Разработка урока Международное гуманитарное право кейс-технология

Урок проводися в 9 классе в разделе "Право".Он разработан на основе кейс-технологии,с учетом разнообразных методов и форм работы с обучающимися,что позволяет формировать разные виды УУД.Такая технологияусиливает мотивацию учащихся к учебной деятельности,повышает интерес к предмету,формирует самостоятельность в подготовке заданий,умение отстаивать свою позицию и адаптироваться в жизненных ситуациях. В ходе анализа предполагаемых сюжетов (коротких рассказов, сценок) дает возможность учащимся пораз...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока Международное гуманитарное право кейс-технологияРазработка урока Международное гуманитарное право кейс-технологияРазработка урока Международное гуманитарное право кейс-технологияРазработка урока Международное гуманитарное право кейс-технологияРазработка урока Международное гуманитарное право кейс-технологияРазработка урока Международное гуманитарное право кейс-технологияРазработка урока Международное гуманитарное право кейс-технологияРазработка урока Международное гуманитарное право кейс-технологияРазработка урока Международное гуманитарное право кейс-технологияРазработка урока Международное гуманитарное право кейс-технологияРазработка урока Международное гуманитарное право кейс-технологияРазработка урока Международное гуманитарное право кейс-технологияРазработка урока Международное гуманитарное право кейс-технологияРазработка урока Международное гуманитарное право кейс-технологияРазработка урока Международное гуманитарное право кейс-технологияОткрытый урок по обществознанию

Тема: «Международное гуманитарное право»

Учитель Рыкова Н.Д. НОУ школа «Радиант»

Дата проведения:

Класс: 9

Присутствовало на уроке:

Цель: в ходе анализа предполагаемых сюжетов (коротких рассказов, сценок) дать возможность учащимся поразмышлять над решением конкретных вопросов, связанных с выбором модели поведения в ситуации вооруженного конфликта, содействовать более глубокому пониманию основных форм и принципов международного гуманитарного права. Продолжить работу над формированием умения рассуждать, оперировать знаниями по конкретной проблематике, строить доказательство высказанной мысли, формировать понятийный аппарат.

КЕЙС-технология

Тип урока: закрепление изученного материала

Форма: сюжетно - ролевая игра.

Эпиграф: «Мертвые обязывают живых»
Основные этапы игры:
1. Подготовительный - распределение ролей, разбивка на группы, постановка заданий перед участниками, оснащение игры, подготовка ролей героями, экспертами.
2. Основной - «Война и международное право», мотивационная беседа, постановка целей, описание ситуации, постановка вопросов и действия для их разрешения.
3. Завершающий - подведение итогов.
Материально-техническое обеспечение: плакаты с изречениями: «Через гуманитарии к миру», «Мир да лад - Божья благодать» (русская пословица), «Когда гремит оружие законы молчат» (Цицерон), «На войне всякая идея человеколюбия - пагубное заблуждение, нелепость» (К. фон Клаузевиц); опорные схемы: «Международное гуманитарное право» (схема 1), «Международный Комитет Красного Креста» (схема 2), пособие «Международное право» (тексты для чтения, выдержки из документов.)ИНТЕРНЕТ-ресурсы(150-летие МККА:utube/ru/onlein)joutube/com «Ад на Земле», «Отечественная война(1941-1945гг.)
Понятия и термины: международное гуманитарное право, компромисс, военнопленные, гражданские лица, декларация, конвенция, военные преступления, геноцид, милосердие.
II Основной этап:
Учитель: Представляет участников: группа, герои ток-шоу (группа учащихся, которые хотели бы получить ответы на заранее подготовленные вопросы. В целях эмоционального восприятия вопросы включены в контекст небольших рассказов из жизни героев (в свете Женевских конвенций).
Эксперты (группа учащихся, которые хорошо знакомы с нормами международного права и готовят убедительный ответ, могут быть в ролях представителей делегатов МККК).
Остальные учащиеся могут высказывать свою точку зрения, дополнять выступления друг другу, могут рассказывать свою историю, сформулировать вопрос.
Учитель: «Война - это всегда экстремальная ситуация. Она часто ассоциируется с хаосом и произволом . Имеет ли смысл для нее установить какие - либо правила? Может быть лучше не допустить развязывания воин? «Через гуманитарию к миру» - звучит девиз Международного Комитета Красного Креста. И уже деятели эпохи просвещения выставляли гуманизм - как высшая форма милосердия.
Проблема: Какой смысл вложен в латинское выражение, ставшее эпиграфом урока?
Учитель: «А теперь послушаем рассказ героев о ситуации, которая имела место в вооруженных конфликтах международного характера».

