Конспект урока по обществознанию в 9 классе на тему: «Голосование. Выборы. Референдум»

Данный конспект урока может быть полезен современным педагогам, желающим в результате своей деятельности увидеть думающих, рассуждающих, умеющих делать выводы учеников. Как добиться нетолько прдметных знанией у учеников, владения понятийным аппаратом на репродуктивном уровне, но и умения работать в группе, работе с текстом, отстаивать свою точку зрения, используя взвешанную аргументацию?На мой взгляд, технологии развития критического мышления, представленные в предлагаемом конспекте урока по общ...
Раздел Обществознание
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Гончарук Наталья Владимировна.

Конспект урока по обществознанию в 9 классе на тему:

«Голосование. Выборы. Референдум».


Цель:

создание условий для развития у учащихся 9-х классов универсальных учебных действий средствами ТРКМЧП (технологии развития критического мышления через чтение и письмо), подготовка к ОГЭ по обществознанию посредством использования методов критического мышления.

Задачи:

Познавательная - научить характеризовать и выделять основные формы участия граждан в политической жизни.

Развивающая - отработка универсальных учебных действий:

-умение перерабатывать и структурировать текст,

-выделять главные идеи и выстраивать их последовательность,

-умения договариваться, находить общее решение,

-умение самоконтроля и самооценивания.

Воспитательная - воспитание толерантности в межличностных отношениях.

Приёмы:

  1. Фаза вызова - рефлексивный лист.

  2. Фаза осмысления - кластер, «Инсерт», составление плана, «лови ошибку», «лишний пункт».

  3. Фаза рефлексии - рефлексивный лист.

Технологическая карта урока

Этапы урока

задачи

Методы и приемы

Формы работы

Результаты предметные

Результаты в формировании УУД

1.Стадия вызова

1.Актуализация имеющихся у учащихся знаний.

2. Определение цели и темы урока.

3.Определение затруднений

1.Рефлексивный лист.

2. «побуждающий диалог»

3. «ставим цель»

1.Фронтальная.

2.Индивидуальная

Актуализация знаний по теме «Политическая сфера общества»

1.Умение прогнозировать возможные затруднения при работе с текстом.

2.Умение выделять главные идеи и выстраивать их последовательность.

2.Стадия осмысления

1.Получение новых знаний.

2.Отработка имеющихся умений:

-умение перерабатывать и структурировать текст,

-умение выделять главные идеи и выстраивать их последовательность,

-умение договариваться и находить общее решение.

1.Составление плана.

2. Кластер»

3. «Инсерт»

4. «Лови ошибку»

5. «Лишний пункт»

Индивидуальная

Групповая

Первичные знания о характеристике выборов, как формы участия граждан в политической жизни страны; знакомство с понятиями: выборы, референдум, абсентеизм.

1.Умение перерабатывать и структурировать текст,

2.Умение выделять главные идеи и выстраивать их последовательность,

3.Умение договариваться и находить общее решение.

3.Стадия

рефлексии

Отработка умения самоконтроля и самооценки.

«Возврат к цели»

Рефлексивный лист

Индивидуальная

Сформированные знания о формах участия граждан в политической жизни страны. Знание понятий :выборы, референдум, абсентеизм.

Умение самоконтроля и самооценки.

Фаза вызова:

Учитель:

Обществознание, как и история, предметы гуманитарного цикла. Они содержат очень большой объём информации, который необходимо запомнить. Особенности человеческой памяти позволяют одним это делать легко и непринужденно, а других ставят в тупик. Скажите, какие приёмы работы с текстом позволяют запомнить информацию?

Ученики:

план, конспект.

Учитель: вспомните,

1.Что такое план? (сжатые записи, передающие основные мысли.)

2.Виды плана? (повествовательный, вопросительный, простой, сложный.)

3.Алгоритм составления плана.

4.Какую информацию мы можем оформить в виде плана? (текстовую, схематическую, из таблицы.)

5.В чём преимущества плана? (раскрывает содержание, позволяет глубже проследить за ходом мысли автора).

Учитель:

перед вами рефлексивный лист - заполните, пожалуйста, первые три графы.

На протяжении нескольких уроков мы работаем по теме - Политическая сфера общества.

Как вы думаете, какую цель мы с вами должны поставить на сегодняшний урок? (пользуясь раздаточным материалом и проговоренным на уроке.)

Цель прописывается на доске (Получить знание понятий -выборы, референдум и отработать умение по составлению плана).


Фаза осмысления:

Работа с кластером.

Перед вами кластер - проанализируйте его текст.

Что вы можете сказать? (признаки, функции, формы государства).

Мы можем каждый блок обозначить другими словами? Какими?(признаки, функции, формы государства)

Теперь каждый из вас должен переработать эту схематическую информацию и записать в виде простого плана.

Сделайте это в левой части листа.

Проверяем, что у кого получилось? (ответы).

Переработайте простой план в сложный. Сделайте это в правой части листа.

Проанализируем - у кого, что получилось?

1.Сколько пунктов?

2.Вид плана - простой или сложный?

3.Тип плана - повествовательный или вопросительный?

4. Насколько точно он передает информацию?

