Программа элективного курса Подготовка к ЕГЭ по обществознанию

Элективный курс "Подготовка к ЕГЭ по обществознанию" предназначен для углубленной подготовке к экзаменам учащищихся 10 - 11 классов.  Основная цель этого курса ознакомить выпускников со структурой ЕГЭ и помочь приобрести навыки по решению заданий, эффективно распределить время на выполнение заданий, а также правильно оформить записи ответов при решении заданий, требующих развернутый ответ.   Автор предлагает 1час в неделю теоретической подготовки в 10 классе и 1час практических занятий в 11 клас...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа элективного курса "Подготовка к ЕГЭ по обществознанию"


Томская область Первомайский район

МБОУ Комсомольская СОШ

Сапогова Алла Анатольевна

учитель истории и обществознания

Пояснительная записка

Курс «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию» предназначен для учащихся 11 классов, готовящихся к Единому государственному экзамену по обществознанию. В чем его особенности?

Данный курс будет являться для учащихся своего рода «путеводителем» по той работе, с которой им предстоит встретиться на госэкзамене. В центре внимания - методика выполнения экзаменационных заданий всех типов и видов, включенных в ЕГЭ по обществознанию. Основной задачей программы не является систематическое изложение школьного курса обществознания. Программа курса «Готовимся к экзамену» не дублирует учебники обществознания для старшеклассников. Содержание курса, его основные понятия, вопросы, идеи изучаются постольку, поскольку это необходимо для правильного, осознанного выполнения заданий, включенных в экзаменационную работу.

Цель курса: подготовка к единому государственному экзамену по предмету «Обществознание»: детальное знакомство учащихся со структурой и содержанием каждой из 3-х частей ЕГЭ по обществознанию; выработка практических навыков по решению предлагаемых заданий.

Задачи курса:

  • повышение предметной компетентности учеников;

  • развитие у учащихся устойчивого интереса к предмету;

  • краткое изложение и повторение курса обществознания;

  • формирование умений и навыков решения типовых тестовых заданий;

  • формирование умений выполнять задания повышенной и высокой сложности.

  • воспитание положительного отношения к процедуре контроля в формате единого государственного экзамена;

  • знакомство со структурой и содержанием контрольных измерительных материалов по предмету; распределением заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом);

  • формирование умения работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом; эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов; правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом;

  • психологическая подготовка учащихся к государственной (итоговой) аттестации.

Программа элективного курса составлена на основе:

  • Федерального компонента государственного стандарта общего образования по обществознанию (от 05.03.2004 №1089);

  • Демонстрационных вариантов контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена по обществознанию;

  • Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2014 году единого государственного экзамена по обществознанию;

  • Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2014 году единого государственного экзамена по обществознанию.

Программа курса рассчитана на 68 учебных часов, из расчета 1 час в неделю в 10

(34 часов) и 1 час в неделю в 11 классе(34 часов).

Программа курса состоит из трех разделов:

  • Особенности ЕГЭ по обществознанию.

  • Методика решения заданий ЕГЭ разного уровня сложности.

  • Тестовый практикум.

Практические работы в рамках курса включают следующие формы:

  • работа с различными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);

  • критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

  • анализ явлений и событий, происходящих в современном мире;

  • решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы современности.

Основное содержание

10 класс - 34 часа.

Раздел 1. Особенности ЕГЭ по обществознанию. - 9 ч.

ЕГЭ как способ объективной оценки качества образования. Особенности ЕГЭ по обществознанию:
- кодификатор элементов содержания
- спецификация КИМов ЕГЭ по обществознанию.
Правила заполнения бланков ЕГЭ.
Информационные ресурсы ЕГЭ.

Раздел 2. Методика решения заданий ЕГЭ разного уровня сложности. - 25 ч.

Задания, направленные на определение существенных признаков, ключевых обществоведческих понятий; оценивание приведенных положений с точки зрения их соответствия современным научным представлениям; характеристику социальных объектов на основе смоделированных социальных ситуаций; осуществление поиска социальной информации, представленной в таких знаковых системах, как схемы, диаграммы, таблицы; сравнение социальных объектов, выявляя их общие черты и различия.
Задания, направленные на установление соответствия между существенными чертами и признаками изученных явлений и обществоведческими терминами и понятиями; работу с рядом однородной социальной информации, определяя лишнее звено, выделяя обобщающее понятие. Выявление структурных элементов с помощью схем и таблиц; соотнесение видовых понятий с родовыми; дифференциацию в социальной информации фактов и мнений; определение терминов и понятий, соответствующих предлагаемому контексту.
Задания, направленные на выявление умения находить, осознанно воспринимать и точно воспроизводить информацию, содержащуюся в тексте в явном виде, на характеристику текста или его отдельных положений на основе изученного курса, с опорой на обществоведческие знания. А также задания на использование информации текста в другой познавательной ситуации, формулирование и аргументацию оценочных, а также прогностических суждений, связанных с проблематикой текста.
Задания, проверяющие умение применять правильно раскрытое в смысловом отношении теоретическое положение в заданном контексте. Задания, требующие конкретизации приведенных положений, проверяющее умение иллюстрировать примерами изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук. Задание - задача, требующее анализа представленной информации, в том числе статистической и графической, объяснения связи социальных объектов, процессов, формулирования и аргументации самостоятельных оценочных, а также прогностических суждений, объяснений, выводов. Задания, требующие составления плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса. Задания, требующие написать мини-сочинение (эссе) по одной теме из шести, предлагаемых экзаменуемому в форме афористических высказываний.

