Ключ к тестовой работе №2. - Экономика

Раздел Обществознание
Класс 11 класс
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Система оценивания экзаменационной работы по обществознанию

Часть 1

Задания 1-3, 10, 12 оцениваются 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания.

Правильное выполнение заданий 4-9, 11, 13-20 оценивается 2 баллами. Эти задания оцениваются следующим образом: полное правильное выполнение задания - 2 балла; выполнение задания с одной ошибкой (одной неверно указанной, в том числе лишней, цифрой наряду со всеми верными цифрами) ИЛИ неполное выполнение задания (отсутствие одной необходимой цифры) - 1 балл; неверное выполнение задания (при

Указании двух или более ошибочных цифр) - 0 баллов.

№ задания

ответ

1

ТРУДА

2

3

3

25

4

246

5

11122

6

236

7

235

8

12122

9

234

10

14

11

34

12

35

13

145

14

122112

15

256

16

245

17

11212

18

345

19

11223

20

264871

Прочитайте текст и выполните задания С1-С4.

Нужда в государстве возникает из-за того, что абсолютной свободы не бывает. Как ни привлекательна анархическая философия, в мире несовершенных людей анархия неосуществима. Свобода одного человека может вступать в конфликт со свободой другого, и, когда это происходит, чью-то свободу приходится ограничить, чтобы сохранить свободу второго человека; как выразился однажды член Верховного суда, «моя свобода размахивать кулаками должна быть ограничена расстоянием до вашего подбородка»…

В области экономической большие затруднения связаны с конфликтом между свободой объединений и свободой конкуренции. Какой смысл следует вкладывать в понятие «свободное» применительно к предпринимательству? В США «свободу» в этом случае понимают так, что каждый свободен сделаться предпринимателем, а значит, уже существующие предприниматели несвободны избавляться от конкурентов, кроме как посредством продажи лучшего товара по той же цене или того же товара по более низкой цене. Напротив, континентальная традиция обычно толкует это понятие в том смысле, что предприниматели свободны поступать так, как им заблагорассудится, в том числе сговариваться о ценах, делить рынки и пользоваться прочими способами вытеснения потенциальных конкурентов. Видимо, самая сложная конкретная проблема в этой области касается объединений рабочих, где особенно остро встаёт вопрос о свободе объединений и свободе конкуренции.

Вот ещё более существенная область экономики, в которой ответить на этот вопрос и сложно, и весьма важно: определение прав собственности. Развывшееся с течением веков и занесённое в наши законоуложения понятие собственности настолько сделалось частью нашего сознания, что мы о нём не задумываемся и не осознаём, до какой степени понятия о том, что же является собственностью и какие права обеспечивают владение ею, представляют собой сложные социальные конструкты, а не самоочевидные истины. Например, позволяет ли мне моё право на владение землёй и моя свобода распоряжаться своей собственностью по своему усмотрению отказывать другому в праве летать над моей землёй в своём самолёте? Или верх берёт его право пользоваться своим самолётом? ...Наличие строго конкретного и общепринятого определения собственности во многих случаях куда важнее, чем само содержание этого определения.

Ещё одна область экономики, создающая особенно сложные проблемы, - это денежная система. Ответственность государства за денежную систему признаётся давно... По-видимому, ни в одной другой области экономической деятельности государственные полномочия не пользуются таким широким признанием. Это привычное и сегодня уже почти автоматическое признание за государством такой ответственности делает вдвойне необходимым глубокое понимание оснований для этой ответственности, ибо оно увеличивает опасность расширения государственных полномочий за пределы деятельности, приемлемой в свободном обществе...

(М. Фридмен

21. Какие три «области экономики», в которых возникают затруднения, связанные с пониманием свободы, рассмотрел автор?

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

Три области экономики:

1) область конкуренции предпринимателей (конфликтом между свободой объединений и свободой конкуренции)

2) собственность

3) денежная система.

Правильно названы три области экономики.

2

Правильно названы две области экономики.

1

Правильно названа только одна три область экономики

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2


22. Чем, по мнению автора, различаются американская и континентальная традиции в понимании свободы предпринимательства? К каким экономическим последствиям ведёт каждая из этих традиций?

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

Для американской традиции характерно понимание свободы предпринимательства как свободы каждому сделаться предпринимателем (свобода объединений). Как следствие - развитие честной конкуренции, стремление продать свой товар дешевле, чем у конкурентов, или сделать его лучшим, эффективное использование ресурсов.

Для континентальной традиции характерно понимание свободы как возможность действовать любыми способами в конкуренции (свобода конкуренции). Результат − появление монополистических объединений, сговор предпринимателей. Неэффективное использование ресурсов.

