Рабочая программа по обществознанию (10 класс) базовый уровень

Раздел Обществознание
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Составлена в соответствии с программой общеобразовательных учреждений: история, обществознание: 6-11кл.-М: Просвещение, 2010г.

Обществознание 10 кл., базовый уровень (68 ч)

Авторы: Л.Н. Боголюбов, академик РАО, доктор педагогических наук профессор; Н.И. Городецкая, кандидат педагогических наук; Л.Ф. Иванова, кандидат педагогических наук; А.И. Матвеев, кандидат педагогических наук.

Учебник: Обществознание. учеб. для 10кл. общеобразоват. Учреждений. Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова и др. - 3-е изд.- М.: Просвещение,2007

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и программы основного общего образования по обществознанию Л.Н.Боголюбова. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 68 учебных часов. Предусматривает формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, тестирование, обобщающие уроки.

Изучение обществознания направлено на достижение следующих целей:

- развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной ( в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации.

- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

- овладение умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные, осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в жизни гражданского общества и государства;

- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом, и содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Требования к уровню подготовки.

В результате изучения обществознания ученик должен:

Знать и понимать:

- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

- тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;

- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

- особенности социально-гуманитарного познания;

Уметь:

- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

- анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие общества и природы, человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

- решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;

- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;

- извлекать из неадаптированных, оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы; - оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

- готовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- успешного выполнения типичных для социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

- совершенствования собственной познавательной деятельности;

- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;

- решения практических социальных проблем, возникающих в социальной деятельности;

- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах, определения личной и гражданской позиции;

- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

- предвидения возможных социальных последствий определенных социальных действий;

- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.

Программно-методические материалы:

1. Программы общеобразовательных учреждений: история, обществознание: 10-11кл.-М: Просвещение, 2007г.

Обществознание 10кл., базовый уровень (70ч)

Авторы: Л.Н. Боголюбов, академик РАО, доктор педагогических наук профессор; Н.И. Городецкая, кандидат педагогических наук; Л.Ф. Иванова, кандидат педагогических наук; А.И. Матвеев, кандидат педагогических наук. изд.- М.: Просвещение,2007г.

№ уро ка

Тема урока

Кол часов

Дата урока

Тип урока

Предполагаемые методы, практические умения, навыки

Элементы содержания

Термины, персоналии

Домашнее задание

план

факт

Общество 4 часа

1

Что такое общество.

1

Комби

нирован

ный

Лекция с элементами беседы, составление опорного конспекта

Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе.

Общество

Культура

Наука

П. 1

2

Общество и культура.

1

3

Общество как сложная динамическая система

1

Комби

нирован

ный

Практическое занятие, выполнение заданий в группах

Общество как сложная динамичная система. Причинные и функциональные связи в обществе. Взаимосвязь основных сфер общественной жизни. Важнейшие институты общества.

Социальная система

Социальные институты.

Самодостаточность.

Интеграция.

Общественные потребности.

П. 2

4

Общество

1

Повторение и обобщение

Беседа, фронтальный опрос, выполнение практических заданий.

Системное строение общества. Основные институты общества. Многовариантность общественного развития.

Человек (10 часов)

5

Природа человека

1

Комби

нирован

ный

Лекция с элементами беседы, составление опорного конспекта

Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции.

Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке.

Антропогенез,

Возрождение

П. 3

6

Человек как духовное существо.

1

Комби

нирован

ный

Практическое занятие, выполнение заданий в группах

Духовные ориентиры личности: мораль, ценности, идеалы. Мировоззрение и его роль в жизни человека.

Духовность.

Мораль.

Категорический императив. Идеал.

Мировоззрение.

Патриотизм.

Гражданственность

П. 4

7

Мировозрение и его роль в жизни человека.

1

8

Деятельность- способ существования людей.

1

Комби

нирован

ный

Дискуссия, выполнение проблемных заданий

Деятельность человека: основные характеристики. Структура деятельности и ее мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность.

Деятельность.

Потребность.

Цель, мотив.

Сознание

П. 5

9

Многообразие видов деятельности.

1

10

Познание и знание

1


Комби

нирован

ный

Лекция с элементами беседы, составление опорного конспекта

Познаваемый ли мир? Познание чувственное и рациональное. Истина и ее критерии. Особенности научного познания. Социальные и гуманитарные знания. Многообразие человеческого знания.

Знание. Социальное знание.

Агностицизм.

Гносеологизм.

Чувственное познание.

Понятие. Язык.

Суждение.

Мышление.

Сенсуализм.

Рационализм.

Истина (абсолютная, относительная).

Паранаука.

П. 6

11

Истина и её критерии.

1

12

Человек в системе социальных связей

1


Комби

нирован

ный

Практическое занятие, выполнение заданий в группах

Биологическое и социальное в человеке. Личность. Социальное поведение и социализация личности. Самосознание и самореализация. Единство свободы и ответственности личности.

Личность.

Нравы.

Обычай.

Самосознание.

Самореализация

П. 7

13

Самосознание и самореализация.

1

14

Общество и человек.

