Задания для интеллектуального марафона по мотивам курса Окружающий мир (5, 6 классы)

Раздел Обществознание
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интеллектуальный марафон. Задания для учащихся 5 и 6 классов, раздел «Окружающий мир»


Задания 1 уровня (1 балл)

  1. Прочитайте тексты № 1 и № 2 и выполните задания А-В. Ответ отметьте в бланке ответов.

А) Какая из данных ниже фраз может быть заглавием текста № 1, а какая - заглавием текста № 2?

1) Жаба - путешественница 5) Чем питаются жабы

2) Жабьи небылицы 6) Лесная жаба

3) Обычные наши жабы 7) Меткие стрелки

4) Мой некрасивый друг 8) Смешные встречи

Б) Какова основная цель текста № 1?

1) вызвать симпатию читателей к жабам как представителям земноводных

2) изменить негативное отношение к жабам, которое сформировалось у читателей

3) сообщить сведения о наиболее распространённых в нашей стране видах жаб

4) призвать читателей внимательнее присмотреться к жабам, обитающим в наших лесах.

В) Найдите утверждение, которое противоречит содержанию текста № 1.

1) Зелёная жаба - один из наиболее распространённых видов жаб в России.

2) Наблюдательный человек может заметить движение языка жабы.

3) У лягушек, в отличие от жаб, во рту есть зубы.

4) Кожу жаб нельзя назвать гладкой.

2.Прочитайте тексты № 1 и № 2 и выполните задание. Ответ запишите в бланке ответов.

В тексте № 1 приведены описания двух видов жаб. К какому виду относится жаба из текста № 2, которая поселилась во дворе рассказчика? Запишите ответ и обоснуйте его, опираясь на содержание обоих текстов.

Задания 2 уровня (2 балла)

1.Папа спросил Петю, как он понимает народную мудрость: «Что посеешь, то и пожнёшь». Петя ответил: «Это очевидно! Чем больше семян посеешь, тем больше будет урожай». Папа предложил Пете доказать свою точку зрения. Для этого на даче они вместе вскопали 3 грядки одинакового размера. На первой Петя посеял 20 семян огурцов, на второй - 100 и на третьей - 1000. Ухаживал за грядками. В конце августа в первой грядки Петя собрал 10 кг огурцов, со второй грядки - 20 кг, с третьей - 8 кг огурцов.

Найди в тексте гипотезу Петиного эксперимента и способ её проверки. Подтвердилась ли Петина гипотеза в результате эксперимента? Запишите свои рассуждения в бланке ответов.

  1. Прочитайте текст № 2 и выполните задание.

Обратитесь от имени мальчика - рассказчика из текста № 2 к людям. С какими призывами вы хотели бы к ним обратиться? В бланке ответов запишите 3 предложения - призыва.

Задания 3 уровня (3 балла)

1. За тридевять земель в тридесятом царстве есть главная достопримечательность: сад с «молодильными» яблоками и колодец с «живой» водой. Но развитие цивилизации не прошло мимо тридевятого царства. Недалеко от сада и колодца начато строительство ткацкой фабрики.

Представь, что ты царь (или царица) тридесятого царства. Напиши царский Указ для строителей и работников фабрики. Указ должен содержать не менее трёх распоряжений (по 1 - 2 предложения) с разъяснением того, что нужно предусмотреть при строительстве фабрики и чего не допускать при работе фабрики, чтобы сохранить «живую» воду колодца и «молодильные» свойства яблок. Ответ запишите в бланке ответов.

2.Опираясь на текст, покажите своими действиями устройство и движение Солнечной системы (или её части). Для этого используйте предложенные вам предметы и дополнительную информацию. Ваша задача - отразить особенности планет, особенности их расположения. Подумайте, как можно использовать предложенные вам предметы для выполнения задачи.

«Вокруг звезды Солнце вращается 8 планет разной величины. Все они расположены на различном расстоянии от Солнца, вращаются вокруг него и вокруг своей оси. У большинства планет направление вращения вокруг своей оси совпадает с направлением вращения вокруг Солнца.

У Земли есть спутник - Луна, она вращается вокруг своей оси, вокруг Земли и вокруг Солнца. Луна делает 13 оборотов вокруг Земли за один земной год и всегда повёрнута к Земле одной стороной».

