- Преподавателю
- Обществознание
- Рабочая программа по обществознанию в 9 классе (2 часа)
Рабочая программа по обществознанию в 9 классе (2 часа)
Раздел | Обществознание |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Немкова Т.В. |
Дата | 08.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное бюджетное Учреждение Лицей №6
муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан
Рассмотрено на заседании
методической кафедры (объединения)
Протокол № 1 от 29 августа 2014 г.
Руководитель кафедры (объединения)
___________Кунаккулова И.Ф.
(ФИО руководителя)
Утверждено
директор МОБУ Лицей №6
А.А. Колпаков
приказ № 252
от «30 » августа 2014 г.
Рабочая программа
по __________обществознанию_____________
Класс ___9 Б___
Составитель _______Немкова Татьяна Вениаминовна________________,
(фамилия, имя, отчество)
учитель истории и обществознания, первой квалификационной категории
(должность, квалификационная категория)
Количество часов: всего ______66_____часов, в неделю _______2____ часов.
Плановых контрольных уроков ____5___ зачетов ________, тестов __________
практических работ ______1______, лабораторных работ ______________
Учебники и учебные пособия А.И.Кравченко, Е.А.Певцова «Обществознание» 9 класс. М.: Русское слово.2008.
Рабочая тетрадь по курсу «Обществознание: 9 класс Хромова И.С. -М.: Русское слово.
(название, автор, издательство, год издания)
Дополнительная литература Книга для преподавателей. Обществознание. Поурочные планы по учебнику А.И. Кравченко 9 класс. Н.С.Кочетков, Волгоград :«Учитель»,2007;
Программа курса «Обществознание»для 8-9 классов общеобразовательных учреждений А.И. Кравченко -М.: Русское слово.2006.
(название, автор, издательство, год издания)
28 августа 2014 г.
(дата составления)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по обществознанию для 9 класса составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования, Примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию и авторской программы А. И. Кравченко.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 34 учебных часов (в том числе 2 часа в резерве) из расчета 1 учебных часа в неделю.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
1. Кравченко, А. И. Обществознание : учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / А. И. Кравченко, Е. А. Певцова. - М. : ООО «Русское слово - учебник», 2007.
2. Кравченко, А. И. Обществознание : программа курса для 8-9 и 10-11 классов общеобразовательных учреждений / А. И. Кравченко. - М. : ООО «Русское слово - учебник», 2011.
Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, тестирование, обобщающие уроки.
Реализация рабочей программы способствует:
- развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
- освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;
- овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского общества и государства;
- формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий; в семейно-бытовой сфере, для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе..
В результате изучения обществознания ученик должен:
знать/понимать
-
социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
-
сущность общества как формы совместной деятельности людей;
-
характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
-
содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
уметь
-
описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
-
сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
-
объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);
-
приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
-
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
-
решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
-
осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников); различать в социальной информации факты и мнения;
-
самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности и т.п.);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
-
общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
-
нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
-
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
-
первичного анализа и использования социальной информации;
-
сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Формы работы : лекции, практикум, выступления с докладами или с содокладами, дополняющими лекционные выступления учителя; семинар, тренинг, дискуссия, деловая игра.
Вид контроля:
-
контрольная работа по материалу
-
презентация своего короткого рассказа
-
написание анализа текста
-
выполнение творческих заданий по темам
-
написание эссе
Механизм оценивания результатов:
Владение фактами:
-
установление причин фактов
-
установление взаимосвязей между фактами
-
отличие основных фактов и фактов второстепенных
Владение проблематикой:
-
формулирование проблем по теме
-
умение отыскать возможные пути решения проблемы
Владение понятиями:
-
раскрытие содержания понятий
-
установление взаимосвязей между понятиями
-
практическое применение понятий
Владение правилами и приемами:
-
формулирование правил, требований, приемов
-
раскрытие содержания правил, требований, приемов
-
характеристика действий, связанных с применением правил, требований, приемов
Проверка навыков:
-
моделирование ситуаций, связанных с практическим выполнением действий, составляющих конкретное умение
-
выполнение комплекса действий, составляющих определенное умение
-
самоанализ результатов выполнения подобных действий
Литература
Учебно-методический комплект:
-
Учебник. А.И.Кравченко, Е.А.Певцова «Обществознание» 9 класс. М.: Русское слово.2008.
