- Преподавателю
- Обществознание
- Урок на тему: Гражданское общество и государство
Урок на тему: Гражданское общество и государство
Раздел | Обществознание |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Поляева С.В. |
Дата | 04.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема: Гражданское общество и государство
Цель: сформировать представление учащихся о государстве как о политическом институте и причинах возникновения, структуре и признаках гражданского общества
Задачи:
-
формирование представлений и знаний по теме;
-
знать основные черты государства как политического института общества;
-
продолжить формирование умения работать с различными источниками
Оборудование:
-
учебник «Обществознание» под редакцией Л.Н.Боголюбова
-
раздаточный материал
-
схемы
-
презентация
Тип урока: изучение нового материала (лекция с элементами презентации и беседы)
Ход урока
План
-
Государство как основной политический институт.
-
Гражданское общество.
Перед изучением новой темы повторить:
-
Признаки государства
-
Функции государства
-
Точки зрения по вопросу возникновения государства
-
Государство- политическая общность, имеющая определенную структуру, организацию политической власти и управление социальными процессами на определенной территории (слайд 1).
Опираясь на схему (слайд 2) дать характеристику государства как политического института.
При рассмотрении типов государства (слайд 3)- правовому государству дают определение ученики, социальному -учитель. Данное определение записать в тетрадь:
Социальное государство - форма организации государственной власти, для которой свойственна забота о благосостоянии граждан, создании достойных условий существования, равных возможностей реализации из талантов и способностей, благоприятной среды обитания. Это государство формирует новый тип социальных связей между людьми, основанный на принципах социальной справедливости, социального мира и гражданского согласия (примеры создания социальных государств могут привести ученики).
Рассматриваем схему-обобщение (слайд 4):
Государство
-
Содержание:
сфера реализации общезначимых интересов социальных групп, классов, этносов
-
Средства реализации:
конституция, власть. Право, принуждение
-
Основа государства:
политические институты, органы власти, лидеры, элита
-
Гражданское общество- формирующаяся и развивающаяся в демократических государствах человеческая общность, представленная сетью добровольно образованных негосударственных структур во всех сферах жизнедеятельности общества и совокупностью негосударственных отношений - экономических, социальных, духовных, религиозных и других.(слайд 5)
Структура гражданского общества(слайды 6,7,8):
-
Политические партии
-
Общественно-политические организации и движения: экологические, правозащитные
-
Союзы предпринимателей
-
Независимые средства массовой информации
-
Научные и культурные организации, спортивные общества
-
Семья
-
Церковь
Ученики в качестве примера могут назвать партии, которые они знают, а также средства массовой информации и спортивные общества, общественно-политические и научные организации
Все это обобщается в схеме(слайд9):
Гражданское общество
-
Содержание:
Сфера реализации повседневных интересов граждан
-
Средства реализации:
Убеждение, правовые и моральные нормы, традиции, обычаи
-
Основа гражданского общества
Свободный человек с неотъемлемыми правами и неполитические организации
Признаки гражданского общества (слайд 10)
-
Полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина
-
Свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм
-
Осуществление права человека на информацию
-
Многоукладность экономики
-
Легитимность власти
-
Правовое государство
-
Сильная социальная политика государства
Разобрать и объяснить каждый признак, желательно чтобы сначала это попытались сделать ученики.
Функции гражданского общества(слайд 11)
-
Полное удовлетворение материальных, духовных потребностей человека.
-
Защита частных сфер жизни людей.
-
Мощный рычаг сдерживания политической власти от абсолютного господства.
-
Стабилизация общественных отношений и процессов.
Запись в тетради:
Общественные отношения (социальные отношения) - различные взаимодействия урегулированные социальными нормами, между двумя или более людьми, каждый из которых имеет социальную позицию, и осуществляет социальную роль. Социологи считают общественные отношения высшей формой социальных явлений по сравнению с поведением, действием, социальным поведением, социальным действием и социальным взаимодействием.
