Рабочая программа Практикум по обществознанию (профиль) 10-11 классы

Рабочая программа Практикум по обществознанию (профильный уровень) для 10-11 классов к учебникам Обществозаниние: профильный уровень / под ред. Л.Н.Боголюбова. Практико-орипентированное обучение позволяет расширить и углубить знания учащихся профильных (социально-гуманитарного или социально-экономического) классов. Практикум предполагает разнообразные формы учебной деятельности, которые способствуют формированию у учащихся умений, необходимых для успешной сдачи экзамена в форме ЕГЭ. Темы Практик...
Раздел Обществознание
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Управление образования администрации МО ГО «Сыктывкар»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №16 г. Сыктывкара

с углублённым изучением отдельных предметов»

«Öткымын предмет пыдiсянь велöдан сыктывкарса 16 №-a шöр школа»

муниципальнöй асъюралана велöдан учреждение



«Рассмотрено»

на заседании

методического объединения учителей

истории и обществознания

Протокол № 1 от «30» августа 2013 года

Руководитель МО___________

Комарова Т.С.

«Согласовано»

заместитель директора по

УВР МАОУ «СОШ № 16»

_____________Т.Н.Селькова

« 30 » августа 2013года

«Утверждаю»

директор МАОУ « СОШ №16»

_____________Т.М.Поповцева

«30» августа 2013 года



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по учебному предмету « Практикум по обществознанию»

для 10-11 классов



Срок реализации - 2 года











Программа составлена учителем истории и обществознания высшей квалификационной категории Комаровой Татьяной Станиславовной




Сыктывкар 2013

1.Пояснительная записка

В классах социально-экономического профиля учебным планом школы предусмотрено изучение курса «Практикум по обществознанию». Практикум рассчитан на учащихся 10-11 классов, изучающих курс обществознания профильного уровня, включающий знания по вопросам философии, социологии, политологии, социальной психологии.

Структура и содержание Практикума по обществознанию соответствует структуре учебников «Обществознание» 10-11 класс. Профильный уровень. Под редакцией Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой, Н.М.Смирновой.

Программа Практикума рассчитана на 140 часов учебного времени:

72 часов - 10 класс;

68 часов - 11 класс.

Распределение учебного времени отражает изменения в базисном учебном плане: 36 учебных недель для 10-х классов и 34 учебные недели для 11-х классов.

Цели курса:

Формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, необходимых для успешной сдачи выпускных экзаменов, обучения в высших учебных заведениях, а также для дальнейшей социализации выпускников школы.

Программа Практикума содержит минимальный перечень самостоятельных, лабораторных и практических работ.

Виды учебной деятельности, предусмотренные Практикумом:

  1. Работа с различными не адаптированными источниками социальной информации.

  2. Критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений; формулирование на этой основе собственных оценочных суждений.

  3. Анализ явлений и событий, происходящих в современной социальной жизни, с применением методов социального познания.

  4. Решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы социально-гуманитарного знания.

  5. Участие в дискуссиях, дебатах, диспутах по актуальным социальным проблемам, отстаивание и аргументирование своей позиции.

  6. Осуществление учебно-исследовательских работ по социальной проблематике, разработка индивидуальных и групповых проектов.

  7. Подготовка рефератов.

  8. Создание эссе.

  9. Осмысление опыта общения и взаимодействия с другими людьми, социальными институтами, участия в гражданских инициативах и различных формах самоуправления.

Подготовка рефератов и осуществление проектно-исследовательских работ по социальной проблематике выносятся в качестве итоговых работ.

В начале учебного года обучающиеся выбирают тему и форму выполнения самостоятельной работы (реферат, учебное исследование, проект). Результаты работы обучающиеся представляют на заключительных занятиях в конце учебного года. Работы защищаются и оцениваются.

На презентацию работ обучающихся отводится по 6 часов учебного времени в 10 и в 11 классах.













