Конспект урока на тему Семья

Тема :  «Семья»Класс : 6Предмет : Обществознание Цель урока:- дать представление о том, что такое семья, какие виды семей существуют; сформировать понятие об основах семьи.Задачи:1.Познакомить учащихся с понятием семья, ее функциями, потребностями;2.Формировать ответственность за семью3.Развивать понимание , что благополучие семьи зависит от каждого из ее членов4.Помочь детям осознать свои установки на будущую семейную жизнь.Основные понятия: семья, психологический климат в семье.Оборудование: р...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема : «Семья»

Класс : 6

Предмет : Обществознание

Цель урока:

- дать представление о том, что такое семья, какие виды семей существуют; сформировать понятие об основах семьи.

Задачи:

1.Познакомить учащихся с понятием семья, ее функциями, потребностями;

2.Формировать ответственность за семью

3.Развивать понимание , что благополучие семьи зависит от каждого из ее членов

4.Помочь детям осознать свои установки на будущую семейную жизнь.

Основные понятия: семья, психологический климат в семье.

Оборудование: рабочие листы с таблицами, презентация.

План урока :

  1. Значение понятия «семья»

  2. Для чего нужна семья?

  3. Типы семей

  4. Основы семьи

Ход урока.

I. Вводная часть. Вступительное слово учителя.

Звучит Свадебный марш Мендельсона, после прослушивания, которого учитель задает вопросы ученикам:

- знакомо ли вам это музыкальное произведение?;

- какое важное событие в жизни каждого человека связано с этим музыкальным произведением? ( ответы детей)

Семья занимает особое место в жизни каждого человека. В ней мы растем, воспитываемся, именно в семье мы усваиваем моральные и нравственные нормы, приобретаем вкусы и манеры, привычки; также закладывается характер и идеалы человека. Многие вопросы нашей личной жизни решаются именно в семейном кругу. Благодаря той особой атмосфере доверия, доброжелательства, взаимного уважения, которые присуще семье, принесенная в дом радость становится радостью вдвойне, а случившаяся беда, покажется менее тяжелой. Скоро вы начнете свою самостоятельную жизнь, у вас будут свои дети, которые тоже построят свои семьи. Совершается извечный круговорот жизни, в котором семья занимает одно из главнейших мест.

II. Изучение нового материала.

  1. Понятие «семья»

Что такое семья? Что объединяет людей в семье? Чем семья отличается от других групп людей? (Ответы учащихся)

- Семь-Я. Часто мы слышим эту фразу, а что она означает?

Как появилась слово "семья"?

Когда-то о нем не слыхала земля.

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

Сейчас я тебе семь вопросов задам:

Кто деток родит мне богиня моя?

И Ева тихонько ответила "Я".

Кто платье сошьет, постирает белье.

Меня приласкает, украсит жилье?

Ответь на вопрос, подруга моя…?

-"Я, я, я"- Ева молвила - "Я".

И так на земле появилась семья.

Значение понятия " семья".

  1. "Группа живущих вместе родственников / муж и жена, родители с детьми".С.И. Ожегов

  2. "Социальная группа, характеризующаяся совместным проживанием, общим ведением хозяйства и воспроизводством обоих полов, причем двое из нее поддерживают социально одобренные сексуальные отношения и имеют одного или более собственных или приемных детей". Д. Мердок, анг. социолог

  3. "Группа людей, связанных прямыми родственными отношениями, взрослые члены которой принимают на себя обязательства по уходу за детьми".Э. Гидденс, анг. социолог

  4. "Основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью". Энциклопедический словарь

  5. "Экономическая ячейка общества. Ф. Энгельс

  6. "Наиболее эффективное средство сохранения культуры народа и передачи социальной наследственности". Л.Н. Боголюбов, академик

Таким, образом, мы можем сказать, что семья́ -это группа людей, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общим бытом, проживают в одном месте, связаны взаимной помощью и моральной и правовой ответственностью.


  1. Для чего нужна семья?

- А для чего нужна семья? И нужна ли она вообще? (Ответы детей)

- Если мы вернемся к истокам прошлого, то испокон веков существовали традиционные функции семьи. Семья была хозяйственной ячейкой, и жить в семье с этой точки зрения было просто необходимо: одинокой женщине или одинокому мужчине в деревне прошлого, скажем, было очень трудно прокормиться. На основе этого создавались семьи для ведения общего хозяйства.

В семье рождались и воспитывались дети. Причем количество достигало до 10-12 человек, и это не считалось многодетной семьей. Это была норма.

Наконец, в рамках семьи наследство от старших поколений переходило к младшим. Даже жену, допустим погибшего брата, брал другой брат, чтобы не оставлять ее одну, оказывать помощь.

В современном мире семья образуется, когда мужчина и женщина вступают в брак.

Брак - добровольный союз мужчины и женщины, целью которого является создание семьи. Основой такой семьи является чувство любви, которое возникает между ними, желание жить вместе, растить и воспитывать детей. Понятие «брак» произошло от древнерусского слова «брачити», имеющего значение «отбирать, выбирать».

