- Преподавателю
- Обществознание
- Рабочая программа по праву для 10-11 классов
Рабочая программа по праву для 10-11 классов
Раздел | Обществознание |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Пискарев И.Н. |
Дата | 15.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Рабочая программа по праву для 10-11 классов составлена на основе следующих документов:
-
Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (2004г.);
-
Примерная программа среднего (полного) общего образования по праву.
-
Учебный план МБОУ «СОШ №27» НМР РТ, утвержденный директором школы на 2015-2016 учебный год;
-
Локальный акт «Положение о структуре, технологии и разработки, порядке рассмотрения и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов МБОУ «СОШ №27»НМР РТ»;
-
Приказ МО и Н РФ от 24 января 2012 г. №39 об изменениях, внесенных в федеральный компонент государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования (утвержденного приказом МО и Н РФ № 1089 от 5 марта 2004г.)
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов для обязательного изучения учебного предмета Право на этапе среднего (полного) общего образования, а именно в 10 или 11 классах, из расчета 1 час в неделю. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 5 учебных часов.
Согласно учебному плану школы на изучение права в 10-11 классах отводится 34 учебных часа на два года из расчета 0,5часа в неделю. Соответственно программа федерального базисного учебного плана уплотняется на1час. Стандарт выполняется в полном объеме.
Программа составлена в соответствии с объемом учебного времени, отводимого на изучение предмета «Право» по учебному плану образовательного учреждения в 10 и 11 классе. (0,5 часа в неделю - 18 часов в 10-м классе, 16 часов в 11-м классе).
Изучение права в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы; содействие развитию профессиональных склонностей;
-
воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку;
-
освоение системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах и институтах права, необходимых для ориентации в российском и мировом нормативно-правовом материале, эффективной реализации прав и законных интересов; ознакомление с содержанием профессиональной юридической деятельности и основными юридическими профессиями;
-
овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности для решения практических задач в социально-правовой сфере, продолжения обучения в системе профессионального образования;
-
формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом, в том числе к оценке явлений и событий с точки зрения соответствия закону, к самостоятельному принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности.
Содержание тем
Система российского права»
Право в системе социальных норм. Система права. Порядок принятия и вступления в силу законов. Участие граждан в законотворческой деятельности. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.
Гражданство в Российской Федерации)
Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации.
Основные конституционные права и обязанности граждан в России
Право граждан Российской Федерации участвовать в управлении делами государства. Понятие избирательной системы. Избирательный процесс: понятие, принципы. Формы и процедуры избирательного процесса.
Право на образование. Порядок приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.
Право на благоприятную окружающую среду. Гарантии и способы защиты экологических прав граждан. Юридическая ответственность за экологические правонарушения.
Обязанность защиты Отечества. Основания отсрочки от военной службы. Право на альтернативную гражданскую службу.
Права и обязанности налогоплательщика.
Гражданские правоотношения
Понятие гражданских правоотношений. Физические лица. Юридические лица. Организационно-правовые формы юридических лиц. Правовой режим предпринимательской деятельности. Имущественные права. Право собственности на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги. Право на интеллектуальную собственность. Основания приобретения права собственности: купля-продажа, мена, наследование, дарение. Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. Споры и порядок их рассмотрения.
Семейные правоотношения
Понятие семейных правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор.
Трудовые правоотношения
Понятие трудовых правоотношений. Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства. Порядок приема на работу. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения.
Социальное обеспечение
Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Пенсии и пособия.
Процессуальные правоотношения
Принципы гражданского процесса. Порядок обращения в суд. Судебное разбирательство. Порядок обжалования судебных решений. Порядок производства по делам об административных правонарушениях. Особенности уголовного процесса. Стадии уголовного процесса. Порядок обжалования судебных решений в уголовном процессе. Основания и порядок обращения в Конституционный Суд Российской Федерации. Правовые последствия принятия решения Конституционным Судом Российской Федерации. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.