2.Тематический план

№ п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

Первый год обучения, 10 класс (72 часа)

1

Введение

2

2

Раздел I. Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность

7

3

РазделII. Общество и человек

14

4

Раздел III. Деятельность как способ существования людей

8

5

Раздел IV. Сознание и познание

14

6

Раздел У. Личность. Межличностные отношения

22

7

Итоговые занятия. Представления работ

6

Второй год обучения, 11 класс (68 часов)

7

Раздел VI. Социальное развитие современного общества

18

8

Раздел VII. Политическая жизнь современного общества

19

9

Раздел VIII. Духовная культура

17

10

Раздел IX. Современный этап мирового развития

8

11

Итоговые занятия. Представления работ

6





























3.Содержание учебного материала

№ урока

Раздел, тема

Количество часов

№ задания в Практикуме

Содержание (вид деятельности и ее характеристика)

Первый год обучения, 10 класс

1-2

Введение

2

Цели и задачи курса. Структура практикума. Алгоритм работы с источником, алгоритм решения заданий-задач, алгоритм составления эссе.

Раздел I. Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность

7



3-4

Место философии в системе в системе обществознания. Философия и наука.

2

1

2



3

4

1.Работа с источником (анализ и интерпретация)

2.Критическое восприятие и осмысление социальной информации (различать в данной информации факты, мнения, оценки, суждения, выводы)

3.Анализ явлений и событий (анализ и комментирование определенных событий и процессов)

4.Решение задач (нахождение неизвестного с учетом условия задачи)

5

Древние мыслители о мире и человеке

1

1

3

5

1.Работа с источником (анализ и интерпретация)

2.Анализ явлений и событий (анализ и комментирование определенных событий и процессов)

3.Дискуссия ( высказываются разные точки зрения, выслушиваются аргументы и контраргументы)

6

Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время

1

1

4

1.Работа с источником (анализ и интерпретация)

2.Решение задач (нахождение неизвестного с учетом условия задачи)

7

Общественная мысль России

1

1

2

4

1.Работа с источником (анализ и интерпретация)

2.Критическое восприятие и осмысление социальной информации (различать в данной информации факты, мнения, оценки, суждения, выводы)

3.Решение задач (нахождение неизвестного с учетом условия задачи)

8

Основные профессии социально-гуманитарного профиля

2

1

2

3

4

5

1.Работа с источником (анализ и интерпретация)

2.Критическое восприятие и осмысление социальной информации (различать в данной информации факты, мнения, оценки, суждения, выводы)

3.Анализ явлений и событий (анализ и комментирование определенных событий и процессов)

4.Решение задач (нахождение неизвестного с учетом условия задачи)

5.Дискуссия ( высказываются разные точки зрения, выслушиваются аргументы и контраргументы)


Раздел П. Общество и человек

14



9

Происхождение человека и становление общества

1

1

3

5

1.Работа с источником (анализ и интерпретация)

2.Анализ явлений и событий (анализ и комментирование определенных событий и процессов)

3. Дискуссия ( высказываются разные точки зрения, выслушиваются аргументы и контраргументы)

10

Сущность человека как проблемы философии

1

1

5

1.Работа с источником (анализ и интерпретация)

2.Дискуссия ( высказываются разные точки зрения, выслушиваются аргументы и контраргументы)

11

Общество и общественные отношения

1

1

4

9


1.Работа с источником (анализ и интерпретация)

2.Решение задач (нахождение неизвестного с учетом условия задачи)

3.Осмысление опыта общения и взаимодействия с другими людьми (осмысление собственного практического и познавательного опыта)

12

Социальная система и ее среда

1

1

4

9

1.Работа с источником (анализ и интерпретация)

2. Решение задач (нахождение неизвестного с учетом условия задачи)

3.Осмысление опыта общения и взаимодействия с другими людьми (осмысление собственного практического и познавательного опыта)

13-14

Типология обществ

2

1

4

5

8

1.Работа с источником (анализ и интерпретация)

2.Решение задач (нахождение неизвестного с учетом условия задачи)

3. Дискуссия ( высказываются разные точки зрения, выслушиваются аргументы и контраргументы)

4.Создание эссе (цитата - основа для мини-сочинения с опорой на теоретический и личный опыт)

15-16

Культура и цивилизация

2

1

4

5

9

1.Работа с источником (анализ и интерпретация)

2. Решение задач (нахождение неизвестного с учетом условия задачи)

3. Дискуссия ( высказываются разные точки зрения, выслушиваются аргументы и контраргументы)

4.Осмысление опыта общения и взаимодействия с другими людьми (осмысление собственного практического и познавательного опыта)

17-18

Факторы изменения социума

2

1

2

5

8

1.Работа с источником (анализ и интерпретация)

2.Критическое восприятие и осмысление социальной информации (различать в данной информации факты, мнения, оценки, суждения, выводы)

3.Дискуссия ( высказываются разные точки зрения, выслушиваются аргументы и контраргументы)

