Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь разработана с целью организации самостоятельной работы обучаемых в аудитории и дома для проверки знаний обучаемых, полученных в ходе теоретического изучения учебного материала. Рабочая тетрадь является учебным пособием и основывается на учебнике Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой, А.Ю. Лазебникова и др. «Обществознание». Ч.1. 10 кл. Предлагаемые задания составлены в соответствии с действующей примерной и рабочей программами по обществознанию для обучаемых начальных профессиональных...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Рабочая тетрадь по обществознанию















Рабочая тетрадь

по обществознанию

к учебнику Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой, А.Ю. Лазебникова и др. «Обществознание». Ч.1. 10 кл.


1-е издание












г. Тобольск, 2012

















Рабочая тетрадь по обществознанию

к учебнику Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой,

А.Ю. Лазебникова и др. «Обществознание». Ч.1. 10 кл.



Рабочая тетрадь по обществознанию, 10 класс. / Сост. Княжева В.В. - 1-е изд. - Тобольск, 2012. - 54 с.

Рабочая тетрадь разработана с целью организации самостоятельной работы обучаемых в аудитории и дома для проверки знаний обучаемых, полученных в ходе теоретического изучения учебного материала.

Рабочая тетрадь является учебным пособием и основывается на учебнике Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой, А.Ю. Лазебникова и др. «Обществознание». Ч.1. 10 кл.

Предлагаемые задания составлены в соответствии с действующей примерной и рабочей программами по обществознанию для обучаемых начальных профессиональных и студентов средних специальных учебных заведений, а также могут использоваться для учащихся общеобразовательных школ 10 класса. Задания различны по уровню сложности, сгруппированы по разделам и главам тем курса «Обществознание».

Содержание

Вводная глава

§ 1. Общество и общественные отношения………………….4

§ 2. Человек. Индивид. Личность………………………………8

Раздел I. Деятельность в жизни человека и общества

Глава I. Что такое деятельность?

§ 3. Сущность человеческой деятельности………………...12

§ 4. Многообразие деятельности……………………………..14

§ 5. Деятельность и общение…………………………………15

§ 6. Социальные нормы и отклоняющееся поведение…...17

§ 7. Право в системе социальных норм……………………..19

Глава II. Познание как деятельность

§ 8. Познавательная деятельность человека………………22

§ 9. Истина и ее критерии…………………………………...…23

§ 10. Научное познание…………………………………….…..24

§ 11. Ненаучное познание……………………………………..25

§ 12. Социальное познание……………………………………26

§ 13. Самопознание……………………………………………..28

Глава III. Духовный мир человека и деятельность

§ 14. Деятельность в сфере духовной культуры………..…29

§ 15. Нравственные ориентиры деятельности…………..…33

§ 16. Мировоззрение, убеждение, вера………………….….38

Глава IV.Материально-производственная деятельность человека

§ 17. Трудовая деятельность………………………………….39

§ 18. Изобретательская деятельность……………..………..41

§ 19. Экономическая деятельность…………………………..42

Глава V. Социально-политическая деятельность и развитие общества

§ 20. Свобода в деятельности человека…………………….44

§ 21. Исторический процесс и его участники…………...…..47

§ 22. Политическая деятельность……………………………48

§ 23. Политическая идеология……………………..…………49

§ 24. Общественный прогресс……………………..………….51

Вводная глава

§ 1. Общество и общественные отношения

Вопросы для самопроверки.

1. Что следует понимать под обществом в узком и широком смысле слова?

2. Какова взаимосвязь общества и природы?

3. Назовите основные сферы общественной жизни общества. Покажите их взаимосвязь.

4. Какие отношения можно считать общественными?

5. Какие науки изучают общество?

Объясните смысл высказываний.

Человек вне общества - или бог, или зверь.

Аристотель,

древнегреческий философ

Человек предназначен для жизни в обществе; он не вполне человек и противоречит своей сущности, если живет отшельником.

И.Фихте,

немецкий ученый

Создает человека природа, но развивает и образует его общество.

В.Г. Белинский,

русский литературный критик

Счастье личности вне общества невозможно, как невозможна жизнь растения, выдернутого из земли и брошенного на бесплодный песок.

А.Н. Толстой,

русский писатель

Человек предназначен для жизни в обществе; он не вполне человек и противоречит своей сущности. Если живет отшельником.

И. Фихте,

немецкий ученый




Задания для размышления.

1. Джон Адамс эмигрировал в другую страну и принял новое гражданство. Ему приходится приспосабливаться не только к иному климату и государству, но и к обществу.

Какой смысл в данном примере вкладывается в следующие понятия?

Страна _____________________________________

____________________________________________

Государство ________________________________

____________________________________________

Общество ___________________________________

____________________________________________

2. Прочитайте текст и выполните задания.

Общество весьма полезно и в высшей степени необходимо не только для того, чтобы обезопасить жизнь от врагов, но и для сбережения многих вещей. В самом деле, если бы люди не желали оказывать взаимопомощь друг другу, то им не хватило бы ни умения, ни времени поддерживать и сохранять себя, насколько это возможно. Ведь не все одинаково ко всему приспособлены, и не каждый был бы в состоянии приготовить себе то, в чем он один больше всего нуждается. Сил и времени, говорю, ни у кого не хватило бы, если бы он один должен был пахать, сеять жать, молоть, варить, ткань, шить и делать многое другое для поддержания жизни. Не говорю уже об искусствах и науках, которые также в высшей степени необходимы для совершенства человеческой природы и для ее блаженства.

Б. Спиноза,

нидерландский мыслитель

Задания к тесту:

1. Озаглавь текст.

2. В чем, по мнению, Б. Спинозы, проявляется значение общества для человека?

3. Какие факты являются основанием мнения Б. Спинозы о значимости общества для человека?

4. Автор пишет о том, что не все люди «одинаково ко всему приспособлены, и не каждый был бы в состоянии приготовить себе то, в чем он один больше всего нуждается». Приведи примеры, иллюстрирующие эту мысль философа.

5. Б. Спиноза подчеркивал, что искусства и науки «в высшей степени необходимы для совершенства человеческой природы и для ее блаженства». Объясни, как ты понимаешь эту мысль.

3. Напишите сценарий фильма, действие которого происходят на нашей планете в 2200 г. Ваша задача - дать представление об отношении людей к природе и о его последствиях.

Название фильма __________________________________

Основные действующие лица ________________________

__________________________________________________

Сюжет ____________________________________________

__________________________________________________

4. В разные исторические периоды в человеческом обществе господствовали различные взгляды на природу и отношение к ней. Прочитайте два основных утверждения:

- Природа - это храм.

- Природа - это мастерская.

Как вы понимаете эти высказывания? С каким утверждением согласны и почему?

Письменные задания.

1. Джон Адамс эмигрировал в другую страну и принял новое гражданство. Ему приходилось приспосабливаться не только к иному климату и государству, но и к обществу.

Какой смысл в данном примере вкладывается в следующие понятия?

Страна ___________________________________________

Государство _______________________________________

Общество _________________________________________

2. Какие из перечисленных терминов используются в первую очередь при описании духовной сферы общества?

а) племена, народности;

б) республика, монархия;

в) философия, религия;

г) издержки, прибыль.

3. Установи соответствие между данными примерами и сферами общественной жизни:

1) выборы главы государства;

2) съезд правящей партии;

3) церковное богослужение;

4) предоставление кредита.

а) духовная;

б) политическая;

в) экономическая.

4. Совместите в таблице понятия и определения.

1. Общество

А. Исторический процесс, сближающий нации и народы, постепенно стирающий традиционные границы и превращающий человечество в единую политическую систему

2. Страна

Б. Сфера общества, включающая в себя производство, распределение, обмен и потребление

3. Политическая сфера общества

В. Социальная организация страны, основанная на социальной структуре

4. Государство

Г. Сфера общества, включающая центральные и местные органы власти, армию, милицию, налоговую и таможенную службу, а также политические партии

5. Экономическая сфера общества

Д. Территория, имеющая определенные границы и пользующаяся государственным суверенитетом

6. Социальная сфера общества

Е. Сфера общества, включающая в себя культуру, науку, образование и религию

7. Духовная сфера общества

Ж. Политическая организация страны, включающая определенный тип режима власти, органы и структуру управления

8. Мировое сообщество

З. Сфера общества, охватывающая классы, социальные слои, нации, взятые в их отношениях и взаимодействии друг с другом

9. Глобализация

И.

Подчеркните понятие, определение которого отсутствует. Попробуйте сформулировать это определение и впишите его в таблицу.

5. Завершите схему «Признаки общества».

Рабочая тетрадь по обществознанию




6. Все сферы общества взаимосвязаны и влияют друг на друга. Обозначьте стрелками на схеме направления влияния. Приведите конкретные примеры взаимосвязи сфер общества.

