• Преподавателю
  • Обществознание
  • Программа элективного курса для 10 класса Информация вокруг нас соответствует теме инновационной деятельности гимназии

Программа элективного курса для 10 класса Информация вокруг нас соответствует теме инновационной деятельности гимназии

Раздел Обществознание
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Элективный курс для учащихся 10 классов

«Информация в современном обществе»

Рабочая программа

Пояснительная записка

Данный курс предназначен для школьников 10-х - 11 классов и разработан в рамках экспериментального проекта гимназии «Создание культурно-информационной среды гимназии как условие формирования социокультурной компетентности личности».

Основная цель курса - дать представление о роли информации в постиндустриальном обществе и ее основных функциях. В силу многоаспектности своего содержания курс включает в себя четыре модуля: «Общие понятия», «Анализ и обработка информации», «Трансляция информации», «Информация в коммуникации».

В соответствии со спецификой структуры курса его задачи можно сформулировать следующим образом:

- Дать понятие об основных типах информации, ее социальных функциях и основных каналах транслирования.

- Сформировать навыки анализа и обработки информации различного типа; навыки целевого поиска информации на бумажных и электронных носителях.

- Показать пути обмена информацией, способы предъявления информации в процессе социальной коммуникации.

- Обучить школьников практической работе с учебно-научной информацией.

Кроме того, в задачи курса входит выработка иммунитета у потребителей информации к некачественной учебной информации, к информации, негативно влияющей на духовность личности, к суррогатной информационной продукции.

Курс предусматривает как проведение уроков в традиционной форме, так и использование интерактивных педагогических технологий в процессе обучения: кейс-метода, мозгового штурма, деловых игр, дискуссий и др.

Содержание программы

Модуль 1.

Понятие информационного общества. Глобализационные процессы и информация. Замещение материальных ресурсов информационными. Информация как продукт деятельности общества. Интеллектуальный капитал информационного общества как высшая ценность. Информация как средство купли-продажи-обмена. Управление информацией и информация как средство управления. Международное научно-образовательное пространство. Знания как высшая форма информации. Управление знаниями. Инноватика как политика государства и общества. Духовность в информационном обществе.

Понятие информации. Становление научного знания об информации. Типы информации: по способу восприятия (визуальная, аудиальная, текстовая, тактильная, обонятельная, вкусовая); по способу представления (текстовая, числовая, графическая и др.); по назначению (целевой аудитории) (массовая, специальная, личная); по значению (актуальная, достоверная/недостоверная, полная/неполная, доступная). Носители информации (текстовые, цифровые и др.). Структура информации. Система взаимосвязей между элементами информации. Специфика структуры информации на различных информационных носителях.

Модуль 2.

Текст как носитель информации. Типы текстов: информационный, художественный, публицистический, бытовой. Информационная составляющая различных типов текстов. Функция информации в культурных текстах различных типов.

Информационное поле текста. Факт как основа информации. Способы структурирования фактографической информации: логический, хронологический, репортажный.

Информационный потенциал текстов различного стиля. Способы предъявления информации в текстах официально-делового стиля: конкретность, однозначность, логичность, безэмоциональность. Информационная специфика научных текстов: логичность, доказательность, терминологичность. Информационная ценность публицистических текстов. Функция информации в художественном тексте.

Отбор информации. Современная библиотечная система. Новые информационные технологии в библиотечном деле. Оцифровка информации в современных информационных центрах. Система организации работы с информацией глобальной сети Интернет в библиотеках сегодня. Редкие книги библиотечных фондов. Способы сохранения редких книг. Новые технологии обслуживания читателей. Международная библиотечная сеть. Виртуальные библиотеки.

Интернет-источники информации. Критерии отбора учебно-научной информации в сети. Обучающие технологии в процессе организации работы школьников с информацией. Педагогическое регулирование информационных потоков. Способы определения достоверности и научности учебно-научной информации в сети. Технология сбора и структурирования информации из различных источников.

Понятие реферирования. Рефераты и реферативные обзоры. Реферативные журналы. Типовая структура реферата. Реферирование и компиляция. Методика работы с типологически однородными и разнородными источниками информации.

Структурирование учебно-научной информации. Новые технологии составления конспектов. Шрифтовое и цветовое маркирование в электронных конспектах. Методика составление планов реферативных и исследовательских текстов. Простой и сложный план. Тезисный план. Предварительная подготовка информации к структурированию. Уровни смыслов структурируемого текста и их отражения в плане. Логика изложения. Понятие концепции.

Практика цитирования и ссылки. Корректность цитирования, этика создания самостоятельных исследовательских текстов. Типы ссылок в научных текстах. Элементарные правила оформления научной библиографии.

Модуль 3.

