Интегрированный урок

интегрированного урока  по основам права и самопознания. Тема: «Права и свободы  граждан и их защита»         Урок: Основы прав и самопознания Школа: НИШ г. Павлодара Дата: Фамилия и имя учителя: Тулебаева Б.Т– учитель истории и обществознания, Соц Л.А – учитель самопознания КЛАСС: 9 «Е» Количество присутствующих: отсутствующих: Цели обучения, которые помогает достичь данный урок * расширить и углубить имеющиеся знания о правах и свободах человека и гражданина, раскрыть значение казахстанских и международных правовых документов Ц...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

11


Интегрированный урокИнтегрированный урок



Тулебаева Баян Толеубековна, учитель истории и обществознания НИШ г. Павлодара.

Пед. стаж - 26лет

Соц Лидия Анатольевна,

учитель самопознания НИШ г. Павлодара

Пед.стаж-30 лет


Конспект интегрированного урока по основам права

и самопознания.

Тема: "Права и свободы граждан и их защита»





Урок: Основы прав и самопознания

Школа: НИШ г. Павлодара

Дата:

Фамилия и имя учителя: Тулебаева Б.Т- учитель истории и обществознания, Соц Л.А - учитель самопознания

КЛАСС: 9 "Е"

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Цели обучения, которые помогает достичь данный урок

* расширить и углубить имеющиеся знания о правах и свободах человека и гражданина, раскрыть значение казахстанских и международных правовых документов

Цели урока


-Обучающие:

*анализировать содержание Всеобщей декларации прав человека и Конвенции о правах ребёнка;

*сформировать у учащихся понимание всеобщего характера тех прав, о которых говорится в Декларации и Конвенции (устно и графически);

*показать способы их реализации и защиты в жизни

-развивающие:

*продолжить формирование интереса к нравственно-правовым вопросам; *способствовать развитию творческого мышления;

*развивать умения излагать собственную позицию;

* анализировать и делать заключение , выводы

-воспитательные:

* воспитывать нравственную культуру, чувство ответственности за свои поступки, уважение к закону

Языковые цели


Предметная лексика и терминология

свобода, право, свободная личность, Декларация, Конвенция

Серия полезных фраз для диалога/письма:

Проанализировав данные источники, можно сделать вывод….

Я считаю, что…

Я могу доказать это на примере…

Исходя из сказанного, делаю вывод

Предыдущее обучение


Право и его возникновение

Человек и общество

План

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Создание коллаборативной среды: 1мин



«Круг радости»

2 мин































Выход на цели урока. Целеполагание

Вызов МОМы

3-5мин





Осмысление

(переход к правовому аспекту)

5-7мин










Выброс на доску





















7-10мин

Организация работы по группам:

10-20мин




Работа с документами

ПОПС №4


Защита по ПОПС

20-30мин




Дискуссия

30-35 мин

Игра«Как вы думаете?»






Работа в группе

-поприветствовали друг друга, гостей, улыбнулись друг другу и гостям.


Рисунок .Учащиеся называют ассоциации со словами "свобода", "право"…

Интегрированный урок

-Учитель приглашает учащихся в круг и предлагает поделиться, в чем каждый из них считает себя свободным. Свобода-это...


Интегрированный урок

Прочитайте перечень качеств человека. Выберите те, которые характеризуют свободного человека. Какие три из выбранных вами качеств, вы считаете наиболее важными в нравственном и правовом аспектах личности? Почему?

Рисунок 2.Инивидуальная работа.

Интегрированный урок

Выход на цели урока

Учитель истории предлагает учащимся подумать над тем, какие цели можно поставить на урок для раскрытия темы. Учащиеся высказывают свои мысли классу.

-какие цели планировал на урок учитель. Как правило, цели совпадают

Обратите внимание на слайд и попробуйте назвать

* какие международные правозащитные организации вы знаете?

