- Преподавателю
- Обществознание
- Рабочая программа по обществознанию 11 класс
Рабочая программа по обществознанию 11 класс
Раздел | Обществознание |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Черёмушкина Л.В. |
Дата | 02.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Ильинская общеобразовательная школа I-III ступеней
Сакского районного совета Республики Крым
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по обществознанию
Среднее общее образование базовый уровень 11 класс
2014-2015 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа по обществознанию разработана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, программы общеобразовательных учреждений по обществознанию 6-11 классы. Авторы: Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова, А. И. Матвеев, Москва «Просвещение», 2009 год.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса.
Учебник:
Обществознание : учебник для учащихся 11 кл. общеобразоват. учреждений : базовый уровень / Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л.Ф.Иванова ; под ред. Л. Н. Боголюбова. - М.: Просвещение, 2014.
В соответствии с базисным учебным планом, количество часов: всего - 68 (из расчета 2 часа в неделю).
Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, тестирование, обобщающие уроки.
Реализация рабочей программы способствует:
- развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
- освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений; эти знания необходимы для воздействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;
- овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в жизни гражданского общества и государства;
- формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, в сферах гражданской и общественной деятельности, в межличностных отношениях, в отношениях между людьми разных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Требования к уровню подготовки
В результате изучения обществознания ученик должен:
знать/понимать:
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания;
уметь:
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
- извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации, осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.
Класс
Часы в неделю
Часы за год
Содержание разделов
Количество часов
11
2
2
2
2
68
Экономическая жизнь общества
Социальная сфера
Политическая жизнь общества
Итоговое повторение
25 часов
16 часов
22 часа
5 часов
кАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ на 2014-2015 учебный год (68 ч.)
№
п/п
Тема урока
Кол-во
часов
Тип урока
Элементы содержания
Требования
к уровню подготовки
обучающихся
Вид
контроля.
измерители
Домашнее
задание
Дата
проведения
план
факт
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Глава 1. Человек и экономика (25 часов)
1
§ 1. Роль экономики в жизни общества
1
Изучение нового
материала
Индивидуальная работа.
Человек и экономика. Экономика и политика. Экономика и социальная структура общества
знать основные положения.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения
Выборочное оценивание.
§ 1, с. 5-15;
задания
с. 15
2-3
§ 2
Экономика: наука
и хозяйство
2
усвоение нового учебного материала.
закрепление нового материала Индивидуальная, групповая работа.
Что изучает экономическая наука. Экономика и экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности
знать, с чем связано появление экономической науки; что изучают макроэкономика и микроэкономика; как можно измерить и определить ВВП.
Понимать, каковы основные проблемы экономической науки, назвать и охарактеризовать их.
Уметь объяснять, что необходимо для того, чтобы объекты природы были преобразованы в предметы потребления, какова роль экономической деятельности в этом процессе; объяснять, какими способами можно увеличить объем производимой продукции при имеющихся ограниченных ресурсах
Самостоятельная работа.
§ 2
Таблица
4-5
§ 3. Экономический рост
и развитие
2
усвоение нового учебного материала.
закрепление нового материала Индивидуальная, групповая работа.
Понятие экономического роста. Факторы экономического роста. Экстенсивный и интенсивный рост. Экономическое развитие. Экономический цикл
знать, что такое «порочный круг бедности».
Понимать, что такое экономический рост страны и как он измеряется; чем экономический рост отличается от экономического развития; как государство может воздействовать на экономический цикл.
Уметь называть факторы экстенсивного и интенсивного роста; объяснять, чем отличаются кризисы XIX в. от кризисов XX в.
Выборочное оценивание.
Ответы на вопросы
§ 3, с. 25-35; задания
№ 1-4,
с. 34-35
6-7
§ 4. Рыночные отношения в экономике
2
усвоение нового учебного материала.
закрепление нового материала Индивидуальная, групповая работа.