Гаагское право

Право войны

Защищает права и определяет обязанности воюющих сторон в конфликте

Женевское право

Гуманитарное право

Охраняет интересы лиц, не принимающих участия в боевых действиях

принимающипринимающиеМЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО

Источники
Женевские конвенции 1949г., дополнительные протоколы к ним



Источники
Гаагские конвенции
1899 и 1907 гг.



Принципы

Запрет применения определенных средств
Нападение только на военные объекты
Запрет грабежей
Запрет использования бесчеловечных методов

Неприкосновенность личности Недопустимость дискриминации
Личная безопасность

Гуманность - основополагающий принцип международного гуманитарного права

МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОМИТЕТ КРАСНОГО КРЕСТА

Сущность
Защита жизни и здоровья людей, уважение к личности
Нет различий по признаку расы, национальности, религии и др.
Отказ от участия в военных действиях
Отказ от извлечения прибыли или выгоды
Открытость деятельности
Наличие только одного национального комитета в стране
Всемирный характер деятельности МККК

Принципы
Гуманность
Беспристрастность
Нейтральность
Независимость
Добровольность
Единство
Универсальность







Эмблема
Защитный и отличительный знак для обозначения персонала, учреждений, транспорта, пунктов оказания помощи
Злоупотребление эмблемой не допускается, вероломное ее использования квалифицируется как военное преступление







Ситуация 1-я: Сосед военврача

Мы с соседом часто вспоминаем военные будни: я служил в авиации, а он врачом в госпитале, возвращал раненых в строй. А тут такое рассказал! Однажды к ним в госпиталь доставили 2-х раненых пленных. Главврач наотрез отказался размещать их, потеряв на войне близкого человека. Потом их все-таки поместили в палату и стали готовить к операции. Мой сосед несколько часов не отходил от хирургического стола, от перенапряжения с ним случился сердечный приступ. А потом мед. сестрам и выговаривал за недостаточный уход на ними: перевязки, обезболивающее давать. Выслушал я его и даже здороваться с ним перестал, у меня в голове никак не укладывается : Как он мог так поступить?: шли жестокие бои, мы теряли наших бойцов, а он спасал жизни солдатам противника.
Прав ли был мой сосед?

Выступление эксперта- представитель ООН (ключ 1)

Ситуация 2: бывший военнопленный

Нас 3-х взяли в плен, сильно били, гноились раны. В памяти жива картина, когда в упор расстреляли 2-х из нашего взвода, хотя они бросили оружие и подняли руки вверх. В лагере я столкнулся еще с одним несчастьем: меня невзлюбил лагерный повар и отыгрывался на мне: как только я подносил в столовой ложку с мутной похлебкой ко рту, он нарочно опрокидывал миску, угрожающе что то бормотал на своем языке, похлебка текла по одежде, по полу и я оставался без еды. Я перестал ходить в столовую, предпочитая унижению смерть от голода.
Перед самым освобождением комендант лагеря объявил набор добровольцев для разминирования шоссе. Им обещали улучшить питание, выдать новые комплекты одежды и обуви. Во время разминирования 4-ро погибли и уже добровольцев не было. И тогда комендант, угрожая физическим наказанием, заставил участвовать в разминировании 5-ых военнопленных, в том числе и меня.
Можно ли считать то, с чем я столкнулся, считать нормальным обращением с военнопленными в период военных действий? Могут ли они быть иными?

Выступление эксперта- представитель ООН (ключ 2)

Ситуация 3: другой бывший военнопленный

Будучи в плену, я увидел впервые делегатов Международного Комитета Красного Креста. Руководство лагеря представило им возможность осмотреть лагерные помещения, встретиться с военнопленными, появилась возможность послать весточку семье на бланке красного креста. Они проявили подлинное внимание к рассказу о существующих условиях содержания военнопленных, но кое что осталось для меня непонятным: когда я пытался обсудить вопрос широкого освещения в СМИ, то понял, что скорее всего, широкая общественность про это не узнает.

Почему делегаты МККК, которые, как мне показалось, искренне хотели помочь военнопленным, не выразили готовность обсудить эти вопросы в СМИ?