Рисунок 3.Учащиеся указывают международные правозащитные организации

Интегрированный урок

После того, как определены цели, учитель права организует работу с документами через стратегию «ПОПС»

*Основные международные документы и области защиты прав человека

1.Декларация прав человека

2.Конвенция о правах ребенка

3.Конституция Республики Казахстан

4.Уголовный Кодекс. Что если..


1.Зеленые-Декларация

2.Желтые-Конвенция

3.Синие-Конституция

4. Красные-Уголовный Кодекс

*Закон о правах ребенка в Республике Казахстан

Предварительная подготовка. Разделить класс на группы из 4-5 человек. Каждой группе потребуются набор карточек, большой лист бумаги (игровое поле). Ученикам понадобится и таблица, в которую они занесут свой перечень прав человека

Учитель раздает группам листы бумаги и наборы карточек)


Цель игры - дать ученикам возможность самостоятельно определить природу прав человека, выяснить, существуют ли по отношению к человеку действия, которые нельзя совершать ни при каких обстоятельствах.





Слайды на интерактивной доске






















Слайд№1

Гордость,аккуратность,грубость,

беспечность,заботливость

искренность,легковерность,

настойчивость,непринужденность,отзывчивость,принципиальность,

права и свободы, неприкосновенность,

решительность, равенство,невиновность,жизнерадостность,терпеливость,трусость,энтузиазм,уступчивость.

(Приложение1)



Работа с ноутбуками.














Слайд №2

Слайды по Международным правозащитным организациям, символы




Интерактивная доска




Ресурсы: ЧОП,стр-70-76.Хрестоматия

*Раздаточный материал. Ноутбук

*Конституция Р.К

**стр-76-82 ЧОП. Хрестоматия. 9 класс

Позиция (Я считаю, что…)

Объяснение (…потому что…)

Пример (Я могу доказать это на примере…)

Следствие (Исходя из сказанного, делаю вывод…)












Раздать на А-3 "Игровое поле"

для работы в группах

"Займи позицию"

35-37мин


1) Всегда ли записанные в Конституции права исполняются? Какие условия необходимы для соблюдения прав в реальной жизни? (проведение дискуссии)

2)Как сделать ,чтобы соблюдались права человека?

Цель: побудить учащихся задуматься над тем, как они могут спроецировать понимание прав человека на свою собственную жизнь





Домашнее задание:

Вы- автор!"Всеобщая декларация прав человека" была разработана на встрече представителей почти всех стран мира в 1948 году. Вообразите, что вы представляете свою страну на такой встрече. Составьте список прав, начиная с жизненно важных приоритетных прав и заканчивая правами, являющимися дополняющими или являющимися следствием реализации остальных прав и свобод.


37-40

Рефлексия



"Оценочный лист

Рефлексия

"От сердца к сердцу"


"Я желаю тебе быть свободным, чтобы..



*Сердечки для групп

Дифференциация - как Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание - как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащихся?

Межпредметные связи
Здоровье и безопасность
Связи с ИКТ
Связи с ценностями (воспитательный элемент)

Для учащихся предусмотрены «подсказки» по самопознанию и основам права

Более способные учащиеся могут самостоятельно разработать и составить декларацию по правам человека .

Учащимся, которые менее способны может быть предоставлены информационные бюллетени с необходимой для них информацией. Это позволит сократить время на проведение изучения документов.

-Целеполагание

Вы- автор!"Всеобщая декларация прав человека"

-ПОПС (индивидуальная работа по документам)

"Оценочный лист" Права и свободы граждан и

их защита"

-Самопознание, основы права, ИКТ

-Ценности - учащимся можно предложить подумать о том, насколько они являются свободными и выполняют законы, правила в жизни.


Приложение 1. Слайд №1

Прочитайте перечень качеств человека. Выберите те, которые характеризуют свободного человека.

- Какие 3 из выбранных вами качеств вы считаете наиболее важными в нравственном и правовом аспектах личности? Почему?

