- Преподавателю
- Обществознание
- Программа элективного курса Подготовка к ЕГЭ по обществознанию
Программа элективного курса Подготовка к ЕГЭ по обществознанию
Раздел | Обществознание |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Сапогова А.А. |
Дата | 09.08.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Программа элективного курса "Подготовка к ЕГЭ по обществознанию"
Томская область Первомайский район
МБОУ Комсомольская СОШ
Сапогова Алла Анатольевна
учитель истории и обществознания
Пояснительная записка
Курс «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию» предназначен для учащихся 11 классов, готовящихся к Единому государственному экзамену по обществознанию. В чем его особенности?
Данный курс будет являться для учащихся своего рода «путеводителем» по той работе, с которой им предстоит встретиться на госэкзамене. В центре внимания - методика выполнения экзаменационных заданий всех типов и видов, включенных в ЕГЭ по обществознанию. Основной задачей программы не является систематическое изложение школьного курса обществознания. Программа курса «Готовимся к экзамену» не дублирует учебники обществознания для старшеклассников. Содержание курса, его основные понятия, вопросы, идеи изучаются постольку, поскольку это необходимо для правильного, осознанного выполнения заданий, включенных в экзаменационную работу.
Цель курса: подготовка к единому государственному экзамену по предмету «Обществознание»: детальное знакомство учащихся со структурой и содержанием каждой из 3-х частей ЕГЭ по обществознанию; выработка практических навыков по решению предлагаемых заданий.
Задачи курса:
-
повышение предметной компетентности учеников;
-
развитие у учащихся устойчивого интереса к предмету;
-
краткое изложение и повторение курса обществознания;
-
формирование умений и навыков решения типовых тестовых заданий;
-
формирование умений выполнять задания повышенной и высокой сложности.
-
воспитание положительного отношения к процедуре контроля в формате единого государственного экзамена;
-
знакомство со структурой и содержанием контрольных измерительных материалов по предмету; распределением заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом);
-
формирование умения работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом; эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов; правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом;
-
психологическая подготовка учащихся к государственной (итоговой) аттестации.
Программа элективного курса составлена на основе:
-
Федерального компонента государственного стандарта общего образования по обществознанию (от 05.03.2004 №1089);
-
Демонстрационных вариантов контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена по обществознанию;
-
Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2014 году единого государственного экзамена по обществознанию;
-
Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2014 году единого государственного экзамена по обществознанию.
Программа курса рассчитана на 68 учебных часов, из расчета 1 час в неделю в 10
(34 часов) и 1 час в неделю в 11 классе(34 часов).
Программа курса состоит из трех разделов:
-
Особенности ЕГЭ по обществознанию.
-
Методика решения заданий ЕГЭ разного уровня сложности.
-
Тестовый практикум.
Практические работы в рамках курса включают следующие формы:
-
работа с различными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);
-
критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
-
анализ явлений и событий, происходящих в современном мире;
-
решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы современности.
Основное содержание
10 класс - 34 часа.
Раздел 1. Особенности ЕГЭ по обществознанию. - 9 ч.
ЕГЭ как способ объективной оценки качества образования. Особенности ЕГЭ по обществознанию:
- кодификатор элементов содержания
- спецификация КИМов ЕГЭ по обществознанию.
Правила заполнения бланков ЕГЭ.
Информационные ресурсы ЕГЭ.
Раздел 2. Методика решения заданий ЕГЭ разного уровня сложности. - 25 ч.
Задания, направленные на определение существенных признаков, ключевых обществоведческих понятий; оценивание приведенных положений с точки зрения их соответствия современным научным представлениям; характеристику социальных объектов на основе смоделированных социальных ситуаций; осуществление поиска социальной информации, представленной в таких знаковых системах, как схемы, диаграммы, таблицы; сравнение социальных объектов, выявляя их общие черты и различия.
Задания, направленные на установление соответствия между существенными чертами и признаками изученных явлений и обществоведческими терминами и понятиями; работу с рядом однородной социальной информации, определяя лишнее звено, выделяя обобщающее понятие. Выявление структурных элементов с помощью схем и таблиц; соотнесение видовых понятий с родовыми; дифференциацию в социальной информации фактов и мнений; определение терминов и понятий, соответствующих предлагаемому контексту.
Задания, направленные на выявление умения находить, осознанно воспринимать и точно воспроизводить информацию, содержащуюся в тексте в явном виде, на характеристику текста или его отдельных положений на основе изученного курса, с опорой на обществоведческие знания. А также задания на использование информации текста в другой познавательной ситуации, формулирование и аргументацию оценочных, а также прогностических суждений, связанных с проблематикой текста.
