Интерактивные методы обучения на уроках истории и обществознания

21 век дает заказ на выпускников, обладающих вероятностным мышлением, то есть способных ориентироваться в незнакомой ситуации. Поэтому назрела необходимость внедрения в учебный процесс инновационных методик и новых педагогических технологий, призванных обеспечить индивидуализацию обучения и воспитания, развивать самостоятельность студентов, а также содействовать сохранению и укреплению здоровья. Интерактивные методы сполна отвечают данным требованиям. Интерактивность обретает в наши дни особое з...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интерактивные методы обучения на уроках истории и обществознания.

Киреева Наталья Николаевна

преподаватель истории и обществознания.

21 век дает заказ на выпускников, обладающих вероятностным мышлением, то есть способных ориентироваться в незнакомой ситуации. Поэтому назрела необходимость внедрения в учебный процесс инновационных методик и новых педагогических технологий, призванных обеспечить индивидуализацию обучения и воспитания, развивать самостоятельность студентов, а также содействовать сохранению и укреплению здоровья. Интерактивные методы сполна отвечают данным требованиям.

Интерактивность обретает в наши дни особое значение. Появились интерактивные опросы, программы на радио и телевидении, сценарии которых во многом диктуются открытыми беседами со зрителями и слушателями. Подобные собеседования часто демонстрируют далеко не лучшие образцы диалога. Следовательно, умению строить интересный, конструктивный диалог нужно учить.

В педагогике существуют многочисленные классификации методов обучения. Нас интересует, та в основе, которой - роль студентов в процессе обучения; традиционно в ней выделяют три метода:
1) пассивные: где учащиеся выступают в роли "объекта" обучения, которые должны усвоить и воспроизвести материал, который передается им учителем- источником знаний. Основные методы-это лекция, чтение, опрос.

Интерактивные методы обучения на уроках истории и обществознания

2) активные: где обучающиеся являются "субъектом" обучения, выполняют творческие задания, вступают в диалог с учителем. Основные методы - это творческие задания, вопросы от студентов к преподавателю, и от преподавателя к студенту.

Интерактивные методы обучения на уроках истории и обществознания

3) интерактивные: от англ. (inter - "между"; act - "действие"), таким образом, дословный перевод обозначает интерактивные методы - позволяющие учится взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение - обучение, построенное на взаимодействии всех студентов, включая педагога. Эти методы наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу, так как они предполагают со-обучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и студент и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог чаще выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, создателя условий для инициативы студентов.

Кроме того, интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого студента, причем не только учебному. Новое знание, умение формируется на основе такого опыта.

Интерактивные методы обучения на уроках истории и обществознания

Интерактивное обучение -это сложный процесс взаимодействия преподавателя и студента основанный на диалоге. Участие в диалоге требует умение не только слушать, но и слышать, не только говорить, но и быть понятым.

Умелое сочетание данных стратегий обеспечивает эффективность преподавания и качество образования. Использование активных и интерактивных методов в учебном процессе способствует повышению познавательной активности и мотивации студентов, формированию и развитию интеллектуальной деятельности, раскрытию практической ценности знаний и повышению успеваемости.

Исследования, проведенные в 80-х ггг. Национальным тренинговым центром (США, штат Мэриленд), показали, что интерактивное обучение позволяет резко увеличить % усвоения материала. Результаты этого исследования отражены в таблице, получившей название "пирамида обучения", из которой видно, что наименьший процент усвоения имеют пассивные методики (лекция 05%, чтение - 10%), а наибольший интерактивные (дискуссионные группы - 50%, практика через действие - 75%, обучение других, или немедленное применение - 90%). Здесь уместно привести китайскую пословицу: "Скажи мне, я забываю. Покажи мне, я могу запомнить. Позволь мне сделать это, и это станет моим навсегда".

Интерактивные методы требуют большой подготовки как самого преподавателя: информация, раздаточный материал, оборудование урока, так и подготовки студентов, их готовности сотрудничать, подчиняться правилам, предложенным учителем. В процессе учебной деятельности происходит раскрытие способностей, развивается самостоятельность и способность к самоорганизации, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы, то есть ребенок не только получает систему знаний, но и набор ключевых компетентностей в образовательной сфере и в коммуникационной. Такие методы обучения очень эффективны, поскольку они способствуют высокой степени мотивации, максимальной индивидуальности преподавания, предполагают широкие возможности для творчества, самореализации студентов. Налицо более прочное усвоение материала, так как студенты добывают знания самостоятельно, сознательно, переживая каждый шаг обучения. Именно интерактивные методы позволяют студентам почувствовать свои силы, свои способности. У ребят повышается самооценка, уверенность в себе. Очень важно воспитание взаимоуважения, терпимости к мнениям и поступкам окружающих людей. Высоко ценятся в обществе такие качества, как коммуникабельность, умение общаться с людьми, договариваться, находить компромиссы, работать в команде.