Выступление эксперта - представитель МККК (ключ 3)

Ситуация 4: девушка 16 лет из зоны оккупации

На оккупационной территории я познала всю тяжесть присутствия вражеских войск. Дом мой сожгли, имущество отбиралось. Оккупанты постоянно подчеркивали свое превосходство, смеялись как обставлены наши дома, как мы одеваемся, говорим. Заставляли готовить еду и обстирывать, работать на заводе, где производилось топливо для их техники, насильно увозили в другую страну, за малейшее неподчинение расстреливали, устраивали казни прилюдно. Каждый пережил страх.(Презентация сюжета из документальной хроники)

Я хочу спросить, существуют ли правила обращения с мирными жителями на оккупированной территории? Пусть эти правила прозвучат. Может быть это напоминание защитить кого-нибудь в подобной ситуации?

Выступление эксперта - представитель ООН (ключ 4)

Ситуация 5: сценка «Разговор между членами семьи» во время налета авиации противника.

Ребенок(учащийся): Я боюсь, я не усну, они будут стрелять по нашему дому и мы погибнем. Пойдемте к тете она живет в большом доме, а дедушка еще возьмет с собой ружье.
Бабушка(учащийся): Не бойся сколько налетов мы уже пережили обойдется и сегодня. До укрытия идти далеко, а у меня болят ноги. Останемся дома.
Дедушка(учащийся): что им наши дома, авиация бьет по другим целям. На крыше можно расстелить две белые простыни и нарисовать красный крест. И не о чем беспокоиться.
Мать(учащийся): Давайте пойдем на завод, он выполняет важный заказ и хорошо защищен от налетов.

Учитель: Решите, исходя из норм международного права, кто прав и кто не прав в этом разговоре, почему? Как надо поступить?

Выступление эксперта (ключ 5) и обращение к схеме №2

Ключи к ответам экспертов

1. Военврач прав. Раненым, оказавшимся у противника, должна быть обеспечена защита, уважение, гуманное обращение. Им должны предоставить медицинскую помощь и уход. Врач выполнял свой долг.

2. Нет, нельзя. Сдавшийся в плен не должен быть объектом нападения, расстрел является военным преступлением. Права военнопленного нарушены: обращение должно быть гуманным, не допускается избиение, имел право на уважение своей личности и чести, должен быть защищен от оскорблений повара и насмешек. Нельзя использовать на разминировании без добровольного согласия, угрожать и запугивать, недостаточное питание, потребность в одежде и обуви - нарушение ст. 26 и 27 ЖЕНЕВСКОЙ КОНВЕНЦИИ.

3. Делегаты МККК посещают военнопленных, чтобы предоставить защиту (пытки, дурное обращение, улучшение условий содержание). Они придерживаются принципа конфиденциальности (сдержанности и осмотрительности о результатах посещения военнопленных). Для пресечения нарушений МГП обращаются к рекомендациям с целью напомнить об обязательствах по соблюдению норм МГП. Когда это оказывается бездейственным, МККК оставляют право публично выступить с таким осуждением вСМИ.

4. Да, такие правила существуют: гражданские лица, находящиеся на оккупированной территории, имеют право на гуманное обращение и защиту. Против гражданского населения запрещается бесчеловечное обращение, убийство, увечья, нанесение ущерба здоровью, незаконное выселение, присвоение имущества, принуждение гражданских лиц служить в вооруженных силах неприятеля. Запрещено надругательство на человеческим достоинством. Оккупационные власти могут направить на принудительные работы лиц, которым больше 18 лет, но не в работе, связанной с военными операциями.

5. Права девушка: необходимо идти в укрытие. Дом - гражданский объект, возникает опасность случайного попадания, в т.ч. и тетин дом. Бабушка подвергает опасности всю семью «авось-небось», мать - завод как важнейший военный объект, вероятность нападения на него велика, дедушка не прав: нельзя злоупотреблять красным знаком, он используется для персонала и транспорта медицинской службы вооруженных сил, брать ружье деду нельзя, он теряет статус гражданского лица.

III. Завершающий этап: дискуссией обобщающего характера по плакатам афоризмов.
Учитель: «Выскажите свое отношение к этим словам и прокомментируем проблемное задание».
Учитель подводит итог: Международное право содержит минимальные стандарты в области прав человека и его основных свобод. Государства обязаны принимать меры по соблюдению этих стандартов, оно не должно противоречить международно - признанным критериям.
Учитель комментирует домашнее задание: приведите примеры проявления гуманности вооруженных конфликтов? Поделитесь своими ситуациями. Подготовьте фото и видео фрагменты по возможности.

Рефлексия:
- Смогу ли я работать над составлением опорных схем?
- Помогли ли данные схемы лучше понять вопросы темы?
- Помогли ли основные принципы и нормы гуманитарного права оценить мне данную ситуацию?
Учитель делает вывод по итогам рефлексии.



© 2010-2022