Рабочая тетрадь по обществознанию



§ 2. Человек. Индивид. Личность

Вопросы для самопроверки.

  1. Какие сущностные черты свойственны человеку?

  2. Как менялись философские воззрения на сущность и бытие человека?

  3. Что известно науке о происхождении человека?

  4. В чем различие понятий «индивид» и «индивидуальность»?

  5. Что такое бытие человека?

Объясните смысл высказываний.

Подумайте и объясните смысл изречений разных философов о сущности человека:

- «Это двуногое без перьев» (Платон).

- «Политическое животное» (Аристотель).

- «Мера всех вещей» (Протагор).

- «Мыслящий тростник» (Блез Паскаль).

- «Вольноотпущенник природы» (П. Гуревич).

- «Из всех существ человек наиболее совершенен» (Платон).

- «Бог и природа есть одно и то же, а человек часть этой богоприроды» (Марк Аврелий).

- «Человек - аномалия, причуда Вселенной…» (Эрих Фромм).

- «Человек есть нечто, что должно превзойти… многое в вас еще осталось от червя» (Ницше).

- «Человек - нечаянная, прекрасная, мучительная попытка природы осознать самое себя».

- Человек и очень ограничен, и бесконечен, и мало вместителен, и может вместить Вселенную… живое противоречие, совмещает высоту и низость… самый таинственный и сбивающий с толку объект науки…» (Тейяр Шарден).

Задания для размышления.

1. Древнегреческий мыслитель Диоген средь бела дня зажег фонарь и стал ходить по самым людным улицам Афин. На вопрос «Что ты делаешь?» он ответил: «Ищу человека». В каком значении Диоген употреблял слово «человек»?. Свой ответ поясните.

2. Попробуйте составить перечень обстоятельств, которые активно влияют на формирование личности человека.

3. Прочитайте фрагмент исторического текста и выполните задания.

Наполеон Бонапарт родился на острове Корсика в 1769 ., через три месяца после перехода острова во владение французов. Его отец был дворянином. Он признал французское владычество и стал фаворитом французского наместника. В 1779 г. отец отправил Наполеона на учебу в Британскую военную школу. Затем его перевели в Парижскую военную школу. Наполеон плохо знал французский язык, что создавало проблемы в обучении. После учебы он начал военную службу в чине артиллерийского поручика. В обществе он проявлялся редко из-за недостатка средств, читал военную и политическую литературу. Участвовал в революционных событиях, а после удачного штурма Тулона (1793) по приказу Конвента был произведен в генералы. Когда Конвент пал и власть поменялась, Наполеону пришлось искать расположение новой власти.

Подумайте, какие события и факты оказали влияние на формирование личности Наполеона?

4. Подумайте, правомерно ли говорить об однозначно отрицательном или положительном влиянии какого-либо факта на развитие личности? Свое мнение обоснуйте.

5. Прочитайте высказывание известного английского писателя С. Смайлса и выскажите свое мнение.

Каждый из нас сам вычеканивает цену собственной личности, человек бывает мал или велик в зависимости от собственной воли.

6. Прочитайте текст и выполните задания:

Известный древнегреческий баснописец Эзоп был рабом Ксанфа. Однажды Ксанф отправил Эзопа посмотреть, много ли народу в бане. Вернувшись, Эзоп сказал, что в бане только один человек. Ксанф пришел в баню и увидел, что там много народа.

- Почему ты обманул меня? - закричал он на Эзопа.

- Взгляни на этот камень, - ответил Эзоп. - Он лежал у порога, все спотыкались, ругались, но никто не убрал его. Нашелся лишь один, который, споткнувшись, откинул его подальше. Вот я и решил, что он единственный человек в этой бане.

В каком значении употреблено понятие «человек»? Какие особенности личности Эзопа проявились в этой ситуации?

7. Проанализируйте высказывание немецкого философа И. Канта (1724 - 1804): «Личность - это способность человека быть господином самому себе благодаря добровольно выбранным твердым принципам.

Как вы понимаете смысл этого высказывания? Согласны ли вы с этим высказыванием?

8. В стране К. совершеннолетние граждане отвечали на вопрос: «Какой фактор Вы считаете основным в формировании личности?» Результат опроса приведены в диаграмме. Внимательно изучи диаграмму и ответь на вопросы.

ВРабочая тетрадь по обществознаниюопросы к диаграмме:

1. Какой ответ выбрали большинство опрошенных?

2. Какой фактор опрошенные сочли наименее важным?

3. Какие из названных опрошенными факторов социализации относятся к ближайшему окружению человека?

4. Какие из названных опрошенными факторов социализации относятся к опосредованному окружению человека?

5. Сделайте вывод о том, какую группу факторов социализации опрошенные считают наиболее важной в формировании личности.

Письменные задания.

1. Установи соответствие между понятиями и их определениями.

1) индивид;

2) индивидуальность;

3) личность.

а) человек как социальное существо с присущими ему чертами;

б) отдельно взятый представитель человеческого рода;

в) неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных качеств.

Раздел I. Деятельность в жизни человека и общества

Глава I. Что такое деятельность?


§ 3. Сущность человеческой деятельности


Вопросы для самопроверки.

1. Каковы отличительные признаки человеческой деятельности?

2. Как соотносятся между собой цель и средства ее достижения?

3. Каким образом в поведении человека проявляется его отношение к другим людям?

4. В чем заключается связь потребностей и интересов? В чем состоит отличие между ними?

Объясните смысл высказываний.

Жизнь и деятельность столь же тесно соединены между собою, как пламя и свет.

Ф.Н. Глинка,

русский поэт

Дела управляются их целями; то дело называется великим, у которого великие цели.

А.П. Чехов,

русский писатель

Задания для размышления.

1. И.В. Гете писал: «Поведение - это зеркало. В котором каждый показывает свой лик».

Как соотносятся деятельность и поведение? Приведите примеры различного поведения в процессе одной и той же деятельности. Как в этих случаях проявляется личность?

2. Американский писатель Э. Хемингуэй (1899 - 1961) говорил: «Каждый человек рождается для какого-то дела». Как вы думаете, под словом 2дело» здесь имеется в виду действие или деятельность? Свою точку зрения объясните.

3. Составьте список своих потребностей за прошедшую неделю (1 - 15).

4. Подумайте над проблемой: удовлетворение всех потребностей - это благо или зло для человечества?

5. Вспомните сказку А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Старик жил со своей старухой у моря в ветхой избушке, и ничего у них не было, кроме старого корыта. Однажды он поймал золотую рыбку, которая могла выполнить любое желание. Сначала старуха попросила у рыбки новое корыто, потом - избу. Затем ей захотелось стать столбовой дворянкой, потом - царицей. И наконец - владычицей морской и хозяйкой золотой рыбки. Последнее желание старухи рыбка не выполнила, наоборот, она отняла у старухи все полученное.

Вопросы к тесту:

1. Перечислите, какие виды потребностей возникли у старухи.

2. Перечислите, какие потребности не возникли.

3. Какие выводы можно сделать из сюжета сказки?

6. Внимательно посмотрите на фотографии. Определите, об удовлетворении каких потребностей идет речь.

Рабочая тетрадь по обществознанию



Рабочая тетрадь по обществознанию








§ 4. Многообразие деятельности


Вопросы для самопроверки.

1. Каковы основные виды деятельности? Как они связаны между собой?

2. В чем состоят особенности творческой деятельности?

3. Что общего между трудом, учебой и игрой? Чем они отличаются? Какое значение в жизни человека имеют эти виды деятельности?

Объясните смысл высказываний.

Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить.

А. Дистервег,

немецкий педагог

Оправдывают свое невежество неискусством учителей только те, которые сами из себя ничего не умеют сделать и все ждут, чтобы их тащили за уши туда, куда они сами должны идти.

Н.А. Добролюбов,

русский литературный критик, писатель, философ

Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета.

К.Д. Ушинский,

русский педагог


Задания для размышления.

1. О каком виде деятельности идет речь в следующем высказывании академика И.П. Павлова: «Всю жизнь мою я любил и люблю умственный труд и физический и, пожалуй, даже больше второй. Я особенно чувствовал себя удовлетворенным, когда в последний вносил какую-нибудь хорошую догадку, т.е. соединил «голову с руками»?

2. В греческом мифе дочери царя Даная за убийство мужей после смерти были осуждены богами вечно наполнять водой бездонную бочку в подземном царстве. Как вы охарактеризуете такую деятельность? Что означает выражение «бочка Данаид»?

3. Как вы понимаете выражение «зарыть талант в землю»?

4. Н.В. Гоголь писал: «Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить». А французский писатель Р. Роллан заявлял: «Все радости жизни в творчестве».

