- Преподавателю
- Обществознание
- Рабочая программа элективного курса-Имею право
Рабочая программа элективного курса-Имею право
Раздел | Обществознание |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Чернышева Л.Н. |
Дата | 07.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
|
|
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учителя истории МБОУ СОШ 51 г. Воронеж
Чернышевой Людмилы Николаевны
элективный курс «Имею право»
для 9 класса
Пояснительная записка
В современных условиях перед нашим государством стоит задача превращения его в современное правовое государство. В решении этой задачи важную роль может сыграть правовое образование граждан, а следовательно,
включение в учебные программы школ различных правовых курсов.Знания о правах и свободах человека являются одной из составляющих модернизации содержания образования. При обучении правам человека формируется система ценностей и установок человеческого поведения, приобретаются знания и умения, необходимые для самостоятельной жизни человека в обществе, воспитывается понимание человеческого достоинства, уважение к другим людям, толерантность, стремление к использованию ненасильственных средств разрешения конфликтов, развивается чувство солидарности и стремление к сотрудничеству с другими людьми.
Обучение правам человека выполняет важные функции: философско-культурологическую, образовательно-правовую, психолого-развивающую, воспитательно-формирующую.
Основой каждого занятия является создание условий для формирования и развития у учащихся уважения к правам и основным свободам человека, чувства человеческого достоинства, взаимопонимания, терпимости, равенства и дружбы между нациями, национальными, этническими, религиозными и языковыми группами; умения самостоятельно приобретать и применять на практике знания по правам человека; развитие творческих способностей; коммуникативных навыков.
Предлагаемый курс рассчитан на 34 часа.
Цели курса:
-
развитие правового образования, правового образа мышления; потребности в получении знаний по праву и интереса к изучению права; способности к личному самоопределению и самореализации;
-
воспитание ответственности за собственные решения; уважение к праву и законам; способствовать профессиональному самоопределению учащихся, формированию личности, адаптированной к сознательному выбору будущей специальности;
-
освоение системы знаний о праве для последующего изучения правовых дисциплин в профильных средних учебных заведениях гуманитарного и социально-экономического направления (право, экономика, политология) или для самообразования; о целях и задачах права и особенностях его применения в различных жизненных ситуациях; изучение основ юриспруденции, криминологии, ювенального права.
-
овладение умениями получать и критически осмысливать правовую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; принимать решения и осознавать необходимость личного выбора; работать в коллективе; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для решения правовых проблем; работать с нормативными актами, квалифицировать деяние, анализировать казусы, вести дискуссию, прогнозирование практических криминогенных ситуаций.
-
формирование опыта правового поведения; применения полученных знаний и умений в повседневной жизни; освоение знаний по праву для будущей современной самостоятельной жизни; усвоения совокупности конкретных правил поведения в семье, в доме, школе, на улице, учреждениях культуры и т. д.; ориентир на уважение прав и свобод других граждан.
Задачи курса:
-
знакомство учащихся с основными нормативно-правовыми актами, с которыми чаще всего человеку приходится сталкиваться в жизни;
-
развитие критического мышления применительно к реалиям жизни;
-
воспитание ответственности за собственное благополучие; освоение молодыми людьми социальных навыков и практических умений в области защиты своих прав.
-
освоение учащимися навыков и умений в области защиты своих прав;
-
привитие необходимых навыков правильного составления некоторых официальных бумаг, не требующих специального юридического образования (заявление, доверенность, трудовое соглашение, договор купли-продажи и т. д.)
-
развитие коммуникативных способностей, прежде всего, устной речи
-
формирование правовых компетенций, обеспечивающих успешность в обществе, способностей к анализу правовых ситуаций, способностей строить собственное поведение в рамках имеющихся прав, свобод, обязанностей;
-
приобретение умений и навыков публичных выступлений, учебно-исследовательской деятельности, работы в группе.
В процессе обучения учащихся приобретают следующие конкретные умения: анализировать правовые документы; анализировать публикации в периодических изданиях с целью поиска иллюстраций к положениям правовых документов; формулировать, аргументировать и отстаивать собственную позицию по спорным проблемам; представлять результаты исследований в виде таблиц, схем, выступлений, эссе; делать выводы.
