Рабочая программа по обществознанию 8 класс

 Данная рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и Программы основного общего образования по обществознанию Л.Н.Боголюбова. Курс «Введение в обществознание» интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся старшего подросткового возраста. Он содержит обус...
Раздел Обществознание
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 26» НГО


РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДено

Школьным методическим объединением

Протокол № _____ от ____________ 20 г

зам.директора по УВР

………… . Л.А. Гринченко


Директор МБОУ «СОШ №26»

…………… М.М. Караулан


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО КУРСУ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ


8 класс



Составитель:

Иванова Людмила Сергеевна

учитель истории и обществознания

II квалификационной категории





Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и Программы основного общего образования по обществознанию Л.Н.Боголюбова.

Курс «Введение в обществознание» интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся старшего подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.

Изучение обществознания направлено на достижение следующих целей:

- развитие личности в ответственный период социального взросления человека, её

познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной

позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления,

способности к самоопределению и самореализации;

- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к

социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям,

закреплённым в Конституции РФ;

- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для

социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно

оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в

социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;

- формирование опыта применения полученных знаний для решений типичных задач в

области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной

деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми

различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной

деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

Раздел «Личность и общество» - опирается на представление о человеке как биосоциальном существе, включённом в жизнь природы, малой группы, больших социальных общностей, в экономику, политику, культуру, общество в целом. При этом человек характеризуется и как субъект общественных отношений, специфически проявляющий себя в многообразных взаимосвязях с другими людьми, и как индивидуальность, самостоятельно определяющая свой жизненный путь, постоянно оказывающаяся перед нравственным выбором в различных жизненных ситуациях. Человек и человеческие отношения рассматриваются с точки зрения гармонизации жизненных установок и целей человека с требованиями, предъявляемыми ему со стороны тех природных и социальных образований, в которые он включён.

В теме «Сфера духовной культуры» с опорой на психологию, этику, философскую антропологию раскрываются важные сущностные признаки, отличающие человека от других живых существ. Важно, что изучение возможностей, потребностей, способностей и интересов человека совпадает у учащихся с возрастом, когда каждый ставит перед собой вопросы: кто я? Каков я? Кем я буду? и т. п. Содержание темы позволяет приобщить учащихся к вопросам самопознания, самоопределения.

В теме «Экономика» учащиеся знакомятся с одной из основных сфер общественной жизни (экономической), изучают многообразные общественные связи и отношения человека в сфере экономики, получают представление о процессах, происходящих в современном мире в данной сфере. При этом они осознают, что благополучие человека зависит не только от состояния экономики в целом, но и от собственной активности. Целесообразно привлекать текущую информацию, позволяющую раскрывать изучаемые положения на актуальных примерах.

Тема «Социальная сфера» посвящена весьма значимым для старших подростков проблемам межличностных отношений, общения. Здесь даётся взгляд на общество сквозь призму представлений различных малых групп, первичных коллективов, в которых реализует свой потенциал каждая личность. Тема не ограничивается семейным кругом, а даёт возможность обсуждать отношения и между сверстниками, и между представителями разных поколений. В данной теме целесообразно идти от житейского опыта школьников, осмысливая его в ходе дискуссий, ролевых игр и других активных форм обучения, которые помогают развивать и обогащать практику учащихся, совершенствовать их компетентность в психологии общения. Большие возможности даёт эта тема и для обсуждения актуальных молодёжных проблем - моды, культуры поведения, выбора собственной линии во взаимодействии с живущими рядом людьми.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 34 учебных часов, из расчёта 1 час в неделю.

Рабочая программа предусматривает наряду с традиционными нетрадиционные формы организации образовательного процесса: проблемные уроки, дискуссии, круглые столы, презентации, аукционы, брейн - ринги, КВН, уроки-путешествия и др.; предусматривает использование различных современных технологий обучения (интерактивное обучение с использованием ИКТ), что способствует развитию коммуникативных навыков, развитию критического мышления.

Рабочая программа предусматривает формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, тестирование, обобщающие уроки, а также применение следующих форм контроля: индивидуальной, фронтальной, групповой; видов и приёмов контроля: письменный, устный, практический, составление планов, таблиц, схем, сочинения, исторические диктанты, беседы, рассказы, устное тестирование и др.


В результате изучения обществознания ученик должен: знать/понимать:

- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

- сущность общества как формы совместной деятельности людей;

- характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

уметь:

- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки;

человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие

черты и различия;

- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействие

общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и

государства);

- приводить примеры социальных объектов определённого типа; социальных отношений;

ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в

различных сферах;

- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической

рациональности; типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;

- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме, используя различные

носители (СМИ, учебный текст и т.д.), различать в социальной информации факты и

мнения;

-- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей.

Распределение учебного материала

Модуль (ГЛАВА)

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

Введение

1 час

Личность и общество

4 часа

Сферы духовой культуры

8 часов

Экономика

13 часов

Социальная сфера

5 часов

Повторение (уроки резерва)

3 часа

Итого:

34 часа





Требования к уровню подготовки учащихся

Знать/понимать

-социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

-сущность общества как формы совместной деятельности людей;

-характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Уметь

-описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

- приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

- решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

-общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

-нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

-реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей

-первичного анализа и использования социальной информации;

-сознательного неприятия антиобщественного поведения.







СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

РАЗДЕЛ I. ЧЕЛОВЕК. ПРИРОДА. ОБЩЕСТВО

Введение (1 час)

Гуманизм как принцип отношения к окружающей действительности и поведения человека. Гуманный человек и гуманное общество.

Тема 1. Личность и общество (4 часа)

Природное и общественное в человеке. Мышление и речь - специфические свойства человека. Способность человека к творчеству. Деятельность человека, её виды. Игра, учеба, труд. Сознание и деятельность. Познание человеком мира и самого себя. Потребности человека: материальные и духовные, подлинные и мнимые. Интересы человека; их знание и учёт - условие гуманного отношения к людям. Возможности человека: физические и интеллектуальные, скрытые и реализованные. Выдающиеся достижения людей в различных областях деятельности. Необходимость и способы познания своих возможностей. Способности человека: ординарные и выдающиеся. Талант, гениальность - степень развития способностей. Сила воли, ее значение и воспитание. Характер - устойчивые индивидуальные особенности человека, сплав врожденного и общественного. Формирование характера, воспитание и самовоспитание. Мораль и гуманизм. Основополагающие нормы морали, «золотое правило нравственности». Ценности и идеалы человека. Человек и культура. Культура подлинная и мнимая. Культура потребления и культура творчества. Приобщение к национальной и мировой культуре - необходимое условие человеческого существования. Духовность и бездуховность. Человек, личность, индивидуальность. Вечное стремление человека к поиску ответов на вопросы: Кто я? Зачем я? Что будет после меня? Жизнь и смерть. Смысл жизни.

Тема 2. Сфера духовной культуры (8 часов)

Общая характеристика межличностных отношений. Отношения деловые и личные. Симпатия и антипатия, сотрудничество и соперничество, взаимопонимание в межличностных отношениях. Групповые нормы и санкции. Коллектив подлинный и мнимый. Коллективизм, индивидуализм, конформизм. Свобода личности и коллектив. Товарищество и дружба как межличностные отношения. Юношеский идеал друга. Несовместимость дружбы с эгоизмом, себялюбием и своекорыстием. Любовь - сложнейшее человеческое чувство. Любовь и другие чувства - интерес, влюбленность. Особенности юношеской любви. Необходимость бережного отношения к дружбе и любви. Межличностные отношения в семье. Семейные роли. Психологический климат семьи. Семейный долг, семейная забота. Семья как источник счастья человека. Этикет, его роль в общении между людьми. Вежливость, такт, приличие, деликатность в поведении людей. Значение самовоспитания в формировании культуры общения и поведения. Юность - пора активного социального взросления. Расширение сферы межличностных отношений в юности. Мечты и жизненные планы. Проблема самореализации. Решение вопросов: кем быть? Каким быть?

Тема 3. Экономика (13 часов)

Экономика и ее роль в жизни общества. Общественные потребности. Ограниченность ресурсов. Факторы производства. Рыночная экономика. Деньги. Конкуренция. Спрос и предложение. Предприятие. Роль государства в экономике. Потребление. Собственность.

Тема 4. Социальная сфера (5 часов)

Содержание, формы и культура общения. Особенности общения со сверстниками и взрослыми людьми. Конфликтные ситуации и способы их разрешения. Культура дискуссии. Что такое малая группа. Многообразие малых групп. Самочувствие человека в малой группе. Групповой эгоизм. Роли человека в группе. Лидеры и аутсайдеры. Групповые нормы и санкции. Коллектив подлинный и мнимый. Коллективизм, индивидуализм, конформизм. Свобода личности и коллектив. Товарищество и дружба как межличностные отношения.





УМК

1. Обществознание. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений\ (Л. Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.); под ред. Л. Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой; Рос. акад. наук,, Рос. акад. образования, изд - во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2010.

2. Обществознание. Поурочные разработки. 8 класс: пособие для учителей для общеобразоват. учреждений\ (Л. Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.); под ред. Л. Н. Боголюбова; Рос. акад. наук,, Рос. акад. образования, изд - во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2010.

3. Обществознание. 8 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений\(О.А. Котова, Т.Е. Лискова), изд - во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2010.




Критерии оценки

Предполагается проведение тестирования; письменные контрольные работы по итогам полугодия; письменные проверочные работы, рефераты.

Подобные формы контроля позволяют проверить теоретические знания и практические навыки учащихся, уровень усвоения материала и умение пользоваться полученными знаниями, что и является основными целями данного курса.

Система оценки достижений учащихся.

Оценка «5» - дается четкий, развернутый ответ на поставленный вопрос, все ключевые понятия темы, даются определения и описания, нет фактических неточностей, речь правильная, включаются факты, поддерживающие детали.

Оценка «4» - большинство ключевых понятий и фактов хорошо определяются, описываются, есть небольшие фактические неточности, речь правильная.

Оценка «3» - определяется и описывается около половины ключевых понятий, проблем и фактов. Около половины объема информации правильной, остальная неверная, неточная или отсутствует.

