Мораль и право

Тема: Мораль и правоЦели урока:- образовательные – знакомство учащихся с основными категориями морали - «добро» и «зло», дать определение понятиям «мораль» и право, аморальный поступок- развивающие – формировать навыки работы с текстом, с таблицами, умение осуществлять сравнительный анализ и обобщать материал, развивать логическое мышление;- воспитательные – воспитание нравственных качеств, сформировать у учащихся представления о моральных и аморальных качествах человека и умение различать их в ...
Раздел Обществознание
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мораль и правоМораль и правоМораль и правоМораль и правоМораль и правоМораль и правоМораль и правоМораль и правоПояснительная записка

Учитель: Оконешникова Татьяна Сергеевна

Урок: Обществознание

Класс: 6

Программа А.И. Кравченко «Обществознание», учебник А.И. Кравченко 6 класс

Тема: Мораль и право

Цели урока:

- образовательные - знакомство учащихся с основными категориями морали - «добро» и «зло», дать определение понятиям «мораль» и право, аморальный поступок

- развивающие - формировать навыки работы с текстом, с таблицами, умение осуществлять сравнительный анализ и обобщать материал, развивать логическое мышление;

- воспитательные - воспитание нравственных качеств, сформировать у учащихся представления о моральных и аморальных качествах человека и умение различать их в реальной жизни; подвигнуть к желанию творить добро и приносить радость людям.

Тип урока: урок изучения нового материала

Планируемые результаты:

Предметные:

  • знание понятия «мораль» (нравственность), отличия и общие признаки морали и права

  • анализировать, оценивать информацию об изучаемом явлении из жизни общества

Личностные:

  • расширение представлений учащихся о регуляторах поведения человека и общества получение учащимися опыта работы в группах, навыков самоанализа своей деятельности;

Метапредметные :

  • формировать общественные (сотрудничество и соревнование) и индивидуальные (заинтересованность, веру в собственные возможности) мотивы. Развивать интеллектуальные способности

  • анализировать источники, обрабатывать его результаты

  • умение отбирать информацию, формулировать мысль, представлять результаты учебной деятельности (краткие записи, таблица);

Средства обучения: учебник, презентация, пакет с рабочими материалами, проектор, экран

Формы: фронтальный опрос, объяснение, работа с источником, практическая работа, самостоятельная работа, групповая работа, беседа

По учебному плану на изучение предмета «Обществознание» в 6 классе отводится 1 час в неделю, всего 35 часов в год.

Тема «Мораль и право», изучается 1 час, относится к разделу «Духовная сфера», на изучение данного раздела дается 7 часов.

На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся.

В содержание урока включены элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли ученики с помощью учителя.

Урок построен в рамках системно - деятельностного подхода. С целью реализации на уроке системно - деятельностного подхода на данном уроке используются следующие технологии, методы:

  • Проблемно - поисковый метод

  • Технология критического мышления,

  • объяснительно - иллюстративный метод

Технология критического мышления реализируется приемом «Кластер»

Проблемно - поисковый метод реализируется частично - поисковым приемом.

Объяснительно - иллюстративный метод реализируется в следующих средствах обучения:

  • рассказ

  • лекция

  • дополнительное пособие


















Описание урока

Урок построен по следующим этапам:

  1. организационный

  2. актуализация темы

  3. изучение нового материала

  4. закрепление

  5. рефлексия

  6. домашнее задание

Организационный. Учитель распределяет учеников по группам, проверяет готовность к уроку

Актуализация опорных знаний. Предлагает вниманию учащихся отрезок из фильма Л.Гайдайа «Операция Ы и новые приключеня Шурика» (ситуация в автобусе, когда мужчина не уступает место беременно женщине в начале фильма)

Изучение нового материала. Ученики самостоятельно выводят тему и цели урока. Для этой цели учитель задает направляющие вопросы исходя из заданного текста и жизненных ситуаций учащихся. Учитель организует работу со словарем. Учащимся дается задание найти со словарей определения основных понятий темы.

Учащимся раздается Притча о двух волках Используется частично - поисковый прием, при котором учащиеся получают вопросы, на которые необходимо найти ответы или небольшие задания поискового характера. Из прочитанного материала ученики приходят к выводу, что добро и зло присутствуют в каждом человеке.

Учащиеся анализируют поступки героев фильма и исходя из поступков Шурика составляют образ морального человека, работа идет по группам. Так же из поступков Феди учащиеся приходят к выводу, что требования права более жесткие.

Из выше анализированного ученики самостоятельно выводят различия права и морали, с помощью составления кластера. Данный прием предполагает выделение смысловых единиц и их графическое оформление. В центре кластера обозначается тема, вокруг нее - крупные смысловые единицы темы.

Закрепление. Раздается Мозаика с рисунками ситуациями проявления моральных, аморальных и правовых поступков. Используется частично - поисковый прием. Учащиеся находят проявления моральных, аморальных, правовых ситуаций.

Рефлексия. Организуется работа в группах, составляют «Правила стать моральным человеком». Раздается индивидуальный лист успешности ученика для самооценки

Домашнее задание. Находят поговорки и пословицы о добре и зле.