Как вы думаете, почему творческая деятельность приносит человеку наслаждение и радость? Как в таком случае понимать выражение «муки творчества»?

§ 5. Деятельность и общение


Вопросы для самопроверки.

1. Могут ли телевизор и компьютер заменить общение с людьми? Аргументируйте сове мнение.

2. Каковы основные точки зрения на соотношение деятельности и общения? Какой точке зрения на соотношение деятельности и общения вы отдаете предпочтение? Почему?

3. Что такое коммуникация? Приведите примеры коммуникации, проанализируйте их с точки зрения содержания информации, способа ее передачи, характеристики участников коммуникации.

4. Какой вид общения представлен в следующем отрывке? Знакомо ли вам произведение, из которого взят отрывок? Какие еще необычные примеры общения встречаются в этом произведении?

Ей в приданое дано

Было зеркальце одно;

Свойство зеркальце имело:

Говорить оно умело…

А.С. Пушкин

Объясните смысл высказываний.

Общение с дурными людьми портит хорошие нравы.

Иероним,

римский христианский священник

Всякое общение, которое не возвышает, тянет вниз, и наоборот.

Ф. Ницше,

немецкий философ



Если вы хотите, чтобы вас уважали, имейте дело только с людьми, заслуживающими уважения.

Ж. Лабрюйер,

французский писатель, сатирик


Человеческая сущность налицо в общении, в единстве человека с человеком…»

Л. Фейербах,

немецкий философ

Задания для размышления.

1. В известном произведении Джонатана Свифта «Путешествие в Лилипутию» рассказывается о войне между могущественными империями - Лилипутией и Блефуску. Эти государства воюют в течении 36 лун. Поводом к войне послужили следующие обстоятельства: император Лилипутии выпустил указ о том, что вареные яйца надо разбивать только с острого конца. В ходе войны, которая велась с переменным успехом, Лилипутия потеряла 40 линейных кораблей и огромное число мелких судов с 30 тысячами лучших моряков и солдат, потери Блефуску были еще значительнее.

Как вы думаете, в реальной жизни непонимание и неумение договориться может привести к таким серьезным последствиям?

Письменные задания.

1. Определите, к какому виду общения относятся предлагаемые ситуации:

- Два приятеля разговаривают о прошедшем рок-концерте, один очень доволен, другой считает, что организация была плохая.

- Родители уговаривают сына поехать на выходные с ними на дачу. Сын-восьмиклассник хочет остаться дома, пообщаться с друзьями.

- Мужчина, выходя из автобуса, подает руку своей спутнице и помогает ей выйти.

- После окончания 9 класса ученик, желающий поступить в 10 класс, пишет заявление на имя директора.

2. Заполните таблицу «Правила общения», указа не менее трех позиций по каждому положению.

При общении необходимо

При общении недопустимо

3. Письменное общение - важная форма общения между людьми. Напишите дружеское послание воображаемому или реальному другу, содержащее описание вашей жизни и вопросы о его делах (10 - 12 предложений).

§ 6. Социальные нормы и отклоняющееся поведение


Вопросы для самопроверки.

1. Верно ли, что деятельность каждого человека контролируется обществом? Хорошо это или плохо? Свой ответ обоснуйте.

2. Приведите примеры каждого вида социальных норм.

3. Какой человек может стать преступником? Почему?

4. В чем социальная опасность преступности?

5. Каковы последствия алкоголизма и наркомании для личности, семьи, общества? Какие способы борьбы с этими пороками могли бы предложить вы?

Объясните смысл высказываний.

Алкоголь - вполне надежное средство, когда требуется поубавить ума.

В.Я. Данилевский,

русский физиолог

Полезнее знать несколько мудрых правил, которые всегда могли бы служить тебе, чем выучиться многим вещам, для тебя бесполезным.

Сенека,

римский писатель, философ

Задания для размышления.

1. Как вы понимаете высказывание английского историка Г.Т. Бакла (1821 - 1862): «Общество готовит преступление, преступник совершает его»? Разъясните его на каком-либо примере, взятом из СМИ.

2. По вопросу о борьбе с преступностью возникала дискуссия.

Одна точка зрения: нужно ужесточить наказания. Посмотрит на Сингапур. Поймали тебя с наркотиками - высшая мера наказания, с незаконным оружием, даже если ты его не применял, - тоже. В некоторых мусульманских странах по закону за воровство отрубают кисть руки. И там уже давно никто не ворует.

Другая точка зрения: жестокость наказаний сделает преступность более жестокой. Главное - неотвратимость наказания. Если все будут знать, что любое преступление будет раскрыто, преступность резко сократится. А что по этому вопросу думаете вы?

3. В 1989 г. был проведен опрос 5861 учащегося школ и профтеучилищ об их отношении к наркотикам. 90,7% из них выразили уверенность, что наркотики оказывают вредное влияние на здоровье человека, 70,1% - что они приводят к вырождению личности. Наркомана считали нормальным человеком 5,9%, больным - 44%, морально опустившимся - 46,5%, преступником - 19,9%. Как вы думаете, если бы опрос был проведен сегодня, то в каком направлении изменились бы ответы?

4. Вдумайтесь в следующие цифры: за период с 1989 по 1994 г. в России наблюдался значительный рост преступности подростков. Количество преступлений выросло на 41,1%, а количество подростков, совершивших преступления, - на 35,5% (со 150 тыс. до 203,3 тыс.).

Каковы причины этого явления? В чем его социальная опасность? Что, с вашей точки зрения, нужно делать, чтобы подростковая преступность пошла на убыль?

Письменные задания.

1. Исследования мотивации приобщения подростков к наркотикам, проведенные в школах одного из регионов в 2009 г., обнаружили следующие мотивы (сохраняются лексические особенности ответов):

- они помогают отвлечься от личных неприятностей;

- это приятно, от них балдеешь;

- все друзья пробуют, не хочется быть белой вороной;

- употреблять наркотики - это круто;

- на дискотеке надо делать то, что делают все.

Составьте краткое обращение к своим сверстникам, ссылающимся на любую из этих мотиваций, и объясни, почему наркотики принимать нельзя.

2. При обсуждении проблемы отклоняющегося поведения подростков нередко высказывается мнение, что родительский контроль способен предотвратить нарушение подростком общественных норм. Приведите аргументы за и против этого мнения. Каково ваше мнение по данной проблеме?

3. Опираясь на личный социальный опыт, заполните таблицу:

Виды норм

Примеры

Нормы дозволения

Нормы предписания

Нормы запрета

§ 7. Право в системе социальных норм


Вопросы для самопроверки.

1. Объясните, что такое право, права человека?

2. Почему право - это «моральный минимум»?

3. Какова структура системы права? Как соотносятся между собой ее элементы?

4. На какие группы отраслей разделяют систему права? Какие вопросы регулирует та или иная отрасль права?

5. В чем особенности частного и публичного права?

6. Откуда мы черпаем знания о праве? Каковы источники знаний о нем?

7. Какой из источников права самый распространенный у нас в России? Почему именно этот?

Объясните смысл высказываний.

Право есть наука о добром и справедливом.

Ульпиан,

римский юрист

Законы хороши, но их надобно еще хорошо исполнять, чтобы люди были счастливы.

Н.М. Карамзин,

русский писатель, историк

Назначение права и заключается именно в разграничении сталкивающихся между собой интересов.

Н.М. Коркунов,

русский юрист


Сегодня - право силы,

А завтра - сила прав.

А. Мицкевич,

польский поэт

Задания для размышления.

1. В чем основной смысл права: запрещать, разрешать или наказывать? Свой ответ обоснуйте.

2. Почему нельзя считать правонарушением мысли, чувства, взгляды, даже если они, как принято говорить, «черные», «дурные», «грязные», «реакционные» и т.д.?

3. Вам знакомы два близких понятие - моральная и юридическая ответственность. Проанализируйте их и укажите, что между ними общего, а что - различного. Поразмышляйте: почему общество не может ограничиться только моральной или только правовой ответственностью? Почему необходимы оба вида ответственности?

4. Одни называют право мерой свободы, другие - мерой несвободы. А какова ваша позиция?

Письменные задания.

1. Заполните таблицу из двух колонок, где в одной будут указаны черты, сближающие мораль и право, а в другой - характеризующие их как самостоятельные регуляторы.

Моральные нормы

Правовые нормы

Общие черты морали и права

1.

2.

3.

Различные черты морали и права

1.

1.

2.

2.

2. Составьте схему иерархии нормативных актов РФ.

3. Завершите схему:

Два смысла понятия «право»

Рабочая тетрадь по обществознанию

4. Сравните понятия «проступок» и «преступление». Заполните таблицу:

Проступок

Преступление

Сходство

Различия

5. Классифицируйте указанные противоправные деяния на проступки (1) и преступления (2):

Грабеж ( ), незаконная сделка ( ), кража ( ), невыполнение договора ( ), безбилетный проезд в транспорте ( ), вымогательство ( ), повреждение телефона-автомата ( ).