В результате изучения курса ученики должны:
УМЕТЬ
-
осуществлять свои права на практике;
-
уметь руководствоваться в различных сферах жизни существующими нормами;
-
уметь проектировать правомерные способы действий в различных жизненных ситуациях, давать правовую оценку собственным действиям, действиям окружающих, явлениям жизни;
-
уметь правильно составлять некоторые официальные бумаги, не требующие специального юридического образования (заявление, доверенность, текст трудового соглашения, договор купли - продажи и т. д.);
ЗНАТЬ
-
юридические термины и понятия;
-
знать содержание законодательных актов (или фрагментов из них), определять принципы права, систему прав и обязанностей;
-
знать правила соблюдения, которые способствуют охране личной безопасности человека от преступных посягательств;
-
знать социальную ценность права как средства защиты личности и общества;
ВЛАДЕТЬ
-
четкими ценностными ориентирами гуманистической направленности;
-
владеть четкими установками на законопослушание, негативно относиться к нарушителям правопорядка;
-
владеть представлением о действиях и поступках, составляющих угрозу безопасности личности;
-
владеть конкретными правилами поведения в семье, в доме, школе, на улице, учреждениях культуры и т. д., ориентировать на уважение прав и свобод других граждан.
Проблемы, которые включены в курс, позволят каждому учащемуся почувствовать личностную значимость правовых знаний, помогут занять активную гражданскую позицию; учащиеся смогут оценить свои способности и возможности в изучении данного предмета, склонности, интересы к данной области знания.
Программа курса построена с таким расчётом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться правом и найти ответы на вопросы, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни и которые не могут решить без элементарных правовых знаний. Материал курса обращен к подросткам, у которых нередки антиобщественные проявления. Поэтому большое внимание уделяется факторам риска подростковой жизни и способам их нейтрализации.
Данный элективный курс предполагает рассмотрение сложных для понимания учеников аспектов современного обществознания, в результате чего будет происходить систематизация имеющихся у учащихся обществоведческих знаний, формироваться собственная позиция по изученным темам, вырабатываться алгоритм решения соответствующих тестовых заданий. Методы преподавания данного элективного курса определяются его целями и задачами: - частично-поисковый, исследовательский, проектный.
Назначение курса - помочь учащимся узнать свои права и научится ими пользоваться, защищать их в случае нарушения; увидеть взаимосвязь личной свободы и ответственности каждого человека; научиться разрешать споры и конфликты правовыми способами; осознать необходимость личного выбора в различных жизненных ситуациях и свою личную ответственность за сделанный выбор.
Чем взрослее ребенок, тем больше социальных связей возникает между ним и обществом, а это влечет к возникновению между ними целого комплекса прав и обязанностей. Знание несовершеннолетними своих прав, уметь грамотно применять эти права в реальной самостоятельной жизни - позволит подросткам избежать многих проблем при вступлении в это общество в качестве его равноправного - гражданина России.
Принципами отбора содержания материала программы является: системность, научность, доступность, возможность практического применения полученных знаний.
Курс состоит из двух разделов: «Права человека», ориентированного на знакомство учащихся с основными документами по проблеме, и «Права человека в современном мире», посвященного реализации прав и свобод человека.
Основные формы и методы работы: индивидуальная и групповая. Проведение деловых, имитационных, сюжетных, ролевых и других игр по праву, работа с источниками и ресурсами сети Интернет, медиатекой, творческие проекты, «мозговые штурмы», социальные акции, выпуск правовой газеты и прочее позволят обеспечить серьезную мотивацию на дальнейшее правовое обучение и сформировать, поддержать устойчивый интерес ребенка к праву. Работа с документами, высказываниями, материалами СМИ, беседы, составление таблиц и схем, беседы с использованием практических заданий и т.д.