Задания, проверяющие умение применять правильно раскрытое в смысловом отношении теоретическое положение в заданном контексте. Задания, требующие конкретизации приведенных положений, проверяющее умение иллюстрировать примерами изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук. Задание - задача, требующее анализа представленной информации, в том числе статистической и графической, объяснения связи социальных объектов, процессов, формулирования и аргументации самостоятельных оценочных, а также прогностических суждений, объяснений, выводов. Задания, требующие составления плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса. Задания, требующие написать мини-сочинение (эссе) по одной теме из шести, предлагаемых экзаменуемому в форме афористических высказываний.
11 класс - 34 часа.
Раздел 3. Тестовый практикум - 33 ч.
Решение заданий разного уровня сложности по темам:
- Человек и общество
- Экономика
- Социальные отношения
- Политика
- Право
Решение вариантов ЕГЭ.
Тест № 1.
Тест № 2.
Тест № 3.
Тест № 4.
Тест № 5.
Тест № 6.
Итоговое повторение и обобщение - 1 ч.
Требования к уровню подготовки выпускников
Знать и понимать:
-
биосоциальную сущность человека.
-
основные этапы и факторы социализации личности.
-
место и роль человека в системе общественных отношений.
-
закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы.
-
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов.
-
основные социальные институты и процессы.
-
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования.
-
особенности социально-гуманитарного познания.
Уметь:
-
характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы.
-
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями.
-
объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека).
-
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук.
-
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы.
-
сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы.
-
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности
-
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.
-
подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу.
-
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Использовать приобретенные знания и умения для:
-
самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации
-
оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации
-
решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности
-
ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции
-
предвидения возможных последствий определенных социальных действий
-
ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования
-
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБОБЩАЮЩИЕ МАТЕРИАЛЫ
-
Единый государственный экзамен 2013. Обществознание. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ авторы-составители: О.А. Котова, Т. Е. Лискова, Е.Л. Рутковская - М.: Интеллект-Центр, 2013.
-
ЕГЭ-2013: Обществознание / ФИПИ авторы-составители: Т.Е. Лискова, О.А. Котова - М.: Астрель, 2013.
-
ЕГЭ-2014. Федеральный банк экзаменационных материалов (открытый сегмент). Обществознание/ ФИПИ авторы-составители: Е.Л. Рутковская, О.А. Котова, Т.Е. Лискова, О.В. Кишенкова, Е.С. Королькова - М.: Эксмо, 2014.
-
Обществознание. Типичные ошибки при выполнении заданий Единого государственного экзамена/ ФИПИ авторы: Е.Л. Рутковская, А.Ю. Лазебникова, Е.С. Королькова - М: Русское слово, 2013.
-
Отличник ЕГЭ. Обществознание. Решение сложных задач / ФИПИ авторы-составители: О.А. Котова, Т. Е. Лискова, Е.Л. Рутковская - М.: Интеллект-Центр, 2013.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
-
еgе.edu.ru - портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
-
mon.ru.gov.ru - официальный сайт Министерства образования и науки РФ
-
fipi.ru - портал федерального института педагогических измерений
-
school.edu.ru - российский общеобразовательный Портал
-
som.fio.ru - сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение методистов
-
it-n.ru - российская версия международного проекта Сеть творческих учителей
-
standart.edu.ru - государственные образовательные стандарты второго поколения
-
levada.ru - Левада-Центр изучения общественного мнения
-
elibrary.ru/defaultx.asp - научная электронная библиотека
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс - 34 ч.
№ урока
Содержание (тема урока)
Примечание
Раздел 1.Особенности ЕГЭ по обществознанию. - 9 ч.
1
ЕГЭ как способ объективной оценки качества образования.
Лекция.
2-4
Особенности ЕГЭ по обществознанию:
-кодификатор элементов содержания
- спецификация КИМов ЕГЭ по обществознанию.
Практическая работа с документами (Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников по обществознанию; Спецификация контрольных измерительных материалов по обществознании)
5-6
Правила заполнения бланков ЕГЭ.
Урок-практикум.
7-9
Информационные ресурсы ЕГЭ.
fipi.ru
еgе.edu.ru и др.
Раздел 2. Методика решения заданий разного уровня сложности. - 25 ч.
10-12
Задания, направленные на определение существенных признаков ключевых обществоведческих понятий; оценивание приведенных положений с точки зрения их соответствия современным научным представлениям.
