Религиозные верования и их место в современном мире. Свобода совести.
Право на образование. Самообразование. Система образования в Российской Федерации. Куда пойти учиться? Право на доступ к культурным ценностям.

Раздел IV «Основы уголовного права»

Понятие уголовного права. Преступления - наиболее опасные преступления. Понятие подстрекатель, наводчик и участие в преступлении. Ответственность за соучастие и участие в преступлении. Наказание и его цели. Уголовная ответственность. Принудительные меры. Ответственность несовершеннолетних. Правоохранительные органы в стране. Суд, его назначение. Правосудие. Конституционный суд. Прокуратура. Роль прокуратуры. Органы внутренних дел, их роль в обеспечении защиты граждан, охране правопорядка.

8.Формы аттестации.


Форма промежуточной аттестации - система накопительных оценок.


9. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся.

8 класс

Тема

Количество часов

Основные виды учебной деятельности учащихся

1

Введение

2

Коллективная беседа


2

Государство, право, мораль

15

Составление опорных таблиц. Анализ рассказа с целью оценки поступков главных героев

3

Конституция Российской Федерации

15

Составление сравнительной таблицы

Решение ситуативных задач.

4

Повторение

2

Составление памятки

Итого:

34


9класс

Тема

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности учащихся

1

Повторение

2


2

Права и обязанности гражданина Российской Федерации

23

Составление опорных схем.

Составление сравнительной таблицы. Составление заявлений.

3

Основы уголовного права.

8

Написание краткого конспекта. Решение ситуативных задач.

Составление опорной таблицы

3

Повторение

1

Составление памятки.


Итого:

34 часа


10. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

УМК по данному предмету нет.

Используемая литература


  • Л.Н.Боголюбов «Введение в обществознание»: учебник для 8-9 классов.- М.: «Просвещение».-2003г.

  • Л.Н.Боголюбов «Программа по обществознанию и праву».- М.: «Просвещение».-2009г.

  • А.И.Кравченко «Обществознание»: Учебник 11 класс.- М.: «Русское слово».-2004г.

  • Декларация прав ребёнка.

  • Конвенция о правах ребёнка.

  • Конституция РФ.

Интернет ресурсы

Федеральный портал "Российское образование" edu.ru

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов fcior.edu.ru

Учительский портал uchportal.ru

Фестиваль педагогических идей "Открытый урок» festival.1september

Электронная библиотека учебников и методических материалов window.edu.ru

Портал «Мой университет»/ Факультет коррекционной педагогики moi-sat.ru

Сеть творческих учителей it-n.ru/

11. Планируемые результаты.

Минимально допустимый уровень

Базовый уровень

Выпускник научится

Выпускник получит возможность научиться

Оформлять стандартные бланки с помощью учителя.

Обращаться при необходимости в соответствующие правовые учреждения с помощью учителя.

Самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.). Самостоятельно обращаться при необходимости в соответствующие правовые учреждения.

С помощью учителя оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, норм морали и права.

Самостоятельно оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, норм морали и права.

Называть основной закон страны, народы, населяющие Россию, перечислять права человека.

Воспроизводить знания, т. е. называть основной закон страны, народы, населяющие Россию; перечислять права человека.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с помощью учителя.

Самостоятельно использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.



© 2010-2022