Общество стоит на охране брака и защищает его законом - Семейный кодекс (принят в 1995 году).

- Давайте поиграем.

Условия игры: Детям нужно расставить этапы рождения семьи в правильной последовательности

  • Обязанности по отношению к детям

  • Образование малой группы

  • Брак

  • Обязанности относительно друг друга

  • Рождение детей

  • Встреча

(ответы детей и обсуждение)


  1. Типы семей.

1. Двухпоколенная: родители и дети

2.Трехпоколенная: бубушки и дедушки, родители и дети

3.Четырехпоколенная: прабабушки и прадедушки, бабушки и дедушки, родители и дети

4. Неполная : дети и только один родитель.

Все семьи разные, но есть черты, делающие их похожими. Если в семье живут только родители (мама и папа) и их дети, такую семью называют двухпоколенной. В такой семье есть два поколения: старшее - родители, младшее - дети. Поколение - это люди примерно одного возраста, живущие в одно время. Ты и твои сверстники - одно поколение. Родители, бабушки и дедушки - люди других, старших поколений.

Если же в семье живут три поколения: дети, их родители, родители родителей (бабушки и дедушки), то такая семья называется трехпоколенной. Такие семьи были распространены в России, особенно в сельской местности. Старшее поколение помогало воспитывать детей, вести хозяйство.

В жизни иногда так случается, что по каким - то причинам отсутствует один из родителей. Такая семья называется неполной. Но это совсем не означает, что такая семья хуже, чем полная. Ведь оставшийся родитель - мам или папа, делает все, чтобы детям было уютно и тепло в доме, чтобы ребенок ни в чем не нуждался.

Семьи бывают разными и по числу детей: малодетные семьи - 1-2 ребёнка, среднедетные семьи - 3-4 ребёнка, многодетные семьи - 5 и более детей (намного больше, чем это нужно для замещения поколений). В России до 1992 года многодетными считались лишь матери, воспитавшие 5 и более детей, им вручались награды: Медаль «Медаль материнства»- вручался матерям, воспитавшим 5 и 6 детей; Орден «Материнская слава»- вручался матерям, воспитавшим 7, 8 и 9 детей соответственно, Орден «Мать-героиня» вручался матерям, воспитавшим 10 и более детей. Сегодня «многодетной» считается семья, где есть три и более детей.


  1. Основы семьи

- На чем должны строиться взаимоотношения в семье («строительные материалы» семьи)

( ответы детей : доброта, забота, любовь, уважение и т.д.)

После обсуждения ответов, вводиться понятие «психологический климат семьи». Учащиеся самостоятельно пытаются определить его виды (благоприятный и неблагоприятный) и дать характеристику отношений в семье с благоприятным и неблагоприятным климатом (по ходу работы может заполняться таблица)

Задание 1. Таблица № 1 Заполните таблицу «Психологический климат семьи»

Благоприятный

Неблагоприятный


По окончании работы учащиеся показывают свои работы и делают к ним пояснения. Детям предлагается ответить на вопрос: «Какой климат царит или будет царить в ваших семьях?» (ответы по желанию)

Задание 2. Учащиеся должны просмотреть фотографии семей и ответить на вопрос: «Какой психологический климат царит в этих семьях?» и объяснить, по каким признакам они сделали такие выводы

Задание 3. Работа с пословицами . Соедините пословицы, объясните их значение и определите к какому типу психологического климата в семье они относятся.


На что и клад

И горе не берет

Где любовь да совет

Коли семье вражда

В семье разлад

Коли в семье лад

Согласную семью

Там и горя нет

Не будет добра

Так и дому не рад

III. Закрепление. Применение знаний и умений на практике. (работа может выполнятся индивидуально или в группах)

Задание(Учащиеся выбирают задание по выбору):

  1. Написать синквейн на тему «Семья»

2. Подготовить рассказ «Традиции моей семьи».

IV. Подведение итогов урока, выставление оценок. (в зависимости от времени можно в устной или письменной форме)

Таким образом, подведем итог: сегодня говоря о семье и семейном счастье, мы подразумеваем прочные, теплые отношения между супругами, отношения, основанные на взаимной любви. Как приятно видеть семейные пары, которые отпраздновали серебряную и золотую свадьбы. Невольно ловишь их обращенные друг на друга смущенные, но полные тепла и нежности взгляды, и вспоминаешь прекрасные строки А.Блока:

Прошли годы, но ты - все та же:

Строга, прекрасна и ясна,

Лишь волосы немного глаже

И в них сверкает седина.

А я - склонен над грудью книжной,

Высокий сгорбленный старик, -

С одною думай непостижной

Смотрю на твой спокойный лик.

Да нас года не изменили

Живем и дышим, как тогда,

И, вспоминая, сохранили

Те баснословные года…

5


© 2010-2022