Разработка ПОУ по обществознанию Экзамен на гражданина России

Раздел Обществознание
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


















Разработка ПОУ по обществознанию Экзамен на гражданина России


Урок-игра по обществознанию


9 класс
























Цели:

  • Сформировать у учащихся общие представления о конституционных правах человека в России и символах государства

  • Сформировать у учащихся творческую активность, умение работать в команде

  • Развивать умение слушать окружающих и отстаивать собственное мнение

  • Воспитывать чувство уважения к Конституции как к основному закону государства

Задачи:

  • Повторить основные понятия

  • Отработать умение работать с документами, анализировать, делать выводы и обобщения, отстаивать свою точку зрения

Оборудование:

  • Конституция РФ

  • Герб России

  • Пакеты заданий для команд

  • Ватман, фломастеры для команд

Тип урока:

Повторительно-обобщающий

Форма урока:

Поэтапная игра







Ход урока.

Учитель.

Мы изучили темы, освещающие очень важные для каждого вопросы, «Государство. Гражданин», «Право». Нам необходимо обобщить и систематизировать те знания, которые мы получили.

Наш урок будет проходить в форме игры. Правила игры, которую мы назовем «Экзамен на звание Гражданина России», таковы:

  • Участниками игры являются команды по 5 человек;

  • Задание первого этапа - творческое. Оценивается не ваши способности к рисованию, а точное отражение в рисунке содержания статьи о правах человека: 2 балла жюри, по 1 баллу - команды- соперницы;

  • Каждый правильный ответ, который дает команда на втором этапе, оценивается в 2 балла, если в ответе будет сделана ссылка на статью Конституции; если ответ дан правильно, но статья не названа, - 1 балл;

  • В конкурсах третьего и четвертого этапа - 11 и 13 баллов соответственно. Именно 11 ошибок в задании о Гербе, и 13 слов надо вписать вместо пропусков в Гимне;

  • Задания 5 этапа оцениваются следующим образом: первое - 5 баллов, второе - 8 баллов.

  • В состав жюри входят незаинтересованные лица из числа учителей истории.

  • Члены команды, набравшей большее количество баллов, получают оценку «5», второе и третье места - «4».

С правилами познакомились. Приступаем к игре.

Первый этап - «Рисуем право»

Два человека из команды должны в рисунке передать смысл одного из прав, предоставляемых человеку и гражданину Конституцией РФ. Команды-соперницы должны угадать право (по 1 баллу), если отгадывают члены жюри - 2 балла. А в это время остальная команда работает над выполнением остальных заданий

Второй этап - «Разминка»

Ваша команда должна ответить на вопросы по статьям Конституции России (главы 1,2). На выполнение этого задания дается 10 мин. Начали!

Третий этап - «Наш герб»

В течение 3 минут команда должна найти 11 ошибок в тексте, зачеркнуть неправильные слова и сверху привести правильный вариант описания герба.

Четвертый этап - «Знатоки гимна»

Перед вами текст Гимна России. Вы должны восстановить его, вставив пропущенные слова. Помните, время ограничено - 3 мин.

Пятый этап - «Права и обязанности в нашей жизни»

Ваша команда должна выполнить следующие задания.

Шестой этап - подведение итогов.

Члены команды, набравшей большее количество баллов, получают оценку «5», второе и третье места - «4».

Первый этап - «Рисуем право»

Два человека из команды должны в рисунке передать смысл одного из прав, предоставляемых человеку и гражданину Конституцией РФ. Команды-соперницы должны угадать право (по 1 баллу), если отгадывают члены жюри - 2 балла. А в это время остальная команда работает над выполнением остальных заданий

Ст. 19 п.3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и

равные возможности для их реализации.

Ст. 26 п.1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и

указанию своей национальной принадлежности.

Ст.27 п.1. Каждый, кто законно находится на территории Российской

Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место

пребывания и жительства.

Ст.37 п. 5. Каждый имеет право на отдых.

Ст.38 п.3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Ст.43 п.1. Каждый имеет право на образование.

Ст.58. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду,

бережно относиться к природным богатствам.

Второй этап - «Разминка»

Ваша команда должна ответить на вопросы по статьям Конституции России (главы 1,2)

Вопрос

Ответ

Ст.

Конст.

Балл.

1

Какое название более правильно - «Российская Федерация» или «Россия»?

2

На какие три ветви подразделяется власть в России?

3

С какого возраста на гражданина России распространяются основные права и свободы?

4

Чем отличаются права мужчин и женщин?


5

В каких случаях допускаются арест и заключение под стражу?

6

Какое разрешение требуется человеку, чтобы беспрепятственно исповедовать ту или иную религию?

7

Что, согласно Конституции России, является высшей ценностью для государства?

8

Какая партия имеет больше прав - «Единая Россия» или ЛДПР?

9

Имеет ли право беспрепятственного въезда в Россию ее гражданин, если он прожил за границей более 5 лет?

10

Если ребенок и родители выразили письменное согласие в отказе от учебы, то основное общее образование не обязательно?

11

С какого возраста гражданин России может самостоятельно осуществлять свои права в полном объеме?