Рынок и его роль
в экономической жизни. Рыночная структура и инфраструктура. Конкуренция и монополия. Современный рынок. Становление рыночной экономики
в России
знать основные признаки свободного рынка; какова структура и инфраструктура рынка; чем характеризуется современный рынок.
Понимать, чем рыночная экономика отличается от централизованной
(плановой, командной); в чем состоят особенности фондового рынка; что свидетельствует о рыночном характере российской экономики.
Уметь объяснять, как действуют в рыночном хозяйстве экономические законы; объяснять, какую роль в рыночной экономике играет конкуренция
Самостоятельная работа
§ 4, с. 35-42; задания
с. 42
8-9
§ 5. Фирма
в экономике
2
усвоение нового учебного материала.
закрепление нового материала Индивидуальная, групповая работа.
Факторы производства и факторные доходы. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные издержки производства. Налоги, уплачиваемые
предприятиями
знать, что такое «эффективное предприятие»; какие налоги платят фирмы. Понимать, какие доходы можно получить, владея факторами производства; зачем производитель рассчитывает издержки и прибыль.
Уметь объяснять, от чего зависит успех деятельности предприятия; объяснять, можно ли и как получить доход, не имея капитала
Выборочное оценивание.
Ответы на вопросы
§ 5, с. 44-54; задания
№ 1-4, с. 54
10-11
§ 6. Правовые основы предпринимательской деятельности
2
усвоение нового учебного материала.
закрепление нового материала Индивидуальная, групповая работа.
Правовые основы предпринимательства. Организационно-правовые формы предпринимательства.
Как открыть свое дело
знать, какие законы регулируют предпринимательские правоотношения; что такое лицензия, какова цель лицензирования.
Понимать, что мешает развитию производственного предпринимательства; что подразумевается под обоснованием предпринимательской идеи, попробовать привести конкретный пример; что влечет за собой осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации.
Уметь давать определение предпринимательских правоотношений; объяснять, какие принципы лежат в основе предпринимательского права.
Ответы на вопросы
§ 5, с. 55-67; задания
№ 1-5, с. 67
12-13
§ 7. Слагаемые успеха
в бизнесе
2
усвоение нового учебного материала.
закрепление нового материала Индивидуальная, групповая работа.
Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга
знать, что такое финансирование и каковы его источники; какие источники финансирования характерны для крупного и малого бизнеса; что такое топ-менеджмент и какую должность он занимает в фирме.
Понимать, можно ли открыть свое дело, не изучая рынок.
Уметь объяснять, могут ли малые предприниматели в России получить долговременный кредит у коммерческих банков; объяснять, обязательно ли каждое предприятие должно осуществлять стратегическое планирование
Ответы на вопросы
§ 7, с. 68-79; задания
№ 1-3, с. 79
14-15
§ 8. Экономика и государство
2
усвоение нового учебного материала.
закрепление нового материала Индивидуальная, групповая работа.
Экономические функции государства. Инструмент регулирования экономики.
Денежно-кредитная (монетарная) политика. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика. Нужна ли рынку помощь государства?
знать, в чем заключается ограниченность возможностей рынка «регулировать» экономику.
Понимать, почему государство занимается производством общественных благ; должны ли существовать пределы вмешательства государства в экономику, если да, то почему.
Уметь объяснять, какие цели преследует правительство, проводя экономическую политику; называть основные методы воздействия государства на экономику; объяснять, как государство оказывает поддержку рыночной экономике
Выборочное оценивание.
Ответы на вопросы
§ 8, с. 80-91; задания
№ 1-4,
с. 90-91
16-17
§ 9. Финансы в экономике
2
усвоение нового учебного материала.
закрепление нового материала
Банковская система. Другие финансовые институты. Инфляция: виды, причины
и последствия
знать, какую роль выполняют финансы в экономике; кого обслуживают различные финансовые институты; каковы социально-экономические последствия инфляции, нужно ли бороться с инфляцией.