Меня, как преподавателя, волнует проблема, как построить урок так, чтобы не осталось равнодушных и пассивных студентов, мне эта форма работы интересна самой и поэтому в последние годы я стараюсь все больше внедрять в преподавании истории и обществознания интерактивное обучение.

Далее я приведу некоторые примеры из своей практики:

  • интерактивное обучение начинаю с работы в парах. Пара- идеальная форма для сотрудничества и взаимопомощи. В паре студенты могут друг друга проверить, закрепить новый материал, повторить пройденное на уроке;


  • взаимопроверка, например, знания исторических дат (устный опрос или письменный), затем студенты оценивают друг друга;


  • при проверке самостоятельного поиска новой информации, изучения нового материла (небольшого пункта параграфа) использую прием «горячий стул», когда студенты, читая материал, готовят 2-3 вопроса, пожелавший студент садится на «горячий» стул перед группой, отвечает на вопросы студентов, затем они его оценивают, он выбирает самый интересный для него вопрос - при этом снимаются монотонность и однообразие устных опросов (учебный диалог привлекает внимание, заставляет включиться в работу);


  • проверка усвоенного студентом материла (изучения новой темы, домашнего чтения) может быть организована в форме игры «Хочу спросить» или «Перестрелка вопросами»: студент задает любому из группы свой вопрос со словами «хочу спросить (кого-то)», если он правильно отвечает, то вопрос задает он, студент, не давший правильного ответа, выбывает из игры;


  • создание ситуации выбора, диспут или дебаты: по теме «Внешняя и внутренняя политика Ивана Грозного» можно устроить диспут или дебаты по проблеме «Иван IV - фигура в истории России положительная или отрицательная» или «Иван Грозный - тиран или…» какой точке зрения вы отдаете предпочтение? Почему?;


  • проблемно-познавательные, логические задания: например, по теме «Куликовская битва» формулируется проблемный вопрос: «Почему 250 лет Русь платила дань Орде. Все попытки освободиться терпели неудачу. Чем же объяснить успех русских войск в 1380 году?», познавательные задачи могут способствовать становлению различных мыслительных умений:

- Что бы случилось, если бы?

- Что ты имеешь в виду?

- Что было бы, если не …


  • Беседа исторического лица: по теме "Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва" происходит беседа великого князя Дмитрия Ивановича с современными репортёрами, в основе которой лежит текст. Перед работой с текстом перед обучающимися ставится задача - восстановить, добыть информацию, выстроить в схему, дать осмысленные ответы на предложенные вопросы;


  • Также студентам предлагается инсценировать интервью с исторической личностью, это могут быть Иван Грозный, Петр I, А.Суворов, Степан Разин и др. Задание выполняют два человека, из которых один - исторический герой, а другой - журналист;


  • сочинение-рассуждение, письма, сказки, сочинение стихов, синквейна. Этот вид работы целесообразно использовать при подготовке домашнего задания. " Я, Владимир (Красное Солнышко), ввёл христианство на Руси, так как...", «Бизнес - это удел молодых, так как…» и т.п;


  • при изучении темы «Возникновение земледелия и скотоводства» предлагается сочинить сказку: «Однажды со мной случилась интереснейшая история: я очутился в незнакомом месте …»


  • Лото: по теме «Киевская Русь» в плане закрепления предлагается игровая карточка

882 г.

Нестор

Князь Игорь

911 г.

Ольга

Князь Олег

1072 г.

Князь Владимир

Рюрик

Борис и Глеб

Владимир Мономах

Князь Святослав

1097 г.

Ярослав Мудрый

1113 г.

и карточки со словами: установлены нормы дани, разгромил Хазарию, принял «Русскую правду», строительство крепостей на левобережье Днепра, разгромил половцев, первые русские святые, крестил Русь, автор «Поучения детям», убит в землях древлян в 945 г., автор «Повести временных лет», годы правления 1019-1054, предупреждал «Иду на вы», восстание в Киеве, основатель династии и др.


  • урок - экскурсия: при изучении темы «Местное самоуправление» была «организована» экскурсия в местную администрацию, где учащиеся встретились с заместителем главы городского поселения, предварительно они получили задание узнать, что такое местное самоуправление, какова структура органов местного самоуправления и их функции, что положительного и отрицательного в работе органов местного самоуправления.


