- Преподавателю
- Обществознание
- Рабочая программа по обществознанию (10 класс) базовый уровень
Рабочая программа по обществознанию (10 класс) базовый уровень
Раздел | Обществознание |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Шипицына Е.В. |
Дата | 01.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Составлена в соответствии с программой общеобразовательных учреждений: история, обществознание: 6-11кл.-М: Просвещение, 2010г.
Обществознание 10 кл., базовый уровень (68 ч)
Авторы: Л.Н. Боголюбов, академик РАО, доктор педагогических наук профессор; Н.И. Городецкая, кандидат педагогических наук; Л.Ф. Иванова, кандидат педагогических наук; А.И. Матвеев, кандидат педагогических наук.
Учебник: Обществознание. учеб. для 10кл. общеобразоват. Учреждений. Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова и др. - 3-е изд.- М.: Просвещение,2007
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и программы основного общего образования по обществознанию Л.Н.Боголюбова. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 68 учебных часов. Предусматривает формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, тестирование, обобщающие уроки.
Изучение обществознания направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной ( в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации.
- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- овладение умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные, осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в жизни гражданского общества и государства;
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом, и содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Требования к уровню подготовки.
В результате изучения обществознания ученик должен:
Знать и понимать:
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания;
Уметь:
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие общества и природы, человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
- извлекать из неадаптированных, оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы; - оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- готовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- успешного выполнения типичных для социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
- решения практических социальных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах, определения личной и гражданской позиции;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- предвидения возможных социальных последствий определенных социальных действий;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.
Программно-методические материалы:
1. Программы общеобразовательных учреждений: история, обществознание: 10-11кл.-М: Просвещение, 2007г.
Обществознание 10кл., базовый уровень (70ч)
Авторы: Л.Н. Боголюбов, академик РАО, доктор педагогических наук профессор; Н.И. Городецкая, кандидат педагогических наук; Л.Ф. Иванова, кандидат педагогических наук; А.И. Матвеев, кандидат педагогических наук. изд.- М.: Просвещение,2007г.
№ уро ка
Тема урока
Кол часов
Дата урока
Тип урока
Предполагаемые методы, практические умения, навыки
Элементы содержания
Термины, персоналии
Домашнее задание
план
факт
Общество 4 часа
1
Что такое общество.
1
Комби
нирован
ный
Лекция с элементами беседы, составление опорного конспекта
Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе.
Общество
Культура
Наука
П. 1
2
Общество и культура.
1
3
Общество как сложная динамическая система
1
Комби
нирован
ный
Практическое занятие, выполнение заданий в группах
Общество как сложная динамичная система. Причинные и функциональные связи в обществе. Взаимосвязь основных сфер общественной жизни. Важнейшие институты общества.
Социальная система
Социальные институты.
Самодостаточность.
Интеграция.
Общественные потребности.
П. 2
4
Общество
1
Повторение и обобщение
Беседа, фронтальный опрос, выполнение практических заданий.
Системное строение общества. Основные институты общества. Многовариантность общественного развития.
Человек (10 часов)
5
Природа человека
1
Комби
нирован
ный
Лекция с элементами беседы, составление опорного конспекта
Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции.
Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке.
Антропогенез,
Возрождение
П. 3
6
Человек как духовное существо.
1
Комби
нирован
ный
Практическое занятие, выполнение заданий в группах
Духовные ориентиры личности: мораль, ценности, идеалы. Мировоззрение и его роль в жизни человека.
Духовность.
Мораль.
Категорический императив. Идеал.
Мировоззрение.
Патриотизм.
Гражданственность
П. 4
7
Мировозрение и его роль в жизни человека.
1
8
Деятельность- способ существования людей.
1
Комби
нирован
ный
Дискуссия, выполнение проблемных заданий
Деятельность человека: основные характеристики. Структура деятельности и ее мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность.
Деятельность.
Потребность.
Цель, мотив.
Сознание
П. 5
9
Многообразие видов деятельности.
1
10
Познание и знание
1
Комби
нирован
ный
Лекция с элементами беседы, составление опорного конспекта
Познаваемый ли мир? Познание чувственное и рациональное. Истина и ее критерии. Особенности научного познания. Социальные и гуманитарные знания. Многообразие человеческого знания.
Знание. Социальное знание.
Агностицизм.
Гносеологизм.
Чувственное познание.
Понятие. Язык.
Суждение.
Мышление.
Сенсуализм.
Рационализм.
Истина (абсолютная, относительная).
Паранаука.
П. 6
11
Истина и её критерии.
1
12
Человек в системе социальных связей
1
Комби
нирован
ный
Практическое занятие, выполнение заданий в группах
Биологическое и социальное в человеке. Личность. Социальное поведение и социализация личности. Самосознание и самореализация. Единство свободы и ответственности личности.
Личность.
Нравы.
Обычай.
Самосознание.
Самореализация
П. 7
13
Самосознание и самореализация.
1
14
Общество и человек.