Оценка «2» - определяется незначительное количество (либо отсутствует полностью) ключевых понятий, проблем, фактов, в основном информация неверная или не относится к поставленному вопросу.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В 8 КЛАСС (34 часа)

№ урока

тема раздела, урока

кол-во

часов




дата

проведения


Методическое обеспечение и ЦОРы

Тип урока

д/з

1

Введение

1

учебник, схемы

Изучение нового материала

Глава I. Личность и общество 4 часа

2

Быть личностью

1

proshkolu.ru/user/Akiva/file/944678/

презентация

изучение нового материала

3

Общество как форма жизнедеятельности людей

1

учебник, схемы

комбинированный

4

Развитие общества

1

учебник схемы

комбинированный

5

Повторительно - обобщающий урок

1

Учебник

схемы

обобщающе - повторительный

Глава II. Сферы духовой культуры 8 часов

6

Сфера духовной жизни

1

учебник, схемы,

комбинированный

7

Мораль

1

19591957.ucoz.ru/publ/uchebnyj_kurs_po_obshhestvoznaniju/chelovek_i_obshhestvo/5

опорный конспект

комбинированный

8

Долг и совесть

1

учебник, схемы

комбинированный

9

Моральный выбор - это ответственность

1

Мультимедиа, схемы

комбинированный

10

Образование

1

19591957.ucoz.ru/publ/uchebnyj_kurs_po_obshhestvoznaniju/chelovek_i_obshhestvo/5

опорный конспект

комбинированный

11

Наука в современном обществе

1

19591957.ucoz.ru/publ/uchebnyj_kurs_po_obshhestvoznaniju/chelovek_i_obshhestvo/5

опорный конспект

комбинированный

12

Религия как одна из форм культуры

1

19591957.ucoz.ru/publ/uchebnyj_kurs_po_obshhestvoznaniju/chelovek_i_obshhestvo/5

опорный конспект

комбинированный

13

Обобщение по теме «Сферы духовной культуры».

1

Мультимедиа, схемы

повторительно - обобщающий

Глава III. Экономика 13 часов

14

Экономика и е роль в жизни общества

1

uchportal.ru/load/143-1-0-4138

презентация

комбинированный

15

Главные вопросы экономики

1

sc109.ru/content/experiment/ulianova2/sist.ppt

презентация

комбинированный

16

Собственность

1

pedsovet.su/load/130-1-0-12057?lvj2mC

практикум

комбинированный

17

Рыночная экономика

1

19591957.ucoz.ru/publ/uchebnyj_kurs_po_obshhestvoznaniju/ehkonomika/6-2-2

опорный конспект

комбинированный

18

Производство - основа экономики

1

учебник, схемы

комбинированный

19

Предпринимательская деятельность

1

power-p.ru/load/obshhestvoznanie/predprinimatelskaja_dejatelnost/11-1-0-392

презентация

комбинированный

20

Роль государства в экономике

1

ant-m.ucoz.ru/load/obshhestvoznanie/prezentacija/rol_gosudarstva_v_ehkonomike/5-1-0-7

презентация

комбинированный

21

Распределение доходов

1

afanaseva.ucoz.ru/microec/ec-30.ppt

презентация

комбинированный

22

Потребление

1

учебник, схемы

комбинированный

23

Инфляция и семейная экономика

1

proshkolu.ru/user/3nfhnf1948ujl/file/1439878/

презентация

комбинированный

24

Безработица, её причины и последствия

1

proshkolu.ru/user/mvvas/file/1280231/

презентация

комбинированный

25

Мировое хозяйство и международная торговля

1

19591957.ucoz.ru/publ/uchebnyj_kurs_po_obshhestvoznaniju/ehkonomika/6-1-2

опорный конспект

комбинированный

26

Обобщение по теме «Экономика»

1

учебник, схемы

обобщающе - повторительный урок

Глава IV. Социальная сфера 5 часов

27

Социальная структура общества

1

19591957.ucoz.ru/publ/uchebnyj_kurs_po_obshhestvoznaniju/socialnye_otnoshenija/7

презентация

комбинированный

28

Социальные статусы и роли

1

19591957.ucoz.ru/publ/uchebnyj_kurs_po_obshhestvoznaniju/socialnye_otnoshenija/7

презентация

комбинированный

29

Нации и межнациональные отношения

1

19591957.ucoz.ru/publ/uchebnyj_kurs_po_obshhestvoznaniju/socialnye_otnoshenija/7

презентация

комбинированный

30

Отклоняющееся поведение

1

19591957.ucoz.ru/publ/uchebnyj_kurs_po_obshhestvoznaniju/socialnye_otnoshenija/7

презентация

комбинированный

31

Обобщение по теме «Социальная сфера»

1

учебник, схемы

Обобщающе - повторительный урок

32

Итоговое повторение

1

учебник, схемы

Обобщающе - повторительный урок

33

Итоговое повторение

1

Мультимедиа, схемы

Обобщающе - повторительный урок

34

Итоговое повторение

1

учебник, схемы

Обобщающе - повторительный урок



© 2010-2022