Элективные курсы по истории и обществознанию

Раздел Обществознание
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Гимназия» г. Сертолово



« Рассмотрено»



на заседании ШМО

учителей, председательВ.В.Андреева / /

Протокол №1

От «29» августа2013 г.

« Согласовано»



заместитель директора по

УВР

И.Н. Петрова/ /

От «31» августа» 2013 г.

« Утверждено»



приказ № -ш

От « 31» августа 2013г.

Директор

В.А.Модин/ /



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса по истории

Реформы и реформаторы в России

для 10 класса

На 2013-2014 учебный год



.





Г. Сертолово

2013







Пояснительная записка

Курс «Реформы и реформаторы в России» предназначен для учащихся 10 классов.

На данный курс отводится 17 часов.

В рамках школьных курсов истории основное внимание уделяется рассмотрению событий, явлений, процессов. За скупыми строками учебников не всегда видны личности, оказавшие огромное влияние на судьбу России.

Цель элективного курса:

Расширение знаний учащихся о роли личности в истории. На примере исторических деятелей учащиеся могут формировать в себе необходимые качества личности.

Задачи курса:

1. Познакомить учащихся с жизнью и деятельностью реформаторов России.

2. Помочь учащимся увидеть альтернативы развития страны на определенном этапе ее развития через судьбы реформаторов.

3. Формирование общеучебной компетенции работы с историческими источниками, литературой.

4. Формирование и развитие коммуникативных навыков, которые способствуют умению работать в группе, вести дискуссию.

В процессе изучения курса происходит формирование общеучебных умений: обобщать, делать выводы, определять причинно-следственные связи, оформление докладов и рефератов.

Методика работы со старшеклассниками в проведении элективного курса предполагает следующие формы организации учебной деятельности: лекции, беседы, семинары, викторины, защита докладов.

Для фиксации результатов и коррекции познавательной деятельности учащихся используются тестовые задания, исторический диктант, текст с ошибками и др.

Средства обучения:

1. Учебная литература.

2. Энциклопедии, словари.

3. Произведения классической истории, Карамзина, Ключевского.

По окончании изучения элективного курса учащиеся должны:

- называть характерные существенные черты минувших событий и исторических личностей.

- объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей в истории, излагать оценки событий и личностей.

- определять и объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям в истории.

- сравнивать исторические события и исторических деятелей.















Содержание курса.

Введение в элективный курс. Структура курса, его особенности, субъекты истории, роль личности в истории.

Российское реформаторство. Что такое реформа? Реформа и революция, сравнительный анализ. Положительные и отрицательные стороны реформ.

Правление Игоря и Ольги. Административно-финансовая реформа княгини Ольги.

Крещение Руси. Причины, время, последствия крещения Руси.

Ярослав Мудрый. Династические браки. «Русская правда», ее особенности.

Владимир Мономах. «Поучение детям». Любеческий съезд.

Иван Калита. Переезд митрополита Петра в Москву. Возвышение Москвы.

Иван III. Падение ига. Судебник 1497 года.

Реформы 60-70г XVI века. Причины реформ. Избранная рада. Реформы 60-70г, их итоги и значение.

Опричнина. Причины опричнины и ее результаты.

Последние годы жизни Ивана IV. Деятельность Ивана IV в последние годы жизни.

Оценка в исторической науке правления Ивана IV. Разные оценки в истории деятельности Ивана IV.
Россия в XVII-XVIII вв. Политическое, экономическое развитие России XVII-XVIII вв. Особенности социального развития.

Деятельность Ордин-Нащокина. Факты биографии. Реформаторские планы.

В.В. Голицын. Правление Софьи. Факты биографии. Реформаторские планы.

Экономические реформы Петра

Экономические реформы Петра. Абсолютизм.

Реформы в годы Северной войны. Рекрутские наборы.

Изменения в культуре, быту. Новое летоисчисление, Европейские платья, Наука, образование…

Итоги правления Петра. Оценка деятельности

Губернская реформа, Жалованные грамоты, «Просвещенный абсолютизм»
Правления Александра Первого. Реформы по крестьянскому вопросу, в сфере образования, гос. реформы

Отмена крепостного права. Причины, содержание, итоги.

Буржуазные реформы Причины, содержание, итоги, последствия.

Оценка реформ Александра Первого.

Контрреформы Александра 3. Земская контрреформа. Причины, последствия.

С. Ю. Витте. Денежная реформа. Винная монополия.

П.А. Столыпин. Биография. Аграрная реформа. Причины, содержание, последствия.

Итоговое повторение. Актуализация знаний учащихся.

Викторина «Интеллектуальный лабиринт»

Итоговое занятие. Итоговая работа. Анализ.











Учебно-тематический блок.



Раздел

Тема


Кол-во часов


форма работы


Введение в курс «Реформы т реформаторы в России».
Российское реформаторство.




1 раздел. Первые реформаторы и их преобразования.

1. Правление Игоря и Ольги.

2. Крещение Руси и Владимир Святой

3. Ярослав Мудрый.


4. Владимир Мономах.

5. Иван Калита.



2 раздел. Реформы в эпоху Ивана IV.

1. Реформы 50-60г XVIв.

2. Опричнина.

3. Оценка в исторической науке правления Ивана IV.

3 раздел. Накануне великих реформ.


1. Деятельность Л. Ордин-Нащокина.

2. В. В. Голицын.

4 раздел. Правление Петра I.

1. Экономические реформы Петра I.

2. Государственные реформы.

3. Изменения в культуре, быту.




5 раздел. Россия в XVIIIв.

1. Просвещенный абсолютизм.


6 раздел. Реформаторы в России XIXв.

1. Отмена крепостного права.

2. Буржуазные реформы 60-70г XIXв.

3. Контрреформы Александра III.






1






5







3





2





3



1



3




комбинир









урок с элементами лабор. работы

комбинир

комбинир

комбинир






комбинир


семинар


семинар

урок с сообщениями учащихся

комбинир


комбинир

урок с элементами лабор. раб.

комбинир

урок с сообщ. уч-ся

семинар


лекция, семинар




семинар

комбинир

семинар

комбинир






Литература:


1. Аврех А.Я.Столыпин и судьбы реформ в России . М., 1991

2. Ключевский В. О. Исторические портреты. М., 1991

3. Островский И.В. П.А. Столыпин и его время - Новосибирск, 1992

4. Павленко Н.И. Петр Великий. М.,1990

5. Павленко Н.П. Птенцы гнезда Петрова. М., 1991

6. Журнал «Преподавание истории в школе» 2007 - 2009












Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Гимназия» г. Сертолово



« Рассмотрено»



на заседании ШМО

учителей, председательВ.В.Андреева / /

Протокол №1

От «29» августа2013 г.

