Толерантность

Красноярский край, город Норильск. Наш современный мир еще далек от совершенства, люди, в частности представители молодого поколения, проявляют нетерпимость друг к другу, часто не задумываясь о том, что они делают. Ни для кого не секрет, что в последнее время в обществе получили распространение равнодушие, цинизм, агрессивность, неуважительное отношение к себе и друг другу. Происходят конфликты и в нашем училище. Цели и методы работы актуальны потому, что идеи толерантности, терпение, терпимость, понимание, способность проникаться и понимать других людей являются профессионально значимыми качествамидля социального работника, призванного прийти на помощь всем, кто в ней нуждается. Применены две опросные методики - тест «Насколько вы толерантны?» и опросник «Мы нужны друг другу». Первая методика была опробована на 90обучающихся первого и второго курсов, все желающие были ознакомлены с его результатами. Большинствореспондентов и не думают расстраиваться, если интересную идею, возникшую у них, не поддержали и достаточно спокойно воспринимают неприятную для них новость. И жизнеутверждающий процент испытуемых- 77,8%, общаясь с людьми, не ставят во главу угла различия в социальном положении, находят общий язык с людьми иных обычаев и нравов, другого возраста и положения. " В КГБОУ НПО «Профессиональное училище № 105» осваивают новую профессию представители разных национальностей, и результаты опроса показывают, что большинство обучающихся имеют среди своих друзей ребят других национальностей. А на вопрос, как они относятся к людям других национальностей, более 50% обучающихся ответили, что даже не задумываются об этом, не видят разницы, общаясь с людьми. Но все - же большой процент опрашиваемых считают, что в нашем городе, каким бы гостеприимным и толерантным он не был, все - таки существуют проблемы межнациональных взаимоотношений. " Объединяющей мыслью является, что остановить насилие на национальной почве возможно, если развивать культуру межнационального общения. На диаграмме видно, что так ответили почти половина респондентов. Немало обучающихся предложили воспитывать толерантность в училище. И части опрашиваемых интересно изучать обычаи и традиции представителей других национальностей. Нам показалось "несправедливым, что только половина обучающихся нашего училища проявили интерес к такой многообразной и плодотворной теме, как толерантность… " В результате проведенного анализа можно сделать вывод, что большинство обучающихся училища осознают сложность и неоднозначность межнациональных отношений и самостоятельно вырабатывают собственную позицию по отношению к ним. Но так как при этом разброс мнений и взглядов по предложенным опросам достаточно велик, инициативная группа решила, что нужно охватить вниманием то немалоеколичество испытуемых, которые сегодня занимают позицию «мне все равно» и тех обучающихся, кто имеет конфликты на межнаци... И на основе этого вывода создана команда ребят, неравнодушных к проблемам других, а именно - клуб «Жизнь в многоликом мире». " Все началось с открытого мероприятия в нашей группе по обществознанию «Толерантность и ее основные виды», где мы были соавторами преподавателя и ведущими. Были приглашены все желающие. Наше мероприятие прошло на«Ура» и нам стали поступать предложения от мастеров и классных руководителей провести в их группах классные часы с этой темой. Мы с радостью согласились, и вот уже знаменитый фильм Роллана Быкова «Чучело» посмотрели и обсудили немало ребят. " На базе нашего училища проходило грандиозное мероприятие, которое стало своеобразным сплочением ребят всех национальностей. Мы отобразили это в своих слайдах. " И так как проблема культуры общения является одной из самых востребованных в нашем училище, то на своих заседаниях клуба решили делать акцент на воспитание у ребят чувства толерантности.И – как результат – добитьсяснижения агрессивности и конфликтности в группах между обучающимися. Мы связаны друг с другом, прежде всего через культуру. Как остроумно заметил русский философ С.Н. Булгаков, чтобы познать себя в национальном смысле, не нужно заглядывать себе за пазуху или рассматривать себя в лупу, ... " Также для содействия формирования активной жизненной позиции у тех ребят, кому «все равно» и у тех, у которых есть проблемы в общении с людьми других национальностей, в рамках клуба «Жизнь в многоликом мире» проводятся беседы, поэтические пятиминутки, и обсуждение пословиц и поговорок различных народов в сравнении с нашим фольклором. Предполагаемые результаты, на которые мы надеемся: - Вовлечение в проект обучающихся, неравнодушных к проблемам других. - Обеспечение целенаправленного формирования у обучающихся высокой социальной активности, гражданственности, способности осознать себя личностью. - Снижение агрессивности и конфликтности в группах обучающихся. - Уменьшение проявлений межличностных, этнических, религиозных, политических и т.п. разногласий. - Достижение гармонии между «Я» каждого обучающегося и «МЫ». " " " " " " "
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Региональная научно-практическая конференция