12

Забота о детях и их воспитание - это право или обязанность родителей?

13

Гражданин Тахохов решил создать партию, выступающую за превращение РСО-Алания в независимое государство. Права человека его партия ущемлять не собирается. Будет ли разрешена такая партия?

14

Гражданин Коцоев, отдыхая у себя дома после тяжелого рабочего дня, включил музыку на полную громкость. На замечания соседей он отвечал, что, согласно Конституции имеет право на отдых. Что мог бы возразить знающий Конституцию участковый, вызванный соседями?

15

Гражданка Тадеева заманила на дачу двух бомжей и, заперев их в подвале, заставила их шить женские халаты, которые потом продавала. Свой поступок она объяснила тем, что просто помогала бомжам реализовать их право на труд, поскольку за работу они получали пищу и крышу над головой. Нарушены ли были права человека?


Третий этап - «Наш герб»

В течение 3 минут команда должна найти 11 ошибок в тексте, зачеркнуть неправильные слова и сверху привести правильный вариант описания герба.

Современный герб России

Описание:

Государственный герб Российской Федерации представляет собой изображение золотого двуглавого льва, помещенного на золотом геральдическом столе; надо львом - три исторические шляпы Петра Великого (над головами - две малые и над ними - одна большего размера); в лапах льва - ложка и вилка; на груди льва на синем щите - великан, поражающий копьем пчелу.

Золотой двуглавый лев на золотом поле сохраняет историческую преемственность в цветовой гамме гербов конца XV - XVII века. Изображение великана, поражающего копьем пчелу - один из древних символов борьбы добра с красотой, света с солнцем, защиты Отечества. Восстановление двуглавого льва как Государственного герба России олицетворяет неразрывность и преемственность отечественной истории. Сегодняшний герб России - это новый герб, но его составные части глубоко традиционны; он и отражает разные этапы отечественной истории, и продолжает их в третьем тысячелетии.




Четвертый этап - «Знатоки гимна»

Перед вами текст Гимна России. Вы должны восстановить его, вставив пропущенные слова. Помните, время ограничено - 3 мин.

Россия - ________________ наша держава,

Россия - ___________________наша страна.

Могучая ________________, великая слава -

Твое __________________ на все времена!

Припев:

Славься, Отечество наше __________,

Братских народов союз ___________,

Предками данная _______ народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

От __________морей до _________ края

Раскинулись наши леса и поля.

Одна ты на ____________! Одна ты такая -

Хранимая Богом родная земля.

Припев.

Широкий простор для _____________ и для жизни

Грядущие нам открывают года.

Нам силу дает наша _____________ Отчизне.

Так было, так есть и так будет ___________ !








Пятый этап - «Права и обязанности в нашей жизни»

Ваша команда должна выполнить следующие задания.


  1. Какие из перечисленных обязанностей закреплены в Конституции России?

  1. Соблюдать законы;

  2. Платить налоги;

  3. Состоять в рядах какой-либо политической партии;

  4. Быть членом профсоюза;

  5. Участвовать в выборах;

  6. Защищать Отечество;

  7. Сохранять природу и окружающую среду;

  8. Бережно относиться к памятникам истории и культуры;

  9. Извещать власти о фактах нарушения Конституции.

Запишите верный ответ:


  1. Приведите в соответствие группы и конкретные права и свободы граждан, провозглашенные в Конституции РФ.

Права и свободы граждан России

Группы

1

Право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей

А

Гражданские права и свободы

2

Каждый имеет право на образование

Б

Политические права и свободы

3

Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность

В

Экономические права и свободы

4

Труд свободен; каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию

Г

Социальные права и свободы

5

Каждый имеет право на жилище

6

Каждый имеет право на жизнь

7

Право частной собственности охраняется законом

8

Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей в иных случаях, установленных законом


Ответ.

А

Б

В

Г




Приложения.

Первый этап.

Ст. 19 п.3.

Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.



Ст. 26 п.1.

Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.

Ст.27 п.1.

Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.


Ст.37 п. 5.

Каждый имеет право на отдых.




Ст.38 п.3.

Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях




Ст.43 п.1.

Каждый имеет право на образование.


Ст.58.

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.


Второй этап.

Второй этап - «Разминка»

Ваша команда должна ответить на вопросы по статьям Конституции России (главы 1,2)

Вопрос

Ответ

Ст.

Конст.

Балл.

1

Какое название более правильно - «Российская Федерация» или «Россия»?

Названия равнозначны

Ст. 1

п.2

2

2

На какие три ветви подразделяется власть в России?

Законодательная, исполнительная, судебная

Ст. 10

2

3

С какого возраста на гражданина России распространяются основные права и свободы?

Принадлежат ему от рождения

Ст.17

2

4

Чем отличаются права мужчин и женщин?

Мужчины и женщины имеют одинаковые права

Ст. 19

п. 3

2

5

В каких случаях допускаются арест и заключение под стражу?

допускаются только по судебному решению

Ст.22 п.2

2

6

Какое разрешение требуется человеку, чтобы беспрепятственно исповедовать ту или иную религию?

Никакого

Ст.28

2

7

Что, согласно Конституции России, является высшей ценностью для государства?