« Согласовано»



заместитель директора по

УВР

И.Н. Петрова/ /

От «31» августа» 2013 г.

« Утверждено»



приказ № -ш

От « 31» августа 2013г.

Директор

В.А.Модин/ /



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса по обществознанию

Философские проблемы в обществознании.

Гуманитарные миры.

для 10 класса

На 2013-2014 учебный год



.





Г. Сертолово

2013г



Пояснительная записка.

Автор программы Элиасберг Н И, зав. Кафедрой гуманитарного образования СПб академии постдипломного педагогического образования.

Гуманизация школьного образования является объективной потребностью нашего времени. А для формирования гуманистической направленности личности огромную роль играет приобщение ее к духовным ценностям. Накопленным человечеством. В программе представлена история развития гуманистических идей от античности до начала 20 века.

Курс носит интегративный характер. Предполагает привлечение философии, истории, политологии, социологии, этики, культурологии.

Курс ориентирован на преподавание в 10и 11 классах.

Преподавание курса способствует формированию у школьников нравственных. Ценностных ориентиров, позиций, которые помогут им более осознанно и самостоятельно ориентироваться как в событиях прошлого, так и в проблемах современного мира.

Изучение курса должно способствовать развитию у них гуманитарного стиля мышления и комплекса умений, необходимых для дальнейшего продолжения гуманитарного образования.

При изложении материала авторы ставили перед собой задачу исключить назидательность, навязывание учащимся готовых ответов. Организации мыслительной деятельности должны способствовать вопросы и задания , предлагаемые к документам. Система заданий охватывает разные виды мыслительной деятельности учащихся, нацеливая их на следующее:

  • Систематизация получаемой информации

  • Осуществление анализа, сравнения

  • Осуществление межпредметных связей

  • Формулирование своей точки зрения и ее обоснование



Примерное планирование курса



часы

тема

содержание

2

Размышления древнегреческих философов о человеке и обществе

Мысли философов о человеке и его месте в природе. Сократ. Платон. Аристотель

1

Христианская религия о нравственном совершенстве человека

Общая характеристика Библии. Нравственный потенциал библейских сюжетов

2

Два взгляда на человека: средневековье и эпоха Возрождения

Место человека в средневековой картине мира.

Эпоха Возрождения - вестник нового времени.

1

17 век. Начало эпохи просвещения.

Проблема государства и естественных прав человека в английской философии 17 века

2

Проблемы человека и гражданского общества в трудах немецких философов 18-19 веков

И Кант- выдающийся философ эпохи просвещения- о возможности разумной организации общественной жизни.

Г Гегель и его учение.

1

Социалистические идеи - поиск совершенного общественного устройства

Ранние социалистические идеи

2

Новоевропейская цивилизация. 19 век-начало кризиса.

Изменение в общественной жизни и мироощущении человека. Шопенгауэр и Ницше

1

Маркс и Энгельс о целях и путях коренных социальных преобразований

Учение о классовой борьбе и диктатуре пролетариата.

Маркс и Энгельс о принципах коммунизма

1

Идея справедливости в трудах русских просветителей, философов, революционеров 19-начало20 века

Основные идейные течения в России в19-нач. 20 века.

1

Проблема человека в русской религиозной философии

Русская религиозная философия как оппозиция идеям революционного насилия

1

Повторительно-обобщающий урок

17 часов










Литература

1.Гуманитарные миры. Европейские мыслители о человеке и обществе: Учебное пособие по обществознанию и гуманитарным дисциплинам.СПб.2005.

2. Гуманитарные ценности европейских цивилизаций и проблемы современного мира СПб.2007













Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Гимназия» г. Сертолово



« Рассмотрено»



на заседании ШМО

учителей, председательВ.В.Андреева / /

Протокол №1

От «29» августа2013 г.

« Согласовано»



заместитель директора по

УВР

И.Н. Петрова/ /

От «31» августа» 2013 г.

« Утверждено»



приказ № -ш

От « 31» августа 2013г.

Директор

В.А.Модин/ /



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса по обществознанию

Политика в жизни человека

для 11 класса

На 2013-2014 учебный год



.





Г. Сертолово

2013



Пояснительная записка

В современной российской школе во главу угла ставится гражданское образование, готовящее человека к тому, чтобы он стал ответственным гражданином, активно участвовал в политической жизни государства, был способен многое сделать для своей страны. Это подразумевает многогранное осмысление учащимися социально-политических дисциплин и формирование высокой политической грамотности. Поскольку любой учебник имеет жесткие рамки, следовательно, авторы излагают материал сжато и отказываются от многих интересных проблем.

Разработка данного курса велась на основе педагогической практики и потребностей реальной жизни, требующих от учителей социально-политических дисциплин в условиях формирования гражданского общества не только более полной политической информации, но и практического освоения в собственном социальном опыте старшеклассников политических норм, обретения опыта политической деятельности через ролевые игры, проблемные ситуации и т.д.

Настоящий курс предназначен для учащихся 11-х классов общеобразовательной школы. Он позволит педагогу активно вовлечь учащихся в процесс познания, создать политологическую лабораторию, в которой учащиеся получают новые знания, приобретают умения осуществления самостоятельной политической деятельности, формируют собственную точку зрения по важнейшим вопросам жизни современного общества.

Целью курса является формирование социально-коммуникативной компетентности, направленное на становление активной гражданской позиции и приобретение опыта политической деятельности.

Задачи курса:

  • расширить знания учащихся по обществознанию и политологии;

  • развить способности осмысливать явления действительности на основе политического анализа, теоретически практически применять полученные знания;

  • освоить разнообразные методы поиска и анализа информации, навыки свободной ориентации в современном информационном пространстве;

  • развить коммуникативную культуру, воспитать толерантность, способность к пониманию и признанию других мнений и точек зрения;

  • формировать систему жизненных ценностей, социальных норм, способов деятельности, которые необходимы любому гражданину в его отношениях с другими людьми, институтами гражданского общества, государством;

  • обеспечить практическое освоение в собственном социальном опыте старшеклассников политических норм, обретение опыта политической деятельности.

Содержание курса включает в себя 4 раздела. В первом разделе "Мир политического как предмет изучения" раскрываются вводные вопросы науки политологии, основные понятия и методы исследования, связь политологии с другими науками. Второй раздел "Политические институты и политическая деятельность" раскрывает проблемы политического лидерства, поведения, конфликтов, пропаганды и т.д. В третьем разделе "Политическая культура" анализируются особенности политической символики, политической коммуникации, социально-политической переписки. Заключительный четвертый раздел посвящен проблемам современного гражданского общества.

