- Преподавателю
- Обществознание
- Конспект урока на тему Семья
Конспект урока на тему Семья
Раздел | Обществознание |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Трач Е.Н. |
Дата | 16.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема : «Семья»
Класс : 6
Предмет : Обществознание
Цель урока:
- дать представление о том, что такое семья, какие виды семей существуют; сформировать понятие об основах семьи.
Задачи:
1.Познакомить учащихся с понятием семья, ее функциями, потребностями;
2.Формировать ответственность за семью
3.Развивать понимание , что благополучие семьи зависит от каждого из ее членов
4.Помочь детям осознать свои установки на будущую семейную жизнь.
Основные понятия: семья, психологический климат в семье.
Оборудование: рабочие листы с таблицами, презентация.
План урока :
-
Значение понятия «семья»
-
Для чего нужна семья?
-
Типы семей
-
Основы семьи
Ход урока.
I. Вводная часть. Вступительное слово учителя.
Звучит Свадебный марш Мендельсона, после прослушивания, которого учитель задает вопросы ученикам:
- знакомо ли вам это музыкальное произведение?;
- какое важное событие в жизни каждого человека связано с этим музыкальным произведением? ( ответы детей)
Семья занимает особое место в жизни каждого человека. В ней мы растем, воспитываемся, именно в семье мы усваиваем моральные и нравственные нормы, приобретаем вкусы и манеры, привычки; также закладывается характер и идеалы человека. Многие вопросы нашей личной жизни решаются именно в семейном кругу. Благодаря той особой атмосфере доверия, доброжелательства, взаимного уважения, которые присуще семье, принесенная в дом радость становится радостью вдвойне, а случившаяся беда, покажется менее тяжелой. Скоро вы начнете свою самостоятельную жизнь, у вас будут свои дети, которые тоже построят свои семьи. Совершается извечный круговорот жизни, в котором семья занимает одно из главнейших мест.
II. Изучение нового материала.
-
Понятие «семья»
Что такое семья? Что объединяет людей в семье? Чем семья отличается от других групп людей? (Ответы учащихся)
- Семь-Я. Часто мы слышим эту фразу, а что она означает?
Как появилась слово "семья"?
Когда-то о нем не слыхала земля.
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
Сейчас я тебе семь вопросов задам:
Кто деток родит мне богиня моя?
И Ева тихонько ответила "Я".
Кто платье сошьет, постирает белье.
Меня приласкает, украсит жилье?
Ответь на вопрос, подруга моя…?
-"Я, я, я"- Ева молвила - "Я".
И так на земле появилась семья.
Значение понятия " семья".
-
"Группа живущих вместе родственников / муж и жена, родители с детьми".С.И. Ожегов
-
"Социальная группа, характеризующаяся совместным проживанием, общим ведением хозяйства и воспроизводством обоих полов, причем двое из нее поддерживают социально одобренные сексуальные отношения и имеют одного или более собственных или приемных детей". Д. Мердок, анг. социолог
-
"Группа людей, связанных прямыми родственными отношениями, взрослые члены которой принимают на себя обязательства по уходу за детьми".Э. Гидденс, анг. социолог
-
"Основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью". Энциклопедический словарь
-
"Экономическая ячейка общества. Ф. Энгельс
-
"Наиболее эффективное средство сохранения культуры народа и передачи социальной наследственности". Л.Н. Боголюбов, академик
Таким, образом, мы можем сказать, что семья́ -это группа людей, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общим бытом, проживают в одном месте, связаны взаимной помощью и моральной и правовой ответственностью.
-
Для чего нужна семья?
- А для чего нужна семья? И нужна ли она вообще? (Ответы детей)
- Если мы вернемся к истокам прошлого, то испокон веков существовали традиционные функции семьи. Семья была хозяйственной ячейкой, и жить в семье с этой точки зрения было просто необходимо: одинокой женщине или одинокому мужчине в деревне прошлого, скажем, было очень трудно прокормиться. На основе этого создавались семьи для ведения общего хозяйства.
В семье рождались и воспитывались дети. Причем количество достигало до 10-12 человек, и это не считалось многодетной семьей. Это была норма.
Наконец, в рамках семьи наследство от старших поколений переходило к младшим. Даже жену, допустим погибшего брата, брал другой брат, чтобы не оставлять ее одну, оказывать помощь.
В современном мире семья образуется, когда мужчина и женщина вступают в брак.
Брак - добровольный союз мужчины и женщины, целью которого является создание семьи. Основой такой семьи является чувство любви, которое возникает между ними, желание жить вместе, растить и воспитывать детей. Понятие «брак» произошло от древнерусского слова «брачити», имеющего значение «отбирать, выбирать».