«Молодежь, наука, инновации в промышленности и сервисе»




Предметно-цикловая комиссия

гуманитарных дисциплин и физкультуры






ТЕМА РАБОТЫ

«Толерантность - культура мира и общения»









Авторы:

Багирова Кристина Вячеславовна,

Дашкова Диана Дмитриевна, обучающиеся группы № СР-18

КГБОУ НПО «ПУ № 105»

профессия «Социальный работник»

Научный руководитель:

Брезик Инна Николаевна,

мастер производственного обучения








Норильск

2014

ОГЛАВЛЕНИЕ


1. Введение

3

2. Толерантность - культура мира и общения

5

3. Заключение

10

4. Список используемых источников

11

5. Приложения

12


































ВВЕДЕНИЕ

Я, ты, он, она - вместе дружная страна, вместе - дружная семья,
в слове «мы» - сто тысяч «я»!

Так оптимистично и жизнеутверждающе начинается некогда популярная в нашей стране песня. В жизни, однако, все намного сложнее.
Не так легко быть объединенным одним «ансамблем» отношений, входя
в такие социальные образования как «страна», «семья», «город», «училище», «учебная группа».

На уроке обществознания при изучении темы «Толерантность» наш преподаватель заставил нас задуматься над вопросами:

- как влияют сходства и различия людей на жизнь общества?

- влияет ли национальность на взаимоотношения людей?

- разные вероисповедания объединяют или разъединяют людей?

- как сказываются на общении с другими людьми наличие физических недостатков у человека?

- как общаются между собой люди разных поколений: старшего
и младшего?

- почему большинство людей все - же волнует этот вопрос?

Времени, отведенного на урок, нам не хватило. И это понятно.

Мы живем в городе, где проживают представители разных национальностей. Они работают на стройках и рудниках, занимаются ремонтными работами, благоустройством территории, торгуют на вещевых
и продуктовых рынках, работают водителями общественного транспорта, подсобными рабочими… Их большинство среди дворников, дорожных рабочих и т.д. Их труд незаменим. Вопреки имеющимся негативным проявлениям, связанным с большим притоком мигрантов в Норильск, норильчане - гостеприимные люди и в целом наш город благоприятен
для совместного существования и проживания людей разноязычных.

Многонационален и состав обучающихся нашего училища. Ребята живут дружно, изучают культуру других народов, их быт, национальные костюмы и, конечно же, кухню.

В нашем училище обучаются выпускники специальной
(коррекционной) образовательной школы VIII вида; преподаватели, мастера производственного обучения, обучающиеся других групп стараются
им во всем помогать, привлекать к участию в училищных мероприятиях.

Вместе с тем, к сожалению, наш современный мир еще далек от совершенства, люди, в частности представители молодого поколения, проявляют нетерпимость друг к другу, часто не задумываясь о том, что они делают. Ни для кого, ни секрет, что в последнее время в обществе получили распространение равнодушие, цинизм, агрессивность, неуважительное отношение к себе и друг другу. Происходят конфликты и в нашем училище.

Идеи толерантности оказались нам так интересны еще и потому,
что терпение, терпимость, понимание, способность проникаться и понимать других людей являются профессионально значимыми качествами
для социального работника, призванного прийти на помощь всем, кто в ней нуждается.

Цель профессиональной социальной деятельности включает содействие в создании нормальных условий для жизни человека в обществе, выявление социальных проблем, предотвращение, устранение и смягчение личных и общественных конфликтов, развитие способности
к коммуникабельности, терпению и терпимости.

Мы не видим препятствий в достижении этих целей, их просто
не может быть в этом благородном деле, ведь милосердие, сострадание, сопереживание, терпимость никто не отменял.

Равнодушие - бич нашего времени, поэтому нужно заниматься воспитанием толерантного поведения. Изо дня в день, из часа в час.

































ТОЛЕРАНТНОСТЬ - КУЛЬТУРА МИРА И ОБЩЕНИЯ

Мы выяснили, что основными принципами толерантности являются:

- терпимость к другим людям, мнениям, поступкам;

- стремление к полноценной реализации своих способностей;

- умение понимать и познавать других людей;

- устойчивость жизненной позиции, ценностей, идеалов.