Общий резерв свободного учебного времени - 5 часов.
Учебно-тематический план
№ п/п
Разделы, темы
Количество часов
1
Система российского права
5 ч
2
Гражданство в Российской Федерации
1 ч
3
Основные конституционные права и обязанности граждан в России
6 ч
4
Гражданские правоотношения
7 ч
5
Семейные правоотношения
2 ч
6
Трудовые правоотношения
5 ч
7
Социальное обеспечение
1 ч
8
Процессуальные правоотношения
7 ч
Всего:
34 ч
10 класс
18 ч
11 класс
16ч
Календарно - тематический план
№
Тема урока
Планируемые результаты
Форма контроля
Дата проведения
По плану
Факт
Система российского права
1
Право в системе социальных норм.
Знать и правильно употреблять основные правовые понятия и категории;
уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность
Текущий
Опорный конспект
2
Система российского права.
Текущий
Работа с документами
3
Порядок принятия и вступления в силу законов.
Логические и проблемные задания по теме
4
Участие граждан в законотворческой деятельности.
Текущий
Участие в диалоге с элементами дискуссии
5
Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве, в кругу лиц.
Текущий
Опорный конспект
Гражданство в Российской Федерации
6
Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства РФ.
Знать порядок приобретения и прекращения гражданства РФ;
уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
Текущий
Работа с документами
Основные конституционные права и обязанности граждан в России.
7
Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства. Избирательный процесс: понятие, принципы.
Знать права и обязанности, ответственность гражданина как участника конкретных правоотношений порядок получения платных образовательных услуг; порядок призыва на военную службу;
уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды.
Текущий
Опорный конспект
8
Право на образование. Порядок приема в образовательные учреждения профессионального образования.
Текущий
Работа с документами
9
Право на благоприятную окружающую среду. Юридическая ответственность за экологические правонарушения.
Текущий
Опорный конспект
10
Обязанность защиты Отечества. Основания отсрочки от военной службы.
Текущий
Участие в диалоге с элементами дискуссии
11
Права и обязанности налогоплательщика.
Логические и проблемные задания по теме
12
Практическое занятие. Права и обязанности граждан в России.
Итоговый
Тестирование,
Беседа
Гражданские правоотношения.
13
Понятие гражданских правоотношений. Физические и юридические лица.
Знать механизмы реализации и способы защиты прав человека и гражданина в России, правовой статус участника предпринимательской деятельности;
уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, осмысленно употреблять правовые понятия и категории, характеризовать основные правовые институты, механизмы и процедуры в России.
Текущий
Работа с документами
14
Правовой режим предпринимательской деятельности
Логические и проблемные задания по теме
15
Имущественные права. Основания приобретения права собственности.
Текущий
Опорный конспект
16
Право на интеллектуальную собственность.
Текущий
Опорный конспект
17
Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя.
Текущий
Опорный конспект
18
Практическое занятие. Решение задач по теме: «Гражданские правоотношения»
Итоговый
Тестирование,
Беседа
19
1
Способы защиты имущественных и неимущественных прав. Споры и порядок их рассмотрения.
Логические и проблемные задания по теме
6.09
Семейные правоотношения.
20
2
Понятие семейных правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения брака.
Знать и понимать права и обязанности, ответственность супругов, порядок заключения и расторжения брачного контракта;
уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
Текущий
Опорный конспект
13.09
21
3
Права и обязанности супругов. Брачный договор.
Текущий
Участие в диалоге с элементами дискуссии
20.09
Трудовые правоотношения.
22
4
Понятие трудовых правоотношений.
Знать и понимать основы трудового законодательства. Права и обязанности , возникающие в сфере трудовых отношений;
уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
Текущий
Опорный конспект
27.09
23
5
Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства.
Текущий
Опорный конспект
4.10
24
6
Порядок приема на работу.
Текущий
Опорный конспект
11.10
25
7
Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения.
Текущий
Работа с документами
18.10
26
8
Практическая работа по теме: «Трудовые правоотношения».
