Культурные нормы. (9 класс)

Конспект открытого урока по обществознанию в 9 классе. Тема: «Культурные нормы».   Цель урока: 1. Объяснить учащимся, что такое культурные нормы, чем они определяются, что такое традиции и чем они отличаются от обычаев, что такое мораль общества. 2. Уметь анализировать, отвечать на вопросы, высказывать своё мнение о привычках, манерах людей, видеть их отличительные особенности от традиций, обычаев. 3. Продолжать развитие у учащихся потребности в культурном развитии, сформировать необходимость к ...
Раздел Обществознание
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект открытого урока по обществознанию в 9 классе.

Тема: «Культурные нормы».

Цель урока:

1. Объяснить учащимся, что такое культурные нормы, чем они определяются, что такое традиции и чем они отличаются от обычаев, что такое мораль общества.

2. Уметь анализировать, отвечать на вопросы, высказывать своё мнение о привычках, манерах людей, видеть их отличительные особенности от традиций, обычаев.

3. Продолжать развитие у учащихся потребности в культурном развитии, сформировать необходимость к самосовершенствованию.

Основные понятия и термины: культурные нормы, обычаи, традиции, привычки, манеры, нравы.

Тип урока: комбинированный с элементами групповой работы.

Эпиграф: «Истинный предмет учения состоит в приготовлении человека быть человеком»

Н. И. Пирогов.


Ход урока:

1. Организационный момент:

Учитель сообщает цели и задачи урока.

2. Проверка домашнего задания: в форме брейн- ринга (приложение №1)

3. Изучение нового материала:

1. Анализ высказываний:

а) эпиграф

- Согласны ли вы с этим утверждением?

- Что значит быть человеком?

- Как вы его понимаете?

б) «Не наружность надо украшать, но быть красивым в духовных начинаниях».

Фалес.

- Как вы понимаете это высказывание?

- Согласны ли вы с ним?.

2. Культурные нормы (открыть экран понятий)- это предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего поведения.

3. Привычки- (открыть экран понятий) это стереотипы поведения человека в жизни.

Задание №1

Приведите примеры привычек. Как сформировались ваши привычки? На какие две группы вы их можете разделить? Приведите примеры (Ответы учащихся).

4. Манеры- (открыть экран понятий)- это внешние формы поведения человека.

Задание №2

Дать анализ рассказов «А он сирота» и «Головастик».

- Правильно ли поступили ребята?

- Как им нужно себя вести? и т. д.

(Ответы учащихся).

5. Обычай- (открыть следующее понятие на экране) традиционно установившийся порядок поведения.

Задание №3

Приведите примеры обычаев.

6. Традиции- это всё то, что унаследовано от предшественников.

Задание №4

Приведите примеры традиций. (Учащиеся отвечают).

4. Закрепление.

№1

Скажите, правильно ли представлена логическая взаимосвязь (на доске записана):

Обычай→ Традиции→ Нравы→ Законы.

Как её можно пояснить? (То есть культура основана на традициях, обычаях, которые превращаются в нравы, а нравы в законы.)

№2

Верно ли суждение и согласны ли вы с ним: «Истинный показатель цивилизации на уровень богатства и образования не величина городов, не обилие урожаев, а облик человека, воспитанного страной».

Учитель благодарит за работу на уроке, собирает бланки работы групп, где капитаны отмечали, кто работает в группе, и окончательный результат работы оценивает по ним на следующем уроке.

5. Домашнее задание:

§18 учить и подготовить небольшие сообщения о традициях семьи и обрядах народов.


Приложение №1

Вопросы для проведения брейн- ринга:

1 этап.

1. Что такое «культура»?

2. Что такое культурное наследие?

3. Назовите элементы, виды культуры? (материальная и нематериальная).

4. В чём разница между материальной и духовной культурами?

2 этап:

Учащиеся должны определить, к какой из культур относятся следующие слова (к материальной или духовной):

Дуэль, медаль, карета, теория, бокал, магия, амулет, диспут, револьвер, гостеприимство, крещение, глобус, свадьба, закон, джинсы, телеграф, святки, карнавал, школа, сумка, кукла, колесо.

3 этап.

Учитель; В этом туре мы проверим, насколько вы знакомы с этикетом.

Капитан после заданного вопроса выслушивает мнение членов и отвечает сам или решает, кто из членов команды будет отвечать на вопрос. Если команда не отвечает или даёт неверный ответ, то может ответить другая команда.

1. В какое время суток не допускается звонить по телефону посторонним или малознакомым людям (не допускается звонить до 9 часов утра или вечером после 22 часов, кроме случаев срочного сообщения или если вы точно знаете, что вашего звонка ждут).

2. В каком порядке садятся за праздничный стол гости и хозяева? (Первой за стол садится хозяйка, затем женщины, которым мужчины подвигают стулья, потом мужчины и последним - хозяин).

3. Кто должен перезвонить, если телефонный разговор случайно прерывается? (Перезванивает тот, кто звонил.)

4. Кто должен на улице поздороваться первым: стоящий или проходящий? (Проходящий).

5. Мужчина и женщина входят в помещение. Кто первый? (Входит первой всегда дама).

6. Если опоздали в кино (театр), куда садиться? Нужно искать своё место? (Необходимо сесть на ближайшее свободное место).

7. Пара поднимается или спускается по лестнице. Кто идёт первым? (Вверх по лестнице мужчина, вниз - дама).

8. При входе или выходе из общественного транспорта кому отдаётся первенство? (Первой заходит дама, затем мужчина, выходят наоборот).

Учитель благодарит за работу и подводит итоги работы, просит капитанов отметить в табеле работу членов команд. Объявляет победителей по итогам брейн-ринга.









© 2010-2022