1
ПОУ
Защита презентаций, работа с понятиями
Духовная культура (8часов)
15
Культура и духовная жизнь общества
1
Комби
нирован
ный
Лекция с элементами беседы, составление опорного конспекта
Культура и духовная жизнь.
Функции культуры. Многообразие культур. Массовая и элитарная культуры.
Духовная жизнь.
Культура (народная, массовая, элитарная).
Культурология.
П. 8
16
Многообразие культур
1
17
Наука и образование
1
Комби
нирован
ный
Защита презентаций, работа с понятиями
Наука в современном обществе. Этика науки. Цели и функции образования в современном мире. Основные элементы системы образования. Образование как ценность. Самообразование. Значение образования для самореализации.
Наука.
П. 9
18
Этика науки.
1
19
Мораль.
1
Комби
нирован
ный
Защита презентаций, работа с понятиями
Сущность морали. Мораль как регулятор социального поведения. Категории морали. Высшие духовные ценности.
Истина, добро и красота. Моральный идеал. Нравственная оценка деятельности.
Мораль.
Нормы морали.
Принципы морали.
Нравственные категории.
Смысл жизни.
Религиозное сознание. Религия.
Религиоведение.
Светское сознание.
П. 10
20
Религия
1
21
Искусство и духовная жизнь
1
Комби
нирован
ный
Защита презентаций, работа с понятиями
Искусство как вид духовного производства. Сущность искусства, его происхождение и основные формы. Искусство как эстетическая деятельность. Формы и основные направления искусства. Тенденции духовной жизни современной России.
Искусство.
Эстетическая культура.
П. 11
22
Духовная жизнь.
1
Повторение и обобщение.
Защита презентаций, работа с понятиями
Экономика (4часа)
23
Роль экономики в жизни общества
1
Комби
нирован
ный
Лекция с элементами беседы, составление опорного конспекта
Экономика как подсистема общества. Экономика и уровень жизни. Экономика и социальная структура общества. Экономика и политика
Экономическая сфера.
Уровень жизни.
ВВП.
П. 12
24
Экономика и социальная структура общества.
1
25
Экономическая культура
1
Комби
нирован
ный
Занятие семинарского типа с индивидуальной и школьников, выступлениями учащихся с сообщениями и докладами, подготовленными с использованием материала учебника и др. источников
Сущность и структура экономической культуры. Экономические отношения и интересы. Экономическая свобода и социальная ответственность. Связь экономической культуры и экономической деятельности.
Экономическая культура.
Экономическая свобода.
групповой работой
П. 13
26
Экономика
1
Урок-практикум
Решение познавательных задач.
Экономика и социальная структура общества. Экономика и политика. Экономические отношения и интересы.
Социальная сфера (15 часов)
27-28
Социальная структура общества.
2
Комби
нирован
ный
Запись лекции, составление опорного конспекта
Многообразие социальных групп. Социальное неравенство. Социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальные интересы.
Структура общества
П.14
29
Социальная стратификация.
1
30
Социальные взаимодействия.
1
Комби
нирован
ный
Составление опорной схемы, таблицы, защита презентации
Социальные отношения и взаимодействия. Многообразие социальных групп. Неравенство и социальная стратификация. Социальный статус. Социальная мобильность. Социальные процессы в современной России.
Стратификация
П.15
31
Социальные аспекты труда.
1
32
Культура труда.
1
33
Социальные нормы и социальный контроль.
1
Комби
нирован
ный
Беседа, отработка понятий. Составление памятки об опасности откл. поведения
Социальные нормы. Элементы социального поведения. Отклоняющееся поведение. Социальный контроль и самоконтроль.
Преступность,
Социальная опасность
П.16
34-
Отклоняющееся поведение.
1
35
Преступность.
1
36
Нации и межнациональные отношения
1
Комби
нирован
ный
Ученическая конференция или дискуссия на материалах центральных и региональных средств массовой информации.
Этнические общности. Межнациональные отношения. Межнациональные конфликты и пути их преодоления. Национальная политика.
Этнос,
Народ,
Национальное самосознание
П.17
37
Межнациональное сотрудничество в целом мире.
1
38
Семья и быт.
1
Комби
нирован
ный
Лекция с элементами беседы, составление опорного конспекта
Семья как социальный институт и малая группа. Тенденции развития семьи в современном обществе. Семейно-демографическая структура общества.
Семья
Бытовые отношения
Культура топоса
П.18
39
Семья в современном обществе.
1
40
Социальное развитие и молодежь
1
Комби
нирован
ный
Ученическая конференция или дискуссия на материалах центральных и региональных средств массовой информации.
Молодежь как социальная группа. Молодежная субкультура. Проблемы молодежи в условиях социальных перемен. Молодежь как субъект социального развития.
Группа социального риска
Социально-демографическая группа
Семьянин
Гражданин
П.19
41
Социальная сфера.
1
ПОУ
Защита творческих проектов по теме
Подг. К к/р по теме
Политическая сфера (12 часов)
42
Политика и власть
1
Комби
нирован
ный
Лекция с элементами беседы, составление опорного конспекта
Власть, ее происхождение и виды. Политический режим. Типы политических режимов: тоталитарный, авторитарный, демократический.
