• Преподавателю
  • Обществознание
  • ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА (Факультатив по теории менеджмента для учащихся старших классов образовательных учреждений)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА (Факультатив по теории менеджмента для учащихся старших классов образовательных учреждений)

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА (Факультатив по теории менеджмента для учащихся старших классов образовательных учреждений)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА

1. Сущность и содержание менеджмента.

2. Основные концепции и подходы к управлению.

3. Цели и задачи менеджмента.

1. Сущность и содержание менеджмента

Менеджмент - это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.

Рассмотрим входящие в данное определение положения.

  • Менеджмент как самостоятельный вид профессиональной деятельности предполагает, что менеджер независим от собственности на капитал фирмы, в которой он работает (т.е. он может владеть акциями фирмы, а может их не иметь, работая по найму) на должности менеджера. Менеджмент объединяет работников различных специальностей: инженеров, экономистов, плановиков, бухгалтеров и т.д., работающих под руководством менеджера.

Менеджер - это руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями в области принятия решений по конкретным видам деятельности фирмы, функционирующей в рыночных условиях.

К менеджеру любого уровня предъявляются высокие требования: наличие общих знаний в области управления предприятием, компетентность в вопросе технологии производства в той области, к которой относится фирма, обладание наряду с навыками администрирования предпринимательскими качествами, умение владеть ситуацией на рынке и принимать обоснованные и компетентные решения, наличие практического опыта и знаний в области анализа экономической ситуации на основных рынках, умение анализировать деятельность и действия фирм конкурентов, а главное - управлять людьми. Профессиональный менеджмент, как самостоятельный вид деятельности, предполагает наличие в качестве субъекта этой деятельности специалиста-менеджера, в качестве объекта - хозяйственную деятельность фирмы в целом или ее конкретную сферу, (производство, сбыт, финансы).

  • Под хозяйственной деятельностью в определении менеджмента понимается деятельность фирмы: 1) в любой отрасли экономики: промышленности, торговле, строительстве и т.д.; 2) в любой сфере деятельности фирмы: НИОКР, производство, сбыт, финансы и т.д., если она направлена на получение прибыли как конечного результата или предпринимательского дохода, в зависимости от конечных целей деятельности фирмы. Менеджмент относится только к тем категориям фирм или предприятий, которые осуществляют свою деятельность в целях получения прибыли независимо от характера такой деятельности (деятельность промышленных фирм, банков, страховых обществ, туристских агентств и т. д.).

  • Определение целей деятельности фирмы на ближайшую и дальнюю перспективы - это главное в менеджменте. Цели - это конкретные конечные состояния или искомые результаты, которые хотела бы добиться организация. Управление путем постановки целей, осуществляется с учетом оценки потенциальных возможностей фирмы и ее обеспеченности соответствующими ресурсами. Цели бывают общие и специфические. Общие отражают концепцию развития фирмы в целом, специфические - разрабатываются в рамках общих целей по основным видам деятельности фирмы.

  • Рациональное использование материальных и трудовых ресурсов предполагает достижение целей при минимуме затрат и максимуме эффективности.

  • Экономический механизм менеджмента обусловлен осуществлением хозяйственной деятельности фирмы в рыночных условиях. Он состоит из внутрифирменного управления, управления производством и управления персоналом.

Содержание понятия «менеджмент» можно рассматривать:

  1. как науку и практику управления;

  2. как организацию управления фирмой;

  3. как процесс принятия управленческих решений.

1) Под научными основами управления понимается система научных знаний, которая составляет теоретическую базу практики управления. Наука об управлении получила развитие в трудах таких отечественных ученых, как Гвишиани, Аганбегян, Васильев, Попов и зарубежных - Файоль, Друкер, Мескон, Ансофф и др.

Авторы работ по научному управлению выдвинули и обосновали следующие научные положения:

  • использование научного анализа для определения наилучших способов достижения целей и решения конкретных задач;

  • важность отбора работников, наиболее подходящих для выполнения конкретных задач, и обеспечения их обучения;

  • необходимость обеспечения работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения задач.

2) Менеджмент как организация управления фирмой, осуществляющей любые виды предпринимательской деятельности, направленной на получение прибыли, состоит в достижении фирмой определенных результатов в ходе предпринимательской деятельности.

Цели всякой организации предполагают преобразование ресурсов для достижения конечных результатов. Для их реализации необходимо осуществление различных видов деятельности, т.е. функций. В зависимости от конкретных функций организация делится на подразделения.