4.Создание эссе (цитата - основа для мини-сочинения с опорой на теоретический и личный опыт)

19-20

Проблемы общественного прогресса

2

1

2

3

5


1.Работа с источником (анализ и интерпретация)

2.Критическое восприятие и осмысление социальной информации (различать в данной информации факты, мнения, оценки, суждения, выводы)

3.Анализ явлений и событий (анализ и комментирование определенных событий и процессов)

4.Дискуссия ( высказываются разные точки зрения, выслушиваются аргументы и контраргументы)

21-22

Свобода выбора и ответственность за выбор

2

1

2

3

4

5

1.Работа с источником (анализ и интерпретация)

2.Критическое восприятие и осмысление социальной информации (различать в данной информации факты, мнения, оценки, суждения, выводы)

3.Анализ явлений и событий (анализ и комментирование определенных событий и процессов)

4.Решение задач (нахождение неизвестного с учетом условия задачи)

5. Дискуссия ( высказываются разные точки зрения, выслушиваются аргументы и контраргументы)


Раздел Ш. Деятельность как способ существования людей

8



23-24

Деятельность

2

1

2

5

8


1.Работа с источником (анализ и интерпретация)

2.Критическое восприятие и осмысление социальной информации (различать в данной информации факты, мнения, оценки, суждения, выводы)

3. Дискуссия ( высказываются разные точки зрения, выслушиваются аргументы и контраргументы)

4. Создание эссе (цитата - основа для мини-сочинения с опорой на теоретический и личный опыт)

25-26

Деятельность в сфере духовной культуры

2

1

2

4

1.Работа с источником (анализ и интерпретация)

2.Критическое восприятие и осмысление социальной информации (различать в данной информации факты, мнения, оценки, суждения, выводы)

3. Решение задач (нахождение неизвестного с учетом условия задачи)

27-28

Трудовая деятельность

2

1

5

9

1.Работа с источником (анализ и интерпретация)

2. Дискуссия ( высказываются разные точки зрения, выслушиваются аргументы и контраргументы)

3.Осмысление опыта общения и взаимодействия с другими людьми (осмысление собственного практического и познавательного опыта)

29-30

Политическая деятельность

2

1

2

4

1.Работа с источником (анализ и интерпретация)

2.Критическое восприятие и осмысление социальной информации (различать в данной информации факты, мнения, оценки, суждения, выводы)

3. Решение задач (нахождение неизвестного с учетом условия задачи)


Раздел 1У. Сознание и познание

14



31-32

Онтология и теория познания

2

1

2

4

1.Работа с источником (анализ и интерпретация)

2.Критическое восприятие и осмысление социальной информации (различать в данной информации факты, мнения, оценки, суждения, выводы)

3. Решение задач (нахождение неизвестного с учетом условия задачи)

33-34

Истина и ее критерии

2

1

4

1.Работа с источником (анализ и интерпретация)

2.Решение задач (нахождение неизвестного с учетом условия задачи)

35-36

Жизненный опыт здравый смысл

2

1

2

8

9

1.Работа с источником (анализ и интерпретация)

2.Критическое восприятие и осмысление социальной информации (различать в данной информации факты, мнения, оценки, суждения, выводы)

3.Создание эссе (цитата - основа для мини-сочинения с опорой на теоретический и личный опыт)

4.Осмысление опыта общения и взаимодействия с другими людьми (осмысление собственного практического и познавательного опыта)

37-38

Основные особенности научного мышления

2

1

4

5

1.Работа с источником (анализ и интерпретация)

2. Решение задач (нахождение неизвестного с учетом условия задачи)

3. Дискуссия ( высказываются разные точки зрения, выслушиваются аргументы и контраргументы)

39-40

Социальное познание

2

1

3

1.Работа с источником (анализ и интерпретация)

2.Анализ явлений и событий (анализ и комментирование определенных событий и процессов)

41-42

Теоретическое и обыденное сознание

2

1

2

4

9


1.Работа с источником (анализ и интерпретация)

2.Критическое восприятие и осмысление социальной информации (различать в данной информации факты, мнения, оценки, суждения, выводы)

3.Решение задач (нахождение неизвестного с учетом условия задачи)

4.Осмысление опыта общения и взаимодействия с другими людьми (осмысление собственного практического и познавательного опыта)

43-44

Самосознание и развитие личности

2

1

2

9

1.Работа с источником (анализ и интерпретация)

