«Человек и экономика»

Цели урока:  Образовательная – проверить уровень усвоения материала в соответствии со стандартом знаний по теме «Экономическая сфера общества», закрепить умения анализировать аргументировано  доказывать, различные точки зрения. Развивающая - активизировать изучение учащимися экономических понятий и  явлении, связанных с рыночными отношениями. Воспитательная - уметь применять знания экономических понятий  в. Жизни, социализация личности  учащихся«Методические приемы: работа в группах, интерактивный опрос, работа по карточкам, разбор ситуаций, творческих заданий. Форма: урок-соревнование. ать&/ ;&h }нтировано  доказывать, различные точки зрения. Развивающая - активизировать изучение учащимися экономических понятий и  явлении, связанных с рыночными отношениями. Воспитательная - уметь применять знания экономических понятий  в. Жизни, социализация личности  учащихся»
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Человек и экономика»

Цели урока:

Образовательная - проверить уровень усвоения материала в соответствии со стандартом знаний по теме «Экономическая сфера общества», закрепить умения анализировать аргументировано доказывать, различные точки зрения.

Развивающая - активизировать изучение учащимися экономических понятий и явлении, связанных с рыночными отношениями.

Воспитательная - уметь применять знания экономических понятий в. Жизни, социализация личности учащихся»

Методические приемы: работа в группах, интерактивный опрос, работа по карточкам, разбор ситуаций, творческих заданий.

Форма: урок-соревнование.

Учебно-методический комплект:

v плакаты по теме "Экономика"/ 4-5/,

v вопросы на планшетах,

v задания командам на карточках

v памятки-правила «мозгового штурма»

v алгоритм работы с газет

v оценочный лист

v алгоритм рецензирования ответа/для экспертов/,

v кроссворд», бумага для работы, ручки,

v рабочие тетради по обществознанию.

КОНСПЕКТ УРОКА «ЧЕЛОВЕК И ЭКОНОМИКА»

Ход урока:

1.0рганизационный момент, постановка целей-2 мин.

2. Конкурсы.

3 .Подведение итогов урока-2 мин.

Эпиграф: "Для того, чтобы поднять государство с самой низкой ступени. варварства до высшей ступени. благосостояния, нужны лишь МИР, ЛЕГКИЕ НАЛОГИ, ТЕРПИМОСТЬ В УПРАВЛЕНИИ..

Адам Смит1776 ГОД.

1. Вступительное слово учителя:

Прочитать эпиграф и добавить, что нужны еще знания экономики. Сегодня мы повторам тему "Экономическая сфера общества", проверим СВОИ силы в решений различных экономических задач, закрепим умения анализировать экономические понятия и явления в прессе, попытаемся составить семейный бюджет, одним словом, проверим ваши возможности применять знания экономики в разных жизненных ситуациях,

Занятое мы проводим в форме урока-соревнования между 3~мя группами учащихся 8 кл.

У нас есть эксперты: учащиеся 10 кл. Их задача -следитъ за временем, отмечать кто быстрее поднимет руку для ответа на вопрос, оценивать правильность и полноту ответа, отмечать результаты в оценочном листе.

В каждой группе есть капитан команды: его функция поднимать руку при готовности команды отвечать, он может ответить сам на вопросы или назначить кого-либо из команды.

1 КОНКУРС «Блиц - турнир»

Участвуют все команды одновременно. Ведущий учитель задает вопросы по всей теме. Отвечает та команда, капитан которой первым поднял руку. Ответы на вопросы должны быть правильными, четкими, полными. Один ответ- один (1) балл.

1. Дайте определение: экономика это…(Сфера жизнедеятельности людей охватывающая производство, распределение и потребление матер. благ)

2. Назовите ресурсы или факторы производства...(Земля, труд, каиитал)

З. Перечислите главные вопросы экономики (Что, как и для кого производить)

4. Назовите типы экономических систем (Традиционная, административно-командная, рыночная).

5. Охарактеризуйте рыночную экономику (Нерегулируемый спрос, нерегулируемое предложение, свободная цена).

6. Механизм, соединяющий производителя товаров с потребителями (Рынок).