-Гордость,аккуратность,грубость,беспечность,заботливость

искренность,легковерность,настойчивость,непринужден

ность, отзывчивость,принципиальность,права и свободы, неприкосновенность,решительность, равенство,невиновность,жизнерадостность,

терпеливость,трусость,энтузиазм,уступчивость,законно

послушность.


Приложение 2.Слайд №2


Интегрированный урокИнтегрированный урокИнтегрированный урокИнтегрированный урокИнтегрированный урокИнтегрированный урокИнтегрированный урокИнтегрированный урок







Приложение3.Игра «Как вы думаете?»


Цель игры - дать ученикам возможность самостоятельно определить природу прав человека, выяснить, существуют ли по отношению к человеку действия, которые нельзя совершать ни при каких обстоятельствах.


Предварительная подготовка. Разделить класс на группы из 4-5 человек. Каждой группе потребуются набор карточек, большой лист бумаги (игровое поле). Ученикам понадобится и таблица, в которую они занесут свой перечень прав человека

Учитель раздает группам листы бумаги и наборы карточек)

Один человек из группы перемешивает карточки и раздает их. Не имеет значения, если у кого-то их окажется больше.

Учитель формулирует первую задачу: «Прочитайте то, что написано на карточках, и, не советуясь ни с кем, положите каждую из них надписью вверх на то поле на листе, где, как вы считаете, она должна находиться. Например, на одной из ваших карточек написано: «Нельзя пытать». Если вы считаете, что запрет действует ВСЕГДА, положите карточку на центральное поле. Если вы считаете, что это верно В БОЛЬШИНСТВЕ СЛУЧАЕВ, положите ее на среднее поле. Положите ее на крайнее поле, если считаете, что этот запрет действует только В НЕКОТОРЫХ СЛУЧАЯХ».


Вторая задача: «Когда все члены вашей группы разложат свои карточки, все еще не советуясь ни с кем, внимательно посмотрите на карточки, разложенные другими членами группы. Если вам покажется, что чья-то карточка положена неправильно, переверните ее «лицом» вниз. Карточки, которые останутся неперевернутыми, выражают мнение вашей группы».


Третья задача: «Запишите, какие карточки остались неперевернутыми на поле ВСЕГДА».

Учитель поясняет: «Карточки на центральном поле описывают те права, которые, как вы считаете, должны иметь все люди, независимо от пола, возраста, цвета кожи, то есть при любых обстоятельствах. Это ваше мнение о правах человека.

*Сравните ваш список со списками других групп».


Приложене4. Презентация "Права и свободы гражданина"

Интегрированный урок



Приложение 5. Конвенция о правах ребёнка

Конве́нция ООН о права́х ребёнка - международный правовой документ, определяющий права детей в государствах-участниках. Конвенция о правах ребёнка является первым и основным международно-правовым документом обязательного характера, посвящённым широкому спектру прав ребёнка. Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права лиц в возрасте до 18 лет (если согласно применимым законам совершеннолетие не наступает ранее) на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений. Участниками Конвенции о правах ребенка являются Святой Престол и все страны-члены ООН, кроме США, Южного Судана и Сомали.

История создания

Одним из первых шагов Генеральной Ассамблеи ООН по защите прав детей было образование в 1946 году Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ). Через два года, в 1948 году Генеральной Ассамблеей была принята Всеобщая декларация прав человека. В её положениях и положениях Международных пактов 1966 года, касающихся прав человека, признается, что дети являются объектом особой защиты.

Но первым актом ООН, касающимся прав детей, стала принятая Генеральной Ассамблеей в 1959 году Декларация прав ребёнка, в которой были сформулированы десять принципов, определяющих действия всех, кто отвечает за осуществление всей полноты прав детей, и которая имела целью обеспечить им «счастливое детство». Декларация провозгласила, что «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет», гарантировать детям пользование всеми правами и свободами на их благо и благо общества[1].