Методы проведения занятий:

В основе организации занятий интерактивные или диалоговые методы обучения, в которых социальные взаимодействия рассматриваются как важнейший образовательный ресурс, позволяющий значительно повысить развивающий потенциал обучения, углубить и расширить осваиваемое содержание образования. Поскольку к интерактивным методам, могут быть отнесены те методы обучения, которые организуют процесс социального взаимодействия, на основании которого у участников возникает некое "новое" знание, родившееся непосредственно в ходе этого процесса либо явившееся из его результатов , то наряду с дискуссией, ролевыми играми, проективным моделированием, занятия могут быть организованы в форме лекции, дискурс-лекции, беседы, проблемно-лабораторного занятия, мини-исследования и т.п.

Ожидаемый результат: работа в ходе курса ориентирована на развитие социально-коммуникативной компетентности, а именно формирование таких умений как:

  • находить, систематизировать и анализировать политическую информацию;

  • рассматривать политические события с точки зрения их политологической природы;

  • ориентироваться в современной политической действительности;

  • определять, представлять, обосновывать собственное отношение к политическим процессам в современном мире, быть толерантным.

Форма оценивания деятельности учащихся по итогам курса: зачетная работа в виде исследовательского реферата, защиты проекта, презентации.







СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

Раздел 1. Мир политического как предмет изучения

Тема 1. Наука политология.

Мир политического. Предмет политологии. Основные понятия политологии. Методы исследования политологии. Связи политологии с другими науками.

Форма работы: лекция с элементами беседы.

Тема 2. Политология и политика.

Политология и политика. Политика как "искусство возможного" в ее моральном измерении. Политика как искусство.

Форма работы: беседа, проблемно-лабораторное занятие (работа с документами).

Тема 3. Политика и власть.

Возникновение и сущность политики. Политическая власть. Функции политики. Власть в информационном обществе. СМИ: между властью и обществом. Нетократия, современное общество и политика.

Форма работы: беседа, проблемно-лабораторное занятие (работа с Интернет-ресурсами).

Тема 4. Политические инструменты.

Политические инструменты: понятие, виды, сущность, предназначение.

Форма работы: проектное моделирование.

Тема 5. История политологии.

Платон и Аристотель. Николо Макиавелли. Томас Гоббс. Шарль Луи Монтескье. Фридрих Ратцель. Позитивизм О. Конта. К. Маркс. Э. Дюркгейм. М. Вебер. Политические идеи первой половины XX века. Современная политология.

Форма работы: беседа, проблемно-лабораторное занятие (работа с Интернет-ресурсами).

Тема 6. Политическая система современного общества.

Политическая система современного общества: понятие, структура, предназначение. Политическая культура и ее значение.

Форма работы: беседа, проблемно-лабораторное занятие (работа с документами).

Раздел 2. Политические институты и политическая деятельность

Тема 1. Гражданское общество и правовое государство.

Гражданское общество, гражданин, гражданство. История понятия. Правовое государство. История понятия.

Форма работы: беседа, дискуссия.

Тема 2. Происхождение и функции государства.

Государство. Теории происхождения государства. Функции государства.

Форма работы: ролевая игра "Мы строим государство".

Тема 3. Формы правления и политические режимы.

Форма государства. Форма правления. Монархия. Республика. Политические режимы. Тоталитаризм и демократия.

Форма работы: проблемно-лабораторное занятие (работа с документами).

Тема 4. Политические группы и общности.

Политические группы и общности. Лобби. Политическая элита.

Форма работы: дискурс-лекция.

Тема 5. Политические партии.

Политические партии: понятие, признаки, функции, классификации. Политические партии современной России.

Форма работы: ролевая игра "Создание политической партии"

Тема 6. Политическое лидерство.

Политическое лидерство. Роль политического лидера. Типология политического лидерства.

Форма работы: лекция с элементами беседы.

Тема 7. Избирательная кампания.

Избирательная кампания как вид политической деятельности. Электорат. Этапы проведения избирательной кампании.

Форма работы: проектное моделирование, ролевая игра "Выборы президента".

Тема 8. Политическое поведение.

Формы политического поведения. Регулирование политического поведения.

Форма работы: учебное мини-исследование (социологический опрос).

Тема 9. Политические конфликты.

Понятие, источники и значение конфликтов в политике. Способы решения политических конфликтов. Эскалация политического конфликта. Урегулирование политического конфликта.

Форма работы: проектная работа.

Тема 10. Политическая пропаганда.

Политическая пропаганда: понятие, предназначение и роль в политической жизни. Популизм как тип политики.

Форма работы: дискуссия, проблемно-лабораторное занятие (работа с документами).

Тема 11. Ролевая игра "Дебаты".

Анализ политических выступлений. Анализ политической речи.

Раздел 3. Политическая культура

Тема 1. Политическая культура и ее модели.

Общая характеристика политической культуры. Модели политической культуры. Демократическая политическая культура. Особенности российской политической культуры. Элементы политической культуры.

Форма работы: лекция с элементами беседы.

Тема 2. Политическая символика.

Национально-государственные символы. Патриотические символы. Общественные символы.

Форма работы: дискуссия, проблемно-лабораторное занятие (работа с Интернет-ресурсами).

Тема 3. Политическая коммуникация.

Политические ритуалы. Политический имидж.

Форма работы: дискуссия, проблемно-лабораторное занятие (работа с Интернет-ресурсами).

Тема 4. Социально-политическая переписка.

Социальная и политическая переписка. Политическая культура в условиях информационного общества. Виртуальное общение в политике.

Форма работы: дискуссия, проектная работа.

Раздел 4. Современное гражданское общество

Тема 1. Политическая элита.

Политическая элита. Элитаризм.

Форма работы: лекция с элементами беседы.

Тема 2. Политики мира и России.

Форма работы: учебное мини-исследование

Тема 3. Глобализация в политике.

Глобализация. Политический контекст глобализации. РФ в современном глобальном мире. Проблемы безопасности. Классификация угроз и опасностей.

Форма работы: дискуссия.

Тема 4. Первый шаг в политическую жизнь.

Готовимся к политической жизни. Обсуждение политических лидеров. Качества, необходимые политического лидеру. Составление рейтингов политиков.

Форма работы: проектная работа "как стать успешным политиком?"







ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Политика в жизни человека. 35 час.

НАЗВАНИЯ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ

Всего часов

Теория

Практика

Проект

Раздел 1. Мир политического как предмет изучения (10 час.)

Тема 1. Наука политология.

1

1

-

-

Тема 2. Политология и политика.

2

1

1

-

Тема 3. Политика и власть.

2

1

1

-

Тема 4. Политические инструменты.

1

-

-

1

Тема 5. История политологии.

2

1

1

-

Тема 6. Политическая система современного общества.

2

1

1

-

Раздел 2. Политические институты и политическая деятельность (17 час.)

Тема 1. Гражданское общество и правовое государство.