11 класс - 34 часа.

Раздел 3. Тестовый практикум - 33 ч.

Решение заданий разного уровня сложности по темам:

- Человек и общество
- Экономика
- Социальные отношения
- Политика
- Право

Решение вариантов ЕГЭ.

Тест № 1.
Тест № 2.
Тест № 3.
Тест № 4.
Тест № 5.
Тест № 6.

Итоговое повторение и обобщение - 1 ч.

Требования к уровню подготовки выпускников

Знать и понимать:

  • биосоциальную сущность человека.

  • основные этапы и факторы социализации личности.

  • место и роль человека в системе общественных отношений.

  • закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы.

  • тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов.

  • основные социальные институты и процессы.

  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования.

  • особенности социально-гуманитарного познания.

Уметь:

  • характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы.

  • анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями.

  • объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека).

  • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук.

  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы.

  • сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы.

  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности

  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.

  • подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу.

  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

Использовать приобретенные знания и умения для:

  • самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации

  • оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации

  • решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности

  • ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции

  • предвидения возможных последствий определенных социальных действий

  • ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования

  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБОБЩАЮЩИЕ МАТЕРИАЛЫ

  1. Единый государственный экзамен 2013. Обществознание. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ авторы-составители: О.А. Котова, Т. Е. Лискова, Е.Л. Рутковская - М.: Интеллект-Центр, 2013.

  2. ЕГЭ-2013: Обществознание / ФИПИ авторы-составители: Т.Е. Лискова, О.А. Котова - М.: Астрель, 2013.

  3. ЕГЭ-2014. Федеральный банк экзаменационных материалов (открытый сегмент). Обществознание/ ФИПИ авторы-составители: Е.Л. Рутковская, О.А. Котова, Т.Е. Лискова, О.В. Кишенкова, Е.С. Королькова - М.: Эксмо, 2014.

  4. Обществознание. Типичные ошибки при выполнении заданий Единого государственного экзамена/ ФИПИ авторы: Е.Л. Рутковская, А.Ю. Лазебникова, Е.С. Королькова - М: Русское слово, 2013.

  5. Отличник ЕГЭ. Обществознание. Решение сложных задач / ФИПИ авторы-составители: О.А. Котова, Т. Е. Лискова, Е.Л. Рутковская - М.: Интеллект-Центр, 2013.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

  • еgе.edu.ru - портал информационной поддержки Единого государственного экзамена

  • mon.ru.gov.ru - официальный сайт Министерства образования и науки РФ

  • fipi.ru - портал федерального института педагогических измерений

  • school.edu.ru - российский общеобразовательный Портал

  • som.fio.ru - сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение методистов

  • it-n.ru - российская версия международного проекта Сеть творческих учителей

  • standart.edu.ru - государственные образовательные стандарты второго поколения

  • levada.ru - Левада-Центр изучения общественного мнения

  • elibrary.ru/defaultx.asp - научная электронная библиотека





ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


10 класс - 34 ч.


№ урока

Содержание (тема урока)

Примечание

Раздел 1.Особенности ЕГЭ по обществознанию. - 9 ч.

1

ЕГЭ как способ объективной оценки качества образования.

Лекция.

2-4

Особенности ЕГЭ по обществознанию:

-кодификатор элементов содержания

- спецификация КИМов ЕГЭ по обществознанию.

Практическая работа с документами (Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников по обществознанию; Спецификация контрольных измерительных материалов по обществознании)

5-6

Правила заполнения бланков ЕГЭ.


Урок-практикум.

7-9

Информационные ресурсы ЕГЭ.

fipi.ru

еgе.edu.ru и др.

Раздел 2. Методика решения заданий разного уровня сложности. - 25 ч.


10-12

Задания, направленные на определение существенных признаков ключевых обществоведческих понятий; оценивание приведенных положений с точки зрения их соответствия современным научным представлениям.