3) Любая ситуация, возникающая в процессе управления, является задачей для руководителя и требует от него принятия решений. Решение - это выбор альтернатив.

Управленческое решение принимается на основе информации, получаемой и обрабатываемой в процессе подготовки решений. И, естественно, всякое решение является результатом обратной связи с рынком и другими элементами внешней среды. Принятое решение подлежит конкретизации для исполнителей и контролю за выполнением.

2. Основные концепции и подходы к управлению

В зарубежной науке управления сложились четыре важнейшие концепции, которые внесли существенный вклад в развитие современной теории и практики управления:

  1. Концепция научного управления.

  2. Концепция административного управления.

  3. Концепция управления с позиций психологии и человеческих отношений.

  4. Концепция управления с позиций науки о поведении.

  1. Концепция научного управления получила развитие в США с начала XX века (1885-1920). Основоположником ее был Тейлор, который в 1911 году опубликовал книгу «Принципы научного управления». Он сформулировал вывод о том, что управление - это определенная специальность и, что организация в целом выигрывает, если каждая группа работников сосредоточится на том, что она делает успешнее всего. Благодаря этой концепции менеджмент был признан самостоятельной областью научных исследований. Научное управление также тесно связано с работами Френка и Лилии Гилберт и Генри Гантта, которые, как и Тейлор, полагали, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь их более эффективного выполнения. Первой фазой методологии были анализ содержания работы и определение ее основных компонентов. Так, Гилберты изучали операции, используя кинокамеру в сочетании с микрохронометром, фиксировавшим интервалы до 1/200 секунды, чтобы определить время, необходимое на конкретное движение при выполнении работы. Тейлор замерял количество руды и угля, которое человек может поднять на лопатах различного размера. Авторы концепции научного управления посвящали свои исследования в основном проблемам управления производством, в частности, вопросам повышения эффективности производства.

  2. Концепция административного управления начала развиваться в 1920-1950гг. и была направлена на разработку общих проблем и принципов управления организаций в целом. В рамках этой концепции в 20-е годы было сформулировано понятие организационной структуры фирмы как системы взаимосвязей, имеющих определенную иерархию. Эта концепция получила также название классической школы управления. Одним из представителей классической школы управления был Файоль, который говорил, что управлять - это значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, согласовывать, контролировать. Он определял управление (в его терминологии - администрирование) как совокупность принципов, правил, приемов, направленных на осуществление предпринимательской деятельности, наиболее эффективно, оптимально использующее ресурсы и возможности фирмы. Главный вклад Файоля в теорию управления состоит в рассмотрении управления как универсального процесса, состоящего из нескольких взаимосвязанных функций, таких как планирование, организация, контроль.

  3. Концепция управления с позиций психологии и человеческих отношений получила распространение в 1930-1950 гг. и впервые определила менеджмент как обеспечение выполнения работы с помощью других лиц. Хотя авторы научного и административного управления признавали значение человеческого фактора, их дискуссии ограничивались такими аспектами, как справедливая оплата, экономическое стимулирование и установление формальных функциональных отношений. Движение за человеческие отношения зародились в ответ на неспособность полностью осознать человеческий фактор как основной элемент эффективности организации. Так как эта концепция возникла как реакция на недостатки классического подхода, школа человеческих отношений называется также неоклассической школой. Представителями ее являются Мэри Паркер Фоллетт, Элтон Мейо и Абрахам Маслоу. Исследования, проведенные этими учеными, особенно психологом Маслоу, показали, что мотивами поступков людей являются различные потребности, которые не могут быть удовлетворены в денежном выражении, т.е. производительность труда рабочих может повышаться не только с повышением зарплаты, а в результате изменения отношений между работниками, повышения удовлетворенности рабочих своим трудом и отношениями в коллективе. Таким образом эта концепция была основана на важнейшем положении о том, что применение приемов управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворенности работников результатами своего труда, является основой повышения вследствие этого его производительности.

  4. Концепция управления с позиций науки о поведении - это современная концепция, получившая развитие в 60-е годы. Развитие таких наук, как психология и социология, и совершенствование методов исследования, сделало изучение поведения на рабочем месте в большей степени строго научным. Наиболее известными представителями развития поведенческо-бихевиористского (бихевиоризм (от англ. - поведение) - одно из направлений в американской психологии, возникшее в начале XX века, которое в отличие от других теорий, считает предметом психологии поведение, а не сознание или мышление) направления являются Лайкерт, Мак-Грегор и Герцберг. В основе этой концепции лежит повышение эффективности организации в результате повышения эффективности ее человеческих ресурсов и, следовательно, исследование различных аспектов социального взаимодействия, мотивации, характера власти, лидерства и т.д. Основной целью этой концепции является стремление оказать помощь работнику в создании своих собственных возможностей на основе применения положений поведенческих наук к построению и управлению организациями.