  • ролевые и деловые игры на уроках обществознания, например, при изучении темы «Деятельность человека» провожу игру «Три судьбы» (трое желающих обучающихся выходят за дверь, в это время они выбирают себе судьбу «человека - лентяя», «труженика» и «карьериста», а группа готовит вопросы для разговора во время беседы с этими уважаемыми пожилыми гостями ; трое участников заходят в кабинет, представляются, но не называют своей линии жизни или судьбы, студенты, задавая им отвлеченные вопросы, узнают, кто из них кто, у кого какая судьба сложилась), далее обсуждение вопроса «Чья судьба интересней? Какая линия жизни для вас ближе?»;


  • при изучении темы «Общение» вначале урока провожу упражнение «Воздушный шар» (группа ученых - колонка обучающихся - была в научной экспедиции, возвращаясь на землю, воздушный шар вдруг стал быстро падать, у ребят на руках список того, что было с собой (снаряжение), что делать со снаряжением, чтобы себя спасти (групповая работа, обсуждение, спор), учитель наблюдает за происходящим: переход к изучению темы - «Что сейчас в ваших происходит? Почему? А дальше переход к теме и целям урока;


  • после изучения темы «Виды и формы бизнеса» очень интересно и полезно проходит проектная работа «Мой (или наш) бизнес план» (групповая или индивидуальная работа по составлению и презентации бизнес проекта);


  • Дебаты: одна команда высказывает свое мнение о путях решения проблемы, другая команда приводит доводы в противовес сказанному ранее,

Темы дебатов по обществознанию:

- Подростки должны нести такую же ответственность за преступления, как и взрослые.

- Права и обязанности человека.

- Алкоголь, наркомания - это отклоняющееся поведение молодежи?

Интерактивный урок предполагает широкое использование разнообразных приемов. Назову еще приемы, которые прочно вошли в практику моей работы:

1.«Минута разминки»: часто урок начинаем с разминки, готовят ее ученики по очереди. Формы могут быть разные: блиц-опрос, «хронологический диктант», кроссворд, тест и др.

  1. «Огонь по стоящим»- вопросы задаются стоящим у доски нескольким студентам.

  2. «Повторение с расширением»: ученики самостоятельно готовят и задают вопросы преподавателю и студентам, расширяющие и дополняющие изучаемый материал.

  3. 5-минутное эссе: студенту дается задание изложить свои мысли по проблеме, по тексту, по уроку.

Основные характеристики интерактивного обучения:

- комфортные условия, при которых студент чувствует свою успешность;

- идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности;

- стоит задача - не только получать новые знания, но и развивать саму познавательную деятельность;

- все участники должны проявлять терпимость к любой точке зрения;

- развиваются коммуникативные умения и навыки;

- применяется индивидуальная, парная и групповая работа и разнообразные приемы деятельности;

- обсуждаемые темы неоднозначны.

Через интерактивное обучение выхожу на решение следующих задач: практически все студенты оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают, каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности, причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Интерактивное обучение благодаря смене форм деятельности способствует, в известной мере, и релаксации, снятию нервной нагрузки.

Вот некоторые правила, которые полезно учесть, приступая к организации интерактивного обучения на уроках обществознания:

  1. В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все студенты.

  2. Надо позаботиться о психологической подготовке учеников. Полезны разминки, постоянные поощрение студентов за активное участие в работе.

  3. Количество учащихся не должно быть не много (не более 25). Ведь важно, чтобы каждый был услышан, чтобы каждой группе была предоставлена возможность участия в решении по проблеме.

  4. Помещение должно быть подготовлено с таким расчетом, чтобы всем участникам интерактива было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах.

  5. Вопросы процедуры и регламента надо обсудить в самом начале занятия и постараться не нарушать их. Например, важно договориться о том, что все участники будут терпимы к любой высказываемой точке зрения.

  6. Деление участников на группы лучше построить на основе добровольности.

Положительные и отрицательные стороны интерактивной стратегии:

Положительные стороны

Отрицательные стороны

Расширение ресурсной базы


Первоначально сформулированная тема может оказаться рассмотренной поверхностно при недостаточном уровне подготовленности студентов


Высокая степень мотивации


Трудности установления дисциплины и ее поддержания


Максимальная индивидуализация обучения


Строгий лимит студентов


Акцент на деятельность, практику


Объем изучаемого материала небольшой


Широкие возможности для творчества


Требуется большое количество времени


Прочность усвоения материала


Сложность индивидуального оценивания


В заключении хотелось отметить, что применение в практике преподавания истории и обществознания интерактивных методов обучения способствуют повышению интеллектуальной активности обучающихся, следовательно, и эффективности урока. Даже самые пассивные обучающиеся включаются в активную деятельность с огромным желанием, у них наблюдается развитие навыков оригинального мышления, творческого подхода к решаемым проблемам.
Главное, использование интерактивного метода помогает выполнить заказ общества, подготовить личность, способную самостоятельно мыслить и принимать решения.

Список использованной литературы.

  1. Короткова М. В."Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников" М., 2013г.

  2. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. М., 2013г.

  3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 2010г.

  4. Суворова Н. Интерактивное обучение: новые подходы. Учитель-2010, №1


© 2010-2022