2

1

1

-

Тема 2. Происхождение и функции государства.

2

-

2

-

Тема 3. Формы правления и политические режимы.

2

-

2

-

Тема 4. Политические группы и общности.

1

1

-

-

Тема 5. Политические партии.

2

-

-

2

Тема 6. Политическое лидерство.

1

1

-

-

Тема 7. Избирательная кампания.

1

-

-

1

Тема 8. Политическое поведение.

2

-

2

-

Тема 9. Политические конфликты.

1

-

1

-

Тема 10. Политическая пропаганда.

1

-

1

-

Тема 11. Ролевая игра "Дебаты"

2

-

2

-

Раздел 3. Политическая культура (4 час.)

Тема 1. Политическая культура и ее модели.

1

1

-

-

Тема 2. Политическая символика.

1

-

1

-

Тема 3. Политическая коммуникация.

1

-

1

-

Тема 4. Социально-политическая переписка.

1

-

-

1

Раздел 4. Современное гражданское общество (4 час.)

Тема 1. Политическая элита.

1

1

-

-

Тема 2. Политики мира и России.

1

-

1

-

Тема 3. Глобализация в политике.

1

1

-

-

Тема 4. Первый шаг в политическую жизнь.

1

-

-

1

Всего

35 час.

12

17

6

































Контрольные вопросы к элективному курсу

  1. В чем заключается роль политики в общественной жизни?

  2. Как соотносятся политика и власть?

  3. Каковы особенности развития политических партий в современной России?

  4. Докажите или опровергните утверждение: "В современной России сложилась многопартийная система".

  5. Каково предназначение политической системы общества?

  6. Какие тенденции в развитии современной партийной системы России Вы могли бы выделить?

  7. Докажите или опровергните утверждение: "В современной России существует гражданское общество"?

  8. Какие способы манипулирования общественным сознанием вам известны? Приведите примеры.

  9. Как, с вашей точки зрения, должны функционировать СМИ в условиях глобализации?

  10. Могут ли несовершеннолетние граждане быть участниками политических партий и общественных объединений?

  11. Какие качества человека помогут ему стать политическим лидером?

  12. Какие качества необходимы для политического лидера современной России?

  13. Существуют ли различия между лидером и политиком?

  14. Какие виды участия в политической жизни Вы знаете? Приведите примеры.

  15. Чем опасен абсентеизм?

  16. Насколько важен голос одного человека на выборах?

  17. Существуют ли в реальной политической жизни действительно свободные выборы? Каким характеристикам они должны соответствовать?

  18. В чем состоит опасность популизма? Приведите примеры популистской политики.

  19. Какие факторы влияют на решение человека при голосовании за определенного кандидата?

  20. Какие формы гражданских инициатив Вы знаете? Приведите примеры из жизни района, города, края, страны.

  21. Как связаны между собой понятия "гражданин", "гражданство", "гражданское общество"?

  22. Противоречат ли друг другу понятия "гражданин страны" и "гражданин мира"?

  23. Что Вы понимаете под политической речью? Приведите примеры из реальной политической жизни.

  24. Чему посвящаются политические выступления? Приведите примеры из реальной политической жизни.

  25. Какую роль умение или неумение публично выступать играет в судьбе политических лидеров? Приведите примеры из реальной политической жизни.

  26. Каким образом обычный гражданин может повлиять на принимаемые властями политические решения? Какие из предложенных Вами способов являются законными, а какие - нет?

  27. Какие способы влияния граждан на принимаемые властями политические решения оказываются наиболее эффективными? Приведите примеры из реальной политической жизни.

  28. Что такое политическая пропаганда? В чем ее значение?

  29. Каковы наиболее распространенные примеры политической пропаганды? Приведите примеры из реальной политической жизни.

  30. Где мы сталкиваемся с политической пропагандой? Как она воздействует на людей?

  31. Каковы основные функции политического лидерства?

  32. Что такое избирательная кампания? Какие события являются ее началом, а какие - окончанием?

  33. Какие этапы являются обязательными при проведении избирательной кампании?

  34. Что такое политическое поведение? По каким признакам различают формы политического поведения?

  35. Чем определяются возможности регулирования политического поведения?

  36. Каковы основные мотивы политического поведения?

  37. В чем причины политических конфликтов?

  38. Каковы причины предотвращения и разрешения политических конфликтов?

  39. Назовите пассивные формы политического поведения. Приведите примеры.

  40. Каковы мотивы активного политического поведения? Приведите примеры.

  41. Чем опасно экстремистское поведение? Приведите примеры.

  42. Каковы возможности политического поведения?

  43. Докажите или опровергните утверждение: "В современной России существует демократический политический режим".

  44. В чем опасность тоталитаризма?

  45. Возможна ли демократия в условиях монархической формы правления?

  46. Какая форма правления существует в современной России?

  47. Как изменились функции государства в условиях информационного общества?

  48. Какова история понятия "правовое государство"?

  49. Как формируется современная политическая элита?

  50. Как осуществляется лоббирование интересов? Приведите примеры из реальной политической жизни.

Примерные темы рефератов

  1. Мыслители прошлого о политике и ее роли в жизни людей.

  2. Политика - наука, искусство, профессия.

  3. Свободные выборы - утопия или реальность?

  4. Интернет и традиционные средства массовой информации.

  5. Политические лидеры современной России.

  6. Лидер - кто он?

  7. Роль молодежи в современной политике.

  8. Политическая культура современной России.

  9. Роль политических партий в политической системе страны.

  10. Политическая символика.

  11. Формы участие в политической жизни.

  12. Политический лидер: идеал и реальность.

  13. Элита в политике.

  14. Народ и политика.

  15. Политические группы и общности.





Литература

  1. Бегенчева Т.Т. и др. Азбука гражданского образования. Ашгабат, 1996.

  2. Выборы в демократическом обществе. М., 1996.

  3. Гаджиев К.С. Политическая наука. М., 1995.

  4. Гражданское образование. Содержание и активные методы обучения / под ред. Воскресенской Н., Шехтера С., М., 2005.

  5. Карагезов К. Лидеры 21 века. М., 1996.

  6. Карагезов К. Символы и ритуалы. М., 1982.

  7. Кравченко А.И. Основы социологии и политологии. Учебное пособие для ССУЗОВ. М., 2002.

  8. Кравченко А.И. Задачник по обществознанию 10-11 класс. М., 2000.

  9. Никитин А.Ф., Суворова Н.Г., Тюляева Т.И. Право и политика: метод. пособие. М., 1996.

  10. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Полат Е.С. М.,2000.

  11. Политология / под ред. Мухаева Р.Г., М., Дрофа, 1997.

  12. Похлебкин В.В. Словарь международной символики и эмблематики. М., 1995.

  13. Пугачев Б.М. Политическое развитие современной России. М., 1994.