-
Рабочая тетрадь по курсу «Обществознание: 9 класс Хромова И.С. -М.: Русское слово.
Дополнительные пособия для учителя:
-
Книга для преподавателей. Обществознание. Поурочные планы по учебнику А.И. Кравченко 9 класс. Н.С.Кочетков, Волгоград :«Учитель»,2007;
-
Программа курса «Обществознание»для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. А.И. Кравченко -М.: Русское слово.2006.
Интернет ресурсы:
электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия;
краткая Российская энциклопедия;
диск «Обществознание» 9класс;
Календарно-тематическое планирование. 9 Б класс
№
Тема урока
Тип урока
Оборудование (в т.ч ЦОР)
Формируемые УУД
Организация
контроля
знаний
Примечание
Дата проведения
План
Факт
1, 2
Власть.
Тематическая лекция
Работа по учебникам, словарная работа, составление схемы.
Знать, какие существуют формы проявления влияния в обществе. Уметь:
- высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий;
- пояснять, что представляет
собой власть, ее виды;
- анализировать конкретные
жизненные ситуации, связанные с борьбой за власть
Составить схему «Ветви власти».
03.09
05.09.
3,4
Государство.
Урок изучения нового материала
Презентация: Государство
Знать:
- что такое политическая система общества, какова роль государства в ней;
- основные функции государства;
- какие причины могут лежать в основе зарождения государства.
Уметь:
- анализировать виды монополии государства;
- давать разъяснение слову «государство», употребляемому в различных значениях, знать основные признаки государства
Составить схему «Признаки государства», таблицу «Функции государства»
10.09
12.09
5,6
Национальное государственное устройство.
Комбинированный урок
Презентация: классификация государств
Знать конкретные факты, подтверждающие процессы объединения наций и их отделения; объяснять процесс создание централизованных государств. Уметь объяснять причины и особенности разлада национальных государств
Составить таблицу
17.09
19.09
7,8
Формы правления
Комбинированный урок
Презентация: классификация государств
Знать, что такое форма правления и как государства различаются между собой по форме правления. Разъяснять сущность демократической формы правления. Давать определение понятию «республика» и знать, какие разновидности республики существуют в современном мире. Уметь анализировать государства с точки зрения формы правления. Разъяснять сущность импичмента на основе анализа конкретных фактов
Составить схему «Формы правления».
24.09
26.09
9,10
Политические режимы
Комбинированный урок
Презентация: классификация государств
Знать, что такое политический режим, какие существуют его типы.
Уметь анализировать разновидности политических режимов, подтверждая ответ конкретными примерами из истории и современности
Составить схемы «Политические режимы», «Структура парламента»
01.10
03.10
11,12
Гражданское общество
Комбинированный урок
Презентация: Гражданское общество
Анализировать взаимоотношения государства и общества
Составить таблицу «Этапы развития избирательного права»
08.10
15.10
13,14
Правовое государство
Комбинированный урок
Учебник
Знать кто такие граждане и каков их правовой статус;
- что такое правовое государство, каковы его основные признаки.
Уметь анализировать взаимоотношения государства и общества
Составить схему«Признаки правового государства»
17.10
22.10
15,16
«Политическая сфера»
Голосование, выборы, референдум
Тематическая лекция, комб. урок
Презентация: избирательный процесс
Элементарные умения грамотного поведения в политической сфере общества, объяснять противоречия реальной жизни и находить возможные варианты их разрешения
Составить схему«Формы участия граждан в политической жизни страны»
24.10
29.10
17,18,19
Политические партии и движения
Урок изучения нового материала
Презентация: Политические партии
Анализ любых политических партий и определение их по классификации
Выполнить задания по карточкам «Программа партии»
31.10
05.11
07.11
20,21
Местное самоуправление. Практическая работа №1
Тематическая лекция
Учебник
Знать различия между местным самоуправлением и государственным управлением; объяснять пользу местного самоуправления для общества
Понятийный диктант.