Планеты Солнечной системы


Название планеты

Расстояние до Солнца

Диаметр планеты

Особенности

Земля

150 млн. км

12 660 км

Сатурн

1,43 млрд. км

120 160 км

Есть кольца, которые вращаются вокруг планеты

Меркурий

58 млн. км

4 640 км

Нептун

4,5 млрд. км

48 000 км

Планета голубого цвета

Марс

228 млн. км

7 620 км

Планета красного цвета

Юпитер

778 млн. км

141 920 км

Уран

2,87 млрд. км

51 300 км

Вращение вокруг оси в обратную сторону от направления вращения вокруг Солнца.

Венера

108 млн. км

12 160 км

Дополнительная информация

Задания для интеллектуального марафона по мотивам курса Окружающий мир (5, 6 классы)





Необычная красота


Текст № 1

На территории нашей страны обитают четыре вида жаб. Наиболее распространённые из них - обыкновенная (серая) и зелёная жабы.

Обыкновенная жаба имеет серо - бурую окраску в тёмными, иногда розоватыми пятнами. Глаза у обыкновенной (серой) жабы жёлтые или медно - красные. Зелёная жаба - серовато-зелёная (оливковая) с чёрными либо густо-зелёными крупными пятнами и множеством мелких, едва приметных красноватых бугорков. У неё и глаза зелёные с чёрным крапом.

Кожа у всех жаб бугристая, бородавчатая. За глазами находятся две овальные выпуклости - околоушные железы, в которых вырабатываются ядовитые вещества. Рот у жаб, в отличие от лягушек, беззубый.

Жабы питаются насекомыми, их личинками, слизнями, дождевыми червями и другими медленно передвигающимися беспозвоночными животными. Заметив добычу, они словно стреляют в неё липким и широким языком. Язык выбрасывается изо рта и возвращается на прежнее место за 1/5 с. Наш глаз не может даже уловить его движения.

(По А. Никишову)


Текст № 2

Первый раз мы встретились в лесу. Она сидела на тропинке, большая, грузная, и тяжело дышала, как человек, страдающий одышкой.

Она сидела на тропинке и смотрела на меня. А я смотрел на жабу и вспоминал множество небылиц, которые рассказывают об этих животных. Однажды кто - то объяснил мне, что всякие небылицы о жабах рассказывают потому, что они очень некрасивы, даже уродливы, и поэтому производят отталкивающее впечатление. Но вот сейчас, разглядывая сидящую передо мной жабу, я понял, что это неправда, что не такая уж она уродливая. Может быть, с первого взгляда жаба действительно не кажется красавицей, но стоит ли судить по первому взгляду?

И будто для того, чтобы я смог убедиться в своей правоте, произошла новая встреча с жабой.

Теперь эта встреча произошла не в лесу, а в дальней части нашего двора. Конечно, это была другая жаба, но мне почему - то хотелось, чтоб это была та самая, которую я видел в лесу. Чтоб она каким - то образом попала во двор нашего старого дома, полюбила его, как любили этот двор мы, мальчишки, и осталась тут жить.

Я стал часто наведываться к старому пню и иногда встречал там жабу.

В библиотеке я взял книги о жабах, ящерицах, лягушках и в одной из них прочитал, что жаб можно приручить. Там даже рассказывалось, как это сделать. И вот, купив в зоомагазине мучных червей, я стал приходить к жабе не с пустыми руками, а с «подарками».

Сначала жаба совершенно не реагировала на мои подношения, хотя я делал всё по правилам: насаживал червячка на кончик длинной лучинки и подносил чуть ли не к самому рту жабы. Но она оставалась равнодушной. Я снова принялся перечитывать книжки и узнал, что жабы хватают только движущиеся предметы. Тогда я стал, подсовывая жабе червя, медленно крутить палочку. Это тоже сначала не производило впечатления. Но однажды….

Я смотрел на червя, не спуская глаз, и всё - таки не заметил, как он исчез. Со вторым произошло то же самое. И с третьим, и с четвёртым… Они исчезали как по волшебству, а жаба по-прежнему сидела неподвижно, будто и не она вовсе была виновницей исчезновения червей.

С этого дня я каждое утро в один и тот же час приходил к старому пню и в одном и том же месте находил мою жабу. Казалось, она поджидает меня.

Говорят, что жабы некрасивые… А я видел перед собой удивительные золотистые глаза, большой беззубый рот, придававший ей какое-то очень доброе выражение, нежную кожицу на брюшке, трогательные, кажущиеся такими беспомощными передние лапы, и мне казалось, что она была очень красива.