Мы рассмотрели толерантность с точки зрения политики, религии, расы и отношения людей друг к другу:

- политическая толерантность предполагает, что мы в достаточной мере доверяем нашим политическим оппонентам, чтобы позволить
им организоваться, провести выборную кампанию и сформировать правительство; мы знаем, что государственная национальная политика предусматривает учет культурных и иных особенностей всех наций, защищает самобытность их культуры, языка, охрану мест почитания, святынь; политическая толерантность должна быть направлена
на предупреждение и недопущение межнациональной розни в обществе,
а также на поддержку соотечественников в других государствах.

- под религиозной толерантностью или веротерпимостью понимается как равное отношение государства ко всем религиям
и вероисповеданиям, так и толерантность, существующая в межрелигиозных и межконфессиональных отношениях.

- социальная толерантность - это человеческое отношение друг
к другу.

Вопросы межнациональных, межконфессиональных отношений приобрели сегодня для Норильска особую актуальность. Так как именно образование призвано формировать культуру межнационального согласия, способствовать закреплению позитивной практики разрешения конфликтных ситуаций, смягчения противоречий в тех случаях, когда они имеют место, наш мастер Инна Николаевна предложила нам для участия в региональной научно-практической конференции обучающихся «Молодежь, наука, инновации в промышленности и сервисе» тему «Толерантность - культура мира и общения».

Главным средством получения разнообразной социально-психологической информации являются опросные методики.

Нами, совместно с педагогом-психологом Луцюк Н.И., с целью изучения толерантности современных обучающихся и выявления проблем
в данной области, было проведено мониторинговое исследование. Исследование проводилось на базе КГБОУ НПО «Профессиональное училище № 105». Объектом исследования стали обучающиеся 1-2 курсов, всего 132 человека.

Цель мониторинга - определить наличие толерантного мышления
у обучающихся нашего училища, их позицию в отношении возможных вариантов прекращения насилия на национальной почве: определить степень терпимости обследуемых.

В работе были использованы две методики:

- тест «Насколько вы толерантны?»;

- опросник «Мы разные, но мы нужны друг другу».

Тест «Насколько вы толерантны?» был опробован на 90 обучающихся первого и второго курсов, все желающие были ознакомлены с его результатами.

В работе мы приводим лишь некоторые результаты:

24,4% респондентов расстраиваются, если интересную идею, возникшую у них, не поддержали, а 75,6 % опрошенных - нет;

67,7% опрошенных спокойно воспринимают неприятную для них новость, а 32,3% - нет;

77,8% испытуемых, общаясь с людьми, не ставят во главу угла различия в социальном положении, находят общий язык с людьми иных обычаев и нравов, другого возраста и положения.

По второй методике было опрошено: 132 человека, в том числе: 90 обучающихся первого курса и 42 обучающихся второго курса. В числе опрошенных 18 девушек и 114 юношей.

Результаты опроса «Мы разные, но мы нужны друг другу», свидетельствуют о том, что:

- большинство испытуемых, а именно 83,8% имеют друзей другой национальности, у 16,2 % таких друзей нет;

- 39,4% опрошенных хорошо относятся к людям другой национальности, еще 50,8% об этом даже не задумывались, не видят разницы, общаясь с людьми; а вот 0,8% испытуемых ответили,
что ненавидят людей другой национальности;

- 74,2% опрошенных считают, что в городе существуют проблемы межнациональных отношений, 25,8% таких проблем не видят;

- половина респондентов полагают, что остановить насилие
на национальной почве возможно, если развивать культуру межнационального общения; воспитывать толерантность в учебных заведениях предлагают 18,2%, изучать обычаи и традиции представителей других национальностей - 12,1%; значительная часть опрошенных (19%) считают, что следует ужесточить наказание за разжигание межнациональной розни;

- 50% обучающихся проявили интерес к предложенной теме; 9,8% эта тема неинтересна; 40,2% ответили, что им все равно.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что большинство обучающихся осознают сложность и неоднозначность такого явления нашей действительности как межнациональные отношения и самостоятельно вырабатывают собственную позицию по отношению к ним. При этом разброс мнений и взглядов по предложенным опросам достаточно велик.

Мы решили, что нужно охватить вниманием ту немалую группу испытуемых, которые сегодня занимают позицию «мне все равно».

Толерантность - это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом,
не нарушая прав и свобод других людей.

В то же время толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного.

Человека могут не принимать. В другом случае сам человек может отрицать требования, которые высказывает окружающее его общество.
Так почему же нас волнует вопрос толерантности? Ответ лежит на поверхности. В окружении подобных нам по виду, поведению, привычкам людей мы обычно чувствуем себя более комфортно. Ценности своей национальной культуры мы можем считать высшими, лучшими для себя. Это безусловное право любого человека. Но это право не должно сопровождаться попытками судить или карать других людей, другие нации, «учить их жизни», навязывать свою культуру.