6. Завершите схему:

Виды правовой ответственности

Рабочая тетрадь по обществознанию


7Рабочая тетрадь по обществознанию. Какая из графических моделей точнее отражает соотношение права и закона? Свой вывод обоснуйте.

8. Что из перечисленного относится к признакам правого государства:

а) наличие законов;

б) верховенство прав;

в) всенародное избрание президента;

г) наличие двухпалатного парламента;

д) разделение властей;

е) незыблемость прав и свобод человека;

ж) отделение церкви от государства?

Глава II. Познание как деятельность


§ 8. Познавательная деятельность человека


Вопросы для самопроверки.

1. Как мы обретаем знания?

2. Какую роль играют знания в жизни людей? Возрастает ли их значение с ходом исторического развития человечества? Ответ обоснуйте.

3. Каковы основные источники знаний человека о внешнем мире и о самом себе?

4. В чем особенности чувственного познания? Каковы его формы?

5. Что представляет собой рациональное познание? В каких формах оно происходит?

Объясните смысл высказываний.

Познавать - значит сопоставлять восприятие извне с внутренними идеями и выносить суждение о том, насколько то и другое совпадает.

И. Кеплер,

немецкий астроном

Мир освещается солнцем, а человек - знанием.

Русская пословица

Чем больше познаю, тем меньше знаю.

Т. Кампанелла,

итальянский философ и писатель


Задания для размышления.

1. Раскройте существо спора эмпириков и рационалистов. В чем сила и слабость их аргументов?

2. В чем, на ваш взгляд, смысл и значение следующих фактов?

Известны случаи, когда дети с врожденным повреждением почти всех органов чувств (слепоглухонемые) при надлежащем психолого-педагогическом руководстве становились полноценными людьми, способными осуществлять разнообразные виды деятельности, в том числе и интеллектуальную.

Известны и описаны в литературе факты, когда отдельные люди в силу уникального стечения обстоятельств в младенческом возрасте были изолированы от человеческого общества (например, дети, похищенные дикими животными). Эти индивиды, даже возвращенные в лоно цивилизации, не могли восстановить утраченную способность к познанию.

3. Исследователи отмечают, что наиболее творческие познавательные способности сохраняет человек, который может и в зрелые годы воспринимать мир и мыслить как ребенок. Попытайтесь подтвердить или опровергнуть этот вывод.

§ 9. Истина и ее критерии


Вопросы для самопроверки.

1. Почему некоторые философы и ученые отрицают возможность познания мира?

2. Какие знания являются истинными? Что может служить критерием истины?

3. Существуют ли абсолютные истины?

4. В чем причины относительности наших знаний?

5. Что понимается в философии под объективностью истины?

Объясните смысл высказываний.

Истина - это заблуждение, которое длилось столетия.

К. Берне,

немецкий публицист и литературный критик

Заблуждение - это не что иное, как отклонение мысли, когда душа стремится к истине, но проносится мимо понимания.

Платон,

древнегреческий философ


Задания для размышления.

1. Сравните два высказывания. Определите свое отношение к ним.

«Самая горькая истина лучше самого приятного заблуждения» (В.Г. Белинский).

«От светлых лучей истины не всегда исходит тепло. Блаженны те, кто не заплатил за благо знания своим сердцем» (Ф. Шиллер).

2. Согласны ли вы с высказыванием Ж.-Ж. Руссо: «Тысячи путей ведут к заблуждению, к истине - только один»? Свой ответ аргументируйте.

§ 10. Научное познание


Вопросы для самопроверки.

1. Чем отличается научное знание от любого другого?

2. Каковы особенности научного познания?

3. Чем научный закон отличается, к примеру, от юридического закона?

4. Каковы основные способы и методы научного познания?

5. Влияет ли научная картина мира на наше мировоззрение?

Объясните смысл высказываний.

Науку часто смешивают со знанием. Это грубое недоразумение. Наука есть не только знание, но и сознание, т.е. умение пользоваться знанием как следует.

В.О.Ключевский,

русский историк

Идти в науку - терпеть муку.

Русская пословица

Человек при помощи науки в состоянии исправлять несовершенства своей природы.

И. Мечников,

российский и французский биолог

Задания для размышления.

1. Существуют два противоположных взгляда на соотношение науки и религии:

- наука и религия непримиримы, успехи науки подрывают религиозные мировоззрения;

- религия и наука могут совмещаться в мировоззрении личности как два независимых начала, относящиеся к различным сферам духовного мира.

Какая точка зрения вам представляется более убедительной? Cвой ответ обоснуйте.

2. Как вы думаете, можно ли считать научными следующие представления, разделяемые многими:

- электрический ток течет по проводам так же, как вода по трубам, только быстрее;

- пространство - это огромный контейнер, в котором появились некогда время и материя, время течет повсюду одинаково и ни от чего не зависит;

- наука - источник истины, но периодически устанавливается, что добытые ею знания ложны, и тогда происходит научная революция, которая открывает дорогу истине? Свой ответ аргументируйте.

3. Л. Пастер утверждал: «Наука должна быть самым возвышенным воплощением отечества, ибо из всех народов первым будет всегда тот, который опередит другие в области мысли и умственной деятельности. Подтверждается ли это утверждением ходом истории?

§ 11. Ненаучное познание


Вопросы для самопроверки.

1. Всегда ли познавательная деятельность ведет к научным результатам?

2. В чем проявляется многообразие путей познания мира человеком?

3. Какие пути познания мира, помимо научного познания, существуют? Что их объединяет? Чем они различаются?

4. Можно ли утверждать, что ненаучное познание ведет человека к истине? Ответ аргументируйте.

5. Чем отличается результат познания средствами искусства от иных результатов познавательной деятельности человека?

Объясните смысл высказываний.

Миф - в словах данная чудесная личностная история.

А.Ф. Лосев,

русский философ, филолог

Искусство - правая рука природы. Первое создало ишь произведения, вторая создала человека.

Фр. Шиллер,

немецкий поэт, драматург



Задания для размышления.

1. Какие оценочные суждения вытекают из следующих пословиц? Согласны ли вы с содержащейся в них оценкой?

- Не спрашивай старого - спрашивай бывалого.

- Иному горе - ученье, иному - мученье.

- Не испортив дела, мастером не станешь.

- В людях живал, свету видал; топор на ногу обувал, топорищем подпоясывался.

- Лучше жить бедняком, чем разбогатеть грехом.

2. Как бы вы определили свое отношение к паранауке: имеет ли право на существование такого рода знание? Можно ли доверять сведениям, выходящим за рамки принятого в науке (например, согласны ли в с тем, что таинственное явление полтергейст - факт, не вписывающийся в современные научные представления из-за несовершенства последних)? Свой ответ аргументируйте.

3. На примере одного из биографических мифов определите, какие события в жизни человека считались особенно значимыми в Древней Греции.

Письменные задания.

1. Подумайте, какие уроки можно извлечь из древнего мифа.

Урок первый

Урок второй

Урок третий


§ 12. Социальное познание


Вопросы для самопроверки.

1. Как вы думаете, о чем исследователям труднее добывать истинное знание: о природе или об обществе?

2. Может ли ученый, изучающий общество, быть абсолютно беспристрастным в оценке событий?

3. Какие возможности в социальном познании открывает конкретно-исторический подход?

4. Что такое социальный факт?

5. Как происходит интерпретация и оценка социального факта?

6. Чем социальное и гуманитарное знание отличается от естественно-научного?

Объясните смысл высказываний.

Знание фактов только потому и драгоценно, что в фактах скрываются идеи - сор для голов и памяти.

В.Г. Белинский,

русский литературный критик

В истории мы узнаем больше фактов и меньше понимаем смысл явлений.

В.О. Ключевский,

русский историк


Задания для размышления.

1. Г. Гегель говорил, что история никого ничему не научила. В.О. Ключевский писал, возражая Гегелю: «Если это даже и правда, истории нисколько не касается как науки: не цветы виноваты в том, что слепой их не видит. Но это и неправда: история учит даже тех, кто у нее не учится, она их проучивает за невежество и пренебрежение».

Так существуют уроки истории или нет? Учит она чему-либо государственных деятелей, политиков, полководцев ил не учит? Каково ваше мнение? Приведите доказательства.

2. Ученые часто повторяют выражение: «Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна». Как вы его понимаете? Какое суждение можно считать истинным: «Наиболее эффективна армия, основанная на всеобщей воинской обязанности» или «Наиболее эффективна профессиональная армия»?

