Мастер-класс по подготовке к ЕГЭ по обществознанию

Раздел Обществознание
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мастер-класс

Федоровой Натальи Викторовны

учителя истории и обществознания

МБОУ «Черноземненская СШ»

Октябрь 2015г.



Методические приемы подготовки к ЕГЭ по обществознанию

Как показывают результаты ЕГЭ по обществознанию, экзамен позволяет выявить характер и степень усвоения каждым учеником определенного комплекса знаний по различным аспектам общественной жизни, а также уровень овладения комплексом общеучебных и предметных умений. Каждый ученик должен осознавать, что успешно сданный Единый Государственный Экзамен является залогом успешного и интересного будущего.

Известно, что система - это целое, состоящее из взаимосвязанных частей. В нашей школе такими взаимосвязанными частями являются ступени обучения учащихся. На каждой ступени учитывая возрастные и психологические особенности детей я применяю различные методы и формы работы.
Подготовка к ЕГЭ по обществознанию несколько отличается от подготовки к экзаменам по другим предметам. Обществознание - это социальная наука, претерпевающая изменения практически каждый день. В тестовых заданиях часто встречаются вопросы, проверяющие знания школьника о современной политической и социальной обстановке в мире. А школьная программа усложняется с каждым годом, и, для того чтобы знать обществознание на «отлично» уже недостаточно просто ознакомиться с материалом учебника: необходимо быть подкованным во многих социальных науках. Именно поэтому подготовка к экзамену по обществознанию должна строиться последовательно и систематично.
Подготовку к государственной (итоговой) аттестации можно разбить на 3 этапа.
Первый этап - это ликвидация пробелов в знаниях за предыдущие годы и подготовка базы для решения заданий первой части экзаменационной работы. Для этого с учащимися 10 классе на первой неделе сентября провожу безоценочный диагностический тест за курс 5-9 классов, который позволяет выявить проблемы. Цель проведения обязательно сообщается ученикам, что помогает правильно спланировать работу на ближайший период времени и выяснить наиболее западающие темы, что в дальнейшем упрощает планирование работы учителя. Учащиеся, которые не смогли справиться со своими заданиями, приглашаются на консультации во внеурочное время, где повторяется теоретическая база и решаются задания по этим темам.

Заранее выявляю, кто из учащихся уверенно выбирает ЕГЭ для аттестации, и предлагаю им план систематической самостоятельной подготовки к экзамену.
Начиню с анализа структуры экзаменационной работы и выделяю те темы, которые в нее включены. Затем подбираю учебные материалы, которые позволят учащемуся последовательно повторить курс обществознание.

Я считаю, что не следует начинать подготовку к экзамену с вариантов экзаменационных работ, ибо в них материал распределен в соответствии с целями экзамена, т.е. вразнобой, а не в соответствии со структурой и программой курса школьного обществознания. Именно поэтому следует придерживаться обычного оглавления действующих учебников и учебных пособий.
Перед непосредственной подготовкой к экзамену я подробно знакомлю учащихся с процедурой проведения государственной (итоговой) аттестации. Они должны усвоить не только организационные особенности тестирования, но и особенности содержания и оценивания экзаменационной работы.

Второй этап подготовки - это комплексное решение заданий первой части экзаменационной работы. Каждый ученик получает индивидуальный текст, составленный самостоятельно учителем или применяю готовые программ- тренажеры (одной из таких программ, используемых мной в процессе обучения и подготовки к итоговой аттестации, является программа «Сдаем Единый экзамен», разработанная ЗАО «1С» и включающая в себя нормативные документы по ЕГЭ, а также контрольно-измерительные материалы по многим школьным предметам, в том числе и по обществознанию) содержащие набор заданий, которые предусмотрены требованиями к обязательным результатам обучения. Решения подробно разбираю и комментирую. Если какое-то задание не вошло в комплект тренажеров то оно разбирается особенно тщательно, и я готовлю типичные примеры для более основательного усвоения.
Третий этап - завершающий этап подготовки. После отработки заданий первой части у учащихся сформирована база для более сложных заданий и можно приступать ко второй и третьей части тренировочных экзаменационных работ.
Одна из главных трудностей, с которыми сталкиваются сегодняшние выпускники при сдаче ЕГЭ - это не столько незнание содержания материала, сколько неумение работать с текстовым материалом разной типологии и разного уровня сложности. Работа с текстом на уроках обществознания, особенно в старшей школе, - является одним из основных видов моей работы. Текст на уроках должен становится стимулом для обсуждения различных проблем. Тексты для анализа подбираю как из учебной, так и из художественной литературы. Кроме того, использую тексты научного и публицистического стиля (газетные и журнальные статьи, фрагменты из справочников, энциклопедий). Нередко тексты подбирают сами школьники.