Решение заданий с выбором ответа (часть А)

13-15

Задания, направленные на характеристику социальных объектов на основе смоделированных социальных ситуаций; осуществление поиска социальной информации, представленной в таких знаковых системах, как схемы, диаграммы, таблицы; сравнение социальных объектов, выявляя их общие черты и различия.

Решение заданий с выбором ответа (часть А)

16-18

Задания, направленные на установление соответствия между существенными чертами и признаками изученных явлений и обществоведческими терминами и понятиями.

Решение заданий с кратким ответом (часть В)

19-20

Задания, направленные на работу с рядом однородной социальной информации, определяя лишнее звено, выделяя обобщающее понятие.

Решение заданий с кратким ответом (часть В)

21-22

Задания, направленные на выявление структурных элементов с помощью схем и таблиц; соотнесение видовых понятий с родовыми.

Решение заданий с кратким ответом (часть В)

23-24

Задания, направленные на дифференциацию в социальной информации фактов и мнений; определение терминов и понятий, соответствующих предлагаемому контексту.

Решение заданий с кратким ответом (часть В)

25-26

Задания, направленные на выявление умения находить, осознанно воспринимать и точно воспроизводить информацию, содержащуюся в тексте в явном виде; на характеристику текста или его отдельных положений на основе изученного курса, с опорой на обществоведческие знания.

Решение заданий с развернутым ответом (часть С)

27-28

Задания, направленные на использование информации текста в другой познавательной ситуации, формулирование и аргументацию оценочных, а также прогностических суждений, связанных с проблематикой текста.

Решение заданий с развернутым ответом (часть С)

29- 30

Задания, проверяющие умение применять правильно раскрытое в смысловом отношении теоретическое положение в заданном контексте.

Решение заданий с развернутым ответом (часть С)

31 -32

Задания, требующие конкретизации приведенных положений, проверяющее умение иллюстрировать примерами изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук.

Решение заданий с развернутым ответом (часть С)

33- 34

Задание-задача, требующее анализа представленной информации, в том числе статистической и графической, объяснения связи социальных объектов, процессов, формулирования и аргументации самостоятельных оценочных, а также прогностических суждений, объяснений, выводов.

Решение заданий с развернутым ответом (часть С)




11 класс - 34 ч.

№ урока

Содержание (тема урока)

Примечание

Раздел 3. Тестовый практикум. - 32 ч.

1-2


Знакомство с критериями оценивания эссе. Знакомство с Памяткой по написанию эссе.

3-4


Отработка навыков определять проблему.

Задания на нахождение соответствия между проблемой и темой (часть С)

5-6

Отработка навыков формулировать проблему.


Задания на умение сформулировать проблему по заданной теме (часть С)

7-8

Отработка навыков определения композиции эссе.

Задания на анализ эссе пользуясь Памяткой (часть С)

9-10


Отработка навыков построения композиции эссе.

Из разрозненных фрагментов эссе составить целостный текст (часть С)

11-14

Задания, требующие составления плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса.

Решение заданий с развернутым ответом (часть С)

15-16

Нахождение ошибок в тексте.


Задания на нахождение ошибок в композиции эссе (часть С)

17-18

Задания, требующие написать мини-сочинение (эссе) по одной теме из шести, предлагаемых экзаменуемому в форме афористических высказываний.

Решение заданий с развернутым ответом (часть С)

19-21

Написание индивидуальных эссе.


Отработка умений написания эссе (часть С)

22-23

Презентация и коллективная оценка эссе.


24-25

Решение тематических тестов по темам:

- Человек и общество

Фронтальный опрос по основным терминам и понятиям раздела. Решение заданий с выбором ответа (часть А)

Решение заданий с кратким ответом (часть В)

Решение заданий с развернутым ответом (часть С)

25-26

- Экономика

Фронтальный опрос по основным терминам и понятиям раздела. Решение заданий с выбором ответа (часть А)

Решение заданий с кратким ответом (часть В)

Решение заданий с развернутым ответом (часть С)

27-28

- Социальные отношения

Фронтальный опрос по основным терминам и понятиям раздела. Решение заданий с выбором ответа (часть А)

Решение заданий с кратким ответом (часть В)

Решение заданий с развернутым ответом (часть С)

29-30

- Политика

Фронтальный опрос по основным терминам и понятиям раздела. Решение заданий с выбором ответа (часть А)

Решение заданий с кратким ответом (часть В)

Решение заданий с развернутым ответом (часть С)

31-32

- Право

Фронтальный опрос по основным терминам и понятиям раздела. Решение заданий с выбором ответа (часть А)

Решение заданий с кратким ответом (часть В)

Решение заданий с развернутым ответом (часть С)

33-34

Итоговое повторение и обобщение.



© 2010-2022