- Преподавателю
- Обществознание
- Рабочая программа по обществознанию 11АБВ класс
Рабочая программа по обществознанию 11АБВ класс
Раздел | Обществознание |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Обутова О.Д. |
Дата | 06.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Министерство образования Республики Саха (Якутия)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 15 города Нерюнгри»
678962, Республика Саха (Якутия), г. Нерюнгри, ул. Чурапчинская, д.16 тел.7-45-16, факс 8(41147) 6-90-41
Рассмотрено на заседании МО
Пр. № 5 от 23.05.2014
_________________
Согласовано
_______________
Савинова Д.Б.
замдиректора по УВР
Утверждаю
_______________
директор МБОУ СОШ № 15
Давиденко Н.В.
приказ № от
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ______обществозанию
НА 2015 - 2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
_______11АБВ_______ КЛАСС
УЧИТЕЛЬ
Обутова Ольга Дмитриевна
Категория высшая
НЕРЮНГРИ 2015
I.Пояснительная записка
.
I.Пояснительная записка
В 11 классе на базовом уровне курс по «Обществознанию» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно- нравственная сфера, право. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей. Предполагается, что учащиеся имеют определенный багаж знаний в этой области, поэтому изучение обществознания в 9 классе направлено на достижение следующих целей:
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоение на уровне функциональной грамотности системы необходимых для социальной адаптации знаний: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношений, семейно-бытовых отношений. Реализация рабочей программы способствует:
- развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
- освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;
- овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского общества и государства;
- формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий; в семейно-бытовой сфере, для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
II. Общая характеристика учебного предмета
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета обществознания является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике. При реализации данной программы учителем используется проблемно- диалогический метод обучения, деятельностный подход.
III. Место предмета «Обществознание» в учебном плане
Данная рабочая программа по обществознанию составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта, примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию для 10 - 11 классов, программы по обществознанию 10 - 11 классы Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой и др. : М., Просвещение, 2012.
IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
Личностные результаты освоения обществознания в 11 классе должны отражать:
российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности
Предметные результаты освоения обществознания в 11 классе должны отражать: знаний об обществе как целостной развивающейся системе, представлений об основных тенденциях развития общества; представлений о методах познания социальных явлений и процессов; владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа; мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, российской гражданской идентичности
Метапредметные результаты освоения обществознания в 11 классе должны отражать:
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач, умение определять назначение и функции различных социальных институтов; умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей; владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов
V. Содержание программы учебного курса
Содержание программы по курсу
Глава I .Экономическая жизнь общества (23 часа)
Экономика и экономическая наука. Что изучает экономическая наука. Экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста. Экономические циклы. Рынок и рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения. Фондовый рынок Акции, облигации и другие ценные бумаги. Роль фирм в экономике РФ. Факторы производства и факторные доходы. Постоянные и переменные издержки. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Налоги, уплачиваемые предприятиями. Бизнес в экономике. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности в РФ. Вокруг бизнеса. Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга. Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Госбюджет. Государственный долг. Основы денежной и бюджетной политики. Защита конкуренции и антимонопольное законодательство. Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции. Рынок труда. Безработица. Причины и экономические последствия безработицы. Государственная политика в области занятости в РФ. Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы экономики. Экономика потребителя. Сбережения, страхование. Экономика производителя. Рациональное экономическое поведение потребителя и производителя.
Глава II Политическая жизнь общества (10 часов)
Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия. Демографическая ситуация в РФ. Проблема неполных семей в РФ. Религиозные объединения и организации в РФ, РК Опасность тоталитарных сект. Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида. Политическое сознание. Политическая идеология. Политическая психология. Политическое поведение. Многообразие форм политического поведения. Современный терроризм, его опасность. Роль СМИ в политической жизни. Политическая элита. Особенности ее формирования в современной России. Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые.