Обществоведческие дисциплины напичканы сложной терминологией, без знания которой невозможно сдать ЕГЭ с высокими показателями. Значит, нужно так организовать работу, чтобы дети постоянно тренировали свою память и учились грамотно манипулировать терминологией.

Для этого существует масса приёмов и методов: начиная от ведения школьниками терминологических словарей, поурочной работы с карточками, заданиями на сопоставление понятий и определений, словарными диктантами, работой у доски на знание понятий, заканчивая терминологическим лото, играми и пр. Здесь же дети должны учиться пользоваться терминами, составлять предложения с ними и приводить примеры

В 11 классе в начале каждого занятия провожу работу с терминами . Хорошо зарекомендовала себя работа с интернет ресурсами. Это, прежде всего, веб сайты для подготовки к ЕГЭ (uztest.ru, ege.ru); а также сайты, предназначенные для самостоятельной и исследовательской работы ( portfolio.1september.ru, school-collection.edu.ru и другие).

Если на уроках и дома дети не работают с тематическими заданиями, с заданиями на повторение материала, с текстовыми документами, с учебником, в конце концов, то рассчитывать на высокую результативность нельзя. Сегодня существует масса дидактической литературы, сборники задач, типовых экзаменационных вариантов под редакцией различных специалистов. Интересные методические разработки выложены учителями-предметниками в Интернет.

А начать непосредственно подготовку к экзамену с учащимися помогут советы.

СОВЕТЫ

1. Читайте очень внимательно условие каждого задания. Постарайтесь понять, о чем конкретно вас спрашивают, что нужно выполнить именно в данном задании. (Очень часто учащиеся не понимают вопроса, они подменяют вопрос конкретного задания тем, с которым чаще встречались в процессе обучения. Необходимо не просто вспоминать алгоритмы решения похожих по содержанию задач, но точно определить, что дано в условии, а что нужно найти)

2. Термины и понятия, факты, цифры, имена собственные, исторические события, названия законов также записывайте в специальную тетрадь. И учите наизусть.

3. Учите Конституцию РФ. Это пригодится и для ЕГЭ по обществознанию (задание 21 ЕГЭ 2015 года).

4. В части С есть задания, где требуется привести конкретные примеры для того или иного социального явления. Большинство заданий предполагает наличие широкого кругозора. Поэтому будьте в курсе текущих общественных событий. Интересуйтесь судьбой родной страны. Читайте новости в интернете. Смотрите новостные и исторические программы по телевизору.

5. Внимательно читайте вопросы в тестах. Обращайте внимание на слова «только», «прежде всего», «не». Они подскажут вам правильный ответ.

В своей работе на уроках я часто использую прием использования маркеров.

Маркер - это сущностный, родовой смысл понятия. Маркер - это смысловой ключ к понятию. Работая над определённым понятием в тесте, учащийся учится находить «слово - маркер» - главное смысловое слово. Оно является ключевым в работе над заданиями теста. Например:

- понятие - «индивидуальность» - маркер - «своеобразие».

- понятие - «индивид» - маркер - «типичное, общее».

- понятие - «суверенитет» - маркер - «независимость».

-Прием использования подчёркивания

Данный приём ведёт к глубокому усвоению обществоведческих понятий, а также позволяет учащимся успешно справляться с заданиями части С, требующими дать определение понятия и составить два предложения, раскрывающими сущность данного понятия; перечислить признаки Например: при работе с термином «право» учащимся предлагается :подчеркнуть главные слова. ( право- система обязательных правил поведения, принятых государством и обеспечиваемых силой государственного принуждения). представить данное определение в виде четырёх предложений (это и есть признаки права).