3. Можете ли вы согласиться с утверждением: «Монархия сыграла в общественном развитии отрицательную роль2? Аргументируйте свой ответ.

4. Каким образом можно точно установить, какие газеты предпочитают читать старшеклассники вашей школы? Как правильно интерпретировать этот факт, если он будет верно зафиксирован?

5. Как вы понимаете следующее высказывание русого историка Р. Виппера: «Факты проявляются и исчезают в различных исторических представлениях и картинах. Факты существуют для одного глаза и отсутствуют для другого»? Можно ли установить на основании этих слов, как Виппер понимает соотношение описания и объяснения факта? Согласны ли вы с ним? Аргументируйте свой ответ.

§ 13. Самопознание


Вопросы для самопроверки.

1. Что такое самопознание? Чем познание себя отличается от познания других объектов?

2. Объясните, как формируется образ «Я». Что такое «Я-концепция»?

3. Можно ли считать представления о собственной внешности истиной? Ответ аргументируйте.

4. Какие факторы влияют на самооценку личности? Как повысить самооценку?

5. Какое значение в самопознании имеет самоисповедь?

Объясните смысл высказываний.

Человек всегда был и будет самым любопытнейшим явлением для человека…»

В.Г. Белинский,

русский литературный критик

Тот, кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей.

Н.Г. Чернышевский,

литературный критик, философ, писатель


Задания для размышления.

1. Упражнения на развитие фантазии:

Если бы вы могли перевоплотиться в животное, то в какое? Почему именно в это?

Если бы вы могли на неделю поменяться местами в кем-либо, то кого бы вы выбрали для этого? Почему?

Если бы вы в течение дня были невидимкой, то как бы этим воспользовались?

Если бы вы могли чудесным образом переместиться в любое место на Земле или даже во Вселенной или же в любую эпоху, то куда бы вы пожелали отправиться?

2. Какие особенности в процессе самопознания удалось отразить в следующих стихотворных строках поэту Н. Заболоцкому?

Как мир меняется!

И как я сам меняюсь!

Лишь именем одним я называюсь,

На самом деле то, что именуют мной, -

Не я один. Нас много. Я - живой.

3. Почему в детском возрасте в образе «Я» преобладающее место занимает внешность, а с взрослением все большее внимание уделяется «деятельностной сущности», которая проявляется в разных видах деятельности? Согласны ли вы с тем, что с возрастом человек глубже познает свое «Я», формирует устойчивое мнение о себе, может критично и объективно охарактеризовать себя?

Письменные задания.

1. выпишите по порядку 10 слов, фраз или определений, которые наиболее полно вас характеризуют: я …, я … и т.д. Проанализируйте эти характеристики от наиважнейшей до наименее важной.

Сколько характеристик можно отнести к положительным оценкам, сколько - к отрицательным, сколько являются нейтральными?

Какие два качества ваш лучший друг счел бы наиболее присущими вам, а какие два - наименее? Соответствует ли это вашему выбору?

Глава III. Духовный мир человека и деятельность


§ 14. Деятельность в сфере духовной культуры


Вопросы для самопроверки.

1. В чем ценность книги: в ее содержании или в качестве бумаги, обложки, шрифта и т.д.?

2. Чем «потребление» книги отличается от потребление еды?

3. Чем отличается два вида деятельности: создание духовных ценностей и производство вещей?

4. Какие учреждения занимаются сохранением и распространением духовных ценностей?

5. Какие профессии связаны с сохранением и распространением духовных ценностей?

6. Охарактеризуйте духовные потребности человека.

Объясните смысл высказываний.

Не будь наук и искусства, не было бы человека и человеческой жизни.

Чем больше живешь духовной жизнью, тем независимее от судьбы, и наоборот.

Л.Н. Толстой,

русский писатель

В духовной жизни, так же как и в жизни физической, существует вдыхание и выдыхание, душе необходимо поглощать чувства другой души, усваивать их себе, чтобы ей же вернуть их обогащенными. Без этого прекрасного явления нет жизни для человеческого сердца, ему тогда не хватает воздуха, оно страдает и чахнет.

О. Бальзак,

французский писатель

Человек, которого убедили против воли, не отречется от своего мнения и поневоле.

Русская поговорка

Духовные ценности приемлются труднее, чем материальные.

И. Шевелев,

писатель, врач

Задания для размышления.

1. Сопоставьте два высказывания:

Ученый-биохимик В.А. Энгельгардт: «Нас порой спрашивают: расскажите, как вы делаете ваши открытия. Это наверно, ужасно интересно - все время открывать что-нибудь? Конечно, это глубокое заблуждение - думать, что жизнь ученого состоит в непрерывном приятном делании открытий. В труде ученого неизмеримо больше напряжения, часто однообразной работы, разочарования, обманутых надежд и ожиданий, непрестанного преодоления трудностей и неожиданных препятствий, возникающих одно за другим».

Композитор П.И. Чайковский писал о вдохновении: «Это такой гость, который не всегда является на первый зов. Между тем работать нужно всегда, и настоящий честный артист не может сидеть сложа руки под предлогом, что он не расположен. Если ждать расположения и не пытаться идти навстречу к нему, то легко впасть в лень и апатию. Нужно терпеть и верить, и вдохновение неминуемо явится тому, кто сумел победить свое нерасположение».

Каковы общие черты духовного производства в области науки и в области искусства? В чем вы видите отличие?

2. Одной из важнейших человеческих потребностей ученые считают потребность в труде. Как вы думаете, является ли эта потребность духовной? Свою позицию аргументируйте.

3. Широко известно высказывание А.П, Чехова: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли…»

Отражают ли эти слова эстетическую потребность? Связано ли удовлетворение этой потребности в данном случае в духовной деятельностью? Какой? Свою позицию объясните.

4. Как вы понимаете высказывание русского мыслителя Н.Ф. Федорова: «Музей - это учреждение, где знание неотделимо от нравственности», в нем «обитает разум не только понимающий, но и чувствующей утраты, скорбящий о них, ибо музей - храм поминовения тех, кого должно и можно воскресить совокупными усилиями сынов, не забывших долга относительно отцов»?

5. Прочитайте высказывание А.И. Герцена: «Книга - это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовому, заступающему его место». Как вы понимаете это суждение?

6. Известно, что в ряде зарубежных стран телевизионные программы, насыщенные ссеком и насилием, разрешено показывать только по специальным каналам в специально отведенное время. Чем это вызвано? Не является ли это нарушением свободы слова и убеждений?

7. В 20-е гг. XX в. поэт В. Кириллов написал такие строки:

Мы во власти мятежного, страстного хмеля;

Пусть кричат нам: «Вы палачи красоты!»

Во имя нашего Завтра - сожжем Рафаэля,

Разрушим музеи, растопчем искусства цветы.

Как вы понимаете смысл этих строк?

Письменные задания.

1. Составьте и заполните таблицу «Общее и различное между музеями, библиотеками и архивами».

2. Сделайте выводы из положения Конституции РФ:

«Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры»?

3. Продолжите перечень прав, ограждающих духовный мир человека от вмешательства извне,

Право на свободу убеждений, ________________________

4. Составьте вопросы к нижеприведенному кроссворду:

Рабочая тетрадь по обществознанию














5. Заполните пропуски в схеме:

Рабочая тетрадь по обществознанию



§ 15. Нравственные ориентиры деятельности


Вопросы для самопроверки.

1. В чем состоит сущность и значение Золотого правила нравственности?

2. Каково теоретическое и практическое значение морального выбора и моральной оценки?

3. Что такое нравственные ориентиры деятельности, какова их роль?

4. Что такое моральные ценности?

5. Каковы основные категории морали?

6. Как проявляется роль таких нравственных качеств, как совесть, честность, в различных видах деятельности?

Объясните смысл высказываний.

Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред.

М. Монтень,

французский философ, писатель

В жизни ценнее всего доброта, и при этом доброта умная, целенаправленная. Умная доброта - самое ценное в человеке, самое к нему располагающее и самое, в конечном счете, верное по пути к личному счастью.

Д.С. Лихачев,

русский ученый

Конечное назначение человеческого рода состоит в наивысшем моральном совершенстве, которое достигается при помощи свободы человека, благодаря чему человек приобретает способность к высшему счастью.

И. Кант,

немецкий философ

Ученик спросил: «можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом?» Учитель ответил: «Это слово - взаимность. Не делай другому того, чего не желаешь себе».

Конфуций,

древнекитайский философ

Этика есть наука об отношениях, существующих между людьми, и об обязанностях, вытекающих из этих отношений.

П. Гольбах,

французский философ

Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки.

Л. Толстой,

русский писатель

Человек хуже зверя, если он зверь.

Р. Тагор,

индийский мыслитель

Совесть - это память обществ, усвоенная отдельным лицом.

