По познанию мира Вода в природе

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Познание мира во 2 классе

Республика Казахстан. Жамбылская область, Кордайский район

село Сортобе, средняя школа №48

учитель начальных классов Мачинчин Софиян Исхаровна

Тема: Вода в природе

Цель: сформировать представление о воде, как о веществе, о её свойствах и состояниях; развивать речь, память, внимание, наблюдательность, познавательный интерес, умения проводить опыты; воспитывать самостоятельность, бережное отношение к использованию воды;

Оборудование:

- компьютер, проектор, презентация с демонстрационными слайдами;

- комплект с заданием для каждой группы: карточки, наборы картинок;

- одноразовые стаканчики с водой (для каждого ребёнка), 1 стеклянный стакан с водой на каждую группу, 1пустой стакан на каждую группу, немного сахарного песка на каждую группу , чайная ложка;

- красные и жёлтые фишки для оценивания;

Ход урока:

I. Организационный этап. Мотивация

Сегодня у нас на уроке гостья, она скоро будет здесь. Покажите, что вы приветливые хозяева и рады гостям: успокойтесь, сядьте правильно, улыбнитесь друг другу. Постарайтесь сохранить хорошее солнечное настроение до конца урока.

Ребята, я уже слышу приближение нашей гостьи…

Учитель включает звукозапись, на которой разные звуки воды: журчание ручейка, шум дождя, плеск воды о берег, шум морского прибоя и другие. А вот и она.

Учитель читает загадку:

Мы говорим, она течет;

Мы говорим, она играет;

Она бежит всегда вперед,

Но никуда не убегает.

В морях и реках обитает,

И часто по небу летает.

А как наскучит ей летать

На землю падает опять.

Вы узнали, кто это? (Вода)

II. Этап целеполагания.

Это не просто Вода, это - королева Вода. Почему королева? Да потому, что на нашей планете она находится повсюду: в морях и океанах, в реках и озёрах, в почве, в растениях, в животных. Организм человека на 90% состоит из воды. Вода находится даже в таких объектах, в которых, кажется, её быть не может, например в камнях. Если бы не вода, то на нашей планете не возникло бы жизни.

Вот какая важная гостья сегодня у нас на уроке. Хотите с ней познакомиться поближе?

Тогда вам предстоит узнать, что такое вода, открыть, какими свойствами она обладает и какой бывает в природе.

Сегодня наш урок пройдёт в форме исследовательской деятельности. Вы станете исследователями, а чтобы вам было легче справиться с заданиями, будете работать в группах.

Выясним, кто такие исследователи.

Исследователи - это учёные, которые проводят эксперименты и опыты для изучения разных веществ и объектов природы.

III. Этап актуализации имеющихся знаний

Вы уже знаете, что такое вещества, тела живой и неживой природы, изделия.

Вспомним это ещё раз.

Каждая группа получила карточку с записью и набор картинок. Из набора выберите картинки, соответствующие записи на вашей карточке. Ассистенты помогут вам прочитать, что написано на карточках и картинках.

1 группа: Вещества.

2 группа: Тела живой природы.

3 группа: Тела неживой природы.

4 группа: Изделия.

Набор картинок. Заяц, мяч, солнце, вода, сумка, роза, глина, планета.

Проверим, как справилась с заданием каждая группа. Сделаем вывод, вода - это тело или вещество. (Вода - это вещество.)

Используя, цветные фишки оцените свою работу.

Оценку своей деятельности дети выполняют при помощи цветных фишек:

- красные фишки обозначают, что ребёнок поработал хорошо и выполнил задание правильно;

- жёлтые фишки обозначают, что ребёнок работал не очень активно или допустил в работе ошибки.

На данном уроке учитель не даёт детям инструкций по оцениванию своей работы, так как ребята уже умеют это делать.

IV. Этап получения новых знаний.

1) Исследование свойств воды.

Ну а теперь при помощи опытов вы попробуете исследовать свойства воды.

Вы должны узнать:

1. Есть ли у воды вкус;

2. Обладает вода прозрачностью или нет;

3. Обладает вода текучестью или нет;

4. Может она растворять или нет.