7. .Каковы основные функции денег (Функция стоимости, обращения, накопления)

8. Что такое "государственный бюджет? (Финансовый план, в котором сопоставляются доходы и расходы).

9. «Стратегия экономического развития Мурманской области на период до 2015 года» - что вы знаете об этом документе? (Это долговременный план развития экономики Мурманской области)

10. Обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц в государственный и местный бюджеты (Налоги).

11. Какая сфера экономики отсутствует на рынке? (Обмен)

12. Назовите точку пересечения кривых спроса и предложения на графике. (Равновесная цена).

Подведение итогов "Блиц- турнира": эксперты определяют количество баллов у каждой команды, технический помощник заносит их в оценочный лист на доске.

2 КОНКУРС «Мозговой штурм»

Каждая команда получает задание на листах бумаги, где можно напасать ответ. Время обсуждения вопросов : 3 мин., оценка-3балла.

Второе задание каждой команде- внимательно прослушать ответы команд и дополнить его или задать вопрос по теме задания. За дополнение-3 балла.

Задание 1 команде: составить схему экономических связей своей семьи с обществом.

Задание 2 команде: Написать саморекламу (резюме) в газету с целью поиска работы.

Задание 3 команде: Как вы распорядитесь бюджетом семьи. в 12 тысяч руб?

Подведение итогов конкурса: эксперты определяют лучший ответ, оценивают лучшее дополнение или вопрос. Технический помощник заносит результат в оценочный лист или таблицу на доске.

3 КОНКУРС «Читая прессу»

Каждая команда получаем газету со статьей, в которой необходимо выявить экономическую проблему или вопрос, составить рассказ по теме статьи, дать анализ экономический проблемы, поднятой в статье.

Время подготовки- 4 минуты.

Оценка конкурса - 4балла.

Эксперты дают оценку выступлениям, техн. помощник заносит на доску результат.

4 КОНКУРС «Предпринимательство»

Все команды получают задание: за 2 минуты придумать максимальное количество возможных вариантов предпринимательской деятельности. Оценка конкурса- 3 балла, листки с записями сдаются зкспертам, оцениваются, пока идет следующий конкурс.

5 КОНКУРС «Кроссворд»

Команды получают кроссворды на ватмане и отгадывают 3 мин. Выигрывает та команда, которая первой и правильно выполнит это задание. Оценка конкурса - 4 балла (если не отгадан весь кроссворд - баллы снижаются по 16» за 1 вопрос).

6 КОНКУРС «Задания на карточках»

Команды получают задание на карточках, подготовка - 1мин, отвечает капитан или член команды.

Оценка конкурса - 3 балла.

Подведение итогов конкурсов занесение в оценочный лист и таблицу на доске.

Подведение итогов урока.

Итак, мы провели урок-конкурс "Человек и экономика".Вы показали знания основных понятий, явлений экономической жизни, умение разбираться в разных в экономических ситуациях. Мы и дальше будем изучать экономическую сферу общества и надеюсь эти знания пригодятся вам в жизни. Урок закончен. Всем спасибо.

Дидактические материалы.

Кроссворд.

По горизонтали: 1. Соперничество между продавцами и между

покупателями при покупке - продаже ресурсов и продуктов.

По вертикали: 1. Все, что принимается в уплату за товары и услуги. 2. Все, что затрачивается в процессе производства товаров и услуг. З. Финансовый план, в котором подводится итог расходов и доходов за определенный период времени. 4. Стоимость товара или услуги, выраженная в деньгах. 5. Превышение расходов над ожидаемыми доходами 6. Продажа одного и того же товара за границей по цене, болеенизкой чем на отечественном рынке.7. Период роста цен и падение покупательной способности населения.

ЗАДАНИЕ: Объясните (прочитайте) информацию на товарном (фискальном) чеке. Почему он так называется?

ЗАДАНИЕ: Каим образом следует учитывать закон спроса и предложения, если вы решили открыть свою парикмахерскую? Какую роль в сфере бизнеса играет реклама?

ЗАДАНИЕ: Что такое управление и кто такой менеджер? Чем он отличается от капиталиста?

Алгоритм работы со статьей.

1. Прочитайте название статьи

2. Ознакомьтесь с содержанием статьи

3. Выделите главную проблему, событие или явление, о котором идет речь в статье.

