Доклад на тему За мир и согласие в нашем доме

                            За мир и согласие в нашем доме   Куламбаева Г. А., преподаватель истории,  КГПП «Рудненский горно-технологический колледж » Управления образования акимата Костанайской области,   Под шаныраком дружбы воедино  Переплелись народы, племена. Земля одна у нас на всех едина. Наш Казахстан – Свободная страна!    Говорить о религии – это значит, по существу, обсуждать особую, притом важную область многообразных отношений личности и общества. С одной стороны, неизменно вста...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

За мир и согласие в нашем доме


Куламбаева Г. А., преподаватель истории,

КГПП «Рудненский горно-технологический колледж » Управления образования акимата Костанайской области,


Под шаныраком дружбы воедино

Переплелись народы, племена.

Земля одна у нас на всех едина.

Наш Казахстан - Свободная страна!

Говорить о религии - это значит, по существу, обсуждать особую, притом важную область многообразных отношений личности и общества. С одной стороны, неизменно встают сугубо личные для каждого человека вопросы, касающиеся его личностных убеждений, взглядов и совести. С другой же стороны - неизбежно раскрываются качественные характеристики данного общества, государственного строя, его способность обеспечить демократические права своих граждан, исключить всякое правовое и практическое насилие над их убеждениями, ущемление интересов личности, народных масс, любое использование личных убеждений и взглядов ущерб их носителям и социальному обществу. Уже сказанное позволяет понять, что тут речь идет о важнейшем показателе демократичности и гуманности общества в такой деликатной сфере, как религиозная.

Актуальность проблемы связана с тем, что сегодня мы часто слышим обо все новых и новых случаях ксенофобии и национализма, главным участником которых является молодежь. И именно мы преподаватели должны способствовать формированию толерантности у учащихся, в чьих руках судьба нашей страны.

В настоящее время Казахстан представляет собой образец межрелигиозной гармонии и согласия. В Казахстане проживают более 140 национальностей и 40 конфессии в мире и согласии. Все религиозные объединения, независимо от их религиозной принадлежности, проявляют искреннее уважение и толерантность к иноверцам. Поэтому атмосфера мира и согласия утвердилась в нашем общем доме - Казахстан.

Отметим, что Казахстан никогда не был ареной межконфессиональных конфликтов, представители различных религий в течение многих лет компактно проживали друг с другом. Свидетельством благоприятных межконфессиональных отношений в республике является тот факт, что на съезде лидеров мировых и традиционных национальных религии Казахстан был назван страной мира и согласия[1].

Н. А. Назарбаев отметил, что экстремизм, сепаратизм, терроризм и другие формы насилия «во имя религии» не имеют ничего общего с истинным пониманием религии и является угрозой для человечества. Поэтому межрелигиозный диалог является одним из ключевых способов общественного развития и улучшения благосостояния всех народов[2].

Каждая нация, народ имеет свои корни в истории, прошла свой неповторимый, часто только ей свойственный исторический путь.А история невозможна без памяти. Историческая память - великий источник национальной общности и национальной ответственности.

В повести Чингиза Айтматова «Белый пароход» есть такой эпизод. Солдат встречается с мальчиком и выясняет, что он не только не знает, откуда его род начинается, но даже и обязательного колена семерых отцов не знает. Он знал только своего отца, деда, прадеда.

А затем следует такой диалог:

« - Дед говорит, что если люди не будут помнить отцов, то они испортятся»

- Кто испортится? Люди?

- Да.

- Почему?

- Дед говорит, что тогда никто не будет стыдиться плохих дел, потому что дети и дети детей о нем не будут помнить. И никто не будет делать хорошие дела, потому что все равно дети об этом не будут знать».

Помнить об уроках прошлого, чтить предков, вести летопись хороших дел, остерегаться ошибочных поступков, чувствовать ответственность перед поколениями - это важные функции исторической памяти, помогающей сплачивать национальную общность.

Толерантность и межконфессиональное согласие в новом тысячелетии - способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе.

Следовательно, каждый народ имеет свои особенные национальные идеалы, составляющие основу толерантности. Толерантный человек уважает убеждения других, не стараясь доказать свою исключительную правоту.

Конечно, воспитание толерантности начинается в семье. С детства воспитывались такие нравственные качества, как доброта, смирение, и миролюбие. Например, в казахских семьях часто можно услышать слова, обращенные к детям - «Адам бол». Для многовековой культуры казахского народа толерантность является поведенческой нормой, совершенно естественным жизненным принципом людей.

Я как педагог, рассматриваю воспитание, таких качеств, толерантность, открытость, духовность эти три принципа к пути межконфессиональному согласию.