Человек, его права и свободы

Ст. 2

2

8

Какая партия имеет больше прав - «Единая Россия» или ЛДПР?

равны

Ст.13 п.3

2

9

Имеет ли право беспрепятственного въезда в Россию ее гражданин, если он прожил за границей более 5 лет?

Да

Ст.27

П.2

2

10

Если ребенок и родители выразили письменное согласие в отказе от учебы, то основное общее образование не обязательно?

Обязательно

Ст.43

п. 4

2

11

С какого возраста гражданин России может самостоятельно осуществлять свои права в полном объеме?

С 18 лет

Ст.60

2

12

Забота о детях и их воспитание - это право или обязанность родителей?

Право и обязанность

Ст.38 п.2

2

13

Гражданин Тахохов решил создать партию, выступающую за превращение РСО-Алания в независимое государство. Права человека его партия ущемлять не собирается. Будет ли разрешена такая партия?

Нет, т.к. призывает к нарушению целостности государства.

Ст.13

п. 5

2

14

Гражданин Коцоев, отдыхая у себя дома после тяжелого рабочего дня, включил музыку на полную громкость. На замечания соседей он отвечал, что, согласно Конституции, имеет право на отдых. Что мог бы возразить знающий Конституцию участковый, вызванный соседями?

Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Ст.17

п. 3

2

15

Гражданка Тадеева заманила на дачу двух бомжей и, заперев их в подвале, заставила их шить женские халаты, которые потом продавала. Свой поступок она объяснила тем, что просто помогала бомжам реализовать их право на труд, поскольку за работу они получали пищу и крышу над головой. Нарушены ли были права человека?

Да. Принудительный труд запрещен.

Ст.37 п.2

2

Третий этап.

Третий этап - «Наш герб»

В течение 3 минут команда должна найти 11 ошибок в тексте, зачеркнуть неправильные слова и сверху привести правильный вариант описания герба.

Современный герб России

Описание:

Государственный герб Российской Федерации представляет собой изображение золотого двуглавого льва (орла), помещенного на золотом (красном) геральдическом столе (щите); над львом - три исторические шляпы (короны) Петра Великого (над головами - две малые и над ними - одна большего размера); в лапах льва - ложка и вилка (скипетр и держава); на груди льва на синем (красном) щите - великан (всадник), поражающий копьем пчелу (дракона).

Золотой двуглавый лев на золотом поле сохраняет историческую преемственность в цветовой гамме гербов конца XV - XVII века. Изображение великана, поражающего копьем пчелу - один из древних символов борьбы добра с красотой (со злом), света с солнцем (тьмой), защиты Отечества. Восстановление двуглавого льва как Государственного герба России олицетворяет неразрывность и преемственность отечественной истории. Сегодняшний герб России - это новый герб, но его составные части глубоко традиционны; он и отражает разные этапы отечественной истории, и продолжает их в третьем тысячелетии.


Четвертый этап

Четвертый этап - «Знатоки гимна»

Перед вами текст Гимна России. Вы должны восстановить его, вставив пропущенные слова. Помните, время ограничено - 3 мин.

Россия - _______священная______________________ наша держава,

Россия - _________любимая____________________ наша страна.

Могучая ______воля____________, великая слава -

Твое ____достоянье_______________ на все времена!

Припев:

Славься, Отечество наше __свободное____________________,

Братских народов союз ______вековой_________________,

Предками данная ____мудрость____________ народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

От ____южных______________ морей до ___полярного_______________ края

Раскинулись наши леса и поля.

Одна ты на ___свете__________! Одна ты такая -

Хранимая Богом родная земля.

Припев.

Широкий простор для ___мечты____________ и для жизни

Грядущие нам открывают года.

Нам силу дает наша ___верность____________ Отчизне.

Так было, так есть и так будет ___всегда____________!

Пятый этап

Пятый этап - «Права и обязанности в нашей жизни»

Ваша команда должна выполнить следующие задания.


  1. Какие из перечисленных обязанностей закреплены в Конституции России?

  1. Соблюдать законы;

  2. Платить налоги;

  3. Состоять в рядах какой-либо политической партии;

  4. Быть членом профсоюза;

  5. Участвовать в выборах;

  6. Защищать Отечество;

  7. Сохранять природу и окружающую среду;

  8. Бережно относиться к памятникам истории и культуры;

  9. Извещать власти о фактах нарушения Конституции.

Запишите верный ответ: 1,2,6,7,8




  1. Приведите в соответствие группы и конкретные права и свободы граждан, провозглашенные в Конституции РФ.

Права и свободы граждан России

Группы

1

Право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей

А

Гражданские права и свободы

2

Каждый имеет право на образование

Б

Политические права и свободы

3

Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность

В

Экономические права и свободы

4

Труд свободен; каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию

Г

Социальные права и свободы

5

Каждый имеет право на жилище

6

Каждый имеет право на жизнь

7

Право частной собственности охраняется законом

8

Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей в иных случаях, установленных законом


Ответ.

А

3,6

Б

1

В

4,7

Г

2,5,8








© 2010-2022