4. Определите причину проблемы или явления.

5. Каков путь решения проблемы?

6. Каковы последствия и решения данной проблемы, явления, события?

7. При чтении статьи используйте справочную литературу.

Правила мозгового штурма.

1. Стремитесь решить проблему, а не демонстрировать свои знания

2. Чем больше выдвинуто предложений, тем более вероятны новые идеи.

3. Приветствуются все дополнения и пояснения

4. Тщательно, но коротко, формулируйте свои мысли.

5.

Текст 1" О различных видах государственных расходов

В. Петти (1623-1687) - английский экономист

Государственными расходами являются расходы на оборону государства на суше и на море, расходы на обеспечение мира как внутри страны, так и вне ее...

Другой статьей государственных расходов является содержание правителей, главных и подчиненных...

В эту же графу могут быть отнесены расходы по отправлению правосудия как в делах частных лиц друг с другом, так и между государством и обществом в целом и отдельными членами его...

Следующей статьей являются расходы на школы и университеты... Школы и колледжи существуют, правда, в настоящее время большей частью лишь на пожертвование частных лиц... Но было бы несомненно отнюдь не плохо, если бы они задались целью оказать всякую мыслимую помощь людям, наделенным от природы самым выдающимся и острым умом, направленным на изучение природы во всех ее проявлениях. В этом случае они должны были бы содержаться за счет государства...

Следующей статьей является содержание сирот, найденных и покинутых детей... а также всякого рода немощных людей и, кроме того., таких, которые нуждаются в получении работы...

Последней статьей расходов могут явиться расходы на дороги, судоходные реки, водопроводы, мосты, порты и другие предметы, нужные для блага пользования всех.

Вопросы и задания:

1. О каких видах государственных расходов вы узнали из документов XVII в.? Сравните их с расходами современного государства.

2. Обсудите в классе каждую статью государственных расходов с позиции ее значения для общества в целом, отдельного человека.

3. Привлекая текст учебника, предложите ваши варианты распределения доходов современного российского государства.

Текст 1. О происхождении и употреблении денег

А. Смит (1723-1790) - шотландский ученый-экономист

Как только повсеместно устанавливается разделение труда, лишь весьма малая доля потребностей каждого человека может быть удовлетворена продуктом его собственного труда. Значительно большую часть их он удовлетворяет обменом того излишка продуктов труда, который остается после удовлетворения его потребностей, на излишки продукта труда других людей, в которых он нуждается.

...Каждый разумный человек.., должен был стараться так устроить свои дела, чтобы постоянно наряду с особыми продуктами своего собственного промысла иметь некоторое количество такого товара, который, по его мнению, никто не откажется взять в обмен на продукты своего промысла.

...В варварском состоянии общества таким общим орудием обмена... был скот... В Абиссинии обычным средством торговли и обмена служит соль; на берегах Индии таким средством служат раковины особого вида, в Нью-Фаундленде - сушеная треска, в Виргинии - табак,,

Однако во всех странах люди... сочли в конце концов необходимым дать предпочтение для этой цели металлам,,. Металлы не только можно сохранять с наименьшею потерею... их можно также делить без всяких потерь на любое количество частей, которые потом опять могут быть легко сплавлены в один кусок,,. Древние спартанцы употребляли в качестве средства обмена железо, древние римляне пользовались для этого медью; золотом и серебром пользовались все богатые и торговые народы.

Вопросы и задания:

1. Что, по мнению автора, послужило причиной возникновения обмена между людьми?

2. Какие товары в разные времена служили общим средством обмена?

3. Почему люди отдали предпочтение металлу как средству обмена и обращения?

4. Оцените значение и роль денег как всеобщего орудия торговли, при посредстве которого товары обмениваются или покупаются.