1

ПОУ

Защита презентаций, работа с понятиями

Духовная культура (8часов)

15

Культура и духовная жизнь общества

1

Комби

нирован

ный

Лекция с элементами беседы, составление опорного конспекта

Культура и духовная жизнь.

Функции культуры. Многообразие культур. Массовая и элитарная культуры.

Духовная жизнь.

Культура (народная, массовая, элитарная).

Культурология.

П. 8

16

Многообразие культур

1

17

Наука и образование

1


Комби

нирован

ный

Защита презентаций, работа с понятиями

Наука в современном обществе. Этика науки. Цели и функции образования в современном мире. Основные элементы системы образования. Образование как ценность. Самообразование. Значение образования для самореализации.

Наука.

П. 9

18

Этика науки.

1

19

Мораль.

1


Комби

нирован

ный

Защита презентаций, работа с понятиями

Сущность морали. Мораль как регулятор социального поведения. Категории морали. Высшие духовные ценности.

Истина, добро и красота. Моральный идеал. Нравственная оценка деятельности.

Мораль.

Нормы морали.

Принципы морали.

Нравственные категории.

Смысл жизни.

Религиозное сознание. Религия.

Религиоведение.

Светское сознание.

П. 10

20

Религия

1

21

Искусство и духовная жизнь

1


Комби

нирован

ный

Защита презентаций, работа с понятиями

Искусство как вид духовного производства. Сущность искусства, его происхождение и основные формы. Искусство как эстетическая деятельность. Формы и основные направления искусства. Тенденции духовной жизни современной России.

Искусство.

Эстетическая культура.

П. 11

22

Духовная жизнь.

1

Повторение и обобщение.

Защита презентаций, работа с понятиями

Экономика (4часа)

23

Роль экономики в жизни общества

1

Комби

нирован

ный

Лекция с элементами беседы, составление опорного конспекта

Экономика как подсистема общества. Экономика и уровень жизни. Экономика и социальная структура общества. Экономика и политика

Экономическая сфера.

Уровень жизни.

ВВП.

П. 12

24

Экономика и социальная структура общества.

1

25

Экономическая культура

1

Комби

нирован

ный

Занятие семинарского типа с индивидуальной и школьников, выступлениями учащихся с сообщениями и докладами, подготовленными с использованием материала учебника и др. источников

Сущность и структура экономической культуры. Экономические отношения и интересы. Экономическая свобода и социальная ответственность. Связь экономической культуры и экономической деятельности.

Экономическая культура.

Экономическая свобода.

групповой работой

П. 13

26

Экономика

1

Урок-практикум

Решение познавательных задач.

Экономика и социальная структура общества. Экономика и политика. Экономические отношения и интересы.

Социальная сфера (15 часов)

27-28

Социальная структура общества.

2


Комби

нирован

ный

Запись лекции, составление опорного конспекта

Многообразие социальных групп. Социальное неравенство. Социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальные интересы.

Структура общества

П.14

29

Социальная стратификация.

1

30

Социальные взаимодействия.

1

Комби

нирован

ный

Составление опорной схемы, таблицы, защита презентации

Социальные отношения и взаимодействия. Многообразие социальных групп. Неравенство и социальная стратификация. Социальный статус. Социальная мобильность. Социальные процессы в современной России.

Стратификация

П.15

31

Социальные аспекты труда.

1

32

Культура труда.

1

33

Социальные нормы и социальный контроль.

1

Комби

нирован

ный

Беседа, отработка понятий. Составление памятки об опасности откл. поведения

Социальные нормы. Элементы социального поведения. Отклоняющееся поведение. Социальный контроль и самоконтроль.

Преступность,

Социальная опасность

П.16

34-

Отклоняющееся поведение.

1

35

Преступность.

1

36

Нации и межнациональные отношения

1

Комби

нирован

ный

Ученическая конференция или дискуссия на материалах центральных и региональных средств массовой информации.

Этнические общности. Межнациональные отношения. Межнациональные конфликты и пути их преодоления. Национальная политика.

Этнос,

Народ,

Национальное самосознание

П.17

37

Межнациональное сотрудничество в целом мире.

1

38

Семья и быт.

1

Комби

нирован

ный

Лекция с элементами беседы, составление опорного конспекта

Семья как социальный институт и малая группа. Тенденции развития семьи в современном обществе. Семейно-демографическая структура общества.

Семья

Бытовые отношения

Культура топоса

П.18

39

Семья в современном обществе.

1

40

Социальное развитие и молодежь

1

Комби

нирован

ный

Ученическая конференция или дискуссия на материалах центральных и региональных средств массовой информации.

Молодежь как социальная группа. Молодежная субкультура. Проблемы молодежи в условиях социальных перемен. Молодежь как субъект социального развития.

Группа социального риска

Социально-демографическая группа

Семьянин

Гражданин

П.19

41

Социальная сфера.

1

ПОУ

Защита творческих проектов по теме

Подг. К к/р по теме

Политическая сфера (12 часов)

42

Политика и власть

1

Комби

нирован

ный

Лекция с элементами беседы, составление опорного конспекта

Власть, ее происхождение и виды. Политический режим. Типы политических режимов: тоталитарный, авторитарный, демократический.