Глава III. Правовое регулирование общественных отношений (17ч)
Гуманистическая роль естественного права. Тоталитарное правопонимание. Развитие норм естественного права. Естественное право как юридическая реальность. Законотворческий процесс в Российской Федерации, Гражданин, его права и обязанности. Гражданство в РФ. Воинская обязанность. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика. Экологическое право. Право граждан на благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения в РФ. Гражданское право. Субъекты гражданского права. Имущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. Семейное право. Порядок и условия заключения брака. Порядок и условия расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключение и расторжение трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг. Процессуальное право. Споры, порядок их рассмотрения. Особенности административной юрисдикции. Гражданский процесс: основные правила и принципы. Особенности уголовного процесса. Суд присяжных. Конституционное судопроизводство. Международная защита прав человека. Международная система защиты прав человека в условиях мирного времени. Международная защита прав человека в условиях военного времени. Международное гуманитарное право. Заключительные уроки (3 ч) Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Особенности современного мира. Компьютерная революция. Знания, умения и навыки в информационном обществе. Социальные и гуманистические аспекты глобальных проблем. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Итоговое повторение.
Резерв 20 чаc
VI.Календарно-тематическое планирование по обществознанию - 11 класс
№
Тема
Содержание
Деятельность учащихся на уроке
Дом. задание
проведение
программа
факт
1
Введение
Общество как сложная динамическая система
конспект
23 часа
Экономическая жизнь общества.
2 - 3
Роль экономики в жизни общества
Экономика как подсистема общества. Экономика и социальная структура общества. экономика и политика.
Лабораторно - практическое занятие. Выполнение по группам заданий к параграфу, обсуждение в классе результатов выполнения, работа с документом к параграфу, работа с практическими выводами.
§ 1, конспект
3 - 4
Экономика: наука хозяйство
Что изучает экономическая наука. Экономическая деятельность и ее измерители.
Самостоятельная работа с текстом учебника. Составить сложный план «Экономика как наука»
§2, стр. 24, вопросы для самопроверки
5
Экономический рост
Экономический рост. Экстенсивный и интенсивный экономический рост. Факторы экономического роста.
Понятийный диктант.
Работа с документами
§ 3, стр. 24 - 29. Документ стр.33, вопросы к документу.
6
Экономическое развитие
Экономическое развитие. Экономические циклы .Причины циклического развития.
Составить схему
«Экономические циклы»
стр. 30-32
7
Рыночные отношения в экономике
Рынок в жизни общества. Рыночная экономика. Рыночные структуры. Конкуренция и монополии. Современная рыночная система.
Текущий контроль темы «Роль экономики в жизни общества»
Схема стр. 36, анализ
§ 4, стр. 43, документ, вопросы к документу.
8 - 9
Фирмы в экономике
Фирма (предприятие ) в экономике. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль.
Постоянные и переменные издержки производства. Налоги, уплачиваемые предприятиями.
Самостоятельная работа с тестом учебника Сложный план по теме «Фирмы в экономике»
§ 5, стр.54 документ, вопросы к документу.
10 - 11
Правовые основы предпринимательской деятельности
Правовые основы предпринимательства. Организационно - правовые формы предприятий. Как открыть свое дело.
Составить схему «Субъекты предпринимательской деятельности»
§ 6, стр.66 - 67 документ.
12
Слагаемые успеха в бизнесе
Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.
Практическая работа
Стр. 67, задания
§ 7, стр. 79, вопросы для самопроверки. Задания стр. 79
13 - 14
Экономика и государство
Экономические функции государства. Денежно - кредитная (монетарная) политика.
Мысли мудрых
стр. 79.Эссе.
§ 8, стр.80 -85, конспект,
15
Экономические функции государства
Бюджетно - налоговая (фискальная) политика. Нужна ли рынку помощь государства?
Самостоятельная работа стр. 91 таблица
§8 , стр.88 -89. Задание 5стр. 91
16
Финансы в экономике
Финансы. Банковская система. Другие финансовые институты.
Практическая работа стр. 102 работа с документом
§9 , стр.91-96, задание 4- 5стр. 103
17
Инфляция: виды, причины, следствия
Инфляция, виды, причины и последствия
Работа со словарем. Составить схему «Виды инфляции»
§ 9, стр. 97-101
18
Занятость и безработица
Рынок труда. Причины и виды безработицы.
Лабораторно - практическое занятие. Выполнение по группам заданий к параграфу, обсуждение в классе результатов выполнения, работа с документом к параграфу, работа с практическими выводами.
§ 10, стр.103-111
19
Государственная политика в области занятости
Государственная политика в области занятости.
Уметь делать практические выводы на основе материала учебника.
Составить таблицу.
«Политика государства в области занятости населения»
§ 10, стр. 110-114, стр. 114, документ
20
Мировая экономика
Что такое мировая экономика. Международная торговля. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы экономики.