2.Критическое восприятие и осмысление социальной информации (различать в данной информации факты, мнения, оценки, суждения, выводы)

3.Осмысление опыта общения и взаимодействия с другими людьми (осмысление собственного практического и познавательного опыта)


Раздел У. Личность. Межличностные отношения

22



45-46

Индивид, индивидуальность, личность

2

1

2

4

8

1.Работа с источником (анализ и интерпретация)

2.Критическое восприятие и осмысление социальной информации (различать в данной информации факты, мнения, оценки, суждения, выводы)

3. Решение задач (нахождение неизвестного с учетом условия задачи)

4.Создание эссе (цитата - основа для мини-сочинения с опорой на теоретический и личный опыт)

47-48

Возраст и становление личности

2

1

5

1.Работа с источником (анализ и интерпретация)

2.Дискуссия ( высказываются разные точки зрения, выслушиваются аргументы и контраргументы)

49-50

Направленность личности

2

1

4

5 или 9

1.Работа с источником (анализ и интерпретация)

2. Решение задач (нахождение неизвестного с учетом условия задачи)

3. Дискуссия ( высказываются разные точки зрения, выслушиваются аргументы и контраргументы) или Осмысление опыта общения и взаимодействия с другими людьми (осмысление собственного практического и познавательного опыта)

51-52

Общение как обмен информацией

2

1

3

1.Работа с источником (анализ и интерпретация)

2. Анализ явлений и событий (анализ и комментирование определенных событий и процессов)

53-54

Общение как взаимодействие

2

1

5

1.Работа с источником (анализ и интерпретация)

2. Дискуссия ( высказываются разные точки зрения, выслушиваются аргументы и контраргументы)

55-56

Общение как понимание

2

1

4

9

1.Работа с источником (анализ и интерпретация)

2. Решение задач (нахождение неизвестного с учетом условия задачи)

3.Осмысление опыта общения и взаимодействия с другими людьми (осмысление собственного практического и познавательного опыта)

57-58

Малые группы

2

1

3

4

1.Работа с источником (анализ и интерпретация)

2. Анализ явлений и событий (анализ и комментирование определенных событий и процессов)

3.Решение задач (нахождение неизвестного с учетом условия задачи)

59-60

Групповая сплоченность и конформное поведение

2

1

4

1.Работа с источником (анализ и интерпретация)

2. Решение задач (нахождение неизвестного с учетом условия задачи)

61-62

Групповая дифференциация и лидерство

2

1

3

5

1.Работа с источником (анализ и интерпретация)

2. Анализ явлений и событий (анализ и комментирование определенных событий и процессов)

3. Дискуссия ( высказываются разные точки зрения, выслушиваются аргументы и контраргументы)

63-64

Семья как малая группа

2

1

2

3

9

1.Работа с источником (анализ и интерпретация)

2.Критическое восприятие и осмысление социальной информации (различать в данной информации факты, мнения, оценки, суждения, выводы)

3.Анализ явлений и событий (анализ и комментирование определенных событий и процессов)

4.Осмысление опыта общения и взаимодействия с другими людьми (осмысление собственного практического и познавательного опыта)

65

Асоциальные и криминальные молодежные группы

1

1

4

1.Работа с источником (анализ и интерпретация)

2. Решение задач (нахождение неизвестного с учетом условия задачи)

66

Конфликт в межличностных отношениях

1

1

5

1.Работа с источником (анализ и интерпретация)

2. Дискуссия ( высказываются разные точки зрения, выслушиваются аргументы и контраргументы)

67-72

Итоговые занятия

6

6, 7

Презентация рефератов и исследовательских работ

Второй год обучения, 11 класс


Раздел VI.Социальное развитие современного общества

18



1-2

Социальная структура и социальные отношения

2

1

4

1.Работа с источником (анализ и интерпретация)

2.Решение задач (нахождение неизвестного с учетом условия задачи)

3

Социальные институты

1

1

3

1.Работа с источником (анализ и интерпретация)

2. Анализ явлений и событий (анализ и комментирование определенных событий и процессов)

4

Роль экономики в жизни общества

1

1

4

1.Работа с источником (анализ и интерпретация)

2.Решение задач (нахождение неизвестного с учетом условия задачи)

5

Социальные статусы и роли

1

1

2

1.Работа с источником (анализ и интерпретация)

2.Критическое восприятие и осмысление социальной информации (различать в данной информации факты, мнения, оценки, суждения, выводы)

