- Преподавателю
- Обществознание
- Урок - семинар. Избирательное право в демократическом государстве
Урок - семинар. Избирательное право в демократическом государстве
Раздел | Обществознание |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Калинина О.Г. |
Дата | 30.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Черногорское муниципальное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №7
Урок - Семинар.
Тема: Избирательное право в демократическом государстве.
учитель истории
и обществознания
Калинина О.Г.
Черногоск 2009г.
Тема: Избирательное право в демократическом государстве.
Класс: 10
Форма проведения: Семинар
Цели и задачи урока:
-
раскрыть основные принципы демократических выборов, охарактеризовать избирательную процедуру;
-
развивать умение учащихся анализировать документы, высказывать свою точку зрения по предложенным вопросам;
-
способствовать воспитанию чувства патриотизма и гражданского самосознания.
Оборудование урока: Использование методов ИКТ
Высказывание известных людей:
«Свобода возможна только при демократии, т.е, при доступном для всех участии в волеизъявлении» (К.Ясперс, немецкий философ).
«Современные выборы, возможно, всего лишь карикатура на идею участия граждан в делах государства, но в любом случае они остаются символом того, что может воплотиться в жизнь» (Р.Арон, французский политолог).
(см. Презентацию)
На партах разложены листы с фрагментами текста Конституции РФ и закона «0 выборах Президента Российской Федерации», Федеральный Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации», тесты для закрепления темы урока.
Новости красной строкой: Учитель вместе с учениками обсуждает актуальные проблемы современности. Каждый учащийся, готовясь к уроку обществознания, просматривает программу «Новости», откуда он получает информацию о событиях произошедших в России и в мире. Затем полученную информацию ученик самостоятельно классифицирует по принципу основных сфер общества:
-
политическая
-
экономическая
-
социальная
-
культурная
План урока
1. Организационный момент (2 мин.)
1. Роль выборов в современной России. (6мин.)
2. Избирательное право. (6мин.)
3. Выборы Президента Российской Федерации.(13мин.)
4. Закрепление материала. Тест (13мин.)
5. Итоги. Домашнее задание. (5мин.)
Ход урока:
1.Организационный момент
Учитель приветствует учащихся, говорит о том, что Избирательное право является обязанностью каждого гражданина РФ, сегодня на уроке мы попытаемся выяснить: Что такое избирательное право? Какую роль занимают Выборы в государстве? В чем суть избирательных прав граждан?
Проводится беседа с учащимися по предыдущей теме - «Политические режимы»
Вопросы для беседы:
1) Что такое демократия и каковы ее основные признаки?
2) Является ли демократия идеальным политическим режимом?
3) Что такое либеральная демократия?
4) Каковы особенности нынешней российской демократии?
2.Переходя к новой теме, учитель говорит о том, что участие в выборах проявление политической и правовой зрелости каждого взрослого человека. Вряд ли можно назвать настоящим гражданином человека, который в день выборов отсиживается дома. Выборы - важнейший институт демократического государства.
Внимание школьников обращается на высказывания К. Ясперса и Р.Арона,
Ставятся Вопросы:
1) Какова основная мысль каждого высказывания?
2) Что объединяет высказывания двух известных людей?
З) Какова основная цель выборов?
(см. Презентацию)
Далее с опорой на ранее полученные знания учащиеся делают вывод об основных принципах демократических выборов: равноправии, добровольности участия, свободе волеизъявления, альтернативности и др.
В тетрадях учащиеся записывают определения понятий «выборы», «референдум», «избиратель».
3. Учитель обращает внимание учеников на то, что демократичность выборов в России обеспечивается Конституцией РФ и соответствующими законами: «О выборах депутатов Государственной думы»; «0 выборах Президента Российской Федерации, «0 референдуме Российской Федерации» и др.
Учащиеся читают ст. 32, 81 Конституции РФ и отвечают на Вопросы:
1) В чем суть избирательных прав граждан?
2) Кто не имеет права избирать и быть избранным?
З) На основе какого избирательного права избиратели участвуют в выборах?
4) Как осуществляется голосование избирателей?
В ходе работы с документами учащиеся раскрывают сущность всеобщего, равного, прямого избирательного права.
Затем выполняют упражнение «Моя точка зрения» (работа организуется по группам). Каждая группа получает одно утверждение, в ходе обсуждения которого необходимо высказаться «за» или «против» и привести несколько аргументов в защиту своей позиции:
1) работающие граждане должны иметь на выборах по два голоса, а пенсионеры, домохозяйки, учащиеся по одному голосу;
2) выборы должны быть открытыми, т.е. избиратели голосуют не тайно, а подписанными бюллетенями;
3) участие в выборах должно быть обязательным под угрозой штрафа.