  14. Чепель, Т.Л., Яковенко, Т.Д. Интерактивные методы в высшем педагогическом образовании как условие его интенсификации [Электронный ресурс]. - Режим доступа : concord.websib.ru/page.php?article=88&item=2

  15. Элективные курсы по обществознанию для предпрофильной подготовки профильного обучения. 9-11-й класс. Методическое пособие. М., "Глобус", 2006.









Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Гимназия» г. Сертолово



« Рассмотрено»



на заседании ШМО

учителей, председательВ.В.Андреева / /

Протокол №1

От «29» августа2013 г.

« Согласовано»



заместитель директора по

УВР

И.Н. Петрова/ /

От «31» августа» 2013 г.

« Утверждено»



приказ № -ш

От « 31» августа 2013г.

Директор

В.А.Модин/ /



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса по истории

Трудные, дискуссионные вопросы истории

для 11 класса

На 2013-2014 учебный год



.





Г. Сертолово

2013



Пояснительная записка

Рабочая программа для элективного курса по истории в 11 классе составлена на основе программы, разработанной Е.Н.Сорокиной («Трудные и дискуссионные вопросы изучения истории России XX века. 11 класс» Волгоград, «Учитель», 2006 год.)

Средняя (полная) общая школа предполагает актуализацию знаний, полученных в основной школе. Она должна отличаться более высоким уровнем обобщения материала, углублением сложившихся ранее представлений на основе знакомства с различными точками зрения и подходами, для формирования целостной и всесторонней картины исторического развития России в XX веке. В итоге различия между существующими ступенями исторического образования должно носить не количественный, а качественный характер, что подразумевает не столько увеличение суммы фактов, подробностей и деталей, изучаемых на каждой ступени, сколько качественное изменение вектора образования - от усвоения элементарных знаний до ознакомления с достижениями современной науки - и овладение начальными навыками самостоятельного научного исследования.

Таким образом, в содержании образования все более важным становится не знаниевый, а компетентностный подход, объединяющий интеллектуальную, навыковую и ценностную составляющую образования.

Новизна и актуальность:

Особенность данного элективного курса заключается в том, что он предполагает анализ проблемных, дискуссионных вопросов при изучении истории, альтернативные подходы к оценке проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений, неоднозначные оценки хода событий. Знакомство с проблематикой данного факультатива поможет каждому ученику занять активную гражданскую позицию в этом сложном и быстро меняющемся мире.

Цель курса: содействие становлению человека как духовно-нравственной, свободной, саморазвивающейся, социально- активной, творческой личности; как гражданина и патриота.

Данная цель курса реализуется посредством решения ряда задач:

  • Обеспечить учащихся как можно более достоверными сведениями об основных событиях, тенденциях, проблемах отечественно-политического, социально-экономического развития России в XX веке;

  • Способствовать осознанию учащимися многогранности, сложности и противоречивости событий и явлений новейшей отечественной истории, а также причин неоднозначности их восприятия обществом и исторической наукой в прошлом и настоящем;

  • Повышать мотивацию учебной деятельности за счет нетрадиционных форм подачи материала, элементов игровой деятельности;

  • Воспитывать патриотизм, гражданскую ответственность, гуманизм. Уважительное отношение к историческому прошлому своего и других народов.

Основные умения и навыки, приобретаемые и развиваемые в ходе работы над курсом:

  • Находить, систематизировать и анализировать историческую информацию;

  • Рассматривать события и явления с точки зрения их исторической природы и принадлежности к конкретной исторической эпохе;

  • Выявлять историческую и методологическую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и настоящего;

  • Определять и аргументированно представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории.

Методы преподавания данного элективного курса определяются его целями и задачами. Обсуждение проблемных и дискуссионных вопросов невозможно без приобретения учащимися опыта ведения диалога, дискуссии и приобщения учащихся к творческой деятельности, способности к моделированию ситуаций.

Элективный курс рассчитан на 34 часа.

Для фиксации результатов и коррекции познавательной деятельности учащихся необходимо иметь разнообразные виды заданий. Измерителем уровня подготовки учащихся могут быть:

• проблемные задания;

• исторические диктанты;

• обобщающие вопросы и задания;

• тесты.

Все эти приемы направлены на стимулирование познавательного интереса учащихся и формирование творческих умений и навыков.

Итогом работы по данному курсу могут стать подготовленные самостоятельно рефераты или сообщения по конкретной теме.

Фактически любая тема программы может быть развернута в своеобразный модуль, в изучении которого учащиеся реализуют свои познавательные интересы и предполагает дальнейшее успешное изучение социально-гуманитарных дисциплин.

Формы организации учебной деятельности:

  • «Мозговой штурм» или «мозговая атака»;

  • Сюжетно-ролевая игра;

  • Практикум;

  • Проблемно-проектная дискуссия;

  • Пресс-конференция;

  • Семинар.



Содержание программы курса

Тема 1. Проблемы модернизации в развитии России

Россия -развивающееся общество на рубеже веков. Анализ возможного и быстрого развития страны. Три группы стран и их роль в мировом развитии. « Германский путь» Н.Х Бунге, И.Л Вышнеградского, С.Ю Витте

Тема2. Был ли неизбежен Октябрь 1917 года?

1917 год: возможность исторического выбора. Оценки событий 1917 г. Западными историками. Идеологическая доктрина событий 1917 г. В СССР. Выявление и анализ альтернатив: Керенский, Корнилов, Ленин.

Причины краха послефевральской демократии и победы большевиков

Тема3. Гражданская война: новые подходы

Гражданская война-трагедия русского народа..Проблема периодизации Гражданской войны. Три похода Антанты: миф или реальность? Две армии одного народа.

Альтернатива « Ледяному походу» Добровольческой армии.

Тема4. Индустриализация и командно-административная система.

Необходимость, цели, средства и источники накопления. Начальный этап социалистической индустриализации. Альтернативные варианты проведения индустриализации советским экономистом Фельдманом. Проблема стахановского движения.

Тема5. Коллективизация- трагедия крестьянина труженика?

Начало коллективизации. Этапы проведения. Антикулацкие меры. « успехи коллективизации»Сопротивление крестьянства. Итоги коллективизации и ее последствия. Голод 1923-1933.

Альтернативный план преобразования сельского хозяйства А.В. Чаянова, Н.Д.Кондратьева

Тема6.Триумфальное поражение? Советско-финская война

Причины. Повод, начало и ход советско-финской войны. Линия Маннергейма. Планы Сталина. Итоги и значение. Версия В.Суворова: « почему скрывают победу Красной Армии в « зимней войне». Кто проиграл « зимнюю войну»

Тема7. Споры вокруг версии о превентивном ударе

Официальная историография о внезапности нападения Германии на Советский Союз.