Решение заданий с выбором ответа (часть А)
13-15
Задания, направленные на характеристику социальных объектов на основе смоделированных социальных ситуаций; осуществление поиска социальной информации, представленной в таких знаковых системах, как схемы, диаграммы, таблицы; сравнение социальных объектов, выявляя их общие черты и различия.
Решение заданий с выбором ответа (часть А)
16-18
Задания, направленные на установление соответствия между существенными чертами и признаками изученных явлений и обществоведческими терминами и понятиями.
Решение заданий с кратким ответом (часть В)
19-20
Задания, направленные на работу с рядом однородной социальной информации, определяя лишнее звено, выделяя обобщающее понятие.
Решение заданий с кратким ответом (часть В)
21-22
Задания, направленные на выявление структурных элементов с помощью схем и таблиц; соотнесение видовых понятий с родовыми.
Решение заданий с кратким ответом (часть В)
23-24
Задания, направленные на дифференциацию в социальной информации фактов и мнений; определение терминов и понятий, соответствующих предлагаемому контексту.
Решение заданий с кратким ответом (часть В)
25-26
Задания, направленные на выявление умения находить, осознанно воспринимать и точно воспроизводить информацию, содержащуюся в тексте в явном виде; на характеристику текста или его отдельных положений на основе изученного курса, с опорой на обществоведческие знания.
Решение заданий с развернутым ответом (часть С)
27-28
Задания, направленные на использование информации текста в другой познавательной ситуации, формулирование и аргументацию оценочных, а также прогностических суждений, связанных с проблематикой текста.
Решение заданий с развернутым ответом (часть С)
29- 30
Задания, проверяющие умение применять правильно раскрытое в смысловом отношении теоретическое положение в заданном контексте.
Решение заданий с развернутым ответом (часть С)
31 -32
Задания, требующие конкретизации приведенных положений, проверяющее умение иллюстрировать примерами изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук.
Решение заданий с развернутым ответом (часть С)
33- 34
Задание-задача, требующее анализа представленной информации, в том числе статистической и графической, объяснения связи социальных объектов, процессов, формулирования и аргументации самостоятельных оценочных, а также прогностических суждений, объяснений, выводов.
Решение заданий с развернутым ответом (часть С)
11 класс - 34 ч.
№ урока
Содержание (тема урока)
Примечание
Раздел 3. Тестовый практикум. - 32 ч.
1-2
Знакомство с критериями оценивания эссе. Знакомство с Памяткой по написанию эссе.
3-4
Отработка навыков определять проблему.
Задания на нахождение соответствия между проблемой и темой (часть С)
5-6
Отработка навыков формулировать проблему.
Задания на умение сформулировать проблему по заданной теме (часть С)
7-8
Отработка навыков определения композиции эссе.
Задания на анализ эссе пользуясь Памяткой (часть С)
9-10
Отработка навыков построения композиции эссе.
Из разрозненных фрагментов эссе составить целостный текст (часть С)
11-14
Задания, требующие составления плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса.
Решение заданий с развернутым ответом (часть С)
15-16
Нахождение ошибок в тексте.
Задания на нахождение ошибок в композиции эссе (часть С)
17-18
Задания, требующие написать мини-сочинение (эссе) по одной теме из шести, предлагаемых экзаменуемому в форме афористических высказываний.
Решение заданий с развернутым ответом (часть С)
19-21
Написание индивидуальных эссе.
Отработка умений написания эссе (часть С)
22-23
Презентация и коллективная оценка эссе.
24-25
Решение тематических тестов по темам:
- Человек и общество
Фронтальный опрос по основным терминам и понятиям раздела. Решение заданий с выбором ответа (часть А)
Решение заданий с кратким ответом (часть В)
Решение заданий с развернутым ответом (часть С)
25-26
- Экономика
Фронтальный опрос по основным терминам и понятиям раздела. Решение заданий с выбором ответа (часть А)
Решение заданий с кратким ответом (часть В)
Решение заданий с развернутым ответом (часть С)
27-28
- Социальные отношения
Фронтальный опрос по основным терминам и понятиям раздела. Решение заданий с выбором ответа (часть А)
Решение заданий с кратким ответом (часть В)
Решение заданий с развернутым ответом (часть С)
29-30
- Политика
Фронтальный опрос по основным терминам и понятиям раздела. Решение заданий с выбором ответа (часть А)
Решение заданий с кратким ответом (часть В)
Решение заданий с развернутым ответом (часть С)
31-32
- Право
Фронтальный опрос по основным терминам и понятиям раздела. Решение заданий с выбором ответа (часть А)
Решение заданий с кратким ответом (часть В)
Решение заданий с развернутым ответом (часть С)
33-34
Итоговое повторение и обобщение.