К 20-летию принятия Декларации прав ребёнка, ООН провозгласила 1979 год Международным годом ребёнка. В ознаменование этого был выдвинут ряд правовых инициатив, в числе которых было предложение, сделанное в 1978 году Польшей, рассмотреть в Комиссии по правам человека ООН проект Конвенции о правах ребёнка. Автором первоначального проекта был польский профессор-международник А. Лопатка. Работа над текстом проекта Конвенции велась десять лет и завершилась в 1989 году, ровно через тридцать лет после принятия Декларации прав ребёнка.

Во время работы над Конвенцией и после её принятия Генеральной Ассамблеей были организованы совещания, в которых участвовали организации, органы и специализированные учреждения ООН с целью привлечь внимание и распространить информацию о Конвенции, имеющей глобальное значение для осуществления прав человека - прав детей. Конвенция принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года, 26 января 1990 года началось подписание Конвенции. Конвенция вступила в силу 2 сентября 1990 года после ратификации её двадцатью государствами. На Венской конференции по правам человека в 1993 году было принято решение добиться того, чтобы к 1995 году Конвенция стала универсальной для всех государств.

В 1996 году по инициативе Франции, день принятия Генеральной Ассамблеей ООН текста Конвенции, было решено ежегодно 20 ноября отмечать как День прав ребёнка.

В 2000 году приняты и в 2002 году вступили в силу два факультативных протокола к конвенции - об участии детей в вооружённых конфликтах (150 страны-участника на октябрь 2012 года[4]) и о торговле детьми, детской проституции и детской порнографии (160 стран-участников на октябрь 2012 года[5]). В декабре 2011 года Генеральная Ассамблея ООН приняла третий факультативный протокол, который был открыт для подписания в 2012 году и вступит в силу при достижении числа в десять стран-участниц. Протокол предусматривает возможность рассмотрения Комитетом по правам ребёнка жалоб на нарушения Конвенции против стран-участниц протокола[6][7].

Основные положения. Первая часть

  • Статьи 1-4 определяют понятие «ребенок», утверждают приоритетность интересов детей и обязательство государств-участников принимать меры для свободного от дискриминации осуществления прав, закреплённых в Конвенции.

  • Статьи 5-11 определяют перечень прав на жизнь, имя, гражданство, право знать своих родителей, право на заботу родителей и на неразлучение, права и обязанности родителей по отношению к детям.

  • Статьи 12-17 излагают права детей на выражение своих взглядов, имения своего имущества, своего мнения, на свободу мысли, совести и религии, ассоциаций и мирных собраний, доступ ребёнка к распространению информации.

  • Статьи 18-27 определяют обязанности государства помогать родителям и законным опекунам, а также защищать детей от жестокого обращения со стороны лиц, заботящихся о них, права детей, лишённых семейного окружения или усыновляемых, неполноценных в умственном или физическом отношении, беженцев, права детей на здравоохранение, социальное обеспечение и уровень жизни, необходимый для их развития.

  • Статьи 28-31 закрепляют права детей на образование, пользование родным языком и культурой, исповедование своей религии, отдых и досуг.

  • Статьи 32-36 устанавливают ответственность государства в защите прав детей от эксплуатации, от незаконного употребления наркотиков, совращения, похищения и торговли детьми.

  • Статьи 37-41 запрещают применять смертную казнь и пожизненное тюремное заключение без возможности освобождения за преступления, совершённые до возраста 18 лет, запрещают пытки и унизительные наказания детей, определяют права ребёнка при его обвинении в преступных деяниях или лишении свободы, а также права детей на защиту во время вооружённых конфликтов и войн. Государства обязуются принимать меры к реабилитации и социальной реинтеграции детей-жертв пренебрежения, эксплуатации или злоупотребления, и сохраняют за собой право защищать права ребёнка в более высокой степени, чем предусмотрено Конвенцией.

Вторая часть

  • Статьи 42-45 рассказывают о Комитете по правам ребёнка, о его структуре, функциях, правах и обязанностях, а также обязывают государства информировать детей и взрослых о принципах и положениях Конвенции.