6

Социальные ценности и нормы

1

5

Дискуссия ( высказываются разные точки зрения, выслушиваются аргументы и контраргументы)

7-8

Отклоняющееся поведение и социальный контроль

2

3

9

1. Анализ явлений и событий (анализ и комментирование определенных событий и процессов)

2. Осмысление опыта общения и взаимодействия с другими людьми (осмысление собственного практического и познавательного опыта)

9

Социальные интересы и формы социального взаимодействия

1

1

4

1.Работа с источником (анализ и интерпретация)

2. Решение задач (нахождение неизвестного с учетом условия задачи)

10-11

Этнос и нация

2

1

3

1.Работа с источником (анализ и интерпретация)

2. Анализ явлений и событий (анализ и комментирование определенных событий и процессов)

12

Межэтнические отношения и национальная политика

1

5

Дискуссия ( высказываются разные точки зрения, выслушиваются аргументы и контраргументы)

13

Демография современной России

1

1

Работа с источником (анализ и интерпретация)

14

Институт семьи и брака

1

2

Критическое восприятие и осмысление социальной информации (различать в данной информации факты, мнения, оценки, суждения, выводы)

15

Быт бытовые отношения

1

3

Анализ явлений и событий (анализ и комментирование определенных событий и процессов)

16-17

Молодежь в современном обществе

2

5

Дискуссия ( высказываются разные точки зрения, выслушиваются аргументы и контраргументы)

18

Социальная структура российского общества

1

2

Критическое восприятие и осмысление социальной информации (различать в данной информации факты, мнения, оценки, суждения, выводы)


РазделVII. Политическая жизнь современного общества

19



19-20

Политическая система и политический режим

2

1

2



3

1.Работа с источником (анализ и интерпретация)

2.Критическое восприятие и осмысление социальной информации (различать в данной информации факты, мнения, оценки, суждения, выводы)

3. Анализ явлений и событий (анализ и комментирование определенных событий и процессов)

21

Государство в политической системе

1

1

1.Работа с источником (анализ и интерпретация)


22-23

Демократия: ценности и признаки

2

2



3

9

1. Критическое восприятие и осмысление социальной информации (различать в данной информации факты, мнения, оценки, суждения, выводы)

2. Анализ явлений и событий (анализ и комментирование определенных событий и процессов)

3. Осмысление опыта общения и взаимодействия с другими людьми (осмысление собственного практического и познавательного опыта)

24-25

Правовое государство и гражданское общество

2

1

2

1.Работа с источником (анализ и интерпретация)

2.Критическое восприятие и осмысление социальной информации (различать в данной информации факты, мнения, оценки, суждения, выводы)

26-27

Роль СМИ в политической жизни

2

2



3

1. Критическое восприятие и осмысление социальной информации (различать в данной информации факты, мнения, оценки, суждения, выводы)

2. Анализ явлений и событий (анализ и комментирование определенных событий и процессов)

28-29

Политическое сознание и политическое поведение

2

8

9

1.Создание эссе (цитата - основа для мини-сочинения с опорой на теоретический и личный опыт)

2. Осмысление опыта общения и взаимодействия с другими людьми (осмысление собственного практического и познавательного опыта)

30

Политические партии и движения

1

1

4

1.Работа с источником (анализ и интерпретация)

2. Решение задач (нахождение неизвестного с учетом условия задачи)

31

Лидеры и элиты в политической жизни

1

2



3

1. Критическое восприятие и осмысление социальной информации (различать в данной информации факты, мнения, оценки, суждения, выводы)

2. Анализ явлений и событий (анализ и комментирование определенных событий и процессов)

32

Выборы в демократическом обществе

1

3

Анализ явлений и событий (анализ и комментирование определенных событий и процессов)

33-34

Человек в политической жизни

2

8

9

1.Создание эссе (цитата - основа для мини-сочинения с опорой на теоретический и личный опыт)

2. Осмысление опыта общения и взаимодействия с другими людьми (осмысление собственного практического и познавательного опыта)

35-36

Политический конфликт

2

1

2

1.Работа с источником (анализ и интерпретация)

2.Критическое восприятие и осмысление социальной информации (различать в данной информации факты, мнения, оценки, суждения, выводы)

37

Политический процесс

2

3

4

1. Анализ явлений и событий (анализ и комментирование определенных событий и процессов)