Ну почему, почему этого не видят другие?

Почему люди так часто видят то, чего нет, и не замечают того, что есть?!

(По Ю. Дмитриеву)


















Интеллектуальный марафон. Ответы на задания для учащихся 5- 6 классов,

раздел «Окружающий мир»

Ответы на задания 1 уровня (1 балл)

  1. А) заголовок текста № 1 -3) Обычные наши жабы

Заголовок текста № 2 - 4) Мой некрасивый друг

Б) Основная цель текста - 3) Сообщить сведения о наиболее распространённых в нашей стране видах жаб

В) Противоречит содержанию текста ответ 2) Наблюдательный человек может заметить движение языка жабы

1 балл - даны все верные ответы;

0 баллов - при наличии хотя бы одного неверного ответа.


  1. Ответ: обыкновенная (серая) жаба.

В обосновании упоминается следующее:

  1. В тексте № 1 говорится, что глаза у обыкновенной жабы жёлтые или медно - красные, и приводится цитата из первого текста: «Глаза у обыкновенной (серой) жабы жёлтые или медно - красные».

  2. В тексте № 2 говорится, что у жабы золотистые глаза, и приводится цитата из второго текста: «А я видел перед собой удивительные золотистые глаза».

1 балл - даны все верные ответы;

0 баллов - при наличии хотя бы одного неверного ответа.

Ответы на задания 2 уровня (2 балла)

  1. Гипотеза Пети: «Чем больше семян посеешь, тем больше будет урожай».

Способ проверки гипотезы: опыт, эксперимент (вскопали грядки, посадили семена, ухаживали, определили объём урожая).

Петина гипотеза не подтвердилась, т.к. с той грядке, где было посеяно наибольшее количество семян, был собран наименьший урожай огурцов.

2 балла - указаны все три элемента ответа, дано обоснование;

1 балл - указаны все три элемента ответа, но отсутствует рассуждение относительно способа проверки гипотезы;

0 баллов - другие ответы.

2. В ответе должен быть выражен призыв внимательнее относиться к окружающему нас миру; призыв не судить о чём бы то ни было по первому впечатлению, которое может быть обманчивым; призыв стремиться разглядеть красоту в привычном для нас или даже в том, что принято считать некрасивым (призыв присмотреться к жабам).

2 балла - приведены три призыва, удовлетворяющие указанным выше критериям;

1 балл - приведены два призыва, удовлетворяющие указанным выше критериям;

0 баллов - другие ответы.

Ответы на задания 3 уровня (3 балла)

1. Возможные варианты ответа:

1) На фабрике должны быть построены очистные сооружения

2) Не допускать сброс использованной воды с фабрики в колодец с живой водой

3) Не допускать выброса в атмосферу загрязняющих веществ

4) Не допускать попадания в почву загрязняющих веществ и т.п.

В качестве верных не учитываются обобщённые формулировки, не касающиеся строительства фабрики. Например, «беречь природу», «сохранить живую воду» и т.п.

3 балла - приведены три распоряжения, удовлетворяющие указанным выше критериям;

2 балла - приведены два распоряжения, удовлетворяющие указанным выше критериям;

1 балл - дано только одно распоряжение, удовлетворяющее указанным выше критериям;

0 баллов - другие ответы.


  1. Элементы ответа, которые игроки должны отразить:

  1. разницу в величине планет;

  2. расположение планет относительно Солнца (расстояние до Солнца);

  3. вращение планет вокруг своей оси и вокруг Солнца (все планеты вращаются против часовой стрелки, Уран вокруг своей оси - против часовой стрелки, а вокруг Солнца - по часовой стрелке);

  4. взаимодействие Земли и Луны;

  5. название планет и Солнца;

  6. цвет планет (Марс - красный, Нептун - голубой);

При выполнении данного задания обращаем внимание на умение игроков сопоставлять величины, выстраивать систему из элементов, которые ведут себя по - разному.

3 балла - модель выстроена и «действует» в соответствии с вышеперечисленными требованиями; при демонстрации взаимодействия Земли и Луны могут быть допущены неточности;

2 балла - соблюдены все требования, предъявляемые к ответу на 3 балла, кроме требования 4);

1 балл - соблюдены все требования, предъявляемые к ответу на 3 балла, кроме требований 4) и 6)

0 баллов - другой ответ.

Задания для интеллектуального марафона по мотивам курса Окружающий мир (5, 6 классы)

© 2010-2022