Л.Н. Толстой,

русский писатель

Будь хозяином своей воли и слугой своей совести.

М. Эбнер-Эшенбах,

австрийская писательница

Задания для размышления.

1. Как вы думаете, мораль лишь принуждает человека действовать определенным образом или она дает свободу?

2. Ученые утверждают, что ценностные ориентации определяют жизненные цели человека, «генеральную линию индивида». Обсудите это высказывание. Согласны ли вы с этим утверждением? Свою позицию аргументируйте.

3. Академик Б. Раушенбах писал: «Не тревожно ли, то характеристики «удачливый бизнесмен», «хороший организатор производства» оказываются порой важнее, чем оценка «порядочный человек»?

Согласны ли вы с приведенным мнением? Аргументируйте свою позицию. Что такое порядочность, по вашему мнению?

4. Обсудите высказывание В.О. Ключевского: «политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной».

5. Почему становление нравственных качеств человека невозможно без самовоспитания? Каковы пути этого самовоспитания?

6. Жизнь с идеалом и жизнь без идеала - в чем тут разница? Объясните свою позицию.

7. Возможна ли чистая совесть? Есть два противоположных ответа на этот вопрос:

Невозможна, ибо совестливый человек должен мучиться личным несовершенством, несовершенством общества.

Возможна и очень нужна. Чистая совесть - это сознание того, что ты поступил справедливо, справился со своими моральными обязанностями, честно выполнил свой долг.

Каково ваше собственное мнение?

8. Однажды Диогена спросили, почему он не любит людей - ни плохих, ни хороших. Философ ответил: «плохих - за то, что творят зло, хороших - за то, что позволяют им это делать». Оцени ответ Диогена с позиций морали.

9. Великому русскому писателю Л.Н. Толстому (1828 - 1910) принадлежит такое высказывание: «Разумное и нравственное всегда совпадают».

Как ты понимаешь смысл этого высказывания? Можно ли было в данной фразе заменить слово «нравственный» словом «моральный»? Свой ответ поясните.

10. Человек, выпив немного алкоголя, садится за руль автомобиля. Законы некоторых государств допускают такое поведение. Оцени поведение такого человека, используя категории «долг» и «совесть».

11. Долг врача - помогать больному. Как быть со своей совестью, если врачу приходится оказывать помощь террористу, повинному в гибели многих людей?

12. Наташа и Вика дружат с детства. Еще зимой они решили, что проведут летний отпуск на берегу моря. Девушки планировали отдых, покупали красивые наряды. Билеты и путевки были уже куплены, но Вика сломала ногу. Наташа очень переживала за подругу, но отказаться от своих планов не собиралась: она очень много работала и хотела отдохнуть. Девушка не знала, как сказать об этом подруге, когда пришла ее навещать. Но Вика сама предложила Наташе не менять планов. Наташа уехала на юг.

Объясни с нравственной точки зрения поступок каждой из девушек. Какой совет можно дать каждой из подруг?

Письменные задания.

1. Ответьте на вопросы теста:

Как вы думаете, с помощью чего осуществляется моральный контроль:

а) общественного мнения;

б) государства;

в) совести?

Какие принципы относятся к морали:

а) милосердие;

б) суверенитет;

в) гуманизм;

г) справедливость;

д) независимость?

Этика излагает свое содержание с помощью следующих понятий:

а) зло;

б) совесть;

в) потребности;

г) долг.

Этика утверждает, что оценивать моральное поведение людей можно по:

а) их собственным декларациям;

б) тому, что они сами говорят о себе;

в) конкретным делам.

Мы даем моральную оценку чему-либо с помощью понятий:

а) добро - зло;

б) честь - бесчестие;

в) максимум - минимум;

г) благородство - подлость;

д) порядочность - низость;

е) близкий - далекий;

ж) справедливость - несправедливость.

Общественное мнение регулирует поведение людей, основываясь на:

а) силе приказа;

б) силе морального авторитета;

в) силе закона.

Гарантией выполнения моральных норм может служить:

а) введение специальных государственных законов;

б) решение, принятое большинством голосов;

в) устранение имущественного неравенства;

г) формирование нравственной культуры каждого человека.

2. Отметьте знаком «+» поговорки, отражающие «добрую» нравственность, а знаком «-» «злую:

Бог-то Бог, да сам не будь плох.

Работа не волк, в лес не убежит.

Колотись да бейся, а все же найдется.

Женский ум лучше всяких дум.

Что хочу, то и ворочу.

Работа дураков любит.

Стыд не дым, глаза не выест.

Плюй в глаза - божья роса.

На всякое хотенье есть терпенье.

3. Каковы взгляды философов на соотношение понятий «мораль» и «нравственность»?

4. Заполните таблицу «Виды ценностей»:

Ценности, живущие вечно

(назовите не менее трех)

Ценности малозначительные, живущие короткое время

(назовите не менее трех)


5. Назовите священные книги

иудеев _________________________________

христиан _______________________________

мусульман ______________________________

6. Если вы вам предложили объяснить, то такое добро и зло с помощью рисунков, что бы вы изобразили?

Образ добра Образ зла

7. Укажите различия между государственным и моральным регулированием жизни человека и общества. Заполните таблицу:

Особенности государственного регулирования

Особенности морального регулирования


8. Разгадайте шараду:

Рабочая тетрадь по обществознанию



Первая клетка - слог.

Вторая клетка - сообщение.

Целое - моральный самоконтроль, выражение нравственного самосознания личности.

9. Установи соответствие понятий и их определения.

1) долг;

2) совесть;

3) честь.

а) способность личности к моральному самоконтролю;

б) осознание человеком своего значения и признание этого значения обществом;

в) совокупность объективно необходимых обязанностей человека.

§ 16. Мировоззрение, убеждение, вера


Вопросы для самопроверки.

1. В чем состоит сила и слабость обыденного, религиозного и научного мировоззрений?

2. Почему мировоззрение нередко называют стержнем духовного мира личности?

3. Что такое убеждения? На какой основе они формируются?

4. Что общего в понятиях «мораль» и «мировоззрение»? В чем их различие?

5. Как влияет духовно-теоретическая и духовно-практическая деятельность на формирование мировоззрения?

6. Что такое менталитет? В чем состоит его влияние на взгляды и деятельность человека, сообщества людей?

Объясните смысл высказываний.

Из школы человек должен выносить более или менее ясный взгляд, что такое он сам, что такое жизнь вокруг него, какие задачи его деятельности; основы его убеждений и мировоззрения, миропонимания и жизнепонимания должны быть заложены».

П.Ф. Каптерев,

русский педагог, психолог

Когда у человека есть действительно какие-нибудь убеждения, то ни страдание, ни унижение, ни дружба, ни любовь - ничто, кроме осязательных доказательств, не в состоянии изменить в этих убеждениях ни одной малейшей подробности.

Д.И. Писарев,

русский публицист, литературный критик


Задания для размышления.

1. По мнению А. Швейцера, мировоззрение должно отвечать трем требованиям: быть сознательным («мыслящим»), этическим, идеалом которого является преобразование действительности на нравственных началах, оптимистическим.

Каково, на ваш взгляд, развернутое содержание каждого из этих требований? Разделяете ли вы мнение ученого, можете ли пересмотреть или расширить круг этих требований? Свою позицию аргументируйте.

Глава IV.Материально-производственная

деятельность человека


§ 17. Трудовая деятельность


Вопросы для самопроверки.

1. Чем отличаются различные виды труда в материальном производстве?

2. Что имеют в виду, когда говорят: работа выполнена профессионально?

3. Каковы основные средства труда? Что такое предмет труда?

4. От чего зависит содержание труда?

5. Каким должен быть современный рабочий?

6. Что такое гуманизация труда?

Объясните смысл высказываний.

Труд облагораживает человека.

В.Г. Белинский,

русский литературный критик

Истинное сокровище для людей - умение трудиться.

Эзоп,

древнегреческий баснописец


Задания для размышления.

1. Объясните смысл и происхождение пословиц «Ремеслу везде почет», «Мастерство везде в почете», «Кто что знает, тем и хлеб добывает», «Дело мастера боится», «Есть потешно, а работать докучно», «Дело не медведь - в лес не уйдет», «Господской работы не переработаешь», «Послал Бог работу, да отнял черт охоту».

2. Немецкий поэт и ученый И.В. Гете писал: «Всякой жизни, всякой деятельности, всякому искусству должно предшествовать ремесло, которое может быть усвоено лишь при известной специализации. Приобретение полного знания, полного умения в области одного какого-либо предмета дает большее образование, чем усвоение наполовину сотни разнообразных предметов. Согласны ли вы с этим утверждением? Аргументируйте свой ответ.