Групповая работа по выполнению практических заданий, документами и последующее обсуждение выводов.
Составление тезисного плана
§ 11, стр.127, задания
21
Экономическая культура
Экономическая культура : сущность и структура. Экономические отношения и интересы
Дискуссия «Экономическая свобода и социальная ответственность».
Авторский проект «Этический кодекс предпринимателя»
§ 12, стр.139, документ.
22
Зачет. Экономическая жизнь общества.
Контроль знаний
Решение заданий ЕГЭ
Подготовка к зачету. Вопросы для повторения к главе 1.
23
Зачет. Экономическая жизнь общества.
Отработка УУД
Решение заданий ЕГЭ
Решение заданий ЕГЭ
10 часов
Политическая жизнь общества
24
Политика и власть
Политическая деятельность и общество. Политическая сфера и политические институты .Политические отношения. Политическая власть.
Урок - игра. «Политический калейдоскоп»»
§ 20, вопросы
25
Политическая система
Структура и функции политической системы. Государство и политическая система. Политический режим .Государство в политической системе.
Лабораторно - практическое занятие. Выполнение по группам заданий к параграфу, обсуждение в классе результатов выполнения, работа с документом к параграфу, работа с практическими выводами.
§ 21, стр.228 схема, словарь.
26
Гражданское общество и правовое государство
Сущность правового государства. Гражданское общество. Местное самоуправление.
Групповая работа по выполнению практических заданий, документами и последующее обсуждение выводов.
Составление сложного плана
§ 22, стр.241 схема, работа с документами
27
Демократические выборы
Избирательная система. Типы избирательных систем. Избирательная кампания.
Работа с документом. Стр. 259
§ 23 стр. 260 задания по выбору
28 - 29
Политические партии и политические системы
Понятие политической партии и движения. Типология и функции политических партий.Типы политических систем.
Практическая работа стр. 270
§ 24, стр. 266, схема, вопросы к параграфу
30
Политическая элита и политическое лидерство
Политическая элита. Политическое лидерство.роль политического лидера Типы лидерства
Стр. 277 схема . анализ и выводы.
Самостоятельная работа Схема «Типы политического лидерства»
§ 25, стр.177-182
презентация
31
Политическое сознание
Политическое поведение
Обыденное и теоретическое сознание. Что такое идеология .Современные политические идеологии. Многообразие форм политического поведения.
Самостоятельная работа. Таблица «Современные политические идеологии»
Работа со словарем.
§26 - 27,конспект
32
Политический процесс и культура политического поведения
Сущность и этапы политического процесса. Политическое участие. Политическая культура.
Работа со словарем.
стр. 316, документ.
§ 28, стр. 313, схема
33
Зачет. Политическая жизнь общества
Систематизация знаний.
Тесты ЕГЭ
Вопросы для повторения к главе 3.
Глава 3.
Правовое регулирование общественных отношений
17 часов
34
Современные подходы к пониманию права.
Нормативный подход к праву. Естественно - правовой подход к праву. Взаимосвязь естественного и позитивного права.
Уметь делать практические выводы на основе материала учебника.
Составить таблицу.
Стр. 183
П. 17. Стр. 183 вопрос 2 (П)
35
Право в системе социальных норм
Определение права. Основные признаки права. Право и мораль. Система права. Нормы права. Отрасль права. Институт права.
Самостоятельная деятельность в виде практического занятия. Заполнение таблицы на основе текста учебника «Мораль и право»
П. 18. Стр. 190 схема.
Стр. 193 таблица
36
Источники права
Что такое источники права. Основные источники (формы) права. Виды нормативных актов.
Самостоятельная деятельность в виде практического занятия.
Работа с текстом Конституции РФ
Схема «Иерархия нормативных актов»
П 19, стр. 204 - 205 вопросы и задания к документу
37
Правоотношения и правонарушения
Что такое правоотношение. Что такое правонарушение. Юридическая ответственность .Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России.
Групповая работа
Схемы
«Основные признаки правоотношения»
«Признаки преступления»
«Виды правонарушений»
Презентация.
П.20,вопросы для самопроверки, стр. 216. Стр. 217 вопрос 4 (П)
38
Предпосылки правомерного поведения
Правосознание. Правовая культура. Правомерное поведение.