Содержание
Что такое права человека. Эволюция прав человека (права свободного, бесправие раба, права человека в сословном обществе, права граждан.). История развития прав человека
Основные принципы и стандарты прав человека. Ценности (принципы) прав человека: гуманизм, человеческое достоинство, свобода, равноправие, солидарность. Справедливость, толерантность. Стандарты прав человека: международные универсальные. Международные региональные, национальные документы.
Виды прав человека. Всеобщая декларация прав человека. Конституция РФ о правах человека. Конвенция о правах ребенка.
Виды нарушений прав человека. Дискриминация. Виды нарушений прав человека по сферам жизнедеятельности, по способу осуществления, по масштабам последствий. Расизм, беженцы, рабочие - мигранты.
Соблюдение прав человека. Гарантии прав человека и гражданина (гарантии - условия: среда). Государственный и общественный строй, гарантии - средства: экономические, политические, социальные, идеологические, юридические). Юридические гарантии соблюдения прав человека. Обязанность и ответственность - непременное условие соблюдения правовых норм человека.
Лица, нуждающиеся в специальных правах. Права сирот, лиц с ограниченными возможностями. Правовые взаимоотношения детей и родителей. Ребенок и школа. Ребенок и семья.
Нарушение прав человека в современном мире
Организация защиты прав человека, Дискриминация или защита прав человека? Международные организации: ООН, Генеральная ассамблея ООН, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет. Международный суд, Комитет по правам человека.
Внутригосударственные правозащитные органы: суды, прокуратура, региональные представители уполномоченного по правам человека, комиссия по помилованию при Президенте РФ.
Предполагаемые результаты изучения курса:
-
приобрести для себя опыт применения юридических знаний для дальнейшего профильного обучения;
-
научиться оценивать свои собственные действия с точки зрения их соответствия действующему законодательству;
-
применять правовые нормы в реальных жизненных ситуациях;
-
не растеряться в реальной самостоятельной жизни, в трудных жизненных ситуациях, умело использовать приобретенные знания для защиты своих прав и интересов;
-
получить навыки обращения в непредвиденных жизненных ситуациях в различные юридические, социальные и другие правовые службы для решения самостоятельных проблем в будущем;
-
получить навыки составления необходимых юридических документов;
-
познакомятся с нормами трудового, административного, семейного, гражданского, гражданско-процессуального, уголовного, уголовно-процессуального права.
-
знания и представления о нормах современного российского законодательства, достаточные для защиты прав, свобод и законных интересов личности
-
коммуникативные способности, способность к творческому мышлению и деятельности в ситуациях с незаданным результатом.
Литература
-
Всеобщая декларация прав человека
-
Конвенция о правах ребенка
-
Конвенция о статусе беженцев
-
Конституция РФ
-
Материалы периодических изданий и других видов СМИ.
-
Интернет - ресурсы
-
Гражданский кодекс РФ
-
Декларация прав ребенка
Главной причиной затруднения изучения права в школе является терминология, которая не позволяет подключать ученикам жизненный опыт к решению правовых задач, а главное, применять полученные знания в повседневной жизни. Решению этой проблемы помогает использование при изучении курса электронные учебные пособия:
-
«Основы правовых знаний. 8-9 класс». В данном пособии предложены ученикам видеофрагменты, схемы, анимации, задания для самоконтроля, необходимые для лучшего усвоения знаний. Пособие снабжено тестами, которые позволяют увидеть динамику усвоения знаний в курсе.
-
«Обществознание». Это пособие богато собранием информационно-справочным материалом (хрестоматия, адаптированная к школьному курсу база правовых документов «Гарант», словарь, биографии и т.д.). Участие в интерактивном социологическом опросе. Статистические данные в виде схем, диаграмм, таблиц. Разнообразный зрительный ряд, 20 озвученных видеороликов, ссылки на Интернет-ресурсы.
Рекомендуемые ресурсы сети Интернет
-
asi.org.ru - агентство социальной информации.
-
detirossii.ru - Союз «Гражданское общество - детям России».
-
hro.org/index.htm - Права человека в России.
-
eduinfo.ru/dia - Детское информационное агентство.
-
school-sector.relarn.ru - Права и дети в Интернете.