Анализ двух суждений (верно-неверно) оказывается достаточно сложным заданием, т.к. предполагает не только умение мыслить логически, но и простую наблюдательность и знание специфики самого предмета.

ЕГЭ по обществознанию включает в себя 36 заданий

Задания 28-36(С-1-С9) наиболее сложные и вызывают больше трудностей у обучающихся.

В 10-11 классе предлагаю каждому ученику завести отдельную тетрадь, где отмечать материал, который повторяли, фиксировать ошибки, которые допустил, словом, записывать все «удачи и поражения». В конце учебного года ученик увидит свой рост или проблему, над которой следует еще работать.
Никогда не прекращающееся повторение всего пройденного материала практикую во время ежеурочной «разминки», когда дети должны ответить на вопрос из любой пройденной темы. Такой вид работы помогает при повторении всех разделов обществознания.
Таким образом, системная подготовка учащихся к ЕГЭ по обществознанию невозможна без постоянной, вдумчивой, целенаправленной работы над каждым заданием ЕГЭ: тестирование, повторение терминов, написание творческих работ (эссе). Без четко спланированной, ежедневной работы учащимся будет трудно выполнить задания ЕГЭ, следовательно, надо упорно и на совесть трудиться, чтобы повысить уровень подготовки . Я убедилась в том, что работа по подготовке учащихся к ЕГЭ по обществознанию становится эффективной только в том случае, если выше перечисленные мероприятия приобретают систематический характер.

Наиболее сложная часть экзамена по обществознанию - эссе. Эссе - прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальное мнение по определенному вопросу. Такая форма проверки знаний задействуется не только в ЕГЭ по обществознанию, но и по другим учебным дисциплинам. Тем не менее, написание эссе вызывает наибольшие трудности у учащихся. Готовить детей к эссе можно так. После прохождения темы учащимся предлагаю дома написать эссе по одному из нескольких предложенных высказываний. Высказывания подбираю так, чтобы они соответствовали только что изученной теме, тогда работа над эссе превращается в интересный способ закрепления материала. Следующий урок начинаю с того, что 1-2 учащихся зачитывают перед классом свои эссе. Я, основываясь на установленных критериях оценки, вслух разбираю выступления и оцениваю их, к разбору эссе можно привлекать и учащихся. Критерий оценки должны примерно совпадать с критерием оценки эссе на ЕГЭ. Учить школьников писанию эссе необходимо начиная уже с 5 класса. Особую помощь в подготовке к его написанию оказывает работа с документами на уроках.

Требования, предъявляемые к эссе:

Эссе должно восприниматься как единое целое, идея должна быть ясной и понятной.

Эссе не должно содержать ничего лишнего, должно включать только ту информацию, которая необходима для раскрытия вашей позиции, идеи.

Эссе должно иметь грамотное композиционное построение, быть логичным, четким по структуре.

Каждый абзац эссе должен содержать только одну основную мысль.

Эссе должно показывать, что его автор знает и осмысленно использует теоретические понятия, термины, обобщения, мировоззренческие идеи.

Эссе должно содержать убедительную аргументацию заявленной по проблеме позиции.

Критерии оценивания эссе:

Раскрытие смысла высказывания - 1 балл

Представление и пояснение собственной позиции выпускника - 1 балл

Характер и уровень приводимых суждений и аргументов - 3 балла

Максимальный балл 5

Для подготовки к его написанию можно использовать технологию ПОПС, при которой ученик имеет готовый алгоритм учебных действий, выраженных первыми буквами сокращения ПОПС:

  • П-позицию (объясняет, в чем заключена его точка зрения, предположим, "Я считаю, что смертная казнь не нужна…");

  • О-обоснование (не просто объясняет свою позицию, но и доказывает, начиная фразой типа: "Потому что увеличивается количество тяжких преступлений, изнасилований, убийств…");

  • П-пример (при разъяснении сути своей позиции пользуется конкретными примерами, используя обороты типа: "Я могу подтвердить это тем, что рост преступности наблюдается за последние годы…";

  • С-следствие (делает вывод в результате обсуждения определенной проблемы, например, "В связи с этим (сохранением смертной казни, мы не наблюдаем уменьшения роста преступности…").