Дискуссия о намерениях Сталина нанести превентивный удар.

Тема8. Страх или Свобода?

Приказ № 227 « ни шагу назад!»Психологическая готовность советских людей к борьбе с врагом. Цена победы. Боевая мощь советского военного искусства

Тема9. От « горячей « войны к войне « холодной»

Анализ ситуации в мире после войны. Взгляд историков на проблему. Горячи точки « холодной войны»

Тема10.ГКЧП

Хроника августовских событий. Версии, оценки, свидетельства

Учебно-тематический план.




Раздел, тема


Кол-во часов


Содержание темы


Формы проведения занятий


1


















2















3













4


















5











6













7












8








9










10





Тема 1. Проблемы модернизации в развитии России начала XX века.




Тема 2. Был ли неизбежен Октябрь 1917 года?




Тема 3. Гражданская война: новые подходы.



Тема 4. Индустриализация и командно-административная система.




Тема 5. Коллективизация - трагедия крестьянина-труженика?



Тема 6. Триумфальное поражение? (размышления о советско-финской войне)



Тема 7. Споры вокруг тезиса о превентивном ударе СССР против Германии.



Тема 8. Страх или свобода? (О причинах победы под Сталинградом)


Тема 9. От «горячей» войны к «холодной», или мир, расколотый надвое.


Тема 10. Если бы ГКЧП пришел к власти в августе 1991 года…


2 часа


















6 часов














4 часа













4 часа















4 часа










2 часа












3 часа











2 часа







4 часа









3 часа


Россия - «развивающееся общество» на рубеже веков. «зависимое развитие». Концепция Эванса применительно к России. Анализ возможностей быстрого экономического развития страны. Три группы стран и их роль в мировом экономическом процессе. «Германский путь» Н.Х.Бунге, И.Л.Вышнеградского,С.Ю.Витте.

Альтернатива однолинейному объяснению проблемы модернизации России в начале века.

1917 год: возможность исторического выбора. Оценки событий 1917 года западными историками. Идеологическая доктрина событий Октября в СССР. Взгляды на Октябрь современных российских историков. Выявление и анализ альтернатив: Керенский, Корнилов, Ленин. Причины краха послефевральской демократии и победы большевиков.

Гражданская война - трагедия русского народа. Проблема периодизации Гражданской войны. Три похода Антанты: миф или реальность?

Кто виновник Гражданской войны? Причины поражения «белых» и победы «красных». Две армии одного народа. Альтернативные сценарии развития военных действий.

Необходимость, цели, средства и источники накопления. Начальный этап социалистической индустриализации. Индустриальное развитие в годы первых пятилеток. Главные итоги индустриализации. Альтернативные варианты проведения индустриализации советским экономистом Г.А.Фельдманом. проблемы стахановского движения. «Незначительные» жертвы

Индустриализации.

Начало коллективизации. Этапы проведения. Категории кулачества. Антикулацкие меры. «Успехи» коллективизации. Сопротивление крестьян. Итоги коллективизации и ее последствия. Голод 1923-1933 г.г. Альтернативный план преобразования сельского хозяйства А.В.Чаянова.

Причины, повод и ход советско-финской войны. Соотношение сил. Линия Маннергейма - серьезное препятствие для продвижения советских войск. Упорное сопротивление финнов. Планы Сталина. Итоги и значение войны. Версия В.Суворова: «Почему скрывают победу Красной Армии в «Зимней войне»?»

Кто проиграл «зимнюю войну»?

Официальная историография о внезапности нападения Германии на СССР. Дискуссия о намерениях Сталина нанести превентивный удар по Германии. Сценарий превентивного удара Бунича: «Операция «Гроза». Анализ вероятности подобных сценариев.

Приказ № 227 «Ни шагу назад!», его роль и оценки. Психологическая готовность советских людей к борьбе с врагом. Цена победы - большая кровь. Не страх, а свобода - цена победы.

Анализ ситуации в мире после войны. Кто развязал «холодную войну»? Сравнительный анализ версий советских и западных историков о виновниках «холодной войны». Противники. Театры военных действий. Гонка вооружений, борьба за влияние в странах третьего мира.

Хроника августовских событий. Версия М.Горбачева о причинах и начале путча. Что произошло в августе 1991 года на самом деле: взгляд через годы. Проигрывание неосуществленных сценариев августа 1991 года. Теория экономиста В.Леонтьева.

Практикум (1 час)

Дискуссия (1 час)




Практикум (2 часа)

Дискуссия (2 часа)

Лекция (1 час)

Работа с документами (1 час)


Пресс-конференция (1час)

Лекция (1 час)

Альтернативно-проектное моделирование (1 час)


Лекция (2 часа)

Практикум (1 час)

Деловая игра-обсуждение(1 час)




Лекция (1 час)

Практикум (2 часа)

Урок-судебное разбирательство (1 час)


Лекция (1 час)

Урок-альтернатива (1 час)



Лекция (1 час)

Семинар (1 час)

Работа с документами (1 час)


Урок-исследование (2 часа)


Лекция (1 час)

Практикум (1 час)

Деловая игра-обсуждение (2 часа)


Лекция (1 час)

Практикум (1 час)

Проблемно-проектная дискуссия (1 час)


итого

34














Список литературы:


1.Анти-«Ледокол» Беседа Л.Безыменского с Ф.Городецким, ж-л «Новое время», 1995, № 11.

2.А.Л.Безыменский, В.М.Фалин, «Кто развязал «холодную войну»?» М, 1989

3.А.Ю.Бертлов «Россия в начале века», М, 1999

4.А.Буллок «Гитлер и Сталин. Жизнь и власть», Смоленск, 1994

5.Н.Верт «История Советского государства 1900-1991 год», М, 1992

6.М.С.Горбачев «Августовский путч (причины и следствия)», М, 1991

7.Л.А.Гордон, Э.В.Клопов «Что было бы? (Размышления о предпосылках и итогах, что случилось с нами в 30-40-е г.г.), М, «Политическая литература», 1991

8.А.И.Деникин «Очерки русской смуты. Борьба генерала Корнилова. Август 1917-апрел ь1918», М, 1991

9.А.И.Деникин «Путь русского офицера», М, Прометей, 1991

10. «Историки спорят Тринадцать бесед.»,М, 1989

11.Г.М.Плоткин «Материалы и познавательные задачи по отечественной истории», М, Просвещение, 1996

12.Ф.А.Рашитов «Альтернативы Октября: мирный или насильственный переворот», Саратов, 1990

13. Л.В.Лельчук «Индустриализация СССР: история, опыт, проблемы», М, 1984

14.П.В.Волобуев, В.П.Булдаков «Октябрьская революция: новые подходы к изучению» М, 1996







Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Гимназия» г. Сертолово



« Рассмотрено»



на заседании ШМО

учителей, председательВ.В.Андреева / /

Протокол №1

От «29» августа2013 г.