Делайте пометки. Мы предлагаем вам несколько вариантов пометок: 2 значка "+" и "V", 3 значка "+", "V", "?" , или 4 значка "+" , "V", "-", "?" . Ставьте значки по ходу чтения текста на полях. Прочитав один раз, вернитесь к своим первоначальным предположениям, вспомните, что вы знали или предполагали по данной теме раньше, возможно, количество значков увеличится. Следующим шагом может стать заполнение таблицы ("Инсерт"), количество граф которой соответствует числу значков маркировки.

Таблица "Инсерт"


" V "
поставьте "v"(да) на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете;

" + "
поставьте "+"(плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым;

" - "
поставьте " -"(минус), на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знаете;

" ? "
поставьте "?" на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.



Этот прием работает на стадии осмысления. Для заполнения таблицы вам понадобится вновь вернуться к тексту, таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение. Технологический прием "Инсерт" и таблица "Инсерт" сделают зримыми процесс накопления информации, путь от "старого" знания к "новому". Важным этапом работы станет обсуждение записей, внесенных в таблицу, или маркировки текста.

Работа с текстом.

Мы продолжаем работу над темой «Политическая сфера общества».

Перед вами текст по теме «Выборы». Вам необходимо составить план текста.

Каковы будут ваши шаги? (Проговариваем алгоритм - затем открываю запись алгоритма на доске.)

Алгоритм:

1.Внимательно прочитать текст.

2.Разделить текст на смысловые части.

3.Проверить, как они соотносятся между собой.

4.Определить количество пунктов (по количеству главных мыслей).

5.Сформулировать пункты плана.

6.Прочитать текст повторно, не пропущено ли что-то.

Вначале ребята работают самостоятельно, а затем-работа в группе.

Групповая работа.

1. Обсудите планы в группе.

Выберите самый, на ваш взгляд, правильный.

2.Перед вами на доске план этого же текста - проанализируйте его и соотнесите с Вашим.

3.Ваши выводы? (например, найдены ошибки - один пункт лишний, одного не хватает, один стоит расширить)

4.Исправьте ошибки прямо в тексте.


  • На какие две группы можно разделить граждан нашей страны, если в качестве критерия взять участие их в политической жизни страны? (те, кто участвует и не участвует).

  • Основными формами участия являются ВЫБОРЫ и РЕФЕРЕНДУМ.

  • Сравните определения понятий - «выборы» и «референдум». Что в них общего и что отличное? (Выборы - волеизъявление всех граждан государства по вопросу участия в государственном управлении какой - либо партии или человека. Референдум - волеизъявление всех граждан государства

Существует понятие - АБСЕНТЕИЗМ - уклонение от участия в политической жизни страны.

Фаза рефлексии.

1. Какова была наша цель?

(умение составлять план, т.е. выделять главное и второстепенное, перерабатывать информацию).

2.Проанализируйте свою деятельность на уроке и заполните ещё раз рефлексивную таблицу.

У кого 100% совпадение?

У кого все ответы в графе - «умею»?

У кого есть ответы в графах «затрудняюсь» и «не получается»?

3.Попробуйте наметить для себя план дальнейших действий и запишите их в графе № 5.

Д/З параграф № - составить сложный план и ответ по нему.

Учитель:

Закончить наш урок я хочу словами М. Твена:

«Кто не знает, куда он направляется, очень удивится, придя не туда».

Эти слова подтверждают значимость данного умения не только в учебе, но и в жизни.

Желаю всем, чтобы все ваши планы сбывались!


Приложения.

Приложение №1

Рефлексивная таблица.

критерии

умею

затрудняюсь

Не получается

Мои дальнейшие действия

1.внимательно прочитать текст

2.разделить текст на смысловые части

3.проверить, как они соотносятся между собой

4.определить количество пунктов (по количеству главных мыслей)

5.сформулировать пункты плана

6.прочитать текст повторно, не пропущено ли что-то.

Приложение № 2

Текст.

(по книге К. С. Гаджиева «Политология». М., 2002, С. 246-247.)

В современных условиях для большинства населения основной, а зачастую единственной формой участия в политике является избирательный процесс. Выборы в демократических странах охватывают все уровни государственности от центрального до местного. Всеобщие выборы позволяют выявить расстановку политических сил в стране в целом, в отдельной области определить степень доверия избирателей к той или иной партии, её лидерам. Они позволяют избирателям сделать осознанный выбор в пользу той программы дальнейшего развития страны, который в наибольшей степени отвечает их интересам.

В рамках предвыборной кампании нужно обеспечить равенство возможностей для всех участвующих в выборах партий и кандидатов. Для этого во многих странах государство берет на себя финансирование предвыборной кампании. Другой принцип касается организации предвыборных дискуссий: кандидат обязуется не допускать фальсификаций ,оскорблений своих оппонентов. И, наконец ,государственный аппарат в этот период должен сохранять нейтралитет, не вмешиваться в ход избирательной кампании.

В законах многих стран указаны требования к кандидатам на выборную государственную должность. Они чаще всего включают минимальный возрастной ценз, ценз оседлости, профессиональную пригодность для искомой должности.

В настоящее время в подавляющем большинстве стран действует всеобщее избирательное право. Вместе с тем в ряде государств голосование не только право ,но и обязанность. За её невыполнение предусмотрено наказание ,чаще всего-это штраф.


© 2010-2022