Итоговый
Тестирование,
Беседа
25.10
Социальное обеспечение.
27
9
Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Пенсии и пособия.
Знать правовые основы социальной защиты и социального обеспечения;
уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
Текущий
Участие в диалоге с элементами дискуссии
1.11
Процессуальные правоотношения.
28
10
Принципы гражданского процесса. Порядок обращения в суд.
Знать и приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности;
уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, развернуто обосновать суждения, давать определения, приводить доказательства. Различать: виды судопроизводства, полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры, органы и способы международно-правовой защиты прав человека.
Текущий
Опорный конспект
15.11
29
11
Судебное разбирательство. Порядок обжалования судебных решений.
Текущий
Работа с документами
22.11
30
12
Порядок судопроизводства по делам об административных правонарушениях.
Текущий
Опорный конспект
29.11
31
13
Особенности уголовного процесса. Стадии уголовного процесса.
Текущий
Опорный конспект
6.12
32
14
Основания и порядок обращения в Конституционный суд РФ.
Логические и проблемные задания по теме
13.12
33
15
Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.
Беседа
20.12
34
16
Практическое занятие. Решение задач по теме: «Процессуальные отношения».
Итоговый
Тестирование,
27.12
Требования к уровню подготовки выпускников.
В результате изучения правана базовом уровне ученик должен:
знать/понимать
-
систему и структуру права, современные правовые системы; общие правила применения права; содержание прав и свобод человека; понятие и принципы правосудия; органы и способы международно-правовой защиты прав человека; основные юридические профессии;
уметь
-
характеризовать: право как элемент культуры общества; систему законодательства; основные отрасли права; систему конституционных прав и свобод человека и гражданина; механизм реализации и защиты; избирательный и законодательный процессы в России; принципы организации и деятельности органов государственной власти; порядок рассмотрения гражданских, трудовых, административно-правовых споров; порядок заключения и расторжения трудовых договоров; формы социальной защиты и социального обеспечения; порядок получения платных образовательных услуг;
-
объяснять: происхождение государства и права, их взаимосвязь; механизм правового регулирования; содержание основных понятий и категорий базовых отраслей права; содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, военнообязанного, работника, потребителя, супруга, абитуриента); особенности правоотношений, регулируемых публичным и частным правом;
-
различать: формы (источники) права, субъектов права; виды судопроизводства; основания и порядок назначения наказания; полномочия органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса, международных органов защиты прав человека; объекты гражданского оборота; организационно-правовые формы предпринимательской деятельности; имущественные и неимущественные права и способы их защиты; отдельные виды гражданско-правовых договоров;
-
приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности; гарантий реализации основных конституционных прав; экологических правонарушений и ответственности за причинение вреда окружающей среде; общепризнанных принципов и норм международного права; правоприменительной практики;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
поиска, анализа, интерпретации и использования правовой информации;
-
анализа текстов законодательных актов, норм права с точки зрения конкретных условий их реализации;
-
изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;
-
применения правил (норм) отношений, направленных на согласование интересов различных сторон (на заданных примерах);
-
осуществления учебных исследований и проектов по правовой тематике;
-
выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав; способы и порядок разрешения споров;
-
обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью.
Учебно - методическое обеспечение.
-
Никитин А. Ф. Право 10-11. - М: Просвещение 2011
-
Певцова Е. А., Козленко И. В. Право: Основы правовой культуры: Программа курса для 10-11 классов общеобразовательных учреждений.- М.: Русское слово, 2008.
Дополнительная литература
-
Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Право 10-11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений - М: Вита пресс 2011
-
Мушинский В. О. Основы правоведения. Учебник для основной школы. - М: Центр гуманитарного образования 2004
Электронные издания
«Экономика и право», 9-11 кл.
Консультант Плюс: высшая Школа/ специальная подборка правовых документов
Интернет ресурсы
moupschool1.narod.ru/obshestvo.htm
900igr.net/prezentatsii/obschestvoznanie/Politika.html