Урок на тему: Гражданское общество и государство

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Гражданское общество и государство

Цель: сформировать представление учащихся о государстве как о политическом институте и причинах возникновения, структуре и признаках гражданского общества

Задачи:

  • формирование представлений и знаний по теме;

  • знать основные черты государства как политического института общества;

  • продолжить формирование умения работать с различными источниками

Оборудование:

  • учебник «Обществознание» под редакцией Л.Н.Боголюбова

  • раздаточный материал

  • схемы

  • презентация

Тип урока: изучение нового материала (лекция с элементами презентации и беседы)

Ход урока

План

  1. Государство как основной политический институт.

  2. Гражданское общество.

Перед изучением новой темы повторить:

  1. Признаки государства

  2. Функции государства

  3. Точки зрения по вопросу возникновения государства


  1. Государство- политическая общность, имеющая определенную структуру, организацию политической власти и управление социальными процессами на определенной территории (слайд 1).

Опираясь на схему (слайд 2) дать характеристику государства как политического института.

При рассмотрении типов государства (слайд 3)- правовому государству дают определение ученики, социальному -учитель. Данное определение записать в тетрадь:

Социальное государство - форма организации государственной власти, для которой свойственна забота о благосостоянии граждан, создании достойных условий существования, равных возможностей реализации из талантов и способностей, благоприятной среды обитания. Это государство формирует новый тип социальных связей между людьми, основанный на принципах социальной справедливости, социального мира и гражданского согласия (примеры создания социальных государств могут привести ученики).

Рассматриваем схему-обобщение (слайд 4):

Государство

  • Содержание:

сфера реализации общезначимых интересов социальных групп, классов, этносов

  • Средства реализации:

конституция, власть. Право, принуждение

  • Основа государства:

политические институты, органы власти, лидеры, элита


  1. Гражданское общество- формирующаяся и развивающаяся в демократических государствах человеческая общность, представленная сетью добровольно образованных негосударственных структур во всех сферах жизнедеятельности общества и совокупностью негосударственных отношений - экономических, социальных, духовных, религиозных и других.(слайд 5)

Структура гражданского общества(слайды 6,7,8):

  • Политические партии

  • Общественно-политические организации и движения: экологические, правозащитные

  • Союзы предпринимателей

  • Независимые средства массовой информации

  • Научные и культурные организации, спортивные общества

  • Семья

  • Церковь

Ученики в качестве примера могут назвать партии, которые они знают, а также средства массовой информации и спортивные общества, общественно-политические и научные организации

Все это обобщается в схеме(слайд9):

Гражданское общество

  • Содержание:

Сфера реализации повседневных интересов граждан

  • Средства реализации:

Убеждение, правовые и моральные нормы, традиции, обычаи

  • Основа гражданского общества

Свободный человек с неотъемлемыми правами и неполитические организации

Признаки гражданского общества (слайд 10)

  • Полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина

  • Свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм

  • Осуществление права человека на информацию

  • Многоукладность экономики

  • Легитимность власти

  • Правовое государство

  • Сильная социальная политика государства

Разобрать и объяснить каждый признак, желательно чтобы сначала это попытались сделать ученики.

Функции гражданского общества(слайд 11)

  • Полное удовлетворение материальных, духовных потребностей человека.

  • Защита частных сфер жизни людей.

  • Мощный рычаг сдерживания политической власти от абсолютного господства.

  • Стабилизация общественных отношений и процессов.

Запись в тетради:

Общественные отношения (социальные отношения) - различные взаимодействия урегулированные социальными нормами, между двумя или более людьми, каждый из которых имеет социальную позицию, и осуществляет социальную роль. Социологи считают общественные отношения высшей формой социальных явлений по сравнению с поведением, действием, социальным поведением, социальным действием и социальным взаимодействием.

Условия возникновения и развития гражданского общества (слайд 12)

  • Социальная свобода, демократическое государственное управление, существование общественной сферы политической деятельности и политической дискуссии

  • Гласность и высокая информированность граждан

Обсудить с классом:

  • Есть ли в России гражданское общество?