-
kpd.nvrsk.ru/university/main.htm - Детский Правозащитный Университет.
-
hrea.org/pubs/Primer/ru/index.html - Аннотированный Учебник для начинающих по отбору учебных материалов для образования в области демократии и прав человека.
-
oz.us.edu/thro/index.html - Образование по тематике прав человека в режиме он-лайн.
-
hrusa.orq/default.htm - Центр по ресурсам в области прав человека.
-
pravo.Inet.ru - Право Интернет в России.
-
bpi.ru - Бюро правовой информации.
-
pi.aqava.ru - Правозащитный сайт «Имею Право».
-
scool-sector.relarm.ru/prava - Права и дети в Интернете.
Календарно-тематическое планирование
№
Тема занятия
Дата
Содержание
Организация учебной деятельности
1
Введение. Что такое права человека.
Права человека. Эволюция прав человека.
Беседа
2
Истоки прав человека
История развития прав человека
Лекция
3-4
Роль права в жизни человека
Правовая составляющая в жизни каждого человека , гражданина, личности
Лекция
5
Основные принципы и стандарты прав человека
Ценности прав человека: гуманизм, достоинство, свобода. Стандарты: международные документы.
Семинар
6-7
Виды прав человека
Классификация прав: по сферам жизнедеятельности, по статусу личности по субъектам - носителям
Урок-практикум
8
Классификация прав человека
Статусы зафиксированные во всеобщей декларации прав человека
Работа с документами
9
Всеобщая декларация прав человека
Характеристика основного документа по правам человека. История создания.
Практикум
10
Конституция РФ о правах человека
Российская конституционная концепция прав человека. Основные права и свободы.
Лекция
11
Конвенция о правах ребенка
История принятия Конвенции. Декларация прав ребенка. Основные права ребенка.
Работа в группах
12
Права человека в России
Обсуждение проблемного вопроса: соблюдаются ли права человека в России
Дискуссия
13-14
Мои права - твои права
Соблюдение правовой культуры между людьми
Деловая игра
15-16
Права и обязанности
Формирование правовых компетенций, обеспечивающих поведение в обществе в рамках имеющихся прав свобод и обязанностей. Обязанности - меры должного поведения. Права - меры возможного поведения
Работа с документами
17
Права ребенка в семье
Семейный кодекс РФ. Правовые основы взаимоотношений детей и родителей.
Практикум
18
Права ребенка в школе
Права на образование, свобода слова и совести. Международные документы о правах в сфере образования
Практикум
19-20
Социальный проект «школьный билль о правах»
Права человека в школе
Деловая игра
21
Нарушение прав человека в современном мире
Основные виды нарушений прав человека: дискриминация, экстремизм, проблемы беженцев
Лекция
22
Соблюдение прав человека
Проблемы прав человека в России и в мире. Общие принципы и сущность
Сообщения
23
Условия и средства обеспечения прав человека в современной жизни
Юридические гарантии обеспечения прав человека
Лекция
24-25
Организация защиты прав человека
Международные и внутригосударственные правозащитные органы
Семинар
26
Лица, нуждающиеся в специальных правах
Категории лиц: сироты, инвалиды, беженцы и др. нуждающиеся в специальных правах и заботе государства
Эссе-размышление
27
Международные организации, осуществляющие защиту прав человека
ООН, Совет Безопасности, Генеральная Ассамблея ООН, Комитет по правам человека, Международный суд и др.
Лекция
28
Из истории правозащитного движения
Знакомство с правозащитным движением в России в ХХ - н.ХХ1 вв.
Сообщения
29
Внутригосударственные органы защиты прав человека
Комиссия по помилованию при Президенте РФ, уполномоченный по правам человека, прокуратура
Беседа
30
Дискриминация или защита прав человека ?
Дать представление об основных спорных проблемах прав человека
Лекция
31-32
Права и ответственность человека
Обязанности и ответственность - непременные условия соблюдения прав человека
Практикум
33-34
Обобщение «Я - гражданин России»
Обобщение и закрепление полученных знаний по курсу
Круглый стол