Политическая партия,
Субъект и объект политики,
Политическая сфера. Политические институты. Политические отношения,
Политическая власть, политология.
П.20
43
Политическая система
1
Комби
нирован
ный
Выполнение практикума,
Работа в группах
Политическая система общества. Государство, его признаки, формы, функции
Конституционное право,
Политический режим,
Правовое государство, политический плюрализм
П.21
44
Политический режим.
1
45
Гражданское общество.
1
Комби
нирован
ный
Лекция с элементами беседы, составление опорного конспекта
Гражданское общество, его основные черты. Правовое государство. Местное самоуправление. Соотношение правового государства и гражданского общества.
Парламентская республика.
Полупрезидентская (смешанная)
Республика.
Муниципальное образование
П.22
46
Правовое государство.
1
47
Защита прав человека.
1
48
СМИ в политике.
1
Урок-семинар
49
Демократические выборы.
1
Комби
нирован
ный
Занятие семинарского типа с индивидуальной и групповой работой школьников.
Государственный аппарат. Избирательные системы. Политическая жизнь современной России.
Избирательное право,
Многопартийность,
П. 23
50
Политические партии
1
51
Участие гражданина в политической жизни.
1
Комби
нирован
ный
Лабораторная работа
Политическая идеология и ее структура. Функции политической идеологии. Различия и взаимодействие политической идеологии и политической психологии. Политическая идеология и политическая деятельность.
Политический процесс, политическое участие.
Политическая культура
П. 24
52
Политическая культура.
1
53
Политическая сфера.
1
ПОУ
Защита презентаций, работа с понятиями
Политическая культура. Типы политической культуры. Функции политической культуры. Пути и формы политической социализации личности.
Подготовка. к тестированию по разделу
Право как особая система норм (9 часов)+ 2 часа.
5
Право в системе социальных норм
1
Комби
нирован
ный
Лекция с элементами беседы, составление опорного конспекта
Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Источники права. Правовые акты. Публичное и частное право. Правоотношения. Правонарушения. Юридическая ответственность и ее виды.
Право.
Мораль,
система права,
отрасль права,
институт права
П.25
55
Нормы и отрасли права.
1
56
Источники права
1
Комби
нирован
ный
Лекция с элементами беседы, составление опорного конспекта
Международные документы по правам человека. Социально-экономические, политические и личные права и свободы. Система судебной защиты прав человека.
Источники права,
Естественное право,
Нормативно-правовой акт,
П.26
57
Правоотношения и правонарушения
1
Комби
нирован
ный
Ученическая конференция или дискуссия на материалах центральных и региональных средств массовой информации.
Гражданское право. Право собственности юридических и физических лиц. Обязательства в гражданском праве. Трудовое право. Трудовой договор. Заработная плата. Трудовая дисциплина. Трудовые споры и порядок их разрешения.
Правоотношение,
Юридическая ответственность,
Конституционный суд,
Судебная система,
кодекс
П.27
58
Юридическая ответственность.
1
Оббщение и систематизация знаний.
Выступления учащихся с индивидуальными заданиями.
59
Развитие права в современной России.
1
Урок-семинар
Развитие права в современной России.
60
Современное российское законодательство
1
Комби
нирован
ный
Практическое занятие, выполнение заданий в группах
Государственное право. Конституция в иерархии нормативных актов. Конституция Российской Федерации об основах конституционного строя. Административное право. Органы государственного управления. Административная ответственность.
Конституционное право.
Брак,
Преступление, уголовное наказание
П.28
61
Трудовое право
1
Обобщение и систематизация знаний.
62
Предпосылки правомерного поведения
1
Комби
нирован
ный
Лекция с элементами беседы, составление опорного конспекта
Уголовное право. Преступление и наказание в уголовном праве. Ответственность за преступления против личности. Уголовная ответственность за другие виды преступлений.
Правосознание,
Правовая идеология,
Правовая культура, правомерное поведение
П.29
63
Общество в развитии.
1
Комби
нирован
ный
Защита презентаций, работа с понятиями
Многовариантность общественного развития,
Целостность и противоречивость современного мира, проблема общественного прогресса
П.30
64
Проблема общественного прогресса.
1
Итоговое повторение (4часа)
65
Общество и человек.
1
Обобщение и систематизация знаний
Защита творческих проектов по теме
Знать основные положения раздела «Общество и человек»
Словарь темы.
Подг. К к/р по теме
66
Основные сферы общественной жизни,
1
Обобщение и систематизация знаний
Решение проблемных задач.
Знать основные положения раздела «Основные сферы общественной жизни».
Словарь темы.
с.343
67
Право.
1
Обобщение и систематизация знаний
Решение проблемных задач
Знать основные положения раздела «Право»
Словарь темы.
Вопросы и задания для итогого повторения,с350-351
68
Итоговое повторение
1
тестирование, к/ работа.
Материал курса «Обществознание. 10 класс», основные понятия, термины.