Правильно названы все элементы ответа. Указаны особенности американской и континентальной традиций, названы два последствия каждой из традиций.

2

Правильно названы две традиции, правильно указано одно последствие

ИЛИ правильно названа одна традиция, верно названы два последствия

1

Правильно указаны только две традиции

ИЛИ правильно указаны только два последствия

ИЛИ ответ неверный

0

Максимальный балл

2

23. Автор пишет об ответственности государства за денежную систему. Используя текст, обществоведческие знания и факты общественной жизни, укажите два возможных направления влияния государства на денежную систему. Проиллюстрируйте каждое из них конкретным примером деятельности государства

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

Два возможных влияния государства на денежную систему.

- Стимулирующая политика (стимулирующее влияние).

Пример В период экономического кризиса Центральный банк сократил учетную ставку процента, что привело к уменьшению кредита для предпринимателей и повысило их экономическую активность.

- Сдерживающая политика.

Пример. Для снижения инфляции в период экономического бума Центральный банк повысил норму обязательных банковских резервов, что снизило активность банков.

Правильно названы два возможных направления влияния государства на денежную систему. Каждое направление проиллюстрировано конкретным примером деятельности государства.

3

Правильно названы два возможных направления влияния государства на денежную систему. Одно из них проиллюстрировано конкретным примером деятельности государства.

ИЛИ Правильно названо одно из возможных направлений влияния государства на денежную систему. Приведены два примера, конкретизирующих два разных направления деятельности государства

2

Правильно названы два возможных направления влияния государства на денежную систему. Примеры не приведены или приведены некорректные примеры.

ИЛИ Правильно названо только одно возможное направление влияния государства на денежную систему. Приведён корректный пример, иллюстрирующий приведённое направление деятельности государства.

1

Правильно названо только одно возможное направление влияния государства на денежную систему. Примеры не приведены.

ИЛИ приведены только примеры деятельности государства, направления не названы

ИЛИ ответ неверный

0

Максимальный балл

3

24. Автор пишет об опасности расширения государственных полномочий в экономической сфере. Используя обществоведческие знания, приведите три аргумента в поддержку этого тезиса.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1. Рост государственных полномочий приводит к нарушению рыночного равновесия.

2. Директивное решение большинства экономических вопросов приводит к снижению личной инициативы руководства и рабочих, их мотивации.

3. Результатом роста полномочий государства может быть национализация ряда предприятий и лишение прав собственности их владельцев.

4. В плановой экономической системе, когда полномочия государства в экономике особенно широки, многие предприятия используют ресурсы неэффективно, рентабельность производства падает.

5. Расширение полномочий государства может привести к росту коррупции.

Правильно названы три аргумента в поддержку тезиса

3

Правильно названы два аргумента в поддержку тезиса

2

Правильно назван только один аргумент в поддержку тезиса

1

Аргументы не приведены

ИЛИ ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «инфляция»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах инфляции в зависимости от темпов, и одно предложение, раскрывающее любое последствие инфляции.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: инфляция - это процесс обесценивания денег и снижения их покупательной способности, проявляющийся в росте общего уровня цен; (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение.)

2) одно предложение с информацией о видах инфляции в зависимости от темпов, например: В зависимости от темпов инфляции условно различают инфляцию умеренную (ползучую), галопирующую, гиперинфляцию; (Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о видах инфляции в зависимости от темпов.)

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знания курса любое последствие инфляции, например: В условиях инфляции замедляется экономический рост, поскольку фирмам становится недоступно приобретение новой, более совершенной техники.

(Может быть составлено другое предложение, раскрывающее с опорой на знания курса любое последствие инфляции.)

Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия и/или его аспектов.

Предложения, содержащие сущностные ошибки, не засчитываются при оценивании

Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия

3

Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием

задания составлено(-ы) предложение(-я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия.

ИЛИ Смысл понятия в целом раскрыт (отдельные неточности в ответе не искажают его по существу); в соответствии с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия

2

Правильно раскрыт только смысл понятия.

ИЛИ Смысл понятия в целом раскрыт (отдельные неточности в ответе не искажают его по существу); в соответствии с требованием задания составлено(-ы) предложение(-я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия

1

Смысл понятия в явном виде не раскрыт или раскрыт неверно при любом количестве других элементов ответа.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

26. Каким экономическим понятием характеризуются ситуацию, когда расходы государственного бюджета превышают его доходы? Приведите три примера действий государства для преодоления последствий этой ситуации.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1. Указан экономический термин

- дефицитный бюджет

2. Приведены три примера действий государства, для преодоления последствий этой ситуации, например:

- снизить государственные расходы, в том числе социальные расходы на образование, здравоохранение, военные расходы;

- повышение налогов на бизнес и население, что повысит доходную часть бюджета;

- повышение пенсионного возраста, что приведет к повышению сбора налогов и уменьшению социальных выплат государства;

- приватизация позволяет передать государственное имущество более эффективным собственникам, снизив расходы.