Технологическая карта

Название этапа

Цель этапа

Деятельность Учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

1

Организационный

этап

Мотивация к учебной деятельности

Приветствует учеников.

Распределяет по группам

Возникновение у учащегося внутренней потребности включения в учебную деятельность

Личностный: самодисциплина

2

Актуализация опорных знаний

Готовность и осознание потребности к построению нового способа действия

Предлагает вниманию учащихся отрезок из фильма Л.Гайдайа «Операция Ы и новые приключеня Шурика» (ситуация в автобусе, когда мужчина не уступает место беременно женщине в начале фильма) (приложение 1)

Какая ситуация видна в этом отрезке фильма? Про поступок героя фильма, что бы вы сказали? Какой он?

Внимательно смотрят фильм.

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свое мнение о поступке героя ильма. Выходят к теме урока «Мораль и право»

Личностные:

Умение излагать свои мысли, делать выводы.

Метапредметные: способность к рассуждению,

умение выделить главное и второстепенное

3

Изучение нового материала

Сформулировать тему урока. Поставить цель урока.

Направляет к теме урока. Формулирует цели урока:-что такое мораль, право -аморальный поступок -признаки морали и права


Развивать умение учащихся работать с понятиями

литературы, умение отвечать на поставленные вопросы

Дает понятие о том, что бывают моральные и аморальные поступки. Дает задание найти определение слова мораль и право из толкового словаря. (определения должны быть примерно такими: мораль-нравственные правила поведения, основанные на представлениях о добре и зле, справедливости, чести и т.д. Право- система общеобязательных правил поведения, установленных государством.) (приложение2 опорный конспект задание 1. Слайд 2)

Направляет учащихся тому, что основывается на добре и зле. Для этого дает Притчу о двух волках (приложение3. Слайд 4)

Задает вопросы по отрывку фильма:

Могут ли учащиеся назвать поступок Шурика моральным? Почему он так поступил, какими качествами он обладает? Направляет на выведение образа морального человека(приложение2 задание 2 заполнить рисунок Ромашка)

Называют свои ассоциации к понятию моральный поступок

Отвечают на вопрос учителя.

Из толкового словаря находят слова мораль, право. Записывают определение на листе с опорным конспектом



Читают текст. Приходят к итогу, что в каждом человеке есть и зло и добро и, что человек сам решает кем быть. Приходят к выводу , что есть добрые и злые люди

Разбирают поступок Шурика, его качества и выводят образ морального человека. Заполняют пустые лепестки «Ромашки»

Личностные:

Умение понимать смысл поставленных вопросов. Формирование самостоятельности и уверенности в своих знаниях.

Метапредметные:

Умение находить информацию, выделять главное, сравнивать, анализировать, делать выводы.

Предметные:

Закрепление понятия мораль, право, аморальный поступок


Развить умение анализа и сравнения.

Задает вопрос о том почему, мужчина, Федя уступил место слепому, а беременной женщине нет.

Дает задание составить кластер признаки право и мораль, которое показывает различия этих понятий.(приложение2 задание 3. Слайд 5, слайд 6)

Ученики анализируют и и приходят к выводу, что этого требование, закон.

Ученики составляют кластер.

Предметный: знание различия морали и права.

Метапредметные: умение отбирать информацию, формулировать мысль, представлять результаты учебной деятельности (краткие записи, таблица)

закрепление

Полученную информацию применить на практике

Раздается Мозаика с ситуациями проявления моральных, аморальных и правовых поступков. (приложение4)

Собирают мозаику и выбирают к какому понятию относится та или иная мозаика.

Личностные:

Умение организовать, контролировать и оценивать свою деятельность. Предметные: умения различать мораль от права

Рефлексия

Соотнесение цели урока и результата

Составьте правила «Как стать нравственным человеком»

Составляют правила и выступают перед классом.

Личностный: самодисциплина

Домашнее задание

Нарисовать собственный символ правосудия

Найти поговорки и пословицы о добре и зле.


Приложение1

Прилагается видеозапись отрывок из фильма «Операция Ы другие приключения Шурика»

Приложение 2

План конспект на тему «Мораль и право»

Задание 1

  1. мораль - это

  2. право - это

  3. аморальный поступок - это

Задание 2 подобрать качества морального человека Задание 3 составить кластер признаки морали и права

Признаки

Мораль право

Моральный человек







Приложение 3

Учащиеся читают и узнают какие качества характеризуют добро и зло.

«Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину: в каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает?

Старик улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь»

Приложение 4

Собрать мозаику для закрепления понятий мораль, право, аморальный поступок

Мораль и правоМораль и правоМораль и право
Мораль и право

Мораль и правоМораль и правоМораль и право

Приложение 5

Лист успешности

Учени______ ___ класса

Ф.И._______________________________________

Критерии оценивания

Справился

Частично справился

Не справился

Фронтальная проверка

Заполнение опорного конспекта

Работа в группах

итого


Я сегодня узнал

Мне было интересно

Мне понравилось работать в группе

Мне было трудно



Я оцениваю свою работу на уроке «____»



© 2010-2022