Сколько бы ни была дорога нам память о своих национальных корнях, важно понимать другое: все мы живем и всегда будем жить вместе с людьми разных национальностей. Это требует от каждого из нас особой личной деликатности и ответственности в отношениях с людьми других национальностей. Тем более, что у разных народов больше общих черт, чем различий, и наша общность постоянно нарастает, поскольку усиливаются взаимозависимость, взаимосвязанность и целостность мира. Именно своеобразие культуры разных народов служит источником духовного богатства всего человечества, многообразия мировой культуры.

Прежде всего, через культуру мы связаны со своей нацией.
Как остроумно заметил русский философ С.Н.Булгаков, чтобы познать себя
в национальном смысле, не нужно заглядывать себе за пазуху или рассматривать себя в лупу, но следует изучать национальное творчество.

Для содействия формированию этой активной жизненной позиции
у тех, кому «все равно», мы решили проводить беседы, поэтические пятиминутки, обсуждение пословиц и поговорок различных народов, представители которых проживают в Норильске.

Все началось с открытого мероприятия в нашей группе по обществознанию «Толерантность и ее основные виды», где мы были соавторами преподавателя и ведущими. Были приглашены все желающие. Наше мероприятие прошло на «Ура», и нам стали поступать предложения
от мастеров и классных руководителей провести в их группах классные часы с этой темой. Мы с радостью согласились, и вот уже знаменитый фильм Роллана Быкова «Чучело» посмотрели и обсудили немало ребят.

Толерантность

Толерантность

На базе нашего училища проходило грандиозное мероприятие, которое стало своеобразным сплочением ребят всех национальностей:

Толерантность

Толерантность

Также для содействия формирования активной жизненной позиции
у тех ребят, кому «все равно» и у тех, у которых есть проблемы в общении
с людьми других национальностей, мы решили в рамках клуба «Жизнь
в многоликом мире» проводить беседы, поэтические пятиминутки, и, как вариант, обсуждение пословиц и поговорок различных народов в сравнении с нашим фольклором:

Сначала свари слово, потом вытащи изо рта (татарская).

Семь раз отмерь - один отрежь (русская).

Горькая правда лучше сладкой лжи (каракалпакская).

Лучше хорошо молчать, чем плохо говорить (монгольская).

С коротким языком жизнь длиннее (туркменская).

Ружье убило одного, а язык - тысячу (чеченская).

Молчание - золото (русская).

Вместе тесно - врозь трудно (осетинская).

Один в поле не воин (русская).

Когда видишь у человека недостаток, помни, что у тебя их несколько (корейская).

В чужом глазу соринку видишь, в своем бревна не замечаешь (русская).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Толерантность бывает разная, и политическая, и религиозная,
и межнациональная, и социальная. Самоуважение и уважение к другим являются непременными свойствами толерантного (терпимого) человека, также как и самосознание и понимание отличия людей друг от друга характеризуют человека ответственного и уживчивого.

Исследуя причину конфликтности в училищной среде, мы пришли
к выводу, что источником ее является отсутствие у большинства обучающихся чувства уважения, достоинства и терпимости. Конфликты между обучающимися усугубляются отсутствием опыта уважительных взаимоотношений, настоящей дружбы со сверстниками.

Проблема культуры общения - одна из самых востребованных
в училище, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто.

Из непродолжительных бесед, поэтических пятиминуток, настенных газет родилась идея создания клуба.

Создание клуба «Жизнь в многоликом мире» предполагает групповую работу, которая является сплочением, умением прислушиваться друг к другу.

Мы занялись разработкой в клубе «Кодекса чести и достоинства».
Важнейшие нравственные нормы этого «кодекса» - достоинство, честность, уважение, верность, помощь человеку и терпимость. Овладение нормами дружбы, участия - важнейшее приобретение человека. Если все
в окружающей нас среде будут жить по этим нормам, то в такой среде нет места интолерантности.

Мы считаем, что создание клуба даст хорошие результаты,
а совместная деятельность и успешное переживание конфликтных ситуаций сплотит ребят. Решающее значение имеет высокий нравственный смысл совместной деятельности.

Предполагаемые результаты, на которые мы надеемся:

- Вовлечение в проект обучающихся, неравнодушных к проблемам других.
- Обеспечение целенаправленного формирования у обучающихся высокой социальной активности, гражданственности, способности осознать себя личностью.

- Снижение агрессивности и конфликтности в группах обучающихся.

- Уменьшение проявлений межличностных, этнических, религиозных, политических и т.п. разногласий.

- Достижение гармонии между «Я» каждого обучающегося и «МЫ».