2. Решение задач (нахождение неизвестного с учетом условия задачи)


Раздел VIII. Духовная культура

17



38-39

Духовное развитие общества

2

1

2

1.Работа с источником (анализ и интерпретация)

2.Критическое восприятие и осмысление социальной информации (различать в данной информации факты, мнения, оценки, суждения, выводы)

40-41

Толерантность

2

5

Дискуссия ( высказываются разные точки зрения, выслушиваются аргументы и контраргументы)

42-43

Духовный мир личности

2

1

4

1.Работа с источником (анализ и интерпретация)

2. Решение задач (нахождение неизвестного с учетом условия задачи)

44-45

Мораль и нравственность

2

2



3

1. Критическое восприятие и осмысление социальной информации (различать в данной информации факты, мнения, оценки, суждения, выводы)

2. Анализ явлений и событий (анализ и комментирование определенных событий и процессов)

46

Наука

1

1

4

1.Работа с источником (анализ и интерпретация)

2. Решение задач (нахождение неизвестного с учетом условия задачи)

47

Образование

1

1

1.Работа с источником (анализ и интерпретация)

48

Социальная и личностная значимость образования

2

5

Дискуссия ( высказываются разные точки зрения, выслушиваются аргументы и контраргументы)

49-50

Роль религии в жизни обществаРоль религии в жизни общества

2

2



3

1. Критическое восприятие и осмысление социальной информации (различать в данной информации факты, мнения, оценки, суждения, выводы)

2. Анализ явлений и событий (анализ и комментирование определенных событий и процессов)

51-52

Место искусства в духовной культуре

2

2

3

1.Работа с источником (анализ и интерпретация)

2.Критическое восприятие и осмысление социальной информации (различать в данной информации факты, мнения, оценки, суждения, выводы)

53-54

Массовая культура

2

8

9

1.Создание эссе (цитата - основа для мини-сочинения с опорой на теоретический и личный опыт)

2. Осмысление опыта общения и взаимодействия с другими людьми (осмысление собственного практического и

познавательного опыта)


Раздел IX.Современный этап мирового развития

8



55-56

Многообразие современного мира

2

1

4

9

1.Работа с источником (анализ и интерпретация)

2. Решение задач (нахождение неизвестного с учетом условия задачи)

3.Осмысление опыта общения и взаимодействия с другими людьми (осмысление собственного практического и познавательного опыта)

57-58

Глобализация и ее последствия

2

2

3

1.Работа с источником (анализ и интерпретация)

2.Критическое восприятие и осмысление социальной информации (различать в данной информации факты, мнения, оценки, суждения, выводы)

59-60

Сетевые структуры в современной мировой политике

2

2



3

1. Критическое восприятие и осмысление социальной информации (различать в данной информации факты, мнения, оценки, суждения, выводы)

2. Анализ явлений и событий (анализ и комментирование определенных событий и процессов)

61-62

Целостность и противоречивость современного мира

2

8

1.Создание эссе (цитата - основа для мини-сочинения с опорой на теоретический и личный опыт)

63-68

Итоговые занятия

6

6,7

Презентация рефератов, исследовательских работ и проектов



4. Требования к уровню подготовки учащихся.

● определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;

● использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;

● исследование реальных связей и зависимостей;

● умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);

● объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;

● поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);

● отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации;

● передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

● перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

● выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

● уверенная работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;

● владение навыками редактирования текста;

● самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

● участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос:«Что произойдет, если...»);

● формулирование полученных результатов;

● создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать;

● пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

● владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).











5. Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся

Критерии оценки докладов рефератов и исследовательских работ:

Критерии

Баллы

1. Качество выступления (владение материалом, логика выступления)

0-5 балла

2. Владение терминологией (использование и свободное владение общенаучной и специальной терминологией)

0-3 балла

3. Использование демонстрационного материала ( презентация)

0-3 балла

4. Оформление демонстрационного материала

0-3 балла

5. Обобщающие выводы

0-3 балла

6. Качество ответов на вопросы

0-3 балла

Итого:

20 баллов

Норма отметки докладов:

Отметка «5» ставится, если докладчик набрал - 20-18 баллов;

Отметка «4» ставится, если докладчик набрал - 17-15 баллов;

Отметка «3» ставится, если докладчик набрал - 13-11 баллов.

Критерии оценивания проектных работ:

1. Актуальность (или значимость) темы.