Условия возникновения и развития гражданского общества (слайд 12)
-
Социальная свобода, демократическое государственное управление, существование общественной сферы политической деятельности и политической дискуссии
-
Гласность и высокая информированность граждан
Обсудить с классом:
-
Есть ли в России гражданское общество?
-
Что нужно для того, чтобы в России сформировалось гражданское общество?
Обобщив все сказанное учениками, открываем следующий слайд
Условия формирования гражданского общества в России (слайд 13)
-
Развитие всех форм собственности (особенно частной), развитие экономической конкуренции
-
Ликвидация основ любой безраздельной политической власти
-
Укрепления чувства личного достоинства
Обсудить: насколько каждое из условий развито на данный момент
Форма сотрудничества государства и гражданского общества(слайд14)- Общественная палата
В соответствии с Федеральным законом [6] она «обеспечивает взаимодействие граждан Российской Федерации с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан Российской Федерации, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации и прав общественных объединений при формировании и реализации государственной политики, а также в целях осуществления общественного контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления».
Целями и задачами Общественной палаты является привлечение граждан и общественных объединений к реализации государственной политики; выдвижение и поддержка гражданских инициатив, имеющих общероссийское значение и направленных на реализацию конституционных прав, свобод и законных интересов граждан и общественных объединений; проведение общественной экспертизы законопроектов и проектов нормативно-правовых актов органов исполнительной власти Российской Федерации и местного самоуправления; осуществление общественного контроля за деятельностью органов исполнительной власти и местного самоуправления, а также за соблюдением свободы слова в средствах массовой информации; выработка рекомендаций органам государственной власти Российской Федерации при определении приоритетов в области государственной поддержки общественных объединений, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества в Российской Федерации; привлечение граждан, общественных объединений и представителей СМИ к обсуждению вопросов обеспечения гарантий свободы слова и свободы массовой информации и выработке по данным вопросам рекомендаций.
Заключения Общественной палаты по результатам экспертизы законопроектов и решений органов исполнительной власти и местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению соответствующими органами государственной власти и местного самоуправления; руководители федеральных органов исполнительной власти обеспечивают участие членов Общественной палаты в работе общественных советов при федеральных органах исполнительной власти.
Казалось бы, столь серьезные задачи и правомочия Общественной палаты должны были бы вселить уверенность в том, что новый общественный орган придаст новый импульс развитию гражданского общества и повысит эффективность его взаимодействий с государством при решении общих задач. Однако создание Общественной палаты вызвало неоднозначную реакцию в обществе. Определенная его часть, в том числе, экспертного сообщества, расценила его «как движение в никуда», как очередную попытку создания «видимости наличия демократических институтов в стране» .
Обсуждаем диаграмму: Данные опросов (и особенно их динамика) подтверждают скептицизм населения в отношении нового общественного органа. По данным ВЦИОМ на январь 2006 г., 11% опрошенных прогнозировали, что через несколько лет роль Общественной палаты возрастёт; тогда как 27% полагали, что её роль будет второстепенной, и 28% - что «вообще никакой». Ещё 33% затруднялись оценить её будущее. В октябре 2005 г., когда Общественная палата ещё не была окончательно сформирована, оптимистов было больше: тогда 18% предрекали ей значительную роль, и 23% -незначительную
(О современных формах взаимодействия гражданского общества и государства
(к вопросу о развитии новых форм институционализации общественного диалога в современной Россиию. Кулинченко Александр Викторович )
Вывод(слайд 15)
-
Гражданское общество - понятие, обозначающее совокупность неполитических отношений в обществе: экономических, социальных, нравственных, религиозных, национальных и других.
-
Гражданское общество - сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, огражденных соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации деятельности этих граждан и организаций со стороны государственной власти.
Закрепление (слайд 16)
Ученики отвечают на вопросы:
-
Что такое гражданское общество?
-
Признаки гражданского общества
-
Какова взаимосвязь гражданского общества и государства?
Д/З . Заполнить таблицу
Общественные организации гражданского общества
Сферы общественной
жизни
Примеры организаций
Экономическая
Социальная
Культурная
Политическая
(правозащитная)