Понимать, как устроена банковская система страны; зачем нужны коммерческие банки; может ли инфляция положительно влиять на экономику.
Уметь объяснять, почему возникает инфляция
Ответы на вопросы
§ 9, с. 92-103; задания
№ 1-4, с. 103
18-19
§ 10. Занятость и безработица
2
усвоение нового учебного материала.
закрепление нового материала
Рынок труда. Причины и виды безработицы. Государственная политика в области занятости
знать, как действуют спрос и предложение на рынке труда; каковы особенности различных видов безработицы; как государство регулирует занятость населения.
Понимать, для чего необходим рынок труда.
Уметь объяснять, почему трудно до-стичь равновесия на рынке труда
Выборочное оценивание.
Ответы на вопросы
§ 10,
с. 104-116;
задания
№ 1-7,
с. 115-116
20-21
§ 11. Мировая экономика
2
усвоение нового учебного материала.
закрепление нового материала
Мировая экономика. Международная торговля. Государственная политика в
области международной торговли. Глобальные проблемы экономики
знать, что такое «международные экономические отношения».
Понимать, каковы причины международного разделения труда; почему
некоторые государства применяют политику протекционизма.
Уметь объяснять, какая страна - США или Нидерланды - больше зависит от международной торговли и почему
Выборочное оценивание.
Ответы на вопросы
§ 11,
с. 116-127;
задания
с. 127
22-23
§ 12. Экономическая культура
2
усвоение нового учебного материала.
закрепление нового материала Индивидуальная, групповая работа.
Экономическая культура: сущность и структура. Экономические отношения и интересы. Экономическая свобода и социальная ответственность
знать, какие факторы влияют на экономические отношения и интересы.
Понимать, как соотносится экономическая свобода и социальная ответственность
Уметь объяснять, как рационально расходовать деньги, чем обязательные расходы отличаются от произвольных расходов; объяснять, как рациональное поведение влияет на экономическую деятельность
Выборочное оценивание.
Ответы на вопросы
§ 12,
с. 128-141;
задания
с. 141
24-25
Обобщение темы «Экономическая жизнь общества»
2
Повторение и обобщение
знать основные положения раздела.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения
Тестирование
Тема V. Социальная сфера (16 часов)
26-27
§ 12. Социальная структура общества
2
усвоение нового учебного материала.
закрепление нового материала Индивидуальная, групповая работа.
Социальная структура. Многообразие социальных групп. Неравенство и социальная стратификация. Социальные интересы. Социальная мобильность.
Знать основные понятия, уметь раскрывать их смысл
Уметь характеризовать сущность социальной структуры, осуществлять поиск информации по заданной теме; различать факты и суждения; представлять результаты своей деятельности.
Ответы на вопросы
§ 13, с. 143-152; задания
с. 152
28-29
§ 14. Социальные нормы и отклоняющееся поведение
2
усвоение нового учебного материала.
Урок лекция с элементами дискуссии
Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Многообразие социальных норм. Девиантное поведение, его причины и профилактика. Социальный контроль и самоконтроль.
Знать классификацию социальных норм, причины отклоняющегося поведения.
Понимать необходимость регулирования общественных отношений; сущность социальных норм, механизм правового регулирования. Знать основные понятия темы, уметь критически осмысливать социальную информацию, анализировать полученные данные, решать познавательные и практические задачи, самостоятельно определять алгоритмы познавательной деятельности;
Ответы на вопросы
Вопрос для дискуссии:
Девиантное поведение: благо или зло?
§ 14, с. 153-163; задания
с. 163
30-31
§ 15. Нации и национальные отношения
2
усвоение нового учебного материала.