Могут быть приведены другие примеры действия государства для преодоления последствий это ситуации.

Правильно указан экономический термин и приведены три примера действий государства для преодоления последствий этой ситуации

3

Правильно указан экономический термин и приведены два примера действий государства для преодоления последствий этой ситуации

ИЛИ правильно приведены три примера действий государства для преодоления последствий этой ситуации

2

Правильно указан экономический термин и приведен только один пример действий государства для преодоления последствий этой ситуации

ИЛИ правильно приведены только два примера действий государства для преодоления последствий этой ситуации

1

Правильно указаны только экономический термин

ИЛИ Правильно приведены только один пример действий государства для преодоления последствий этой ситуации

ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

ИЛИ ответ неверный

0

Максимальный балл

3

27. Государство Z переживает экономический подъём. Промышленность в своём развитии опережает сельское хозяйство. Законом установлено господство государственной собственности. Какая экономическая система существует в государстве Z? По какому признаку Вы это установили? Назовите любые два иных признака этой экономической системы.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

- это командно-адмистративная экономическая система.

Доказательство: законом установлено господство государственной собственности

Могут быть приведены следующие признаки:

- централизованное ценообразование;

- директивное управление экономикой;

- отсутствие рыночных механизмов управления экономикой;

- плановое развитие.

Могут быть указаны и иные признаки, не искажающие смысла.

Правильно назван тип экономической системы, назван признак этой экономической системы, содержащийся в задании, правильно названы два иных признака этой экономической системы.

3

Правильно назван тип экономической системы, назван признак этой экономической системы, содержащийся в задании, правильно назван один иной признак этой экономической системы.

ИЛИ Правильно назван тип экономической системы, не назван или неверно назван признак этой экономической системы, содержащийся в задании, правильно названы два иных признака этой экономической системы.

2

Правильно назван тип экономической системы, назван признак этой экономической системы, другие признаки не названы

ИЛИ Правильно назван тип экономической системы, не назван признак этой экономической системы, правильно назван только один иной признак этой экономической системы

1

Не назван тип экономической системы (назван неверно) при любом количестве признаков

ИЛИ ответ неправильный.

0

Максимальный балл

3

28. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Особенности государственной экономической политики в условиях рынка». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

При анализе ответа учитывается: − наличие пунктов плана, обязательных для раскрытия предложенной темы; − корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме; − соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа. Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно - формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1. Государственная экономическая политика, её сущность и

основные направления.

2. Экономические цели государства:

а) обеспечение экономического роста;

б) обеспечение экономической безопасности;

в) обеспечение полной занятости;

г) оказание социальной помощи нуждающимся;

д) достижение экономической эффективности;

е) создание условий экономической свободы.

3. Важнейшие функции государства в условиях рыночной

экономики.

4. Основные экономические задачи государства:

а) защита основ рыночной экономики;

б) производство общественных благ;

в) учёт побочных последствий внешних эффектов производства и потребления;

г) разработка программ и финансирование помощи

нуждающимся.

5. Постепенный переход от административных к экономическим методам регулирования рынка:

а) особенности монетарной (денежно-кредитной) политики;

б) особенности фискальной (бюджетно-налоговой) политики.

6. Дискуссии о способах и масштабах вмешательства государства в экономику:

а) либеральная (классическая) школа А. Смита;

б) кейнсианское направление.

Возможны другое количество и (или) иные корректные

формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть

представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Отсутствие 2, 4 и 5 пунктов плана в данной или близкой по

смыслу формулировке не позволяет раскрыть содержание этой

темы по существу.

Структура

предложенного

плана

Наличие пунктов

плана, без которых

данная тема не может

быть раскрыта

по существу

Корректность

формулировок пунктов

плана

Баллы

Три или более

пункта, любые

два из которых

детализированы

в подпунктах

Два

Формулировки пунктов

плана корректны

и позволяют раскрыть

содержание темы

по существу

3

Два пункта

детализированы

в подпунктах.