12.11
14.11
22
Урок обобщения и закрепления «Политическая сфера»
Контрольный урок
Знать основные положения раздела. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы
Контрольная работа №1
19.11
23,24
Право, его роль в жизни общества и государства Права и обязанности
Тематическая лекция
Презентация: Что такое право
Знать:
сущность понятии: правосознание и правовая культура личности.
Уметь:
- разъяснять сущность права, а
также различные его значения;
- правильно употреблять понятие «право» в вариативных контекстах.
Написать эссе «Правовая культура»
26.11
28.11
25,26
Правовые нормы. Основные отрасли права.
Комбинированный урок
Презентация: Что такое право
Уметь
-пояснить систему права, раскрывая сущность основных отраслей российского права;
- определить, нормами каких
отраслей права регулируется
определенная жизненная ситуация и куда следует обратиться, чтобы узнать модель верного поведения участников
правоотношений
Составить схему«Права и обязанности»
03.12
05.12
27,28
Закон и власть.
Лекция с элементами беседы
Учебник
Давать разъяснения по вопросу о соотношении власти и закона в жизни общества; объяснять особенности законодательной власти в современной России.
Уметь грамотно объяснить организацию местной власти, а также анализировать местное самоуправление того региона, где ученик живет. Объяснять, чем занимаются адвокаты, нотариусы, прокуроры, юрисконсульты и в каких случаях к ним нужно обращаться
Составить схему«Федерального Собрания», таблицы «Состав и функции правительства», «Структура и функции судебной власти»
10.12
12.12
29
Урок обобщения и закрепления «Политическая жизнь современной России»
Контрольный срез
Урок обобщения и закрепления
Знать основные положения раздела. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы
Контрольная работа №2
17.12
30,31,32
Конституция РФ
Комбинированный урок
Презентация: Конституция РФ
Знать:
- особенности и структуру Конституции;
- способы реализации своих прав и исполнения обязанностей в конкретных жизненных ситуациях.
Разъяснять сущность правового статуса личности
Составить схему «Структура Конституции РФ», таблицу «Классификация конституционных прав»
19.12
24.12
26.12
33,34
Права и свободы человека и гражданина в России
Комбинированный урок
Презентация: Права и свободы человека
Разъяснять сущность правового статуса личности, объяснять, как реализуются их права и обязанности в конкретных жизненных ситуациях, работать с документами
Составить таблицу «Классификация конституционных прав»
35,36
Право и имущественные отношения
Урок изучения нового материала
Учебник
Знать:
- что представляют собой имущественные правоотношения, каким должно быть поведение их участников
Уметь:
- разъяснять правила поведения участников договорных от
ношений;
- защищать свои имущественные права и знать, в каких случаях это можно сделать в судебном порядке
Составление трудового договора, работа с Кодексом законов
37,38
Потребитель и его права
Тематическая лекция
Учебник
Уметь:
- разъяснять правила поведения участников договорных от
ношений;
- защищать свои имущественные права и знать, в каких случаях это можно сделать в судебном порядке
Составить словарик темы, работа с законом «О защите прав потребителя»
39,40
Труд и право
Комбинированный урок
Презентация: Трудовое право
Знать:
- чем отличаются трудовые
правоотношения от других видов общественных отношений,
предполагающих трудовую деятельность людей;
- правовые модели поведения
сторон при заключении или
расторжении трудового договора.
тракта;
- как регулируется законом про
должительность рабочего вре
мени и времени отдыха, какие
льготы существуют у работаю
щей молодежи.