«Педагогика сотрудничества» и «толерантность» - те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современном колледже. Какими методами педагог может воспитывать толерантное сознание студентов? Самое главное - на собственном примере, а также на классных часах, на уроках, в простом общении.

На уроках обществознания, внимание уделяю интерактивному обучению - это модель открытого обсуждения, развивающая в студенте умение спорить и решать конфликты мирным путем. Предпочтение отдаю творческо-поисковой деятельности, дискуссиям, в ходе которых приобретается опыт решения проблем. Совместная деятельность преподавателя и учащихся должна приводить к желаемому успеху. Успех, хорошие воспоминания, радостное и светлое надолго запоминается учащимся, и делают их великодушными и терпимыми.

Воспитание в духе терпимости, способствует формированию у учащихся навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

На мой взгляд, воспитание толерантности и межконфессионального согласия невозможно в условиях авторитарного стиля «преподаватель - студент». Поэтому одним из условий воспитания толерантности является освоение преподавателем определенных демократических механизмов в организации учебного процесса и общения учащихся друг с другом и с преподавателем.

Особой популярностью у учащихся пользуются нетрадиционные методики и элементы уроков:

  • элементы, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, дебаты;

  • заочная экскурсия в прошлое, интервью, репортаж;

  • регламентированная дискуссия, устный журнал;

  • анализ первоисточников, «мозговая атака»

Применение данных элементов направлено на развитие познавательно - творческой личности, способствует воспитанию толерантности.

Остановлюсь на методе «регламентированной дискуссии». Данный метод применяется на уроках общество и право по теме «Основы правового статуса человека: равноправие религиозной веры». Студенты стали приводить примеры того, что как такого равноправия между религиозной веры нет. В Основном законе РК - Конституции, сказано

Каждый человек вправе определять и указывать или не указывать….. религиозную принадлежность (Конституция РК ст. 19). Государство не отдает предпочтение одной из религии, не навязывает верить в неё, прослеживается равное положение религиозных вер. И таких примеров приведено было множество. В конце урока был сделан следующий вывод: Казахстан - страна межнационального согласия и взаимоуважения представителей всех религий.

На уроках обществознания совместно со студентами готовлю уроки -семинары, например, круглый стол «Развитие религии в Казахстане». Студенты предварительно разделены на группы и работают с опережающими заданиями. Каждая группа готовит свое выступление по темам: «Разный ислам», «Христианство сегодня…», «Осторожно, секта», «Религиозный экстремизм сегодня». Представляют выставку по теме «Согласие религий - стабильность страны», знакомят с социологическим опросом «Религия и мы». После выступления групп, задаются вопросы, где происходит обсуждение проблемы. Урок был окончен красивыми словами:

«Под шаныраком дружбы воедино.

Переплелись народы, племена.

Земля одна у нас на всех едина.

Наш Казахстан - свободная страна»

Педагоги колледжа толерантны, они уверены, открыты, доброжелательны, выступают по отношению к учащемуся в роли наставников, призывают к межконфессиональному согласию. Традиционно в коледже проводятся открытые предметные недели. Одним из ярких примером воспитания толерантности показало ПЦК преподавателей гуманитарных дисциплин - «Фестиваль народов Казахстана». Основной целью, которого было воспитания понимания и уважения к другому народу, толерантное отношение к другому человеку, другому народу, что является путем духовного роста личности студента.

Важнейшей проблемой современности является подготовка молодежи к жизни в многокультурном и многомерном обществе. Идет глубокая переоценка вклада различных народов, идей, учений в мировую общечеловеческую культуру. Это объясняется ростом национального самосознания. Происходит глобальный процесс осмысления этносами проблем исторического развития и нахождения достойного места в мировом сообществе.

Осознавая важность данной проблемы, педагоги колледжа и я, в том числе, создали информационную пропагандистскую группу по профилактике религиозного экстремизма, в которую входят и студенты колледжа. Основной целью, которой ставим воспитания понимания и уважения к другому народу, другой религиозной вере, толерантное отношение к другому человеку, другому народу, что является путем духовного роста личности студента.

Благодатная казахская земля издревле служила связующим звеном между Азией и Европой. Сегодня Казахстан является родным домом для представителей многих национальностей и вероисповеданий. В нашей стране верующие свободно посещают и мечеть, и православный храм, и синагогу, и модельный дом евангельских христиан. Именно межэтническое и межконфессиональное согласие является важнейшим условием успешного проведения масштабных реформ в политической, экономической и социальной сферах суверенного Казахстана

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:


  1. Бондаренко Ю. Я. «Воспитание толерантного сознания учащихся подростков» // Печатный двор июль 2008 г с.6;

  2. Назарбаев Н. А. «Выступление Президента РК на XVII сессии АНК» // Методический сборник «Через многообразие к единству» 2011 г с.22.



© 2010-2022