2. Самостоятельность (индивидуальная, групповая) работы.

3. Полнота раскрытия темы.

4. Соответствие работы структуре проекта.

5. Использование наглядности.

6. Соответствие содержания проекта презентации.

7. Ответы на вопросы во время презентации.

Критерии оценки проектов:

Критерии

Баллы

1.Актуальность (или значимость) темы.

0-5

2.Самостоятельность (индивидуальная, групповая) работы.

0-5

3.Полнота раскрытия темы.

0-5

4.Соответствие работы структуре проекта.

0-5

5.Использование наглядности.

0-5

6.Соответствие содержания проекта презентации

0-5

7.Ответы на вопросы во время презентации

0-5

Итого: 35 баллов


Норма отметки:

Отметка «5» ставится, если работа соответствует - 35-30 баллам;

Отметка «4» ставится, если работа соответствует - 29-24 баллам;

Отметка «3» ставится, если работа соответствует - 23-17 баллам;

Отметка «2» ставится, если работа менее 17 баллов.

Критерии оценивания решения познавательных и практических задач.

В зависимости от содержащегося в вопросе предписания могут быть востребованы следующие умения:

  • Анализировать информацию о социальных объектах, устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками конкретных социальных явлений и обществоведческими понятиями;

  • Осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, диаграмма и т.п.)

  • Извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам;

  • Различать в социальной информации факты и мнения, выводы и аргументы;

  • Применять социально-экономические и гуманитарные знания для решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам, доказывать надежность предлагаемого решения;

  • Предвидеть последствия определенных социальных действий.

Норма отметки при решении познавательных и практических задач:

Отметка «5» ставится при получении требуемого ответа на основе грамотного применения соответствующих умений и теоретических знаний.

Отметка «4» ставится, если допущены незначительные ошибки.

Отметка «3» ставится, если задание выполнено с помощью наводящих вопросов учителя.

Отметка «2» ставится, если задание выполнено неверно.

Критерии оценивания эссе по обществознанию

В зависимости от содержащегося в вопросе предписания могут быть востребованы следующие умения:

  • Определить проблему и раскрыть смысл цитаты (высказывания)

  • Представить и пояснить собственную позицию

  • Обосновать личную позицию на теоретическом уровне (при этом используемые термины и понятия должны четко соответствовать теме эссе и не выходить за ее пределы)

  • Привести примеры из социальной практики, истории, литературы, а также личного жизненного опыта для подтверждения собственного мнения

Норма отметки эссе по обществознанию:

Отметка «5» ставится, если раскрыт смысл высказывания, представлена и пояснена собственная позиция выпускника, суждения и аргументы раскрываются с опорой на теоретические положения, фактический материал и выводы

Отметка «4» ставится, если раскрыт смысл высказывания, представлена и пояснена собственная позиция выпускника, но имеются ошибки в характере и уровне приводимых суждений и аргументов.

Отметка «3» ставится, если приведена только теоретическая или только фактическая аргументация.

Отметка «2» ставится, если отсутствует аргументация или аргументы и суждения не соответствуют обосновываемому тезису.

Критерии оценивания заданий на анализ и интерпретацию текста.

Данный тип заданий предполагает умение осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских. научных, правовых, политических, публицистических).

Выполнение этого задания требует:

  • Умения найти в тексте определенную информацию;

  • Умения применять знания по предмету для характеристики позиции автора и отдельных положений фрагмента;

  • Умения использовать информацию, полученную из текста, для решения познавательных и проблемных задач;

  • Умения аргументировать и формулировать оценочные суждения, связанные с положениями текста.

Норма отметки по оцениванию задания на анализ и интерпретацию текста:

Отметка «5» ставится, если выполнены все требования, предъявленные в вопросах;

Отметка «4» ставится, если допущены незначительные ошибки, не искажающие смысл ответа;

Отметка «3» ставится, если умения недостаточно представлены;

Отметка «2» ставится, если умения не представлены.

6. Учебно-методический комплекс

Учебные пособия:

  1. Обществознание. Практикум. 10 класс: профильный уровень / Л.Н.Боголюбов, Ю.И.Аверьянов, Л.Ф.Иванова - М. : Просвещение, 2011.

  2. Обществознание. Практикум. 11 класс: профильный уровень / Л.Н.Боголюбов, Ю.И.Аверьянов, Н.И.Городецкая - М. : Просвещение, 2011.

27


© 2010-2022