Информация в современном медийном пространстве. Понятие медиа-информации. Типы медиа-информации. Медиа-ресурсы и управление медиа-потоками. Способы организации медиа-контента. Каналы транслирования информации. Место и роль СМИ в медиапространстве. Мультимедийная информация. Способы предъявления информации. Принцип достоверности и объективности информации в журналистике. Информация как способ управления сознанием. Понятие целевой аудитории и способы информационного воздействия на аудитории различных типов. Манипулятивные технологии СМИ: частичная дезинформация, тенденциозный отбор фактов, ссылка на авторитет, «потопление» важной информации в информационном шуме, смысловое и образное манипулирование и др. Информационные войны в современном мире.

Способы предъявления учебной и научной информации. Обучающие технологии современной школы. Использование ИКТ в образовательном процессе. Возможности мультимедийных презентаций в процессе обучения.

Модуль 4.

Принципы и способы обмена информацией в различных сферах коммуникации. Обмен информацией в современном научном сообществе. Международное информационное пространство. Электронные публикации. Проблема авторского права. Проблема защиты информации.

Коммуникативные возможности Интернет пространства. Доступность и мобильность информации. Проблема сопротивления агрессивной информации. Реклама на телевидении и в Интернете: способы борьбы с информационным спамом. Социальные сети: pro и contra. Современная блогосфера. Проблема виртуального общения как социально-психологическая. Плюсы и минусы анонимного общения.

Межкультурная коммуникация в современном обществе. Глобализация и размыкание границ. Международное культурное прстранство: сетевой вариант. Возможности дистанционных культурных обменов. Культура и искусство без границ.

Тематический план

Модуль 1. Общие понятия

Тема занятия

Количество часов

Форма занятия

1.

Понятие информационного общества

2

Интерактивная лекция

2.

Понятие информации. Структура и типы информации

1

Лекция

3.

Типы носителей информации

2

Практикум

Модуль 2. Анализ и обработка информации

1.

Текст как носитель информации. Типы текстов.

1

2.

Информационное поле текста.

1

Лекция с элементами дискуссии

3.

Информационный потенциал текстов различных стилей

3

Практикум

4.

Отбор информации. Современные библиотеки как информационные центры

2

Виртуальная экскурсия

5.

Интернет источники информации. Критерии отбора учебной и научной информации

2

Практикум с использованием ИКТ

6.

Реферирование информации. Типовая структура реферата.

1

Лекция

7.

Структурирование информации и типы планов

2

Обучающий практикум

8.

Практика цитирования и ссылок

2

Практикум

Модуль 3. Трансляция информации

1.

Информация в современном медийном пространстве

2

Кейс-технология

2.

Каналы и способы предъявления социально-политической информации.

2

Лекция с элементами практикума

3.

Манипулятивные технологии СМИ. Информационные войны

2

Дискуссия

4.

Информация и целевая аудитория

1

5.

Способы предъявления учебно-научной информации. Современные мультимедиа технологии в обучении.

2

Проектная деятельность

Модуль 4. Информация в коммуникации

1.

Принципы и способы обмена информацией в различных сферах коммуникации

1

Лекция с элементами практикума

2.

Международное информационное пространство

2

Кейс-метод

3.

Коммуникативные возможности Интернета (социальные сети, твиттеры, блогосфера)

2

Практикум с использованием ИКТ

4.

Межкультурная коммуникация в современном обществе

2

Урок-путешествие

5.

Итоговая конференция

2

Список литературы

1.​ Герасимов Н.Г. Структура научного исследования. - М., 1985.

2.​ Гецов Г. Рациональные приемы работы с книгой. - М., 1975.

3.​ Гундарин М.В. Массовые коммуникации в современном обществе. - Барнаул, 2009.

4.​ Дроздов А.Ю. «Агрессивное» телевидение: социально-психологический анализ феномена //Социологические исследования. - 2006. - №8. - 61-67с.

5.​ Мелюхин И.С. Информационное общество: истоки, проблемы тенденции развития. - М.: Изд-во МГУ, 2009.

6.​ Савельева О.О. Социология рекламы. - М.: Прометей, 2008.

7.​ Федотова Л.Н. Массовая информация: стратегия производства и практика потребления. - М., 2006

8.​ Жданова Т.А. Библиотекарь-профессионал: какой он сегодня? // Библиотековедение. - 1994. - №4. - С.90-97

9.​ Иванов Д.В. Виртуализация общества. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2000.

10.​ Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. - М.: ЭКСМО - Алгоритм, 2012.

11.​ Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000.

12.​ Кастельс М., Киселева Э. Россия в информационную эпоху // Мир России. 2001. - № 1.- с 72-87.

13.​ Леонтович А.В. Рекомендации по написанию исследовательской работы / А.В. Леонтович // Завуч. - 2001. - №1. - С.102-105

14.​ Паринов С. Истоки Интернет-цивилизации. // Интернет. - 1999. - № 15.

15.​ Поддьянов А.Н. Поиск материалов по исследовательской деятельности учащихся в электронных ресурсах / А.Н. Поддьянов // Исследовательская работа школьников. - 2003. - №3. - С. 29-32.

16.​ Приходько П.Т. Азбука исследовательского труда. Новосибирск, 1979.

17.​ Цвылев Р.И. Постиндустриальное развитие. Уроки для России. М.: Наука, 1996.



© 2010-2022