« Согласовано»



заместитель директора по

УВР

И.Н. Петрова/ /

От «31» августа» 2013 г.

« Утверждено»



приказ № -ш

От « 31» августа 2013г.

Директор

В.А.Модин/ /



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса по обществознанию

Практическое обществознание

для 9 класса

На 2013-2014 учебный год



.





Г. Сертолово

2013



Пояснительная записка.

Актуальность: Данный курс предназначен для подготовки обучающихся 9-х классов к ГИА в новой форме. В условиях реформирования российской системы образования актуальной стала проблема подготовки учащихся к новой форме аттестации - ГИА. Занятия по подготовке к ГИА по обществознанию предназначены для теоретической и практической помощи в подготовке к Государственной итоговой аттестации выпускников по обществознанию. Занятия ориентированы на повторение, систематизацию и углубленное изучение курса обществознания основной средней школы, а также на подготовку обучающихся 9-х классов к ГИА.

Программа занятий состоит из трех разделов:

  1. Особенности ГИА по обществознанию.

  2. Методика решения заданий ГИА разного уровня сложности.

  3. Тестовый практикум.

Практические работы в рамках курса включают следующие формы:

  1. работа с различными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);

  2. критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

  3. анализ явлений и событий, происходящих в современном мире;

  4. решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы современности.

Требования к уровню подготовки выпускников

Знать и понимать

  • биосоциальную сущность человека

  • основные этапы и факторы социализации личности

  • место и роль человека в системе общественных отношений

  • закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы

  • тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов

  • основные социальные институты и процессы

  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования

  • особенности социально-гуманитарного познания

Уметь

  1. характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы

  2. анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями

  3. объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека)

  4. раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук

  5. осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы

  6. сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы

  7. оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности

  8. формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам

  9. подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу

  10. применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам

Использовать приобретенные знания и умения для

  1. самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации

  2. оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации

  3. решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности

  4. ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции

  5. предвидения возможных последствий определенных социальных действий

  6. ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования

  7. оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права

Срок реализации:_1год.

Количество часов: 34 часа.

Формы организации занятий: групповая в сочетании с индивидуальной

Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю.

Продолжительность одного занятия - 1 учебный час

Формы и методы обучения: технология социального развития, лекции, лабораторные работы, практические занятия, дискуссии, эвристические беседы, герменевтическая беседа, работа с документами, самостоятельное чтение, анализ материала, организация понимания через обсуждение.

Средства: схемы; таблицы; диаграммы; алгоритмы; опорные конспекты; решение ситуативных задач, тесты для этапа контроля.

Прогнозируемый (ожидаемый) результат (по годам обучения):

к окончанию года обучения обучающиеся должны:

знать

- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

- сущность общества как формы совместной деятельности людей;

- характерные признаки основных сфер жизни общества;

- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;

- существенные признаки понятий, характерные черты социального объекта или определять понятие на основе его ключевого признака

- термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту, и применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия;

- характерные черты социального объекта, элементы его описания;

уметь:

- сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;

- приводить уместные в заданном контексте примеры социальных явлений, объектов, деятельности людей, ситуаций, регулируемых различными социальными нормами

- осуществлять поиск социальной информации в различных источниках

- оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;

- анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную информацию, соотносить ее со знаниями, полученными при изучении курса;

- применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определенного класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;

- оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;

- анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную информацию, соотносить ее со знаниями, полученными при изучении курса;

- применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определенного класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;

- применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;

- формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм.

-работать с различными источниками информации, в том числе и системой Интернет;

-овладение навыками компьютерных технологий;

-решать тесты, писать эссе, рефераты, выступать с сообщениями, проводить исследования, участвовать в дискуссии.

В результате прохождения курса «Практическое обществознание» у обучающихся формируются следующие умения:

Рефлексивные:

- соотносить объекты познания со своим жизненным опытом;

- определять основания и способы своих и чужих действий;

- определять способы видения мира другими людьми;

Логические:

- сопоставлять, классифицировать, осуществлять переход от чувственно-конкретного к абстрактному;

- оперировать с абстракциями различной степени сложности;

- выдвигать гипотезы;

Текстовые:

- уметь освещать материал логически, последовательно;

- при изложении материала раскрывать взаимосвязь фактов, их смысл и значение;

Коммуникативные:

- определять основания чужой точки зрения

- вести дискуссию;

- проявлять толерантность;













Содержание программы элективного курса.

Раздел, тема

Теория

Практика

Ведение

Введение. Обществознание как знание и как наука.

Различные виды источников.

Способы описания и объяснения

обществознания

Требования к уровню подготовки

выпускников основной школы,

определенные в государственном

образовательном стандарте по

обществознанию.

Входной контроль, цель: выявление общего уровня знаний, умений и навыков по курсу , практикум: выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений. Приемы работы с различными документами.

« Понятие источник по обществознанию».

Памятка для работы с источниками.

Способы работы с источниками.

Основные структурные и содержательные

характеристики экзаменационной

работы по обществознанию в форме ГИА

1

Общество и человек

Понятие об обществе как форме жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь. Общественные отношения и их виды.Социальные изменения и его формы. Эволюция и революция. Развитие общества. Движущие силы общественного развития. Традиционное, индустриальное, информационное общества. Человек и его ближайшее окружение. Человек в малой группе. Общение. Роли человека в малой группе. Лидер. Свобода личности и коллектив. Межличностные отношения. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Пути достижения взаимопонимания.

Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы. Современные мир и его проблемы. Глобализация. Причины и опасность международного терроризма.

Общество и человек (задание на обращение к социальным реалиям) Общество и человек

2

Экономика

Экономика и ее роль в жизни общества. Ресурсы и потребности. Ограниченность ресурсов. Альтернативная стоимость (цена выбора). Экономические основы защиты прав потребителя. Международная торговля.

Деньги. Функции и формы денег. Инфляция. Экономические системы и собственность. Главные вопросы экономики. Роль собственности и государства в экономике. Производство и труд. Факторы, влияющие на производительность труда. Заработная плата. Стимулирование труда.

Предпринимательство и его основные организационно-правовые формы. Издержки, выручка, прибыль. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Предпринимательская этика.

Рынок. Рыночный механизм. Понятия спроса и предложения. Факторы, влияющие на спрос и предложение. Формы сбережения граждан (наличная валюта, банковские вклады, ценные бумаги). Экономические цели и функции государства. .Безработица как социальное явление. Экономические и социальные последствия безработицы. Налоги, уплачиваемые гражданами.