ИЛИ

Три пункта,

любой один

из которых

детализирован

в подпунктах

Два

Формулировки пунктов

плана корректны

и позволяют раскрыть

содержание темы

по существу

2

ИЛИ

Три или более

пункта, любые

два из которых

детализированы

в подпунктах

Два

Формулировки пунктов

плана позволяют

в целом раскрыть

содержание темы,

отдельные неточности

в формулировках

не искажают плана

по существу

План по своей

структуре

является

простым

и содержит

не менее трёх

пунктов

Два

Формулировки пунктов

плана корректны

и позволяют раскрыть

содержание темы

по существу

1

ИЛИ

Три или более

пункта, любые

один-два

из которых

детализированы

в подпунктах

Один

ИЛИ

Три или более

пункта, любые

один-два

из которых

детализированы

в подпунктах

Два

В плане наряду

с корректными

формулировками

имеются ошибочные

позиции, искажающие

отдельные аспекты

раскрытия темы

Два пункта,

любой один

из которых

детализирован

в подпунктах

Два

Формулировки пунктов

плана корректны

и позволяют раскрыть

содержание темы

по существу

Два пункта,

один-два

из которых

детализированы

в подпунктах

Два

Формулировки пунктов

плана позволяют

в целом раскрыть

содержание темы,

отдельные неточности

в формулировках

не искажают плана

по существу

Все ответы, которые не соответствуют вышеуказанным критериям

выставления оценок в 1, 2 и 3 балла

0

ИЛИ

План представляет собой набор абстрактных формулировок,

не отражающих специфики содержания данной темы

Максимальный балл

3

С9.3 Экономика: «Спрос и предложение - это процесс взаимного приспособления и координации». (П. Т. Хейне)

С9.3 Экономика: «Бизнес - это сочетание войны и спорта» (А. Моруа)

С9.3 Экономика: «Налоги - это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе» (О. Холмс)

С9.3 Экономика: «Инфляция - золотое время для возврата долгов» (К. Мелихан)

С9.3 Экономика: «Нет ничего ошибочнее, чем мысль, что казнями можно регулировать цены или отучить от взяточничества» (В. Короленко).

С9.3 Экономика: «То, что государство дает, оно сначала должно забрать» (Д. Коул- ман)

Среди критериев, по которым оценивается выполнение задания 29, критерий

К1 является определяющим. Если экзаменуемый в принципе не раскрыл (или

раскрыл неверно) смысл высказывания и эксперт выставил по критерию

К1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется. По остальным критериям

(К2, К3) в протокол проверки заданий с развёрнутым ответом выставляется

0 баллов.

Критерии оценивания ответа на задание 29

Баллы

К1

Раскрытие смысла высказывания

Смысл высказывания раскрыт.

ИЛИ Содержание ответа даёт представление о его понимании

1

Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не даёт

представления о его понимании

0

К2

Характер и уровень теоретической аргументации

Наличие ошибочных с точки зрения научного обществознания

положений ведёт к снижению оценки по этому критерию на 1 балл

(с 2 баллов до 1 балла или с 1 балла до 0 баллов)

Избранная тема (в одном или нескольких аспектах по

усмотрению участника экзамена) раскрывается с опорой на

соответствующие понятия, теоретические положения,

рассуждения и выводы

2

В ответе приводятся отдельные относящиеся к теме, но не

связанные между собой и с другими компонентами

аргументации понятия или положения

1

Аргументация на теоретическом уровне отсутствует (смысл

ключевых понятий не объяснён; теоретические положения,

рассуждения и выводы отсутствуют).

ИЛИ Используются понятия, положения и выводы, не

связанные непосредственно с раскрываемой темой

0

К3

Качество фактической аргументации

Аргументы, содержащие фактические и смысловые ошибки, приведшие

к существенному искажению сути высказывания и свидетельствующие

о непонимании используемого исторического, литературного,

географического и (или) другого материала, не засчитываются при

оценивании

Факты и примеры, относящиеся к обосновываемому(-ым)

тезису(-ам), почерпнуты из различных источников:

используются сообщения СМИ, материалы учебных предметов

(истории, литературы, географии и др.), факты личного

социального опыта и собственные наблюдения.

Приведено не менее двух примеров из различных источников

(примеры из разных учебных предметов рассматриваются

в качестве примеров из различных источников)

2

Фактическая аргументация, относящаяся к обосновываемому(-ым)

тезису(-ам), дана с опорой только на личный социальный опыт

и житейские представления.

ИЛИ Приведены относящиеся к обосновываемому(-ым)

тезису(-ам) примеры из источника одного типа.

ИЛИ

Приведён только один относящийся к обосновываемому(-ым)

тезису(-ам) пример

1

Фактическая аргументация отсутствует.

ИЛИ Приведённые факты не соответствуют обосновываемому

тезису

0

Максимальный балл





© 2010-2022