Умоп. подс.козять 'кчкнкжу,
Фронтальный опрос
41,42
Правовые основы брака и семьи
Деловая игра
Презентация: Семейное право
Знать:
- что регулирует семейное
право;
- правовые аспекты взаимоотношений родителей и детей;
- основные права детей. Уметь
реализовывать и защищать
права детей;
- разъяснять сущность правовых взаимоотношений супругов, их права и обязанности;
- составлять брачный контракт
Работа с Семейным кодексом РФ (по предложенным заданиям)
43,44
Правоотношения. Правонарушения
Урок изучения нового материала
Учебник
Знать:
- что представляют собой проступки и преступления, совершаемые людьми;
-наказания, которым могут подвергаться лица, совершившие преступления
Составить схему «Признаки преступления».
45,46
Виды юридической ответственности
Урок обобщения и закрепления
Презентация: Виды юридической ответственности
Знать:
- что такое юридическая ответственность, какие виды ответственности существуют;
- что представляет собой принцип презумпции невиновности;.
Уметь анализировать состав преступления и определять, является ли содеянное преступлением
Сравнительную таблицу «Уголовное и гражданское правонарушение»
47,48
Правовая и социальная защита несовершеннолетних в РФ
Повторительно-обобщающий урок
Учебник
Уметь:
-называть основные документы по защите прав детства;
-характеризовать современное состояние правовой и социальной защиты ребёнка в крае.
Тест
49,50
Человек и его права
Контрольный урок по теме
Знать основные понятия, конституцию
Контрольная работа №3
51
Сущность и строение человеческой культуры
Вводная лекция
Учебник
Знать, что представляют собой правила этикета и как они могут выражаться.
Разъяснять сущность понимания культуры у различных народов.
Уметь анализировать особенности некоторых культурных ценностей и объяснять сущность культурного наследия
Составить схему «Элементы культуры
52,53
Культурные нормы
Лекция
Учебник
Знать, что такое культурные нормы и чем они определяются. Разъяснять- понимание вкусов, увлечений
людей, обрядов и церемоний,
ритуалов, нравов;
- понимание морали
Составить
словарик
темы
54,55
Личность и мораль
Комбинированный урок
Учебник
Знать, что такое
понимание морали обществом.
Уметь:
- анализировать привычки, манеры людей, знать их отличие
от традиций, обычаев;
- объяснять назначение тех или
иных санкций в обществе
Написать эссе по теме
56,57
Формы культуры
Комбини-
рованный урок
Презентация: Формы культуры
Знать: Сущность основных форм культуры и ее разновидности; - особенности молодежной субкультуры.
Уметь анализировать контркультуру
Составить таблицу «Фор
мы культуры», «Виды групп»
58,59
Религия
Комбинированный урок
Учебник
Знать:
- что такое религия;
- некоторые особенности мировых религий.
Иметь представление о фетишизме, мифологии, анимизме и их проявлениях в истории человечества
Составить таблицу «Виды религий»
60,61
Искусство
Комбинированный урок
Учебник
Знать, что такое искусство и как оно соотносится с художественной культурой. Пояснять, кто является субъектом художественной культуры. Уметь анализировать произведение искусства, определяя ценности, которыми оно обладает
Составить схему «Структура изобра-зительного
искусства»,
таблицу
«Критерии
произведений
искусства»
62,63
Образование
Комбинированный урок
Учебник
Знать:
- что представляет собой обра-
зование как институт общества;
- что такое наука, каковы ее
функции в обществе, какие су-
ществуют учреждения науки;
- что представляет собой выс-
шая школа, какие виды высших
учебных заведений есть в РФ.
Уметь:
- разъяснять эволюцию системы образования с древнейших
времен до наших дней;
- разъяснять особенности пра-
вового статуса ученика современной школы;
- осознанно выбирать высшую
школу для продолжения обу-
чения
Составить таблицу «Формы образования»
64,65
Наука
66,67
Духовная
сфера
общества
Контрольный урок по теме
Знать основные положения
урока.
Уметь:
- анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;
- высказывать собственную точку зрения или обосновывать
известные;
- работать с текстом учебника,
выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач
Контрольная работа №4
68
Контрольно-обобщающий урок.
Итоговое тестирование
Систематизация знаний по изученным проблемам
Закрепить умения и навыки
тест
69,70
повторение
1