Ассистенты помогут вам выполнить опыты и сделать выводы.

Опыт 1. Дети рассматривают через стакан с водой разные предметы. Делают вывод - вода прозрачна.

Опыт 2. Дети пробуют воду на вкус из индивидуальных одноразовых стаканчиков. Делают вывод - вода без вкуса.

Опыт 3. Переливают воду из одного стакана в другой. Делают вывод - воду можно переливать, она обладает текучестью.

Опыт 4. Насыпают в стакан с водой сахарный песок и рассматривают его на дне стакана. Потом размешивают песок ложкой и опять рассматривают воду. Делают вывод - вода растворила песок.

Подведение результатов. Каждая группа рассказывает о том, что она выяснила о свойствах воды. Делается общий вывод.

Используя, цветные фишки оцените свою работу.

2) Три состояния воды в природе.

Отгадайте загадки и подумайте, о каком состоянии воды они говорят:

- Шумит он в поле и саду,

А в дом не попадет.

И никуда я не иду,

Покуда он идет. (Дождь - жидкое состояние воды)

- Не снег и не лед,

А серебром деревья уберет. (Иней - твёрдое состояние воды)

-Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Но солнце ее припечет -

Заплачет она и умрет. (Сосулька - твёрдое состояние воды)

- Над рекой и над долиной

Повисла белая холстина. (Туман - газообразное состояние воды)

-Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали.

А пошли искать их днем,

Ищем, ищем - не найдем. (Роса - жидкое состояние воды)

- Ледяной горох

Поскакал на порог.

Если землю покрыл -

Урожай погубил. (Град - твёрдое состояние воды)

Используя, цветные фишки оцените свою работу.

3) Переход воды из одного состояния в другое.

Вы узнали, что вода бывает, то жидкой, то твёрдой, то становится водяным паром.

Это значит, что вода может переходить из одного состояния в другое. Как же это происходит? Посмотрим опыты, которые я подготовила для вас.

Мы не видели опыта, как жидкая вода превращается в лёд. Кто расскажет, как это происходит.

А теперь проверим, всё ли вы поняли из опытов.

Поиграем в игру «Да - нет». Используем фишки. Если вы со мной согласны - показываете красную фишку, если нет - жёлтую:

- Чтобы лёд превратился в жидкость нужно его охладить. (Нет)

- Чтобы вода стала водяным паром, нужно её нагреть до температуры 100°С. (Да)

- Зимой вода замерзает при температуре ниже 0°С. (Да)

- В помещении тепло, поэтому снег превращается в воду. (Да)

- Когда топится печка, из трубы выходит водяной пар. (Нет)

- Водяной пар не может превратиться в воду. (Нет).

- Соприкоснувшись с холодной поверхностью, водяной пар превращается в воду. (Да)

Используя, цветные фишки оцените свою работу.

4) Использование воды человеком.

Способность воды изменять своё состояние, люди используют в своей жизни.

Посмотрите об этом слайды:

Эти скульптуры выточены изо льда. А чтобы они стали прозрачными ледяную поверхность скульптур расплавляют.

Льды Арктики и Антарктиды - это огромные запасы пресной воды.

Лёд - прекрасное средство для закаливания, омоложения, лечения многих заболеваний.

Лёд используют для заморозки продуктов. Замороженные продукты могут долго храниться.

Из солёной морской воды можно получить пресную питьевую воду. Для этого солёную воду превращают в водяной пар, а водяной пар - обратно в воду.

В медицине используют паровые ванны, ингаляции, сауны.

Приготовленные на пару блюда вкусны и полезны.

V. Подведение итогов

Вот и заканчивается наш урок, а это значит, что нам пора прощаться с нашей гостьей.

Ещё раз расскажите, что вы узнали сегодня на уроке.

Что вам особенно понравилось делать.

Посмотрите на свои фишки, они напомнят вам, как вы работали в течение урока.

Поднимите руку, кто доволен собой, потому, что он был активным на уроке и у него всё получалось.

Поднимите руку, кто считает, что у него ещё не всё получается, и он обязательно будет стараться на следующих уроках.

© 2010-2022