  • Что нужно для того, чтобы в России сформировалось гражданское общество?

Обобщив все сказанное учениками, открываем следующий слайд

Условия формирования гражданского общества в России (слайд 13)

  • Развитие всех форм собственности (особенно частной), развитие экономической конкуренции

  • Ликвидация основ любой безраздельной политической власти

  • Укрепления чувства личного достоинства

Обсудить: насколько каждое из условий развито на данный момент

Форма сотрудничества государства и гражданского общества(слайд14)- Общественная палата

В соответствии с Федеральным законом [6] она «обеспечивает взаимодействие граждан Российской Федерации с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан Российской Федерации, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации и прав общественных объединений при формировании и реализации государственной политики, а также в целях осуществления общественного контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления».

Целями и задачами Общественной палаты является привлечение граждан и общественных объединений к реализации государственной политики; выдвижение и поддержка гражданских инициатив, имеющих общероссийское значение и направленных на реализацию конституционных прав, свобод и законных интересов граждан и общественных объединений; проведение общественной экспертизы законопроектов и проектов нормативно-правовых актов органов исполнительной власти Российской Федерации и местного самоуправления; осуществление общественного контроля за деятельностью органов исполнительной власти и местного самоуправления, а также за соблюдением свободы слова в средствах массовой информации; выработка рекомендаций органам государственной власти Российской Федерации при определении приоритетов в области государственной поддержки общественных объединений, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества в Российской Федерации; привлечение граждан, общественных объединений и представителей СМИ к обсуждению вопросов обеспечения гарантий свободы слова и свободы массовой информации и выработке по данным вопросам рекомендаций.

Заключения Общественной палаты по результатам экспертизы законопроектов и решений органов исполнительной власти и местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению соответствующими органами государственной власти и местного самоуправления; руководители федеральных органов исполнительной власти обеспечивают участие членов Общественной палаты в работе общественных советов при федеральных органах исполнительной власти.

Казалось бы, столь серьезные задачи и правомочия Общественной палаты должны были бы вселить уверенность в том, что новый общественный орган придаст новый импульс развитию гражданского общества и повысит эффективность его взаимодействий с государством при решении общих задач. Однако создание Общественной палаты вызвало неоднозначную реакцию в обществе. Определенная его часть, в том числе, экспертного сообщества, расценила его «как движение в никуда», как очередную попытку создания «видимости наличия демократических институтов в стране» .

Обсуждаем диаграмму: Данные опросов (и особенно их динамика) подтверждают скептицизм населения в отношении нового общественного органа. По данным ВЦИОМ на январь 2006 г., 11% опрошенных прогнозировали, что через несколько лет роль Общественной палаты возрастёт; тогда как 27% полагали, что её роль будет второстепенной, и 28% - что «вообще никакой». Ещё 33% затруднялись оценить её будущее. В октябре 2005 г., когда Общественная палата ещё не была окончательно сформирована, оптимистов было больше: тогда 18% предрекали ей значительную роль, и 23% -незначительную

(О современных формах взаимодействия гражданского общества и государства
(к вопросу о развитии новых форм институционализации общественного диалога в современной Россиию. Кулинченко Александр Викторович )

Вывод(слайд 15)

  • Гражданское общество - понятие, обозначающее совокупность неполитических отношений в обществе: экономических, социальных, нравственных, религиозных, национальных и других.

  • Гражданское общество - сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, огражденных соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации деятельности этих граждан и организаций со стороны государственной власти.

Закрепление (слайд 16)

Ученики отвечают на вопросы:

  • Что такое гражданское общество?

  • Признаки гражданского общества

  • Какова взаимосвязь гражданского общества и государства?

Д/З . Заполнить таблицу

Общественные организации гражданского общества

Сферы общественной

жизни

Примеры организаций

Экономическая

Социальная

Культурная

Политическая

(правозащитная)


© 2010-2022