Текст 2. Как рынок регулирует производство В. Я. Данилов-Данильян - современный российский экономист Рынок таким образом регулирует затраты и результаты, что в обобщенном выражении они оказываются примерно пропорциональными для каждого целесообразного производства. Если у какого-то производителя результаты обгоняют затраты, то, по классической схеме, в эту сферу деятельности устремляются другие. Это приводит к росту предложения, падению цен на соответствующую продукцию, и устанавливается стандартное соотношение между затратами и результатами. Если же, наоборот, где-то затраты начинают обгонять результаты, то такой производитель разоряется, закрываются принадлежащие ему производства. То, что нерентабельно,- не выживает, то, что сверхрентабельно,- становится областью применения новых сил, равновесие затрат и результатов восстанавливается в обоих случаях. Эта классическая схема, разработанная еще А. Смитом, не всегда точно отражает реальные процессы, но в принципе остается верной.

Вопросы и задания:

1. Объясните, опираясь на текст, каким образом рынок регулирует затраты и результаты производства. Охарактеризуйте поведение производителя в условиях рынка. От чего зависит получение прибыли?

2. Известный австрийский экономист Йозеф Шумпетер называл механизм вытеснения рынком старых товаров, технологий, идей, не приносящих прибыль, и замены их новой системой созидательным разрушением. Подумайте почему.

3. Обсудите причины и следствия созидательного разрушения для экономики.

4. Оцените роль рынка как регулятора производства.

Текст 3. Действие механизма рыночных цен

Ф. Хайек (1899-1992) - австрийский экономист, лауреат Нобелевской премии

Поскольку никакой мыслимый центр не в состоянии всегда быть в курсе всех обстоятельств постоянно меняющихся спроса и предложения на различные товары и оперативно доводить эту информацию до сведения заинтересованных сторон, нужен какой-то механизм, автоматически регистрирующий все существенные последствия индивидуальных действий и выражающий их в универсальной форме, которая одновременно была бы и результатом прошлых и ориентиром для будущих индивидуальных решений.

Именно таким механизмом является в условиях конкуренции система цен, и никакой другой механизм не может его заменить. Наблюдая движение сравнительно небольшого количества цен, как наблюдает инженер движение стрелок приборов, предприниматель получает возможность согласовывать свои действия с действиями других. Существенно, что эта функция системы цен реализуется только в условиях конкуренции, т. е. лишь в том случае, если отдельный предприниматель должен учитывать движение цен, но не может его контролировать.

Вопросы и задания:

1. Каким образом в условиях конкуренции отдельные производители согласовывают свои действия с действиями других?

2. Объясните, опираясь на текст и материалы учебника, действие механизма рыночных цен как координатора поведения основных участников рынка.

3. Как вы думаете, почему ученый называет рыночную цену товара «результатом прошлых и ориентиром для будущих индивидуальных решений» производителей?

4. Охарактеризуйте значение и роль равновесной (рыночной) цены в реализации принципа «невидимой руки» рынка, раскрытого в материалах учебника.

Текст 4. Проблема выбора в экономике

Из коллективного труда российских, ученых

Большинство ситуаций таковы, что нужно выбрать лучшую альтернативу из возможных. Лучшую, естественно, для того, кто выбирает... Если вам предстоит построить мост и есть несколько вариантов места для его строительства, то никак невозможно выбрать два варианта, ибо нужен только один мост.

По принципу «все или ничего» может быть принято совсем немного решений,,. Бизнесмен может сочетать ограниченный бюджет на газетную рекламу с широко развернутой кампанией рекламы по почте, а правительство может отложить постройку некоторых школ с целью отремонтировать дороги с интенсивным движением. Каждое из этих решений представляет собой компромиссный выбор - частично отказаться от чего-либо, чтобы получить что-то другое в более полной мере.

Одними из наиболее ясных примеров проблемы выбора являются решения, принимаемые в связи с проблемами защиты окружающей среды. Например, больной астмой, инженеры, политики и экологи могут спорить о допустимых нормах загрязнения атмосферы, однако стоимость полного устранения атмосферного загрязнения очень высока. В результате принятые правительством допустимые нормы являются компромиссными с учетом противоположных интересов данных групп людей.

Вопросы и задания:

1. Как данный текст помогает понять проблему ограниченности ресурсов и выбора в экономике? Почему, выбирая одно, людям приходится отказываться от другого?

2. Что вы узнали о компромиссном выборе? В чем он заключается?

3. Приведите примеры принятия решения вами или другими на основе экономического выбора.



© 2010-2022