Сегодня все мы ориентированы на укрепление стабильной, безопасной
и успешной жизни всех проживающих в нашем городе, обучающихся
в нашем училище. Мы отвергаем любое насилие и стремимся к единству. Нам всем необходимо проявлять уважение к иноязычному населению,
к традициям других людей, их верованиям, обычаям, ведь большинство
из них не от хорошей жизни покинули родные места.

Нам нужно учиться жить в согласии в этом огромном многообразном мире. Человеколюбие - главная ценность современного общества. Лишь только добротой, терпением и пониманием других мы будем жить в мире.

«Мы должны все время еще и еще раз предупреждать об опасности; мы можем и должны всеми силами добиваться того, чтобы народы мира, и особенно их правительства, прониклись сознанием всего ужаса катастрофы, которую они наверняка вызовут, если не изменят своего отношения друг к другу и своего подхода к задаче построения будущего» (А. Энштейн).

Толерантность

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Учебное пособие по обществознанию для учащихся 10 - 11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией Л.Н. Боголюбова,
А.Ю. Лазебниковой. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2000.

2. Обществознание: учебник для 10 - 11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией А.Ф. Никитина. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2007.

3. Журнал «Профессиональное образование». Столица. «Научные исследования в образовании», № 2, 2008.

4. Научно - методический журнал «Преподавание истории и обществознания в школе». Москва, Издательский центр «Вентана Граф»
№ 10, 2011.

5. Интернет-ресурсы.








Приложение № 1

Тест «Насколько Вы толерантны?»

1. Вы считаете, что у Вас возникла интересная идея, но ее не поддержали. Расстраиваетесь ли Вы?

а) да;

б) нет.

2. Вы встречаетесь с друзьями, и кто-то предлагает начать игру. Что Вы предпочитаете?

а) чтобы участвовали только те, кто хорошо играет;

б) чтобы играли и те, кто еще не знает правил.

3. Спокойно ли Вы воспринимаете неприятную для Вас новость?

а) да;

б) нет.

4. Раздражают ли Вас люди, которые в общественных местах появляются нетрезвыми?

а) если они не преступают допустимых границ, меня это вообще
не интересует;

б) мне всегда были неприятны люди, которые не умеют себя контролировать.

5. Можете ли Вы легко найти контакт с людьми иного возраста, иного положения, иных обычаев?

а) мне трудно было бы это сделать;

б) я не обращаю внимания на такие вещи.

6. Как Вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь?

а) мне не нравятся сами шутки, ни шутники;

б) если шутка мне неприятна, то я постараюсь ответить в такой же манере.

7. Согласны ли Вы с мнением, что многие люди «сидят не на том месте», «делают не свое дело»?

а) да;

б) нет.

8. Вы приводите в компанию своего друга, который становится объектом всеобщего внимания. Как Вы на это реагируете?

а) Вам неприятно, что внимание от Вас отвлечено;

б) Вы лишь радуетесь за друга.

9. В гостях Вы встречаете пожилого человека, который критикует современное молодое поколение, превозносит былые времена. Как Вы реагируете?

а) уходите под благовидным предлогом;

б) вступаете в спор.

Дешифратор:

Вариант ответа

Номер вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

а

0

0

0

2

0

0

0

0

2

б

2

2

2

0

2

2

2

2

0

Ключ:

0 - 4

балла

Вы непреклонны и упрямы. Вам трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые думают иначе, чем Вы.

6 - 12 баллов

Вы способны твердо отстаивать свои убеждения, но можете вести диалог. Иногда идете на излишнюю резкость, проявляете неуважение к собеседнику.

14 - 18 баллов

Твердость Ваших убеждений отлично сочетается с уважением
к собеседнику, Вы способны отказаться от взглядов, которые, как выяснилось, были ошибочными.
















Приложение № 2


Опросник «Мы нужны друг другу»

1. Есть ли у тебя друзья другой национальности?

а) да;

б) нет.

2. Как ты относишься к людям другой национальности?

а) хорошо;

б) безразлично;

в) ненавижу.

3. В твоем городе существуют проблемы межнациональных отношений?

а) да;

б) нет.

4. Что нужно сделать, чтобы остановить насилие на национальной почве?

а) развивать культуру межнационального общения;

б) воспитывать толерантность в училище;

в) изучать обычаи и традиции представителей другой национальности;

г) ужесточить наказание за разжигание национальной вражды.

5. Твое отношение к теме «Толерантность: мы разные, но мы вместе»:

а) было интересно, узнал много нового;

б) было неинтересно, ничего нового не узнал;

в) мне все равно.





© 2010-2022