закрепление нового материала
Национальные отношения. Этнические общности. Межнациональное сотрудничество и межнациональные конфликты. Национальная политика. Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты и пути их решения, конституциональные принципы национальной политики в РФ
Знать особенности национальных отношений, причины конфликтов и способы их разрешения
Объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов, осуществлять поиск социальной информации представленной в различных знаковых системах, анализировать ее, формулировать собственные суждения по определенным проблемам
Выборочное оценивание.
Ответы на вопросы
§ 15, с. 164-174; задания
с. 174
32-33
§ 16. Семья и быт
2
усвоение нового учебного материала.
закрепление нового материала Индивидуальная работа.
Семья и быт. Семья как социальный институт. Семья в современном обществе. Бытовые отношения. Семья и брак.
Знать основы семейных отношений.
Уметь характеризовать семью как важнейший социальный институт; раскрывать на примерах изученные теоретические положения, осуществлять поиск информации, представленной в различных знаковых системах, уметь подготовить устное выступление, презентацию.
Ответы на вопросы
§ 16,
с. 174-183;
задания
с. 183
34-35
§ 17. Гендер - социальный пол
2
усвоение нового учебного материала.
закрепление нового материала
Гендерные стереотипы и роли.
Гендер и социализация. Гендерная идентичность
знать, что представляют собой гендерные стереотипы и роли
Понимать, особенности гендерных отношений в современном мире
Уметь объяснять, как семейное воспитание, школа и массовая культура влияют на процесс социализации личности
Ответы на вопросы
§ 17,
с. 184-194;
задания
с. 193
36-37
§ 18 Молодёжь в современном обществе
2
усвоение нового учебного материала
Молодежь в современном обществе. Молодежь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте.
Знать роль молодежи в жизни общества.
Уметь осуществлять поиск информации в различных знаковых системах, делать выводы, оценивать социальные явления, представлять результаты своей деятельности в виде проекта исследования
Беседа с элементами дискуссии
§ 18
с.194-203
с.203
38-39
§ 19. Демографическая ситуация в современной
России
2
усвоение нового учебного материала.
Тенденции развития семьи в современной России. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в российской федерации
знать, какие тенденции в развитии семьи можно оценить как неблагоприятные, что такое неполная семья, как увеличение числа неполных семей сказывается на демографической и социальной ситуации в обществе.
Понимать, чем характеризуется современная демографическая ситуация
в России.
Уметь объяснять, какие факторы оказали негативное влияние на современную демографическую ситуацию в России
Выборочное оценивание.
Ответы на вопросы
§ 19,
с. 204-213;
задания
с. 213-214
40-41
Обобщение по теме
«Социальная сфера»
2
Повторение и обобщение
знать основные положения курса.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения
Проверочная работа. Тест.
Ответы на вопросы
Глава 3. Политическая жизнь общества (22 часа)
42-43
§ 20. Политика и власть
2
усвоение нового учебного материала.
закрепление нового материала.
Политика и власть. Политика и общество. Политические институты и отношения. Власть, ее происхождение и виды. Понятие власти. Государство, его функции.
Знать соотношение власти и политики, признаки политических институтов
Объяснять причинно-следственные связи изученных социальных объектов; взаимосвязи подсистем и элементов общества; осуществлять поиск социальной информации, анализировать ее, формулировать свое отношение по определенным проблемам.
Выборочное оценивание.
Ответы на вопросы
§ 20
с. 216-227;
задания
с. 227
44-45
§ 21. Политическая система
2
усвоение нового учебного материала.
закрепление нового материала
Политическая система. Структура и функции политической системы. Государство в политической системе
Знать структуру политической системы.
Уметь характеризовать основные подсистемы политической системы, выделять существенные признаки, раскрывать основные функции, характеризовать роль государства, уметь обосновывать суждения, давать определения, работать с текстами различных стилей, участвовать в проектной деятельности.
Выборочное оценивание.
Ответы на вопросы
§ 21,
с. 228-239;
задания
с. 239-240
46-47
§ 22. Гражданское общество и правовое государство
2
усвоение нового учебного материала.