3. Подумайте над проблемой: может ли законодательство о труде РФ удовлетворить требования, которые предъявляет современная молодежь к работе?

Письменные задания.

1. Какая профессия вам более знакома? Осуществите анализ этого профессионального труда: определите его цель, используемые технические средства, способы трудовой деятельности (технологию), трудовые операции и приемы. Подумайте, как можно повысить производительность этой трудовой деятельности.

Сравните содержание труда продавца в гастрономе и водителя автобуса.

2. Сравните фрагменты двух документов.

Ст. 37

1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. 2. Принудительный труд запрещен. 3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Из Конституции РФ (1993)

Ст. 40

Граждане СССР имеют право на труд, то есть на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его количеством и качеством и не ниже установленного государством минимального размера, - включая право на выбор профессии, род занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с у четом общественных потребностей.

Из Конституции СССР (1977)

Заполните таблицу:

Конституция СССР

Конституция РФ

Общие черты

Различия

§ 18. Изобретательская деятельность


Вопросы для самопроверки.

1. Есть ли у человека врожденные задатки к изобретательской деятельности?

2. Каков алгоритм изобретения?

3. Какие черты творческой деятельности проявляются в изобретательстве?

Объясните смысл высказываний.

Изобретения людей подвигаются вперед из века в век. Доброта же и злость людская в общем остаются те же.

Б. Паскаль,

французский ученый, писатель

Всякое великое открытие в науке проходит три неизбежные стадии. Сперва люди заявляют, что оно противоречит Библии. Затем они утверждают, что давным-давно было известно. Наконец, они говорят, что никогда не сомневались в его правильности.

Ж. Агассис,

швейцарский естествоиспытатель

Сначала неизбежно идут: мысль, фантазия, сказка. За ними шествует научный расчет, и уже, в конце концов, исполнение венчает мысль.

К.Э. Циолковский,

русский ученый, изобретатель ракетной техники




Задания для размышления.

1. Ниже приводится рассказ о преодолении познавательно-психологического барьера. В чем проявляется этот барьер? В чем суть его преодоления?

Под Петербургом на дороге лежал громадный камень, мешавший движению. Иностранные инженеры предложили два варианта его устранения: взорвать динамитом или увести в сторону от дороги с помощью огромной тягловой силы. Но нашелся русский мужик, который предложил легкоосуществимое средство - выкопать рядом с камнем глубокую яму и свалить в нее камень, а землю разбросать.

2. Алиса в Зазеркалье встретила чудаковатого Рыцаря.

- в этот миг я как раз изобрел новый способ перелезания через забор. Рассказать?

- Пожалуйста, - сказала Алиса вежливо.

- Вот как я до этого додумался, - продолжал Рыцарь. - Понимаешь, я рассуждал так: основанная трудность в ногах - как поднять их наверх. Голова и так наверху. Значит, так - сначала кладем голову на забор - голова, значит, уже наверху. Потом становимся на голову - тогда и ноги тоже наверху, правда? И перемахиваем через забор! Ну, что ты скажешь?

Этот странный способ оказался интересным изобретением при разработке вездехода.

Попробуйте описать его устройство, опираясь на то, что поведал Рыцарь Алисе.

3. Предложите собственные варианты изобретательских задач и возможные их решения.

§ 19. Экономическая деятельность


Вопросы для самопроверки.

1. Какова роль экономической деятельности в решении проблем жизнеобеспечения людей, структура этой деятельности?

2. Каким образом производителя и потребители участвуют в решении экономических проблем?

3. Какие основные экономические проблемы приходится решать в условиях ограниченных ресурсов рациональным производителю и потребителю?

4. Что необходимо для того, чтобы объекты природы были преобразованы в предметы потребления? Какова роль экономической деятельности в этом процессе?

5. Какими способами можно увеличить объем производимой продукции при имеющихся ограниченных ресурсах?

6. Можно ли защитить свои доходы от инфляции?

Объясните смысл высказываний.

Самый мудрый человек тот, кого больше всего раздражает потеря времени.

И. Кант,

немецкий философ

Цена человека - его зарплата.

Английская поговорка

Зарытый клад ржавеет и гниет,

Лишь в обороте золото растет.

У. Шекспир,

английский драматург и поэт

Задания для размышления.

1. По данным обследования американских предприятий использование группового (бригадного) метода организации труда позволило увеличить производительность от 60 до 600%. Объясните причины произошедшего. Какие еще факторы влияют на производительность труда работников?

2. Вы решили приобрести видеокамеру. Выберите и обоснуйте наиболее рациональный вариант потребительского поведения. Приведите примеры рационального и нерационального поведения человека.

3. Рыночными реформами в России предусмотрено поэтапное сужение материальных благ, получаемых гражданами бесплатно от государства, и переход к платному потреблению услуг жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, образования, культуры, досуга.

Обсудите эти тенденции в социально-экономических процессах и объясните их виляние на структуру расходов и поведение потребителей.

Письменные задания.

1. Вы решили открыть мини-кафе. Составьте перечень затрат, которые необходимо будет сделать.

2. Вы руководитель фирмы по производству прохладительных напитков. Зимой спрос на вашу продукцию временно падает. Какие меры вы предпримите для сокращения издержек производства?

Глава V. Социально-политическая деятельность

и развитие общества


§ 20. Свобода в деятельности человека


Вопросы для самопроверки.

1. Почему мы стремимся к свободе? Что ограничивает нашу свободу?

2. Как связаны между собой понятия «свобода», «выбор» и «ответственность»?

3. Какое общество можно считать свободным?

4. Как понятие «свобода» было связано с политической борьбой в Новое и Новейшее время?

5. К чему может приводить неограниченная свобода выбора?

6. Как свобода трактуется в христианском вероучении?

7. Какое общество можно считать свободным?

Объясните смысл высказываний.

Нет ни одного человека, который не любил бы свободы; но справедливый человек требует ее для всех, а несправедливый для себя.

Л. Берне,

немецкий публицист

Свобода - единственная вещь, которую вы не можете получить, если не даете ее сами.

У. Уайт,

американский писатель




Задания для размышления.

1. Какими аргументами можно подтвердить вывод о невозможности абсолютной, ничем не ограниченной свободы человека в обществе?

2. Как вы понимаете выражение: «Свобода - это выбор»?

3. Можете ли вы подкрепить конкретными фактами следующие утверждения: «В период новой истории Европы генеральным направлением развития было освобождение индивида от разного рода норм и установлений, сковывающих его повседневную жизнедеятельность»?

4. Какие из приведенных ниже определений понятия «свобода» вам представляются наиболее точными:

а) свобода - это отсутствие всяких преград и помех;

б) свобода - это осознанное следование необходимости;

в) свобода (свободная воля) - это не своеволие, способное привести к каким угодно поступкам, а регулярность, постоянство, неумолимость в осуществлении человеком моральных требований;

г) свобода - это избавление жизни от ограничений и принуждения?

5. Охарактеризуйте различные модели свободного общества. Каковы ваши представления о таком обществе?

6. Согласны ли вы с высказыванием: «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя»? Свою позицию обоснуйте.

7. Известный мыслитель XIX в. утверждал, что «юридически признанная свобода существует в государстве в форме закона… Законы - это положительные, ясные, всеобщие нормы, в которых свобода приобретает безличное, теоретическое, независимое от произвола отдельного индивида существование. Свод законов есть библия свободы народов».

Прокомментируйте это высказывание.

8. Иногда свобода понимается как вседозволенность. В социальном смысле это означает полную независимость от каких-либо норм или ограничений. В начале XX в. в русских деревнях пели такую частушку:

Бога нет, царя не надо,

Губернатора убьем,

Платить подати не будем,

Во солдаты не пойдем.

К каким последствиям может привести такое толкование свободы? Конкретизируйте свои рассуждения примерами.

Письменные задания.

1. Составьте план сообщения на тему «Свобода слова».

2. Прочитай текст и выполни задания:

Среди множества конфликтов выбора, с которыми сталкивается человек, пожалуй, один из самых острых и коварных, особенно в детском и юном возрасте, - это выбор между «можно» и «нельзя». Нарушение запрета, отказ от «нельзя» может привести к изменению судьбы, серьезно повлиять на будущее человека. Человек же, не принимающий запретов, не привыкший к ним, живущий по принципу «все дозволено», в конце концов вступает в противоречие с устоявшимися основами жизни и становится или антисоциальным типом, или глубокого несчастным. Но, с другой стороны, молчаливая покорность запретам лишает человека свободы и делает его конформистом. Еще более сложной проблемой является столкновение внтуреннего «хочу» и внешнего «надо»…

В зависимости от того, с какой легкостью мы выбираем между «хочу» и «надо», можно судить о силе воли и степени внутренней свободы или несвободы. Причем степени эти могут быть разными: 1) моральные требования воспринимаются как внешнее принуждение - отсутствие свободы; 2) моральные требования осознаются как долг - внутреннее принуждение, также делающее человека несвободным; 3) моральные требования сливаются с внутренними потребностями личности - свободный выбор. Конечно, даже свободный выбор связан с самоограничением, но это не означает утраты свободы, а, напротив, выступает показателем подлинной свободы воли, фактором самоутверждения личности.