Лабораторно - практическое занятие. Выполнение по группам заданий к параграфу, обсуждение в классе результатов выполнения, работа с документом к параграфу, работа с практическими выводами.
Стр. 218- 219, 222, 225 анализ схем.
П. 21, стр. 228 задания (П)
39
Гражданин Российской Федерации
Гражданство РФ. Права и обязанности гражданина России. Воинская обязанность.
Работа с текстом Конституции РФ
Составление сложного плана на заданную тему.
Анализ схемы стр. 236.
Стр. 240 задание 4
П. 22, стр. 238, документ, стр. 239 вопросы к документу (П)
40
Гражданское право
Гражданские правоотношения. Имущественные права. Личные неимущественные права. Право на результат интеллектуальной деятельности. Наследование. Защита гражданских прав.
Практическое занятие.
Работа в группах: выполнение письменного задания по тексту учебника. Дать характеристику отраслям права по плану.
Решение практических задач стр. 251- 252
Документ, задачи
П. 23, вопросы для самопроверки стр. 252, вопрос 2 (П)
41
Семейное право
Правовая связь членов семьи. Права и обязанности детей и родителей. Вступление в брак и расторжение брака. Права и обязанности супругов. Права и обязанности детей и родителей.
Практическое занятие.
Работа в группах: выполнение письменного задания по тексту учебника. Анализ таблицы стр. 259
П 24,стр. 262 - 263 вопросы и задания к документу (П)
42
Правовое регулирование занятости и трудоустройства
Трудовые правоотношения. Порядок приема на работу. Профессиональное образование.
Практическое занятие.
Работа в группах: выполнение письменного задания по тексту учебника. Дать характеристику отраслям права по плану.
П25, стр.276 вопросы для самопроверки, задание 3 (П)
43
Экологическое право
Общая характеристика экологического права. Права человека на благоприятную окружающую среду.
Практическое занятие.
Работа в группах: выполнение письменного задания по тексту учебника. Стр.285вопросы и задания к документу.
П.26. стр.286 задания. Вопрос 4 (П).
44
Процессуальные отрасли права
Процессуальное право. Гражданский процесс.
Арбитражный процесс.
Уголовный процесс.. Административная юрисдикция.
Практическое занятие.
Работа в группах: выполнение письменного задания по тексту учебника. Стр. 290, 291, 295, 297 схема.
П.27, стр.302. вопросы и задания к документу.
45
Конституционное судопроизводство
Конституционное судопроизводство. Судьи Конституционного суда. Принципы конституционного судопроизводства. Основные стадии конституционного судопроизводства.
Практическое занятие.
Работа в группах: выполнение письменного задания по тексту учебника. Анализ документа стр. 310- 311, вопросы.
П.28,
Стр.311, вопросы для самопроверки
46
Международная защита прав человека
Защита прав и свобод человека средствами ООН. Европейская система защиты прав человека. Международные преступления и правонарушения. Полномочия международного уголовного суда.
Практическое занятие.
Работа в группах: выполнение письменного задания по тексту учебника. Анализ документа стр. 320 - 321.
П.29. вопросы для самопроверки стр. 321.
47
Правовые основы антитеррористической политики Российского государства
Правовая база противодействия терроризму в России. Роль СМИ и гражданского общества в противодействию терроризму.
Практическое занятие.
Стр. 331 задания.
П.30. вопросы для самопроверки стр.330.
48 - 50
Зачет. Правовое регулирование общественных отношений
Контроль знаний.
Решение тестов ЕГЭ
51 - 52
Взгляд в будущее
Защита проектов
53 - 70 резерв
Подготовка к ЕГЭ
VII.УМК
Учебник Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений: базовый уровень. Под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. - М. «Просвещение», 2011.
Поурочные разработки. 10 -11 класс: пособие для учителей для общеобразоват. учреждений: базовый уровень под ред. .Л.Н. Боголюбова «Просвещение» 2014
Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников средних общеобразовательных учреждений по обществознанию: 11 класс/ сост. Л.Ф. Иванова, - М.: Дрофа, 2014.
С.В. Краюшкина Тесты по обществознанию. К учебнику «Обществознание. 11 класс. Базовый уровень» под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. - М. «Экзамен», 2014
VIII. Материально - техническое оснащение
Принтер. Проектор. Компьютер. Экран. Презентации. Таблицы. Схемы. Ресурсы Интернет.