закрепление нового материала
Гражданское общество и правовое государство. Основные черты гражданского общества. Правовое государство, его признаки. Проблемы формирования правового государства и гражданского общества в Российской Федерации. Гражданские инициативы.
Знать и характеризовать основные признаки правового государства;
Уметь работать с документами; анализировать их, высказывать оценочные суждения. Знать международные документы о правах человека, механизм защиты прав; владеть приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза.
Практическая работа
§ 22,
с. 240-249;
задания
с. 240-249
48-49
§ 23
Демократические выборы
2
усвоение нового учебного материала.
закрепление нового материала.
Демократия, избирательное право, избирательная система: мажоритарная, пропорциональная, элита.
Знать особенности и этапы демократических выборов
Уметь решать познавательные и практические задачи; владеть основными видами публичных выступлений. Знать и объяснять основные понятия темы; уметь решать познавательные и практические задачи; владеть основными видами публичных выступлений
Самостоятельная работа
§ 23,
С.250-260
Задания
с.260
50-51
§ 24. Политические партии и партийные системы
2
усвоение нового учебного материала.
Демократические выборы и политические партии. Избирательные системы. Многопартийность. Политическая идеология. Политические партии и движения СМИ.
Знать степень и характер участия граждан в политической жизни
Характеризовать основные формы политического участия
Знать и объяснять основные понятия темы; уметь решать познавательные и практические задачи; владеть основными видами публичных выступлений
Выборочное оценивание.
Ответы на вопросы
§ 24, с. 261-271
Задания
с.271
52-53
§ 25
Политическая элита и политическое лидерство
2
усвоение нового учебного материала
Политическое лидерство. Формальное и неформальное лидерство. Ролевые функции политического лидерства
Знать ролевые функции политического лидера
Характеризовать типы лидерства
Знать и объяснять основные понятия темы;
Беседа с элементами дискуссии
§ 25
54-55
§ 26
Политическое сознание
2
усвоение нового учебного материала
Идеология и политическое сознание. Современные политические идеологи
Знать современные политические идеологии, понимать значение политической пропаганды и взаимосвязи между идеологией и национально-государственными интересами
Ответы на вопросы
§ 26
С.296-297 задания
56-57
§ 27
Политическое поведение
2
усвоение нового учебного материала.
Многообразие форм политического поведения, формы политической активности личности . регулирование политического поведения
Знать основные формы политического поведения и формы политической активности личности.
Уметь характеризовать факторы, влияющие на политическое поведение. Осознавать важность утверждения в обществе демократических ценностей.
Выборочное оценивание.
Ответы на вопросы
§ 27,
с. 298-306
задания
с. 306
58-59
§ 28
Политический процесс и культура политического участия
2
усвоение нового учебного материала.
Сущность и этапы политического процесса. Политическое участие, политическая культура. Способы практических политических действий.
Уметь анализировать собственные и чужие политические симпатии и определять факторы, способствующие политической активности населения.
Знать, каким образом люди могут участвовать в политической жизни страны для того, чтобы оказывать реальное воздействие на власть и принимаемые ею решения.
Самостоятельная работа
§ 28
Задания с. 317
60-61
Обобщение темы
Политическая жизнь общества
2
Повторение и обобщение
знать основные положения курса.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения
Проверочная работа. Тест.
Ответы на вопросы
62
Заключение. Взгляд в будущее
1
Обобщение
и систематизация
Общество перед лицом угроз и вызовов ХХI века. Глобальные проблемы человечества.
Постиндустриальное общество
Понимать важность преодоления обществом глобальных проблем современности. Осознавать важность объединения усилий всех государств для решения общечеловеческих проблем.
Беседа с элементами дискуссии
С.320-331
63
Итоговое оценивание
1
Обобщение
и систематизация
знать основные положения курса.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения
Контрольная работа
64-68
Повторение
5
Повторение и обобщение
19