Т.В. Мишаткина,

современный ученый

Задания к тексту:

1. Озаглавьте текст.

2. Автор называет выбор между «можно» и «нельзя» одним из самых острых и коварных. Почему?

3. Автор характеризует три степени внутренней свободы (несвободы). Назови их и приведи по одному примеру, иллюстрирующему каждую из них

§ 21. Исторический процесс и его участники


Вопросы для самопроверки.

1. Кто творит историю: народ или великие личности?

2. Кто принадлежит к элите общества и каковы ее функции в обществе?

3. Общественные объединения: каково их влияние на исторический процесс?

4. Охарактеризуйте сущность исторического процесса.

5. Каковы разные точки зрения на роль народных масс в истории?

6. Каковы основные черт исторических личностей?

7. Чем объясняется многообразие путей и форм общественного развития?

Объясните смысл высказываний.

История не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека.

К.Маркс, Ф.Энгельс,

немецкие мыслители

Все люди участвуют в созидании истории, стало быть, каждый из нас хотя бы в самой ничтожной доле обязан содействовать ее красоте и не давать ей быть слишком безобразной.

Ж. Леметр,

французский писатель

Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло о нашем будущем.

В.Г. Белинский,

русский литературный критик


Задания для размышления.

1. Покажите на известных вам примерах роль народных масс и элиты в истории.

2. Охарактеризуйте с привлечением известных вам примеров социальные группы людей, покажите, каким образом они влияют на ход исторического прогресса.

3. Охарактеризуйте роль выдающихся личностей в истории, например Петра I, Ивана Грозного и др.

4. Согласны ли вы с мыслью Н. Бердяева: «Все исторические эпохи, начиная с малых первоначальных эпох и кончая самой вершиной истории, эпохой нынешней, - все есть моя историческая судьба, все есть мое»? Аргументируйте свою позицию.

§ 22. Политическая деятельность


Вопросы для самопроверки.

1. Может ли общество существовать без власти?

2. Каковы главные признаки политической деятельности?

3. В чем состоят особенности каждого из субъектов политики?

4. Как связаны между собой цели и средства политической деятельности?

5. Что такое власть?

6. Каковы основные виды политической деятельности?

Объясните смысл высказываний.

Политика требует от людей, занимающихся ею, большой гибкости ума; она не знает неизменных, раз навсегда данных правил… .

Г.В. Плеханов,

русский философ

Кого-то нарекут властелином истинным, если совладает он с самим собою и гнусным желанием не станет служить.

Изборник, 1076 г.

Задания для размышления.

1. Аристотель писал: «Человек по природе своей есть существо политическое». Можно ли признать эту мысль актуальной или устаревшей? Как следует понимать это высказывание?

2. Назовите основные направления политики Петра I. Каковы были цели, средства их достижения и результаты на каждом направлении? Как политика Петра I повлияла на российское общество?

3. Иногда говорят, что политика - «грязное дело». Так ли это? Аргументируйте свой ответ.

4. Согласны ли вы с изречением нашего времени: «Если человек не занимается политикой, то политика все равно занимается им». Свою позицию объясните.

5. Какие политические партии, деятельность которых представлена в курсе отечественной и всеобщей истории, вы можете назвать? Охарактеризуйте деятельность любой из них.

6. В политической науке среди субъектов политики выделяют:

- участвующих в политике бессознательно;

- понимающих отведенную им роль в политике и безусловно подчиняющихся смыслу этой роли;

- участвующих в политике сознательно, отстаивающих свои осмысленные интересы.

Как вы думаете, какие из этих типов имеются в современном российском обществе? Свою точку зрения поясните.

7. Международное гуманитарное право запрещает действия, вызывающие голод среди гражданского населения чужой страны. Какую мысль подтверждает этот факт?

§ 23. Политическая идеология


Вопросы для самопроверки.

1. что такое идеология? Нужна ли людям идеология?

2. Полезна идеология или вредна? Может ли идеология быть опасной?

3. Каково значение идеологии в политической деятельности?

4. Сравните различные идеологии. Каковы особенности каждой из них?

5. В чем состоит роль пропаганды в политической деятельности?


Объясните смысл высказываний.

Отношение масс к известной идее - вот единственное мерило, по которому можно судить о степени ее жизнестойкости.

М.Е. Салтыков-Щедрин,

русский писатель-сатирик

Над обществом имеют прочную власть только идеи, а не слова.

В.Г. Белинский,

русский литературный критик, публицист


Задания для размышления.

1. Сравните идеологию и науку. Что общего между ними? Каковы различия?

2. Характеризуют ли приведенные ниже высказывания роль идеологии в жизни общества?

«Без идеалов, то есть без определенных хоть сколько-нибудь желаний лучшего, никогда не может получиться никакой хорошей действительности» (Ф. Достоевский).

«Ни одна армия не может противостоять силе идеи, время которой пришло» (В. Гюго).

В чем заключается сила идеологии?

3. Как вы понимаете высказывание немецкого писателя Ханса Каспера: «Пропаганда - это искусство сфотографировать черта без копыт и рогов»?

Какие особенности идеологии и ее пропаганды отражены в этих словах?

4. Назовите идеологические течения, известные вам из курса истории. Охарактеризуйте одну из этих идеологий.

5. Рассмотрите схему «Рост либерально-демократических режимов в мире в XX в.». Предположите, какие факторы вызвали во второй по­ловине XX в. рост либерально-демократических режимов.

Рабочая тетрадь по обществознанию


§ 24. Общественный прогресс


Вопросы для самопроверки.

1. Как вы думаете, становится ли человеческое общество в своем развитии все более совершенным? По каким признакам это можно определить?

2. Является ли прогрессом замена стрелы огнестрельным оружием?

3. Какие точки зрения по вопросу о прогрессе высказывались философами в прошлом и в наше время?

4. В чем заключается противоречивый характер прогресса?

Объясните смысл высказываний.

Прогресс состоит во все большем и большем преобладании разума над животным законом борьбы.

Л.Н. Толстой,

русский писатель

Изменяться, сохраняясь, или продолжаться, меняясь, - вот что поистине составляет нормальную жизнь человека и, следовательно, прогресс.

П. Леру,

французский философ

Задания для размышления.

1. Попытайтесь с позиций универсального критерия прогресса оценить реформы 60 - 70-х гг. XIX в. в России. Можно ли их назвать прогрессивными? А политику 80-х гг.? Аргументируйте свою позицию.

2. Подумайте, прогрессивна ли деятельность Петра I, Наполеона Бонапарта, П.А. Столыпина. Свою оценку аргументируйте.

3. Философ XX в. М. Мамардашвили писал: «Конечный смысл мироздания или конечный смысл истории является частью человеческого предназначения. А человеческое предназначение следующее: исполниться в качестве Человека. Стать Человеком». Каким образом эта мысль философа связана с идеей прогресса?

4. Внимательно рассмотрите приведенные ниже схемы и приведите примеры из отечественной истории, соответствующие каждому графическому рисунку.

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию

Рабочая тетрадь по обществознанию


Какие выводы вы сделали из работы над данными графиками? Как вы думаете, почему общественный прогресс противоречив?


























Литература


1. Жильцова Е.И., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. Рабочая тетрадь по курсу «Введение в обществознание». Пособие для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждения. - 6-е изд. - М.: «Просвещение», 2008.

2. Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание. Рабочая тетрадь. 8 класс. - М.: «Посвещение», 2010. - 96 с.

Смирнов И.П. Введение в современное обществознание: учебник для нач. проф. образования. - М.: ИЦ «Академия», 2007. - 144 с.

3. Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 10 класс. - М.: ВАКО, 2008. - 512 с.

4. Хромова И.С Рабочая тетрадь по обществознанию. 9 класс. - 3-е изд. - М.: ООО ТИД «Русское слово - РС», 2009. - 88 с.

5. Хромова И.С. Рабочая тетрадь по обществознании. К учебнику А.И.Кравченко «Обществознание». 8 класс. - 3-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009. - 88 с.

6. Человек и общество. Обществознание. Учеб. для учащихся 10 - 11 кл. общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1. 10 кл. / Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова и др.; Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. - 3.-е изд. - М.: Просвещение, 2004. - 270 с.: ил.







Княжева Вера Витальевна













Рабочая тетрадь по обществознанию

10 класс



1-е издание


© 2010-2022