Общество стоит на охране брака и защищает его законом - Семейный кодекс (принят в 1995 году).
- Давайте поиграем.
Условия игры: Детям нужно расставить этапы рождения семьи в правильной последовательности
-
Обязанности по отношению к детям
-
Образование малой группы
-
Брак
-
Обязанности относительно друг друга
-
Рождение детей
-
Встреча
(ответы детей и обсуждение)
-
Типы семей.
1. Двухпоколенная: родители и дети
2.Трехпоколенная: бубушки и дедушки, родители и дети
3.Четырехпоколенная: прабабушки и прадедушки, бабушки и дедушки, родители и дети
4. Неполная : дети и только один родитель.
Все семьи разные, но есть черты, делающие их похожими. Если в семье живут только родители (мама и папа) и их дети, такую семью называют двухпоколенной. В такой семье есть два поколения: старшее - родители, младшее - дети. Поколение - это люди примерно одного возраста, живущие в одно время. Ты и твои сверстники - одно поколение. Родители, бабушки и дедушки - люди других, старших поколений.
Если же в семье живут три поколения: дети, их родители, родители родителей (бабушки и дедушки), то такая семья называется трехпоколенной. Такие семьи были распространены в России, особенно в сельской местности. Старшее поколение помогало воспитывать детей, вести хозяйство.
В жизни иногда так случается, что по каким - то причинам отсутствует один из родителей. Такая семья называется неполной. Но это совсем не означает, что такая семья хуже, чем полная. Ведь оставшийся родитель - мам или папа, делает все, чтобы детям было уютно и тепло в доме, чтобы ребенок ни в чем не нуждался.
Семьи бывают разными и по числу детей: малодетные семьи - 1-2 ребёнка, среднедетные семьи - 3-4 ребёнка, многодетные семьи - 5 и более детей (намного больше, чем это нужно для замещения поколений). В России до 1992 года многодетными считались лишь матери, воспитавшие 5 и более детей, им вручались награды: Медаль «Медаль материнства»- вручался матерям, воспитавшим 5 и 6 детей; Орден «Материнская слава»- вручался матерям, воспитавшим 7, 8 и 9 детей соответственно, Орден «Мать-героиня» вручался матерям, воспитавшим 10 и более детей. Сегодня «многодетной» считается семья, где есть три и более детей.
-
Основы семьи
- На чем должны строиться взаимоотношения в семье («строительные материалы» семьи)
( ответы детей : доброта, забота, любовь, уважение и т.д.)
После обсуждения ответов, вводиться понятие «психологический климат семьи». Учащиеся самостоятельно пытаются определить его виды (благоприятный и неблагоприятный) и дать характеристику отношений в семье с благоприятным и неблагоприятным климатом (по ходу работы может заполняться таблица)
Задание 1. Таблица № 1 Заполните таблицу «Психологический климат семьи»
Благоприятный
Неблагоприятный
По окончании работы учащиеся показывают свои работы и делают к ним пояснения. Детям предлагается ответить на вопрос: «Какой климат царит или будет царить в ваших семьях?» (ответы по желанию)
Задание 2. Учащиеся должны просмотреть фотографии семей и ответить на вопрос: «Какой психологический климат царит в этих семьях?» и объяснить, по каким признакам они сделали такие выводы
Задание 3. Работа с пословицами . Соедините пословицы, объясните их значение и определите к какому типу психологического климата в семье они относятся.
-
На что и клад
И горе не берет
Где любовь да совет
Коли семье вражда
В семье разлад
Коли в семье лад
Согласную семью
Там и горя нет
Не будет добра
Так и дому не рад
III. Закрепление. Применение знаний и умений на практике. (работа может выполнятся индивидуально или в группах)
Задание(Учащиеся выбирают задание по выбору):
-
Написать синквейн на тему «Семья»
2. Подготовить рассказ «Традиции моей семьи».
IV. Подведение итогов урока, выставление оценок. (в зависимости от времени можно в устной или письменной форме)
Таким образом, подведем итог: сегодня говоря о семье и семейном счастье, мы подразумеваем прочные, теплые отношения между супругами, отношения, основанные на взаимной любви. Как приятно видеть семейные пары, которые отпраздновали серебряную и золотую свадьбы. Невольно ловишь их обращенные друг на друга смущенные, но полные тепла и нежности взгляды, и вспоминаешь прекрасные строки А.Блока:
Прошли годы, но ты - все та же:
Строга, прекрасна и ясна,
Лишь волосы немного глаже
И в них сверкает седина.
А я - склонен над грудью книжной,
Высокий сгорбленный старик, -
С одною думай непостижной
Смотрю на твой спокойный лик.
Да нас года не изменили
Живем и дышим, как тогда,
И, вспоминая, сохранили
Те баснословные года…
5