3. Учащиеся работают по группам самостоятельно со статьями главы 1 федерального закона «0 выборах Президента Российской Федерации»
Каждая группа получает по два вопроса к документу.
1. В чем заключается свобода и добровольность участия граждан РФ в выборах Президента РФ?
2) С какого возраста граждане РФ могут избирать Президента РФ?
З) Кто может быть избран Президентом РФ?
4) Кто не имеет права быть Президентом РФ?
5) На какие органы возлагается подготовка и проведение выборов Президента РФ?
б) Какова роль избирательных комиссий в проведении демократических выборов?
Ответы на вопросы учащиеся кратко записывают в тетради.
Задание 1: составьте политический портрет государственного деятеля. Каждая группа составляет список качеств, которыми должен обладать кандидат в Президенты РФ
Задание 2: выделите черты, совпавшие в двух списках; укажите качества, которые представлены только в вашем перечне. Объясните, почему вы включили их в свой список?
4. Закрепить изученный материал помогут следующие тесты.
1. Право быть избранным в органы государственной власти называется:
а) активное избирательное право
б) пассивное избирательное право
в) классическое избирательное право
2. Выборными являются должности:
а) министра
б) Президента РФ
в) директора школы
г) депутата
3. Гражданин РФ может быть избран Президентом Российской Федерации, достигнув возраста:
а) 40 лет
б) 30 лет
в) 35 лет
4. Гражданин РФ имеет право быть избирателем, достигнув возраста:
а) 16 лет
6)18 лет
в) 21 года
5. Всенародное голосование, проводимое для выявления отношения всех избирателей страны к важнейшим вопросам общественной жизни, называется:
а) ратификация
б) свободные выборы
в) референдум
6. Президент российской Федерации избирается на срок:
а) 4 года
6) 5 лет
в) 8 лет
7. Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации является:
а) Министр обороны РФ
б) председатель Правительства РФ
в) Президент РФ
8. Парламент в Российской Федерации называется:
а) государственная дума
б) Совет Федерации
в) Федеральное собрание
9. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин РФ, постоянно проживающий на территории Российской Федерации в течение:
а) 10 лет
б) 5 лет
в) 15 лет
10. Президент РФ является:
а) Председателем Правительства;
б) главой государства;
в) Председателем Федерального Собрания.
5. Итоги. Домашнее задание.
Учитель отмечает, сегодня на уроке мы выяснили какую роль, играют Выборы в демократическом государстве, каковы источники избирательного права, какие избирательные права и обязанности существуют у граждан РФ.
Домашнее задание: выучить понятие, проанализировать конспект.
Составить политический портрет государственного деятеля.
Технические средства обучения:
-
использование в обучении методов ИКТ (см. Презентация для учеников.)
-
Использование мела и доски
Дидактические материалы:
-
Конституция Российской Федерации
-
Федеральный Закон «О выборах Президента Российской Федерации»
-
Федеральный Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации»
Методическая литература:
-
Бравина М.А. Интегрированный урок: суть, возможности, методика // Пеподавание истории и обществознания в школе 2007 №10 с.13 - 14
-
Борытко Н.М. Педагогика М: идейный центр «Академия». - 2007.- 496с.
-
Воскресенская Н.М. Иоффе А.Н. Мостяева Л.В. Современные подходы к преподаванию обществознания // Преподавание истории в школе 2006 № 8 с. 42 - 47
-
Подласый И.П. Педагогика: Новый курс. - М.: Владос, книга №1. 2003. - 576с.
-
Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: Просвещение, - 2003 . - 59 - 70с.
-
Концепция социально - гуманитарного (обществоведческого) . - образования в современной школе (2008) // Преподавание истории и обществознания в школе 2008 № 6 - 7 с. 13 - 21
-
Киприянова Е.В. Новые подходы в преподавании обществознания // Преподавание истории в школе 2008 № 7 с. 58 - 59
-
Короткова М.В. Личностно - ориентированный подход в изучении обществознания // Преподавание истории и обществознания в школе 2007 №6 с. 3 - 7
-
Мясникова Е.Ю. Постановка и развитие понимания учащихся на уроках обществознания // Преподавание истории в школе 2008 №8 с. 40 - 45
-
Мачехина О.Н. Ролево - игровое проектирование в свете компетентного подхода в образовании // Преподавание истории в школе 2007 № 5 с. 12 - 17
-
Студеникин Методика преподавания истории в школе. - М.: Просвещение. - 2000.- 240с.
Интернет - ресурсы:
Htt: // constitution. garant. ru/