Формирование школы науки управления с 1950 г. по настоящее время, связано с возникновением кибернетики и исследований операций. Первоначально исследование операций сводилось к разработкам способов количественного анализа задачи как целого без выделения ее частей.

По своей сути, исследование операций - это применение методов научного исследования к операционным проблемам организации. После постановки проблемы группа специалистов по исследованию операций разрабатывает модель ситуации. Модель - это форма представления реальности, упрощающая эту реальность, облегчающая понимание ее сложностей. После создания модели переменным задаются количественные значения. Это позволяет объективно сравнить и описать каждую переменную и отношения между ними. Ключевой характеристикой науки управления является замена словесных рассуждений моделями, символами и количественными значениями. Компьютер позволяет исследователям операций конструировать модели возрастающей сложности. Учеными строятся модели, наиболее часто встречающиеся в менеджменте, а именно: распределение ресурсов, управление запасами, массовое обслуживание, выбор стратегии развития.

Эти и другие многочисленные концепции менеджмента направлены на совершенствование стратегии отдельных предприятий с целью получения намечаемых прибылей.

Кроме того, различают три основных подхода к управлению: системный, процессный и ситуационный.

Системный подход. Система - это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Системный подход предполагает, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.

Существуют два основных типа систем: открытые и закрытые. Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы от среды, окружающей систему (примером являются часы).

Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой и имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде (например, энергия, информация, материалы, организация и т.д.).

Процессный подход. Он рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функции - планирование, организация, мотивация, контроль и т.д. Процесс управления является общей суммой всех функций.

Ситуационный подход. Он предполагает, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Ситуация - это конкретный набор обстоятельств, которые оказывают воздействие на функционирование организации в данное время. Используя ситуационный подход, управляющие могут понять, какие методы и средства будут наилучшим образом способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации. Самым эффективным в конкретной ситуации является метод, наиболее соответствующий данной ситуации.

3. Цели и задачи менеджмента

Конечной целью менеджмента является обеспечение прибыльности в деятельности фирмы путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технико-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала, при одновременном повышении квалификации, творческой активности каждого работника. (табл. 1.1)


Таблица 1.1. Примеры ключевых целей организации

промышленного предприятия

Функциональная подсистема

Ключевая цель

1. Маркетинг

Выйти на первое место по продаже продукции на рынке

2. Производство

Достичь наивысшей производительности труда при производстве всех (или определенных) видов продукции.

3. Научно-исследовательские разработки

Завоевать лидерские позиции по вводу новых видов продукции (услуг), используя на исследования и разработку определенного % доходов от объема реализации.

4. Финансы

Сохранять и поддерживать на необходимом уровне все виды финансовых ресурсов.

5. Персонал

Обеспечить условия для развития творческого потенциала работников, повышения уровня заинтересованности в работе.

6. Менеджмент

Определить практические области управленческого воздействия и задачи, обеспечивающие получение запланированных результатов.

Прибыльность фирмы свидетельствует об эффективности ее производственно-сбытовой деятельности, которая достигается путем минимизации затрат и максимизации доходов от результатов производства.

Задачей менеджмента как науки управления является стремление повысить практическую значимость исследований, ориентировать их на разработку принципов и методов, дающих возможность практически решать в тех или иных условиях проблемы функционирования организации.

Важнейшей задачей менеджмента является организация производства товаров и услуг с учетом потребностей на основе имеющихся материальных и людских ресурсов и обеспечение рентабельности деятельности предприятия и его стабильного положения на рынке.

В связи с этим в задачи менеджмента входит:

  1. обеспечение автоматизации производства и переход к использованию работников, обладающих высокой квалификацией;

  2. стимулирование работы сотрудников фирмы путем создания для них лучших условий труда и установление более высокой заработной платы;

  3. постоянный контроль за эффективностью деятельности фирмы;

постоянный поиск и освоение новых рынков.

Конечной целью менеджмента является обеспечение прибыльности или доходности в деятельности фирмы путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и эффективное использование кадрового потенциала.


© 2010-2022