Политическая партия,

Субъект и объект политики,

Политическая сфера. Политические институты. Политические отношения,

Политическая власть, политология.

П.20

43

Политическая система

1

Комби

нирован

ный

Выполнение практикума,

Работа в группах

Политическая система общества. Государство, его признаки, формы, функции

Конституционное право,

Политический режим,

Правовое государство, политический плюрализм

П.21

44

Политический режим.

1

45

Гражданское общество.

1

Комби

нирован

ный

Лекция с элементами беседы, составление опорного конспекта

Гражданское общество, его основные черты. Правовое государство. Местное самоуправление. Соотношение правового государства и гражданского общества.

Парламентская республика.

Полупрезидентская (смешанная)

Республика.

Муниципальное образование

П.22

46

Правовое государство.

1


47

Защита прав человека.

1

48

СМИ в политике.

1

Урок-семинар


49

Демократические выборы.

1

Комби

нирован

ный

Занятие семинарского типа с индивидуальной и групповой работой школьников.

Государственный аппарат. Избирательные системы. Политическая жизнь современной России.

Избирательное право,

Многопартийность,

П. 23

50

Политические партии

1

51


Участие гражданина в политической жизни.

1

Комби

нирован

ный

Лабораторная работа

Политическая идеология и ее структура. Функции политической идеологии. Различия и взаимодействие политической идеологии и политической психологии. Политическая идеология и политическая деятельность.

Политический процесс, политическое участие.

Политическая культура

П. 24

52

Политическая культура.

1

53

Политическая сфера.

1

ПОУ

Защита презентаций, работа с понятиями

Политическая культура. Типы политической культуры. Функции политической культуры. Пути и формы политической социализации личности.

Подготовка. к тестированию по разделу

Право как особая система норм (9 часов)+ 2 часа.

5

Право в системе социальных норм

1

Комби

нирован

ный

Лекция с элементами беседы, составление опорного конспекта

Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Источники права. Правовые акты. Публичное и частное право. Правоотношения. Правонарушения. Юридическая ответственность и ее виды.

Право.

Мораль,

система права,

отрасль права,

институт права

П.25

55

Нормы и отрасли права.

1

56

Источники права

1

Комби

нирован

ный

Лекция с элементами беседы, составление опорного конспекта

Международные документы по правам человека. Социально-экономические, политические и личные права и свободы. Система судебной защиты прав человека.

Источники права,

Естественное право,

Нормативно-правовой акт,

П.26

57

Правоотношения и правонарушения

1

Комби

нирован

ный

Ученическая конференция или дискуссия на материалах центральных и региональных средств массовой информации.

Гражданское право. Право собственности юридических и физических лиц. Обязательства в гражданском праве. Трудовое право. Трудовой договор. Заработная плата. Трудовая дисциплина. Трудовые споры и порядок их разрешения.

Правоотношение,

Юридическая ответственность,

Конституционный суд,

Судебная система,

кодекс

П.27

58

Юридическая ответственность.

1

Оббщение и систематизация знаний.

Выступления учащихся с индивидуальными заданиями.

59

Развитие права в современной России.

1

Урок-семинар


Развитие права в современной России.

60

Современное российское законодательство

1


Комби

нирован

ный

Практическое занятие, выполнение заданий в группах

Государственное право. Конституция в иерархии нормативных актов. Конституция Российской Федерации об основах конституционного строя. Административное право. Органы государственного управления. Административная ответственность.

Конституционное право.

Брак,

Преступление, уголовное наказание

П.28

61

Трудовое право

1

Обобщение и систематизация знаний.

62

Предпосылки правомерного поведения

1

Комби

нирован

ный

Лекция с элементами беседы, составление опорного конспекта

Уголовное право. Преступление и наказание в уголовном праве. Ответственность за преступления против личности. Уголовная ответственность за другие виды преступлений.

Правосознание,

Правовая идеология,

Правовая культура, правомерное поведение

П.29

63

Общество в развитии.

1

Комби

нирован

ный

Защита презентаций, работа с понятиями

Многовариантность общественного развития,

Целостность и противоречивость современного мира, проблема общественного прогресса

П.30

64

Проблема общественного прогресса.

1


Итоговое повторение (4часа)

65

Общество и человек.

1

Обобщение и систематизация знаний

Защита творческих проектов по теме

Знать основные положения раздела «Общество и человек»

Словарь темы.

Подг. К к/р по теме

66

Основные сферы общественной жизни,

1

Обобщение и систематизация знаний

Решение проблемных задач.

Знать основные положения раздела «Основные сферы общественной жизни».

Словарь темы.

с.343

67

Право.

1

Обобщение и систематизация знаний

Решение проблемных задач

Знать основные положения раздела «Право»

Словарь темы.

Вопросы и задания для итогого повторения,с350-351

68

Итоговое повторение

1

тестирование, к/ работа.

Материал курса «Обществознание. 10 класс», основные понятия, термины.




© 2010-2022