Самое главное, что дает применение данной технологии, ученики высказывают свою точку зрения, отношение к предложенной проблеме.

Урок написания эссе по обществознанию.

«Не быть жадным - уже есть богатство, не расточительным - доход». (М. Монтень)

Представьте себе, что это задание ЕГЭ по обществознанию. Экономика.

Введение. В этой части мы должны кратко и четко раскрыть суть проблемы, очертить рамки нашего исследования, а также перефразировать данное высказывание. Делаем это кратко, но емко:

На мой взгляд, это высказывание сродни поговорке: «Не тот богат, у кого много денег, а тот, у кого меньше потребностей». О чем же эти высказывания, в чем их суть? Каждый человек сам для себя определяет, богат он или нет, хотя порой его оценка складывается в результате сравнения с другими людьми.

В основной части выдвигаются тезисы, которые нужно подтвердить (или опровергнуть) примерами из литературы, истории или собственного опыта (последнее приветствуется в меньшей степени, но не запрещается).

Выдвигаем первый тезис и пример из литературы:

Жадному человеку всегда чего-то не хватает. Очень яркий пример подобного можно встретить у Гоголя в «Мертвых душах», где Плюшкину - всего мало. Его сундуки полны богатства, а сам он одевается и питается как нищий. В современной жизни все так же: кому-то не хватает денег на двухуровневую квартиру, и он считает себя бедным, а кто-то считает себя богатым, т.к. у него на столе каждый день есть хлеб.

Второй тезис:

Однако здесь есть и другая грань. Богатство - это не только отсутствие жадности, но и бережливость, рационализм и прагматизм. Разберем вторую половину фразы М. Монтеня: «не быть расточительным - доход». Доход - это совокупность всех получаемых человеком финансовых средств, необходимых для оплаты материальной стороны своей жизни. Расходы населения называются потреблением. Рациональный потребитель должен руководствоваться рациональной организацией своей жизни, эффективной производственной деятельностью, оптимизацией потребления.

Данный тезис представлен развернуто. В нем выдвигается сам тезис:«не быть расточительным - доход», и в качестве аргументации приводятся определения: «Доход - это…«, «…потреблением называется…«, за которыми следует установление взаимосвязей этих понятий в свете высказывания

В заключительной части

кратко излагаем мысль (которая является заданием) своими словами:

Если не быть рациональным потребителем, может сложиться ситуация, что расходы будут превышать доходы. И здесь финансовое состояние человека зависит не от количества богатства у человека, а от умения им распоряжаться.

Рекомендации по тому, как это положение применимо в жизни:

В истории немало было случаев, когда богатые дворяне свое состояние доводили до банкротства, но немало было крестьян, которые благодаря своему труду стали зажиточными. Или другой пример: Форд начал свою карьеру с первого автомобиля. Если бы деньги, полученные за него, он потратил только на текущие нужды, он никогда бы не смог основать компанию по выпуску автомобилей. Вложение первоначального капитала в дело стало основой его богатства. Поэтому я согласна с высказыванием М. Монтеня.

Еще пример. Работа ученицы 10 класса Дандрок Султание.

«Где законы могут быть нарушены под предлогом общего спасения, там нет конституции». Н. Мальбранш.

Закон - это общеобязательные правила, установленные государственной властью. Каковы же функции закона? Ведь человека наказывают не для того, чтобы унизить человеческое достоинство и подвергнуть его физическим страданиям. Главная функция закона - это воспитательная, т.е. она направлена на то, чтобы перевоспитать человека, нарушившего закон. Другая функция - равноответственность. Это означает, что перед законом все равны: президент, рабочий, бизнесмен, дворник и никто не смеет их нарушать. Я полностью согласна с мнением Мальбранша. Законы нельзя нарушать не под каким-либо предлогом и даже од предлогом общего спасения, иначе там нет конституции. А конституция - это нормативно- законодательный акт, обладающий высшей юридической силой. Например, конституция РСФСР 1918 года декларировала свободу слова, печати, однако на практике этого не осуществлялось. И следующий пример, в конституции 1936 года говорилось о диктатуре пролетариата, хотя на самом деле руководил аппарат ВЧК.

Эти примеры подтверждают мое мнение.



© 2010-2022