Третья часть

  • Статьи 46-54 указывают решение процедурно-правовых проблем соблюдения государствами положений Конвенции. В отличие от многих конвенций ООН, Конвенция о правах ребёнка открыта для подписания всеми государствами, поэтому её участником смог стать и не являющийся членом ООН Святой Престол.

Новаторство Конвенции заключается прежде всего в том объёме прав, определённых для ребёнка. Некоторые из прав впервые были зафиксированы именно в Конвенции.[уточнить]

О праве на образование

Конвенция в ст. 28 гарантирует детям бесплатное и обязательное начальное образование и требует от государств-членов ООН поощрение развития различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечение его доступности для всех детей и принятия необходимых мер, как введение бесплатного образования.

О воспитании детей

Неотъемлемую часть образования составляет воспитание. Так среди задач семейного воспитания Конвенция (ст.18) требует, чтобы «предпринимались все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребёнка. Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребёнка. Наилучшие интересы ребёнка являются предметом их основной заботы».

  • Ст.20 определяет задачи общественного воспитания детей (ухода за ними), лишившихся родителей. «Такой уход может включать, в частности, передачу на воспитание, усыновление или, в случае необходимости, помещение в соответствующие учреждения по уходу за детьми. При рассмотрении вариантов замены необходимо должным образом учитывать желательность преемственности воспитания ребёнка и его этническое происхождение, религиозную и культурную принадлежность и родной язык».

  • Ст.21 Конвенции определяет права ребёнка при усыновлении в другой стране: «усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребенком, если ребёнок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребёнка является невозможным».

  • Принципиальной в обеспечении прав детей на воспитание является ст. 29 этого документа. Практически в ней регламентируются для стран-участниц приоритеты цели общественного воспитания:

a) развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребёнка в их самом полном объёме; b) воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе Организации Объединённых Наций; c) воспитание уважения к родителям ребёнка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребёнок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной; d) подготовку ребёнка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения; e) воспитание уважения к окружающей природе.



Приложение 6. Оценочный лист. Тема: "Права и свободы граждан и их защита"

Класс:

Ф.И:

Возможные

баллы

Полученные

Я сам(а)

Баллы

Учитель

примечание

Я сформулировал(а) цель урока

2




Могу дать определение понятия"свобода","право",опираясь на нравственные и правовые аспекты

2




Я научился(ась) на уроке:

-ставить цель урока

-работать с документами

-работать в группе

3




Я при работе в группе:

1.Задавал(а) вопросы(2 балла)

2.Предлагал(а) ответы (2балла)

3.Аргументировал ответы при обсуждении (2балла)

4.Готовил информацию по теме (3балла)

5.Выступил с обобщением от группы(3балла)

12




Я на уроке использовал(а) уже усвоенные умения и навыки:

1.Работа с текстом (2 балла)

2.Стратегия "ПОПС" (2балла)

4




На уроке мне понравилось:





Трудным для меня было:





Моя цель на следующий урок(чему хочу научиться):























Приложение 7

1."Человек.Общество.Право": Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. изд"Мектеп"- А. 2009

2. Хрестоматия Человек.Общество.Право,9 класс, Алматы, "Мектеп"

3..Ж.А.Мендыбаева,О.Козырев,М.Бигалиев,С.Дженкинс,И.Шинва. Гражданственность и участие в управлении. Ваша роль в обществе XXI века.Алматы,2006.

4.Конституция Республики Казахстан

5.К.М.Жукешев,Г.С.Асанбекова,Г.А,Бейсебекова.Человек.Общество.Право. Методическое руководство.Алматы:Мектеп,2009.9класс

6. Конвенция о правах ребёнка

7.Калачева .В., Джадрина М.Ж., Байжасарова Г.З. Самопознание. Учебник 8 класса общеобразовательных школ. Алматы, «Бобек», 2010

8.Калачева И.В., Джадрина М.Ж., Байжасарова Г.З. Самопознание. Методическое пособие для учителей 8 класса общеобразовательных школ. Алматы, «Бобек», 2010

© 2010-2022