практикум: Экономика

(задание на обращение к социальным реалиям), экономика (задание на анализ двух суждений) - выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений

3

Социальная сфера

Социальная структура общества. Социальные группы и общности. Социальная роль и социальный статус. Социальная мобильность. Социальный конфликт. Пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии общества.Образ жизни. Социальная значимость здорового образа жизни.Социальные нормы. Социальная ответственность. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения. Семья как малая группа. Этнические группы и межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Межнациональные конфликты. Взаимодействие людей в многонациональном обществе. Межнациональные отношения в РФ.Социальная структура общества. Социальные группы и общности. Социальная роль и социальный статус. Социальная мобильность. Социальный конфликт. Пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии общества. Социальные нормы. Социальная ответственность. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения.

практикум: выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений Социальные отношения

(задание на обращение к социальным реалиям) Социальные отношения

4

Политика

Политика, ее роль в жизни общества; политическая власть; разделение властей; государство, формы правления; суверенитет; национально-государственное устройство,

политические режимы.

выборы, референдум; партии и движения; многопартийность. Конституция - основной закон государства; основы конституционного строя РФ; федерация, ее субъекты; законодательная, исполнительная и судебная власть в РФ; институт президентства; местное самоуправление -

практикум: выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений Политика

(задание на обращение к социальным реалиям) Политика

5

ПРАВО

Понятие «право»; отрасли права; права человека; Всеобщая декларация прав человека, права ребенка.

гражданское общество и правовое государство; преступление; уголовная ответственность; административный проступок; правоохранительные органы -

практикум: выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений

Работа с нормативными документами -

задание на обращение к социальным реалиям, задание на анализ двух суждений - 9 часов

6

Культура

Понятие «культура»; духовная жизнь общества; искусство, его виды, место в жизни человека.

наука в современном обществе; образование и самообразование; религия, ее роль в обществе; Церковь как общественный институт мораль, основные ценности и нормы

практикум: выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений Духовная культура (задание на обращение к социальным реалиям) Духовная культура

(задание на анализ двух суждений) -.

7

Итоговый контроль

Итоговый контроль

Выполнять задания разной сложности, знаний и умений - тестовый контроль и решение ситуативных задач































Тематическое планирование

Тема

Количество часов


теория

практика

всего

1

Входной контроль

2

1

3

2

Раздел 1. Общество и человек

3

3

8

3

Раздел 2. Человек, личность

1

3

4

4

Раздел 3.Экономическая сфера жизни общества

2

3

5

5

Раздел 4. Социальные отношения

2

3

5

6

Раздел 5. Политика

1

3

4

7

Раздел 6. Право

1

1

2

8

Раздел 7. Культура

1

1

2

9

Итоговое занятие

-

1

1

ИТОГО

13

21

34

Тематическое планирование

Тема

Дата проведения

Количество часов

план

факт

1

Входной контроль

1

2

Основные характеристики экзаменационной работы по обществознанию в форме ГИА

1

3

Требования к уровню подготовки выпускников основной школы, определенные в государственном образовательном стандарте по обществознанию.

1

4

Основные подходы к выполнению заданий первой части, содержательная линия «Общество»

1

5

Понятие «общество», Взаимосвязь общества и природы,

1

6

Типы обществ (традиционное, индустриальное, постиндустриальное)

1

7

Глобальные проблемы человечества

1

8

Практический тренинг по содержательной линии «Общество» часть «А»

1

9

Решение ситуативных задач по теме «Общество» часть «В»

1

10

Практический тренинг по содержательной линии «Общество» часть «С»

1

11

Промежуточный контроль

1

12

Деятельность человека, ее основные виды

1

13

Практический тренинг по содержательной линии «Человек» часть «А», часть «В»

1

14

Решение заданий по теме «Человек» часть «С»

1

15

Тестирование по теме «Человек»

1

16

Экономика, ее роль в жизни общества

1

17

Рыночная экономика

1

18

Практический тренинг по содержательной линии «Экономика» часть «А» часть «В»

1

19

Решение заданий части «С» по теме «Экономика»

1

20

Тестирование по теме «Экономика»

1

21

Социальная структура. Социальные отношения

1

22

Семья Этика семейных отношений Правовые основы семьи и брака

1

23

Практический тренинг по содержательной линии «Социальная сфера» часть «А» , часть «В»

1

24

Решение заданий части «С» по теме «Социальная сфера»

1

25

Тестирование по теме «Социальная сфера»

1

26

Политика, ее роль в жизни общества. Государство, формы правления.

1

27

Практический тренинг по содержательной линии «Политика» часть «А» Решение ситуативных задач по теме «Политика» часть «В»

1

28

Решение заданий части «С» по теме «Политика»

1

29

Тестирование по теме «Политика»

1

30

Понятие «право». Нормы права. Отрасли права

1

31

Тестирование по теме

1

32

Понятие «культура» Духовная жизнь общества .

1

33

Практический тренинг по содержательной линии «Культура» часть «А», «В», «С»

1

34

Итоговый контроль.

1

ИТОГО:

34





Учебно-методическое обеспечение курса

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

1.Боголюбов Л.Н. Человек и общество М., 2005

2..Введение в обществознание. Актуальные проблемы. Пособие. М., 2005

3.Кравченко А.И. Обществознание Учебник для 8-9 клссовМ., 2004г.

4.Клименко С.В. Основы государства и права. М, 1997
5.Кравченко А.И. Практикум для учащихся 8-9, М. «Русское слово», 2004.

6. Мушинский В. О. Азбука гражданина. - М.: ЦГО,1997-2000

7. Интернет-ресурсы

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА.

  1. Алексеев В.П. Становление человечества. М., 2000

  2. Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. М., 2001

  3. Андреева Г.М. Социальная психология . М.,1994г.

  4. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие, М., 2002

  5. Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета. Этнографические очерки.Л., 2003

  6. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 2004

  7. Бодалев А.А. Личность и общение: избранные психологические труды 2-е изд., перераб. М., 2004

  8. Здоавомыслов А.Г. Социология конфликтов. М., 2004

  9. Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. М., 2004

  10. Лихачев Д.С. Прошлое будущему. Статьи и очерки. Л., 2004

  11. Русская нация: историческое прошлое и проблема возрождения. М., 2005

  12. Семеникова Л.И. Цивилизация в истории человечества, учебное пособие. Брянск, Курсив, 2004

  13. Соколов Э.В. Культурология. Очерки теорий культуры: пособие для старшеклассников. М., 2003

  14. Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М., 2004

Список источников.

humanities.edu.ru/ - портал «Гуманитарное образование»

lesson-history.narod.ru/ob89.htm - полная электронная версия курса «Введение в обществознание» 8-9 кл



© 2010-2022